1, 21). Киновия управлялась аввою (что в переводе с сирийского значит – отец), и безусловное послушание ему было обязанностью каждого обитателя киновии. Время, свободное от богослужения и молитвы, иноки проводили в труде: занимались земледелием, плетением корзин и веревок и т. п. Третий вид иночества – это лавры. Основателями этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон, поселившийся на Нитрийской горе. В лаврах мы видим как бы соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – лавра (λαυρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-либо не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях». Так, Египет был рассадником иночества. Нигде, по словам Евсевия, слова евангельского учения ни над кем не явили столько своей силы, как в Египте. Недаром, видно, древний Египет издревле глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности… «Меланхолический и торжественный вид природы Египта, – говорит русский путешественник, – вечно ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе и, наконец, куда ни взглянем, везде поразительное исполнение пророчеств – все это невольно приводит к жизни созерцательной человека мыслительного». («Путеш. по Египту». Норов, II, с. 350.) «Радуйся, Египет верный! – поет Св. Церковь. – Радуйся, Ливия преподобная! Радуйся, Фиваида избранная!» В скором времени иночество распространилось и за пределы Египта. В Палестине основателями иночества были св. Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане (270–275) и основавший в Палестине знаменитую лавру Фаранскую, лавру близ Иерихона – в пещерах Сорокадневной горы и лавру Сукка, и св. Иларион, ученик и подражатель св. Антония Великого, подвизавшийся около 50 лет в пустыне близ г. Газы. Здесь основаны были обители, из которых в VI веке славились: киновия аввы Серида, близ которой жили знаменитые отшельники в своих одиноких кельях: свв. Варсануфий и Иоанн, и киновия аввы Дорофея в окрестностях Газы и Маиума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подвизаясь в киновии аввы Серида, Дорофей переписывал, собирал и хранил ответы, которые он получал через переписку от старцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. К ним он присоединил также ответы, полученные от аввы Зосимы, подвизавшегося в Кесарии Палестинской. Там же он составил житие своего ученика, преподобного Досифея, которое и легло в основу той редакции жития этого удивительного подвижника, которую оно приобрело после позднейших дополнений и переработки. В основанной им обители он составил поучения, сохранились также его изречения и послания. Уцелевшие «тексты являются только частью всего написанного Дорофеем Газским, поскольку кодификация его творений происходила в 7 – начале 8 вв., то есть значительно позже его смерти и в условиях арабского завоевания» 669 . Поучения аввы Дорофея адресованы прежде всего монашествующим, но также и всем, кто искренне стремится следовать в жизни спасительным узким путем. Он писал их так, чтобы они были предельно понятны, предельно доступны читателю; высокие идеи автор иллюстрирует множеством жизненных примеров. Так, объясняя максиму христианской аскезы, что по мере преуспеяния в борьбе с грехом подвижник все больше проникается смиренным сознанием своего несовершенства и греховности, авва воспроизводит беседу с одним знатным жителем Газы, который, подобно другим, испытывал по этому поводу недоумение: «Я сказал ему: «Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он отвечал: «Считаю себя за великого и первого в городе». Говорю ему: «Если же ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?». Он отвечал: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же – говорю ему опять, – ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?». «Там, – отвечал он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». «Если же, говорю, пойдешь в Константинополь и приближишься к царю, там за кого ты станешь считать себя?». И он ответил: «Почти за нищего». Тогда я сказал ему: «Вот так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землей и пеплом (см. Быт. 18:27 )»» 670 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Тогда преподобный помолился Богу, и течение реки обратилось в другую сторону. Святой Агапит совершил множество (числом более ста, как сообщает запись о нем) и других чудес, исцеляя одержимых падучею болезнью одним словом своим, прикосновением руки и тенью, падавшею от тела его. Окончив свою благочестивую и богоугодную жизнь, преподобный в глубокой старости почил о Господе Спасителе