По этой, конечно, причине авва Серид, как он открылся своей братии для их пользы, хотя жестоко страдал горячкою, но не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а только даровать ему терпение и благодарение (Отв. 573). Некоторые из старцев общежития аввы Серида спросили великого старца Варсонофия: Вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву Серида; отчего же Бог, исполняющий волю боящихся Его, взял авву прежде вас? Почему Бог утаевает иногда и от святых дела Свои? И отчего на теле аввы Серида, пред его кончиною, появились струпы, подобные горящим углям, огневики? Св. Варсонофий отвечал, как некогда сказано было авве Антонию Великому: Это судьбы Божий, ты не можешь уразуметь их, - так должно разуметь и о сем. Что касается углевидных струпов, называемых огневиками, и преставления аввы Серида, то он получил славу сверх меры от людей и от Бога. Но чтобы не обоготворили его (ибо поистине он был причастником Св. Духа и совершенства), Бог чрез это (болезнь) угасил славу человеческую, чтобы вполне умножилась слава Божия. Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а равно, находясь посреди людей, не мог избавиться от этого, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали, а случилось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непостижимого, но всякую мысль и всякое благое дело возлагать на имеющего власть, да будет по воле Его (Отв. 605). Один брат спросил великого старца, должно ли употреблять врачевание в болезни. Св. Варсонофий отвечал: Те, которые прибегают к врачам, и которые не прибегают к ним, поступают так (или должны поступать) в надежде на Бога. Прибегающие говорят: Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление. А не прибегающие, в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), не согрешишь, а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет только то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово св. Пророка Илии, которое он говорил: От одра, на него же возшел еси, не имаши слезти с него, яко смертию умреши (4Цар.1,4.16), - и будешь тогда без попечения (и смущения) (Отв.505).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

8 Подробности о сем в моей статье: «Сербская иноческая община в Палестине», в 3-й книге Чтений Императорского Общества истории и Древностей Российских за 1867 год. 9 Путешествие московского купца Трифона Коробейникова с товарищи в Иерусалим. М., 1798. С. 48–53. 10 Кажется, в недавнее время этим пустырем уже завладели дальновидные пруссаки, действующие в Иерусалиме вкупе с англичанами против православия, содержа на общем иждивении епископа (англиканского). 11 Лавры от киновий отличались тем, что первые состояли из многих келий или пещер, разбросанных около церкви на более или менее далеких расстояниях (меньшее – на вержение камня) одна от другой, тогда как в киновиях жили все вместе (общежительно) или, по крайней мере, все кельи заключались в одной общей ограде. Поэтому жители лавр назывались отшельниками и каждый инок именовался аввою или старцем, а киновиаты назывались просто монахами, и только начальники киновий именовались аввами. Такое же различие было и между лаврами и монастырями вообще. Ныне же, как известно, название лавр усвоено значительнейшим монастырям: так, в Палестине лавра св. Саввы, в Афонской горе лавра св. Афанасия, у нас в России лавры: Киево-Печерская, Сергиева, Александро-Невская и Почаевская. Вторым по преподобном Феодосии в правлении киновий был святой авва Павел, игумен обители аввы Мартирия. 12 Из этих монастырей прославилась в VI веке киновия аввы Серида, близ которой жили в отшельнических кельях два знаменитых мужа того времени: св. Варсануфий и Иоанн; о житии первого свидетельствует Церковная история Евагрия (Кн. 4. Гл. 34), говоря, что преподобный Варсануфий, родом египтянин, провел в совершенном затворе более 50 лет, не видясь ни с кем и не вкушая ничего кроме хлеба и воды. Из своего затвора он давал лишь письменные ответы на духовные вопросы чрез игумена монастыря авву Серида. Преподобный Иоанн, ученик его, также проводил безмолвную жизнь в уединенной келье, где и скончался. По смерти его преподобный Варсануфий погрузился в полное безмолвие, в котором и пробыл до кончины. После этого один из учеников старца авва Дорофей , выйдя из обители аввы Серида, основал в окрестностях Газы и Маиума свою киновию, процветавшую в конце VI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В таком цветущем состоянии находилась киновия Еваге при жизни основателя, преподобного Серида, и великих подвижников Варсонофия и Иоанна, то есть в