Мы не знаем, когда именно египетский монах Варсануфий затворился в своей келье, предоставив авве Сериду настоятельствовать над собравшимися вкруг него аскетами. Великий Старец вообще не выходил из своей кельи, общаясь с внешним миром через выказывавшего ему полное послушание (здесь уместно вспомнить отношения аввы Исайи с его учеником Петром Египтянином) и прислуживавшего ему авву Серида. Не раньше 525 и не позже 527 года Великий Старец перешел в новую келью, освободив свою прежнюю келью для другого Старца – Иоанна, ведшего такую же затворническую жизнь и общавшегося с миром через одного из монахов в течение восемнадцати лет. Община приняла форму киновии, окруженной келиями принявших затвор отшельников. Пятьдесят четыре послания [Ответа] Варсануфия (одно краткое послание написано другим Старцем), написанные в ответ на вопросы монаха Иоанна из Бирсавии (БеэрШева), предваряют собрание из более чем восьмисот ответов, данных Старцами на различные вопросы и различным вопрошающим. Собрание это было отредактировано одним из монахов обители (имя его нам неизвестно), который стал свидетелем того, как Варсануфий оставил свой затвор, чтобы вымыть ноги братии и тем развеять сомнения одного из вопрошавших, мучимого помыслом о том, что незримый Старец являлся выдумкою аввы Серида. Когда я читал эти лекции, единственным печатным изданием оригинального греческого текста (существовали также славянские переводы) было издание, подготовленное св. Никодимом Святогорцем , и вышедшее в свет уже после его кончины в 1816 году. 916 Найти его – по крайней мере, в Западной Европе очень непросто. После продолжительных поисков неутомимый Марсель Ришар (Marcel Richard) при помощи Ассумпционистов нашел эту книгу в Париже и снял с нее для меня микрофильм. Уже после окончания моего лекционного курса в 1960 году книга была переиздана в Волосе (Volos) Сотериосом Н. Скоинасом (по сути, это репринт предыдущего издания с исправленной нумерацией Вопросов и Ответов и с дополнением неполного текста, использовавшегося Никодимом, фрагментами из MS.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Теперь же, может быть, по Промыслу Божию, случилось то, чего никогда сам собою, без моего соизволения не делал Авва Серид, он взошел ко мне, неся хлеб, и я послал (его) любви твоей» Op. cit., quaest., 72); 2) по той причине, что преп. Досифей вскоре же по поступлении в Киновию Аввы Серида стал пользоваться за трапезой только 1/8 фунта. (вместо прежних 4 1/2 фунта. Последнее, между прочим, указывает на хорошее здоровье людей того времени и крепкое развитие их сложения. Каковы же были подвиги братий в обители Аввы Серида, если подобные люди при ослабленном режиме умирали от чахотки! На первое и последнее см. ответ на последних страницах указан. «сказания о Свят. Досифее»). И так если Досифей будучи послушником пользовался по 1/4 фунта хлеба въ день (ibidem), то, конечно, нельзя уже после этого сказать, что Великий Варсануфий вкушал больше, а тем более питался той мерой, которая выходит по подсчету (т. е. больше фунта. 9 фунтов в неделю, дают почти 1 1/4 фунта в день). 68 Рук. к духовн. жизни, цит. изд. отв. 96. Ход мыслей здесь принадлежит Никодиму Свя- тогорцу (Op. cit., p. VII); формально мы с ним не согласны, потому что по ходу и смыслу этого ответа, он представляется скорее взятым из цепи писем, принадлежащих Иоанну Пророку, чем Великому Варсануфию; но мы вплетаем его в нашу нить рассуждений потому, что с принципиальной точки зрения здесь не будет противоречия, потому что это делание Иоанна Пророка имеет в себе все характерные черты трудничества Великого старца. 71 Парофраз известного выражения пр. Иоанна Лествичника . Хорошо очень это разъясняет Иоанн Пророк. «Потому (старец назвал келью своей гробницей), что он почил от всех страстей, ибо совершенно умер греху; и келья его, в которой он будучи еще жив, заключился ради Имени Иисусова, как во гробе, есть место упокоения, где не ходит, ни демон, ни князь его диавол: она сделалась святилищем, вместивши в себе жилище Божие. И так все и во всем единодушно прославим Бога». Руководство к духовной жизни, цит. изд., отв. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

