Исследователями к настоящему дню хорошо прослежена (см. с. 94-109) эволюция Н.М. Карамзина от западника, республиканца и руссоиста (с. 84-92, 98, 111, 115, 117-121, 124-126) до сторонника самодержавия, самобытности русской истории и убеждённого врага либерализма в конце жизни (с. 122-124, 131-133, 142). Вместе с тем В.Н. Шульгин настаивает на «консервативном постоянстве» мыслителя, у которого даже в пору либеральных увлечений молодости встречались отдельные консервативные идеи (с. 100-109, 112). С другой стороны, консерватизм зрелого Карамзина - это всё же умеренный консерватизм сторонника законосовещательной монархии (с. 104-108) и консервативной модернизации (с. 135). При этом Карамзин сохранил ряд «республиканских» идей Просвещения, воспринятых в молодости, став «европейски просвещённым русским охранителем» . Самодержавие, понимаемое как неделимость политической власти (не распространяющейся, однако, на иные сферы жизнедеятельности), виделось Карамзину единственным гарантом гражданских (не политических!) свобод граждан от «деспотизма большинства». В этом отличие основателя русского консерватизма от своего более патриархально настроенного литературного оппонента адмирала А.С. Шишкова. Идейная эволюция А.С. Пушкина, как известно, во многом напоминает судьбу Карамзина : от умеренного либерализма и идеалов просвещённого абсолютизма примерно до 1824 г. (с. 69-70, 74-76, 137-141, 179-181) к монархизму, отстаиванию особого пути развития России, критике западных государств, либерализма и католицизма (с. 138-141, 144-150, 152-166, 173-179, 183-184). В конце концов, Пушкин не только пришёл к идее консервативной модернизации, но и, продолжая линию Карамзина, стал прямым провозвестником некоторых славянофильских идей. Отдельно следует отметить, что В.Н. Шульгин находит доказательства плавности идейной эволюции Пушкина, у которого уже в юности под наносными просветительскими идеями скрывались ростки свободного консерватизма. Заслуживает особого внимания и анализ автором роли «Борис Годунов» в истории русской общественной мысли и пробуждении национального самосознания (с. 154-162) - роли, отмеченной ещё Е.Л. Шифферсом. Кроме того, В.Н. Шульгин считает, что Пушкин одним из первых в России заговорил об «эстетике Царства» (с. 141).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Во-вторых, все индивиды являются физическими объектами. Обсуждая Н, ОКоннор называет действующих субъектов «макрофизическими объектами или системами» (2000, рр. 95, 109, 111, 118) и физическими субстанциями (20006, р. 73). Согласно ОКоннору, Н предполагает монизм субстанций (2000, р. 121). В-третьих, существуют подлинно эмерджентные свойства (см. O’Connor 1994). По мнению ОКоннора, эмерджентное свойство имеет три важных характеристики. Оно является (1) простым, описываемым в его собственных терминах, новым видом свойств, качественно отличным от субвентных частей, свойств и отношений и не состоящим из них; (2) свойством, которое обладает собственным онтологически базисным типом причинного воздействия; и (3) свойством, которое с необходимостью обусловлено своим базисом и имеет в нем причинное основание (O’Connor 2000, рр. 70,110–115,117–118). Характеристика (3) требует более подробного разъяснения. Согласно ОКоннору, причинные потенциалы свойств представляют собой неотъемлемые, сущностные аспекты этих свойств и, таким образом, принадлежат им с абсолютной метафизической необходимостью. Причинный потенциал свойства составляют часть самой сути этого свойства (O’Connor 2000, рр. 70–71,117–118). Именно это мы и имеем в виду, когда говорим, что при наличии соответствующих условий субвентное свойство с необходимостью вызывает за собой появление эмерджентного свойства. Следовательно, свойства, образующие сознание, в том числе и такое свойство, как способность к действию, являются эмерджентными (O’Connor 2000, рр. 115–123). Наконец, ОКоннор принимает Тезис о Причинном Единстве, но отвергает Тезис о Составе (O’Connor 2000, рр. 108–110). Признавая, что, по мнению большинства натуралистов, Н предполагает оба эти положения, ОКоннор утверждает, что в действительности Н требует только первого. Тезис о Составе допускает лишь структурные макроскопические свойства. Отрицая его, ОКоннор принимает эмерджентные свойства. Признавая же Тезис Причинного Единства, он верит в свою способность согласовать СП с Н. Проблемы, связанные с трактовкой действующего субъекта ОКоннором

