Кроме того, был учтен и благоприятный для СССР факт дискриминации польскими властями Православной Церкви. Перед самым началом II Мировой войны они закрыли сотни храмов на том основании, что царское правительство в XIX веке возвратило их из унии в православие. Так, в Холмщине из 393 православных храмов в 1914 г. к 1938 г. осталось 227, а к сентябрю 1939 г. – 53, причем 140 церквей и 2 монастыря были разрушены. Естественно, что подобные акции вызвали сильное недовольство и создали почву для роста симпатий к СССР. Этим во многом объясняются нередкие случаи, когда православные священники в сентябре 1939 г. организовывали праздничные встречи населением частей советской армии и вывешивали красные флаги на колокольнях 268 . В подобных условиях правительству СССР было особенно трудно начать сразу массовые гонения на Церковь и ликвидировать еще не закрытые поляками храмы. Документы конца 1939 г. свидетельствуют о признании советским руководством факта гораздо более сильного влияния церкви в западных областях, чем на остальной территории СССР и его намерении проводить более осмотрительную религиозную политику 269 . Она заключалась в использовании хорошо контролируемой Московской Патриархии – подчинении ей православных иерархов и приходов. При этом учитывались национальные чувства западных украинцев и белорусов, воссоединившихся с восточными, русских, живших в Прибалтике, православных молдаван, эстонцев, латышей и карелов, близких к русским по своей культуре. Подобная практика стала первым примером использования Московской Патриархии для распространения советского влияния на вновь приобретенные или попавшие под контроль территории. Он оказался успешным и получил широкое распространение после окончания II Мировой войны. Считаясь с новыми массами православного населения и нуждаясь в деятельности Московской Патриархии, советское государство в конце 1939–1940 гг. стало создавать видимость религиозной терпимости в стране, значительно уменьшив масштабы антицерковных акций. Как справедливо отмечал историк У.Флетчер: «Сергий впервые с тех пор, как он возглавил церковь , оказался в таком положении, что мог требовать уступок от правительства 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лютеране активно занимались социальной работой, культурной деятельностью и т. д., кроме миссионерства за пределами Литвы. После переворота 17 дек. 1926 г. президент А. Сметона реформировал Литовское гос-во на принципах националистического корпоративизма, из-за чего возникли конфликты с немцами и поляками. В Мемельской церкви господствовали нем. националистические настроения, и преемник Грегора, Отто Оберайгнер (1884-1971), генеральный суперинтендант в 1932-1939 гг., их поощрял. Вскоре после нацистского переворота в Берлине, 22 авг. 1933 г., правительство Литвы аннулировало соглашение 1925 г., отказалось признавать каноническую юрисдикцию Берлина над Мемелем; 9 из 12 пасторов, граждан Германии, были высланы из страны. Правительство Литвы запретило мемельским лютеранам поддерживать каноническую связь с руководством APU, и Мемельское суперинтендантство фактически оказалось в изоляции. Впрочем, с т. зр. режима Сметоны, и лютеранам Б. Литвы недоставало литовского патриотизма. В 1933 г. под давлением властей Гайгалайтис был отстранен от руководства церковью, а в 1936 г. евангелический фак-т в Каунасском ун-те был закрыт. Евангелическо-лютеранская церковь в обл. Жемайтия. XIX–XX вв. Евангелическо-лютеранская церковь в обл. Жемайтия. XIX–XX вв. 22 марта 1939 г. Клайпедская (Мемельская) обл. была аннексирована нацистской Германией. Лютеран. общины М. Литвы (ок. 140 тыс. прихожан) 1 мая 1939 г. вернулись в состав APU и Восточнопрусской церковной провинции. В Б. Литве оставалось ок. 67 тыс. лютеран. После нападения Германии на Польшу, 17 сент. 1939 г., СССР передал Литве Вильнюс и Виленский край. Красная Армия провела операцию по установлению контроля над вост. территориями Польши: Зап. Белоруссией, Зап. Украиной и районом Белостока. 15-17 июня 1940 г. в Литве была установлена советская власть. После вхождения в состав СССР, в окт. 1940 г., Литовской ССР были переданы дополнительно Друскеники, Свенцяны (Швянчёнис), Адутишкис и окрестности этих городов. С согласия советских властей в марте 1941 г.

