Bashear, 1991 – Bashear S. Early Muslim-Bysantinic Wars. A Review of Arabic Sources. – JRAS, 3d ser., vol. 1, p. 173207. Becker, 1906 – Becker C.H. Arabische Papyri des Aphroditofundes. – ZA, 20, 1906, 1. Becker, 1911 – Becker C.H. Neue arabische Papyri des Afroditoftmdes. – DI, Bd. 2, 1911. Creswell, 1958 – Creswell K.A.C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth, 1958. Crone, 1994 – Crone P. Were the Qays and Yemen of the Umayyad Period Political Parties? – DI, Bd. 71,1994. S. 157. Dowsett, 1961 – Dowsett C.J.F. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. Translated by C.J.F. Dowsett, L., 1961. Esin, 1977 – Esin E. Tarkhan Nisak or Tarkhan Tirek? – JAOS, vol. 98, 1977, p. 323332. Grabar, 1978 – Grabar O. City in the Desert. Qasr al-Hayr East. An Account of the Excavations Carried out at Qasr al-Hayr East on Behalf of the Kelsey Museum of Archaeology at the University of Michigan with the Help of Harvard University and Oriental Institute, the University of Chicago. Vol. 12. Cambridge (Mass.), 1978. Hamilton, 1959 – Khirbat al Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordan Valley by R.W. Hamilton F.S.A. With a contribution by Dr. Oleg Grabar. Oxford, 1959. Hasan, 197576 – Hasan N. The Role of the Arab Tribes in the East during the Period of the Umayyads (40/660132/749). Baghdad, 19751976. Khleifat, 1978 – Nashat al-harakat al-Ibadia by A.M. Khleifat. Amman, 1978. Lévi-Provençal, 1950 – Lévi-Provengal E. Histoire de l’Espagne musulmane. T. 1. P-Leiden, 1950. Puttrich-Reignard, 1939 – Puttrich-Reignard O. Die Palastanlage von Chirbet el-Minje’. – Palâstina-Hefte des Deutschen Vereins vom Heiligen Lande. Kôln, 1939. Sauvaget, 1939 – Sauvaget J. Remarques sur les monuments Omeyyades. – JA, 13 e série, t. 231,1939, p. 159. Sauvaget, 1967 – Sauvaget J. Les châteaux Umayyades de Syrie. – REI, vol. 35, 1967, p. 142. Schaeder, 1925 – Schaeder H.H. Hasan al-Basri. Studien zur Frühgeschichte der Islam.–DI, Bd. 14. S. 175. Schlumberger, 1939 – Schlumberger D. Les fouilles de Qasr el Heir el Gharbi (19361938). Rapport préliminaire. – Syria, t. 20, 1939, p. 195238, 324373.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

См.: Аврамов К. Българската православна църква и антифашистката борба през годините на Втората световна война//Православието в България (Теоретико-историческо осветление). София, 1974. С. 207-224. См.: Джавезов С. Възгледите на Българската църква за войната и мира//Атеистична трибуна. 1986. 1. С. 72-81. Косик В.И., Темелски Хр., Турилов А.А. Болгарская Православная Церковь//Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 637-638. [iv] Елдъров С. Православието на войне. Българската православна църква и войните на България 1877-1945. София, 2004. С. 256. [v] Гласник. Београд. 1941. 5. С. 117. [vi] Елдъров С. Указ. соч. С. 228. [vii] Калканджиева Д. Българската православна църква и «народната демокрация» (1944-1953). Силистра, 2002. С. 77, 205; Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 1. С. 241-309; Bryner E. Die Ostkirchen vom 18 bis zum 20. Jahrhundert. Leipzig, 1996. S. 102; Bundesarchiv Berlin (ВА), R5101/22173, Bl. 36, 66. [viii] Централен държавен архив - София (ЦДА), ф. 791к, оп. 1, е. х. 65, л. 35. [ix] Гришина Р.П. Общественно-политическая деятельность Софийского митрополита Стефана в 20-30-е годы XX в.//Балканские исследования. Вып. 17. Церковь в истории славянских народов. М., 1997. С. 300-309; Бълхова М.И. Правда об экзархе Стефане//Церковь в истории России. Сб. 3. М., 1999. С. 195-198. [x] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 245-246, е. х. 64, л. 239, 660; Елдъров С. Указ. соч. С. 222-223. [xi] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 135-142. [xii] Елдъров С. Указ. соч. С. 228. [xiii] Там же. С. 234; ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 155-159, 181-186. [xiv] Там же, л. 267-278, е. х. 65, л. 3, 11-16; Църковен вестник. 20.09.1940. [xv] ЦДА, ф. 791к, оп. 1, е. х. 62, л. 65-78, е. х. 65, л. 38-40; Църковен вестник. 3.01.1941. [xvi] Елдъров С. Указ. соч. С. 242. [xvii] Църковен вестник. 1.09.1939, 8.09.1939, 13.10.1939, 20.10.1939, 3.11.1939. [xviii] Духовна култура. 1939. 3-4. С. 65-71. [xix] Там же, 5-6. С. 144-153. [xx] Там же, 1940. 3-4. С. 68-88, 5-6. С. 129-140.