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

1301 Мартенсен «Христиан. учение о нравственности», перев. Лопухина, Спб. 1890, т. II, стр. 12–13 и дал. 1302 Подробнее об этом см. у Мартенсена, ibid., стр. 12–20, ср. Страхова, цитов. сочин., стр. 31–34. 1304 Едва ли не всем известно, что иногда, при продолжительной и согласной совместной жизни супругов, они делаются похожими один на другого даже чертами лица. 1305 «Хотя бы нужно было пожертвовать за нее (жену) жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся», – внушает мужу св. Златоуст (Бесед. 20 на посл. к Ефес., изд. Спб. дух. акад., 1858 г., в русск. перев., ч. I, стр. 315). 1306 Разъясняя апостольское наставление, св. Златоуст говорит: «Умей заставить ее (жену) быть тебе покорной твоим великим о ней попечением, любовью и дружбой... Сопутницу жизни, мать детей и виновницу всех семейных радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной»? – ibid., стр. 316. 1309 Златоуст, Бесед. 19 на 1 Коринф., в русск. перев., изд. Спб. дух. акад. 1858 г., ч. I, стр. 364. 1311 Таковы гг. Розанов, Мережковский и многие последователи их воззрений. Опыт более подробного изложения и оценки их взглядов можно видеть в статье, под заглавием: «О христианском браке (по поводу соврем. толков в печати о браке и безбрачии)» – «Богослов. Вестн.», 1900, т. I, стр. 299 и дал. 1314 Правила свв. ап. с толков., в русск. перев., изд. общ. люб. дух. пр., Москва, 1887 г., стр. 95–96, срав. 5 ап. правило, – ibid., стр. 7–8, и друг. 1315 Он был созван вскоре после 1 всел. соб. по поводу некоего Евстафия и его единомышленников, хуливших брак и утверждавших, будто бы для находящихся в нем нет надежды на спасение. 1316 См. наприм. прав. 1, 9, 14 – правила свв. поместных соборов, с толков., вып. 1, Москва, 1880, стр. 108, 116, 121. 1320 См. статью: «Брак и свв. Отцы» в газете «Русский Труд» за 1897 год. 10, 11, 12, 23 и 24, в книге «Сущность брака», стр. 33–47.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 10 смешанная авиационная дивизия – пограничные части. Первый моб. эшелон 100 стр.дивизии вывести в район Черемха не позднее 4 дня мобилизации. Начальник района – Командующий 4 армии. Граница слева – граница с. Ково. Задача – прочной обороной Брестского укрепленного района и полевых укреплений по восточному берегу р. Буг, прикрыть сосредоточение и развертывание армии. V. В непосредственном распоряжении командования округа иметь: 1. 21 стр.корпус, в составе 17 и 50 стр.дивизии, не позднее 15 дня мобилизации в районе ст. Друскеники, Ясидомля, Скидель, Демброво. 2 . 47 стр.корпус, в составе 55, 121 и 155 стр.дивизии, не позднее 15 дня мобилизации в районе Пружаны, Запруды (карта 200.000), Картузбереза, Блудень. 3 . 44 стр.корпус, в составе 108, 64 и 161 стр.дивизии, 37 и 143 стр. дивизий – все в пунктах постоянной дислокации, с дальнейшей переброской их в состав армий по плану развертывания. 4 . Противотанковые бригады – 7-я в районе ст. Бласостовица, Грудск, Ялувка; 8-я – в районе Лида. 5 . Механизированные корпуса: 17 мк – в составе 27 и 36 танковых дивизий и 209 моторизованной дивизии в районе Волковыск 20 мк – в составе 26 и 38 танковых дивизий и 210 моторизов. дивизии в районе Ошмяны. 6 . 4 воздушно-десантный корпус в районе Пуховичи, Осиповичи. 7 . Авиация – 59 и 60 истребительные авиационные дивизии; 12 и 13 бомбардировочные дивизии. 3 авиационный корпус – в составе 42 и 52 дальнебомбардировочных авиационных дивизий и 61 истребительной дивизии. Корпус используется по заданиям Главного Командования. VI. Задачи авиации: 1 . Последовательными ударами боевой авиации по установленным базам и аэродромам, а также боевыми действиями в воздухе уничтожать авиацию противника и с первых же дней войны завоевать господство в воздухе. 2 . Истребительной авиацией, в тесном взаимодействии со всей системой ПВО округа, прочно прикрыть отмобилизование и сосредоточение войск округа, нормальную работу железных дорог и не допустить пролета авиации противника через территорию округа в глубь страны.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

