В 30-х гг. XX в. в зале кафедрального Успенского собора в Вильно по воскресеньям проводились духовные вечера, собиравшие большое число людей, участвовали духовенство и прихожане города. Последним крупным церковным торжеством в Вильнюсе перед началом второй мировой войны стало принесение 4 авг. 1939 г. в Александро-Невский храм, ставший собором Марие-Магдалинского мон-ря, доставленных из Почаевской лавры икон св. Марии Магдалины и прп. Иова Почаевского с частицами мощей. Литовская и Виленская митрополия в 1939-1944 гг. В результате введения в сент. 1939 г. в Польшу войск фашистской Германии, затем войск СССР Польское гос-во было разгромлено. Советский Союз передал Виленский край Литовской Республике. Литовская епархия воссоединилась с той ее частью, которая находилась в составе ПАПЦ. 13 окт. 1939 г. митр. Елевферий обратился с посланием к пастве по случаю возвращения Вильнюса в Литовское гос-во. Послание заканчивалось словами: «Теперь... перед нашим каноническим сознанием стали каноническое право и долг возвратиться в наш кафедральный град... и восстановить в нашем сердце разрушенное единство нашей паствы, а через нас - спасительное единение с нашей Патриаршею Церковью» (Голос Литовской православной епархии. 1939. 9/12(103). С. 2-3). 16 окт. в кафедральном Благовещенском соборе в Каунасе состоялось торжественное богослужение по поводу воссоединения епархии. 21 окт. митрополит утвердил постановление епархиального совета о присоединении к Московской Патриархии священнослужителей правосл. приходов и мон-рей Вильнюса и Вильнюсской обл. В нем говорилось о том, что все церковно-адм. учреждения Вильнюса и Вильнюсской обл. упраздняются, священно- и церковнослужители должны подать митр. Елевферию «письменные просьбы о зачислении их в юрисдикцию Московской Патриархии». 30 окт. в Вильнюсе прошло собрание духовенства, к-рое возглавил прибывший из Каунаса глава Литовского епархиального совета прот. Василий Недвецкий. Собрание постановило просить митр. Елевферия принять от всех клириков раскаяние в грехе отчуждения от Матери Российской Церкви и ходатайствовать перед Патриархией о принятии в ограду Матери Церкви.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Кроме того, был учтен и благоприятный для СССР факт дискриминации польскими властями Православной Церкви. Перед самым началом второй мировой войны они закрыли сотни храмов на том основании, что царское правительство в XIX веке возвратило их из унии в Православие. Так, в Холмщине из 393 православных храмов в 1914 г. к 1938 г. осталось 227, а к сентябрю 1939 г. – 53, причем 140 церквей и 2 монастыря были разрушены. Естественно, что подобные акции вызвали сильное недовольство и создали почву для роста симпатий к СССР. Этим во многом объясняются нередкие случаи, когда православные священники в сентябре 1939 г. организовывали праздничные встречи с населением частей советской армии и вывешивали красные флаги на колокольнях 262 . В подобных условиях правительству СССР было особенно трудно начать сразу массовые гонения на Церковь и ликвидировать еще не закрытые поляками храмы. Документы конца 1939 г. свидетельствуют о признании советским руководством факта гораздо более сильного влияния Церкви в западных областях, чем на остальной территории СССР, и его намерении проводить более осмотрительную религиозную политику 263 . Она заключалась в использовании хорошо контролируемой Московской Патриархии – подчинении ей православных иерархов и приходов. При этом учитывались национальные чувства западных украинцев и белорусов, воссоединившихся с восточными; русских, живших в Прибалтике; православных молдаван, эстонцев, латышей и карелов, близких к русским по своей культуре. Подобная практика стала первым примером использования Московской Патриархии для распространения советского влияния на вновь приобретенные или попавшие под контроль территории. Он оказался успешным и получил широкое распространение после окончания второй мировой войны. Считаясь с новыми массами православного населения и нуждаясь в деятельности Московской Патриархии, советское государство в конце 1939–1940 гг. стало создавать видимость религиозной терпимости в стране, значительно уменьшив масштабы антицерковных акций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харбин//ЖМП. 1945. 11. С. 29–31. 