Г. Ч. первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христ. мира. Правая рука и др. частицы мощей Г. Ч. находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука - в Большом Метеорском мон-ре. В Греции частицы мощей Г. Ч. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона (Афон), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в ц. св. Анастасии и в ц. вмч. Георгия (афинский р-н Неа-Иония), в мон-ре Агия-Лавра близ Калавриты, в мон-ре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в мон-ре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в мон-ре Кехровунион (о-в Тинос), в мон-ре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В Acta Sanctorum сообщается о перенесении главы Г. Ч. в 1587 г. в Лиссабон (Португалия) (возможно, из дер. Сталетти), где она и хранится в наст. время в ц. Сан-Роки. Частицы мощей Г. Ч. есть также в соборе ап. Петра и храме св. Игнатия в Риме. В Москве частицы мощей Г. Ч. находятся в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). Ист.: BHG, N 715-715e; SynCP. Col. 201, 229-230; PG. 117. Col. 165 [Минологий Василия II]; Книга Паломник. С. 6, 52, 73; ЖСв. Нояб. С. 444-463. Лит.: Telfer W. The Cultus of St. Gregory Thaumasturgus//The Harvard Theological Review. 1936. Vol. 29. N 4. P. 225-344; Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 188-189; Janin R. Gregorio, Taumaturgo, vescovo di Neocesarea//BiblSS. Vol. 7. P. 214-217. О. Н. Афиногенова Почитание в славянской традиции Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, переведено на слав. язык не позднее XII в., содержится в волоколамском комплекте Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Волок. 592. Л. 330-358 об.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 507); в Минеи Четьи Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 799) 40-х гг. XVII в. входит «житие вкратце» (нач.: «Град есть некий славен, старейшина римский...») и чудеса Г. Ч. (Там же. Примеч. 17). Возможно, к этому тексту восходит перевод на «просту мову» (нач.: «Неокесария ест место над Чорным морем, которое грекове зовут Еуксинопонтом...»), выполненный не позднее 1669 г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Владыка Иисусе Христе, всех заповедавших нам поминать их, Христе Боже наш, помяни их в Царстве Небесном. Спаси, Господи, народ Твой, и благослови достояние Твое; управляй ими и возноси их вовеки, и сохрани их в православной вере и в славе во все дни жизни их; и наполни всё сердце их любовью, всё превосходящей, молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил, Михаила, Гавриила, Рафаила и Суриила, и четырех бестелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, святого Иоанна Крестителя, отцов наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, святого архидиакона Стефана, святого Георгия, святого Феодора, святого Меркурия, святого Мины, святого Филофея, святого Василида, святого отца Ноба и всех мучеников Господних, также великого и святого отца нашего аввы Антония, и святых отцов наших троих Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кема и преподобного отца нашего аввы Павла, и святых отцов греческих Максима, Димитрия, святого отца Моисея, и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего досточтимого патриарха нашего (имярек), и царя нашего Клавдия 1013 , и всех знаменующихся крестом, праведных и избранных, и Ангела этого святого дня. Молитвы их, и благословения, и ходатайства их, и мир их, и любовь Божия да будут с нами во веки веков. Аминь. Священник Нас и всех усопших помилуй Ты, пославший сына Твоего в недро Девы. Диакон Сидящие, встаньте. Священник Он был носим во чреве, и воплотился Сын Твой и был свидетельствован от Духа Святого. Диакон Смотрите к востоку. Священник Перед Тобой стоят тысячи тысяч святых Ангелов и Архангелов. Диакон Будем внимательны. Священник Досточтимые живые существа, имеющие шесть крыльев, Серафимы и Херувимы, которые двумя покрывают лице свое, двумя – ноги свои, и двумя летают от концов до концов мира; и как они всегда славят Тебя и называют святым, так прими и эти священия, которые мы произносим Тебе: свят, свят, свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Пахомий своей благочестивой жизнью и обильными духовными дарованиями научал братию более, чем словами. Например, «преп. Пахомий, не смотря на то, что был аввою всех обителей, когда приходил в какой монастырь, всегда подчинялся настоятелям