Целомудрен не тот, кто в труде, во время борьбы и подвига, говорит о себе, что прекращаются тогда в нем срамные помыслы, но кто истинностию сердца своего уцеломудривает созерцание ума своего, так что не внимает он бесстыдно непотребным помыслам... (прп. Исаак Сирин , 58, 11). Источник. Возлюби целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей перед Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. Если любишь целомудрие, отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении и продолжительною молитвою... (прп. Исаак Сирин , 58, 306). Источник. Целомудрие и беседа с женщиною – то же, что львица с овцою в одном доме (прп. Исаак Сирин , 58, 411). Источник. Драгоценно перед Богом тело целомудренное паче чистой жертвы (прп. Исаак Сирии, 58, 412). Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовию (божественною) и телесный огонь угасил огнем невещественным (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудрие есть чистота души и тела (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник. Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается с блудными прилогами, и без мечтаний случается по временам во сне истечение; а средина чистоты, когда от довольства пищи бывают естественные движения, но без мечтаний; конец же чистоты – умерщвление тела (т. с. телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов (прп. Иоанн Лествичник , 57, 113). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не говори, что собираешь деньги ради нищих, ибо и две лепты вдовицы купили Царство Небесное (прп. Иоанн Лествичник , 57, 131). Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии (прп. Иоанн Лествичник , 57, 131). Источник. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто (прп. Иоанн Лествичник , 57, 131). Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги, а как скоро накопил их, так и сжал руки (прп. Иоанн Лествичник , 57, 132). Источник. Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль (прп. Иоанн Лествичник , 57, 133). Есть бес сребролюбия, который часто принимает лицемерный образ смирения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 190). Источник. Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 210). Источник. Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо (прп. Иоанн Лествичник , 57, 213). Источник. Сребролюбие есть пища страстей, поскольку оно поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть (авва Фалассий, 91, 315). Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает всегда с радостью, а подает с печалью. Таковой не может быть истинно экономным (прп. Максим Исповедник , 91, 226). ...Тот, кто вожделевает денег, осуждается как сребролюбец, хотя бы ничего совершенно не имел (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 235). Источник. Кто... любоименно предается сребролюбию, тот... зверем для ближних делается (прп. Никита Стифат , 93, 84). ...Страсти, сребролюбием порождаемые, труднопобедимыми делает неверие в Божественное Промышление. Неверующий в Промышление сие на богатство опирается надеждою своею. Такой, хотя слышит слова Господа, что удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити ( Мф. 19, 24 ), но ни во что вменяя Царствие, и притом Царствие Небесное и вечное, а вожделевает земного и текучего богатства, которое, и когда не имеется в руках вожделевающих его, самым тем, что вожделевается, величайший приносит вред. Ибо хотящие богатиться впадают в искушения и сети диавольские, как говорит Павел (ср.: 1Тим. 6, 9 ). Оно, и когда присуще – имеется в руках, дома, – показывает свою ничтожность тем, что, несмотря на свое присутствие, все еще жаждется неразумными, коих не умудряет даже опыт. Ибо эта несчастная страсть не от бедноты, а скорее беднота (чувство бедноты) от нее; сама же она от безумия, по которому весьма праведно от общего Владыки всяческих Христа получает имя и оный, разоряющий житницы свои и большие созидающий (ср.: Лк. 12, 18 ). Ибо как не безумен тот, кто ради вещей никакой существенной пользы принести не могущих, яко не от избытка кому живот его есть ( Лк. 12, 15 ), – таких вещей ради предает наиполезнейшее (свт. Григорий Палама , 93, 288–289).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Память смерти есть повседневная смерть, и память исхода из сей жизни есть повсечасное стенание (прп. Иоанн Лествичник , 57, 71). Источник. Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий. Память смерти побуждает живущих в общежитии к трудам и постоянным подвигам покаяния и к благодушному перенесению бесчестий. В живущих же в безмолвии память смерти производит отложение попечений, непрестанную молитву и хранение ума. Впрочем, сии же самые добродетели суть и матери, и дщери смертной памяти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 72). Истинный признак того, что человек помнит смерть в чувстве сердца, есть добровольное беспристрастие ко всякой твари и совершенное оставление своей воли (прп. Иоанн Лествичник , 57, 72). Источник. Тот, без сомнения, благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; а тот свят, кто желает ее на всякий час (прп. Иоанн Лествичник , 57, 72). Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда сие пресечено со смирением, то вместе отсекаются и другие страсти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 73). Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 75). Кто умертвил себя для всего в мире, тот истинно помнит смерть, а кто еще имеет какое-либо пристрастие, тот не может свободно упражняться в помышлении о смерти, будучи сам себе наветник (прп. Иоанн Лествичник , 57, 75). Как невозможно, чтобы голодный не вспоминал о хлебе, так невозможно и тому спастись, кто не вспоминает о смерти и о последнем Суде (прп. Иоанн Лествичник , 57, 213). Источник. Помышляя о , я изумляюсь, ужасаюсь, трепещу и молюсь, да дано будет мне здесь омыть слезами бесчисленные грехи мои и очистить себя немного... (прп. Феодор Студит , 92, 143). Память о смерти всегда спасительно действует, и тем паче, когда стоим перед лицом умершего... (прп. Феодор Студит , 92, 326). ...Блаженна душа, помышляющая о ... день и ночь, проводящая временную жизнь как странница, пришельствующая здесь и чающая блаженной оной и нескончаемой жизни... (прп. Феодор Студит , 92, 604).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

