Имея с самого поступления в монастырь наставником своим св. Иоанна Пророка, преподобный Дорофей принимал от него наставления, как из уст Божиих, и считал себя счастливым, что в бытность свою в общежитии удостоился послужить ему, как сам он говорит об этом в поучении своём о Божественном страхе: «Когда я ещё был в монастыре аввы Серида, случилось, что служитель старца аввы Иоанна, ученика аввы Варсануфия, впал в болезнь, и авва повелел мне служить Старцу. А я и двери келлии его лобызал извне с таким же чувством, с каким иной поклоняется честному кресту, тем более был я рад служить ему». Подражая во всём примеру святых подвижников и исполняя делом благодатные наставления Отцов своих: Великого Варсануфия, Иоанна и игумена Серида, преподобный Дорофей был несомненно и наследником их духовных дарований. Ибо Промысл Божий не оставил его под спудом неизвестности, но поставил на свещнике настоятельства, тогда как он желал уединения и безмолвия, что видно из его вопросов Старцам 8 . По кончине аввы Серида и св. Иоанна Пророка, когда общий наставник их Великий Варсануфий совершенно заключился в своей келлии, преподобный Дорофей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем. Вероятно, к этому времени относятся поучения, говорённые им своим ученикам; эти поучения (в числе 21) и несколько посланий составляют всё, что осталось нам в наследие от писаний Преподобного, хотя свет учения его распространялся не только в обителях иноческих, но и в мире: ибо многие, привлекаемые славою его подвигов и добродетелей, прибегали к нему за советами и наставлениями, о чём свидетельствует неизвестный писатель послания, служащего предисловием к его поучениям (который, как можно судить по содержанию его послания, знал лично преподобного Дорофея и, вероятно, был учеником его). Он говорит, что Преподобный, сообразно с дарованием данным ему от Бога, исполнял святое и мироносное служение равным образом в отношении к богатым и нищим, мудрым и невеждам, женам и мужам, старцам и юным, скорбящим и радующимся, чужим и своим, мирским и монахам, властям и подвластным, рабам и свободным – он всем постоянно был всё и приобрёл очень многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushep...

Имея с самого поступления в монастырь наставником своим св. Иоанна Пророка, преподобный Дорофей принимал от него наставления, как из уст Божиих, и считал себя счастливым, что в бытность свою в общежитии удостоился послужить ему, как сам он говорит об этом в поучении своём о Божественном страхе: «Когда я ещё был в монастыре аввы Серида, случилось, что служитель старца аввы Иоанна, ученика аввы Варсануфия, впал в болезнь, и авва повелел мне служить Старцу. А я и двери келлии его лобызал извне с таким же чувством, с каким иной поклоняется честному кресту, тем более был я рад служить ему». Подражая во всём примеру святых подвижников и исполняя делом благодатные наставления Отцов своих: Великого Варсануфия, Иоанна и игумена Серида, преподобный Дорофей был несомненно и наследником их духовных дарований. Ибо Промысл Божий не оставил его под спудом неизвестности, но поставил на свещнике настоятельства, тогда как он желал уединения и безмолвия, что видно из его вопросов Старцам [  ]. По кончине аввы Серида и св. Иоанна Пророка, когда общий наставник их Великий Варсануфий совершенно заключился в своей келлии, преподобный Дорофей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем. Вероятно, к этому времени относятся поучения, говорённые им своим ученикам; эти поучения (в числе 21) и несколько посланий составляют всё, что осталось нам в наследие от писаний Преподобного, хотя свет учения его распространялся не только в обителях иноческих, но и в мире: ибо многие, привлекаемые славою его подвигов и добродетелей, прибегали к нему за советами и наставлениями, о чём свидетельствует неизвестный писатель послания, служащего предисловием к его поучениям (который, как можно судить по содержанию его послания, знал лично преподобного Дорофея и, вероятно, был учеником его). Он говорит, что Преподобный, сообразно с дарованием данным ему от Бога, исполнял святое и мироносное служение равным образом в отношении к богатым и нищим, мудрым и невеждам, женам и мужам, старцам и юным, скорбящим и радующимся, чужим и своим, мирским и монахам, властям и подвластным, рабам и свободным — он всем постоянно был всё и приобрёл очень многих.