105-й. Три обломка деревянной золоченой и раскрашенной местами рамки иконы в архитектурном характере с греческою надписью. Утварь и мелкие предметы 106-й. Кадило на трех цепях. 107-й. Ковш металлический. 108-й. Ковшик железный с ручкой и изображением окрыленного зверя геральдического характера. Привинчена ручка обломанная, может быть, имевшая на конце форму креста. 109-й. Ручка металлическая, может быть от кадила, с витым изображением креста наверху. 110-й. Резная чаша, сквозного рисунка на 3-х цепях с колечком внизу в роде подвесной паникадилы. 111-й. Чаша, выбитая из тонкого листа. Принадлежит к разряду сосудов для питья, наиболее простому роду, известному под именем Kymbion; походит на пателлу. 112-й. Каменная толстая чаша с 4-мя губками. 113-й. Поддон металлический из трех ножек. 114-й. Часть инструмента с фигурною оконечностью в виде головы птицы. 115-й. Металлический поддон с восточными изображениями и надписью. 116-й. Резные деревянные украшения, тянувшиеся фризом, с изображением виноградных гроздей и грубой формы пальметт. 117-й. Резная деревянная пластинка с углубленным орнаментом в виде фигурной звезды. 118-й. Резная деревянная пластинка, с обеих сторон украшена птицами, клюющими висячие цветки вроде грифонов. По-видимому, восточного происхождения. 119-й. Треугольная пластинка со сквозным изображением зверя в средневековом романском стиле. 120-й. Фрагмент круглый решетки (по рисунку) из кругов и городков. По городкам надпись из букв и изображение креста. 121-й. Два замка в виде конька и птицы. 122-й. Ручка с головкой, к которой приделано кольцо. 123-й. Четыре металлических кольца; два с резными печатями, из которых одна представляет крест в круге из точек. 124-й. Подвески в виде петуха, ключа, фигурки в фригийской шапке, бус и металлических шариков. 44 125–126-й. Две мраморные статуи найденные в Керчи. Одна представляет мужчину, а другая женщину. 127–132-й. Разные золотые вещи со скифскими изображениями под витриною в левом боковом отделении: три сосуда, умбон (так называлась у Римлян накладка по средине щита с наружной стороны), браслет, группа двух скифов. Оригиналы этих вещей находятся в Императорском эрмитаже: здесь они представлены в слепках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Если, напротив того, спросят, кто развивал и передавал устный закон, то мы не замедлим согласиться с Иостом и др. и назвать книжников“ (159–160). Этим заканчивается гипотеза Кюнена о Великой Синагоге. 110 „Талмудическое название говорит, Гамбургер, kneseth hagdola, есть новоеврейское, заимствованное из арамейского языка обозначение для „Versammlung“, „Gemeinde“, для чего древнейшие писания употребляют выражения: Kahal, ( Лев. 16:27 ), Kehila ( Втор. 33:4 ), также (Быть может сюда принадлежат названные в Еккл. 12:11 . Huren, Vorsteher der Versammlung, так что это наименование било однозначуще с нашим )... Наименование: „Männer der grossen Versammlungen“, или, „Männer der grossen Synode“, – обозначает глав этого собрания, мужей, которые стоят во главе его; именование это имеет много общего с библейским: „die Einberufenen der Gemeinde “. Real-Encyklopädie, Heft. II, s, 318. 113 „Мы видим, говорит Hamburger, в Великой Синагоге только возобновление института старейшин, как они были поставлены еще при Моисее в количестве 70 человек и во время существования первого евр. царства принимали деятельное участие в важнейших делах“ R. E. Heft. III, s. 22 114 Правда, Кюнен, вероятно, приписывает (на стр. 159) книжникам не юридическое охранение закона от грубых нарушений, преступлений, а, так сказать, академическое предохранение от всевозможных примесей и искажений. Но все это так тесно связано, что трудно разграничить одно от другого. 118 Geschichte des Reiches Gottes II, 2, Berlin. 1874, s. 355. „Великая Синагога была очевидно складочным местом, куда складывали все то, что затруднялись поместить в другое место“ " стр. 356). 121 „Христ. чтение“ 1895, XI-XII, 522–535. Здесь автор излагает большею частью, известную статью Кюнена, по местам с буквальною точностью. – „История ветхозаветного канона“. СПБ. 1898 г., стр. 100–108. 3десь содержится более общее и свободное изложение взгляда того же Кюнена. Для православного богослова, решающего вопрос о каноне ветхозаветной церкви, всегда предстоит искушение покончить с вопросом о Великой Синагоге в отрицательном смысле, свести все, что приписывается ей, на деятельность Ездры и его сотрудников. Иначе вопрос о каноне чрезвычайно осложняется, ибо в трактате, напр., Baba-Batra Великой Синагоге приписывается написание или редактирование некоторых книг свящ. Писания и решение вопроса о достоинстве других книг. Последнее см. Aboth. R. Nathan, с. