Новая опись патриаршей ризной казны, а вместе с ней и настоящих книг и рукописей была составлена по указу патриарха Иоакима от 4 января 1686г., который велел «дьяку Перфилью Семенникову и старцу Аввакуму патриаршую ризную казну по описной 184 г. книге, по которой тое ризную казну принял ризничей иеродиакон Иакинф, пересмотри все на лицо, описать в книги имянно, что ныне по той описной книге сходно или несходно..., и про те все статьи написать в книге нынешнего 194 г. по скаске ризничего иеродиакона Иакинфа с подлинною очисткою» 175 . При описании греческих рукописей и печатных книг сличение наличного состава их производилось с предыдущей описью монаха Евфимия при участии последнего; но при этом осмотре в апреле 1686 г. «того ж справщика старца Евфимия – многих книг имяна приправлены инако». Несогласие были и в формате (см. в описи Евфимия книги за 14–16, 475, 482, 483 и др.), в языке – другом рукописи или книги (оказалось много вместо греческих-славянских; см. там же под 158, 419, 425, 431, 436 и 455), или в содержании, ином от обозначенного в описи монаха Евфимия 1675–1677 гг. (см. книги под 32, 38, 52, 69–72 , 91, 108, 121, 128, 148–149, 169, 237, 244, 268, 278, 361:488); а 6 книг и рукописей совсем недоставало против этой Евфимиевской описи (см. под 84, 390 и 418). Так как в составлении той и другой описи принимал участие монах Евфимий, то трудно допустить, чтобы все эти разногласия зависели от несовершенства описи 1675–1677 гг.; более вероятия имеет предположение А. Е. Викторова , что причиной этого было то, что лица, бравшие из патриаршей ризной казны ту или другую рукопись или печатную книгу, возвращали вместо них другие. – При составлении этой новой описи патриаршее книгохранилище получило приращение: дьяк Перфилий Семенников, производивший опись, 1687 (195) г. марта 17 поднес патриарху Иоакиму лексикон грекославенолатинский «за отпущение грехов своих под заветом обещанным, еже быти ей напечатаной тиснением в научение православного великоросийского роду. Патриарх, милостивно приняв ю у него за великой дар, указал записать ю в переписную свою ризничную книгу напреди с прочими розличными книгами на память вечную труждающегося при живом и по смерти его. Лета спасения миру 1687-го» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Светская наука. Освобождение исторической науки от государственной цензуры, замыкавшей ученых в прокрустово ложе марксистско-ленинской теории, привело к появлению целого ряда независимых исследований старообрядческого раскола, обладающих несомненной научной ценностью. Корпус этих исследований настолько велик, что в рамках настоящей работы не представляется возможным проведение полного анализа литературы по старообрядчеству, появившейся в 1990–2000-е гг. По этой причине следует ограничиться упоминанием наиболее примечательных исследований, авторами которых являются Б.А. Балалыкин 107 , М.О. Шахов 108 , Б.П. Кутузов 109 , О.П. Ершова 110 , В.В. Машковцева 111 , Н.В. Асипова 112 , Е.В. Скрипкина 113 и др. Помимо изучения старообрядчества, светские исследователи постсоветского периода провели большую работу по изучению расколов и разделений, возникших в новейшей церковной истории. Основной массив этих исследований посвящен русским церковным расколам 1920–1930-х гг. и украинскому автокефальному расколу. Среди многочисленных научных исследований названного направления необходимо упомянуть работы A.C. Степанова 114 , С.П. Шестакова 115 , О.М. Игнатуша 116 , Г.В. Лаврик 117 , С.И. Жилюка 118 , И. Биланича 119 , А. Зинченко 120 , А.М. Киридон 121 и др. Другим направлением исследовательской деятельности авторов постсоветского периода стала разработка новых методологических подходов к осмыслению феномена церковных расколов. В 1996 г. российский историк и искусствовед В.