Новый Сад, 1936. С. 25-31; Православная рус. проповедь: (Лекции по гомилетике). Харбин, 1937; Отчет о поездке к сирийским христианам Индии//Хлеб Небесный. 1937. 1. Прил. С. 1-8; 2. Прил. С. 1-4; Дружный отпор насильникам нашей религии: Слово на всерелиг. собрании 7 февр.//Там же. 3. С. 16-17; Домашний молитвослов (для усердствующих). Харбин, 1937, 19432; Сокращенный правосл. катехизис. Харбин, 1938. Омск, 1991р; Жизнь студенческая в МДА за мое время (1893-1897 гг.)//Хлеб Небесный. 1939. 1. С. 4-7; Новогодние думы//Там же. С. 19-21; Псалтирь: (Что такое представляет собой она для верующего человека)//Там же. 1939. 2. С. 15-18; Долг и мерность (к 50-летнему юбилею высокопреосв. архиеп. Мелетия)//Там же. 10. С. 10-12; Мысли правосл. богослова по поводу книги прот. И. Шадрина «Отчего произошел раскол Рус. Церкви» (Харбин, 1937)//Там же. 1941. 9/10. С. 47-50; Псалтирь Протолкованная. Харбин, 1941. Т. 1; Думы о наших днях и днях последних (с ночи на Пасху)//Хлеб небесный. 1942. 6. С. 4-14; Требник. Молитвослов для усердствующих. М., 1999. Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 110. Д. 1827. Л. 242 об.- 245; РГВИА. Ф. 784. Оп. 1. Д. 1. ГИА Дал. Востока. Ф. 757. Оп. 2. Д. 172. Л. 1-8 об. Лит.: Журналы заседаний Совета МДА за 1898 г. Серг. П., 1899. С. 9-15; Наречение и хиротония во епископа о. архим. Димитрия//Хлеб Небесный. 1934. 6. С. 30; Возлюбленной во Христе рус. правосл. пастве в рассеянии сущей: [Обращение митрополитов Антония, Евлогия, Феофила, Анастасия и еп. Димитрия, принятое 6/19 нояб. 1935 г. по итогам архиерейского Совещания]//Протоколы Совещания под председательством Свят. Патриарха Варнавы по вопросу об установлении мира и единства в РПЦЗ. Новый Сад, Прил.: Протоколы 1-4; Гурьев В., прот. В. Богословский факультет Ин-та Св. Владимира//Там же. 1939. 11. С. 55; он же. 10-летие Братства им. св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова//Там же. 1944. 9/10. С. 46; Андроник (Елпидинский), архим. Из годового отчета правосл. миссионера в Индии за 1938 г.//Там же. 1939. 3. С.

