Ученик мог покинуть своего старца по совету другого старца, если последний счел, что душа ученика будет в опасности, если он и дальше будет пребывать подле своего аввы 828 . Но такие случаи крайне редки. По большей части старец и его ученик были преданы друг другу до смерти. Когда старец, достигнув весьма преклонного возраста, становился немощным и неспособным жить самостоятельно из-за физической или психической немощи, тогда ученик становился ему «прислужником». Известно, что Иоанн Фивейский прожил двенадцать лет подле аввы Амоя на циновке, прислуживая старцу во всем без малейшего намека на благодарность со стороны последнего. И только перед своей кончиной авва Амой похвалил своего верного ученика: «Это ангел, а не человек!» 829 Еще старец мог свидетельствовать о своей почтительности тем, что просил помощи Божией своему ученику, как обещал это авва Арсений Даниилу в благодарность за те скорби, что он претерпел ради него 830 . У аввы Арсения были два других ученика, Александр и Зоил, которые к нему сильно привязались. Однажды он решил покинуть их и жить отдельно, в полном уединении, но скоро пожалел об этом и снова вернулся к ним. Все трое очень сокрушались из-за разлуки и остались вместе до смерти старца 831 . На самом деле, самые суровые и строгие старцы имели самое доброе сердце. Когда авва Пимен видел, что его ученик задремал во время псалмопения, он аккуратно брал его голову и клал ее себе на колени 832 . Если старец радовался добродетели своего ученика, то он не хотел ничего менять в нем. Так было с аввой Сисоем и его верным учеником Авраамом 833 . И авва Лонгин поступал так же со своим учеником, который вел себя безупречно 834 . После кончины старца ученик мог подвизаться один или духовно окормляться подле другого отшельника. Прежде чем самому стать старцем, авва Исаак успешно прошел аскетическую школу у Крония и Феодора Фермейского 835 . Александр и Зоил были учениками аввы Агафона, прежде чем стали подвизаться с Арсением Великим 836 . Некоторые апофтегмы показывают, что ученики в свою очередь позднее сами становились старцами и воспитывали учеников. Хорошо известно, что в Египте с древних времен семейные связи были очень сильны. Чтобы различить людей с одинаковыми именами, здесь всегда прибавляли к ним имя отца. В апофтегмах мы, например, видим, как к именам подвижников прибавляют имя духовного отца – например, Иосиф, тот, что аввы Лота, другой Иосиф аввы Алония, Иоанн аввы Иакова, Исаак аввы Беса, Нистерой аввы Павла, Сисой аввы Антония. Объединения отшельников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 562 году император Юстиниан отправил своего посла Мария в Палестину преследовать не соглашавшихся принять учение еретиков-афтартодокетов 20 . По просьбе Иерусалимского патриарха, ради блага Церкви, преподобный Варсануфий вышел из затвора и поехал в качестве посла в Константинополь. Император, убежденный силою слова аввы Варсануфия, приостановил деятельность Мария и вместе с аввой отправил дары Иерусалимской церкви. Преподобный Варсануфий скончался в 563 году. Ответы преподобного Варсануфия и его прозорливого друга Иоанна записаны с их слов аввой Серидом. Преподобный Исаак Сирин Святой Исаак родился в Ниневии в VI веке. Еще в юности Исаак, удалившись от мира и всего мирского, вместе с братом своим поступил в лавру святого Мар-Матфея и там принял иноческий постриг. Живя в монастыре, он преуспел в добродетели. Когда душа его стала стремиться к безмолвию и пустынножительству, он поселился в келье и начал проводить уединенную жизнь, ни с кем не имея общения. Родной брат его, вступив в управление вышеупомянутою лаврою, не переставал убеждать и умолять его в письмах, чтобы он возвратился в прежнюю обитель, но святой Исаак оставался в пустыне. Однако ниневитяне, узнав о высоких подвигах и духовном просвещении святого Исаака, стали просить его принять епископство и управлять церковью Ниневийскою. Святой Исаак уступил их просьбе, но недолго правил церковью родного города, так как паства начала оказывать непослушание архипастырю, избранному ею, и святой решил сложить с себя бремя епископского служения. Он ушел в Скитскую пустыню в Египте, где прожил до самой старости. Святой Исаак Сирин был плодовитым писателем-богословом. Самая большая часть его поучений сохранилась в арабском переводе под названием «Монашеское правило». В нем четыре книги, которые содержат более ста поучений и письмо к Симеону Столпнику. Им написаны «Слова подвижнические» и другие труды. Преподобный авва Дорофей Преподобный авва Дорофей был учеником преподобного аввы Иоанна прозорливого и жил в монастыре аввы Серида. В юности преподобный Дорофей занимался прилежным изучением светских наук и, придя в монастырь, с еще большей ревностью стал упражняться в добродетели. По совету великих старцев Варсануфия и Иоанна, а также игумена Серида, преподобный авва Дорофей выстроил на средства одного брата больницу и стал там прислуживать больным и странникам. Потом авва Серид поручил ему служить великому авве Иоанну прозорливому, что было для последнего большим утешением. В течение десяти лет преподобный Дорофей был келейником у аввы Иоанна. По кончине старца, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил Серидов монастырь и основал другую обитель, где стал игуменом и истинным руководителем иноков в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Просмотрены также вошедшие во 2-е издание «Духовного дневника» следующие изданные отдельно его части: Архим. Арсений. Новогодние пожелания христианину. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с.; его же. Наше неверие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 20.3.1907); его же. Христос Воскресе! М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 10.4.1907); его же. Храни, христианин, чистоту и целомудрие. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1907. 8 с. (Цензурное разрешение 12.4.1907); его же. О духовной прелести. М. Печатня А. И. Снегиревой . 1911. 10 с. (Цензурное разрешение 13.3.1911); его же. К годовщине прославления святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца//Голос Церкви. М. 1912. 9. С. 197–200; епископ Арсений Серпуховский. Любовь за гробом. (Посвящается современным женщинам, потерявшим дорогих лиц на войне). М. Печатня А. И. Снегиревой . 1915. 8 с. Сохранились четыре книги дневников архимандрита Арсения за 1909–1914 ГГ. (РГАДА. Ф. 1207. Е.х. 1577–1580). 97 Преподобная Мария Египетская (†522) – в молодости была блудницей. Отправившись с паломниками в Иерусалим, по предстательству Божией Матери, внесшей в ее душу стыд и раскаяние, была допущена до Креста Господня. Став ревностной христианкой, 47 лет провела в покаянии в Заиорданской пустыне. Память 1 апреля. 98 Мученик Вонифатий (†14.5.290) – принял мученический венец в Тарсе, куда послан был своей госпожой из Рима, чтобы принести оттуда честные мощи мучеников. Усечен мечем. Память 19 декабря. 99 Преподобный Дорофей Палестинский (†620) – происходил из состоятельной семьи из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в основательном изучении светских наук. Вступив в монастырь преподобного аввы Серида, пользовался наставничеством св. Иоанна пророка, аввы Серида и аввы Варсануфия. Со смертью первых двух и удалением в полный затвор Варсануфия Великого, преподобный Дорофей оставил обитель и стал настоятелем одного из монастырей. «Душеполезные поучения и послания» аввы Дорофея , переведенные на русский язык и неоднократно издававшиеся Оптиной пустынью, были одной из излюбленных книг русского монашества. Память 5 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

О преподобном Иоанне дал братии такой отзыв игумен Серид, сам великий подвижник: «Я никогда не видал, чтобы сей старец улыбался, или был смущен, или без слез приступал к святому причащению, когда говорил: “Господи, да не будет мне в суд святая сия”» (Ответ 568). Преподобный Иоанн предузнал свою кончину. Когда преставился игумен обители преподобный Серид, старец объявил новому настоятелю киновии Елиану и братии: «В седминах аввы Серида я скончаюсь». Пораженные этим известием, Елиан и братия просили святого старца не оставлять их сирыми. Иоанн прямо и решительно сказал: «Если бы авва Серид прожил долее, то и я прожил бы еще пять лет; но так как Бог скрыл его от меня и взял его, то и я не проживу более». Тогда Елиан обратился к Варсонофию, долго и со слезами молил его даровать им старца, испросить у Бога продление его жизни на пользу обители, во благо душ подвизающихся там, так как после кончины Серида Варсонофий не давал уже более ответов. На другой день, когда Елиан и братия снова явились к Иоанну умолять его, старец предупредил их и сказал Елиану: «Зачем беспокоишь из-за меня старца? Не трудись, я не проживу более». Тогда все заплакали, рассказывается в повествовании о кончине Иоанна, и припали к стопам его. Елиан, обняв их, сказал: «Хотя две недели даруй мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им». Старец, сжалившись и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, изрек: «Хорошо, я останусь с тобой еще на две недели». Елиан, новоизбранный настоятель, незнакомый еще с трудным делом управления обителью, спешил воспользоваться двухнедельным сроком и спрашивал святого старца обо всем, что находил нужным знать касательно этого дела. Когда две недели окончились, старец Иоанн призвал к себе Елиана, братию и всех бывших в обители и простился с ними, приветствовал каждого, потом отпустил всех, с миром предал дух свой Богу (Ответы 221, 604). Святые отцы Варсонофий Великий и Иоанн Пророк в назидание и душевную пользу христиан оставили превосходное творение – ответы на вопросы учеников и мирских людей, плод своей богопросвещенной мудрости и духовной опытности. Некоторые ответы писал Иоанн Пророк; большая же часть принадлежит Варсонофию, который давал их через игумена Серида. Собрание их представляет собой книгу из 850 ответов. Ответы Варсонофия и Иоанна давались на вопросы людей различного звания и состояния. Одни ответы даны были подвижникам-безмолвникам, другие – жившим в общежитии, третьи – облеченным в сан архиерейства и священства, иные – инокам, новоначальным или уже преуспевающим в духовной жизни; некоторые – начальствующим, судьям и другим христолюбивым мирянам. Ответы давались сообразно душевному состоянию вопрошавшего, соответственно той или другой потребности. Главный предмет всех ответов – внутренний человек, душа, сердце, совесть, совлечение ветхого человека и облечение в нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4)  Перенесение мощей Кира и Иоанна, и собор аввы Пимена. 5)  Мученичество Петра и Павла. 6)  Мученичество Олима единого от седмидесяти, и Феодосии. 7)  Аввы Синота, и Игната папы Римского. 8)  Успение аввы Имоя, и мученичество Аверома и Афома. 9)  Мученичество апостола Клеопы и Кладиана. 10)  Мученичество Феодора епископа Пектапольского. 11)  Мученичество Иоанна и Симеона, и память Исаии монаха. 12)  – 13)  Аввы Пастинса епископа Кофтского и других. 14)  Мученичество Прокопия, и обретение мощей Пехнема и Сарры. 15)  Аввы Ефрема Сирина , и Кириака и матери его. 16)  Иоанна, имущего Евангелие, и Филофея. 17)  Мученичество Евфимии, и обновление храма св. Пехнема. 18)  Мученичество Иакова епископа Иерусалимского. 19)  Мученичество Паталия врача, и прочих. 20)  Мученичество Феодора сына Иоаннова. 21)  Успение Сосения евнуха, и прочих. 22)  Мученичество Макаре сына Василиды. 23)  Мученичество Лонгина сотника. 24)  Мученичество Апанопа Елвухеси, и других. 25)  Мученичество Феклы равноапостольной и иже с нею. 26)  Иосифа обручника, и Тимофея. 27)  Мученичество Апанопа иже в Мариуте, и ангела Сориила. 28)  Марии Магдалины, из нея же изошли семь бесов. 29)  Перенесение мощей апостола Фаддея. 30)  МученичествоМеркурия и брата его из Ахмима. Месяц Мееря (Август) 1)  Мученичество Аналия сына Иустова. 2)  Иакова иерея, и других. 3)  Симеона Метафраста столпника. 4)  Езекеиля царя иже от семени Давидова. 5)  Иоанна стратилата. 6)  Мученичество Иулиты. 7)  Благовещение архангела Иоакиму о рождении Девы. 8)  Мученичество девяти мученик и чад. 9)  Мученичество Апари из Хетнофа, и успение Клодия. 10)  Матрова отца Иоаннова из Эзмона. 11)  Аввы Моисея епископа. 12)  Царь Константин воцарися в Риме. 13)  Преображение Господне на горе Фаворстей. 14)  Чудо Феофила папы Александрийского. 15)  Успение Марины. 16)  Вознесение телесе Пресвятой в царство небесное. 17)  Мученичество Иакова, и успение Песендея. 18)  Александра папы Александрийского. 19)  Пришествие мощей Апо- Макария великого в Сехат. 20)  Успение седми отроков иже во Ефесе. 21)  Успение Ирины. 22)  Успение пророка Михея сына Иоллева. 23)  Мученичество 30 000 иже в Александрии. 24)  Успение Фомы епископа Мараасского. 25)  Успение аввы Виссариона великого. 26)  Мученичество Матвея и Сарры сестры его, и Феклы монахинии. 27)  Успение Вениамина и Евдокии сестры его. 28)  Празднество Авраама, Исаака и Иакова. 29)  Мученичество Афанасия епископа и двух юношей. 30)  Малахии пророчествовавшего о пришествии Предтечи. Дополнение 1) Апо-Иоанна, и Исоя брата Апо-Хора. 2) Тита ученика Павлова. 3) Ангела Сафаила, и Андриана и супруги его. 4) Аввы Пимена Египетского, и Арсения папы Римского. 