Также и после, когда уже Иоанн Миросавский поступил в обитель Аввы Серида, преподобный Варсануфий писал некоторые ответы без всякого вопрошания с его стороны, но по мере того, как видел его искушаемым со стороны диавола. Поучителен еще случай прозорливости, когда Великий Варсануфий приоткрыл завесу над будущим для того, чтобы показать, что все упование нужно возлагать на Бога. Заботясь о материальном обеспечении обители, нужно всегда помнить слова Апостола, что ни от хотящего, ни от текущего, но от милующего Бога зависит все ( Рим. 9:15 ). Вот и теперь писал старец: «Бог посылает нам из мира людей со средствами к жизни, примите их, но не упоминайте о том, что я говорил вам о них, чтобы они не впали от этого в тщеславие. Возлюбите их, как искренних братьев, и подумайте о том, как успокоить их помысел. Они презирают мир, желая спасти души свои, и Бог чрез меня ведет их сюда к вам (пишу по предуведению), чтобы вы познали, что они совершенно презрели мир». Подобным же образом преп. Варсануфий задолго предвозвестил события, имеющие произойти по смерти Аввы Серада. Так он указал на преемника ему, на рясофорного послушника, брата Елиана, кандидатура которого, как самого младшего, никак не могла быть предполагаема 154 . Насколько Великий старец прозревал мысли иноков, живших в обители Аввы Серида, показывает следующий случай. Некоторый брат странник и при том, больной, пришел в общежитие, ища себе врачевания, и был помещен в келью одного брата, а тому показалось это отяготительным. Уразумев это духом, старец сказал ему следующее: «О, брат! Испытай твой помысел, и сознайся, что если бы, то был твой брат по плоти, не пожелал ли бы ты принять его под свой надзор. Смотри как плотское мудрование действует в тебе; а ты принял теперь к себе духовного твоего брата, потому что все мы едино о Христе. Внимай же брат себе во страхе Божием». Услышав это и получив пользу, брат весьма умилился и объявил о том старцу, сказав: «Прости меня, господин Авва, и помолись о мне, я принимаю к себе брата моего с великою радостью» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

По получении образования преп. Дорофей стал все чаще посещать монастырь аввы Серида, где тогда славились два старца, преподобные Варсонофий и Иоанн . Их наставления, а также сама благодатная атмосфера монастырской жизни заставили преп. Дорофея переосмыслить свою жизнь и вступить на монашеский путь. Свое монашеское воспитание преп. Дорофей получил под руководством великих затворников, преимущественно же под руководством преп. Иоанна Пророка, которому он был вручен преп. Варсонофием. Преп. Дорофей открывал все свои помыслы старцу и ничего не делал без его совета, при этом он добросовестно нес все обязанности, возлагаемые на него игуменом монастыря. Первоначально он нес послушание гостиничного, а затем, по благословению старцев и игумена, выстроил больницу на средства одного брата, где с усердием служил больным и странникам. На послушании в больнице у преп. Дорофея был преп. Досифей, которого преп. Дорофей в короткий срок возвел на высоту совершенства и привел ко спасению. Авва Серид доверил преп. Дорофею и другое почетное послушание – быть келейником у преп. Иоанна Пророка. Преп. Дорофей нес это послушание около десяти лет, насыщаясь духовной мудростью прозорливого старца. По кончине аввы Серида и преп. Иоанна Пророка, когда преп. Варсонофий обрек себя на полное молчание (прерываемое, возможно, лишь в исключительных случаях), преп. Дорофей вышел из обители. Там же, в Палестине, близ Газы, он построил свой собственный монастырь, жизнь коего основывалась на духовных принципах преподобных Варсонофия и Иоанна . В этой обители он сделался духовным руководителем иноков и именно тогда составил свои аскетические сочинения. Скончался преп. Дорофей, вероятно, не позднее 620 года. Церковь совершает его память 5/18 июня. §2. Сочинения Сочинения преп. Дорофея носят аскетический характер. Он является автором 21-го «Душеполезного поучения к ученикам», нескольких посланий, сочинения «О подвижничестве» в 30-ти главах. Также в его записи известны аскетические наставления современных ему старцев-аскетов – преп. Варсонофия Великого, преп. Иоанна Пророка и аввы Зосимы, проведшего последние годы жизни при императорском дворе в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