нашем Иисусе Христе [ 8 ]. Память 19 февраля Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея Блаженный отец наш Дорофей [ 1 ], ревнуя о богоугодной жизни и возлюбив иноческое житие, отправился в киновию аввы Серида [ 2 ], где нашел множество великих постников, подвизающихся в безмолвии; среди них особенно отличались два великих старца: священный Варсонофий и ученик и сопостник его, авва Иоанн, носивший наименование пророка, так как он получил от Господа дар прозорливости. Святой Дорофей вверил себя руководству сих постников и со всем усердием стал подражать им. Вместе со святым отцом Серидом, преподобный Дорофей нередко приходил к великому старцу Варсонофию и беседовал с ним, а отцу Иоанну, отличавшемуся даром прорицания, он удостоился прислуживать. Так пребывал блаженный Дорофей в киновии аввы Серида, упражняясь в подвиге послушания. Тогда вышеназванные святые отцы положили, чтобы отец Дорофей устроил больницу и сам имел бы о ней попечение, ибо братия сильно страдали, когда впадали в болезни, — некому было заботиться о них и ухаживать за ними. С Божией помощью преподобный построил больницу при содействии брата своего по плоти, который будучи благочестив и любя иноков, давал святому Дорофею необходимые для постройки средства. С тех пор авва Дорофей с некоторыми другими благоговейными иноками служил больным и странным, считая сие за послушание, возложенное на него отцами обители [ 3 ]. Однажды призвал к себе преподобного Дорофея игумен Серид; придя к настоятелю, Дорофей застал у него некоего юношу в воинском одеянии, весьма младого и прекрасного собою: он пришел в монастырь вместе с некоторыми из слуг княжеских, которые пользовались любовью аввы Сериды и часто приходили к нему. Когда пришел отец Дорофей, авва Серид пригласил его к себе одного и сказал ему: — Вот эти люди привели сего юношу; они говорят, что он хочет вступить в нашу обитель; я же боюсь, что это сын какого-либо вельможи, который, быть может, что-либо украл или совершил какое-нибудь зло и теперь хочет укрыться: тогда, если мы примем его, нам будет грозить прямая опасность. Думаю я так потому, что ни его одеяние, ни его облик не обличают в нем человека, хотящего подвизаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

162. (1670). Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца, нач. XVI века, в лист, 527 листов, с изображением свв. авторов и киноварными заставками. Книга И. Лествичника в расположении и заглавии статей сходна с 156. На полях означены зачала чтений по дням и часам Великого поста. На л. 8 весьма искусно изображена Лествица с 30-ю ступенями, на верху которой Иисус Христос , принимающий монахов, а внизу с разверстою пастию дракон, поглощающий ниспадающих с левой сторони оной же лествицы. При изображении закладка в бумажной раке. л. 191. Книги св. Ефрема, глаголемые гречьским языком Пареписис, и проч., по числу, порядку и переводу совершенно одинаковы с 127 и 128. Впереди оглавление, житие св. Ефрема с начальным сказанием св. Амфилохия. Изображение Ефрема Сирина нарисовано прекрасно и заложено закладкой (в рамке) из шелковой материи. На первых листах внизу отличным от текста почерком: В лето 7027 (1519) мес. генваря 11, на память препод. отца нашего Феодосиа, опщему житию начальника, при настоятелстве и пастырстве отца нашего игумена Иакова, сию книгу глаголемую Иоанн Лествичник , да Ефрем Сирин в ней приписан, дал инок Герасим Замытской из Кирилова монастыря в дом Святой и Живоначалной Троицы Сергиева монастыря. Как преставится инок Герасим, ино его написати в сенаник и поминати в род и род; да никтоже никакоже покусится сию книгу отделити от сея обители Святыя Троица Сергиева монастыря. А отец его Петр и матн Васса в сенаннк написаны уже. Сиа книга прочитается в св. великий пост. 163. (1719). Дорофея аввы поучения, полууст., XIV века, в четверть, 188 листов. л. 1. Сказанье главизнам св. отца нашего аввы Дорофея . л. 2. Слово 1. Послание к брату вопросившю послатися ему обретеная словеса препод. отца нашего аввы Дорофея . Нач. Хвалю усердье, блажю еже о блазем тщание, и божественые ти и добролюбные яко воистину душа, брате вожделение. л. 6 об. Слово 2. О отци Досифеи. Нач. Блаженый по истинне авва Дорофей , иночьское с Богом житье облобызая в общее житье отца Серида отиде.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