http://pravenc.ru/text/2110573.html

В сер. 1938 г. здание Воскресенской ц. было передано под красильный цех артели «Бытовик»; в 1939 г. помещение перешло к артели «Трикотаж», а в 1942 г.- к артели «Рекорд». Введенская ц. тоже неоднократно меняла своих арендаторов. В 1939 г. ее забрали у общины верующих и сразу же сдали артели «Бытовик». В нояб. 1939 г. здание перешло артели «Музыка», изготавливающей муз. инструменты. В 1941 г. бывш. Введенская ц. вновь перешла артели «Бытовик» (Там же). Воскресенский собор. Сер. XVII в. Фотография. 2014 г. Воскресенский собор. Сер. XVII в. Фотография. 2014 г. В сент. 1939 г. церкви бывш. мон-ря осмотрел художник-архит. А. Н. Полтанов, приехавший из г. Горького (ныне Н. Новгород). В докладной записке он отметил: «Это здание (Воскресенской ц.- В. Ч.) арендуется трикотажной артелью. В бывшей алтарной части здания поставлено четыре котла для кипячения краски. Каждый котел вмещает около 200 литров жидкости. Каждый день котел кипятится до трех раз. Использованная краска выливается в желоб, сделанный в полу. По этому желобу использованная краска сливается в выгреб. Расстояние выгреба от стен здания ок. 11/2 метра. Глубина выгреба около двух метров. Наружный вид церкви приличный. Она недавно обелена. Крыша окрашена, кроме бывшей алтарной части. Но есть существенные недостатки ремонта, например, нет водосточных труб, не исправлен в развалившихся частях цоколь. Самый же главный недостаток представляет из себя выгреб, сделанный на слишком близком расстоянии от фундамента стен, тем более, что устройство его довольно примитивное, и, несомненно, жидкость просачивается под подошву фундамента… Церковь Введения… арендуется артелью «Бытовик». Здесь вырабатываются музыкальные инструменты. Внутри помещения расставлены верстаки, на которых производится столярная работа. Содержится этот памятник старины удовлетворительно. С наружной и внутренней сторон здание обелено и существенных недостатков не имеет» (Там же). К марту 1941 г. красильный цех был выведен из Воскресенской ц., но, согласно документам, «при этом артель «Рекорд» все сломала и не убрала за собой ничего».

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил архиеп. Пантелеимона (Рожновского) на восстановленную Пинско-Новогрудскую кафедру и поручил ему управление воссоединенными западнобелорус. территориями в звании экзарха Московской Патриархии. 24 июня 1940 г. архиеп. Пантелеимон возглавил Гродненскую и Вилейскую кафедру, Новогрудок отошел Виленской епархии. В 1919-1939 гг. наблюдались случаи притеснения православных со стороны римо-католиков. Так, в 1919 г. в Лиде подвергся нападению римо-католиков прот. Иосиф Коялович, брат историка И. О. Кояловича. У православных отбирали храмы, к-рые переоборудовали под костелы. Были изъяты Михайловский собор в Лиде, Свято-Троицкая ц. в Слониме, Крестовоздвиженская ц. в с. Белица, Крестовоздвиженский храм Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , Борунский монастырь и др. Для противодействия экспансии католиков и распространению безбожия создавались правосл. братства . В 1938 г. по территории Гродненской епархии был совершен крестный ход с чудотворной Жировицкой (Жировичской) иконой Божией Матери . При этом положение православных в Зап. Белоруссии (в составе Польши) было значительно лучше, чем в Вост. Белоруссии (в составе СССР), где верующие подвергались жестоким гонениям. В сент. 1939 г. территория Польши оказалась разделена между СССР и фашистской Германией. В период безвластия, когда польск. власти бежали из страны, а советская власть еще не пришла, приняли мученическую кончину от рук местных безбожников настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи Слонимского повята прот. Андрей Куц с супругой, настоятель храма Успения Пресв. Богородицы в с. Волковичи Новогрудского повята прот. Николай Недзведский и иерей Владимир Буко (с. Князиковцы). Постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 4 июня 2011 г. в лике священномучеников был канонизирован свящ. Киприан Климуц. В 1930-1939 гг. о. Киприан совершал пастырское служение на приходе в с. Ятра (ныне деревня Новогрудского р-на). После установления в регионе советской власти священник в 1939 г. был арестован, осужден, в 1942 г. скончался в заключении. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была учреждена кафедра в Новогрудке. Такое решение принял в 1942 г. Собор белорус. епископов. Управляющим епархией с титулом «епископ Новогрудский и Барановичский» был назначен еп. Вениамин (Новицкий), живший на покое в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре . Из-за неприбытия еп. Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял Витебский и Полоцкий еп. Афанасий (Мартос). Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии белорус. архиереи по приказу нем. властей эмигрировали.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Апофеоза кампания по ополячиванию правосл. Церкви достигла в 1938-1939 гг. 18 нояб. 1938 г. высшими должностными лицами гос-ва был подписан «Внешний устав Польской автокефальной Церкви». Устав усилил зависимость правосл. Церкви от светской власти и содержал обоснование полонизации Церкви. В кон. 1938 г. в разных городах Польши появились отд-ния основанной в 1935 г. в Белостоке орг-ции «Поляки православного исповедования». При поддержке местных властей эти объединения осуществляли полонизацию правосл. приходов. «Общество православных поляков» в Вильно с 1 янв. 1939 г. издавало ж. «Dwutygodnik prawosawny». Православный епископат в Польше пополнился 2 поляками. 12 нояб. 1938 г. в Почаевской лавре были пострижены в монашество вдовые протоиереи Георгий Шреттер и Константин Семашко, 13 нояб. они были возведены в сан архимандрита. 27 нояб. состоялась хиротония Тимофея (Шреттера) во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. На следующий день Матфей (Семашко) был поставлен епископом Браславским, викарием Виленской епархии. Правосл. паства настороженно встретила новых архиереев. Бискуп Матеуш, как его называли в народе, должен был проводить полонизацию непокорной Виленской епархии, он фактически отстранил архиеп. Феодосия от управления кафедрой. В защиту Православия регулярно выступали сенаторы Богданович и Н. С. Серебренников. Богданович сравнивал гонения на правосл. Церковь в Польше с гонениями в СССР. В авг.- нач. сент. 1939 г. прошли аресты ряда общественных деятелей национальных меньшинств. В числе арестованных были Богданович, несколько правосл. священников, отправленных в концентрационный лагерь Береза-Картуска (совр. г. Берёза, Брестская обл. Белоруссии). К янв. 1939 г. в Виленском воеводстве насчитывалось 156 правосл. священнослужителей (из них 113 белорусов, 35 русских, 5 поляков), 290 390 верующих, согласно офиц. данным. Действовали 119 православных приходов (98 самостоятельных и 21 «филиальный» приход), 208 храмов и 43 часовни. Также к Виленской епархии относилось 53 храма на территории сев. повятов Новогрудского воеводства: Воложинского, Лидского, Столпецкого и Щучинского, в которых проживало ок. 200 тыс. православных. Всего в Виленско-Лидской епархии насчитывалось 172 храма и 170 священников, ок. 504 тыс. верующих, из которых большинство проживало в Глубокском, Вилейском, Молодеченском и Дисненском округах.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