течение всего VI века. В следующем столетии Серидова обитель также процветала; это видно из жития патриарха Иоанна Милостивого, где упоминается о Серидовой обители как славном монастыре. Дальнейшая судьба киновии Еваге неизвестна. Где находилась киновия Еваге, в настоящее время не известно. Чтобы хоть предположительно указать место процветавшей некогда обители преподобных отцов Серида, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, обратим внимание на местность, занимаемую ныне селением Дейр эль-Балах 475 , что в двух часах пути от Газы к югу, лежащим в оазисе с тем же названием. Дейр эль-Балах значит в переводе с арабского «монастырь фиников». По свидетельству Вильгельма Тирского, в этой местности в его время была крепость Дарум, материалом для коей послужили развалины древних зданий. По преданию, сохраняющемуся у местных жителей, говорит Вильгельм, в древности был здесь монастырь, принадлежавший грекам, отчего произошло потом название местности и крепости Дарум, то есть монастырь греков. Крепость Дарум, по словам Вильгельма, от моря отстояла на пять стадий, а от Газы на четыре мили 476 . Из исторических свидетельств о положении киновии Еваге видно, что она находилась недалеко от моря и в окрестностях Газы. Принимая в соображение все эти обстоятельства, мы можем предположить, что славная в древности обитель великих подвижников Серида, Варсонофия и Иоанна находилась на месте селения Дейр эль-Балах, и именно там, где ныне расположена мечеть селения. От древности уцелели только несколько колонн, находящихся в самой мечети. Дивны были подвижники киновии Еваге, но немного имен их сохранила нам история. Из числа подвижников Серидовой обители, кроме преподобных Серида, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, известны еще подвижники, достопамятные по ревности о благоугождении Богу и нравственном совершенстве и по ответам Варсанофия и Иоанна Пророка: Иоанн Миросавский, Авраам, Павел, Феодор, Досифей, Елиан игумен и Виталий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате Д. Г., несмотря на болезненность и стремление к созерцанию, оказался деятельно вовлеченным в монастырскую жизнь и по необходимости занял в ней высокое положение, что вызвало зависть и скорбь нек-рых братьев, к-рые выражали недовольство, считая себя более заслуженными (Отв. 283/Ep. 286). Помыслы Д. Г. об отшельничестве (Отв. 311/Ep. 314) или перемене послушания (Отв. 283/Ep. 286) старцы признали несвоевременными: Сам Господь поставил Д. Г. на послушание в лечебнице, к-рое прп. Варсонофий не мог отменить (Отв. 327/Ep. 330). Напротив, старцы советовали Д. Г. изучать медицину, но помнить, что в конечном счете исцеляет болезнь Бог: «Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь» (Отв. 324/Ep. 327). Первым послушником Д. Г. стал Досифей, родственник знатного военачальника, поступивший в мон-рь в юном возрасте после таинственного вразумления, полученного им перед изображением Страшного Суда в Гефсимании во время паломничества в Св. землю. После 5 лет подвижнической жизни, во время к-рой проявились в полной мере не только смирение и полное послушание ученика, но и мудрость и духовная рассудительность наставника, Досифей скончался. «Блаженный авва Дорофей имел дар ко спасению душ, хотя и был еще учеником, сподобившись так верно и скоро наставить Досифея к Богу» (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). Не ранее 540 г. Д. Г. оставил мон-рь аввы Серида и стал подвизаться в безмолвии между Газой и Маюмой ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033). Поводом к оставлению обители послужили кончина аввы Серида и через 15 дней кончина аввы Иоанна, а также удаление в полный и окончательный затвор аввы Варсонофия, где, прекратив связи с внешним миром, он готовился к смерти «после смерти аввы Иоанна Пророка и последнего безмолвия Варсонофия» - согласно заголовку, которым предварялось собрание сочинений Д. Г. в древних рукописях. Точные причины этого решения остаются неизвестными. Возможно, братия хотела избрать Д. Г. игуменом, но он по смирению отказался ( Scouteris. 2000. P. 32). После избрания нового игумена Елиана Д. Г. оказался в сложном положении как по отношению к авве Елиану, так и по отношению к тем монахам, к-рые не могли принять в полной мере тип внутренней аскезы, наиболее близкий ему и описанный в Житии прп. Досифея, «не понимая чудного делания» Досифея, исполнявшегося по благословению Д. Г. (Сказание о блаженном отце Досифее. С. 31/Vita Dosith. 13). В любом случае Д. Г., сторонник глубочайшего послушания, едва ли мог удалиться из мон-ря самовольно.