52–57). P. 34–36. Meletius Pegas. Epistula 31. β Πατριρχ ωσας, κα Μοσκβου, κα τν περβορεων μερν. L. 34–37//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; 52–57). P. 65–66. Meletius Pegas. Epistula 62. ερεμ τ Οκουμενικ//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). P. 87. Meletius Pegas. Epistula 215. Κυρλλ ερομονχ//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). 17–365. P. 270–272. Meletius Pegas. Epistula 241. Ες Σαυρομτας//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). P. 288–289. Meletius Pegas. Epistula 257. Τ Πανιερωττ Φιλαδελφεας κρ Γαβριλ, δελφ κα συλλειτουργ ν Κυρ περιποθτ, χριν, λεος παρ το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν ησο Χριστο//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). P. 302–316. Meletius Pegas. Epistula 258. Κυριακ Φωτειν ατρ κα διδασκλ ν γγοσταλδιαν καδημ λαμπροττ· χριν, λεος, κα ερνην παρ το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν ησο Χριστο//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). P. 317–325. Meletius Pegas. Epistula 270. Τος πανταχο ρθοδξοις κα εσεβσι Χριστιανος, τος τε το ερο καταλγου κα τς κοσμικς τξεως, τος ν Κυρ περιποθτοις· χριν, λεος, κα ερνην παρ Κυρου κα Θεο. L. 31–34//Methodios. Letters of Meletius Pegas, Pope and Patriarch of Alexandria. [S. l.]: [S. n.], r 1976. (Ekklesiastikos Pharos; t. 52–57). P. 333–334. Meletius Pegas. Epistula 272. Τος κατ πσαν τν Γαληνοττην ρχν τν ψηλοττων Πολωνν ερισκομνοις ρθοδξοις Χριστιανος τος τε το ερο καταλγου κα τς κοσμικς τξεως, ρχουσ τε μεγαλοπρεπεσττοις κα ρχομνοις, κα παξπαντι τ χριστωνμ πληρματι, ν Χριστ ησο περιποθτοις, χριν, λεος...//Methodios.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

