В Тиране с середины 1920-х гг. существовала русская православная церковь, в которой в частности 24 февраля 1939 г. Владыка Виссарион отслужил панихиду по русскому полковнику и албанскому капитану Г.Ф. Серину. [xiii] К этому времени в албанской армии еще служили 19 русских, в том числе четыре офицера: полковник Улагай, поручики Белевский, Сукачев и ротмистр Красенский (все они вскоре — после оккупации страны — поступили на итальянскую службу). [xiv] 7-10 апреля 1939 г. Албания была после недолгих боев оккупирована фашистской Италией и включена в состав Итальянской «империи», 12 апреля в Тиране состоялось провозглашение «личной унии» между двумя странами. Король А. Зогу бежал в Грецию. Сразу же возник стратегический план постепенного поглощения православия Римско-Католической Церковью посредством унии. С этой целью католические миссионерские ордена стали проникать в южные, преимущественно православные, районы страны. Весь период итальянской оккупации среди албанцев велась усиленная католическая пропаганда. Под протекторатом Италии было провозглашено создание так называемой «великой Албании», в состав которой указом короля Виктора-Эммануила III от 12 августа 1941 г. оказались включены большая часть Косово и Метохии, Западная Македония, пограничные районы Черногории (входившие до войны в состав Югославии) и северо-западные районы Греции. В этом «государстве» проживало 1905 тыс. жителей, в том числе 1106 тыс. в границах Албании. Великоалбанская пропаганда поддерживалась католическим клиром. По конституции, «дарованной» итальянским королем 3 июня 1939 г., Албания считалась монархическим государством, в котором вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежала Виктору-Эммануилу III. Всеми делами в стране управлял королевский наместник итальянец Франческо Якомони, однако под эгидой оккупантов было создано и албанское марионеточное правительство во главе сначала с Шефкетом Верляци, а затем (с осени 1941 г.) — Мустафой Круйе. [xv] Для этого правительства была характерна ярко выраженная антисербская политика, которая особенно ярко проявилась в Косово и Метохии. Следует отметить, что в начале XX века албанцы, являвшиеся на этой территории почти исключительно мусульманами, стали преобладать среди жителей края. Так в 1921 г. здесь проживало 552, 7 тыс. человек, в том числе 331, 5 тыс. албанцев и 189, 2 тыс. сербов. Переселенческая политика югославского правительства в 1920-е - 1930-е гг. не смогла изменить общей ситуации. В 1939 г. из 645 тыс. жителей Косово и Метохии славяне (сербы, македонцы, черногорцы) составляли 34, 4 % (222 тыс.), а остальные (албанцы, турки и цыгане) - 65, 6 % (423 тыс.). [xvi]

http://bogoslov.ru/article/452250

Однако уступки государства оказались не такими значительными, как представлялось первоначально. Для И. Сталина было важным в первую очередь сделать Патриархию послушной частью режима, существовавшего в СССР. Полностью этого добиться не удалось, хотя церковные иерархи были вынуждены пойти на многие компромиссы, болезненные для православного сознания. И все же необходимо подчеркнуть, что в суровых, порой жесточайших условиях Русская Православная Церковь сумела выстоять. Пройдя через гонения, прещения, террор первых двух десятилетий советской власти, она вновь начала возрождаться во время тяжелых испытаний для всего русского народа. 238 Мощи св. князя Александра Невского сохранились. 3 июня 1989 г. они были переданы Русской Православной Церкви и возвращены в Троицкий собор. 239 XVIII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.: Госпопитиздат, 1939. С. 135; Антирелигиозник, 1939, 4. С. 3. 240 Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), ф. 89, оп. 4, д. 80, п. 6. 242 Олещук Ф. Коммунистическое воспитание масс и преодоление религиозных предрассудков//Большевик, 1939, 9. С. 38–48. 246 Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 1917–1950. P. 205; Ярославский Е. Задачи антирелигиозной пропаганды//Антирелигиозник, 1941, 5. С. 2 249 Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.). С. 44–45. 250 Алексий (Симанский Сергей Владимирович, 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Закончил Московский Николаевский лицей, в 1899 юридический факультет МГУ и в 1904 МДА. В 1902 пострижен в монашество, в 1903 – иеромонах. Работал по учебному ведомству. 