thunberg 1985 – thunberg, Lars, Man and the Cosmos. The Vision of St Maximus the Confessor, with a Foreword by A.M.Allchin (Crestwood, New York: St Vladimir " " s Seminary Press, 1985). бальтазар, Ханс Урс фон, Вселенская литургия (фрагменты), пер. М .першина и др., АО 3/14 (1997); 2/16 (1998); 1/19 (1999); 1/23 (2000); 3/25 (2000); 2/36 (2003); 4/38 (2003). бриллиантов, Александр Иванович , Влгяние восточного богословгя на западное вь произведениях Иоанна Скота Эригены (СПб., 1898; переизд.: М.: Мартис, 1998), с. 212–234. бронзов, Александр Александрович, «Предисловие переводчика», 1894 г., в кн.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Дионисий (шленов) , иеромонах, «Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника », в кн.: Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д.А.поспелов (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004). Афанасий (Евтич) , епископ, «Пролегомены к исихастской гносеологии», £740 (2005), с. 74–121. ЕПИФАНОВИЧ, Сергей Леонтьевич, Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие ([!]Киев, 1915; переизд.: М.: Мартис, 2003). петров В.В., " О трудностях XLI Максима Исповедника : основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа, сс. 147–271. петров В.В., «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D-1316A) Максима Исповедника », ВТ 40 (2005), с. 47–73. петров в.в., «. Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника », Точки/Puncta 3–4/5 (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005), сс. 7–25. поспелов Д.А., «Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов», в кн .».Диспут с Пирром... (см. выше). флоровский, Георгий Васильевич, Восточные отцы V-VIII веков (Париж, 1933, Paris: Ymca-Press, 1990). 265 Прокл, In Platonis Cratylum commentaria (ed. G.Pasquali) III, 2, 5–12; In Platonis Parmenidem p. 982, 24– 30; 1003, 10; In primum Euclidis elementorum, 42, 15; 69, 13. триада ποδεικτικ – ριστικ – διαιρετικ упоминается Ямвлихом в Жизни Пифагора 161, 8: «Общие знания, такие, как учение о доказательстве, определении и делении, он [Пифагор] передал людям» (пер. Ю.А.Полуэктова).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Нравственно-христианское учение святителя Тихона Задонского//Богословский вестник. Приложение: Журналы Совета за 1912 год. – Сергиев Посад, 1913, январь. – С. 260–262. 38. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Репринт. – Париж: YMCA-PRESS, 1983. – 599 с. 39. Христианство /Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 1: А-К. – 861 с. 40. То же. Т. 2: Л-С. – 670 с. 41. То же. Т. 3: Т-Я. – 781 с. 42. Berry T. Dostoyevsky and St. Tikhon Zadonsky 133 //New Zealand Slavonic Journal. – 1989–1990. – P. 67–72. 43. Gorodetzky N. Saint Tikhon of Zadonsk Inspirer of Dostoevsky. – Crestwood: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1976. – 318 p.– Biographical Notes, Bibliography: P. 245–295. 121 Святитель пишет: «Человек бо сам в себе есть ленив, и ради того нужно ему поощрение; есть дряхл и уныл, и потому потребно ему утешение; есть поползновен, и для того требует подкрепления» (27, 908). 122 Чтобы оттенить те неизреченные блага, которых человек сподобляется в этом таинстве, святитель сравнивает духовное рождение и его плоды с рождением плотским (4, 372–373). 123 Особенно удерживать от греха должна мысль о том, что «и в самом беззаконии и бесчинии может быть поражен человек праведным судом Божиим». 124 «Неотъемлемая» даже скорбями, неизбежными в земной жизни: хотя христиан «тело и плоть оскорбляется, но душа в них веселится, яко сии скорби сим бывают не яко злодеям, но яко христианам. Ктомуж и скорбь терпеть ради любимого радостно, что читаем и о святых мучениках. И хотя случается и христианам в духовном искушении печалиться, но они сию печаль препобеждают надеждой благости Божией, и сия скорбь им обращается в большее утешение» (4, 393). 125 «Требует и плоть своего утешения, – пишет святитель, – как-то: в алчбе питания, в жажде напоения, в трудах упокоения, и так должно и плоти угождать», но «не в похоти». В этом смысле «христианское утешение не в пище и питии, но в духовной радости состоит. Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14, 17 )» (27, 1060).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Кашменский С. Святоотеческое учение о душе. Вып. 3. – Пермь, 2002. Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996 (переизд.: Париж, 1950). Киприан (Керн) архим. Православное пастырское служение. СПб.: Сатис, 1996. Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – Киев, 1990. Кураев Андрей диакон. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и Омега. 1996, 2–3(9–10), с.268–300. Лазарь архим. Грех и покаяние последних времен. М.: Сретенский мон., 1997. Лосский В. Н. Боговидение. Пер. с франц. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1995. Лосский Н. О. Христианство и буддизм//Христианство и индуизм. М., 1994, с.25–64. Макарий Египетский . Духовные беседы, послания и слова. М.: Правило веры, 1998. Максим Исповедник . О богословии и воплощении Сына Божия//Христианское чтение. 1835, ч. 1, 11–24, 140–159, 246–265; ч. 2, с.12–24. Максим Исповедник . Творения. Кн. I, II. – М.: Мартис, 1993. Максим Исповедник . Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.229–288. Максим Исповедник . Четыре сотни глав о любви//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.163–228. Малиновский Н. П. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1909. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. – Сергиев Посад, 1911. Мейендорф Иоанн прот. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М.: Когелет, 2001. Михаил (Труханов) свящ. Православный взгляд на творчество. М.: Друза, 1997. Мясищев В. И. Личность и неврозы. – Л., 1960. Начала христианской психологии/Отв. ред. Б.С. Братусь. – М., 1995. Никита Стифат. Деятельных глав первая сотница//Добротолюбие. Т. 5. М., 1900, с.82–110. Никон (Воробьев) игум. Письма духовным детям. 2-е изд. Париж: YMCA-Press, 1988 (Св.-Тр. Серг. Лавра, 1991). Паисий Величковский . «Крины сельные» или «Цветы прекрасные». Одесса, 1910. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. – Мадрид, 1965. Практическая энциклопедия по творениям святителя Игнатия Брянчанинова . – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1. Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии, Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее преподобного Серафима и схимонахини Александры/Сост. Архим. Серафим (Чичагов). М.: Изд. Богородице-Рождественского женского м-ря, 1996. 3. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский м-рь, 1993. 4. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Калуга: Синтагма, 1996. 5. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. 7. Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М.: Ковчег, 2009. 8. Свенцицкий Валентин, прот. Преподобный Серафим. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский м-рь, 1995. 9. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: Путеводитель. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский м-рь, 2000. 10. Мотовилов Н. А. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни: Дух Божий, явно почивающий на отце Серафиме Саровском, в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Н. А. Мотовиловым (из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова). San Francisco, 1968. 11. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. San Francisco: Herman, 1969. 12. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж: YMCA-press,1925. 13. Мотовилов Н. А. Записки. М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский м-рь: Отчий дом, 2005. 14. Троицкий Д., прот. К 35-летию открытия мощей прп. Серафима Саровского. Париж, 1938. 15. Полный молитвослов и псалтирь на всякую потребу. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2008. Примечания 1 Мотовилов Н. А. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни: Дух Божий, явно почивающий на отце Серафиме Саровском, в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Н. А. Мотовиловым (из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова). San Francisco, 1968.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