более, чем всякий другой брат, и когда другой кто вел о чем-либо духовную беседу, он слушал его с полным вниманием, смотря на себя, как на невежду, который имел нужду в научении больше, нежели кто другой» 237 . По заведенному Главным аввой правилу, со Вторника Страстной Седмицы до Фомина дня за совместным богослужением собиралась вместе вся братия из всех обителей (§ 15) и 13 августа – собирались аввы и экономы всех монастырей для обсуждения хозяйственных дел, а также дел внутреннего управления (§ 15) 238 . Обозревать обители и назидать братию Главному авве помогали помощники (§ 12) , а также аввы, которые находились в каждом монастыре (§ 13). Настоятель или игумен монастыря «наблюдал за строгим исполнением заведенных порядков и руководил братией к совершенству в духовной жизни. Каждый Авва монастыря был не что иное, как наместник Главного аввы, его глаз, слух и язык» (§ 18) 239 . Аввы монастырей имели обязанности, с одной стороны, – быть распорядителями уставной жизни, с другой – быть духовными наставниками для братии. В соответствии с первыми обязанностями аввы должны были «наблюдать порядки сами и всех держать в них». За все послушания отвечали назначенные монахи, которые «ничего не могли делать кроме повеленного Аввою». Если же встречались какие-то новые обстоятельства, должны были все спрашивать у Аввы. Авва «принимал в обитель и назначал принятому дом и занятие, судя по его способностям. Он делал передвижения братий из дома в дом, или со стола на стол. Все отлучки из обители разрешались . Вообще в обители все было на его руках, и он отвечал за все и пред Богом, и пред Главным аввою» (§ 20) 240 . Будучи духовным наставником в соответствии с Уставом, Авва «вел всех к созиданию в духе. Но на нем лежала обязанность и прямо действовать на это. Сюда относится долг вести беседы к братиям, сколько кто может, каждую неделю. К беседам прилагались и собеседования, на которых решались недоумения, относительно ли понятий, или правил жизни. Кроме этого общего руководства, даваемы были частные каждому лицу нужные, по спросу ли брата, или по усмотрению самого Аввы. Это наиважнейшей способ руководства, и преп. Пахомий учил Феодора Александрийского делать эти внушения со всею осторожностью, чтоб крайнею настойчивостью не повесть к худшему и советовал выжидать удобное время, больше же молиться о таковых немощных, как и сам он делал» (§ 21) 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для нравственного преуспеяния, как уже говорилось выше, аввы проводили духовные беседы с братией. Известно, например, что преп. Пахомий говорил поучения каждый вечер, а иногда и после ночной молитвы (§ 174) 245 : «для собрания на беседы Аввы давался знак, услышав который, все оставляли кельи и спешили на место собрания; в келье никто не мог оставаться» (§ 175) 246 . Причем, беседы проходили не формально, аввы уделяли внимание тому, насколько усвояемы были их поучения: «Чтобы с этими беседами не случилось то же, что про иные слова говорится: в одно ухо вошло, а в другое вышло, братия потом между собою перебирали все слышанное, припоминая кто одно, кто другое. Для этого назначались братские собеседования, которые велись со всею скромностью, по домам в общем собрании, тотчас по выслушании бесед смотрителя или Аввы. Этим способом восстановляли они в уме всякую слышанную беседу и чрез повторение, запоминая ее, богатились ведением истины» (§ 177 ) 247 . В каждом монастыре имелись библиотеки, где хранились книги Священного Писания и святых Отцов и учителей Церкви (§ 185) 248 . Таким образом, «братия обогащались ведением всякой истины; и очень недивно, что между ними воспитывались многосведущие Аввы, и смотрители, которые могли изустно предлагать частые и назидательные поучения братиям» (§ 183 ) 249 . Главными добродетелями иноков были: молчание (§ 186) 250 , послушливость или неимение своей воли (§ 192–193) 251 , всесторонее подначальство (§ 193–194) 252 , нищета (§ 195–201) 253 , постничество и воздержание (§ 202–206) 254 , смиренная скромность и степенность (§ 207–209) 255 , взаимная любовь (§ 210–214) 256 . Для нашего исследования особо хочется отметить требование всестороннего подначальства, именно так в древних монастырях воспитывалось отсечение своей воли и послушание: «Никто ни одной минуты не оставался без подначальства. Постоянно всякий был у смотрителя на глазах: и никто ничего не мог делать без его позволения и ведома. Не только отлучиться за монастырь, или походить по монастырю, или пойти в келью другого, но и обычные дела всегда начинать и оканчивать должно было не иначе, как с его разрешения. Смотритель сам был только исполнитель Устава, и во всем зависел от Аввы, Авва монастыря в свою очередь зависел от главного Аввы во всем. Таким образом, все связаны были узами послушания, и никто своей воли иметь и следовать ей не мог» (§ 193) 257 . Управление монастырем по Уставу святителя Василия Великого