К крайнему сожалению, до нас не дошло полного жизнеописания сего великого подвижника, которое, без сомнения, было бы весьма назидательно. Выбрав из его собственных писаний то немногое, что мы теперь предложили читателям, считаем нелишним присовокупить к сему и свидетельство св. Феодора Студита о подлинности и чистоте писаний преподобного Дорофея. В завещании своём св. Феодор говорит о сём так: «Принимаю всякую Богодухновенную книгу Ветхого и Нового Завета, также и жития и Божественныя писания всех Богоносных отцов, учителей и подвижников. Говорю же сие ради умовреднаго Памфила, который, придя с востока, оклеветал оных преподобных отцов, то есть Марка, Исаию, Варсануфия, Дорофея и Исихия; не тех Варсануфия и Дорофея, которые были единомысленны с акефалитами и с так называемым Декакератом (десяторогим) и были за сие преданы анафеме святым Софронием в его книге, ибо сии совершенно отличны от вышеупомянутых мною, которых я, по преданию отцов, принимаю, вопросив о сём священноначальствовавшего Святейшего Патриарха Тарасия и других достоверных Восточных Отцов; да и в учениях вышеупомянутых отцов я не нашёл не только ни малейшего нечестия, напротив, многую душевную пользу» 9 . Согласно с сим свидетельствует и другой древний писатель – Нил, слова которого напечатаны в виде предисловия в книге поучений преподобного аввы Дорофея , в греческом подлиннике и в славянском его переводе. «Известно да будет, – говорит он касательно сей душеполезной книги, – что было два Дорофея и два Варсануфия: одни недуговавшие учением Севира, а другие по всему православные и достигшие совершенства в подвигах (благочестия); сии-то самые и упоминаются в предлежащей книге, почему мы и принимаем оную с любовию, как произведение сего аввы Дорофея блаженного и достославного в Отцах». Сказание о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея Блаженный поистине авва Дорофей , возлюбив иноческое по Богу житие, удалился в киновию 10 отца Серида, где нашёл многих великих подвижников, пребывавших в безмолвии, из коих превосходнее всех были два великие старца: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushep...

Всякий выбирал себе место там, где ему казалось удобнее, смотря по своим духовным силам. Кто приходил подвизаться в Киновии – общежительные монастыри – под руководством строгого аввы игумена или своего собственного духоносного старца, кто уклонялся в затвор, здесь же при Киновии, желая большего уединения и внутреннего покоя, а некоторые из совершенных уходили и в самую пустыню. Там «они блуждали со зверями, как птицы летали по горам», по выражению св. Ефрема Сирина (Похвал. слово подвижникам). К тому времени, о котором у нас будет идти речь (вторая половина 10-го и первая половина 11-го века), в окрестностях города Газы возникло два общежительных монастыря, слава о которых распространилась не только по всей Палестине, но достигла и Запада. Кратко сказать – весь христианский мир знал о строгой и подвижнической жизни в Киновиях: Еваге и преп. аввы Дорофея 6 . Обитель Еваге была основана в самом начале 11 века Преп. Серидом близ города Газы. 7 Трудно теперь указать местонахождение этой славной в свое время киновии. Сведений историко-археологических более или менее определенных почти не осталось от того времени, и потому вопрос приходится решать по догадкам. Да и археологи, устрашаемые трудностью этого дела, не показывают, кажется, никакой попытки пролить свет на этот темный отдел в своих ученых трудах. Из всех мелких исторических черточек, касающихся вопроса о местонахождении Киновии Аввы Серида, вырисовывается в общем картина та, что обитель эта находилась в окрестностях города Газы и не в далеком расстоянии от Средиземного моря. Кроме того, прояснению этого вопроса помогает еще исследование местности, в которой теперь расположена арабская деревушка Дер-ел-Балах, находящаяся от Газы на два часа пути к югу и лежащий в оазисе того же имени. «Дер-ел-Балах» – монастырь фиников. Вильгельм Тирский говорит, что в его время в этой местности находилась крепость Дарум, для укреплений которой строители воспользовались развалинами древних находящихся здесь зданий. Он же передает, что у местных жителей сохранилось предание, по которому остатки и развалины старинных построек принадлежат древнему греческому монастырю, откуда и произошло название этой местности и крепости Дарум, т.