Не помню сейчас, что там говорилось вообще. Лишь два пункта запомнились. Первый о вере, второй о Хозяине. Как помнит читатель, генерал Деникин отклонил пункт " за веру " , чтоб быть искренним. Генерал Врангель снова вставил его. Не потому, чтобы он был более религиозен, чем тот, а потому, что этот пункт теперь казался и более патриотическим, и отличал белых от красных безбожников, и более привлекал народ. А еще была и одна случайная причина. Какими-то путями к генералу Врангелю прошел один крестьянин Костромской губернии. Ему был показан проект обращения. Крестьянин сей удивился, что ни слова не сказано о вере, и дал совет непременно внести этот пункт. После этот крестьянин посетил и меня. Не он ли сам рассказал мне об этой подробности? Как сейчас помню его скромное лицо с русой бородой, серыми спокойными глазами, коричнево-серый пиджак и русский картуз. Симпатичный. Но в декларации не сказано было о православной вере, потому что в Крыму было много татар-магометан и других. Отразилось ли это обращение на массах? Не думаю. К этому пункту привыкли еще в дореволюционное время и не обращали на него особого внимания. Гораздо более тревожно встречен был другой пункт - " о Хозяине " . Декларация по вопросу о будущем политическом строе стояла на " непредрешенческой " позиции. И генерал Врангель заявил, что этот пункт решит " Хозяин земли русской " . Но кто он такой? Сразу всякому бросалось в глаза, что тут разумеется царь. Да и слово " хозяин " печаталось с большой буквы. Откровенно сказать, я и сам думал так же точно. Дело в том. что тогда была у многих вера в царя. Нам казалось: стоило лишь ему стать во главе - и все как-то волшебно устроится. Будто вся беда лишь оттого, что царя нет. Таково уж было обаяние его за 300 лет. Но и вообще люди истосковались по единой сильной власти. Что думал сам Врангель, не знаю и сейчас. Может быть, и он мечтал о его возвращении? Не знаю, но почему-то думаю, это было у него. Некоторые (например, митрополит Антоний Киевский) открыто потом высказывали мне враждебные подозрения, будто Петр Врангель с моей помощью стремился в бонапарты под именем Петра IV.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Свт. Иоанн обвиняется в «подстрекании народа к бунту против Собора» (пункт 8), что ставит гос-во перед ложной дилеммой: или поддержка Собора епископов, или потакание бунтовщикам и их вдохновителю. Объясняет неприязнь к свт. Иоанну епископов соседних митрополий пункт 10: «Вторгается в чужие епархии и рукополагает епископов». Святитель, субъективно стремившийся к очищению клира от пороков, объективно содействовал расширению власти столичного архиепископа на соседние провинции. С этим связан и пункт 11: «...оскорбляет епископов и приказывает изгонять их из их домов», а также пункт 14: «...без заседания и против мнения клира совершает хиротонии». Церковная «демократия» могла только тормозить чистку клира. Повторяя обвинение в жестоком отношении к попавшим в тюрьму посланцам Феофила, Исаакий возводит на свт. Иоанна вину в том, что он «принял оригенистов», т. е. тех, с кем прибыли бороться эти посланцы (пункт 15). Из этих пунктов Собор рассмотрел 2-й и 8-й. Из обвинительного листа диак. Иоанна были рассмотрены пункты 1-4, 9 и 27. По пункту 3 давали показания протопр. Арсакий и пресв. Аттик, буд. К-польские святители. Во всех этих обвинениях была и правда, отраженная в кривом зеркале ненависти, и полуправда, и прямая ложь и клевета. Очевидно, что в каждом пункте выражен острый церковный конфликт. Историография, особенно католическая, часто стилизовала эту трагедию как столкновение «царя и первосвященника». На самом деле это был конфликт иерархов. Вина имп. четы не в «навязывании Церкви своей воли», а в том, что монархи не пожелали воспользоваться традиц. правом верховных арбитров, призванных мирить спорящие партии и не допускать, чтобы одна из партий была разгромлена другой. «Вина» Евдоксии в том, что любовь, уважение и доверие к Севериану после борений и колебаний превысили в ее душе те же чувства к свт. Иоанну Златоусту. Свт. Иоанн на 4-кратные приглашения явиться на Собор ответил отказом. Он отводил Феофила, Севериана, Акакия и Антиоха как своих судей, поскольку они были его личными врагами.