Пс.76:11.   И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго. После мучительных размышлений и предположений Пророк пришел к выводу, что причиной и началом всех бедствий людских является сам человек, навлекающий своими грехами «изменение» благой «десницы Вышняго» в тяжкие наказания для себя. Ибо «десница Вышняго» есть «десница» Отца — Единородный Сын Иисус Христос, подающий всякое благо каждому человеку. Поэтому всякий, обращающийся от зла, или преуспевающий в добродетели, должен говорить: «ныне начах» добрым «изменением десницы Вышняго» . Ходя, сидя, лежа, собеседуя, во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует с жаром и постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: «се начах» (Феодорит, Кирилл, Никита, Иоанн Кронштадтский). Пс.76:12.   Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Пс.76:13.   И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся. Блаженно то «поучение» , когда кто поучается не в словах, не в выражениях, но «во всех делах» Божиих. Ибо, что, по заповеди Божией, совершается нами, то принадлежит Богу, от Которого зависит всякий успех человеческий. А «начинания» божественные состоят в том, что Он изыскивает способы нашего спасения (Исихий). Пс.76:14.   Боже, во святем путь Твой: кто бог велий яко Бог наш; Углубившись в «начинания» , Пророк находит То, Что спасает человека; и тотчас же прибавляет: «Боже, во святем путь Твой» , ибо никто не может придти ко Отцу, как только чрез Христа, Который поистине Свят как Бог (Афанасий). Пс.76:15.   Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людех силу Твою. Пс.76:16.   Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы. «Избавил» Христос Бог уверовавших в Него от демонского порабощения (Афанасий). Пс.76:17.   Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны. Не предсказывает ли Давид бегство вод Иордана? Не «убояшася» ли воды, увидев Господа, когда вошел Он в них для крещения? (Златоуст, Севир). Пс.76:18.   Множество шума вод: глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Пс.76:12 .  Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; Пс.76:13 .  буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях. «Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса Твоя». «И поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся». Предложу на среду все чудеса Твои, совершенныя у нас, и непрестанно размышляя о них, не отвергну благих надежд. Пс.76:14 .  Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Пс.76:15 .  Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов; Пс.76:16 .  Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. «Боже, во святем путь Твой». Симмах же перевел так: «Боже, во святыне путь Твой»; а Акила: «в освященном». Ты Свят, говорит Пророк, Ты и во Святем почиваешь, и в сих обитаешь и ходишь. «Кто Бог велий, яко Бог наш?» «Ты еси Бог творяй чудеса един». Всех превосходишь Владыка; потому что Один творишь чудеса, какия Тебе угодно. «Сказал еси в людех силу Твою». «Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя, сыны Иаковли и Иосифовы». Всем людям явил Ты державу Твою, освободив от рабства египетскаго народ, наименованный Твоим. Хотя праотцем имел он Иакова, но соделался славным по родству с Иосифом. Пс.76:17 .  Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны. Пс.76:18 .  Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Пс.76:19 .  Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась. «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны». «Множество шума вод». Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду. «Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: «звук издал ефир», потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море ( Исх. 14, 21 ), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» ( Исх. 14:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего... (прп. Исаак Сирин , 58, 339). Источник. ...Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения... Если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся (прп. Иоанн Лествичник , 57, 76–77). Когда душа и без нашего страдания и попечения бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим, ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губу боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни сей плач как зеницу ока, пока он мало-помалу от тебя не отойдет, ибо велика сила оного, и далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего тщания и умышления (прп. Иоанн Лествичник , 57, 79). Источник. ...Ибо в них нет ни окрадения, ни возношения, но очищение, преуспеяние в любви к Богу, омовение от грехов и освобождение от страстей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 80). Как огонь пожигает хворост, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны (прп. Иоанн Лествичник , 57, 80). Источник. Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей, ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключают в сосуд (прп. Иоанн Лествичник , 57, 81). ...Тот – поистине предохранен от падения, который, вследствие памятования смерти и грехов своих, всегда орошает ланиты свои живыми водами чувственных очей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 81–82). Источник. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен тому, кто испросил у царя оружие на врага своего, и убивает им самого себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 82). Источник. Бог не требует... и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 82). Отними грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам; ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь (прп. Иоанн Лествичник , 57, 82). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Анастасия 16 декабря 2012, 16:57 Очередной конец света - очередной манипуляция над умами тех, кто не задумывается о вечном. И боятся его люди, для которых этот мир единственно существующий. Очень грустно оттого, что таких людей достаточно много и их по неразумению ловят на подобные провокации. Спасибо Валерию за замечательную статью. Спаси Господи. Владимир 16 декабря 2012, 16:40 И что теперь делать? Как жить-то дальше? Яна Фридбург 16 декабря 2012, 11:34 Нашли во что верить и о чем думать распуская панику.Делать вам нечего.. Всевозможные байки о конце света распространялись всегда ! Вы вообще понимаете что такое конец света ? Если все вы верите предсказанию Майа(которого не было и нет), то почему бы вам не перечитать скажем Нострадамуса , в пророчествах которого про конец света 2012 нет ничего подобного! или та же Ванга которая ничего об этой дате не предсказывала... успокойтесь уже. Когда судный день придет , никто из нас не знает Библию внимательнее читайте! Вот вам пример из Библии! ...скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершится ?(Св.Евангелие от Марка, глава 13, пункт 4) и произошли громы и молнии и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. И всякий остров убежал , и гор не стало; БИБЛИЯ : Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 18-20. Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце:И дано было ему жечь людей огнем(Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 8) И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились что бы воздать Ему Славу(Откровение Иоанна Богослова, глава 16, пункт 9). И вот главное : О дне же том,или часе,НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ни Ангелы небесные, ни Сын , но только ОТЕЦ.(Св.Евангелие от Марка, глава 13, пункт 32). А вот теперь советую всем посмотреть вот это-http://www.youtube.com/watch?v=SujAS0SQ3ts Ahmad 16 декабря 2012, 10:21 Ладно вот что я думаю, если летит метеорит в нашу сторону, даже если он больше нашей планеты мы можем его остановить, на земле ведь есть Бомбяры атомные и ядерные) запустим их по очереди в него и нету конца света и все

http://pravoslavie.ru/58123.html

Муж послушливый не знает уныния, через чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит, и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келью отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Врач посещает больных поутру, а уныние находит на подвижников около полудня (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Источник. Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен бех, и приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25, 36 ); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103). Источник. Бес уныния производит трехчасовое дрожание , боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон, и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст (прп. Иоанн Лествичник , 57, 103–104). Каждая из прочих страстей упраздняется одной, какой-нибудь противной ей добродетелью; уныние же для инока есть всепоражающая смерть (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Источник. Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно кельи, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния (прп. Иоанн Лествичник , 57, 104). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В чистых и непритворных слезах... нет ни окрадения, ни возношения, но очищение, преуспевание в любви к Богу, омовение от грехов и освобождение от страстей ( 57, 80 ). Кто пребывает в постоянном плаче по Боге, тот не перестает ежедневно праздновать (духом), а кто всегда празднует телом, того ожидает вечный плач ( 57, 81 ). Тот поистине предохранен от падения, который, вследствие грехов своих и памятования о смерти, всегда орошает лицо живыми водами слез ( 57, 81 ). Видел я тех, которые плакали о том, что не имеют плача. Они, хотя и имеют плач, думают, что не имеют и добрым неведением своим сохраняются от окрадения ( 57, 82 ). Часто случается, что и слезы надмевают легкомысленных. Потому они и не даются некоторым. Такие люди, стараясь снискать слезы и не находя их, укоряют, осуждают и мучают себя воздыханиями и сетованиями, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все это вполне заменяет для них слезы, хотя они, ко благу своему, вменяют это ни во что ( 57, 82 ). В бездне плача находится утешение, и чистота сердца получает просвещение ( 57, 85 ). Отгоняй и того пса, который приходит во время глубочайшего плача и представляет тебе Бога неумолимым и немилосердным ( 57, 86 ). Слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева ( 57, 87 ). Мы не будем обвинены... при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли ведения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах ( 57, 87 ). Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по возвращении с похорон идти на пир, так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя, чести или славы от людей. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 215 ). Плач, источающий непрестанные слезы... Чудо неизъяснимое! Текут зримые слезы из очей и омывают незримую душу от греховных скверн; падают на землю, но низлагают демонов и освобождают душу от невидимых уз греха. О, слезы! Вы, источаясь от действия Божественного просвещения, отверзаете самое Небо и низводите Божественное утешение. От этого утешения и духовной сладости, какие испытываю, опять говорю и многократно буду повторять то же, что где слезы с истинным ведением, там и осияние Божественного света, а где осияние этого света, там и дарование всех благ, там и печать Духа Святого внутри сердца, и произрастающие от Духа Святого плоды жизни. От слез приносится Христу кротость, мир, милостивость, любовь, доброта, благость, вера, воздержание. От слез происходит то, что иной любит врагов своих и умоляет о них Бога, радуется в искушениях и хвалится скорбями, смотрит на грехи других как на свои собственные и плачет о них, и с готовностью предаст жизнь свою на смерть за братий своих ( 60, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Никто без душевного коня, который есть живая готовность на всякое доброе дело... (прп. Феодор Студит , 92, 180). ...Когда кто, делая то, что должен делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести, такой никогда не причастится Святыни Божией, даже после подвигов и таких потов, и горе ему после смерти! (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 153). Какие бы добрые дела ни делали мы в настоящей жизни, все они обращаются нам же во благо, а Богу они ничего не дают, и Он никакой в них не имеет нужды (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 159). Источник. ...Пока кто думает, что услуживает чем-либо Богу, до тех пор знай, что не положил еще он начала вступлению своему на путь спасения. Таковой, пусть он постится, ночи проводит без сна и несет другие лишения, пусть пост и молитвы деет, пусть творит милостыни, другие добрые дела, пусть проповедует слово Божие и учит истине, никогда не будет иметь части с Богом. Ибо кто делает такие добрые дела, тот должен делать их для того, чтобы обрести милость у Бога, а не для того, чтобы услужить Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 160). Источник. ...Блажен человек, который познал, что помощью благодати Христовой всякое добро может быть добре делаемо; окаянен же тот, кто не познал сего; всуе держит таковой веру Христову (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 169). Источник. ...Кто делает добро, будет осыпан милостями, не в меру своего доброделания, потому что исполнял только должное, но в безмерие благоутробия и благости Божией (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 208). Источник. Кто делает добро в угоду людям, или по другой какой страсти, непотребен пред Богом. Надобно во всяком добром деле, слове и помышлении иметь целью угождение Богу и славу Его... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 267). Источник. ...Кто после крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как бесплодное дерево, и бросается в огонь (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 422). Источник. ...Нам естественно делание добрых дел, и те, которые предаются бездействию и лености, как бы ни были они до того духовны и святы, ввергают себя в неестественную страстность (самоугодие) (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 19). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В бездне плача находится утешение; и чистота сердца получает просвещение (прп. Иоанн Лествичник , 57, 85). Источник. Отгоняй (адского) пса, который приходит во время глубочайшего плача и представляет тебе Бога неумолимым и немилосердым (прп. Иоанн Лествичник , 57, 86). Источник. Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца, они чувственным образом извергали кровь из уст (прп. Иоанн Лествичник ,57, 86). Источник. Часто одно слово истребляет плач; но было бы чудно, если бы одно же слово и возвращало оный (прп. Иоанн Лествичник , 57, 87). Источник. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия и осуждения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 98). ...В сердцах же плачущих – сновидения о последнем Суде и о муках (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). ...Плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие (прп. Иоанн Лествичник , 57, 188). Источник. Как похоронившему отца своего стыдно тотчас по воз вращении с похорон идти на брак: так и плачущим о грехах своих неприлично искать в настоящем веке покоя или чести и славы от людей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 215). Источник. ...Поплачем, чтоб вечно радоваться блаженным радованием... (прп. Феодор Студит , 92, 200). Верный человек, добре всегда внимающий заповедям Божиим, когда творя все, что требуют заповеди Божии, помыслит о высоте их, т. е. о том непорочном житии и чистоте (какие они изображают), тогда, исследуя меру свою, найдет себя крайне немощным и бессильным достигнуть оной высоты заповедей, найдет, что он крайне нищ и недостоин принять Бога, или возблагодарить Его и прославить (упокоить в себе), так как не стяжал еще в собственность себе никакого блага (нечем упокоить). Но таковый, помышляя о всем, сказанном мною, с чувством душевным, без всякого сомнения восплачет плачем оным, который есть воистину наиблаженнейший плач, приемлющий и утешение и делающий душу кроткой. Утешение и радость, которые рождает плач, суть залог Царствия Небесного (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 34–35).