56 Письма к Е. З. 56.1 332. Что ты не приносишь пользы монастырю, неправильно 56.2 333. Не смущайся своим несносным характером. Отчего кажется тебе, что ты лишняя. Читанное приводи в дело. Значение книги 56.3 334. Не ревнуй сестрам 56.4 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 56.5 336. Почему не писал раньше.–Не унывай, что упала 56.6 337. Потерпи сестер 56.7 338. Пойдем за Петром, а не за Иудою 56.8 339. Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут, а только терпение 56.9 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях 56.10 341. Смирение достигается не сразу. Ложныя подозрения не повредят. Уныние от гордости 57 Письма к Е. 57.1 342. Как избавиться от злых людей 57.2 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 57.3 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 57.4 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей 57.5 346. Молитвенный порядок дня 57.6 347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют 57.7 348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро 58 Письма к М. Р. 58.1 349. Демонския страхования бывают от самооправдания 58.2 350. Сознанием в грехах побеждается диавол. 58.3 351. Скорбь– эпитимия за грех 58.4 352. Пример томления греховнаго 58.5 353. Спеши высказаться 59 Письма к казначеее N. 59.1 354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна 59.2 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным 60 Письма к А. Л. 60.1 356. Проходи набранные уроки делом 60.2 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей 60.3 358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии 60.4 359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей 60.5 360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре 60.6 361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога 60.7 362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто 60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Редакция Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 12. Ответ на 14, влдмр: Лукашенко подавляет попытку госпереворота организованного американскими спецслужбами. Белорусский экзархат принимает написанное Аппаратом " Обращение... " , которое обвиняет Лукашенко " во всех грехах " и переходит на сторону западных кураторов протестующих. Синод РПЦ убирает, по понятным соображениям, м Павла, но вместо пункта: Синод принял к сведению " Обращение... " , появился пункт ОДОБРИЛ " Обращение... " . Понятно, что этот пункт готовил Аппарат. Аппарат достался нам от Симфонии. А Патриарх 7.01.20 сказал, что Русская Церковь НИ от кого НЕ зависит(ц), а значит, Аппарат умер смертью, и, таким образом,Церковь НЕ имеет права пользоваться Аппаратом. Святой патриарх Тихон в 1924 году сказал- отныне я Советской Власти не враг. То есть даже святые люди могли стать на сторону врагов. Врагов Власти. Поддерживаемой большинством Народа. И как быть, если человек был на стороне борцов с Соввластью, потом поняв, что его использовали Враги, начинает сотрудничать с Властью, погибает в лагере. Его вносят в святцы. Проходит несколько лет, открывается архив, выясняют, что человек сотрудничал с Властью, убирают из святцев. Затем открываются другие архивы. Выясняют, что те на которых он писал- действительно Враги Народа- например реальные шпионы, что теперь? Опять вписывать в святцы? То есть необходимо какое-то объяснение- ЗАЧЕМ нужна была жертва десятков миллионов людей, начиная с 1900 года по 2019 с точки зрения Истории Христианства последних 1700 лет? Может тогда жизнь Империи и эти жизни сохранили, учреждая Симфонию, а теперь пришлось " вернуть " , чтобы отказаться от Симфонии? 11. Итак Лукашенко подавляет попытку госпереворота организованного американскими спецслужбами. Белорусский экзархат принимает написанное Аппаратом " Обращение... " , которое обвиняет Лукашенко " во всех грехах " и переходит на сторону западных кураторов протестующих. Синод РПЦ убирает, по понятным соображениям, м Павла, но вместо пункта: Синод принял к сведению " Обращение... " , появился пункт ОДОБРИЛ " Обращение... " . Понятно, что этот пункт готовил Аппарат. Аппарат достался нам от Симфонии. А Патриарх 7.01.20 сказал, что Русская Церковь НИ от кого НЕ зависит(ц), а значит, Аппарат умер смертью, и, таким образом,Церковь НЕ имеет права пользоваться Аппаратом.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/01/li...