http://pravenc.ru/text/178149.html

[...] Места тихие и глухие, но все есть. Дом небольшой. Монахини и о. Евфимий 175 ютятся в комнатушках около гаража, а Юрий Абашев 176 сооружает самодельную постройку около курятника. Огороды настолько большие, что удивляешься, как несколько женщин могут их обрабатывать. Церковь маленькая, полуподвальная, но очень уютная. Иконостас тоже соорудил Юрий Абашев. Мать Евдокия 177 показала мне все владения, переходящие в лес. Обедают мирские жители раньше, а монахини и отец Евфимий – во вторую смену. Кормят хорошо, но зимой было так скудно, что вся обитель жила на 1 000 фр., вносимых Э.Н. Элленбергер за себя и троих детей. Воскресенье 12/25 июня 1939. Н.П. Афонский разослал несколько сот приглашений иностранцам на сегодняшнюю службу с исполнением песнопений Рахманинова. Народа было очень много, и сбор дал свыше 1 500 франков. Отдельные части литургии Рахманинова очень неровные. Есть удивительно музыкальные и духовные, есть не соответствующие моменту службы. Ектении красивы, но невозможно и необъяснимо заунывные. В общем – очень хорошее впечатление. Понедельник 11/24 июля 1939. Отец пишет, что Владыка сегодня возвращается в Париж, а завтра ложится в Американскую клинику в Neuilly для исследования сердца и полного анализа. Думаю и верю, что благодаря клиническому уходу удастся наконец определить причину всех болезней Митрополита и окончится период десяти докторов и сотен противодействующих средств. Пятница 22 июля/4 августа 1939. Случайно узнал о кончине ген. Эрдели 178 , которого вчера похоронили в Сент-Женевьев. Он умер от разрыва сердца, так как работал не по силам и уже зимою не раз имел сердечные припадки. Денежно его положение было очень тяжелым, и он постоянно недоедал. Жалко было на него смотреть. Суббота 23 июля/5 августа 1939. Похороны ген. И.Г. Эрдели Ген. Эрдели похоронили очень торжественно, как в Исси, так и в Русском доме. Покойный был болен давно и умер от переутомления, а не от разрыва сердца, как говорили. Он очень страдал последние недели. Ген. Эрдели командовал армией в Великую войну и играл очень крупную роль в деле образования Добровольческой армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четверг 9/22 декабря 1938. Журнал «Match», который издается на немецкую субсидию и расходится в 500 000 экземпляров, после очень сочувственной статьи об эмиграции в прошлом номере печатает отвратительный фельетон о приеме Владимира Кирилловича, видимо, в связи с его заявлением о неприятии участия в немецкой авантюре на Украине. Среда 15/28 декабря 1938. Утром чрезвычайно серьезный и грустный разговор с Ф.Т. Пьяновым 154 о церковной работе в провинции. Он летом и осенью посетил многочисленные приходы и вынес впечатление, что с умиранием старого поколения приходская жизнь умирает, а через 5–6 лет приходы начнут закрываться. Молодежь не церковна, организации – лояльны к Церкви, но тоже не церковны. Ощущается большая нужда в церковных работниках. К сожалению, это подтверждает мои сведения. 1939 Вторник 21 декабря/3 января 1939. В Монруже – чудесный пожар. Рядом с церковью живет коммунистка, которая каждый раз, когда собирались на молитву русские, начинала стучать в стену и мешала богослужениям. Пришлось сделать пробковую стенку, чтобы заглушить стук. Видя, что ее усилия тщетны, коммунистка усилила стук в первый же день, когда была поставлена стена, и колотила изо всей мочи. В это время у нее случился пожар, и она, увлеченная борьбой с врагом, не заметила, и ее едва спасли. Пожар неожиданно подействовал на нее вразумляюще. Она не только присмирела, но говорит всем, что наказана за то, что мешала людям молиться. Пятница 24 декабря/6 января 1939. Сочельник Рождества. Утром – великая и славная служба. Владыка, несмотря на болезнь, читал паремии и апостола на царских часах. Запевы читал о. Владимир. Это – одна из самых замечательных служб в году. О. Николай, о. Владимир и Саша Шмеман устраивали всенощную в гимназии, где было 200 человек. Суббота 8/21 января 1939. Хоронили Мозжухина 1 очень торжественно, с полным хором и освещением. Деньги собрали русские артисты по инициативе Лифаря 155 156 . Брат 157 был только на панихиде, а не в церкви. Присутствовало много французов. Хор запросил, что за позор, 1 000 франков за передачу по радио, и компания синема заявила, что никогда не будет иметь ничего общего с хором Афонского. Французские газеты все отметили смерть артиста. Многие поместили хороший портрет и воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