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Ниже приводим наиболее распространённые толкования, элементов русского чина относительно царских врат и завесы. Отверзение завесы в начале Божественной литургии (пункт 1 в таблице XIX ) по времени должно совпадать со словами священника «Слава в вышних Богу, и на земли мир...». Оно знаменует явление ангелов, славивших Бога этими словами, один из которых возвестил пастухам о рождении Иисуса Христа (см. Лк.2:9–14 ). Врата же остаются затворёнными, ибо тогда не все узнали о Рождестве Христовом, а лишь те, которым оно было открыто: Мария, Иосиф, пастухи, волхвы и пророки Израиля 615 . Отверзение же врат на малый вход (пункт 2) знаменует явление Спасителя миру и начало Его проповеди 616 . Их затворение после чтения Евангелия (пункт 3) обычно обходится молчанием в русских толкованиях литургии. Лишь Николай Васильевич Гоголь в своём произведении «Размышления о Божественной литургии» даёт этому объяснение, причём необычное: священник поставляет Евангелие на престол, как Слово, исшедшее от Бога и к Нему возвратившееся. Алтарь, изображающий горния селения, скрывается от глаз. Врата Царския затворяются, знаменуя, что нет других дверей в Царство Небесное, кроме отверстых Иисусом Христом, сказавшим: Аз есмь дверь 617 . Для отверзения царских врат перед Великим входом (пункт 4), кроме очевидного замечания, что они отверзаются потому, что Дары должны быть перенесены с жертвенника на престол 618 , существует и косвенное объяснение. Епископ Виссарион (Нечаев) пишет о значении отверзения врат св. алтаря за несколько минут до самого Великого входа. С отверзением врат св. престол открывается молящимся. Как престол Царя Славы и символ Гроба Господня, он вызывает в предстоящих чувства благоговения и умиления 619 . Затворение царских врат по Великом входе (пункт 5) истолковывается, во-первых, как и пункты (1) и (2), в «изобразительном» смысле. По словам «Новой Скрижали», повторяющей мысль в «Послании» патриарха Паисия I, «затворением царских врат означается сошествие Иисусово во ад, задёргиванием же завесы – кустодиа или стража, которую иудеи приставили ко гробу Иисуса» 620 . Во-вторых, цитируется отрывок из книги «О храме» св. Симеона Солунского : «Затворяются двери, ибо не все достойны видеть Таинства, но одни только совершители» 621 . Выше мы приводили эту фразу в её контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пункт отпал. 4) доколе «Журнал Московской Патриархии», по требованию властей, не упомянет хотя бы и одной закрытой или разрушенной церкви, в то время как советские газеты говорят о сотнях и тысячах. Упомянуты и сотни и тысячи. Пункт отпал. 5) доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками, будучи обращаемы в помещения для кинематографов, складов, музеев, клубов, квартир и т.д., чему живыми свидетелями являются туристы, побывавшие в Советском Союзе. С падением Советской власти все это прекратилось. Сегодня туристы наблюдают, наоборот, развитие церковной жизни. Пункт отпал. 6) доколе не будут восстановлены, как церкви Божий, тысячи разрушенных и оскверненных храмов. Храмы восстанавливаются и реставрируются по всему лицу России, также строятся новые и наново отстраиваются разрушенные. Примеры: храм Христа Спасителя и Казанский собор в Москве, «храм на крови» в Екатеринбурге и многочисленные другие. Пункт отпал. 7) доколе представители Московской Патриархии в рясах не перестанут агитировать в пользу безбожной советской власти, облекая таким образом волка в овечью шкуру. Советская власть больше не существует. Сегодняшние правители России не только не говорят о своем безбожии, но всячески стараются казаться православными христианами, а многие ими, безусловно, и являются. Пункт отпал. 8) доколе иерархи Московской Патриархии не прекратят лукавого отрицания страшного и жуткого разгрома Почаевской лавры и других обителей, почти полную ликвидацию монашествующих в ней и страшные преследования паломников в ней, вплоть до избиения и убийств (письма из СССР). Тут несколько аспектов. Во-первых, отрицание давно прекратилось. Во-вторых, вообще монашество начало сильно расти, по всей земле, как в России, так и на Украине и в Белоруссии. В-третьих, за Почаевскую лавру сейчас ведется борьба, как с «денисенковцами», так и униатами. В-четвертых, притеснения паломников и даже убийства, бывает, случаются, но это дело не власти, а преступных осколков преступной советчины, с которыми приходится бороться. И этого никто не отрицает.