11.05.1939 г. Как у меня сегодня душа болит о батюшке и Варваре Николаевне! Чувствую тревогу и живу прямо в напряжении, все чудится, что не сегодня-завтра В.Н. умрет, и уже люблю как только умею, и никаких протестов не чувствую, и готова все от нее понести. Проживу день и благодарю Бога, что провела его вместе с В.Н. Загляну в будущее, и сердце сжимается от тревоги, от той ответственности перед Богом и батюшкой, которую придется нести. Чувствую свое полнейшее бессилие и немощь, а только надеюсь на Господа и на батюшку. 25.08.1939 г. Вчера по общей мобилизации были взяты братья 2 Николай и Владимир, Трифон и Михаил П. Мы служили молебен и просили за них батюшку. Молебен был Господу, Божией Матери, а батюшку каждый из нас усердно просит, и все получаем и ощущаем батюшкину помощь. Он наш великий покровитель. Как хорошо, что Господь забрал батюшку. Надвигаются великие испытания, и они уже не коснутся батюшки, и нам он большой помощник. 18.10.1939 г. Как ужасна современная война, не прошло и месяца, а уже разрушено два государства, может, и еще что случилось, но мы не знаем, газет нет, а слухи так часто обманывали, что верим теперь только своим глазам и иногда своим ушам. По великой милости Божией мы живем по-прежнему, порядок жизни почти не изменился. Конечно, тягость войны и беспорядка легла и на нас, пришлось и имуществом несколько поплатиться, но все это ничего. Вернулись и братья за исключением Трифона и Бориса Александровича. Познакомились мы с большевиками, а теперь сидим, кажется, без всякой власти. Тяжелы были переживания во все это время и, конечно, им еще не конец, но мне чувствуется, что придется пережить еще рано или поздно нечто еще более тягостное, а может, и ужасное. Это нам нужно будет, чтобы окончательно смириться перед Промыслом Божиим, друг перед другом, чтобы отказаться от самих себя, от своей плотяности и душевности. Матерь Божия яв но хранит нас: так дороги Ей те, кто хочет жить Господом, но мы, как я вижу, неблагодарные дети, не хотим понуждать себя к добру, к смирению и послушанию друг перед другом, не оказываем достаточной любви взаимной и может нас постичь нечто горшее. Предаемся распущенности: то одежда не нравится, то – пища, а то и еще что выищем. Конечно, не все сестры таковы, но из-за виновных потерпят и невинные. Таков закон жизни, такова воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

В 1938–1939 гг. в связи с расширением территории III рейха чиновники РКМ приступили к реализации своей идеи распространения юрисдикции Германской православной епархии на все контролируемые области. В связи с этим первоначально произошло присоединение к данной епархии православных общин в Австрии и Протекторате. Однако планы министерства относительно дальнейшего расширения епархии были реализованы лишь частично – в Бельгии, Люксембурге, Лотарингии, а позднее в Словакии и Венгрии. Другие нацистские ведомства все более и более явно выступали против них и, в конце концов, сделали невозможным осуществление стратегической линии РКМ на создание в Германии одного из влиятельных центров православного мира. В этом отношении показательна неудача попытки организации в III рейхе православного Богословского института (док. 26–29). С 1 сентября 1939 г в результате нападения Германии на Польшу мировой войны нацистская политика в отношении Православной Церкви получила дальнейшее развитие. В то же время впервые произошли открытые столкновения и борьба в этом вопросе различных государственных ведомств, порой отстаивавших прямо противоположные подходы. Эта борьба с переменным успехом продолжалась почти год. Следствием ее стали первые серьезные изменения во всем курсе прежней церковной политики. Хотя большинство населения польского государства составляли католики, там имелась и довольно многочисленная самостоятельная православная церковь . В 1939 г. она охватывала 4,2 млн. верующих, т.