113. По другому чтению: что говорю тебе. 114. Диавола. 115. То есть чем-либо, освященным чрез благословение святых, как-то: водою, елеем и т. п. 116. В славянском переводе: пренемогание. 117. Серида. 118. Иметь свою волю в каком-нибудь деле значит, во-первых, иметь предварительное желание или влечение заниматься им; во-вторых, желать делать его так, как нам нравится. 119. Игумен Серид об Иоанне, так называемом «ином старце». Игумен Серид об Иоанне, так называемом «ином старце». 120. Великий Варсонофий. 121. Из вопроса 601 видно, что сей христолюбивый брат был преемник блаженного аввы по управлению общежитием его, авва Елиан. 122. См. ответ 221, в котором авва Иоанн предвозвестил, что он умрет через неделю по кончине аввы Серида. А когда преемник Серида Елиан, предлагавший вопросы, здесь приведенные (до 604), сделавшись игуменом еще в незрелом возрасте, просил авву Иоанна дать ему еще две недели, чтобы он мог расспросить его об управлении монастырем, то Иоанн, сжалившись над ним, оставался две недели в сей жизни и дал ему написанные здесь ответы касательно дел монастырских. 123. Нагие. 124. В «Христианском чтении» после сих слов сказано еще: «А демоны по причине многих нечестии сделались демонами», но в греческой книге, напечатанной в Венеции в 1816 г., сих слов не находится. 125. Творения святого Григория Богослова в русском переводе. Ч. III, с. 242; ч. IV, с. 157. 126. Геннадий, патриарх Константинопольский (VIII век), признавая все творения святого Григория Нисского совершенно чистыми от заблуждений Оригена, твердо доказал, что ложное учение о конце будущих мучений в душеполезные его книги внесено еретиками. См. Фот. Библиот. Изд. 1653 г., с. 903. 127. Опытность. 128. Незаконные дети. 129. В славянском переводе: прелести. 130. Авве Нистерое. 131. Авва Анувий. 132. Я не беру этого на себя. 133. То есть как ты сам это понимаешь, а не как объясняют сие отцы. 134. Начала сего нет в греческой книге, оно заимствовано из (книги) святого Никона Черногорца. 135. Под бдением должно разуметь здесь не ту определенную церковным уставом службу, которая известна под сим названием, но ночные собрания древних христиан в храме для молитвы, что видно из житий святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Преп. Иоанн последовал в затвор по стопам преп. Варсонофия Великого и стал его духовным сотаинником. Вместе они подвизались в затворе восемнадцать лет. Преп. Иоанн обладал даром прозорливости, давал вопрошавшим ответы и часто комментировал и дополнял ответы преп. Варсонофия. Преп. Иоанн предсказал кончину настоятеля монастыряаввы Серида и свою. Авва Елиан, вступивший в управление монастырем после аввы Серида, умолял преп. Иоанна, хотя бы в течение двух недель давать наставления касательно управления монастырем. Тогда преп. Иоанн отсрочил свою кончину на две недели. Скончался преп. Иоанн Пророк в родной обители, вероятно, в середине второй половины VI века. Память его совершается вместе с преп. Варсонофием Великим 6/19 февраля. §3. Сочинения Единственным аскетическим сочинением, связанным с именами преподобных Варсонофия и Иоанна , является «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Это сочинение приняло свою окончательную форму уже после кончины преподобных. Оно состоит из 850-ти вопросов и ответов, носящих аскетический, а также нравственный, догматико-полемический и практический характер. Вопросы задавались не только иноками, но и священнослужителями всех степеней, а также мирянами. Ответы были даны преп. Варсонофием и преп. Иоанном, причем последний часто комментировал и дополнял ответы первого. Ответы старцев были передаваемы аввой Серидом, а затем его преемником, аввой Елианом. Вопросы преп. Варсонофию писали и по-гречески, и по-египетски, но так как авва Серид, записывавший ответы старца, не знал египетского языка, то преп. Варсонофий давал ответы на греческом языке. Характерной особенностью ответов преподобных Варсонофия и Иоанна является также то, что они освещают самые разные аспекты христианской жизни. Потому их «Руководство к духовной жизни» стоит в ряду с другими сочинениями так называемого патристического синтеза. Преп. Варсонофий является также автором догматико-полемического сочинения, направленного против монахов-оригенистов. Следы его антиоригенистической полемики видны и в ответах на вопросы учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Перейдя в великую лавру Св. Саввы, около 557 года, Кирилл описал там житие своего великого учителя молчальника Иоанна, который еще был тогда в живых, ста четырех лет от рождения, и с тех пор мы уже более ничего не знаем об обоих. Пять