Л. Махнач предложил культурологическую теорию возникновения расколов, согласно которой наиболее неблагополучными для церковного единства являются периоды смены культурно-исторических эпох и устоявшихся фаз состояния этноса 122 . В 2009–2010 гг. российские религиоведы А.К. Погасий и А.Н. Лещинский представили оригинальную схему классификации церковных расколов в рамках светского религиоведения. Данная классификационная схема выделяет возможные формы разделений в христианстве на основании их причин, последствий, хронологии возникновения и отношения к Вселенскому Православию 123 . Концепции В.Л. Махнача, А.К. Погасия и А.Н. Лещинского будут рассмотрены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

108 Первые одежды, говорит Библия, были даны самим Богом падши людям. В одежде и ее необходимости скрывается чувство стыда, которое отныне должно составлять принадлежность души человека и напоминать ему его грех (сравн. пр. 7 этой главы). Кажется, одежды указывают на смерть животных, которые, вероятно, с этого же времени начали приноситься в жертву (см. 4:4). Смерть животного, закланного первым человеком, должна была поразить его ужасом, и в этой науке смерти должен он был приготовляться к мысли, что и он должен умереть; самая одежда его из кожи убитого животного служила ему обличением и напоминанием первоначального его бессмертного состояния, его греха, грядущей смерти, и все эти чувствования вместе должны были действовать благотворно на его бедную падшую душу и возвышать ее смирением и покаянием. 109 Из этих слов видно, что змий не солгал человеку, обещая ему, что он уразумеет добро и зло: он только умолчал ему, что, приобретя это знание возмущением противу заповеди Божией и оторвавшись от Бога, он погубит и тело, и душу свою, ибо душа, возмутившаяся противу Творца, и в которой закипели все дурные страсти, не может иметь покоя, так как покой и счастье души в добре и истине: тело же его предано будет смерти. 110 Душа человеческая создана была бессмертной, тело же поддерживалось к бессмертному существованию плодами древа жизни. Богу неугодно было допустить увековечения греха в смертном теле человеческом. Мы выше упоминали, что смерть тела была одним из средств спасения души его, уничтожая в нем ту гордость, которая была причиной его гибели. «Теперь, говорит Филарет, когда человек, возжелав быть Богом, в себе самом возмнил найти независимое начало жизни, он не должен более пользоваться орудием и знамением бессмертной жизни, дабы мог познать свою ошибку. Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания и для того, чтобы, как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола. Преткнувшись на пути жизни, он должен идти безопаснейшим путем внутреннего и внешнего умерщвления» (Запис., стр. 121–122).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Синодом решения Е.Н. о признания брака незаконным (там же, 104 стр.). – См. выше, 2 прим. на 1188 стр. 1004 Для виновных супругов во вступлении в брак при недостижении церковного совершеннолетия и для невиновных супругов во всех случаях незаконности брака, кроме вступивших в брак в запрещённых степенях родства и свойства (см. также ниже, 6-е примеч.), очищение совести епитимией заменяется очищением совести исповедью пред духовником (Сборн. цер. и гражд. зак. о браке и разводе, С.Григоровского, 109, 117, 121–122, 124, 127, 130 стр.). – Виновное и невиновное во вступлении в незаконный брак лицо инославного исповедания не предаётся епитимии и ему не назначается очищения совести исповедью пред духовником, а об его поступке – вступлении в незаконный брак – сообщается лишь на усмотрение духовного начальства его исповедания (см. там же, 108, 118, 122–123, 125, 130 стр.). 1005 Дети от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных (Св. Зак. X т., 1 ч., по Продолж. 