газета была названа «Православная Зарубежная Русь», однако затем для облегчения распространения ее в Польше и Прибалтике название изменили на «Православная Русь» . С газетой сотрудничали: Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий), Шанхайский еп. свт. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ), архим. Иоанн (Шаховской ; впосл. архиепископ), иером. Аверкий (Таушев ; впосл. архиепископ), прот. Кирилл (Зайцев; впосл. архим. Константин); Н. Д. Тальберг , И. А. Ильин , И. С. Шмелёв , А. В. Карташёв . К 1939 г. тираж газеты достигал 2,5 тыс. экз., она распространялась в 48 гос-вах. В 1938 г. у газеты появилось приложение (вкладка) «Вера, Родина, Семья». С 1935 по 1940 г. в качестве приложения к газете братство публиковало ежемесячный религ. детский ж. «Детство во Христе» (с 1939 - «Детство и юность во Христе»). Основателем его стал инок Алексий (Дехтерёв; впосл. архиепископ), оформлением занимался свящ. Киприан (Пыжов); с нояб. 1939 г.- вместе со свящ. Нафанаилом (Львовым). В 1939 г. вышел 1-й выпуск «Православного пути» как непериодического органа богословской и церковно-общественной мысли. Редакционный комитет возглавил архим. Филипп (Гарднер). «Православный путь», задуманный в противовес парижскому религиозно-философскому ж. «Путь», возобновился в США уже после войны и выходит поныне как церковно-богословско-философский ежегодник. В 1937 г. вышел 1-й каталог изданий И. П. м. (Почаевского братства) за 1924-1936 гг., включивший 38 названий книг и брошюр по 4 разделам: богослужебные книги и молитвословы, богословие и учебники, религиозно-нравственные книги и разные издания. В книжном каталоге 1940 г. названо уже 56 изданий. Во время второй мировой войны Словакия, где располагался И. П. м., выступила как союзница Германии. В 1-й период войны ладомировские издания, прежде всего газ. «Православная Русь», продолжали распространяться в гос-вах германского блока и оккупированных ими странах, а также в Скандинавии, на Дальн. Востоке и в Юж. Америке. После нападения 22 июня 1941 г.

http://pravenc.ru/text/578212.html

Для них была основана епархия под юрисдикцией Сербского патриарха, епископ которой проживал в Прешове и имел титул Мукачевско-Прешовского. Вследствие присоединения территории Карпат к Венгрии 15 марта 1939 г. епархия была разделена государственной границей на две части. Большинство православных приходов отошло к Венгрии, и на территории Словакии, формально провозглашенной независимым государством, осталось лишь 10 приходов Мукачевской епархии, русский монастырь преп. Иова в Ладомировой и две церковные общины юрисдикции митр. Евлогия в Братиславе и Нитре 474 . Уже 4 августа 1939 г. карловацкий Синод заслушал донесение настоятеля монастыря преп. Иова с приложением докладной записки благочинного, протоиерея В. Соловьева, епископу Мукачевско-Прешовскому Владимиру о желательности в данной политической обстановке передачи приходов, расположенных на территории Словакии, под управление архиепископа Берлинского и Германского. В тот же день Синод выразил свое согласие, «если Сербская церковная власть нашла бы осуществление сего желательным» 475 . Но решение этого вопроса затянулось. После нападения Германии на Югославию в апреле 1941 г. епископ Владимир был интернирован, а затем выслан на родину, и православные приходы остались без архипастырского окормления. В ответ на их ходатайства архиеп. Серафим письмом от 16 сентября 1941 г. известил настоятеля монастыря преп. Иова о том, что принимает в свои руки управление словацкими приходами. Евлогианские общины также перешли в его ведение согласно договоренности от 3 ноября 1939 г. 28 ноября 1941 г. архиеп. Серафим обратился в РКМ с письмом о включении словацких православных приходов в Германскую епархию. Министерство ответило согласием, о чем 12 декабря и известило начальника полиции безопасности и СД, а 5 января 1942 г. – Министерство иностранных дел 476 . Два прихода митр. Евлогия на территории Протектората Богемии и Моравии (в Праге и Брно) были присоединены к Германской епархии уже в ноябре 1939 г., сохранив при этом свое юрисдикционное отношение к митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Декабрь 1937 года – здание церкви передано Горсовету. 19 марта 1938 года верующим было предложено «… ремонт церкви произвести обязательно в 1938 году в сроки с 1 апреля по 1 июня. Поручить т. Черникову (и.о. председателя горсовета) не позднее 1 апреля 1938 года заключить обязательство с «двадцаткой» Михаило-Архангельской церкви на производство ремонта церкви, в случае отказа поставить вопрос об изъятии церкви». Сумма составляла 16417 рублей 69 копеек, собрать которую не удалось. 6 апреля 1939 года на общем собрании религиозного общества города Кокчетава было решено «передать Михайловскую церковь в распоряжение горсовета со всем церковным имуществом». На внеочередном заседании Президиума горсовета от 20 апреля 1939 года принято решение о перестройке храма под городской клуб. Верующие обратились с просьбой в горисполком о разрешении совершать богослужение в церкви Архангела Михаила хотя бы до 10 мая 1939 года, дабы иметь возможность привести в порядок Георгиевскую церковь, в прошении также была указана просьба зарегистрировать священника Николая Васильевича Обододовского для служения в храме. 30 декабря 1939 года «в целях улучшения благосостояния трудящихся жителей города» была утверждена смета по благоустройству г. Кокчетава на 1940 год. Под в смете значилось «переоборудование церкви под городской клуб – 82 600 рублей». 10 апреля 1940 года - решением горсовета передача здания Михаило-Архангельской церкви под клуб в ведомстве промартели сроком на 15 лет. С 1940 по 1947 год с оборудованной на месте алтаря сценой церковь Архистратига Михаила была городским клубом. А в 1949 году её рубленное из бревен здание было разобрано и перенесено на пустырь вдоль нынешней улицы им. Ш. Уалиханова (по материалам Кокшетауской еженедельной газеты Курс 41 (541) от 15 октября 2009 г.), благодаря вмешательству архиепископа Алма-Атинского Николая (Могилевского), который послал телеграмму в Москву в Совет по делам церквей с требованием вернуть храм верующим. 3 июня 1949 года - начало строительства храма Архангела Михаила на новом месте.