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

9. Безстрастный, — что много говорить? — не ктому себе живет, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), как сказал подвигом добрым подвизавшийся, течение скончавший, и веру православную соблюдший (2 Тим. 4, 7). 10. Из одного камня не составляется Царский венец, так и безстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной какой либо добродетели. 11. От послушания раждается смирение, от смирения же — безстрастие, которым завершается смирение. Начало смирения послушание; а безстрастие, которое есть дщерь смирения, совершает матерь свою. 12. Некоторые изнуряют тела свои для получения безстрастия и богатства дарований, чудодействия и силы прозрения; но сии бедные не знают, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ. 13. Кто с добродетелию смирения сочетался браком, тот кроток, тих, удобоумилен, милосерд, наипаче же мирен, радостен, благопокорлив, безпечален, бодр, неленостен, и — что много говорить? — безстрастен, потому что во смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23. 24), — от страстей и скверн наших. 14. Многие скоро получили прощение грехов, — но никто скоро не приобрел безстрастия; ибо для приобретения его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия. ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ДОРОФЕЙ Краткое сведение о нем. Процветал Авва Дорофей в конце шестаго и в начале седьмаго века. Раннюю молодость свою провел он в изучении светских наук, — очень прилежном. По окончании образования жил несколько времени на родине, не далеко от обители Аввы Серида, может быть, в Аскалоне или Газе. Состояние его было достаточное. Скоро вступил он в сношение с великими старцами Варсанофием и Иоанном, которых наставления расположили его, оставя все, принять монашество в обители Аввы Серида, где они имели покой. Под их руководством прошел он иноческое свое воспитание, преимущественно впрочем под руководством старца Иоанна, проходя в тоже время и послушания, возлагаемыя на него Аввою обители, который сначала вверил его надзору странноприимницу, а потом больницу. Во время этого последняго послушания он был руководителем св. Досифея. По кончине Аввы Серида и старца св. Иоанна, когда общий наставник их великий Варсанофий совершенно заключился в своей келлии, препод. Дорофей удалился из общежития Аввы Серида и был настоятелем другой некоей обители. Вероятно к этому времени относятся его поучения, говоренныя им своим ученикам. Эти поучения в числе двадцати одного и несколько посланий составляют все, что осталось нам в наследии от писаний сего отца, свет учения котораго распространялся не только в обителях иноческих, но и всюду между христианами. Время кончины его полагают около 620 года. Память его июня 5–го. Подвижническия наставления Св. Аввы Дорофея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Авва Дорофей прославился подвигами в конце VI и в начале VII века. Раннюю молодость свою провел он в изучении светских наук, очень прилежном. По окончании образования жил несколько времени на родине, недалеко от обители аввы Серида: может быть, в Аскапоне или Газе. Состояние его было достаточное. Скоро вступил он в сношение с великими старцами Варсонофием и Иоанном, которых наставления расположили его, оставя все, принять монашество в обители аввы Серида, где они имели покой Под их руководством прошел он иноческое свое воспитание, преимущественно, впрочем, под руководством старца Иоанна, проходя в то же время и послушания, возлагаемые на него аввой обители, который сначала вверил его надзору странноприимницу, а потом больницу. Во время сего последнего послушания он был руководителем святого Досифея. По кончине аввы Серида и старца святого Иоанна, когда общий наставник их великий Варсонофий совершенно заключился в своей келпии, преподобный Дорофеей удалился из общежития аввы Серида и был настоятелем другой некоей обители. Вероятно, к сему времени относятся его поучения, говоренные им своим ученикам. Эти поучения в числе 21-го и несколько посланий составляют все, что осталось нам в наследие от писаний сего отца, свет учения которого распространялся не только в обителях иноческих, но и всюду между христианами. Время кончины его полагают около 620 года. 1 …победил Амалика страстей... – Страсти, которые мешают подвизающимся, уподобляются амаликитянам, препятствовавшим благоденствию народа Божия и подвергнутым за это Его нелицеприятному суду (см.: 1Цар. 15, 2–7 ). 3 …смущение от раздражительности... – Разрушение внутреннего мира человека, происходящее от раздражительности. 4 … чувство души... – Глубокая мысль о естественности этого чувства подчеркивается указанием на силу, нас этого дара лишающую, – грех; при этом подчеркивается, что борьба со злом есть дело сознательное. Разумное сопротивление греху возбуждает в человеке голос совести, который доносит до нас слова попечителя о спасении души – Ангела-хранителя. Преподобный Иоанн Лествичник учит, что крещеные христиане более явственно слышат голос совести, хотя он присущ всякому человеку. 5. 26. ...сидят над гробами вне града...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

