У В. С. Соловьева София – это женственное начало Бога, Его «другое». Флоренский пытается доказать, что София, как женственное начало Бога, есть особое существо. Это учение он старается найти у св. Афанасия Великого и в русской иконографии. Протоиерей Булгаков принимает на веру основные выводы Флоренского, но отчасти видоизменяет это учение, а отчасти дает ему новое обоснование. Именно, у Булгакова это учение имеет два варианта: а) первоначально – это особая Ипостась, хотя и не единосущная Св. Троице (в книге «Свет Невечерний»), б) позднее – не Ипостась, а «ипостасность». В этом последнем виде она – энергия Божества, проходящая из сущности Божией чрез Ипостаси Божества к миру и находящая для себя высочайшее «тварное единение» в Богоматери. Следовательно, по этому варианту, София не особое существо, но Богоматерь. По церковному же учению, которое особенно ясно раскрыто у св. Афанасия Великого , София-Премудрость Божия есть Господь Иисус Христос . Вот, в самых общих чертах, сущность учения о Софии протоиерея Булгакова! – Всякое философское учение изложить в кратких чертах очень трудно, поэтому трудно изложить в кратких чертах и учение «софианцев» о Софии. Это учение их становится ясным только в связи со всей их философской системой. Изложить же последнюю в кратких чертах тоже невозможно. Можно сказать только: философия их есть философия «панентеизма», то есть смягченного «пантеизма». Родоначальником этого «панентеизма» в России является В. С. Соловьев . 1 Иеромонах Киприан. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 2. Вот еще портрет архиеп. Феофана в Белградский период: «Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой». С.М. Зернова. Из писем к другу/За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921–1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCAPRESS , 1973. С. 53 «Маленького роста, с тихим голосом, с головой склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых отцов». Н. Зернов. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921–1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCAPRESS , 1973. С. 107

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1 Иеромонах Киприан. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 2. Вот еще портрет архиеп. Феофана в Белградский период: «Феофан Полтавский, маленький, худенький, святой». С.М. Зернова. Из писем к другу/За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCAPRESS , 1973. С. 53 «Маленького роста, с тихим голосом, с головой склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых отцов». Н. Зернов. За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921—1972)/под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCAPRESS , 1973. С. 107 2 Так было принято обращаться к членам Святейшего Синода Российской Православной Церкви.— прим. архиеп. Аверкия. 3 Прибавления к Церковным Ведомостям Святейшего Правительствующего Синода. 9 за 1909 год. 4 «Юный студент» — это, очевидно, сам архиепископ Аверкий Таушев. «В бытность студентом [Богословского факультета Софийского университета (закончил в 1930 г .)] я познакомился с проживавшим тогда в Софии (в здании Синода) архиеп. Феофаном Полтавским, пользовался его духовными советами. И под его влиянием у меня окончательно созрело и окрепло начавшееся еще и прежде в ученические года намерение принять иноческий постриг». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 «Если бы Вашему Блаженству понадобилось навести обо мне справки, то таковые могут дать: Скоплянский митр. Иосиф, архиеп. Феофан Полтавский, проф. Битольской Богословии иеромонах Иустин (Попович), бывший у нас протосингелом, и иеромонах Филипп (Гарднер), лично Вам, если не ошибаюсь, хорошо известный». Письмо иеромонаха Аверкия к митр. Антонию (Ужгород, 11 24 октября 1932 г .)/ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 284 лист 4 об. 5 Например, в этом письме архиеп. Феофана видно его неверие в гибель Царской Семьи: «21 марта В.И. Зызыкина отправилась в Венгрию к князю Голицыну-Муравлину для переговоров по делу о Царской Семье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2767...