1906 г., 1311 ст.). От соглашения родителей зависит определить, у кого из них, после признания брака недействительным, должны оставаться несовершеннолетние дети. Если со стороны одного из родителей вступление в брак было недобросовестно, то другой родитель имеет право требовать оставления у него всех детей. В случае отсутствия соглашения родителей, равно как необходимости отступления от упомянутых правил для блага детей, подлежащее опекунское установление определяет, у кого из родителей должны оставаться дети (там же, 1312 ст.). Родительская власть над детьми принадлежит родителю, у которого они оставлены (там же, 1313 ст.). Родитель имеет право свидания с детьми, находящимися у другого родителя. Способ и время осуществления этого права, в случае разногласия родителей, определяются местным мировым либо городским судьёй или земским начальником (там же, 1314 ст.). Каждый из родителей обязан, сообразно своим средствам, участвовать в издержках на содержание и тех детей, которые оставлены у другого родителя (там же, 1314 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Порока и страстей Бог не сотворил, а добродетели многие имеем от природы. 26: 67. Какие добродетели вышеестественные, и от кого оным научаемся. 26: 68. Вся деятельная часть духовной жизни заключается в двух добредетелях: в посте и в послушании, и почему. 26: 73. Нужно испытывать себя, в каком находимся устроении в отношении добродетелей и страстей. 26: 75. Всякому духовному деланию предшествует наше произволение и Божия помощь. 26: 86. Во всех действиях наших да будет нам правилом: точно ли по Богу предпринимаем и совершаем оные. И какой признак оного в новоначальных, средних и совершенных. 26: 91. Как считать великое у малых, и малое у великих. 26: 92. Пути ко спасению различны, нередко полезный одному для другого неудобен. 26: 105. Меньшие добродетели рождаются от больших, а большие – от Господа, так же можно судить и о противном, то есть о страстях. 26: 108, 142. Не все могут скоро постигать волю Божию в делах своих, и каким образом поступать хотящим познать оную. 26: 109, 110. Господь судит дела наши по намерениям нашим. 26: 118. Иные предпринимают делания выше меры и сил своих по любви к Богу и по смирению сердца, а другие отваживаются на это по гордости. 26: 121. Недоумение, почему мы преклоняемся более к страстям и порокам, чем к добродетели. 26: 133. В добродетелях есть дщери и матери; разумный подвизается более о приобретении матерей. 26: 142. Каким образом конец добродетели беспределен. 26: 152. Когда нам кажется, что мы стяжали какое-либо благо, то должно испытывать себя – и тогда найдем, что мы недостаточны. 26: 161. Пример, как и одна добродетель (благо) часто изглаждает многие согрешения. 26: 220. Проходящие добродетели близ мира удобно могут быть скрадываемы, подобно спящим. 26: 225. Различные степени добродетелей для восхождения к бесстрастию. 26: 248, 249. Все доброе связуется и содержится тремя добродетелями: верой, надеждой и любовью. Чему они подобны и какие их плоды. 30: 1, 2, 3. Образцы для добродетелей, заимствованные из обыкновенной человеческой жизни. 30: 11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Школы и лечебницы существуют обыкновенно на очень отдаленных одна от другой расстояниях, так что ими пользуются только очень немногие. Что же касается богаделен для старых и увечных, то их почти нет. Из 327 губернских и уездных земских смет, помещенных в «Земском Ежегоднике» за 1877 год, назначение на этот предмет встречается только в 70, но и тут оно падает в одной смете до ничтожной цифры – 24 р. По размерам ассигновок, сметы эти распределяются так: От 24 р. до 100 назначено по 7 сметам От 100 р. до 300 назначено по 14 сметам От 300 р. до 500 назначено по 14 сметам От 500 р. до 1000 назначено по 19 сметам От 1000 р. до 2000 назначено по 9 сметам От 2000 р. до 5000 назначено по 3 сметам От 5000 р. до 10000 назначено по 4 115 сметам Насколько велико, между тем, по деревням число бедных, неспособных к пропитанию себя самих, о том могут засвидетельствовать, за неимением общей статистики, следующие данные, собранные земствами: Московским уездным, Вологодским уездным и Кременчугским. Из 159 лиц дряхлых и увечных Московского уезда решительно неимущими никаких средств к существованию отмечены – 51 116 ; из 266 лиц Вологодского уезда исключено только от 22–52%, как способных до некоторой степени себя пропитывать, а все остальные признаны решительно неспособными 117 ; из 121 нищих Кременчугского уезда решительно неспособными признана «большая часть» 118 . Те же данные могут свидетельствовать, по нашему мнению, о необходимости правильного устройства дела призрения и с другой стороны. Если из 159 нищих Московского уезда признаны только 51 совершенно неспособными к работе, то, очевидно, 108 человек находятся таких, которые могут работать и потому только нищенствуют, что нет над ними надзора, как и заявил о том исправник Московского уезда 119 . Еще более это сказать нужно о данных Вологодского и Кременчугского уезда. По данным уезда Вологодского, из 400 нищих, 1874 года, промысловых нищих было от 22–52%. Но что ходить далеко, когда и из отчетов самого близкого к нам земства, Херсонского, мы можем вывести самые поучительные результаты?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

104    Об этом сообщает Тацит («Анналы», XIII, 32), не указывая, правда, в каком именно «суеверии» обвиняли Помпонию. 105    Криспинилла Кальвия — богатая матрона, устраивавшая для Нерона оргии. 106    Унивира — «одномужница» (лат.) 107    Норик — римская провинция на территории совр. Австрии. 108    Атриенсис — раб, смотритель дома, кастелян. 109    Веларий — раб, раздвигавший занавеси. 110    Таблиний — галерея, крытая терраса. 111    Орфей — в греческой мифологии знаменитый певец и музыкант, магическое искусство которого покоряло даже животных и растения. 112    Пренеста — древний город Лация в 30 км к востоку от Рима. 113    Проходной дом — название дворца Нерона на Палатине и Эсквилине до пожара 64 г. (после восстановления — Золотой дворец); дворец этот отличался огромными размерами и походил скорее на небольшой город. 114    Перистиль — внутренний двор, обнесенный колоннадой. 115    Скорее всего, Анний Поллион, друг Клавдия Сенециона. 116    Домина — госпожа (лат.) 117    Навсикая — в греческой мифологии дочь царя феаков Алкиноя, оказавшая помощь Одиссею, выброшенному бурей на остров феаков. 118    Гомер. Одиссея, VI, 149—155 (перев. В. Жуковского) 119    Город Танагра (вост. часть Средней Греции) был известен как центр изготовления терракотовых статуэток, отличавшихся замечательной пластикой. 120    Анакреонт (2-я пол. VI в. до н.э.) — греческий лирический поэт, для творчества которого характерны темы любви и веселого застолья. Гораций Флакк Квинт (65—8 до н.э.) — выдающийся римский поэт. 121    Береника — сестра иудейского царя Ирода Агриппы II, возлюбленная Тита. 122    Яникул — холм на правом берегу Тибра, за чертой города. 123    Либитина — римская богиня мертвых, смерти и погребения. 124    Сократ (ок. 470—399 до н.э.) — греческий философ, учитель Платона. Открытый Сократом метод философствования заключался в разыскании истины с помощью диалога, беседы двух или нескольких собеседников. Диалектика в данном случае означает искусство вести философскую беседу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Статьи по патристике в первые годы издания «Прибавлений» имели довольно общий характер 104 из-за недостаточной отточенности научного инструментария в данной области. Лишь в 1870–1880-х годах появились проблемные и концептуальные работы – статьи П.И. Цветкова «Обзор апологетических трудов Восточных отцов и учителей Церкви в IV и V веках» и А.В. Мартынова «Эсхатология святого Григория Нисского » 105 . Весьма пространным получился отдел общей церковной истории, отразивший бурное становление отечественной церковной историографии. Большая часть ранних публикаций протоиерея А.В. Горского 106 и профессора П.С. Казанского 107 посвящена истории подвижничества на Востоке. Профессор А.