е. 16,8% всего населения страны. В основном это были украинцы, белорусы и русские. Польская православная церковь отделилась от Русской в 1923 г. в значительной степени под давлением правительства. Автокефалия была предоставлена Константинопольским патриархом и никогда не признавалась ни Московским Патриархатом, ни Зарубежной Русской Православной Церковью . Глава Польской церкви митрополит Дионисий (Валединскнй), хотя и был русским по происхождению, оказавшись под давлением правительства, поддерживал полонизацию православных приходов. Это вызывало острое недовольство многих священников и мирян, усиливавшееся тем, что в течение целого ряда лет православная церковь подвергалась в Польше ожесточенным преследованиям и гонениям. Позднее это умело использовала как германская, так и советская пропаганда. Например, в Холмской области из 378 православных храмов в 1914 г. к 1938 г. осталось 227, а к сентябрю 1939 – 47, причем 124 церкви были разрушены, 175 переданы католикам, а 32 сожжены. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 283 Обосновывая достижения коллективизации, авторы пишут, что в конце 1930х – начале 1940х годов производство молока достигло 70 млн. тонн в год по сравнению с 30 млн. тонн накануне коллективизации. На самом деле, перед войной производилось в среднем около 28 млн. тонн молока в год (см. Зеленин И.Е. Сталинская «революция сверху» после «великого перелома». 1930 – 1939. М., 2006. С. 264), что было не удивительно, учитывая огромный ущерб, нанесенный коллективизацией животноводству. С. 288 Пленум ЦК, на котором рассматривался вопрос об исправлении «ошибок», допущенных при исключении коммунистов из партии, состоялся в январе не 1939 г., как пишут авторы, а 1938 г. В январе 1939 г. пленума не было вообще. С. 288 «В 1939–1940 гг. реабилитированы и освобождены из мест заключения 837 тыс. человек». В действительности были освобождены (но не обязательно реабилитированы) от 150 до 200 тысяч человек. С. 300 Указывается, что в 1937 г. было арестовано 136900 священнослужителей, из которых 85300 было расстреляно. Приведенные цифры существенно завышены. Такого количества священнослужителей Русская Православная Церковь не имела даже в самые «благополучные» дореволюционные годы. Уже давно опубликованы официальные данные статистической отчетности НКВД за 1921–1953 гг. Количество репрессированных священнослужителей было в несколько раз меньше, чем указывается в учебнике. (Среди последних публикаций см.: Мозохин О.Б. Право на репрессии: внесудебные полномочия органов государственной безопасности (19181953). М., 2006). С. 336 «Общее число жертв оккупационного режима превысило 14 млн человек». На С. 359 говорится, что геноцид гитлеровцев «в отношении гражданского населения на оккупированной советской территории унес жизни 17,9 млн человек». И здесь же: «7,4 млн советских людей преднамеренно истреблены гитлеровцами на оккупированной территории». С. 338-339 Утверждается, что евреи к декабрю 1941 г. «составляли 26,9% от всех эвакуированных из районов, которым грозила оккупация…». Если бы это было так, среди эвакуированных насчитывалось бы около трех миллионов евреев (известно, что к тому времени всего было эвакуировано более 10 млн. советских граждан). На самом деле, данные Совета по делам эвакуации позволяют говорить максимум о 670 тыс. эвакуированных евреев (см. И. А. Альтман «Жертвы ненависти. Холокост в СССР, 1941−1945 гг. М., 2002). При этом численность еврейского населения в оккупированных областях была выше, чем по стране в целом (бывшая «черта оседлости»). Огромное количество евреев, не сумевших эвакуироваться, стали жертвами нацистов.

http://pravmir.ru/ekspertnaya-komissiya-...