Pannenberg, W. Jesus – God and Man. London: SCM Press, 1968. Pannenberg, W. Toward a Theology of Nature: Essays on Science and Faith. Louisville, Ky.: Westminster John Knox Press, 1993. Peacocke, A. Theology for a Scientific Age: Being and Becoming – Natural and Divine. Minneapolis: Fortress Press, 1993. Pelikan, J. Christianity and Classical Culture: The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. New Haven: Yale University Press, 1993. Penrose, R. The Emperor’s New Mind. New York: Oxford University Press, 1989. Penrose, R. “Singularities and Time-Asymmetry.” In General Relativity: An Einstein Centenary Survey, ed. S. W. Hawking and W. Israel, pp. 581 – 638. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. Penrose, R., with A. Shimony, N. Cartwright, and S. Hawking. The Large, the Small and the Human Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. Petrosky, T., and I. Prigogine. “Thermodynamic Limit, Hilbert Space and Breaking of Time Symmetry.” Chaos, Solitons and Fractals 11 (2000) pp. 373 – 382. Plass, P. C. “Timeless Time in Neoplatonism.” Modern Schoolman 55 (November 1977): pp. 1 – 19. Poincaré, H. Méthhodes nouvelles de la mécanique céleste. 1892. Reprint, New York: Dover, 1957. Polkinghorne, J. Belief in God in an Age of Science. New Haven: Yale University Press, 1998. Prestige, G. L. God in Patristic Thought. London: SPCK, 1955. Prigogine, I. From Being to Becoming. New York: Freeman, 1980. Prigogine, I. “La redécouverte du temps.” L’Homme 28:4 (1988): pp. 5 – 26. Prigogine, I. “What Is Time?” In Metaphysics as Foundation: Essays in Honor of Ivor Leclerc, ed. P. A. Bogaard and G. Treash, pp. 285 – 294. Albany: State University of New York Press, 1993. Prigogine, I. “Why Irreversibility? The Formulation of Classical and Quantum Mechanics for Nonintegrable Systems.” International Journal of Quantum Chemistry 53 (1995): pp. 105 – 118. Prigogine, I., and I. Stengers. Order out of Chaos. London: Heinemann, 1984. Russell, R. J., N. Murphy, and C. J. Isham, eds. Quantum Cosmology and the Laws of Nature.

http://azbyka.ru/otechnik/world/light-fr...

L. Shinnie, Medieval Nubia (1954), http://rumkatkilise.org/nubia.htm. Elizabeth Isichei, A History of Christianity in Africa (Grand Rapids,MI: Eerdmans, 1995); Bengt Sundkler and Christopher Steed, A History of the Church in Africa (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2000); Sir Laurence Kirwin, Studies on the History of Late Antique and Chris tian Nubia (Aldershot, UK: Ashgate Variorum, 2002); Derek A. Welsby, The Medieval Kingdoms of Nubia (London: British Museum, 2002). For the influence of Alexandria, see Stephen J. Davis, The Early Coptic Papacy (Cairo and New York: American Univ. in Cairo Press, 2005). Donald Crummey, “The Ethiopian Orthodox Tawahedo Church,” in Cambridge History of Christianity: Eastern Christianity, ed. Michael Angold (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006), 457–62. Isichei, History of Christianity in Africa; Sundkler and Steed, History of the Church in Africa. “No country in the world” is from Father Jeronimo Lobo, “Voyage to Abyssinia,” See also Isichei, History of Christianity in Africa, 52. Sir E. A. Wallis Budge, The Queen of Sheba and Her Only Son Menyelek, 2 nd ed. (London: Oxford Univ. Press, 1932); Taddesse Tamrat, Church and State in Ethiopia, 1270 – 1527 (Oxford: Clarendon Press, 1972). Koschorke, Ludwig, and Delgado, History of Christianity, 141. For the threat to the Nile, see Browne, Eclipse of Christianity in Asia. Walls, “Eusebius Tries Again.” W. A. Wigram, An Introduction to the History of the Assyrian Church (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2004; first published 1909). W. H. C. Frend, The Rise of the Monophysite Movement (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972); Cornelia B. Horn, Asceticism and Christological Controversy in Fifth-Century Palestine (New York: Oxford Univ. Press, 2006). Patrick T. R. Gray, The Defense of Chalcedon in the East (Leiden: E. J. Brill, 1979); E. W. Brooks, ed., A Collection of Letters of Severus of Antioch, 2 vols. (Turnhout, Belgium: Brepols, 1985–2003); Jan-Eric Steppa, John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2002); Ramsay MacMullen, Voting About God in Early Church Councils (New Haven, CT: Yale Univ.