лет спустя, покровитель благочестивого жизнеописателя, патриарх Евстохий, низложен был с кафедры по козням изгнанных им оригенистов, еще сильных при дворе царском, и соперник его Макарий опять был возведен на престол Иерусалимский, отрекшись, однако, торжественно от всех своих заблуждений. Таковы были великие подвиги Евфимия, Саввы, Феодосия, и так от их молитвенного пота процвели, яко крин, неплодные пустыни Иорданская и Кедронская, обратив в одно псаломное согласие все восточные и южные ущелия Палестины, так что от Сиона и до Мертвого моря ополчился народ Божий отшельников, как некогда при исходе Израиля из Египта. Неизвестно число всех обителей, не только самих монашествующих, ибо все было исполнено ими. И племя Иларионово глубоко пустило свои корни на помории Западном; оно также процвело многими обителями и знаменитыми подвижниками, которые, хотя и не принимали столь деятельного участия в судьбах церковных, как чада Евфимия и Саввы, но тем не менее назидали мир своими добродетелями и приносили цветы благовонные и сладостный плод. Таков был, в окрестностях Газы, монастырь аввы Серида, произрастивший Церкви великих подвижников: старца Варсонофия и прозорливого Иоанна, авву Дорофея и Досифея. XIV. Обитель Серида Аввы Варсонофий, Иоанн, Дорофей и Досифей Летописец церковный Евагрий 116 пишет о св. Варсонофии, что он просиял в то время, когда повсюду разливалась молва о божественных мужах Палестины, по необычайности совершаемых ими знамений. Он был родом из Египта и удалился в монастырь около Газы, где обитал как бесплотный, ибо, заключившись в келию, провел в ней безвыходно пятьдесят лет, почти не употребляя пищи и непрестанно творя чудеса. Наместник Иерусалимский Евстохий, не веря тому, что о нем рассказывали, сам пожелал его видеть и велел сделать отверстие в стене его келии, но оттоле исторглось пламя, которое едва не опалило всех пришедших испытателей. Слава Варсонофия была столь велика, что изображение его поставили в соборной церкви Цареградской, между отцом иночествующих Антонием и св. Ефремом Сириянином; жизнь его продолжалась более ста лет, и нам осталась целая книга назидательных его ответов на духовные вопросы учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И сам Бог видимо покровительствовал Своему преподобному рабу – ее настоятелю. Он собирал под ее кров величайших подвижников и богоносных отцов, посылая их туда без всякого зова со стороны игумена. Последний бы по своему смирению и не осмелился подумать о такой к нему милости и снисхождении отцов – жить в его монастыре. Направил Господь в эту Киновию и Великого Варсануфия, и ради вящщего прославления ее и ради совершеннейшего преуспеяния ее преподобного игумена. Направил Бог Сам, несмотря на то, что многие сильно желали иметь это величайшее сокровище и неиссякаемый родник дара премудрости, рассуждения и поучения, а Авва Серид в смирении считал себя недостойным этого. «Сколь многие желали (принять к себе) нас, Старцев, и искали этого, но не дано было им того, а Бог послал нас к Авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим сыном; ибо Бог любит внутреннее произволение» 55 . Так объяснял Великий Варсануфий впоследствии причину своего прихода в Киновию Аввы Серида, который сделался вскоре одним из его любимейших учеников 56 . Как и в первый раз, при выходе из дому блаженный Авва отправился из монастыря преподобного Маркелла в сопровождении двух братьев, но уже других, чем тогда,– Иосифом и Феодором 57 . Переселившись в обитель Аввы Серида, преподобный Варсануфий стал продолжать, или, лучше сказать, усугубил те подвиги, которые он начал совершать в Киновии Маркелла. Для всей братии он стал живым примером. Они воочию увидели добродетель, о которой только читали в Достопамятных сказаниях о жизни древних преподобных отцов или в Отечнике 58 . И понятно, с какою жаждою они желали напиться из источника его духовного опыта, насытиться словес, подтверждаемых самим опытом; легко вообразить, какое рвение и желание работать Господеви возбуждал он в окружающих. Поэтому нет ничего удивительного, что скоро вся братия монастыря стекалась в его келью послушать бесед и наставлений его медоточивых уст. Сами обстоятельства таким образом делали его старцем Киновии. Сам Авва Серид прежде всех всецело вверился его руководству, давая тем пример беззаветного послушания для своей братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