е. монастырь греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Третьи глас имеет своей областью звуки (ля-си)-до-ре-ми-фа, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным ре. Особое положение состоит в понижении звуковой области на кварту с необычным изменением и гласовых приметь. Оно принадлежит песнопению „Бог Господь“ и воскресному тропарю (в юго-зап. ирмологах) и происходить в области пентахорда соль-ля-си-до-ре, с господствующим звуком ре (и частью до) и конечным соль, каковой звук иногда заменяется звуком ре. Но в разных подобнах этого гласа встречаются и другие отступления от его обычного положения. Четвертый глас совершается в области звуков ля-си-до-ре-ми, при тонике соль, с господствующим звуком ре и конечным си или ре. Но часто встречаются песнопения, нотированные в области: соль-ля-си-до-ре-(ми-фа), с господствующим ре (или до) и конечным си или ля, а иногда до, а также соль. Вообще окончания в разных подобнах различны и в совокупности представляют собой пентахорд соль-ля-си-до-ре, и потому в большинстве не представляются совершенными окончаниями гласа. Пятым глас совершается в области пентахорда ля-си-до-ре-ми, с господствующим звуком ми (и ре) и конечным ля. В некоторых песнопениях конечное ля переходить в ми или (в Ирм. 1652 г.) принимает после себя еще дополнительный звук ре. Особое положение принадлежит песнопению „Тебе одеющагося“ и состоит в расширении гласовой области звуков, но с тем же господствующим ми (и ре) и конечными ля и ми. Шестой глас имеет областью звуки: ля-си-до-ре-(ми) при тонике соль, с господствующим звуком ре (и до) и конечным си, которое иногда заменяется звуком ре. Седьмой глас совершается в области звуков до-ре-ми-фа-(соль), при тонике ре, с господствующим звуком фа и конечным до. Восьмым глас происходить в области звуков до-ре-ми-фа-соль, при тонике до, с господствующим звуком ми (и частью ре) и конечным до. Дневной напев гласа 8 оканчивается несовершенным окончанием ре. В некоторых украшенных конечных строках следует окончание соль вместо до, т.е. на кварту ниже нормального, а некоторый мелодии всей гласовой областью понижены на кварту. Песнопение „Прийдите вернии“ (юго-зап. ирм.) происходит в обширной области звуков, но с обыкновенными гласовыми приметами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

согласно с самогласными стихирами Октоиха. Первый глас малого знаменного распева, как и большого, совершается в гиполидийской тональности в области пентахорда: ре-ми-фа-соль-(ля) с господствующим звуком ми и конечным ре. Тот же самый пентахорд с тем же конечным звуком лежит в основании и киевского распева с обычными напевами. Но в них господствующей звук находится на терцию выше, именно соль (а не ми) при той же тонике до. Это – простое перенесение мелодии с терции на квинту в том же аккорде или гармоническое замещение звука ми звуком соль, постоянно допускаемое во всякого рода мелодиях при их варьировании и не изменяющее сущности дела. В малом знаменном распеве пентахорд весьма редко дополняется еще снизу звуком до (во 2 строке 1 гл. перед конечной её нотой ре) и убавляется обыкновенно сверху через опущение звука ля, каковой звук и в киевском распеве употребляется только в запевной строке для усиления первого слога с ударением и то не во всех изданиях. Второй глас малого знаменного распева, киевского и обычных нотируется в синодальных изданиях в гиполидийской тональности по примеру ирмосов большего распева, т. е. на кварту ниже против мелодий Октоиха (из издания Н. Потулова), именно в области (си) до-ре-ми-фа(соль) с опущением верхнего соль и добавлением нижнего си 71 и также с господствующим звуком ре и конечным до. Но в конечной строка киевского и обычных напевов после окончания до в виде украшения прибавлен еще небольшой припев, оканчивающийся на си, что и служит единственным их отличием от знаменного. Напев 2 гл. имеет и другой обычный вид (напр. в придворном пении), но с той же областью звуков и с те ми же гласовыми приметами, и только имеет гармонически характер ре минор, а не сольмажор. Трений глас малого, как и большого знаменного распева, нотируется в гиполидийской тональности, в области: си-до-ре-ми-фа, с господствующими звуками ми и ре, и конечным си. С ними во всем имеет буквальное сходство и распев киевский со своими отраслями. Четвертый глас большего знаменного распева совершается в гиполидийской тональности в области: ре-ми-фа-соль-ля 72 с господствующим звуком фа и конечным ми или ре. В малом знаменном распеве – тот же пентахорд и господствующей звук, но с окончанием ре. Ему в точности последует и киевский с своими отраслями, но только в пониженной на кварту области звуков: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет. Пятый глас большого знаменного распева нотируется иногда на квинту, иногда на кварту ниже нормальной его гиполидийской тональности, т. е. в области: до-ре-ми-фа-соль или же: ре-ми-фа-соль-ля. В малом