1913 – еп. Тихвинский, викарий Новгородский, 1921 – еп. Ямбургский. В 06.1922 после ареста митр. Вениамина (Казанского) возглавил Петроградскую епархию, вел переговоры с обновленцами, но вскоре порвал с ними и оставил свой пост. 21.10.1922 арестован и сослан на 3 года в Семипалатинск. В 1926 – архиеп. Хутынский, управляющий Новгородской епархией. С 07.1927 – постоянный член Синода при митр. Сергии. С 18.05.1932 – митр. Старорусский, с 11.08.1933 – митр. Новгородский, с 5.10.1933 – митр. Ленинградский. Согласно патриаршему завещанию с 1944 г. Местоблюститель, а с 2.02.1945 – Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оказывается, есть особый декрет 17 ноября, который приравнивает русских апатридов во всем к французам в военном деле и в деле помощи семьям. Мать Любовь сообщила о катастрофическом положении в Moisenay; там Владыкой только что пострижены две новые монахини, а денег нет. Все обитательницы ищут хотя бы самой грубой работы. Надо бы им взять шитье на интендантство, благо мать Евдокия – француженка, а их проект работы на заводе не решает вопрос о существовании обители. Нельзя ее бросать на произвол судьбы. 1940 Четверг 22 декабря 1939/4 января 1940. Митрополиту отказано в aumoniers orthodoxes 217 , потому что-де русские слишком рассеяны и их обслужить невозможно. Попробуем через Общеправославный комитет. Суббота 24 декабря 1939/6 января 1940. Сочельник Рождества. В «Journal Officiel» 218 вновь декрет о carte d’identite 219 , и без тех несомненных льгот, которые обещали, повторяется старое, родители мобилизованных забыты. Народ начал собираться на всенощную очень рано. Были приняты все предосторожности: колпачки на бра, незажигание люстр, синий свет в фонарике. Служил владыка Митрополит с двумя священниками. До этого о. Николай с Сашей [Шмеманом] и о. Владимиром ездили в гимназию, где тоже была всенощная. Повечерие сократили. Владыка сказал проповедь об Институте 220 . Отдельные части богослужения передавались на диски и будут, видимо, использованы для радиопередачи завтра. [...] Народа было очень много и в нижней церкви, где начали всенощную в 5 (слишком рано), и на паперти. Воскресенье 25 декабря 1939/7 января 1940. Рождество Христово. Служба в этом году была очень торжественна, хотя настроение было грустное. Съехались все военные: Андрей, Ярослав, Петрик – кроме Сергея, которого не выпустили на праздники. Пришел даже Михаил [Слезкин?], и штат был представлен блестяще. Владыка чувствует себя слабо, но крепится. Народа очень много и наверху и внизу, много военных во дворе. Суббота 31 декабря 1939/13 января 1940. Владыка чувствует себя плохо. Температура поднялась до 39,5. Доктора опасаются воспаления легких. Слабость у него большая. Вчера был очень плохой день. Вечером – concilium. Вызываю Labry, самого крупного специалиста. Пока лечат Владыку Манухин 221 , Айтов 222 и Жаворонков 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Kalliga, M. Die Hagia Sophia von Thessalonike. Würzburg, Triltsch, 1935. 66 S., 8 Taf. Bemmini, S. La pittura bizantina. T. II: I mosaici. Fasc. 1, II. Firenze, Nemi, 1938 e 1939. 66 p.j 74 p., ill. (Nuoviss. enciclop. monogr. illustr.). Diehl, Ch. La peinture byzantine. Paris, Van Oest, 1935 109 p. 96 pi. (Hist, de l’art byzantin, publ. sous la dir. de Ch. Diehl, 1). Muratoff, P. La pittura bizantina. Roma, Valori plastici, 1929. 182 p., 256 tav., 100 lit. Medea, A. Gli affreschi delle cripte eremitiche pugliesi. I. Testo. II. Aibo delle illustrazioni. Roma, 1939. I: 270 p.; II: 10 p., 165 fig-. (Coll. Merid. editr. diretta da U. Zanotti-Bianco. 14). Millet, G. and Talbot, R. D. Byzantine painting at Trebizond pub. with the collaboration of the Academie des inscriptions et belles-lettres de l’Institut de France and of the Univ. of London, with 57 pi. London, Allen, 1936.182 p. Schreyer, L. Bildnis der Engel. 2. Aufl. Freiburg i. Br., Herder, 1940. 144 S., 24 Bildtaf. Schreyer. L. Bildnis des Heiligen Geistes. Freiburg i. Br., Herder, 1940. 210 S. 24 Bildtaf. Visser, W. Die Entwicklung des Christusbildes in Literatur u. Kunst in der frühchristlichen und frühbyzantinischen Zeit. Bonn, Visser, 1934. 197 S. Stefanescu, J. D. L’art byzantin et l’art lombard en Transyl- vanie. Peintures murales de Valachie et de Moldavie. Paris, Geuthner, 1938. IX, 166 p. Friedländer, P. Spätantiker Gemäldezyklus in Gaza. Des Prokopios von Gaza «κφρασις Εκνος hrsg. und erklärt. Città del Vati- cano, 1939. VII, 120 S., XII Taf. Konstantynowicz, I. B. Ikonostasis. Studien und Forschungen, I Lwow, 1939. 