38 . Разрядный список воспитанников Уфимской духовной семинарии за 1904/5 учебный год, составленный после выпускных испытаний в VI классе и на основании годовых баллов прочих классов//Уфимские епархиальные ведомости. 1905. С. 864– 868. 39 . Разумовский В., свящ. Патриаршая делегация в Харбине//ЖМП. 1945. С. 14–17. 40 . Русанов С., прот. Alma Mater (воспоминания)//Хлеб Небесный. 1940. С. 30. 41 . Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий русского зарубежья в библиотеках Москвы (1917–1996 гг.). М., 1999. 42 . Слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, на молебне в г. Харбине 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире//ЖМП. 1945. 11. С. 27–28. 43 . Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. М., 2007. 44 . Сумароков Е. [Н.] Лекции по истории Русской Церкви. Харбин, 1944. Т. 1. 409 с.; Харбин, 1945. Т. 2. 400 с. 45 . Сумароков Е. К предстоящему 50-летнему юбилею архиепископа Мелетия//Светоч любви. Харбин, 1939. С. 48–49. 46 . Сумароков Е. Н. Один из великих//Хлеб Небесный. 1939. С. 25. 47 . Сумароков Е. О добрых людях//Хлеб Небесный. 1940. 5. С. 28–35. 48 . Сумароков Е. Памяти священника о. Николая Котлярова//Хлеб Небесный. 1939. 11. С. 102 49 . Сумароков Е. Рассадники духовного просвещения//Хлеб Небесный. 1939. С. 41. 50 . Сумароков Е. Н. Русский народ в пении и музыке//Вестник Восточно-Азиатского экзархата Московской Патриархии. 1947. С. 29–34; С. 35–42. 51 . Сумароков Е. К предстоящему 50-летнему юбилею архиепископа Мелетия//Светоч любви. Харбин, 1939. С. 48. 52 . Тарасов П., прот. Кончина и погребение архиепископа Димитрия//ЖМП. 1947. С. 4–6. 53 . Троицкая С. С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии 1922 – 11/24 марта – 2002. Брисбен, 2002. 54 . Уфимские епархиальные ведомости. Уфа, 1899. 23. С. 997; 1900. 23. С. 825; 1901. 12. С. 741. 55 . Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Глава Католической Церкви внимательно следил и за опасным конфликтом между Германией и Польшей — пока что на дипломатическом уровне. Папа советовал польскому правительству соблюдать осторожность и не делать заявлений, последствия которых могут оказаться непредсказуемыми. В конце августа 1939 года Ватикан рекомендовал Польше пойти на уступки в вопросе о немецких национальных меньшинствах, проживающих на польских территориях, и — как последнее средство, предупреждающее вооруженный конфликт — предлагал полякам согласиться с территориальными претензиями Германии. Это положение Ватикана было передано в МИД Польши 31 августа. Получение ответа Ватиканом совпало с началом Второй мировой войны”. Первая программная энциклика Пия XII, касающаяся вопросов войны и мира “Summi pontificatus”, была опубликована 27 октября 1939 года. В ней, как и позже в рождественском послании 1939-го, однако, отсутствовали решительные обвинения в адрес Германии. Это вызвало недовольство у многих католиков, ожидавших от Папы большей категоричности. Но нацистская Германия рассматривала энциклику как открытое проявление враждебности. Не только польский раздел, но и тон всего документа вызвали недовольство фашистских лидеров. “Радио Ватикана” комментировало энциклику в течение осени и зимы 1939 года и начала весны 1940-го. Комментарии в основном сводились к следующему: Церковь не может молчать, когда нарушаются права человека, именно она должна напоминать людям основные принципы веры и морали. При этом Ватикан не выступал против военных преступлений, совершаемых немцами на польской земле. Очень красноречивы в этой связи слова кардинала Гардини, которого в августе 1939 года французский посол решительно просил подать голос в защиту поляков: “Мы не должны забывать, что в Германии живут четыре миллиона католиков. Какая участь постигнет их после подобной акции Ватикана...”. А положение Католической Церкви в Польше тем временем продолжало ухудшаться. Во время визита Риббентропа в Ватикан 11 марта 1940 года кардинал Мальоне обратился к нему с просьбой допустить в Польшу дипломатического представителя, но получил резкий отказ. Не раз безуспешно пытался попасть в Польшу и папский нунций в Берлине Орсениго, чтобы добыть достоверные сведения о том, что там происходит. По данным, которые Орсениго все-таки удалось получить, только в течение лета-осени 1940 года в Польше было арестовано по обвинению в политической деятельности свыше 200 священников.