http://bogoslov.ru/article/6168863

Thomas E. FitzGerald BIBLIOGRAPHIC ESSAY This essay is intended to be a guide for further investigation into aspects of Orthodox Christianity in general and the Orthodox in America in particular. It is not meant to be an exhaustive bibliography. Special attention is given to the writings of American Orthodox theologians and church historians. GENERAL HISTORIES AND INTRODUCTIONS TO ORTHODOX THOUGHT General introductions to the history of the Orthodox Church can be found in John Meyendorff " s The Orthodox Church (Crestwood, NY: St. Vladimir " s Seminary Press, 1981) and Alexander Schmemann " s The Historical Road of Eastern Orthodoxy (Crest-wood, NY: St. Vladimir " s Seminary Press, 1977). The most popular general history, and often more accessible than the two books previously mentioned, is from the British Orthodox bishop Timothy (Kallistos) Ware, The Orthodox Church (New York: Penguin Books, rev. ed., 1993). For studies dealing with particular historical periods of the Orthodox Church, see John Meyendorff, Imperial Unity (Crestwood, NY: St. Vladimir " s Seminary Press, 1989) and Byzantium and the Rise of Russia (Crestwood, NY: St. Vladimir " s Seminary Press, 1989); Richard Haugh, Photius and the Carolingians (Belmont, MA: Nordland, 1975); Anthony-Emil Tachiaos, Cyril and Methodios of Thessalonica: The Acculturation of the Slavs (Thessaloniki: Rekos, 1989); Demetrios Constantellos, Byzantine Philanthropy and Social Welfare (New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1968); J. M. Hussey, The Orthodox Church in the Byzantine Empire (Oxford: Clarendon Press, 1986). Among the best general histories of the Byzantine period are George Ostrogorsky, History of the Byzantine State (Oxford: Oxford University Press, 1968) and Dimitri Obolinsky, The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500–1453 (London: Cardinal, 1971). Issues related to the schism between Eastern and Western Christianity are discussed in John Meyendorff " s Byzantine Theology (New York: Fordham University Press, 1974). Some aspects of the church under Ottoman rule are covered in Steven Runciman " s The Great Church in Captivity (Cambridge: Cambridge University Press, 1968).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