http://pravoslavie.ru/472.html

«Если будем пользоваться тупоумием и неразвитостью тамошних попов; то, действуя на корыстолюбие их деньгами, можем усыпить и этих лютейших по своему изуверству наших врагов; усыпив же сих (далее пропущено слово неудобное для печати) и действуя с хитростью и умом на народ (русский), будем в состоянии если не отвратить его от своей раскольничьей веры, то поколебать доверие к своим попам, чего и достаточно, чтобы народ неприязненно на них смотрел». Это в 1-м пункте катехизиса... Пункт 4-й. «Старайся всеми мерами... нажиться за счёт русской казны: это не есть лихоимство; ибо, обирая русскую казну, ты через то самое обессиливаешь враждебное тебе государство и обогащаешь свою родину... И Святая Церковь (разумеется католическая. – М. В.) простит тебе такое преступление; Сам Господь Бог , запретивший убивать ближнего, разрешает через святых мужей обнажать оружие на покорение врага Израилева». Пункт 5-й. «Старайся достигнуть всякого влиятельного места... Для достижения этой цели всякие средства дозволительны, хотя бы они и казались для других низкими... Лесть... в особенности употребляй везде, где из неё можешь извлечь выгоду в своих планах». Пункт 10-й. «Помни, что Россия – первый твой враг, а православный есть раскольник (схизматик); и потому не совестись лицемерить и уверять, что русские – твои кровные братья, что ты ничего против них не имеешь, а только – против правительства, но тайно старайся мстить каждому русскому...» «Духовный лик» Польши... Пункт 11-й. «Между русскими говори всегда, что немцы – первые враги русских и поляков. И будешь способствовать к уничтожению одного врага посредством другого». Пункт 13-й. А когда нужно, то, наоборот, «посредством содействия влиятельного немца» «старайся... уничтожить» русского. Кто не поймет, что здесь дышит дух католичества и ещё проще сказать: иезуитизма! Или вот документы-прокламации уже к православному духовенству в бывших областях Польши: «Духовенство греческого исповедания! Свобода совести была искони (вот уж неправда. – М. В.) свойственна польскому правительству и его законодательству, сроднилась с народными нравами... Борьба с нашествием (Московии) не есть борьба религиозная, но борьба за свободу, война народная». А значит: помогайте в революции против русского правительства. Но конец прокламации очень далёк от этой «свободы совести»:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  Устав об управлении УПЦ и понятие «широкой автономии» В принятом Уставе об управлении УПЦ нашли отражение все пункты решения Архиерейского Собора РПЦ 1990 года. Собственно, именно это решение и упомянуто в пункте 4 главы 1 Устава. Но как было замечено выше, Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 2000 года более четко сформулировал принципы «широкой автономии» Украинской Православной Церкви. Между тем именно нормы, сформулированные впервые в Уставе РПЦ 2000 года, оказались странным образом забыты. Пункт 12 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются церковными судами высшей инстанции Самоуправляемой Церкви». Как уже упоминалось, в новой редакции Устава об управлении УПЦ ни слова не говорится о том, что высшими судебными инстанциями для Украинской Православной Церкви являются Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора РПЦ. Пункт 13 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси». В новой редакции Устава об управлении УПЦ вообще отсутствуют упоминания о необходимости одобрения данного Устава Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Пункт 14 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Собор и Синод Самоуправляемой Церкви действуют в границах определенных Патриаршим Томосом, настоящим Уставом и Уставом, регламентирующим управление Самоуправляемой Церкви». В новой редакции Устава об управлении УПЦ прямые ссылки на Устав РПЦ отсутствуют. Пункт 15 главы 8 Устава РПЦ гласит: «Самоуправляемая Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». Данный пункт также не упомянут в новой редакции Устава об управлении УПЦ. Если это подразумевает возрождение древней традиции мироварения Киевским митрополитом, то почему об этом не говорится ни в одном из действующих сейчас документов и, тем более, в Уставе об управлении УПЦ?