П. Лебедев в своих статьях осветил другую сторону жизни Древней Церкви, представив широкую панораму гонений на христиан в Римской империи 108 . Наиболее активным сотрудником отдела русской церковной истории был протоиерей А.В. Горский. Ему принадлежат около двадцати публикаций 109 , часть которых посвящена древнерусской духовной письменности 110 . Публикации П.С. Казанского , специалиста по истории египетского монашества, в данном разделе по преимуществу сосредоточены на истории монашества русского 111 . Среди других ученых специалистов по истории Русской Церкви следует назвать митрополита Макария (Булгакова) 112 и Е.Е. Голубинского 113 , оставивших ряд статей, немногочисленных, но весьма обстоятельных, носящих источниковедческий характер, а также протоиерея С.К. Смирнова 114 , Н.К. Соколова 115 и известного критика старообрядчества Н.И. Субботина 116 . Обзор этого отдела был бы неполным, если не упомянуть заметки «Изъяснение то проклятии, положенном от собора 1667 года» святителя Филарета Московского , который был в духе государственной идеологии того времени настроен весьма решительно против старообрядцев, хотя и старался сдерживать непомерно ревнивых полемистов со старообрядчеством. Литургика и библейская археология в середине XIX века не получили еще достаточного развития. Среди первоначально скромных публикаций по данной тематике имеется ряд материалов, подготовленных святителем Филаретом 117 , А.Н. Муравьевым 118 , епископом Рижским Филаретом (Гумилевским) 119 . Только в 1880-х годах в «Прибавлениях» регулярно начинают публиковаться ценные историко-литургические и археологические исследования И.Д. Мансветова 120 . Отметим также статью ректора МДА архимандрита Христофора об иконографии Христа 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

По-греч., стоит просто κακν. У Шестакова, поэтому: «куда бежать от тяжких зол?» (стр. 167). Но, рассматриваемый не со стороны буквы, имеет смысл и перев. В. Алексеева. 86 Ср. и у Д. С. Мережковского: стр. 33. В греческом стоить не μορα, а иначе: « τλαινα μελων κακν»... Но, отчасти, ср. конец предыдущего нашего примечания. 89 См. в «Реальном Словаре классич. древности» Фр. Любкера; перев. В И. Модестова; СПб. 1884 – 1887; слово «μορα» (стр. 657, 658). 91 В этом заявлении, по замечанию В. Алексеева (стр. 55, прим. 53), «виден рационалист – Еврипид». 93 Чит. также речь кормилицы Федре о «заклятиях и заговорах от болезни», т. е., любовной страсти..., о «любовных средствах» (надо добыть от предмета страсти что-нибудь на память, – или прядь волос, или кусочек одежды). 104 Заметим, между прочим, что – по представлению Еврипида, – «чистое философское мышление и знание могут исцелить язвы общества» (П. В. Никитин, ор. cim., стр. 133). 105 Перевод В. Алексеева несколько отступает от греч. подлинника (перевод, напр., Шестакова ближе к последнему), но смысл дела, дух речи передает выпукло. 108 Мы не имеем намерения сообщать по этим вопросам каких-либо подробностей: христианская точка зрения общеизвестна: с частностями, желающие могут познакомиться в любом учебнике Догматического Богословия, Нравственного Богословия и проч. (чит., между прочим, и нашу статью: «Христианское самолюбие»: Хр. Чтен. 1847 г., авг., сент.)... Наша цель – оттенить воззрения Еврипида и сопоставить с ними христианские взгляды, как (предполагается) уже общеизвестные. 120 И здесь перевод у В. Алексеева неточный, но от этого не происходит особого вреда делу. Поэтому, не входим здесь в рассуждения по данному случаю. 121 У Шестакова (перев.): стр. 145. И этот перевод буквы не выдерживает, но смысл передает верно. 133 Такой перевод у В. Алексеева – правильный: τ πολλ πρσσειν именно и значит «заниматься не своим делом» (Вейсманн и др.). Нельзя того же сказать о других переводах (имеющихся у нас под руками), и даже о переводе II.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010