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1. Отсутствие всякого философского изложения. Прежде всего мы очень часто наблюдаем в трактате Диогена Лаэрция то, что можно было бы назвать нулевым состоянием историко-философского анализа. Конкретно это сказывается в том, что очень часто, и даже чересчур часто, философские идеи излагаемых мыслителей вовсе никак не затрагиваются, даже и не упоминаются. В подобных случаях изложение превращается либо в простое перечисление имен, либо с этими именами связываются какие-нибудь анекдоты, забавные рассказы, биографические подробности или в самом лучшем случае какие-нибудь изречения иной раз моралистического характера, иной раз практически-жизненного, а иной раз и просто случайно возникшие у автора трактата в силу простой и безыдейной ассоциации но смежности. То, что у семи мудрецов нет никакой философии,– это ясно как но заверению самого Диогена Лаэрция, противопоставляющего «мудрецов» «любителям мудрости», то есть только еще влекущимся к мудрости (I 12), так это остается ясным и для нас, современных читателей Диогена Лаэрция. Но сейчас мы перечислим длинный ряд имен философов, которых уже сам Диоген Лаэрций считает философами и о философских идеях которых в трактате не сказано ни слова. Таковы: Зенон Элейский (IX 29), Мелисс Самосский (IX 24), пифагореец Архит Тарентский (VIII 79 – 83) и Эпихарм Косский (VIII 78), Федон Элидский (II 105), Евбулид Милетский (II 108), Евфант Олинфский (II 110), Менедем Эретрийский (II 125 –144). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что знаменитые ученики Сократа, известные нам по диалогам Платона и из других источников, философски тоже никак не охарактеризованы. Таковы: Критон Афинский (II 121), Симон Афинский, кожевник (II 122–123), Главкон Афинский (II 124), Симмий Фиванский (II 124), Кебет Фиванский (II 125). О философии Менедема Эретрийского (II 125–144) ни слова, как и об академиках Ксенократе Халкедонском (IV 6–15), Полемоне Афинском (IV 16–20) (причем о Ксенократе и Полемоне у Диогена мы находим весьма красочные биографические сведения), Кратете Афинском (IV 21 –23), Кранторе Солском (IV 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Порождение молитвы во время рукоделия милость Божия, и молитесь тут же за работою (4, п. 694, с. 155). Труд телесный хорошее дело; труд же сей по послушанию святое дело (4, п. 709, с. 185). Работу надо непременно иметь; и чем грубее она, тем лучше. Чистые и щегольские работы слишком занимают, и внимание от главного дела отвлекают, и холодят. Изберите такую, которая была бы по глазам, и работайте каждый день непременно. Работа с богомыслием, да чтения немного, а поклонов с молитвою побольше, вот и все. Переходите от одного дела к другому, незаметно время пройдет, и скука не придет (4, п. 714, с. 196). ...Черный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве с смиренным о себе мнением, а белоручество с высокоумием (4, п. 734, с. 223). Это закон: руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть (4, п. 739, с. 229 230). Главное не осуечайтесь, не торопитесь и делайте все в свое время без сумятицы. При этом никакой труд не разсеет, и ума от Бога не отклонит (4, п. 740, с. 231). Безпрекословное послушание в противность вкусам нашим дороже всех подвигов, и разорительно оно может быть только при неискусном выполнении его... На деле же и труд самоотвержения Господь всегда вознаграждает (4, п. 741, с. 231). Руки и ноги за делом, а мысль с Богом се настоящий стоячий человек... Дела нужно так распределить, чтобы внешнее не мешало внутреннему (5, п. 761, с. 13). Положите также хлопотать о делах внешно, без внутренней хлопотливости и бурления мыслей и чувств. Когда так устроитесь, хлопоты ваши будут вас созидать, а не разорять (5, п. 795, с. 81). Труд терпеливый сам за себя приносит награду... (5, п. 840, с. 121). Труд все преодолевает с Божиею помощью (5, п. 903, с. 179). Когда на душе осенение благодати, тогда труд не в труд (6, п. 980, с. 107 108). Надо, чтобы исполнение всякой службы отзывалось трудом... В продолжение дня и будете часто... труд нести для Господа... и удовлетворенность, думаю, придет (6, п. 1020, с. 170). Переплет мне нравится больше всех других рукоделий. Без работы же умрешь. Когда писать не хочется сейчас скука. Возьмешься за работу, и все пройдет. Да и при охоте писать, нельзя писать без перечь 1. Есть часы, которых некуда девать, именно послеобеденные... Спать дурно. Шататься некуда. Читать не всегда можно, ибо и так много чтения. Вот и надо работать. Столярничать бы хорошо, да могуты нет; там сила нужна (7, п. 1084, с. 54).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