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пункт одиннадцатый в первом синодальном тексте читался так: «аще какой грех покажется духовнику неудобь рассуждаемый, то есть как тяжкий и коего исправления и епитимии требует, да идет духовник к своему архиерею и, не именуя лица кающегося, грех только предлагать обстоятельно и рассуждения просить должен». Петр написал против этого пункта: «надлежит прибавить священникам о причащении изъяснение, понеже держатся за требник, как слепые, и кажут, что написано, а толку не знают, и тако лет по 20 и более есть не причащающихся, хотя желают. Также и при самой смерти того не чинят, как мне самому случилось видеть, а говорят, что без епитимии нельзя, а когда оную иметь, понеже больному, понеже смерть не ждет». В силу этого замечания и в соответствие с обещанием, высказанным в пятом пункте, Синод заменил коротенький одиннадцатый пункт длинными рассуждениями, изложенными в четырех пунктах. Одиннадцатый параграф теперь требовал, в силу именного указа 28 апреля 1722 года и синодального разъяснения 17 мая 1722 года, чтобы священник, в случае открытия ему на исповеди кем-либо злоумышления против государства или государя и нежелания оставить такое злоумышление, немедля объявлял подлежащей власти, что такой-то таит злоумышление, не открывая самого злоумышления никому, кроме тайной канцелярии или преображенского приказа, которые разбирают подобные дела, и куда будет препровожден местными властями оговоренный. Двенадцатый пункт требовал, чтобы священники объявляли немедля также открываемый им на исповеди «сделанный уже соблазн», например, если кто откроется, что разгласил ложное чудо, которое стали принимать за истинное. Тринадцатый пункт повторял в некотором перифразе прежний текст одиннадцатого пункта. Четырнадцатый пункт начинался легким перифразом государева замечания об епитимиях и что «смерть не ждет», а за ним следовало изложение мнений об епитимиях Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Трулльского собора, подтверждавших смысл замечания Петра. В пункте пятнадцатом, по новому счету восемнадцатом, при изложении, что «от попов, скрытно живущих по дворам, многая деются беззакония» и, как пример, «дети, от блуда рожденные, ради утаения крещаются», против последних слов Петр, подчеркнув их, написал: «кажется, не надобно». И этот неудачный пример в новом тексте выпущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Женский барак , бывшая Архангельская гостиница, расположена к югу от монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее узниц стали направлять и в другие отделения Соловецкого лагеря (в Савватьево, на о-ва Анзер и Муксалма). [Большой] Заяцкий [Заячий, Зайчихи] остров , больший из группы Заяцких островов (площадь – 1,5 кв. км). В середине XVI в. здесь появилось «пристанище» для кораблей, включающее каменную гавань, людскую избу и поварню. В конце XVII в. сюда была перенесена Иоанно-Предтеченская часовня, которую в 1702 г. по приказу Петра I перестроили в церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В XIX в. в Андреевской пустыни появились деревянный корпус с покоями для соловецкого архимандрита и некоторые хозяйственные сооружения. В лагерное время комплекс зданий использовался для нужд штрафного изолятора, в котором содержались беременные, женщины, страдающие венерическими заболеваниями, и узницы, наказанные в административном порядке. [Малый] Заяцкий [Заячий] остров , меньший из группы Заяцких островов (площадь – около 1 кв. км), который – вероятно, из-за отсутствия на нем источников пресной воды – никогда не осваивался монастырем. Квасоваренный корпус , построен в XVI в. в северной части Соловецкого монастыря, впоследствии к нему была пристроена одноименная башня. Кемский пересыльный пункт [Кемперес-пункт, КЕМЬ-ПЕР-ПУНКТ, Кемьперпункт] , организован в 1923 г. на Поповом острове как транзитный пункт для размещения следующих на Соловки заключенных. Те, кто попадал сюда в период навигации, как правило, там не задерживались и отправлялись пароходами на Соловки. В зимнее время людей распределяли по материковым отделениям и командировкам. Структура пересыльного пункта изменялась по мере развития самого лагеря. В 1928 г. Кемьперпункт делился на пять рот и три карантина, причем каждая рота была разбита на несколько командировок. В 1932 г. функции пересыльного пункта перешли к соседнему Морсплаву. Кемь , город (с 1785 г.), райцентр в Карелии, расположенный на р. Кемь в месте ее впадения в Белое море, в 434 км от Петрозаводска. В средние века Кемь являлась центром волости, которая в XV в. стала вотчиной Соловецкого монастыря. В конце XVI в. здесь появился деревянный острог, который выдержал нападение шведов. Позднее в Кеми было устроено монастырское подворье, а в лагерный период – пересыльный пункт и Управление Соловецких лагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010