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Оно учит правильно верить и спасительно жить, потому и ценно. Его надо изучать, а изучив, применять в своей жизни. Преподобный авва Дорофей - " достославный в отцах " " Истинно хвалить сочинения и дела блаженного поистине и благодостойного отца нашего, дару Божию тезоименитого, значит хвалить добродетель, любить Бога и заботиться об истинной жизни... " Сей милосердый и сострадательный отец, поистине достойный учить и просвещать души, великий в разуме и величайший в простоте... в благоговении... в смирении... " .Послание о книге сей к брату, просившему,чтобы прислали ему найденные слова преподобного отца нашего аввы Дорофея... 5] [ 1 ] " Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни " .Преподобный Амвросий Оптинский († 1891) [ 2 ]Творения преподобного аввы Дорофея были написаны на греческом языке. В 1770 году их издали ограниченным тиражом в Венеции, где находилась греческая колония. В XIX в. c этого издания был сделан перевод на русский язык. При работе над ним было проведено тщательное сличение текста с переводом на славянский язык, осуществленным еще в начале XVII столетия и изданным в Киево-Печерской лавре. Древнейшее упоминание о пользовании творениями святого аввы Дорофея на Руси находится у митрополита Московского (Киевского) и всея Руси Киприана (1376-1406). В своем послании к игумену Высоцкого монастыря Афанасию святитель пишет: " Евангелие толковое в церкви чести, а на трапезе чтут Патерик и святого Ефрема, и святого Дорофея " [ 3 ]. Русский перевод отличается ясностью, доступностью, вразумительностью, что свойственно и самим поучениям преподобного аввы. Святой Феодор Студит († 826), рассуждая о чистоте писаний великого подвижника и учителя, свидетельствует: " Приемлю всякую Богодухновенную книгу Ветхого и Нового Завета, а вместе и жития, и священные писания святых отцов, учителей и подвижников... преподобных Марка, Исаию, Варсануфия, Дорофея и Исихия... В их учении я не нашел никакого заблуждения, напротив, нашел великую душевную пользу " [ 4 ]. Другой древний писатель - Нил - в своем предисловии к греческому тексту (соответственно и славянскому переводу) творений святого аввы, именует преподобного " блаженным и достославным в отцах " [с. XI]. Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. Архимандрит Агапит. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2. Филарет, епископ Харьковский. Обзор русской духовной литературы (862-1720) СПб., 1857. 74. С. 78. Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и Завещание. Калуга, 1896. С. 332-333. Житие

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Донахью Фотий (?–1984), священник Русской Православной Церкви Московского Патриархата в США. Создал православный приход во имя Андрея Первозванного в городе Ист-Лансинг (Мичиган). В 1956 году им были созданы еще две общины Московского Патриархата в том же штате – во имя святого великомученика Димитрия Солунского в городе Джексоне и во имя святого праведного пророка Илии в Батл Крике. В 1963 году в Ист-Лансинге был освящен новый храм – во имя апостола Андрея Первозванного. Дорофей (VI век), преподобный авва из палестинского монастыря аввы Серида. В течение 10 лет был келейником у преподобного Иоанна Пророка. После его кончины основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой смерти. Авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. В рукописях известны также 30 слов о подвижничестве и запись наставлений преподобного аввы Зосимы. Творения аввы Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, отличаются ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения, раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова. На Руси его книга душеполезных поучений и ответов по количеству списков была самой распространенной, наряду с «Лествицей» преподобного Иоанна и творениями преподобного Ефрема Сирина . Память празднуется 5 (18) июня. Досифей (VII