261–262), но все же оно достаточно характерно, как и умолчание иудейских апокрифов «о (человеческой) родословной Мессии» вообще (о. проф. А. В. Смирнов, Мессианские ожидания и верованіи иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 347. 40, 57 ). 2859 О. проф. А. В. Смирнов пишет, что «во всех иудейских памятниках Мессия обрисовывается чисто человеческими чертами» (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 336), и лишь «греческие переводчики, возвышаясь над своими современниками, приписали ему домирное (вечное) существование», представляя его «существом небесным, возвышающимся над человеческим родом» (стрн. 121), между тем иудеи «стремились так или иначе устранить мессианский смысл пророчеств о сверхъестественной природе Мессии» (стрн. 344). Ср. еще E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II 2 , S. 444=II 3 , S. 527–528: «ob das vorchristliche Judenthum den Messias lediglich als Menschen oder als ein Wesen höherer Art gedacht, namentlich ob es ihm Präexistenz zugeschrieben habe, ist bei der schwankenden Chronologie der Quellen nicht mit voller Sicherheit zu entscheiden». Eug. Hühn, Die messianischen Weissagungen des israelitisch-jüdischen Volkes I, S, 128: «Daraus, dass der grösste Teil der Apokalyptiker einen Messias erwartet, ergiebt sich nicht als selbstverständlich, dass auch dem Volke diese Höffnung volliges Eigentum gewesen»; касательно 4 (3) Ездр. автор признает, что здесь допускается предсуществование Мессии (S. 108), но потом не без удивления прибавляет (S. 110): «es wäre doch auffallend, wenn der Messias den Tode verfiele, während die Frommen un Endreiche weiter leben; und zwar um so auffalender, da ihm Präexistenz zugeschrieben wild». R. H. Charles устанавливает такие градации в иудейско-апокалиптических созерцаниях: 1) Мессия пассивный, хотя и высший, член мессианского царства: 2) Мессия активный поборник, поражающий врагов своей рукой; 3) Мессия с более возвышенными чертами – в качестве победителя словом уст своих и властителя по правде, вере и святости; 4) Мессия – существо сверхъестественное, вечный правитель и судия человечества (А Dictionary оі the Bible ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

…мученик Фокса… — то есть один из христианских мучеников, жития которых пересказал английский богослов Джон Фоке (1516—1587) в «Книге мучеников». 106 …я, быть может, не павлин, но у меня есть глаза… — намек на «глазки», которыми украшен хвост павлина. 107 …рука хромого беса в романе… — Имеется в виду роман французского писателя А. Лесажа (1668—1747) «Хромой бес», где бес Асмодей приподымает крыши домов и показывает студенту Клеофасу частную жизнь обитателей большого города. 108 …золотые брелоки… осудила как предрассудок. — Такие брелоки носили «на счастье». 109 …опекаемой Канцлерским судом… — В компетенцию Канцлерского суда входит, между прочим, назначение опекунов несовершеннолетним. 110 Коронер. — Так в Англии называется чиновник, производящий следствие в случае скоропостижной или насильственной смерти. 111 «Певчая птичка» — название песенника. 112 …ничем не примечательная и отнюдь не яркая звезда… — перефразированное шекспировское: Ах, точно то же было б, Когда бы я влюбилася в звезду, Блестящую на небе. («Конец венчает дело», акт I, сц. 1-я. Перевод П. И. Вейнберга.) 113 по дороге (франц.) 114 Простите! (франц.) 115 …не обрастаю мхом… — намек на английскую поговорку «катящийся камень мхом не обрастает»; источник этой поговорки — одно из «Изречений» Публилия Сира, римского порта I века до н. э. 116 Суперкарго — служащий на корабле, ведающий погрузкой товаров; обычно суперкарго был вторым помощником капитана. 117 …как бык в песенке про Петушка Робина… — намек на детскую песенку, где упоминается бык, который вызвался дернуть за веревку и позвонить в колокол. 118 Вот женщина, обольщающая всех мужчин! — цитата из Джона Гэя, английского поэта и драматурга XVIII века. Но капитан Катль отсылает Тутса к библии, а именно — к эпизоду соблазнения Адама Евой. 119 Демерара — часть Британской Гвианы (в Южной Америке). 120 Амини… застревают у него в горле, как у Макбета… — ср. Шекспир, «Макбет», акт II, сц. 2-я: А я, услышав: «Господи помилуй», За ними вслед не мог сказать «аминь». 121

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010