270 S., 201 Abb., 2 Taf. Bettini, S. Byzantinische Mosaiken. Berlin, Gunther, 1941.XLS., 2 Bl. Abb. Whittemore, T. The mosaics of St. Sophia at Istanbul. 2-d preliminary report; The mosaics of the S. Vestibule. London, Oxford Univ. Press, and Byzantine Inst., Paris, 1936. Demus, O. Die Mosaiken von S. Marco in Venedig 1100–1300. Baden b. Wien, Rohrer, 1935. 108 S., 50 Abb. Diez, E. und Demus, O. Byzantine mosaics in Greece; Hosios Lucas and Daphni. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1931. XIV, 117 p. (plates). (Am. School of class, studies Athens).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще около 10 уцелевших архиереев Патриархии находились на покое или совершали богослужения как настоятели храмов. Так, епископ Астраханский Андрей (Комаров), уволенный в апреле 1939 г. на покой, в октябре был назначен на место приходского священника в город Куйбышев. Вся церковная жизнь Куйбышевской епархии сосредоточена была тогда вокруг этой одной церкви. Под Москвой на даче у родственников проживал как частное лицо будущий экзарх Украины архиепископ Иоанн (Соколов) , отбывший незадолго перед этим ссылку. В Красноярске на положении ссыльного жил епископ Лука (Войно-Ясенецкий) , работая главным хирургом-консультантом городских госпиталей. Под Ростовом-на-Дону жили на покое епископ Таганрогский Иосиф (Чернов) и архиепископ Ростовский Николай (Амасийский), в Киеве – схиархиепископ Димитрий (Абашидзе) и т. д. 251 Епархий как административных единиц в 1939 г. уже почти не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с Патриархией. Не запрещенная официальная Церковь по своему фактическому положению стала приближаться к нелегальной организации, так как общение с «церковниками» считалось признаком политической неблагонадежности со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, Патриархия оказалась в значительной степени отрезанной от своей паствы и, кроме того, с середины 1930-х гг. почти полностью – от связей с заграницей. Однако она не была уничтожена полностью. Процесс над «Всесоюзным контрреволюционным центром церковников» во главе с митрополитом Сергием так и не состоялся. Хотя по воспоминаниям близких к нему людей в конце 1930-х гг. Владыка постоянно ожидал ареста. Ряд зарубежных историков полагает, что существование катакомбных (тайных) приходов являлось одной из важных причин того, что Патриаршему Местоблюстителю удалось сохранить к 1939 г. несколько сот приходов и сокращенное до минимума церковное управление. «Советское правительство, очевидно, боялось, чтобы вся Церковь не ушла в подполье, так как официальная и строго контролируемая Церковь представляла меньшую опасность, чем подпольная» 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в 1939 г. произошло изменение курса государственной религиозной политики, закончился десятилетний период открытого активного наступления на Церковь . Причины этой перемены были как внутренними, так и международными: репрессивные акции не помогли снизить высокую религиозность населения СССР; росло количество тайных богослужений; массовое недовольство людей закрытием храмов; надвигавшаяся война требовала большего национального единства вместо атмосферы внутригражданской борьбы, провоцируемой постоянными нападками на верующих; заинтересованность в использовании Московской Патриархии для распространения советского влияния на миллионы православных жителей присоединенных к СССР в 1939–1940 гг. областей и республик. Положение Церкви временно улучшилось, Патриархия получила возможность совершать архиерейские хиротонии, замещать пустующие кафедры и т. д. Но и в 1939–1941 гг. по-прежнему приоритетной задачей в религиозной политике государства оставалось скорейшее построение безрелигиозного общества. Обеспокоенное активизацией церковной жизни, уже к середине 1940 г. правительство вновь начинает ужесточение ее курса. Продолжается закрытие храмов, снова растет число арестов священников, в последний раз оживляется деятельность СВБ и т. п. Однако несмотря на почти полный разгром организационной структуры Русской Церкви, множество запретов, окутывавших ее со всех сторон, жесточайшие гонения, она сумела выстоять, выжить как институт. Все планы искоренения религии терпели неудачу, и это постепенно все больше осознавало советское руководство. §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии 22 июня 1941 г., в день всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Казалось бы, начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и Церковью. Однако этого не произошло. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений. Несмотря на духовную несвободу, гонения на них, верующие приняли самое активное участие в борьбе с агрессором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельные из них настойчиво работали над прямым обращением православного населения в католичество, не стесняясь прибегать в своем «миссионерстве» далеко не к апостольскому способу. Протоиерей Серафим Железнякович в своей статье «К историй Православной Церкви в Польше междувоенного периода (1918-1939)» приводит один из примеров миссионерских методов, применявшихся в 1939 году на Холмщине. «В одной из деревень православного прихода Бонна, Красноставского уезда, — пишет он, — полиция согнала православное население на собрание, а прибывший вместе с нею католический ксендз, после соответствующей речи, окропил собравшихся святой водой и объявил, что с этого момента все они уже католики. Многие из крестьян, оставив собрание, сняли тогда верхнюю одежду, окропленную ксендзом, и, бросив ее, в нижнем белье возвращались домой, не желая изменять родному и дорогому их сердцу Православию. Убедившись в безуспешности подобного метода, организованные группы членов «Звионзку Резервистув» стали нападать на дома православных, выбивали окна, грозили убийством и даже стреляли в упорствующих» . Изменения коснулись и профессорского состава Православного Богословского факультета Варшавского университета. Так, в 1938/1939 учебном году были освобождены от преподавания русские профессора Николай Арсеньев и Владимир Кулаков. Был задуман перевод на польский язык книг Священного Писания, богослужебных книг и творений святых Отцов Церкви. Но внезапно пришел конец полонизации — 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Меньше чем через месяц немецкие танки уже находились на улицах Варшавы. Восточные области Польши были заняты Советским Союзом. Польша, таким образом, была разделена между СССР и Германией. 5. Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны представляется в следующем виде. Кроме упоминавшихся духовных учебных заведений с 1925 года в Почаевской Лавре действовала иноческая школа с трехгодичным курсом обучения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

семинарии в Дубно католич. священник-биритуалист Мечислав Лещинский, к-рый в 1934-1939 гг. возглавлял секцию вост. обряда при курии Луцкого католич. еп-ства. По согласованию с Лещинским Чарнецкий инициировал перенесение 11 марта 1939 г. в неоуниат. храм в Дубно мощей католич. св. Андрея Боболи , канонизированного в 1938 г. В нач. 1934 г. по решению Луцкого католич. еп. А. П. Шелёнжека в Волынском воеводстве был создан греко-католич. деканат Луцкого диоцеза во главе с эмиссаром митр. А. Шептицкого свящ. Василием Додыком из Галиции. Додык сначала служил в мест. Оздютиче (ныне с. Озютичи Локачинского р-на Волынской обл.), с авг. 1934 г. являлся настоятелем прихода в с. Антоновка Костопольского повята. В клире греко-католич. деканата состояли бывш. правосл. свящ. Ксенофонт Керша, ставший в 1935 г. настоятелем униат. прихода в Оздютиче, а также игумен Илиан Гук, который в 1937 г. возглавил приход. В состав деканата вошли новообразованные приходы в селах М. Седлище Костопольского повята, Поворск Ковельского повята и Жджары Владимир-Волынского повята. Униатские общины формально подчинялись Луцкому католич. еп. А. П. Шелёнжеку, однако по всем основным вопросам церковной жизни они сносились с униат. митр. А. Шептицким, а не с апостольским визитатором еп. Н. Чарнецким. Вслед. кризиса Н. миссия иезуитов в Альбертине (в 1935-1938 ее возглавлял протоигум. Станислав Ласки) объединилась с иезуитской миссией в Дубно. В нояб. 1938 г. альбертинскую миссию возглавил на правах настоятеля протоигум. Антоний Домбровский (в 1932-1938 ректор папской вост. семинарии в Дубно, с 1935 провинциал «Восточной миссии» иезуитов в Польше). В 1938-1939 гг. семинарией в Дубно руководил Мурильо. В условиях кризиса перестали издаваться неоуниат. журналы: орган альбертинской миссии «Да злучення» (изд. в 1932-1936 на белорус. языке) и орган дубненской миссии и папской вост. семинарии «Друг» (изд. в 1935-1938 на рус. и укр. языках). Без перебоев выходил неоуниат. ж. «Oriens» (Восток) на польск. языке, к-рый издавался в 1933-1939 гг.