56 Некоторые биографы преп. Варсануфия стараются подыскать более определенный мотив для прихода последнего в монастырь Аввы Серида и поселения в нем. Так неизвестный автор в Христиан. чтен., 1827, 25 гл. двумя фразами своего «Краткого сведения о святом Варсануфии» говорит, что «по смерти его (преп. Маркелла) Варсануфий оставил прежнюю обитель, желая себе найти другого руководителя», и: «послушание коему (преп. Сериду) Варсануфий предпочитал подвигу безмолвия» (слова в первой фразе ради соразмерности речи переставлены, но не изменены). Другими словами, наш 6иограф хочет сказать, что Великий Варсануфий, лишившись такого славного наставника, каким был преп. Маркелл, не мог перенести этой потери и остаться без старческого окормления. Вышедши из обители в целях восполнить этот пробел в своей, духовной жизни, он и находит желаемое в Киновии Аввы Серида, подчинившись последнему, как старцу и произведя адекватную замену одного духовного отца другим. Мы думаем совершенно наоборот. Что славна была обитель Аввы Серида – правда. Что ревностный он был подвижник и это правда. Что этою славою мог быть привлечен Великий Варсануфий, и то правда, потому что зачем было идти Великому Варсануфию уже созревшему почти для затвора в какой-либо другой монастырь, когда там он мог и не получить как раз должного ухода за собою. А здесь, в обители Серида, где весь строй обители, уже был к этому приспособлен, где созревшим в духовной жизни инокам, давали возможность уходить в уединение, охраняя их покой от всякой морской суеты. Конечно Великому Варсануфию, вполне можно сказать, «уготовися место упокоения». Эту заботу и одолжение, если бы здесь можно было употребить светское слово (в сущности не передающее истины, потому что кто же больше кому одолжение оказывал), Великий Варсануфий очень ценил и понимал, чего она стоит, что и подчеркнул не один раз в своих «Ответах» (Авве Сериду) – «мы обязаны благодарностью и должны молить» и прочее (Op. Cit., отв. 48 passim). Но что касается самого старческого окормления, то оно было всецело в руках Великого Варсануфия в обители, Авва Серид был не более, как простой послушник («ς μαθητν το Γροντος, κα ς χρεωστν ατ τελεαν πακσν» Op.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

С течением времени, омывая себя постоянными слезами, преп. Варсонофий очистил сердце свое от страстей душевных и телесных и сподобился дарований Духа Святого. Он стяжал смиренномудрие, а через него сподобился даров прозорливости, чудотворения и наибольшего из всех даров Духа Святого – дара рассуждения. Живя при монастыре аввы Серида, преп. Варсонофий руководил духовной жизнью многих иноков обители, давая ответы на их вопросы через авву Серида. Вопросы и ответы писались на глиняных дощечках. Так как в продолжение почти пятидесяти лет преп. Варсонофия никто не видел, то один из братии стал сомневаться в его существовании, говоря, что авва Серид выдумывает существование такого великого старца. Прозрев сомнение брата, преп. Варсонофий сказал авве Сериду призвать к нему нескольких братий, в том числе и сомневавшегося, и умыл им всем ноги. В богословских спорах своего времени, охвативших монашеские круги Египта и Палестины, преп. Варсонофий занимал последовательно православную позицию, выступая против крайностей оригенизма и аффардокетизма. Для блага Церкви преподобному приходилось расставаться с дорогим безмолвием. По просьбе патриарха Иерусалимского, он ходил с ходатайством к императору Иустиниану и уговорил его не теснить православных, не принимавших учения аффардокетов. По кончине своего духовного друга и сотаинника, преп. Иоанна Пророка, приблизительно в середине второй половины VI века, преп. Варсонофий умолк, но позже, возможно, прерывал безмолвие в исключительных случаях. Скончался преп. Варсонофий во второй половине VI века. Место его кончины точно неизвестно. Есть сведения, что он скончался на Голгофской горе, во время паломничества. Можно, однако, предполагать, что кончина его последовала в обители аввы Серида. Память его празднуется 6/19 февраля. §2. Жизнеописание преп. Иоанна Пророка Преп. Иоанн Пророк родился приблизительно в конце V – начале VI века. Не сохранилось данных о месте рождения преподобного и неизвестно, откуда он пришел на безмолвие в монастырь аввы Серида близ Газы, в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» 28 февраля, 2009. Преподобный авва Дорофей Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Знаменитый духовный писатель древности преподобный авва Дорофей жил приблизительно в конце VI-ro и начале VII-ro века. Раннюю молодость он провел в прилежном изучении светских наук. Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. В течение 10 лет преподобный Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка. По кончине аввы Серида и св. Иоанна Пророка, когда общий наставник их Великий Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей удалился из общежития аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой кончины. Преподобный Дорофей знаменит своим литературным наследием: поучениями (числом 21), посланиями (числом 10) и записью ответов старцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка на вопросы преподобного Дорофея (числом 87). Труды аввы Дорофея являются классикой аскетической литературы, изучаются монашествующими и мирянами как источник анализа помыслов и движений души христианина. …Случается, что, когда между братиями произойдёт смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть. Кто поклонился, прося прощения, и сделал это ради заповеди, тот в настоящее время исцелил гнев, но против злопамятности ещё не подвизался, и потому продолжает скорбеть на брата.

http://pravmir.ru/gnev-esli-zakosneet-ob...