http://pravoslavie.ru/5253.html

Лит.: Алексий (Громадский), архиеп. К истории Правосл. Церкви в Польше за десятилетие пребывания во главе ее блаж. митр. Дионисия, 1923-1933. Варшава, 1937; Раевский С., псевд. (Демидов В., прот.). Украинская автокефальная церковь. Джорд., 1948; Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln-Braunsfeld, 1953; Фотиев К., прот. Попытки украинской церк. автокефалии в ХХ в. Мюнхен, 1955; Свитич А. Правосл. Церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959; Власовський I. Ф. Нарис icmopiï Украïнськоï Правосл. Церкви. Н.-Й., 1966. Т. 4. Ч. 2; Купранець O. Ф. Православна Церква в Noльщi: 1918-1939 рр. Рим, 1974. (Analecta OSBM; Ser. 2. Sec. 1. Vol. 31); Papierzy ska-Turek M. Sprawa ukraiska w Drugiej Rzeczypospolitej 1922-1926. Kraków, 1979; eadem. Midzy tradycj a rzeczywistoci: Pastwo wobec prawosawia, 1918-1939. Warsz., 1989; Кучерепа М. М. Рух за ykpaïhiзaцiю правосл. церкви на Boлuhi в 1920-х рр.//Минуле i сучасне Boлuhi: icmopiя, здобутки, перспективи. Луцьк, 1992. С. 123-125; он же. Haцiohaльha noлimuka Другоï Peчi Посполитоï щодо ykpaïhцib: (1919-1939 рр.)//Украïна-Польща: Baжki питання. Варшава, 1998. Т. 1/2. С. 11-28; он же. ВУО: Волинське украïнське об " (1931-1939 рр.). Луцьк, 2001; он же. Heoyhiя на Boлuhi//Miжhap. наук. конф., присвяч. icmopiï Греко-Католицькоï Церкви на Boлuhi «Да вси будуть», 6-9 трав. Луцьк; Володимир-Волинський, 2010. С. 134-141; он же. Peakцiя волинян на akцiю руйнування правосл. xpaмib на Xoлмщuhi у 1937-1938 рр.//Ykpaïhцi Холмщини i Niдляшшя: icm. доля, духовна i мamepiaльha культура впродовж bikib: зб. наук. пр. Луцьк, 2010. Т. 2. С. 33-48; Стоколос Н. Г. Дuhaмika noлohiзaцiï i ykpaïhiзaцiï Правосл. церкви в Noльщi у nepioд (1918-1939 рр.): Дис. К., 1996; Борщевич В. Т. Доля cbящehhukib УАПЦ Boлuhi у 1944-1959 рр. Луцьк, 1997; он же. Автономна Правосл. церква на Boлuhi. Луцьк, 1998; он же. Украïнська Правосл. Церква на Boлuhi у 20-40-х рр. ХХ ст. Луцьк, 2000; он же. Украïнське церковне biдpoджehhя на Boлuhi (20-40-bi рр.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Становившиеся все более напряженными отношения между митр. Дионисием и архиеп. Алексием привели к тому, что 1 янв. 1939 г. приходы Ковельского и Любомльского повятов, несмотря на протесты архиеп. Алексия, по указу митр. Дионисия были переведены в Варшавско-Холмскую епархию. В 1937-1939 гг. архиеп. Алексий провел в К. е. масштабные кадровые перестановки, направленные против полонизации. В 1937 г. наместником кременецкого Богоявленского муж. монастыря стал вдовый прот. Леонтий Петропавловский, секретарь архиеп. Алексия, вместо игум. Николая (Родика), навязанного митр. Дионисием. В авг. 1937 г. с должности настоятеля Успенского собора во Владимире-Волынском был уволен ставленник «угодовских» кругов прот. Феодор Черней, спровоцировавший ряд конфликтов с прихожанами, и должность занял неугодный польским властям прот. Евгений Коноплянко. В дек. 1938 г. был уволен и уехал в Гродно пропольски ориентированный настоятель Николаевского кафедрального собора в Кременце и благочинный Кременецкого окр. прот. Георгий Боришкевич, на эти должности получил назначение проукраински настроенный прот. Анания Сагайдаковский. Также в янв. 1939 г. был уволен ставленник митр. Дионисия настоятель дубенского Крестовоздвиженского монастыря архим. Алексий (Осташевский), его сменил игум. Димитрий (Маган) . Значительные перемещения архиеп. Алексий провел в регионах, где наиболее активно проводилась «ревиндикация душ»: в нач. 1939 г. были уволены благочинные Лановецкого окр. Кременецкого повята прот. Николай Малюжинский, Степанского округа Костопольского повята свящ. Леонид Малюжкович. Смелые кадровые перестановки, осуществленные архиеп. Алексием вопреки директивам властей, а также попытки архиерея бороться против «ревиндикации душ» обернулись репрессиями против его соратников. В 1938-1939 гг. арестам подверглись клирик Николаевского кафедрального собора в Кременце и глава Волынского епархиального миссионерского комитета прот. Серафим Казновецкий, наместник дубенского Крестовоздвиженского монастыря иером. Иов (Скакальский), настоятель Николаевского собора в Корце свящ. Петр Татиевский и многие другие священнослужители. Они попали в концентрационный лагерь в г. Береза-Картуска, где находились до начала войны.