«Assyrian Oracles and Prophecies.» Translated by Robert H. Pfeiffer. ANET 449–450. Athenaeus. The Deipnosophists. Translated by Charles Burton Gulick. 7 vols. LCL. London: Heine-mann, 1927–1941. Augustine. Tractates on the Gospel of John 1–112 . Translated by John W. Rettig. Fathers of the Church 78–79, 88, 90, 92. Washington, DC: Catholic University of America Press, 1988–1995. Aulus Gellius. The Attic Nights. Translated by John C . Rolfe. 3 vols. Rev. ed. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1927–1952. Babrius and Phaedrus. Translated by Ben Edwin Perry. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1965. «Babylonian and Assyrian Historical Texts.» Translated by A. Leo Oppenheim. ANET 265–317. The Babylonian Talmud. Edited by Isidore Epstein. London: Soncino, 1948. 2 Baruch. Translated by A. F. J. Klijn. OTP 1:615–52. 3 Baruch. Translated by H. E. Gaylord Jr. OTP 1:653–79. 4 Baruch. Translated by S. E. Robinson. OTP 2:418–25. See also Paraleipomena Jeremiou. The Book of the Dead or Going Forth by Day: Ideas of the Ancient Egyptians Concerning the Hereafter as Expressed in Their Own Terms. Translated by Thomas George Allen. Prepared for publication by Elizabeth Blaisdell Hauser. Oriental Institute of the University of Chicago Studies in Ancient Oriental Civilization 37. Chicago: University of Chicago Press, 1974. Caesar. Alexandrian, African, and Spanish Wars. Translated by A. G. Way. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1955. Caesar, The Civil Wars. Translated by A. G. Peskett. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1914. Caesar. The Gallic War. Translated by H. J. Edwards. LCL. Cambridge: Harvard University Pres, 1917. Callimachus. Aetia, Iambi, Lyric Poems, Hecale, Minor Epic and Elegiac Poems, and other Fragments. Translated by C. A. Trypanis. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1958. Callimachus. Hymns and Epigrams. Translated by A. W. Mair. Rev. ed. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1955. Catullus. Translated by Francis Warre Cornish. Revised by G. P. Goold. 2d ed. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Men, Alexander. Awake to Life!: Easter Cycle. Translated from the Russian by M. Sapiets. New York: Bowerdean Press, 1992. 96 p. Meyendorff, John. Byzantine Legacy in the Orthodox Church. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1982. 268 p. Bibliography: p. 257–259. -. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. 2d ed. NY: Fordham University Press, 1987. viii, 243 p. Bibliography: p. 229 –238. -. Catholicity and the Church. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1983. 160 p. -. Christ in Eastern Christian Thought. Washington, DC: Corpus Books, 1969. ix, 218 p. Translation of Le Christ dans la theologie byzantine. Mother of God: A Symposium. By members of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. Eric Lionel Mascall, ed. London: Dacre Press, 1949. 80 p. Nellas, Panayiotis. Deification in Christ: Orthodox Perspective on the Nature of the Human Person. Translated from the Greek by Norman Russell; with a foreword by Bishop Kallistos of Diokleia. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1987. 254 p. (Contemporary Greek theologians; n. 5.) Translation of Zoon theoumenon. Bibliography: p. 239–242. Nichols, Aidan. Rome and the Eastern Churches: A Study in Schism. Edinburgh: T & T Clark, 1992. xiv, 338 p. Oleksa, Michael. Orthodox Alaska: A Theology of Mission. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1992. Orthodox Perspectives on Pastoral Praxis: Papers of the Intra-Orthodox Conference on Pastoral Praxis (24–25 September 1986) Celebrating the 50th Anniversary of Holy Cross Greek Orthodox School of Theology (1937–1987). Edited by Theodore Stylianopoulos. Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1988. xiv, 202 p. (Holy Cross 50th anniversary studies; v. 1.) Orthodox Synthesis: The Unity of Theological Thought: An Anthology Published in Commemoration of the Fifteenth Anniversary of Metropolitan Philip as Primate of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Joseph J. Allen, ed. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1981. 231 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Библиография работ автора на языке оригинала: 1966. The Relevance of Physics . University of Chicago Press . 1969. Brain, Mind and Computers . Herder & Herder . 1969. The Paradox of Olbers " Paradox . Herder & Herder. 1973. The Milky Way: an Elusive Road for Science . New York: Science History Publications . 1974. Science and Creation: From Eternal Cycles to an Oscillating Univers . Edinburgh: Scottish Academic Press . 1978. Planets and Planetarians. A History of Theories of the Origin of Planetary Systems . John Wiley & Edinburgh: Scottish Academic Press. 1978. The Road of Science and the Ways to God . Univ. of Chicago Press, and Edinburgh: Scottish Academic Press. ISBN 0-226-39145-0 1978. The Origin of Science and the Science of its Origins . Scottish Academic Press. 1980. Cosmos and Creator . Scottish Academic Press. ISBN 0-7073-0285-4 1983. Angels, Apes and Men . La Salle IL: Sherwood, Sugden & Co. ISBN 0-89385-017-9 1984. Uneasy Genius. The Life and Work of Pierre Duhem . The Hague: Nyhoff . 1986. Chesterton, a Seer of Science . University of Illinois Press . 1986. Lord Gifford and His Lectures. A Centenary Retrospective . Edinburgh: Scottish Academis Press, and Macon, GA.: Mercer University Press . 1986. Chance or Reality and Other Essays . Lanham, MD: University Press of America & Intercollegiate Studies Institute. 1988. The Absolute Beneath the Relative and Other Essays . Lanham, MD: University Press of America & Intercollegiate Studies Institute. 2000 (1988). The Savior of Science . W. B. Eerdmans. ISBN 0-8028-4772-2 1989. Miracles and Physics . Front Royal. VA.: Christendom Press . ISBN 0-931888-70-0 1989. God and the Cosmologists . Regnery Gateway Inc.; Edinburgh: Scottish Academic Press. The Purpose of it All (alternate title for God and the Cosmologists ) 1990. The Only Chaos and Other Essays . Lanham MD: University Press of America & Intercollegiate Studies Institute. 1991. Scientist and Catholic , An Essay on Pierre Duhem . Front Royal, VA.: Christendom Press.