http://sobory.ru/article/?object=26720

Ирина благополучно вернулась к своей семье в Белград где-то в конце марта 1940 года. В несвойственной ей критической манере Мария Алексеевна Неклюдова в письме к отцу Николаю (от 25 апреля 1940 г.) пишет об Ирине: «Только Ирина Шаховская поспешила вернуться домой не доучившись, а это необходимо получения хорошего места. Я этого не одобряю». Людмила Ведринская Людмила Сергеевна Ведринская родилась 7 января 1918 года в Войновке, ныне республика Башкортостан. В 1939 году Людмиле исполнился 21 год. У нее был югославский паспорт. Из записей отца Николая следует, что Людмила приехала в Лондон учиться, но не умела петь и поэтому не входила в хор. Людмилу сначала поселили в Сент-Эндрюс-Хаус, Уэстборн-Парк . Однако в июне того же года она заболела, ей сделали операцию. После ее ненадолго отправили в Борнмут, в госпиталь Герберта для выздоравливающих. 29 июня Людмила переехала в Труро, графство Корнуолл, где находился монастырь Общины Богоявления. Это примерно в 400 километрах от Лондона. Община Богоявления – еще один монашеский англиканский орден. Сестры общины занимались просветительской работой, рукоделием, следили за состоянием собора в Труро и церкви святого Павла. Вполне вероятно, Людмила могла зарабатывать в общине, занимаясь вышивкой. В сентябре 1939 года англиканский капеллан монастыря предложил Людмиле принять англиканское Причастие, так как православного храма в Труро не было. Отец Николай написал, что не может дать на это благословения. Он объясняет, что «хотя в отдельных случаях взаимное причащение действительно разрешается, это все еще (к несчастью) не разрешено в нашей ветви [sic!] Святой Православной Церкви». То есть Отец Николай не ставит под сомнение действенность англиканского Святого Причастия. Вместо этого он пишет: «Так что даже для того, чтобы вы получили такую неоценимую пользу, я не могу сделать то, что он [англиканский капеллан – Н.М.] предлагает, как бы мне этого ни хотелось…» По счастливой случайности руководитель хора Мария Родзянко жила в городе Бодмин, примерно в 50 километрах от Труро. В октябре 1939 года Мария написала отцу Николаю: «Вчера ко мне приезжала Людмила Ведринская, и очень хорошо мы провели день. Она произвела на меня хорошее впечатление, она действительно очень изменилась к лучшему. Очевидно, ей очень хорошо в Общине Богоявления. Я надеюсь иногда навещать ее там. Мне так нравится монастырская атмосфера. Она рассказала мне о вашем письме и о проблеме Причастия. Мы с нетерпением ждем, что вы или отец Михаил приедете к нам. Тогда мы сможем организовать службу, и английский хор будет петь все литургию на английском языке».