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Суббота 5/18 февраля 1939. Владыка напечатал в [Церковном] Вестнике «Открытое письмо митрополиту Анастасию», в котором полемически опровергает власть Карловацкого собора и [которое] производит тягостное впечатление. Воскресенье 6/19 февраля 1939. Литургия торжественная. Стоял в церкви. В нижнем храме Владыка отпевал о. Алексия (диакона). Собралось много народа, принесли венки, были депутации казаков. Понедельник 7/20 февраля 1939. Ходят слухи, что карловчане собираются прийти на общее собрание 19 февраля и сделать скандал. Принимаем меры. После утрени пошел пешком с Сашей Шмеманом до Трокадеро на собрание курсов. Говорили о настроениях современной молодежи и о том, как действует на них воспитание. В [кадетском] корпусе, пока был Римский-Корсаков 163 , всё было духовно благополучно, так как его личное обаяние спасало дело. Теперь же, при новом директоре, положение катастрофическое в отношении духовного воспитания. О. Зосима 164 недостаточно культурен и духовно примитивен, а молодежь имеет запросы. Он кончил среднее военное образование и не может разъяснить ничего, чего нет в учебнике. [...] Выходят кадеты безбожниками или равнодушными, а один из них – активный атеист, а мальчики хорошие. Другое зло – это объединения старых «полков», которые принимают молодых, уча их как будто старым традициям, а чаще – попойкам и тому укладу гвардейской жизни, который умер и который представляет не лучшую сторону жизни нашей армии. [...] Саша откуда-то (он очень глубокий человек) в 18 лет имеет необыкновенное чутье к сложнейшим духовным вопросам и рассуждает, как опытный церковный работник. Вторник 15/28 февраля 1939. Об атаке Горчакова 165 на Дарю выясняются некоторые подробности. Оказывается, он хотел воспользоваться собранием 19-го, чтобы провести своих благодаря, как говорят, поддержке Гр. А. Алексеева 166 . Воскресенье 20 февраля/5 марта 1939. Чествование протоиерея Н. Сахарова Утром за литургией началось чествование о. Николая Сахарова. Юбиляр сам служил литургию. Ему сослужили о. Никон, а на молебне – о. Константин Замбржицкий. Штат был в полном составе, и прислуживало 11 человек. Мы вынесли 7 свечей на великий вход. На молебен вышел Владыка. После многолетия Митрополит благословил о. Николая иконой Божией Матери от причта и клира и сказал очень хорошее слово, но так тихо, что даже рядом стоявшие ничего не слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Сообщение о смерти о. И. Толмачева на оф. сайте МП. 6.7.2004. Толстухин Василий см. Варсонофий, архимандрит. Толстоухов Владимир (1.8.1914, Стирняны Рижск. губ. дата смерти не установлена), бывший священник. Окончил Ломоносовскую гимназию в Риге (1932) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1939), диакон (17.9.1939), священник (24.9.1939), хиротонию совершил митр. Августин Рижский, священник Благовещенской церкви в Риге (24.9.19391.8.1941), клирик Латвийской Автономоной Православной Церкви, а затем Рижской епархии МП (с кон. 1939), после присоединения Латвии к СССР арестован советскими властями (1939), освобожден после завоевания Латвии немецкой армией, член Псковской Духовной Миссии (1.8.1941), служил на приходах последовательно в Опочке, Новоржеве, Острове, Святых Горах, Велье, Печане, Никольском, Синей Николе и Дно (1.8.194131.1.1944), заместитель благочинного Островского округа (декабрь 194226.3.1943), благочинный Порховского и Дновского округов (26.3.194311.12.1943), настоятель Св.-Михайловской церкви г. Дно, настоятель Казанской церкви в Пскове (11.12.1943), помощник настоятеля Благовещенской церкви в Риге (26.12.1943), уполномоченный по делам внутренней миссии для русских беженцев на территории Латвии (31.1.19441.8.1944), был вывезен немцами на принудительные работы в Германию, а затем в Австрию (6.8.1944), принят в клир РЗЦ (1945), организовал церковную жизнь в областях Штирии и Коринтии (19451946), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Трофаях близ Шладминга (1.1.19471949), переселился во Францию и принят в клир Русского Экзархата КП (1.5.1949), настоятель Троицкой церкви в Нильванже (1.5.19496.2.1950), и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Тулузе (6.2.19502.5.1950), настоятель той же церкви (2.5.195014.8.1950), запрещен в священнослужении митр. Владимиром (Тихоницким) за нарушение нравственных правил (14.8.1950), лишен сана указом митр. Владимира (23.10.1950), больше сведений о нем не имеется, вероятно, уехал в США, где, должно быть, и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