http://pravenc.ru/text/180299.html

   Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316. См. публикуемую в наст. изд. Исповедь внутреннего человека, ведущую ко смирению.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.316.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.317—318.    Имеется в виду кн.: Собрание писем Оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия [(Зерцалова)] к монахиням. Издание Введенской Оптиной пустыни. Сергиев Посад. 1910.     Прп.Дорофей Палестинский (?620) — происходил из состоятельной семьи из окрестностей Аскалона. Раннюю молодость провел в основательном изучении светских наук. Вступив в монастырь преподобного аввы Серида, пользовался наставничеством св.Иоанна пророка, аввы Серида и аввы Варсануфия. Со смертью первых двух и удалением в полный затвор Варсануфия Великого преподобный Дорофей оставил обитель и стал настоятелем одного из монастырей. «Душеполезные поучения и послания» аввы Дорофея, переведенные на русский язык и неоднократно издававшиеся Оптиной пустынью, были одной из излюбленных книг русского монашества. Память 5 июня. Речь идет об умершем брате Клавдии Петровны.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.318.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.318—319.     Авва Зенон (IV-V вв.) — ученик блаженного Силуана; подвизался в Сирии. Слова аввы Зенона, приводимые о.Алексием, см. в «Алфавитном патерике»: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Московская духовная академия. 1855. С.65.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.320. Марии Александровне Залесовой Письмо 43 Добрая Мария Александровна!   Милосердый Господь помог Вам благополучно провести 1-ую половину ревизии, поможет и завтра. Не безпокойтесь. Чаще ищите около себя Милосердого Господа, оглядывайтесь вокруг себя, произнося: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, и Он, Всеблагий, въяве ответит Вам: не бойся, Я с тобою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прежде старался всячески смирить себя перед ними и оказать любовь, а потом уже отечески вразумить, и указать место и чин, из коего они отпали. Примером последнего может служить характерный случай, имевший место в обители Аввы Серида еще при его жизни. Иоанн Миросавский, получивший в миру специальное образование (архитектора), пришедший в только что начавший обустраиваться монастырь «по внешнему» – получил от игумена, Аввы Серида, сообразно своей специальности послушание – руководить строительными работами обители, а по «внутреннему» – поступить в совершенное повиновение к Великому Варсануфию. Последний его очень любил. Вписал его в воинство «законно подвизающихся» и предсказал, что он здесь еще, на земле, достигнет вожделеннейшего безмолвия и беспопечительности о мире, а там, в загробной жизни, удостоится одной участи со святыми. Но несмотря на это обещание столь великих дарований, Иоанн Миросавский, будучи хорошим монахом, по немощи человеческой все-таки не выдерживал продолжительной напряженной внутренней брани, тем более, что ему, которому было уже открыто, что он предназначался быть преподобным («во имя Св. Троицы я обретаю в тебе сонаследника моих дарований, данных мне от Бога и ты скоро достигнешь сего») были посланы от Бога и великие скорби и тесноты, чтобы он мог петь в последствии: «преидохом сквозе огнь и воду и извел еси ны в покой " 92 . Так однажды он начертил план для одной случившейся постройки в монастыре. Некоторые же из братии, думая поправить его, тайно приложили кое-что и тем отчасти испортили его. Авва Иоанн этим смутился и опечалился 93 . В другой раз он готов был разгневаться на братию (хотел даже упрекнуть и самого игумена – Серида) за повреждение дождем кирпича, которое он приписывал их нерадению. Вот тут-то и сказалась вся мудрость и рассудительность Великого Варсануфия, его любовь к духовным чадам и желание их преуспеяния, которое он предпочитал пользе монастырских дел. Когда Авва Серид – игумен пришел к нему в обычное время по делам, касающимся обители (он пользовался, как было сказано выше, руководством Великого Варсануфия в их совершении), то Великий Варсануфий обратился к нему с такими словами: «Окажи любовь, сын мой, поспеши принести бумагу и чернила, оставь и дело, для которого пришел ко мне, и напиши брату Иоанну прежде всего привет от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