3. Кроме, как мы уже сказали, хлеба и воды. 4. Безмолвник Евфимий. 5. Софийской в Константинополе. 6. Через авву Серида. 7. Имя которого неизвестно. 8. То есть к двум или трем инокам, живущим вместе, что, по преданию святых отцов, называется царским путем. 9. Сей авва Серид был игуменом общежительного монастыря в Газе и духовным сыном великого Варсонофия, который чрез него передавал и сии ответы. 10. Иоанна безмолвника, называемого также Пророком, память 6/19 февраля. 11. Иоанну обители святого Саввы. 12. После того как он пришел в общежитие, близ которого великий Варсонофий находился в затворе. 13. Аввы Серида. 14. В славянском переводе: «увлажнил есть подчревность твою». 15. В славянском переводе: «учреди». 16. Как непременное правило. 17. В славянском переводе: по рвению. 18. Опытность. 19. В славянском переводе: по чину. 20. т. е. еще не безмолвствуешь совершенно. 21. Побелели. 22. Вредный рыжеватый порошок на хлебе и растениях. 23. т. е. куколя святого Варсонофия. Смотри Ответ 1-й. 24. т. е. на игумена Серида. 25. В славянском переводе: смертныя. 26. По другому чтению: происходящее. 27. Короткая безрукавная одежда, или мантия древних отцов. 28. По другому чтению: и молитвою. 29. См. ответ 286. 30. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 11 31. Авве Сисою. См. Сказание о подвижничестве святых и блаженных отцов, стр. 248. (Изд. 1845 г.) 32. Так называет святой келлию свою. 33. В самый короткий зимний день солнце в Палестине восходит в начале восьмого часа, заходит почти в пять. Самый продолжительный летний день имеет несколько более 14 часов. В этот день солнце восходит в 4 часа 57 минут, заходит в 7 часов 03 минуты. См. «Душеполезное Чтение». Май, 1878 г., с. 109. Ст. «Климат Святой Земли». 34. Вероятно, Старец говорит сие о себе, хотя и отклоняет от себя. 35. 3/4 фунта 36. т. е. плотская брань 37. Псалмопение не значит собственно пение псалмов, но везде употребляется в смысле молитвенного чтения оных. 38. Унция равняется 8 драхмам (золотникам). 39. В славянском переводе: исправлениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

23)  Мученичество Онана, Андрея и Феклы. 24)  Григория монаха. 25)  Успение пророка Ионы, его же воскреси Фесвитянин. 26)  Благовещение Архангела Захарии и зачатие предтечи. 27)  Мученичество Евстафия и чад его 28)  Мученичество Ападера и Крины сестры его. 29)  Мученичество Арапсимеи девицы. 30)  Чудо бывшее десницею Афанасия апостольского. Месяц Папе (Октябрь) Первый день. – Мученичество Анастасии. 2)  Пришествие Севера патриарха Антиохийского. 3)  Успение Григория просветителя Армении. 4)  Апостола Анании, и мученичество св. Вакха. 5)  Павла патриарха Константинаграда. 6)  Анны, матери Самуила пророка. 7)  Успение аввы Павла Илтамуха. 8)  Мученичество Матара старца и иже с ним. 9)  Память Симеона епископа. 10)  Сергия и Вакха. 11)  Аввы Иакова патриарха Антиохийского. 12)  Мученичество Матфея апостола, и успение Димитрия. 13)  Мученичество Захарии монаха. 14)  Филиппа единого от седьмидесяти. 15)  Святого Пантелеимона. 16)  Аввы Агафона папы Александрийского. 17)  Память Григория, брата Василиева. 18)  Феофана и супруги его; и собор. 19)  Феофила патриарха. 20)  Априуанна малорослого и иже с ним. 21)  Перенесение мощей Лазаря, и пророка Иоиля и аввы Риеса, и память Парфении. 22)  Мученичество Луки врача и евангелиста. 23)  Успение аввы Иоасафа, и память Дионисия. 24)  Память аввы Илариона монаха, иже в Газе. 25)  Успение аввы Апла и аввы Епида. 26)  Мученичество Тимона апостола единого от седьмидесяти. 27)  Апо-Макара епископа Едкийского. 28)  Мученичество Иулии и Меркурия. 29)  Мученичество Димитрия Солунского. 30)  Рахима монаха. Месяц Хатор (Ноябрь) Первый день. Максима, Дометия и Петра. Петра папы Александрийского, и Афанасия. Успение Киприана и мученичество Афанасия. Успение Иакова и Иоанна, и мученичество Фомы епископа. Память Тимофея, и обретение св. главы Лонгина. Собор Сотира и учеников его в монастыре, именуемом Мухрек. Мученичество Георгия Александрийского, и обновление великий церкви его. Память четырех животных. Собор трехсот осьмнадесяти отец, иже в Никеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