110 Великий Варсонофий. 111 Из вопроса 601 видно, что сей христолюбивый брат был преемник блаженного аввы по управлению общежитием его, авва Елиан. 112 См. ответ 221, в котором авва Иоанн предвозвестил, что он умрет через неделю по кончине аввы Серида. А когда преемник Серида Елиан, предлагавший вопросы, здесь приведенные (до 604), сделавшись игуменом еще в незрелом возрасте, просил авву Иоанна дать ему еще две недели, чтобы он мог расспросить его об управлении монастырем, то Иоанн, сжалившись над ним, оставался две недели в сей жизни и дал ему написанные здесь ответы касательно дел монастырских. 113 Нагие. 114 В «Христианском чтении» после сих слов сказано еще: «а демоны по причине многих нечестии сделались демонами», но в греческой книге, напечатанной в Венеции в 1816 г., сих слов не находится. 115 Творения святого Григория Богослова в русском переводе. Ч. III, с. 242; ч. IV, с. 157. 116 Герман, патриарх Константинопольский (VIII век), признавая все творения святого Григория Нисского совершенно чистыми от заблуждений Оригена, твердо доказал, что ложное учение о конце будущих мучений в душеполезные его книги внесено еретиками. См. Фот. Библиот. Изд. 1653 г., с. 903. 117 Опытность. 118 Незаконные дети. 119 В славянском переводе: прелести. 120 Авве Нистерое. 121 Авва Анувий. 122 Я не беру этого на себя. 123 То есть как ты сам это понимаешь, а не как объясняют сие отцы. 124 Начала сего нет в греческой книге, оно заимствовано из (книги) святого Никона Черногорца. 125 Под бдением должно разуметь здесь не ту определенную церковным уставом службу, которая известна под сим названием, но ночные собрания древних христиан в храме для молитвы, что видно из житий святых. 126 По 69 правилу Шестого Вселенского Собора. 127 Нечто из пищи, пития или одеяния, и вообще то, что благословлено отцами. 128 Все зависит ни от хотения, ни от подвига, но от помилования Божия. 129 Противно 70 апостольскому правилу, также 37 и 38 правилу Лаодикийского Собора. 130 Сельский епископ или викарий епископа епархиального. См. 8-е правило Первого Вселенского Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4044...

Такое мнение или подозрительность истребляют в нас любовь к ближним. А лучше думать, что они подверглись болезни для испытания веры и добродетелей. О слепом Спаситель говорил: Ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божий на нем (Иоан. 9, 3). Такое мнение будет располагать нас к сострадательности к другим. Один брат в монастыре аввы Серида близ Газы в Палестине, когда впал в болезнь и не в силах был терпеть страдания, просил великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Св. Варсонофий говорил ему: Возлюбленный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, открываю тебе тайны Божий. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого в Царствие Свое Вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о тебе, Он сказал мне: " Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется чрез телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды " (Отв. 510). Мирской брат великого старца Варсонофия, будучи и сам уже стар, пришедши к нему в монастырь, отрекся от мира и, впадши, в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Св. Варсонофий отвечал ему так: Болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу бесплодным. Итак, если потерпишь, и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня, ничтожного, и себя значущими нечто, - меня, как великого человека, - себя, как - брата такому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пепел. Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние (Отв. 345). Один старец просил великого старца Варсонофия помолиться о выздоровлении аввы Се-Рида, игумена Палестинского монастыря близ Газы. Св. Варсонофий говорил ему: О здоровье сына моего (Серида) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь (в монастыре) святых, чтобы он не был болен ни одного дня, и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? Болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения (Отв. 130).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