24 . Мень А., свящ. Сергей Николаевич Булгаков. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/men.html (дата обращения 24.10.2020). 25 . Мефодий (Зинковский) , иером. Кенотичность как ипостасное или личностное свойство//Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал/Санкт-Петербургская духовная академия. СПб.: Издательство СПбПДА, 2019. 2: Материалы Х международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». СПб., 25–26 сентября 2018 года. 2019. С. 218–227. 26 . Мефодий (Зинковский) , иером., Головина И. В. Монадология Готфрида Лейбница, философский персонализм и богословие личности//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. 2 (в печати). 27 . Помазанский М., прот. Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы//Православный путь. Джорданвилль, 1951. С. 140–158. URL: http://antimodern.ru/halkidon/(дата обращения 21.10.2020). 28 . Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж: Издательство YMCA-Press, 1977. 29 . Флоренский П., прот. Столп и утверждение истины. В 2-х т. М.: Издательство Правда, 1990. Т. 1. 30 . Флоровский Г., прот. Памяти профессора П. И. Новгородцева//Новый мир. 12. 1999. С. 202–219. 31 . Флоровский Г., прот. Тварь и тварность//Православная мысль. 1. Париж, 1928. С. 176–212. 32 . Хоружий С. С. Булгаков Сергей Николаевич//Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ред. Степин В. С. и др. М.: Издательство Мысль, 2010. Т. 1. С. 324–325. 33 . Хоружий С. С. София – Космос – Материя: устои философской мысли о. Сергия Булгакова //Сергей Николаевич Булгаков. Под ред. А. П. Козырева. М.: Издательство РОССПЭН, 2020. С. 9–45. 1 Мень А., свящ. Сергей Николаевич Булгаков. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/men.html (дата обращения 24.10.2020). 7 Иларион (Алфеев) , митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Изд. 3-е, испр. СПб.: Издательство О. Абышко; М.: Храм иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке в Москве, 2013. С. 773.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

E. М. Верещагина: Богословский вестник. Новая серия. N° 5–6 (2005–2006). С. 650–669.] Творения Тихона Задонского . – Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Изд. 5 [сверенное с рукописями, дополн.] Т. 1–5. М., 1889 (репринт: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994). Тихон Задонский . Избранные труды. – Святитель Тихон Задонский . Избранные труды, письма, материалы. М., 2004 (Русская богословская библиотека). Уивер. Божественная благодать. – Уивер Р. X. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров/Пер. с англ. М., 2006. Пер. работы 1996 г. по изд.: Weaver R. Н . Divine Grace and Human Agency: A Study of the Semi-Pelagian Controversy. Macon GA, 1998 (Patristic Monograph Series; 15). Феофан Затворник . Псалом 118. – Псалом Сто-осмнадцатый, истолкованный Епископом Феофаном. Изд. 2. М., 1891 (репринты: Jordanville, 1976; М., 1993). Феофан Прокопович . Диалогисм. – Феофан Прокопович . Диалогисм, сиесть беседа о догматах Православной Церкви. Вена, 1785. [Изд. установить не удалось.] Филарет. Обзор русской духовной литературы. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 2. 1720–1863 [гг.] 3 СПб., 1884. Философия природы. – Философия природы в Античности и в Средние века/Ред. Π. П. Гайденко и В. В. Петров. М., 2000. Флоровский. Восточные отцы V-VIII веков. – Флоровский Г. В., свящ. [прот.] Восточные отцы V-VIII веков: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Париж, 1933 (репринт: Paris: YMCA-PRESS, 1990). Ряд переизданий. Флоровский. Пути русского богословия. – Флоровский Г. [В.], прот. Пути русского богословия. Париж, 1937 (репринт: Вильнюс, 1991). Ряд переизданий. Фома Аквинский. Сумма теологии. – Св. Фома Аквинский. Сумма теологии/Под ред. проф. Н. Лобковица и канд. филос. наук А. В. Апполонова; пер. А. В. Апполонова. Т. 1. Ч. 1. Вопросы 1–64. М., 2006; Т. 2. Ч. 1. Вопросы 65–119. М., 2007. ХЧ. – Христианское чтение. Чистович. Исправление