63 Именно числом три: так было в первое время его затворничества. Интересно говорит об этом сам преподобный: «... κα πκεινα τν τεταγμνων τριν ρτων τν βδομδα, οκ εσηλθεν ες το κοιμητριν μου». Op. cit. quaest. 72. 64 «Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы через Авву (Серида)» – отвечал Великий Варсануфий одному египетскому старцу, просившему у него личной беседы... Руководст. к духовной жизни, цит. изд. отв. 55. 65 Этим указывается: 1) что с его, Аввы Серида, стороны в них ничего постороннего не было приписано; 2) показывается «духоносность» ответов Великого Варсануфия, раз способ записи их носил такой необычайный характер, санкционируемый Самим Святым Духом. Это же самое подтверждает и сам старец в одном месте, когда говорит: «Кто будет пить воду, которую я послал тебе через мои ответы, тот во век не почувствует жажды». (Op. cit. quaest. 43.) Здесь сказано даже больше. Парафразируя известные слова Спасителя ( Ин. 4:14 ), Великий Варсануфий подчеркивает вместе с тем и их универсальность ε τις ... «по качеству»; «время» определяется словами – «ες τν ανα», раздвигая рамки индивидуального субъективизма при пользовании ими в беспредельную даль положительной объективности. 67 Что хлебы должны быть небольшие (Сравн. Никодим Святогорец , «Кратк.Сказание» в Ответах, цит. изд. (к этому прийти можно путем таких соображений. В обители Серида пеклись хлебы обычно весом в 3 фунта каждый. Так в «Сказании о святом Досифее» в Душепол. поуч. Аввы Дорофея , цит. изд., стр. 9 говорится: «Он (Досифей) пришел (с трапезы) и сказал ему (пр. Дорофею): «я съел полтора хлеба», а в хлебе было четыре литры. Принимая вес одной литры 3/4 фунта. (ibidem, прим.), заключаем, что весь хлеб весил 3 фунта. Великому Варсануфию, следовательно, давалось, из обители на неделю 9 фунтов, но этого никак нельзя допустить потому, что: 1) сам старец дает, кажется, понять, что хлебов этих не было много (но никак не мало) даже для него («ты желал получить хлеб от моей немощи, но в гробницу мою не входило более 3-х хлебов.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Авва Зосима оставил после себя «Собеседования», изложив в них изречения древнейших старцев об аскетических подвигах. Преподобный Марк Подвижник Преподобный Марк еще в молодые годы удалился в Нитрийскую пустыню, где предался подвигам воздержания и непрестанной молитве и столь преуспел в духовной жизни, что еще при жизни прославился многими чудесами. Его любимым занятием было чтение Священного Писания, которое он знал наизусть. Строгая подвижническая жизнь даровала святому название «аскета» среди нитрийских монахов. Скончался в середине V века, прожив сто лет. Преподобный Марк написал поучения на аскетические и общехристианские темы. Из них известны: «О тех, которые думают оправдаться делами», «Ответы сомневающимся о крещении», «Глава о воздержании», «Состязание ума с душек», «О Мелхиседеке» и другие. Блаженный Диадох, епископ Фотики йский Святой Диадох был учителем Фотикийский церкви во второй половине V века. О происхождении и жизни святого Диадоха до епископства ничего неизвестно. Епископ Утийский Виктор в предисловии к «Истории вандалов», написанной им около 490 года, называет себя учеником Диадоха и прибавляет, что «сей блаженный Диадох достоин быть превознесенным всякими похвалами». Святой Диадох славился святой жизнью и премудрым учением. Из его писаний известны: «Слово на Вознесение Господне», «Слово против ариан» и «Слово подвижническое». Преподобный Иоанн Карпафский Сведений о нем почти нет. Известно, что он жил в V веке и был родом с острова Карпаф (между Родосом и Критом) или подвизался на нем. Написал «Увещательные главы» к индийским монахам, научая их претерпевать скорби и находящие искушения. Преподобные Варсануфий и Иоанн Преподобный Варсануфий, по происхождению египтянин, жил в vi веке. Придя в Палестину на поклонение святыням, он остался там у старца Маркелла, а впоследствии стал подвизаться в обители Газской иод руководством аввы Серида. Стремясь к уединению, он вместе с подвижником Иоанном вышел из Серидова монастыря и затворился в келье. Преподобные Варсануфий и Иоанн пребывали в глубоком безмолвии, так что считали келью своим гробом. Вопрошающим у них они давали ответы только через авву Серида. По кончине своего друга, прозорливого Иоанна, который прожил с ним в затворе 18 лет, и после преставления аввы Серида, преподобный Варсануфий, ради непрестанного общения с Господом, отказался от всякого общения с людьми и принял на себя совершенное молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