этот проект не был реализован. В нач. 1939 г. в Будапеште было принято решение создать в Венгрии автокефальную Православную Церковь Карпатской Украины; с этой целью в Закарпатье стали поддерживать группу духовенства, к-рая с 1923 г. подчинялась Пражскому архиепископу. 10 июня 1940 г. венг. солдаты закрыли правосл. мон-рь в с. Теребле, монахи были арестованы. Только после вмешательства еп. Владимира деятельность мон-ря была возобновлена. Еп. Владимир был осведомлен о том, что «савватиевцы» ведут против него работу. В своих посланиях он обличал прот. Михаила Попова и др. священников, к-рые в своей деятельности ориентировались на венг. правительство. Несмотря на тяжелое положение Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с венг. оккупацией ее территории, еп. Владимир активно посещал приходы, рукополагал духовенство, освящал храмы. По его указанию в 1939 г. был возобновлен интернат для православных учеников православной гимназии в Хусте, основанный в сер. 20-х гг. XX в. архим. Алексием (Кабалюком). Много пастырских посещений было совершено в авг. 1939 г. Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения Словацкого гос-ва (14 марта 1939) и полной оккупации Подкарпатской Руси еп. Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Вост. Словакии. На территории Словакии действовали в то время 12 приходов епархии, мон-рь прп. Иова в Ладомирове (др. название - Владимирово) и 2 церковные общины в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В июле 1939 г. еп. Владимир посетил мон-рь прп. Иова, вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьёвым объехал правосл. села Пряшевщины. 25 июля того же года настоятель мон-ря прп. Иова игум. Серафим (Иванов; впосл. архиепископ) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в к-ром указывал на необходимость передачи правосл. приходов в Словакии под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде) . К донесению была приложена копия докладной записки прот. В. Соловьёва еп. Владимиру с аналогичными предложениями.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

15. Протокол общего собрания прихожан второго русского православного прихода в Берлине (Тегеле). Берлин, 23 октября 1938 г. 16. Заявление Братства во имя святого равноапостольного князя Владимира в совет второго русского греческо-православного прихода в Берлине – Борзигвальде. Берлин, 9 ноября 1938 г. 17. Проект ответа приходского совета общины свв. Константина и Елены Братству св. кн. Владимира. Берлин, 15 ноября 1938 г. 18. Выписка из журнала заседания Епархиального совета Управления православных русских церквей в Европе в юрисдикции митр. Евлогия. Париж, 21 ноября 1938 г. 19. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиеп. Курскому и Обоянскому Феофану (Гаврилову) о временном поручении ему управления Германской епархией. Сремские Карловцы, 15/28 февраля 1938 г. 20. Письмо епископа Берлинского и Германского Серафима митр. Анастасию. (Грибановскому) в Белград. Берлин, 9 января 1939 г. 21. Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии. Мюнхен, 25 февраля 1938 г. 22. Рапорт сп. Серафима (Ляде) Архиерейскому Синоду РПЦЗ о положении в Германской епархии. Берлин, 8 июля 1939 г. 23. Обращение части прихожан Берлинского собора Воскресения Христова к управляющему Германской епархией РПЦЗ епископу Потсдамскому Серафиму (Ляде). Берлин, июль 1938 г. 24. Соглашение между архиепископом Серафимом (Ляде) и епископом Бельским Сергием (Королевым) из Праги о вхождении евлогианских общин с сохранением их юрисдикционной принадлежности в Германскую епархию РПЦЗ. Берлин, 24 октября/3 ноября 1939 г. 25. Обращение архим. Иоанна (Шаховского) к прихожанам свлогианского храма св. князя Владимира в Берлине. Берлин, ноябрь 1939г. 26. Ответ заместителя фюрера по партии Р. Гесса на запрос рейхсминистра науки, воспитания и народного образования о возможности учреждения института православной теологии при университете в Бреслау от 3 декабря 1938 г. Мюнхен, 5 января 1939 г. 27. Письмо рейхсминистра науки, воспитания и народного образования в Министерство церковных дел. Берлин, 20 июня 1939 г. 28. Ответ Министерства церковных дел на запрос МИД о состоянии дела учреждения православного учебного заведения в Берлине от 21 августа 1941 г. Берлин, 3 сентября 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010