текста славянской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Итак, предпринятый здесь обзор исторических данных показывает, что на Руси в течение последнего столетия досинодальной эпохи голос Русской Церкви в деле избрания ее главы преимущественно был вспомогательным и ограничивался лишь литургическими рамками обряда, тогда как решающее значение почти всегда имел голос монарха. Баланс взаимодействия сил мог по разным причинам меняться в ту или иную сторону, но принципиально на протяжении всего патриаршего периода основополагающий вопрос бытия Русской Церкви — о её предстоятеле всегда решался в царском дворце, а не на совете представителей разных социальных слоев церковного народа от архипастырей до мирян.   Соколов И. И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843-1453 г.)//Христианское чтение. 1907. Кн. III. С. 267-299; Кн. IV. С. 420-454; Кн. V. С. 631-663; Кн. VI. С. 759-780; Кн. VII. С. 56-82. Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Иоанновича. Учреждение патриаршества в России. Приложения. Часть вторая. Одесса, 1912. С. 1-35; 135-192. Джираудо Д. Роль православного царя в учреждении Московского патриархата//400-летие учреждения патриаршества в России: Докл. Междунар. конф., посвящ. 400-летию учреждения Патриаршества в России. М., 5-6 февр. 1990. Roma, 1990. С. 105-114. Помимо уже названного сочинения А. Я. Шпакова (с. 319-341), главные: Макарий (Булгаков), митр. Московский. История Русской Церкви. Кн. шестая: Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый: Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589-1654). М., 1996. С. 27-48; [Соколов Н. Е.] Учреждение патриаршества в России, в 1589 году//Прибавления к изданию Творений св. Отцев в русском переводе. М., 1859. Ч. 18. Кн. 3. С. 288-338; Николаевский П. Ф. Учреждение патриаршества в России. СПб.: Тип. Елеонского, 1880; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. II. YMCA-PRESS. Париж, 1959. — М.: «Наука», 1991. С. 10-47.

http://bogoslov.ru/article/376090

Александр Аркадьевич БОНДАРЕВ , главный редактор журнала " Трибуна русской мысли " Примечания: 1 - Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. САТИС. С-Петербург. 1999. - С.125. 2 - Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс- Москва , 1992. 3 - Сам И.Мейендорф приводит эти построения Оригена как неудачную попытку соединения библейского учения о творении и платонисткой метафизики. Разумеется, и мы не рассматриваем учением Оригена, как соответствующее современному православному святоотеческому учению. Однако приводим этот фрагмент труда И.Мейндорфа, как одну из первых попыток богословского обоснования необходимости власти в материальном мipe, может быть и не во всём идеальную. 4 - Н.А.Бердяев. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж: YMCA-Press, 1990. 5 - Пишет А.Л.Андреев в статье этого номера: " Гражданин и чиновник: два образа России " . 6 - См. статью этого номера - Н.Н. Алексеев - Русский народ и государство. 7 - Грибовский В.М.: Народ и власть в Византийском государстве. Опыт историко-догматического исследования. Издательство: Тип. М.Меркушева, Санкт-Петербург, 1897, с.70. 8 - Об этом мы уже писали в ТРМ ?3 (2002), ссылаясь на Л.А.Тихомирова, который считал, что в русском человеке присутствует особое чувство желания иметь над собой кого-то высшего, чем он сам, и подчиняться ему. Это чувство Л.А.Тихомиров, сославшись на К.П. Победоносцева, называл " силой нравственного тяготения " . 9 - См. Статью этого номера И.Н.Андрушкевич - Характер и корни русской политической мысли (русская мысль о власти и государстве). 10 - См. статью этого номера: Н.Н.Алексеев - Русский народ и государство (часть 1). 11 - См. статью этого номера: Царь-Мученик Павел - ниспровержитель масонства в России. 12 - См. статью этого номера: В.Н.Расторгуев - Национальная и политическая идентичность: полномочия власти и власть народа. 13 - В статье этого номера: А.С.Панарин - Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности

http://ruskline.ru/analitika/2008/01/24/...