cit., quaest. 571 (506). Выразительно!) Достаточно прочесть в книге Ответов «повесть об Авве Сериде», чтобы сказать, что последний никогда не мог быть старцем Великого Варсануфия по своему духовному устроению. Может быть, и можно говорить о каких-либо отношениях в этом роде, но только отношениях Аввы Серида, как игумена. Но это другое дело (хотя и здесь «все» идет против нашего биографа). Мы определенно заявляем, резюмируя все вышесказанное и добавляя ничего нового, что преподобный Серид и не был старцем Великого Варсануфия, и не мог им даже быть. За это говорить вся книга Ответов Великого Варсануфия. Наоборот, он сам «дозрел» под руководством последнего, и мы думаем (и надеемся, что наши догадки заключают большую долю вероятности), что Промысл Божий и послание Великого Варсануфия в обитель Аввы Серида были затем, чтобы он довершил (πιδιορθσ) недоконченное (Тат. I, 5 α .) и действительно, с приходом Великого Варсануфия слава об нем, распространившаяся далеко за пределы св. Земли, привлекала в новую Газскую обитель ревнителей нравственного совершенства, и со всех сторон устремились в нее всякого званая и состояния люди, чтобы там под руководством Серида и великих старцев (Великого Варсануфия и Иоанна Пророка) жить и подвизаться для благоугождения Богу и спасения души. (Древн. Палест. Обит. СПБ. 1896, стр. 62) Христ. Чт. 1827, 25, стр. 251. Автор этих слов говорит дальше, что «по любви к уединению он вышел из обители с наставником своим Серидом. Начальство над братьями на время поручено было Дорофею. Два сии старца проводили Богоугодную жизнь свою в пустыне, находящейся подле самого монастыря». Все это нисколько не соответствует тем данным, которые мы имеем в данном случае относительно этого, в Ответах на вопрошения учеников. Мы уже говорили о том, что Авва Серид никогда не был наставником Великого Варсануфия и ничто не позволяет заключить того, что Авва Серид бросал когда-либо управление монастырем на чужие руки и уходил в уединение, в пустыню. И можно ли так, говоря мягко, вообще выражаться? Уехать по делам обители, например, хотя в Константинополь, и потом возвратиться, это еще понятно, но чтобы «на время» «уйти в пустыню», чтобы «проводить там» «Богоугодную жизнь», по меньшей мере странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разреши, Господи, патриарха нашего авву (имярек), и святого и блаженного митрополита нашего авву (имярек). Разреши, Господи, царя нашего. Помяни, Господи, души отцов наших, рабов Твоих: аввы Матфея и сотрудников его, аввы Саламы, аввы Иакова, аввы Варфоломея, аввы Михаила, аввы Исаака, аввы Иоанна, аввы Марка. Помяни, Господи, царей Эфиопии, Авраама и Азбея, Халева, Габра-Маскала, Константина, Фрессеная, Дагна-Михаила, Навви-Христоса, Дегба-Сиона, Хамда-Сиона, Давида, Феодора, Исаака, Андрея, Хамад-Иисуса, Зара-Иакова, Беде-Мариама, Александра, Хамда-Сиона, Наода, Лебан-Данжиля. Разреши, Господи, отцов наших, авву Антония и авву Макария. Помяни, Господи, душу отца нашего, раба Твоего Текла-Хайманота, со всеми сынами его. Еще помяни, Господи, отца нашего Евстафия и всех сынов его, и весь народ 999 . Помяни их, Господи, и насади в них страх имени Твоего, и нас направь к исполнению воли Твоей; ибо Тебе принадлежит честь и слава, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Рабы Твои, служащие этого дня, священник, диакон, причт и народ, и я, смиренный раб Твой, грешный и непотребный, да будут разрешены устами Святой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, и именем Марии, второго неба и достопочитаемой заступницы, и устами этой Соборной и Апостольской Церкви, устами пятнадцати пророков и двенадцати сынов их, устами двенадцати апостолов и семидесяти учеников и пятисот общников их, также устами отца нашего, богоглаголивого Марка, Евангелиста, Апостола и мученика, устами святого патриарха Севера, святого Афанасия, святого Иоанна Златоуста , святого Кирилла, святого Григория, святого Василия, и устами трехсот осьмнадцати православных, собиравшихся в Никее, равно как ста пятидесяти (собиравшихся) в Константинополе и двухсот пятидесяти (собиравшихся) в Ефесе, устами патриарха нашего аввы Гавриила и митрополита нашего аввы (имярек), также и устами меня, грешного и непотребного раба Твоего, да будут разрешены устами Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа; ибо исполнено величия и славы имя Твое, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь 1000 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010