http://bogoslov.ru/person/299475

Алькан, Париж, 1933; «Агнец Божий. Богочеловечество», т. I, Париж, 1933 (YMCA), переведена на французский язык под заглавием «Du Verbe incarne», Aubier («Слово воплощенное», Обье, 1944); «Утешитель», т. II. Париж, 1936 (переведена на французский); «Невеста Агнца», т. III, Париж, 1945 (YMCA); «Автобиографические заметки», Париж, 1947 (YMCA); «Философия языка», 1948 (YMCA). Более подробную библиографию работ Булгакова можно найти в брошюре Л. Зандера «В память отца Сергия Булгакова» (Париж, 1945) , а также в книге Л. Зандера «Бог и мир, миросозерцание отца Сергия Булгакова» (Париж, 1948, YMCA).   Связь религии и философии сформулирована Булгаковым с мудрой проницательностью в его книге «Die Tragodie der Philosophic» («Трагедия философии»). Он отвергает средневековую формулу, согласно которой философия есть ancilla theologiae (служанка богословия), и утверждает новую, широкую и более жизненную формулу философии ancilla reli-gionis (служанка религии). Смысл этого утверждения заключается в следующем: философия исследует данные опыта, однако данные низших видов опыта дополняются и получают свое окончательное значение только тогда, когда они сочетаются со своей высшей формой — религиозным опытом, лежащим в основе откровения.   Булгаков сам пережил в личном опыте встречу с Божеством. В книге «Свет Невечерний» он рассказывает о наиболее важных моментах «Из истории одного обращения». Я приведу отрывки из его книги.   «Мне шел 24-й год, но уже почти десять лет в душе моей подорвана была вера, и, после бурных кризисов и сомнений, в ней воцарилась религиозная пустота. Душа стала забывать религиозную тревогу, погасла самая возможность сомнений, и от светлого детства оставались лишь поэтические грезы, нежная дымка воспоминаний, всегда готовая растаять. О, как страшен этот сон души, ведь от него можно не пробудиться за целую жизнь! Одновременно с умственным ростом и научным развитием, душа неудержимо и незаметно погружалась в липкую тину самодовольства, самоуважения, пошлости. В ней воцарялись какие-то серые сумерки, по мере того, как все более потухал свет детства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

306 Евагрий. Зерцало иноков и инокинь. I. К монахам, живущим в киновиях и общинах, 15 (Цит. изд., стр. 130). 329 Под этими «помыслами» отцы понимали (дурные) «мысли»; ср. Evagrios, Mai. cog. 32 r.l. (J. Muyldermans, A travers la trad, manuscrite d’Evagre le Pontique, Lowen 1932, стр. 53). 340 Евагрий. Зерцало иноков и инокинь. I. К монахам, живущим в киновиях и общинах, 56 (Цит. изд., стр. 132). 351 Блаженный Диадох , еп. Фотики в Епире Иллирийском. Подвижническое слово, глава 73 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том третий. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 49). Цит. ниже, стр. 116. 356 Евагрий. Слово о молитве, 125: «Монах есть тот, кто считает себя единым со всеми, поскольку он желает видеть в каждом без исключения самого себя». Это значит: «Любить ближнего как самого себя!» 357 J.-P. Guy, Un entretien monastique sur la contemplation. Recherches de Sciences Religieuses 50 (1962) 230 и след. (nr. 18–22). 359 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 21 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 564). 363 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 21 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 564). 367 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 21 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 565). 371 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 21 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 565). 376 Уже Кассиан (Собеседования, 9, глава 2) указывает на «непрерывное постоянство молитвы» как на «цель всякого монаха и совершенство сердца». 386 Авва Аммон, 4 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 62). 396 Авва Аммон, 4 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010