XI. «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни». Переведено с церковнославянского перевода преподобного Паисия на русский язык. 1855. XII. «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания». Переведено с греческого на русский язык Константином Зедергольмом. 1856. XIII. «Житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова ». На славянском языке. 1856. XIV. «Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические Слова». (Выбрано из «Добротолюбия» и «Восторгнутых класов...»). 1858. XV. «Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова ... двенадцать Слов». На церковнославянском языке. 1858. XVI. «Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Тавеннисиотского, об устроении монашеского жительства». С латинского на русский язык перевел К. Зедергольм. 1859. XVII. «Преподобного отца нашего аввы Исаии , отшельника египетского, духовно-нравственные слова». На русском языке. 1860. «Эти издания, – писал в 1906 году ректор Калужской духовной семинарии архимандрит Никодим, – охватывают всю монастырскую жизнь. Монастырская жизнь же составляется из взаимодействия: настоятеля и братии, духовника-руководителя и его учеников – духовных детей, окормляемых в их правильной жизни в общежитии, получающей главный смысл от той цели, какую преследуют иноки: нравственное самоусовершенствование. И в изданиях Оптиной пустыни мы находим руководства: и для настоятелей – в труде аввы Орсисия, и для духовника – в вопросоответах аввы Варсануфия и Иоанна, и для послушника – в книгах аввы Дорофея , у аввы Исаии и Симеона Нового Богослова . У Феодора Студита же руководство всему общежительному братству во всех его послушаниях. В творениях Иоанна Лествичника , Исаака Сирина – иноческое руководство к борьбе со страстями и взращению добродетели. В творениях же Петра Дамаскина – свод главнейшего из всей аскетической литературы. Славянское Добротолюбие и Оптинские издания в их совокупности, таким образом, и составили полную аскетическую библиотеку, столь необходимую, особенно тогда, да и вообще во всякое время и каждому иноку в отдельности, и целому монастырю вообще» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

P., 1924. Vol. 2. P. 527). Мон-рь Севира Антиохийского был основан ок. 500 г. недалеко от лавры Петра Ивера ( Zach. Rhet. Vita Sever. P. 97). В нем был похоронен крестный отец Севира, Евагрий Самосатский, а также жила часть сир. монахов-монофизитов, изгнанных из мон-ря Мар-Бессос. В 508 г. Севир покинул Палестину и в 512 г. стал патриархом Антиохии. Нек-рые исследователи высказывают предположение, что антихалкидонские настроения в газском М. не могли быстро исчезнуть с приходом на визант. трон в 518 г. императора-халкидонита Юстина, к-рый изгнал газских монофизитов из Палестины. По мнению ряда ученых, монахи обители аввы Серида, в т. ч. Дорофей Газский, якобы были монофизитами, т. к. читали сочинения аввы Исаии Газского, друга и собеседника Петра Ивера. Преподобные Варсонофий и Иоанн цитируют или перефразируют сочинения аввы Исаии лишь иногда, не упоминая его имени. Авва Дорофей также предпочитает прямо не называть автора цитат из «Аскетикона», но использует это сочинение гораздо чаще. Кроме того, он цитирует Евагрия Понтийского и с симпатией отзывается о нем ( Bitton-Ashkelony, Kofsky. 2006. P. 216-221; Hombergen. 2009). Вопрос о монофизитстве аввы Исаии остается открытым. Есть основания полагать, что по отношению к Халкидонскому Собору он занимал нейтральную позицию ( Спиридонова. 2011). Сочинения газских подвижников сосредоточиваются на аскетике и нравственном богословии и не затрагивают др. богословских тем. Преподобные Варсонофий и Иоанн прямо запрещают ученикам вмешиваться в любые богословские дискуссии и анафематствовать к.-л. ( Barsan. Quaest. 603, 701). В их переписке, равно как и в сочинениях аввы Дорофея, нет никаких следов монофизитства. Обращает на себя внимание и факт полного отсутствия трудов Дорофея, Варсонофия и Иоанна в сир. традиции, в то время как сочинения открытых монахов-монофизитов из Газы, как правило, имеют сирийские переводы. При цитировании Евагрия Понтийского авва Дорофей приводит только те его мысли, в православии которых нет сомнения. Такое отношение к Евагрию прп. Дорофей унаследовал от своих наставников: прп. Варсонофий также иногда цитирует те мысли Евагрия, к-рые касаются практической стороны М.; прп. Иоанн Пророк разрешает ученикам читать у Евагрия то, что полезно для души (Ibid. 602), и сравнивает такое чтение с трудом апостолов, к-рые после улова хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (ср.: Мф 13. 48). Преподобные Варсонофий и Иоанн, а также авва Дорофей хотя и порицали чрезмерное увлечение философией ( Barsan. Quaest. 600), тем не менее не считали монахов, увлекавшихся сочинениями Евагрия, еретиками (Ibid. 603) и сами пользовались его сочинениями в тех аспектах, к-рые считали полезными для иноков. Синай