http://bogoslov.ru/article/6166355

Престольный праздник: Казанская. Также особо чтились Сретение и Михайлов день. Причт: священник и псаломщик. За всю историю служило несколько священников. Первый: о. Николай Христолюбов (до 1894 г.), после него о. Виктор Лучинин (до 1906 г.), с 1906 по 1907 г.г. о. Василий Агафонников (в 1937 г. расстрелян, прославлен в лике новомучеников), с 1911 по 1935 г.г. – о. Алексий Емельянов, отошел ко Господу в 1947 г. в д. Красный Ключ, погребен на приходском кладбище с. Мелянда. Его сын Николай погиб в Первую Мировую Войну. Последний – о. Иоанн (фамилия неизвестна, Заставляли работать на углублении Вятки, позднее служил в городе Нолинске, там и похоронен). 19 марта 1930 г. в церкви задержаны монахини Феодосия Лазарева и Евдокия Медвежникова – приговорены к трём годам лагерей. Последняя просфирница Михеева Варвара Филиповна после закрытия церкви служила в селе Рождественском, Уржумского райна, где в 1947 году была арестована и осуждена на десять лет лишения свобды. В двадцатые годы возникло «Меляндинское религиозное общество» со своим «уставом» В 1927 году меляниндские крестьяне написали прошение в УИК с просьбой оставить их храм «в неприкосновенности». Приход был староцерковным. Церковные ценности были изъяты в марте 1922 г. В 1930г. в церкви опечатан архивный материал., но оставлен при ней. Церковь была закрыта в апреле 1939 г., когда церковный совет был оштрафован на 500 р. за «нарушение противопожарных правил» – за то что на 15 дней из-за плохой погоды опоздали с покраской крыши церкви и с изготовлением деревянного чана для воды. В ответ на жалобу верующих председатель комиссии по вопросам культов при Облисполкоме велел снизить штраф до 100 р. и при этом указал – «… в случаях, когда религиозная община отказывается от ремонта, ставится вопрос о расторжении договора на пользование зданием церкви». Еще одним поводомстала «крайняя нужда» Меляндинской школы в помещениях. В протоколе заседания пленума Меляндинского с/совета 27 марта 1939 г. было записано: «…в нынешнем 1938-1939 гг вместо двух пятых классов был скомплектован лишь 1 класс, остальных желающих учиться в Vkлacce, оставили вне очереди. А к новому учебному году потребуются вновь помещения под 2 параллельных класса…». На основании этого и липовых протоколов собраний колхозников 2 апреля 1939 г. Облисполком вынес постановление 625 о закрытии церкви в с. Мелянде.