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба (прп. Иоанн Лествичник , 57, 114). Источник. Некоторые из имеющих дар рассуждения хорошо определили отвержение самого себя, сказав, что оно есть вражда на тело и брань против чрева (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти; а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Видал я невольно падших; и видал произвольно желающих падать, но не могущих; и я счел сих последних окаяннейшими падающих на всякий день, потому что, не имея возможности согрешить, желают злосмрадия греховного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. ...Окаянен падающий; но тот окаянное, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Кто хочет бороться со своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. В сладострастных людях бывает (как некто из них, испытавший это, признавался мне по истрезвлении своем) чувство чрезвычайного некоего влечения и любви к телам, и столь бесстыдный и бесчеловечный дух, в самом чувстве сердца явственно гнездящийся, что боримый сим духом во время брани ощущает телесное разжжение подобное огню от распаленной печи; он не боится Бога, вменяет ни во что воспоминание о муке, молитвы гнушается, почти как бы совершает грех на самом деле и смотрит на мертвые тала, как на бездушные намни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывают знаком к восприятию особенного воздержания, а последние пребывают в нем даже до смерти и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума, а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога (прп. Иоанн Лествичник , 57, 107–108). Источник. ...Время веселия и утешения пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника – время борьбы, а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). В сердцах чревоугодников – сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих – сновидения о последнем Суде и о муках (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены, и умерли двоякою смертию. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Ум постника молится трезвенно, а ум невоздержного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез: а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник. Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи и узнаешь таким образом пользу поста. Поутру помысл играет и скитается; когда же настал шестой час, он немного ослабевает, а во время захождения солнца окончательно смиряется (прп. Иоанн Лествичник , 57, 108). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 13. PL. 76. Col. 756C.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 12. PL. 76. Col. 756AC.   Святитель Иоанн Златоуст .  Fragmenta in Beatum Job. 42. PG. 64. Col. 656A. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  Отрывки на книгу блаженного Иова. 42//Творения. Т. 12. Кн. 3. С. 1088.  См.:  Преподобный Ефрем Сирин .  Commentarius in Job. 42. 16. Opera omnia. Т. 2. Col. 19D.   Святитель Иоанн Златоуст .  In Justum et Beatum Job. 4. 2. PG. 56. Col. 578. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  О праведном и блаженном Иове. 4. 2//Творения. Т. 6. Кн. 2. С. 935.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 21. PL. 76. Col. 761AB. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 262.  См.:  Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 22. PL. 76. Col. 761D.   Пресвитер Филипп .  Commentarii in librum Job. 42. PL. 26. Col. 798D–799A. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 263.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 22. PL. 76. Col. 761BC.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 35. PL. 76. Col. 769B. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 264.   Святитель Иоанн Златоуст .  In Justum et Beatum Job. 4. 4. PG. 56. Col. 582. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  О праведном и блаженном Иове. 4. 4//Творения. Т. 6. Кн. 2. С. 943.   Святитель Василий Великий.  Homilia 21. Quod mundanis adhaeredum non sit. PG. 31. Col. 564AB. Русский перевод:  Святитель Василий Великий.  Беседа 21 О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви//Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 254.   Преподобный Ефрем Сирин .  Commentarius in Job. 42. 16. Opera omnia. Т. 2. Col. 19D. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 265. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 23 мая 2018, 19:53 С праздником, Иова Многострадальный!Я всегда плачу в этот день,и читаю акафист.Ради милости Божьей помолись о моей семье.

http://pravoslavie.ru/79381.html

Так как спасение приготовлено, то призывается народ к участию в нем, и ничего от призываемых не требуется больше, кроме получения дара спасения ( Ис.54:1,2 ). Когда народ послушается своего Бога, то Господь исполнит свои обещания, данные дому Давида; будущий Давид соберет вокруг себя народы и их царей и будет славою Израиля ( Ис.54:3–5 ; Деян.13:34 ). Чтобы принять участие в преизобилующей благодати Божией, пусть удалившиеся от Бога с покаянием приблизятся к Нему, и пусть оставят свои измышления, что будто слова Божии не исполняются, ибо несомненно и беспрепятственно исполнится слово Божие об избавлении и зацветет слава. Девятая речь, гл. 56:9 – гл. 57. Забвение своих обязанностей руководителями Израиля и заблуждение народа. В виду грядущего спасения, пророк порицает пастырей Израиля за забвение ими своих обязанностей: язычники (звери дивии) могут попрать народ Божий, не встретивши препятствия со стороны пастырей ( Ис.56:9 ); пастыри не заботятся о народе, а заботятся только о своей выгоде и живут в наслаждении жизнью ( Ис.56:10–12 ), так что счастье для праведника, если он раннею смертью избавится от суда неизбежного при таком развращении ( Ис.57:1–2 ). Бесстыдно народ совершает языческие грехи, понося служителей Господних, сам будучи отребием Израиля, совершая идольское гнусное служение ( Ис.57:3–6 ). Эта масса народа прелюбодействует с чуждыми богами, уклоняясь от Господа ( Ис.57:7,8 ); она заискивает расположенности сильных царств и притом неустанно ( Ис.57:9,10 ); она боится людей, но утратила страх Божий; долготерпение Божие не приводит ее к покаянию, пока Господь не приидет с новым наказанием ( Ис.57:11–13 ). Но покаявшихся Господь избавит и милостиво посетит, потому что Он только на некоторое время допускает страдать своему народу за его грехи, и за скорбью последует радость ( Ис.57:14–18 ). Потом Он возбуждает благочестивых к прославлению своего имени и дарует им вечную радость; упорствующие же в удалении от Бога не будут иметь в этом никакого участия ( Ис.57:19–21 ; Иуд.1:13 ). Третья часть, гл. 58–66, Первая речь, гл. 58. Ложное богослужение и истинное с его обетованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010