Лит.: Ковалевский П.Е. Дневники (19181922). СПб., 2001. Травин Николай (дата рождения не установлена – сконч. после 1960), протоиерей. Священствовал в России до 2-й мировой войны, эмигрировал в 1ерманию и принят в клир РЗЦ в сане протоиерея (1944), служил в церквах при разных лагерях для перемещенных лиц ( 19451950), уехал в США (1951), настоятель церкви в г. Ньюарке (Ныо-Джерси) (1951после 1960), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Трешин Евгений Евгеньевич (187914.1.1966, Люксембург), митрофорный протоиерей. Сын сотника Забайкальского казачьего войска. Окончил военное училище в С.-Петербурге, участвовал в Русско-японской войне подпоручиком, штабс-капитан 94-го Енисейского пехотного полка (1910), штабс-капитан Гатчинского полка (1913), участник 1-й мировой войны, подполковник и командир батальона Гатчинского полка, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии в чине полковника, эмигрировал через Галлиполи, переселился в Болгарию, где работал в шахтах, переехал со своими солдатами в Люксембург, где вместе работали на кожевенном заводе г. Вильц, а затем на керамической фабрике г. Мертер, член Союза Галлиполийцев, основатель прихода в Люксембурге (1927), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (1929), священник (1929), рукоположение совершил архиеп. Серафим (Лукьянов), настоятель Петропавловской церкви в Люксембурге (19281965), вышел за штат по старости (1965). Лит.: Памяти прот. А. Трошина. ПР. 1966. 6. Троицкий Александр см. Тихон, архиепископ. Троицкий Димитрий Иоаннович (1886, Казанск. губ. – 24.10.1939, Париж, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Казанскую Духовную семинарию, священник (1909), состоял в ведомстве военного духовенства, полковой священник 190-го Оренбургского казачьего полка, а затем дивизионный священник 4-й Оренбургской казачьей дивизии (19141917), участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на южном фронте, эмигрировал в Египет (1920), переселился во Францию и устроился в Ниццу благодаря своему сверстнику но Казанской семинарии Ниццкому протодиакону А. Победоносцеву (1921), помощник настоятеля Св.-Николаевского собора в Ницце (25.8.19211922), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), протоиерей (1922), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (4.10.192228.9.1925), настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Льеже (28.9.192522.9.1926), настоятель Св.-Сергиевской церкви в Коломбеле (22.9.19261.8.1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Св.-Николаевской церкви при русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (11.7.192731.5.1932), настоятель Галлиполийской церкви в Париже (1.6.19323.7.1933), 1-й настоятель Св.-Серафимовской церкви в Париже (3.7.193324.10.1939), законоучитель в детском приюте в Веррьере (5.10.193426.12.1938), благочинный приходов г. Парижа и его окрестностей (23.7.193624.10.1939), митрофорный протоиерей (7.1.1939).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 сентября 1939 г. началась Вторая Мировая война с оккупации немецкими войсками западной части Польши, а 17 сентября 1939 г. всю восточную территорию заняли советские войска. В результате Польское государство фактически прекратило свое существование – Польша была разделена между СССР и Германией. Согласно секретному протоколу пакта Молотова – Риббентропа (23 августа 1939 г.), в 1939 – 1940 гг. к СССР отошли территории Эстонии, Латвии и Литвы, Западной Украина, Западной Белоруссии и Бессарабии. Таким образом, ряд западных епархий – Виленская, Полесская, Волынская и большая часть Гродненской – без колебаний вернулись в подчинение Русской Православной Церкви. На Виленскую кафедру был назначен митрополит Елевферий (Богоявленский), а после его кончины (1940) – митрополит Литовский и Виленский, экзарх Прибалтики Сергий (Воскресенский). На Волыни был оставлен архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский). Епископом Львовским стал архимандрит Почаевской Лавры Пантелеимон (Рудык). Патриаршим Экзархом Западной Украины был назначен архиепископ (позже – митрополит) Николай (Ярушевич) , а в Западной Белоруссии церковное управление возглавил Патриарший Экзарх архиепископ Пантелеимон (Рожновский). С приходом на Украину и Белоруссию советских войск униаты подались с этих территорий на запад. На западных частях оккупированной немцами Польши было создано «генерал-губернаторство». Здесь в среде православного населения и духовенства последовало решительное осуждение и неприятие незаконной автокефалии, провозглашенной в 1924 г. С их стороны последовало обращение к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), подчинявшемуся Священному Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, с просьбой прибыть в Варшаву и взять в свои руки управление Варшавской епархией. Но, натолкнувшись на упорное сопротивление митрополита Дионисия свершиться этому делу было не суждено. Сам митрополит Дионисий поддерживался украинскими националистами, в этой связи отмены автокефалии также не произошло. С сентября 1940 г. возглавляемая митрополитом Дионисием Церковь называлась «Автокефальная Православная Церковь в Генерал-губернаторстве», которая испытала на себе тенденции украинизации (духовенство – исключительно из украинцев, богослужебный языком и языком периодических изданий был также украинский).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010