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Тогда в киновиях это делание было одной из необходимейших, как и быть должно, обязанностей и добродетелей. Так было и в монастыре Аввы Серида. Очень немного прошло времени с тех пор, как преп. Дорофей поступил в киновию последнего, а он уже писал к Великому Варсануфию научить его Иисусовой молитве. То же самое рассказывается про блаженного Досифея: в сказании о нем говорится: «он имел всегда и память Божию, ибо Авва Дорофей заповедал ему постоянно говорить: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» 243 . А он прожил, ведь, в монастыре и всего 5 лет. Отсюда можно заключать, насколько это делание предпочиталось и имелось в виду в аскетической жизни древних Киновий, если духовные отцы и старцы заповедовали его своим ученикам. Это и понятно. Иисусова молитва , сказал однажды преп. Серафим, (особенно, если творить ее чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами), «есть бич против плоти и плотских похотей». А последнее-то и всего более беспокоит молодых, особенно, когда они по своим обязанностям находятся среди шумного света и мира. С подобного случая, именно, начинаются Ответы Великого Варсануфия о молитве. Известный уже нам, Иоанн Миросавский перешедший в Киновию Аввы Серида из обители св. Саввы Освещенного, первое время своего пребывания в Киновии часто отлучался из нее по монастырским делам: то собирать запас для рукоделия, то ради других потребностей. Отлучками этими пользовался диавол, как поводом к брани. Иногда он нагонял на него страх перед пустынностью тех мест, которые приходилось ему посещать, иногда беспокоил его телесной бранью, когда он находился в миру. Особенно сильно тревожила его последняя. Великий Варсануфий, по дарованной ему свыше прозорливости, видя утеснявшую его скорбь, часто посылал ему письма, утешавшие Иоанна в находящих на него искушениях. Между прочим, в одном таком письме св. старца к Иоанну говорилось и об Иисусовой молитве; последняя была заповедана ему, как средство против блудной брани. «Внимай себе бдительно», – писал ему преподобный, – чтобы иметь всегда Бога перед собою, да исполнится и на тебе пророческое слово: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс. 15:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В XVIII в. выдвигалась гипотеза о том, что Д. Г. был тайным сторонником монофизитства и покинул мон-рь вслед. несогласия с братией в вероучительных вопросах. Данная гипотеза, основанная на отождествлении Д. Г. с неким монахом-антихалкидонитом по имени Дорофей, большинством совр. ученых отвергается. Еще в IX в. прп. Феодор Студит оправдывал преподобных Варсонофия, Исаию и Д. Г. от подобных обвинений ( Theod. Stud. Test.//PG. 98. Col. 1461-1465). Об отношении к палестинскому монашеству мон. Дорофея (V в.), защищавшего на Вселенском IV Соборе учение Евтихия, согласно упоминанию Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 18) и значительно более позднего автора Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. I 30), сведений нет. Однако известно, что Д. Г. жил веком позже и никогда не покидал пределов Газы. Уход Д. Г. из мон-ря объясняли также на основании гипотезы о том, что он был евагрианином ( Canivet. 1965). Однако, несмотря на широкое распространение богословских идей Оригена и Евагрия в Палестине и в др. странах христ. Востока в сер. VI в., в сочинениях Д. Г. Евагрий упоминается и цитируется исключительно как аскетический писатель. Вскоре вокруг отшельника стали селиться ученики, ради к-рых ему пришлось основать мон-рь между Газой и Аскалоном , продолживший духовные традиции обители аввы Серида. В 634 г. Газа была захвачена арабами. Подвергся разрушению и новооснованный мон-рь, скорее всего покинутый монахами, незадолго до начала вторжения переселившимися в более безопасное место. О дальнейшей судьбе мон-ря сведений нет. Несмотря на исторические катаклизмы, ученики Д. Г. сохранили сочинения учителя, большая часть к-рых была написана, вероятно, в последний период его игуменства. Память Д. Г. в РПЦ отмечается 5 июня вместе с памятью сщмч. Дорофея, еп. Тирского († ок. 362), в то время как в К-польском орологионе 1900 г. и в Римском мартирологе (MartRom. P. 306) в этот день указывается память только сщмч. Дорофея Тирского. Архиеп. Сергий указывал наличие памяти Д. Г. в июньской Минее митр. Макария ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 168), однако под 5 июня в ВМЧ включены лишь поучения Д. Г. В Иерусалимской и Элладской Православных Церквах память Д. Г., его ученика Досифея и аввы Серида празднуется 13 авг. Именно в этот день совершалась служба этим святым в лавре прп. Саввы Освященного ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Вероятно, память Д. Г. 5 июня возникла из-за смешения с памятью одноименного ему святого (DSAMDH. Т. 3. P. 1654). Сочинения

http://pravenc.ru/text/180299.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010