Константин Ветошников. Ответ на аргументы представителей РПЦ о «полной передаче» Москве юрисдикции над Киевской митрополией в 1686 г. Гл. «Константинопольский Патриархат поддерживает свою каноническую и духовную юрисдикцию и права над этими землями, что стало результатом особого церковного договора с Церковью Греции, договора, признанного Греческим государством»/Anagnostopoulos Nikodemos. The Development of the Ecclesiology and the Political Theology of the Ecumenical Patriarchate of Constantinople and the Autocephalous Greek Orthodox Church in Response to Muslim Christian Relations in the Contemporary Context of Modern Greece and Turkey until 2014. Heythrop College, University of London. 2015. Р. 133 и далее. http://core.ac.uk/download/pdf/42637029.pdf Ветошников: ibid. Σνταγμα: Т. 3. 150. Σνταγμα: Т. 3. 349. Laurenm, " Les droits de l " empereur en matiere ecclesiastique " , Revue des etudes byzantines, tome 13, 1955. p. 15. Ветошников. ibid. Мейендорф Иоанн, прот. Византия и Московская Русь. — Париж. YMCA Press. 1990. cc. 136-137. об утверждении Московского патриархата. 1590 Юстиниан. Новелла VI, Присяга членов Духовной Коллегии. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного вероисповедания Российской Империи. Т. 1. СПб. 1879, С. 2. и патриаршие грамоты о учреждении Святейшего Синода с изложением православного исповедания Восточно-Кафолической Церкви. М. 1848. С. 5. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного вероисповедания Российской Империи.… С. 143-147. См. Именной указ императрицы Екатерины II от 21 марта 1785 г. «О подчинении церквей и монастырей, находящихся в Киевском наместничестве, митрополиту Киевскому, в Черниговской губернии — епископу Черниговскому; о переводе епископа Переяславского в Новгород-Северский и именовании его Новгород-Северским и Глуховским/Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830, Т. 22. С 329-330; именной указ императора Павла I «О причислении Новгородско-Северской епархии к Черниговской» от 1 сентября 1797 г./Полное собрание законов… Т. 24 С. 722.

http://patriarchia.ru/db/text/5862575.ht...

Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике//Вопросы философии. 1990, 4, с.62–87 (Париж: YMCA-press, 1929). Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. Гаврюшин Н. К. Вехи русской религиозной эстетики//Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993, с.7–33. Гаврюшин Н. К. Самопознание как таинство//Русская религиозная антропология. Антология. Т. 1. М., 1997, с.7–43. Галич А. Ощущение религиозное//Его же. Картина человека. СПб., 1834, с.408–412. Гармаев Анатолий свящ. Обрести себя. Иваново, 1999 (Христианский собеседник. Вып. 49). Гассин Э. Православие и проблема прощения//Московский психотерапевтический журнал. 2003, 3 (38), с.166–186. Гассин Э. Психология прощения//Психология и христианство. СПб., 1997, с.47. Гассин Э. Психология прощения//Вопросы психологии. 1999, 4, с.93–104. Георгий Кочетков свящ. Аномалии и особенности душевно-физического состояния (тяжелобольных, психически больные и умирающие) при подготовки к Крещению//Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003, с.101–112. Георгий Кочетков свящ. Проблема индивидуализма и личностности в Православной церкви (на приходе, в монастыре, в семье по плоти и семье по духу, т.е. в церковной общине-братстве-школе)//Личность в Церкви и обществе. Сборник. М., 2003, с.17–32. Георгий/Ярошевский/еп. Демонические болезни. (Богословско-психологический очерк). СПб.: Тип. Е. Меркулова, 1912 (СПб., 1914; впервые под псевд. «Е. Г.»: Христианское чтение. 1912, 7–8, с.775–790). Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души//Вопросы философии и психологии. 1893, кн. 4(19)-5(20). Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании апостола Павла к Галатам. М.: Изд-во Моск. подв. Свято-Троиц. Серг. Лавры, 1999 (переизд.: СПб.: Тип. А. П. Лопухина , 1902). Гобчанский И. Опытная психология. В 2-х ч. СПб., 1898 (2-е изд.: СПб., 1901; 4-е изд.: СПб., 1908). Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения//Вера и разум. 1915, 2, с.205–240.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010