знаменном и киевском распеве с обычными глас этот нотирован еще на кварту ниже второй из упомянутых здесь областей, т. е. в пентахорде: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет, т. е. с господствующим звуком ре (иногда еще и до) и конечным ля или, что тоже, вне установленных тональностей, на две кварты вниз против нормального его нотирования в гиполидийской тональности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Елиан по влечению своего благочестивого сердца часто посещал Серидову обитель, которую особенно любил; он пользовался расположением настоятеля преподобного Серида, питал глубокую любовь к старцам Варсонофию и Иоанну. Под благотворным влиянием Серидовой обители благочестивое настроение Елиана усиливалось; в его душе возникла мысль о благоугождении Богу и спасении души путем подвижничества; мысль эта развивалась более и более и овладела всем его существом. Он решил поступить в Серидову обитель. Елиана не удерживает то обстоятельство, что на его попечении была престарелая бабка его, жившая вместе с ним; она имела собственное имение, требовавшее распорядительных рук, были у ней рабы и домочадцы, за которыми нужен был строгий присмотр. Не решаясь сам распорядиться своею судьбою, он обратился к старцам Варсонофию и Иоанну и просил у них совета, как ему поступить в его обстоятельствах. Старцы, благословляя Елиана на путь подвигов Бога ради и ради спасения души, дали ему такой совет: бабку поместить близ ее племянников, которые были взрослые, с тем чтобы они заботились о старице, для чего отделить им достаточное количество земли и угодий, остальные свои земли и угодья оставить за собою и продажу их предоставить времени, когда будет на то воля Божия. Согласно совету святых старцев Елиан так и сделал и затем поступил в обитель преподобного Серида и начал со всем усердием трудиться о Господе. Но сверх всякого ожидания его на первых же порах ему суждено было проходить в обители трудное служение ее настоятеля. Елиан поступил в обитель еще при жизни преподобного Серида. Серид, приготовляясь к отшествию в другую жизнь, в завещании своем назначил преемниками по себе старших из братий, но так, чтобы они управляли последовательно один за другим, и после всех поместил и Елиана. Старшие братия по смирению все отказались от начальствования; тогда должен был принять на себя управление обителью Елиан, несмотря на то что он был новоначальный и не имел еще иноческого образа. Изумился Елиан, когда узнал о многотрудном иноческом служении, которое ему предстояло: он искренно сознавал себя и недостойным сана игумена, и не приготовленным к великому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 71, 78–80. Ср.: Житие Андрея Юродивого. 77, 80–81, 100–102: PG. 111. Col. 717AC, 720D-724A, 744С-748В. См.: Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легевды. С. 73. Следует подчеркнуть, что юродивый на самом деле уважает того, над кем смеется. Симеон особенно насмехается над монахами (Там же. С. 73), однако советует своему другу Иоанну никогда ни кем не пренебрегать, «особенно же монахами» (Там же. С. 81). Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 60. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 68. Там же. С. 80. Там же. С. 74. Ср.: С. 79. Там же. С. 79. См.: Там же. С. 71. См.: Там же. С. 69, 70–71, 73, 75, 76. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 172, 175, 176. Ibid. P. 179. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 66, 67. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 69, 75, 81. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 169. Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1. С. 173). Житие Андрея Юродивого. 19, 70–71: PG. 111. Col. 652BC, 712АС. Палладий. Лавсаик. 36 (рус. пер.: Указ. изд. С. 78). Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21 (рус. пер.: он же. Церковная история. Т. 1.С. 172). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 70. Там же. С. 74. Житие Андрея Юродивого. 20–21: PG. 111. Col. 652C-653C. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 54. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 181–182; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 77; Житие Андрея Юродивого. 38–39: PG. 111.Col.672D-676A. См.: Палладий. Лавсаик. 37; Vie et recits de I’abbe Daniel. P. 61; Jean Rufiis. Plerophories. P. 178–179; John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 168–169,170,180; Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 55, 76.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010