век), ученик преподобного аввы Дорофея . Память празднуется 19 февраля (3 марта). Евмений (Хорольский Евгений Николаевич, 25.12.1886–25.08.1967), архиепископ Житомирский и Овручский. Митрополит Иоанн встречался с ним в Одессе, сделал его фотографический портрет. Ермоген (Голубев Алексей Степанович, 1896–1978), архиепископ. Обладал высоким авторитетом среди духовенства и мирян. Во иеромонаха его рукоположил в 1921 году Святейший Патриарх Тихон. Дважды он был арестован: в 1923–1924 годах находился в ссылке, в 1931–1941 годах отбывал срок в лагере. В марте 1953 года состоялась его хиротония во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В сентябре 1960 года по требованию гражданских властей его освободили от управления этой епархией, и он письменно обратился к Хрущеву, с тем чтобы власти не противились его назначению на новую кафедру. С 1962 по 1963 год был архиепископом Омским и Тюменским, а с 1963 по 1965 год – архиепископом Калужским и Боровским. Основное недовольство властей вызывало его стремление добиться законности в отношениях государства и Церкви. Например, в СССР категорически запрещалось давать священный сан лицам, имеющим высшее образование, однако законодательно такое положение не было закреплено. Отправлен на покой, а по существу, в ссылку в Жировицкий монастырь, наместником которого был архимандрит Михей (Хархаров). Скончался Владыка Ермоген, как и Святейший Патриарх Тихон, в Праздник Благовещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В обители Дорофей побуждал себя к усердному прохождению послушаний. “Когда я вступил в монастырь, — пишет он в 10м поучении, — то говорил сам себе: если при обучении светским наукам родилось во мне такое желание и такая горячность от того, что я упражнялся в чтении, и оно обратилось мне в навык, то тем более будет так при обучении добродетели и из этого примера я почерпал много силы и усердия.” В обители Серида Дорофей проходил послушание в гостинице и больнице, затем занимался руководством молодых монахов. Под его водительском в короткое время преуспел в духовной жизни юный Досифей, о котором говорится в поучениях Дорофея. В конце своей жизни авва Дорофей с помощью брата устроил свой монастырь и был в нём настоятелем. Скончался преподобный Дорофей около 620 года. В книге аввы Дорофея имеется 21 поучение. Несмотря на то, что во время написания этих поучений в проповедничестве уже господствовал византийский стиль с его искусственностью в форме изложения, авва Дорофей, будучи истинным подвижником, смог предать своим поучениям дух евангельской простоты и доступности. В одном древнем отзыве сказано об авве Дорофее: “Ибо хотя сей божественный и дивный муж и высок был по дару слова, но, желая по заповеди снизойти и в этом и явить собой пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи.” Наши отечественные подвижники благочестия очень высоко ценили поучения аввы Дорофея, считая их “духовной азбукой”, которой нужно руководствоваться, вступая на путь духовной жизни. Великий учитель Русской Церкви епископ Игнатий (Брянчанинов) имел поучения аввы Дорофея своей настольной книгой и непрестанно руководствовался ею в своей духовной жизни. В прославленных высотой духовной жизни монастырях — Оптиной, Глинской, Софрониевской пустынях и других — поучения аввы Дорофея предлагались для чтения новоначальным монахам. В поучениях в простой, доступной форме говорится о монашестве и отречении от греховного мира, смиренномудрии, страхе Божием, самоукорении, послушании, молитве, зависти, борьбе со страстями и т. д.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Цит. по материалам, размещенным на сайте Ново-Тихвинского женского монастыря (Екатеринбург): http://sestry.ru/church/content/library/ Истинный послушник - подражатель аввы Дорофея В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему. Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец. Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня. Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило - поклоны и молитву по чёткам - и непрестанно произносил умом и устами молитвы: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя " , " Пресвятая Богородице, спаси мя " , " Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному " , " Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем " . С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир. Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2201...