Инал 27 марта 2013, 12:34 Ясно, что и Степана Разина, и Емельяна Пугачева анафематствовали по политическим мотивам. Давайте будем последовательны и политическую преступницу и нединастическую правительцу Катьку 2, убившую законного царя и отстранившую от власти наследника, тоже анафематствуем. Хотя, строго говоря, провозглашать анафему должно только еретикам. Андрей 26 марта 2013, 04:47 В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие». Василий (2) 25 марта 2013, 23:04 Владимир, полностью с вами согласен. читатель Владимиру 25 марта 2013, 20:44 Пункт 11 -- это политика. И я думаю, что те, кто этот пункт придумал, будут отвечать за своё беззаконие на Суде Божием. Анафематствуют еретиков, анафематствуют тех, кто отвергает догматы веры. Нет вообще никакого догмата про монархию, и нет такого особого таинства как " венчание на царство " . Истинный Помазанник и Царь -- Христос. Пункт 11 -- это беззаконие. Владимир 25 марта 2013, 07:29 Пункт 11 оказался в этом списке по политическим мотивам??? Смущается душа от противоречия , что на царей " дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них изливаются " и тем, как некоторые эти цари царствовали. Царь Петр был инициатором анафемы предателя Мазепы. Предательство конечно мерзко, а чего заслуживает сам Петр хотя бы за упразднение Патриаршества? А насколько кощуннее его " всепьянейшие соборы " чем корчи наших бешеных бабенок в прошлом году?

http://pravoslavie.ru/60279.html

1885. Vol. 1. P. 296). Secunda Leopoldina была гос. реформой, поскольку предписывала включение большего количества новых граждан в состав католич. сословия, что должно было изменить соотношение сил между нациями и вероисповеданиями в Трансильвании. Этот закон гарантировал изменения в гражданском статусе румын и одновременно заложил догматический фундамент унии. Осознание церковной унии на теологическом уровне предстояло достичь и укрепить через принятие румын. церковной иерархией 4 догматических положений: главенства папы, догмата о Filioque , догмата об использовании на Евхаристии бездрожжевого хлеба и о Чистилище . С т. зр. Рима, признание этих 4 принципов при соблюдении вост. литургической богослужебной традиции обеспечивало восстановление изначального единства христ. Церкви. Это не считалось обращением румын в др. вероисповедание, как это произошло бы в случае их присоединения к любой из конфессий, ведущей истоки от протестантизма XVI в., что регламентировал 11-й пункт документа: «И поскольку румыны греческой веры не оставят ни знака Святого Креста, ни культа Божией Матери, ни веры в Святую Троицу, ясно, что они не смогут объединиться ни с кальвинистами, ни с лютеранами, ни с унитарианцами, так как одно дело - объединиться с каким-либо вероисповеданием, а другое - получить его покровительство» (Ibid. Р. 299). Кроме того, согласно грамоте Леопольда I от 1701 г., своеобразие в теологическом плане греко-католич. вероисповедания по отношению к Православию должно было быть обеспечено исключением катехизисов, принятых, в частности, под влиянием кальвинизма, освобождением публикуемой богослужебной лит-ры от положений, направленных против унии (пункт 4), каноническим подчинением епископа и клира греч. вероисповедания архиепископу Стригонскому (пункт 5), прекращением общения с господарем Валашского княжества, традиц. покровителем правосл. митрополии в Трансильвании, а также с вост. патриархами и некатолическими, в частности протестантскими, епископами (пункт 6). Для догматического и канонического контроля за этой новой религ.