В 17 Слове он говорит: «Помысли, какова радость души предавшего себя в служение Богу и совершившего это служение! При исшествии его из этого мира дела его будут подвизаться за него; Ангелы, увидав его избавившимся от властей тьмы, возрадуются о нем. Когда душа выйдет из тела, ей сопутствуют Ангелы; навстречу ей выходят темные силы, желая удержать ее, и истязуя, не найдут ли в ней чего своего. Тогда не Ангелы противоборствуют врагам, но дела, совершенные душою, ограждают ее и сохраняют от врагов, не допуская им прикоснуться к ней. Если победят дела ее, то Ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут ее с веселием пред лице Божие. В тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ею труды. Со всем тщанием и усилием постараемся во время сего краткого века делать добро и сохранять его неприкосновенным для зла, чтоб было нам возможно спастись от рук князей, уже ожидающих нас: они лукавы и немилостивы. Блажен тот, в ком не найдется чего-либо, принадлежащего им: его радость, веселие, покой и венец превыше всякой меры».    Некоторый инок, живший в общежитии аввы Серида, где безмолвствовал в затворе великий угодник Божий, старец Варсонофий, приближаясь к кончине своей, просил этого святого Старца, чтобы он спутешествовал ему на воздухе в том пути, которого он (умирающий инок) не ведал. Великий Варсонофий отвечал: «Брат! Предаю тебя Христу, благоволившему умереть за нас, Владыке неба и земли и всего живущего, да уменьшит Он в очах твоих страх смерти и соделает беспрепятственным восход души твоей».    Преподобный авва Дорофей, воспитанник по монашеству того же общежития аввы Серида, пишет в одном из своих посланий: «При нечувствии (жестокости) души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцов, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела, о имеющих встретить ее страшных силах, с соучастием которых она делала зло в этой маловременной и бедственной жизни».    Святый Иоанн Карпафийский, утешая иноков Индии, в одно и то же время терпевших сильное гонение от видимых и невидимых врагов и приближавшихся к пропасти отчаяния, говорит: «Ратуя и поношая, с дерзостию находит на душу, исшедшую из тела, враг, этот горький и страшный клеветник в содеянных ею грехах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Образ жизни аввы Дорофея в пору ученической юности живо напоминает годы студенчества святых Василия Великого и Григория Богослова, хотя, очевидно, слушая лекции в Афинах, они были старше и их погружение в книжную мудрость не достигало столь полной концентрации, как у Дорофея, который, впрочем, был всегда большим почитателем Василия Великого и его монашеские правила считал образцовыми. На духовное становление юноши особое влияние оказало посещение святых мест Палестины, беседы с насельниками монастырей Святой земли. Когда в душе его загорелось стремление к иночеству, он не сразу поступил в монастырь, но поселился вблизи киновии аввы Серида, где тогда подвизались в затворе богомудрые наставники христианской жизни старцы Варсонофий Великий и Иоанн, прозванный Пророком за свою прозорливость. О старце Варсонофии писал его современник, автор «Церковной истории» Евагрий Схоластик: «Варсануфий, египтянин родом, во плоти так упражнялся в бесплотной жизни в одном уединенном месте близ городка Газа, что совершил множество чудес… он живым держит себя заключенным в какой-то клети, хотя… с тех пор его не видели вот уже 50 с лишним лет и (за это время) он не участвовал ни в чем земном». Наставлениями старцев Варсонофия и Иоанна Дорофей пользовался через игумена обители преподобного Серида. Старцы советовали ему не спешить с постригом и, прежде чем брать на себя телесные подвиги, научиться отсечению собственной воли. Постигнув эту науку, авва Дорофей затем преподал ее в своих «Поучениях». Пребывание в миру тяготило его, и наконец по благословению старцев он дал монашеские обеты и был принят в число братии киновии. В монастыре он выполнял вначале должность привратника, затем заведовал странноприимным домом. Вспоминая об этом времени, авва рассказывал: «Бывало, вечером приходили странники, и я проводил вечер с ними, потом приходили еще погонщики верблюдов, и я служил им… И едва только я засыпал, как канонарх уже будил меня, но от труда или болезни я был в изнеможении, и сон опять овладевал мною, так что, расслабленный от жара, я не помнил сам себя и отвечал ему сквозь сон: “Хорошо, господине, Бог да помянет любовь твою и да наградит тебя; ты приказал, я приду, господине”. Потом, когда он уходил, я опять засыпал и очень скорбел, что опаздывал идти в церковь» .

http://pravoslavie.ru/89147.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010