http://sobory.ru/article/?object=32793

74. Нечаев Сергей Геннадьевич (1847-1882) — русский нигилист и революционер XIX века. Один из первых представителей русского революционного терроризма, лидер «Народной Расправы». Осуждён за убийство студента Иванова. Этот случай послужил для Достоевского поводом для создания гениального романа «Бесы». 75. «Для этого и февралю придется повозиться, как Николаю-угоднику, над завязшей в грязи телегой русского мужика...» — русская народная легенда, объясняющая, почему память святителя Николая-угодника отмечается дважды в году, а преподобному Иоанну Кассиану Римлянину — раз в четыре года. Ехал мужик осенью по бездорожью и его телега застряла в грязи. Проходил мимо преподобный Иоанн Кассиан. Мужик просил его помочь, но тот отказался, поскольку направлялся к престолу Божию и боялся измарать в грязи свои одежды. Затем проходил мимо Николай-угодник. Мужик обратился и к нему с просьбой о помощи. Тот не отказал и помог вытащить телегу. Легенда отражает почитание на Руси святителя Николая. Память преподобного Иоанна Кассиана отмечается 29 февраля, т. е. раз в четыре года. 77. Ярославский Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич) (1878-1943), член партии с 1898 года, член ЦК в 1921-1923 годах. Входил в состав редакционных коллегий газеты «Правда», журналов «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», был редактором «Исторического журнала». Ярославский по проручению Ленина и Сталина стремился стать организатором широкомасштабной, агрессивной атеистической кампании. На самом деле в 1922 году была создана секретная Антирелигиозная комиссия при Политбюро, в состав которой входили все видные большевистские деятели — в печати была развернута травля церкви, осквернялись храмы, вскрывались раки с мощами святых. Ярославский возглавлял Союз безбожников. 78. Ежов Николай Иванович (1895-1940) — советский партийный и государственный деятель. Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) (1935-1939), секретарь ЦК ВКП(б) (1935-1939), кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) (1937-1939). Народный комиссар внутренних дел СССР (1936-1938), народный комиссар водного транспорта СССР (1938-1939). На посту наркома внутренних дел СССР Ежов стал главным исполнителем сталинских массовых репрессий (1937-1938). Расстрелян в 1940 году.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Примерно так же описывал положение сельский иерей Евстафий Баслык. По его словам, красноармейцы встречали проходивших священников свистом и нецензурной бранью. Сельские церкви были обложены огромным налогом, многократно превышавшим доход храма. В случае невыплаты священнику грозил суд и суровый приговор «за саботаж». Всех собираемых прихожанами денег хватало лишь на погашение постоянно набегавших процентов, в то время как сумма задолженности не менялась. «Священник был вне закона, – вспоминал об этом времени о. Евстафий, – он был отдан на растерзание хулиганам, бандитам, кому угодно, и нигде не мог найти себе защиты». 258 Положение монашествующих мало отличалось от положения белого духовенства. Архиепископ Венедикт (Бобковский) (в 1939 г. наместник Жировицкого монастыря) вспоминал, что новые власти сразу же тщательно допросили всех монахов. Все, кто 20 лет назад имел хотя бы косвенное отношение к Белому движению, были арестованы и вывезены на восток. Монастырь был обложен огромным налогом, причем большая часть земли была у него отобрана. Однако сразу закрыть обитель новая власть не решилась. 259 Финансовым удушением власти не ограничивались. 29 октября 1939 г. церковное имущество было национализировано, семинария в Кременце была закрыта. По данным В.И. Алексеева, с сентября 1939 по июнь 1941 г. на территории Западной Украины и Западной Белоруссии было арестовано 53 священника, из которых было отпущено на свободу только 10 человек, в то время как остальные были либо расстреляны, либо сгинули в лагерях. Число братии Почаевского монастыря за полтора года коммунистической власти сократилось с 300 до 80 человек. В школах прекратилось преподавание Закона Божия, развернулась атеистическая пропаганда, повсюду открылись отделения «Союза воинствующих безбожников». 260 В 1940 г. к Советскому государству была присоединена и Прибалтика, где новая власть также развернула антицерковную деятельность. Была закрыта Виленская духовная семинария, священники, как и всюду, стали подвергаться арестам. 261 Был выселен из епархиального дома престарелый митрополит Елевферий (Богоявленский), умерший в ночь на 1 января 1941 г. 262

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010