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Volbach, W. L’arte bisanlina nel Medio Evo. Roma, Sansaini, 1935. 18 p., 15 tav., 3 lit. (Bibl. Apostolica Vaticana, Museo Sacro,, Guida, I). Wulff, O. Altchristl. u. byzantin. Kunst. Bibliogr.-krit. Nachtr. Potsdam, Athenaion, 1939. 88 S., Abb. (Handbuch d. Kunstwissen- schaft). Jerphanion, G. Une nouvelle province de l’art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. 2 cartes... Texte. T. I, 2 partie. T. II,. 1 partie. Paris, Geuthner, 1932. VIII, 297–615 p., VIII, 388 p. (Haut-Commiss. de la Rèp. Fr. en Syrie et au Liban. Service des antiquités et des beaux-arts. Bibl. archéol. et hist., T. 5, I. 6). Colasanti, A. L’art byzantin en Italie. Paris, Morancé, 1929. 24 p.. 100 pl. L’art byzantin chez les Slaves. Les Balkans. Premier recueil dédié à la mémoire de Th. Uspensky. 2 v., Paris, Geuthner, 1930. XV, 305 p., 307 fig., LII pi. L’ancienne Russie, les slaves cathoiques. Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspensky. 2 v. Paris, Geuthner, 1932. XLIII, 535 p., 176 fig., LXII pl. Beza, M. Byzantine art in Roumania. 1939. Zaloziecky, W. Byzanz und Abendland im Spiegel ihrer Kunsterscheinungen. Salzburg-Leipzig, Pustet, 1936. 110 S. (Bücherei der Salzburger Hochschulwochen, Bd. 7). Bettint, S. L’architettura bizantina. Firenze, Via Taenza, 1937. 68 p. (Nuovissima enciclopedia monografica illustrala). Ebersolt, J. Monuments d’architecture byzantine. Paris, Edit, d’art et d’hist., 1934. VI, 218 p. (Hist, de l’art Byzantin, publ. sous la dir. de Ch. Diehl, 2). Golzio, V. Architettura bizantina e romanica. Milano, Soc. ed Li bran a, 1939. 232 p., 224 ill. Матвоигу, F. u. Wiegand, Th. Die Kaiserpaläste von Konstantinopel zwischen Hippodrom und Marmara-Meer. Mit einem Beitr. von Eckhard Unger. Berlin, de Gruyter, 1934. VIII, 71 S. 31 Abl., 118 Taf. Schneider, A. M. Die Hagia Sophia zu Konstantinopel. Berlin, Mann, 1939. 48 S., 67 Taf. Swift E. H. Hagia Sophia. New York, Columbia Univers. Press, 1940. XVII, 265 p., 111. Zaloziecky, W. R. Die Sophienkirche in Konstantinopel und ihre Stellung in der Geschichte der abendländischen Architektur. Città del Vaticano, 1936. VIII, 271 S., 37 Abb. im Text u. 24 Taf. (Studi di Antichità Cristiana, pubbl. per cura del Pontifico Istituto di Archeologia Cristiana, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев Собор в честь Преображения Господня. 1977 г. Архит. И. Н. Кудрявцев [Фин. Valamon Kristuksen kirkastumisen luostari] Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ). Основан монахами Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря , эвакуированного с островов Валаамского архипелага на Ладожском оз. и получившего новое место пребывания в 1940 г. в коммуне Хейнявеси (маакунта (обл.) Этеля-Саво (Юж. Саво) в ляни (губернии) Итя-Суоми (Вост. Финляндия); ныне в маакунте Похйойс-Карьяла (Сев. Карелия)). Н. м. расположен на полуострове, с западной и северной сторон окружен оз. Юоярви, с вост. стороны - заливом этого озера. Общая площадь принадлежащих мон-рю земель - 450 га (90% - лесные угодья), из к-рых 350 находятся непосредственно рядом с обителью (приобретены в 2 этапа в 1940: по 1-й купчей - 300, по 2-й - еще 50) и 100 га - в Похйойс-Карьяла. История С началом советско-фин. войны (1939-1940) советские самолеты 5 дек. 1939 г. начали бомбить Спасо-Преображенский Валаамский мужской мон-рь. В 1940 г. обитель, с 1917 г. находившаяся на территории независимой Финляндии, была вынуждена сменить местоположение. Эвакуация монастырской братии (на 1939 - 205 чел.) проходила в 2 этапа: в дек. 1939 г. обитель покинули ее насельники, имеющие российское гражданство или нансеновские паспорта; после очередной бомбардировки мон-ря авиацией Балтийского флота РККФ ночью 4 февр. 1940 г. его во главе с игум. Харитоном (Дунаевым) покинули те из числа братии, кто имели гражданство Финляндии. Наиболее ценное имущество мон-ря было эвакуировано еще до начала войны ( Kohonen. 1982. S. 276). Основные работы по эвакуации проходили в марте 1940 г. под рук. наместника мон-ря иером.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010