5) Аввы Иакова, и Амоса пророка, и Варсомы обнаженного. Читать далее Источник: Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб.: В Тип. Имп. Акад. Наук, 1856. - 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Тогда отошло превозношение от сердца его, и исповедал он молитву святого аввы Яфкерана-Эгзиэ. Потом он убеждал других не превозноситься, наставляя учению пути правых, ради превозношения своего над сим отцом непорочным. Воистину не будет превозноситься никто, услышавший эти слова, заставляющие трепетать сердце, да не впадет в великую пропасть, из которой нет выхода. О сеть, в которую впадают многие сказав: «мы – столпы». – Бог да избавит нас от сих лукавых сетей молитвами и молением святого аввы Яфкерана-Эгзиэ, и да подаст нам смирение, во веки веков. Аминь. Паки послушайте от чудес святого аввы Яфкерана-Эгзиэ. Был один монах, у которого разболелся глаз, до воспаления. Пошел он к месту стояния отца избранного аввы Яфкерана-Эгзиэ и попросил от рук его праха от места стояния чистого, и помазал глаза свои. И исцелился он тотчас, и исповедал молитву святого аввы Яфкерана-Эгзиэ. Еще. Один иерей шел по пути вместе с блаженным аввой Яфкерана-Эгзиэ. Когда они были на пути, пошел великий дождь. Иерей испугался. С ним была книга. Дождь пошел сильный, стемнело от сильного дождя. Силою молитвы святого аввы Яфкерана- Эгзиэ не коснулся их дождь нисколько. Иерей дивился и изумлялся весьма величию молитвы блаженного и прославил Бога. Паки послушайте, звезды евангельские светлые, от изрядств сего столпа света, аввы Яфкерана-Эгзиэ Однажды нашел на него Дух Божий и поведал ему, что есть в Энфразе в монастыре Ферк больной, сильно страждущий. Он послал ему корову с теленком, чтобы он пользовался молоком. И послал он ему сказать: «Не скорби, что у тебя нет пастуха, но посылай ее пастись одну с теленком: Бог сохранит его, чтобы он не питался молоком матери, пока не придет к тебе каждый день. Пей молоко и ешь масло, и Господь исцелит тебя от болезни твоей». Посланный, придя, сообщил больному все. Тот, услыхав, удивился и изумился, и уверовал в слово блаженного аввы Яфкерана-Эгзиэ. Отдав корову с теленком, посланный вернулся к своему наставнику, а больной поступал согласно слову святого аввы Яфкерана-Эгзиэ: утром доил корову и отправлял ее вместе с теленком пастись одну, и силою молитвы святого не сосал теленок матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

5) Пророка Иезекииля сына священника Озии. 6) Марии Египетской, и осязание Фомы. 7) Иоакима родителя пресвятой Девы, и Гаия, и других. 8) Мученичество святых Агапия и Ирины и иже с ними. 9) Успение Зосимы святого, и воспоминание чудесе, бывшего чрез святого Афанасия. 10) Аввы Исаака ученика аввы Апола, и иже с ними. 11) Феодоры, и Иоанна епископа Газского. 12) Александра епископа Иерусалимского. 13) Мученичество Иисуса и Иосифа, монахов горы Хорасан. 14) Мученичество патриарха Максима. 15) Обновление храма св. Николая, и мученичество Александры. 16)  Мученичество Павла епископа, и возлюбленного ученика и епископа Иоанна. 17) Мученичество Иакова брата Иоаннова. 18) Осения и Сисения. 19) Мученичество Симеона епископа Персов. 20) Мученичество аввы Пипа из Дмириса. 21) Успение Иерофея Афонского. 22) Аввы Исаака, и Александра, и аввы Марка. 23) Мученичество св. великомученика Георгия, и Аввы Хаила. 24) Мученичество Саса, и Саланотия папы Александрийского. 25) Мученичество св. Сарры и аввы Оноды, и Феодора. 26) Мученичество Сисиния сына Сосипатрова. 27) Мученичество Виктора сына Романо. 28) Мученичество Иулия подвижника в горе Хорасанстей. 29) Ареста единого от седмидесяти. 30) Мученичество евангелиста Марка первого патриарха Александрийского. Месяц Пахсени (Май) 1)  Рождество Девы 2)  Иова и Феодора ученика Пахомиева. 3)  Апостола Иа единого от седмидесяти. 4)  – 5)  Пророка Иеремия, и мученичество Дионисия. 6)  Мученичество Апо-Есхака Диррейского, и Апо- Макара Александрийского. 7)  Успение Афанасия апостольского, и рождество аввы Синода. 8)  Вознесение Господне, и мученичество Апо-Иоанна. 9)  Успение царицы Елены, и аввы Даниила в Сехате. 10)  Св. Tpex отроков. 11)  Памить Феоклии супруги Иуста, и Пафнутия. 12)  Арсения наставника чад царевых. 13)  Святого Иоанна златоустог о. 14)  Аввы Пахомия и Епимаха. 15)  Мученичество Симона Зилота, он же и Нафанаил. 16)  Память евангелиста Иоанна. 17)  Епифана епископа Кипрского. 18)  Успение аввы Георгия, и Иосифа единого от седмидесяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 ПреображенскийРеформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010