http://pravenc.ru/text/2563184.html

В новом издании в двадцать пятом пункте, по новому счету двадцать седьмом, к требованию, чтобы священник своих сыновей, за исключением разве одного, не оставлял при своей церкви дьячками, но отдавал бы к другим церквам, сам Синод добавил: «или в иной честной жития промысл». XXIII В трактате о «монахах», в четвертом пункте, воспрещающем принимать в монашество одного супруга при жизни другого, против слов: «а хотя бы и была причина к разводу довольная, однако ж сего не делати мужеви с женою самовольно, а представлять о том разводе епископу своему, – Петр написал: «поговорить о сем». Замечание это не имело никакого результата, текст остался прежний. В десятом пункте, воспрещавшем вступать в монашество с вкладами, во избежание неприличного отношения вкладчиков-монахов к облагодетельствованным ими монастырям, как к своим вотчинам, после слов: «отселе вкладов и вкладчиков таковых не принимать», Петр написал: «написать штраф именно». Синод добавил: «а ежели кто приимет, извержен будет своего настоятельства». Пункт шестнадцатый, однако, разрешал принимать вклады от поступивших в монастырь, но, между прочим, только после трехлетнего «искушения». Петр подчеркнул это слово и написал: «времени от дня пострижения». Однако, «искушение» осталось и в новом тексте. Восемнадцатый пункт рекомендовал ввести в монастырях, во избежание праздности, какие–либо «художества, например, дело столярное и иконное». Петр добавил: «и прочее, что не противно монашеству, а монахиням пряжу, шитье и плетения кружев и прочего». В тридцать втором пункте предписывалось ловить волочащихся монахов «учрежденным от правительствующего Синода»; Петр приписал: «и гражданским». После тридцать пятого пункта, которым заканчивались правила «о монахах», вследствие замечания Петра, что «надлежит приписать», приписан тридцать шестой пункт, воспрещающий монахам держать по кельям бумагу и чернила. Вследствие этой прибавки целого пункта счет пунктов дальнейших по-прежнему и новому текстам разнится на единицу, так что прежний пункт, например, тридцать шестой стал в новом тексте тридцать седьмым, и т. д. В этом тридцать седьмом пункте, трактующем о том, что женские монастыри должны быть всегда на запоре, Петр приписал: «лучше бы учинить сие. А понеже все почитай монастыри имеют церкви на воротах, где надлежит крыльца сделать на улицу к церкви, а от церкви быть однем дверям, и то в игуменьи кельи. И ежели где есть какие мощи и прочее, чего ради люди обыкли вящше ходить, то перенесть на вороты ж, дабы никто не мог претензии сыскать идти в монастырь». Синод опустил слова: «лучше бы учинить сие», все остальное внес в новый текст прибавления и еще прибавил от себя: «и пресечения ради подозрительства никому, как мирским, так и монахам по кельям ходить никогда не попускать, но весьма то жестоко запретить».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В обоснование позиции, изложенной в рассматриваемом пункте «Постановления…», прот. Н. Артемов также цитирует С. Троицкого, говоря: «Приспособление церковных структур к государственным границам следовало соображениям церковной целесообразности. Известный канонист проф. С. Троицкий после историко-канонического обзора правил общеобязательного в Церкви значения показывает «глубокое догматическое обоснование церковно-административного плюрализма» и заключает: «Православная Церковь сама по себе совершенно чужда церковного империализма и вовсе не видит в образовании или сохранении обширных церквей своего идеала». Ввиду этого С. Троицкий считает вполне представимым разделение Православной Церкви на множество малых Церквей, как это было в римской империи как цельном государстве, особенно во время гонений. Это лишь вопрос блага Церкви. Таким образом, Постановление 362, допускающее разделение Церкви на малые административные единицы, либо с собственными Высшими Церковными Управлениями, либо (или в том числе) в форме митрополичьих округов, имеет глубокие канонические и исторические корни» . Пункт 7 . Об этом пункте прот. Н. Артемов говорит следующее: «В Постановлении отмечена и возможность того, что епархия вдовствует, т.е. либо архиерей умирает, либо каким-то иным образом епархия лишена архиерея. Тогда епархиальный архиерей ближайшей епархии, или же «наиболее доступной по удобству сообщения», может, по просьбе епархиального совета, или просто клира и мирян, либо командировать своего викария туда, либо даже сам вступать в управление ею. В первую очередь предвидится инициатива со стороны вдовствующей епархии (пункт 7) . Рассматривая тесно взаимосвязанный с п. 7-м пункт 8 «Постановления…», Н. Артемов указывает: «Однако тут же следует еще более удивительное положение: даже если со стороны вдовствующей епархии нет приглашения, все же ближайший или наиболее доступный епархиальный архиерей может без приглашения, «по собственному почину» принимать на себя ответственность за дела епархии (пункт 8). В обоих случаях сам архиерей уполномочен организовать, если есть на то данные, «церковный округ». Надо отметить, что Постановление 362 содержит поистине революционные для Церкви, но именно церковные выводы из положения, последовавшего за богоборческой революцией» .

http://bogoslov.ru/article/4807476

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010