Дорофеем. Он был учеником Иоанна Прозорливого, в монастыре аввы Серида. Прп. Дорофей в молодости усердно занимался науками. «Когда я обучался внешнему учению, – говорит он, – мне казалось это сначала тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих». Столь же великую ревность показал потом прп. Дорофей и в достижении высшей мудрости – совершенства духовного. «Когда я пришел в монастырь, то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, тем более должно быть для добродетели – и тем укреплялся». В монастыре Серида ему дано было послушание – ходить за больными и странниками. «В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот, приходят странники вечером, я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что, когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, а затем приближался час бдения». Затем ему было дано другое послушание – служить авве Иоанну Прозорливому. Десять лет служил прп. Дорофей своему авве и считал это за великое утешение для себя. По кончине аввы прп. Дорофей оставил монастырь Серида и основал свой собственный. Скончался он в 620 году. Прп. Дорофей оставил после себя несколько сочинений, обнаруживающих в нем многосторонние познания и высокую духовную мудрость. «Отличительное свойство наставлений аввы – простота, но простота чистой души…» О сочинениях аввы Дорофея см. подробнее в соч. «Истор. учение об отцах Церкви» прп. Филарета Черниговского, т. III, § 275. Поучения его в русск. переводе Оптиной пустыни имели много изданий. Диосполис, древняя Лидда, – на пути из Иерусалима в Иоппию. Теперь Лидда – богатое селение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Чудо (пятнадцатое)... f.75. Случилось, что в Энгабтон, обитель аввы Иосифа, пришел от чад авва Такла-Хайманота и стал жить у них, служа настоятелю (mamher). Когда умер этот настоятель, поставили на его место этого сына аввы Такла-Хайманота, а монастырь был (устава) аввы Евстафия, и монахи его – чадами аввы Евстафия. Они сказали этому сыну аввы Такла-Хайманота: «чью память праздновать нам – твоего ли наставника, или нашего – аввы Евстафия?» Он ответил им: «делайте как хотите». Они сказали: «отпразднуем твоему наставнику». И они приготовили яства и питье в день памяти того, кто не был их наставником. И в день этот принес авва Евстафий большой камень и сокрушил дома и управителей, готовивших яства и питие, и они умерли. И удалился этот настоятель в церковь . И сказал им авва Евстафий: «это я сделал это, и наслал на вас язву за то, что вы оставили творить память мою и предпочли другого мне». Когда они это услышали, побежали в церковь и молились восклицая и говоря: «согрешили мы и оставили память твою; и ныне прости нас; не будем впредь делать сего, но будем творить память твою». И потом они стали жить, и когда наступил день памяти отца нашего Евстафия, они улучшили еду и питие и усугубили их против прежнего времени. И сделали они пир великий для бедных и убогих, молясь и служа в церкви. И в день памяти своей сошел к ним авва Евстафий; они видели его ясно с двумя ангелами стоящими в церкви до окончания молитвы их. Сие чудо сотворил он в стране Шоа. Молитвы... Чудо (шестнадцатое)... f.76. Начали строить церковь чада аввы Иосифа 273 , и когда окончили постройку, написали внутри ее: «начали и кончили силою молитвы аввы Евстафия». Прибыл монах, сын аввы Такла-Хайманота по имени Фома – он был архимандрит (mamher) – вошел в церковь и увидал эту надпись, разгневался и сказал им: «зачем написали вы так, какое дело Евстафию до этого монастыря вне Армении, ибо сия страна – аввы Такла-Хайманота». Он сказал им и связал оковами благочинного (liqa-kähnät) и настоятеля (liqa-mähbar). И пришли к нему все монахи и сказали: «помилуй и пощади и разреши их». Он противился, и не слушал их. Они пошли в церковь и молились, говоря: «помоги нам Боже Евстафия». Он услышал молитву их и в тот же день и час пришли слуги царя, которые связали и увели его, а этих святых монахов освободили по молитве аввы Евстафия чудотворца, который обратил узы и удары на того, кто связал чад аввы Евстафия. Молитва его...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

3). Иоанн Лествичник (ок. 525–606 гг.) – преподобный христианский святой, отшельник и подвижник. Принял пострижение в Синайской обители, провел в уединении более 40 лет, за несколько лет до смерти был избран игуменом. Автор знаменитого руководства к монашеской жизни «Лествицы райской», в которой рассматривал монашеский подвиг как процесс непрерывного и сложного восхождения по лестнице духовного очищения и самосовершенствования и давал аллегорические описания различных стадий на этом пути. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Сочинение Иоанна Лествичника пользовалось огромной популярностью среди византийского и русского монашества. Память 30 марта (12 апреля). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по книге «Лествица». Дорофей авва (кон. VI в. и VII в.) – святой Преподобный, был учеником преподобного Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI веке. После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель. Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя. Празднуется 18 июня (5 июня по старому стилю). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по Добротолюбию (т. 2). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753) – преподобный святой, один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010