Аминь.   Ответ 16, того же Великого Старца к тому же, когда он готов был разгневаться на братию за повреждение дождем кирпича, которое он приписывал их нерадению. Предвидя, что Иоанн хочет упрекнуть за сие и авву (Серида), Старец предупреждает это, вразумляя и возбуждая Иоанна к правильному настроению своих помыслов, причем напоминает ему и искреннюю любовь к нему аввы Серида, чтобы, воспоминая о сем, он отвергнул неправый свой помысл. Окажи любовь, сын мой, поспеши принести бумагу и чернила, оставь и дело, для которого пришел ко мне, и напиши брату Иоанну прежде всего привет от меня. Его беспокоят помыслы, понуждая смутить других и самому смутиться чрез других; посему скажи ему: радуйся о Господе, брат мой! Хотя и велика буря на море, но разве некому возбудить Иисуса, да запретит Он ветрам и морю, и будет тишина (см. Мф. 8, 25, 27), дабы познать (нам) Иисуса и поклониться Ему? Если все суетно и временно, то зачем озабочивается этим сердце наше до того, что забывает евангельское слово: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26). Знай, брат мой, что если кто оскорбляет другого или делом или словом, то после сам бывает оскорбляем стократно более. Много раз писал я тебе слова Господни из Писания, чтобы ты долготерпел во всем и остерегался примешивать к чему-либо свою волю. Если же пошлешь мне вопрос с возлюбленным сыном моим Серидом, который всегда скорбит, когда видит тебя скорбящим, постарайся (прежде) внимательно испытать свои помыслы, как бы они не заразили сердца твоего смертоносным ядом и не прельстили тебя принимать комара за верблюда и камешек за камень, так что тогда ты бываешь подобен человеку, который, имея у себя бревно, смотрит на чужой сучок (см. Мф. 7, 3). Как собственной душе моей, написал я тебе, зная, что сердце твое возвеселится этим. Сказано: обличай премудра и проч. (Притч. 9, 8), и ты знаешь, брат, как я люблю тебя о Христе. Надеюсь, что ты близок к тому, чтобы оставить наконец попечения о земных вещах и пребывать в духовном делании отцов; ибо Господь мой Христос не постыдит меня, молящегося Ему о тебе день и ночь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

«Наступала, наконец, для подвижника высшая степень подвижничества, – это безмолвие. Старец – подвижник уже навсегда затворялся в келье, пребывал в ней безвыходно... Сношения с миром и людьми прекращены, многомятежная молва житейская его не касалась.... Его дух, чуждый дум и попечений о внешнем, житейском и всецело устремленный в мир горний, находился в общении с Высочайшим Существом, Источником жизни, света, радости и блаженства, погружался в созерцание Его бесконечных совершенств; старец-безмолвник ощущал в сердце неизреченную сладость и блаженство; тишина келье нарушалась только приходом брата, в известные часы, приносившего ему скудную пищу, но и то молча входил в келью затворника, молча же из нее и выходил...» 27 И на этой последней ступени совершенствованию подвижника не было конца... Такова была жизнь в обители Аввы Серида. И в таковой-то обители провел вторую половину своей жизни св. Великий Варсануфий окормляя ее (обитель), питая своими советами всех, начиная с ее преподобного игумена, старцев-отшельников до последнего послушника и приходящего мирянина, и прославляя ее своей светлейшей и самого солнца жизнью и непостижимыми для обыкновенного человека подвигами 28 . Египет – это колыбель всего монашества с его песчаными и бесплодными пустынями, приявшими в свои недра и давшими в свою очередь миру великих подвижников, начиная с Антония, Макария, Пахомия и других был родиной и Великого Варсануфия 29 , достойного сына своих великих преподобных отцов. Родился он во второй половине пятого века 30 . Родители его были люди бедные и жили в небольшом селении, называемом Петроды 31 . Они были христиане, и отца его звали – Илией, а мать – Евлампией. Что касается воспитания и образования Варсануфия Великого, то каких либо прямых указаний не сохранилось, однако из ответов его на вопрошения учеников можно заключать, что он был не чужд в своей мере «научения книжного». Он, например, хорошо и свободно изъяснялся на греческом языке, будучи сам египтянином. В «ответах на вопрошения учеников» (55) рассказывается такой случай: «Один старец, египтянин, вступив в монастырь, в котором жили сии отцы (разумеется Великий Варсануфий и Иоанн Пророк), написал Великому старцу по-египетски (так как он был египтянин), прося молитвы его и душеполезного слова; спрашивая также, можно ли удостоиться его беседы; он же по-гречески написал ему следующий ответ: «Я положил себе за правило никому не писать, но посылать ответы через Авву (Серида); потому и не пишу тебе по-египетски, но будучи убежден (твоею просьбою), я сказал Авве Сериду ответ по-гречески, чтобы он написал его тебе, потому что Авва не говорит по-египетски " 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010