http://bogoslov.ru/article/565403

Так в совместном пастырском послании католических немецких епископов, сделанном в августе 1943 г., говорилось, что не следует отказывать в праве на жизнь и свободу даже «людям чужих рас и происхождения» 112 . С 1939 г. евреям запрещалось наниматься на любую работу, многие молодые люди были отправлены в трудовые лагеря, а на еврейскую общину наложена контрибуция за ущерб, причиненный «Хрустальной ночью». Эти меры поставили немецких евреев на грань голодного вымирания. Рейхсмаршал Герман Геринг заявил об «окончательном расчете с евреями». 30 января 1939 г., в шестую годовщину прихода к власти, Гитлер выступил в рейхстаге с первой публичной угрозой физического истребления евреев: «Если при международной финансовой поддержке евреям в Европе и за ее пределами снова удастся ввергнуть народы в новую мировую войну, то результатом этого будет не установление большевистского мирового правления и еврейского триумфа, а уничтожение евреев в Европе» 113 . Эта речь прозвучала прямой угрозой еврейскому народу. В начале того же года Гитлер поручил «ответственному за четырехлетний план» Г. Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. 24 января 1939 г. в Берлине была создана «Центральная имперская служба по делам еврейской эмиграции». 21 февраля 1939 г. Геринг издал декрет, требовавший от немецких евреев в течение двух недель сдать властям по фиксированной цене все предметы из драгоценных металлов. 25 февраля еврейские организации в Германии получили указание предоставлять полиции ежедневные списки ста человек, которые должны были покинуть Германию в течение двух недель. Всего в 1933–1939 гг. из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев, около 110 тысяч еврейских беженцев эмигрировали в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны 114 . С началом 1 сентября 1939 г. Второй мировой войны Гитлер, руководствуясь прагматическими соображениями сохранения в критический период «гражданского мира» в германском обществе, посчитал необходимым временно ослабить давление на Церковь и не поддерживать открыто неоязыческое Германское движение за веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поиск выхода и безвыходность (Пий XII, 1939-1958) Е. Гергей. История папства 2 марта 1939 года в конце третьего заседания конклава по избранию папы над Сикстинской капеллой поднялся белый дым. Дуайен кардинальского корпуса Гранито да Бельмонте появился на Балконе Благословений и с традиционными словами обратился к стотысячной толпе, собравшейся на площади Святого Петра: «Annuntio vobis gaudium magnum! Habemus Pontificem!» («Сообщаю вам большую радость! У нас есть папа!») Новым папой стал государственный секретарь кардинал Эудженио Пачелли, принявший имя Пия XII (1939-1958). Символический по своему значению выбор имени верно выразил намерения нового первосвященника: декларирование преемственности духовной и политической линии своего предшественника, правления Пия XI. Согласно традициям церкви, как правило, государственных секретарей предыдущих пап не избирают папами, ибо они уже связаны с определенной политикой. В случае с Пачелли члены конклава руководствовались именно этим, желая подчеркнуть его избранием преемственность и продолжение церковной политики Пия XI. Новый папа во время своего длительного понтификата продолжил политическую линию Пиев, причем примером для себя в проводимой церковной политике он взял Пия X, которого объявил святым. Эудженио Пачелли происходил из древней римской аристократической семьи; даже будучи папой, он правил в аристократическом стиле. Пий XII был целиком и полностью папой-политиком, находившимся всю свою жизнь на церковной внешнеполитической службе. В результате 12-летнего пребывания в Германии он и во время последующего 20-летнего понтификата, несомненно, оставался германофилом, окружив себя и в Риме немцами. Поэтому уже и общественное мнение того времени называло его, коренного римлянина, «немецким папой». Его другой характерной чертой была непримиримая ненависть к марксизму и коммунизму, которую он не смог пересилить даже после окончания «холодной войны». Кардинал Пачелли во время своей почти 10-летней деятельности на посту государственного секретаря определял политику Ватикана. Так что в 1939 году он имел такой политический авторитет, что его избрание почти для каждого считалось решенным делом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441704/

Антон Владимирович Карташев (1875—1960) — историк Церкви, богослов, политический деятель. Покинул Россию в 1919 г., профессор Богословского института с 1925 г. 378 Устраиваемые Г. Марселем философские собрания были, согласно оценке Н. А. Бердяева, «единственными философскими собраниями в Париже, которые удались и долго продержались». В собраниях принимали участие не только французы, но и иностранцы: русские, немцы, испанцы; в числе обсуждаемых проблем были проблемы феноменологии и экзистенциальной философии. Сохранилось письмо Г. Марселя Н. А. Бердяеву от 1 мая 1939 г. с приглашением принять участие в собрании 6 мая, «на котором месье Минковский будет говорить о структуре психической реальности» (РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 608. Л. 12). Мечислав Минковский — профессор-невролог из Цюриха. 379 Скорее всего, речь идет о церкви Сен-Жермен, куда по воскресеньям ходила к обедне Л. Ю. Бердяева. 380 Инцидент с угрозой исключения Г. П. Федотова из числа преподавателей Богословского института произошел в феврале 1939 г. Причиной его стали статьи Федотова на политические темы в журнале «Новая Россия» А. Ф. Керенского и других органах «левой» ориентации. По предложению митрополита Евлогия профессора института предъявили Федотову ультиматум: отказаться от преподавательской деятельности в православном учебном заведении или перестать писать статьи на политические темы. За Федотова вступилась прежде всего «Новая Россия» (см.: Керенский А. Ф. Преступление Г. П. Федотова//Новая Россия. - 1939. - 62. - С. 3). 381 Имеется в виду статья Бердяева «Существует ли в православии свобода мысли и совести?» (Путь. — 1939. — 59. — С. 46—54; перепечатано: Новая Россия. — 1939. - 68. - С. 4—8). 382 Имеется в виду книга П. К. Иванова «Тайна святых» (была опубликована на английском языке в Париже в 1950 г.). Лурд — город на юге Франции, место паломничества католиков. Здесь в 1858 г. 14-летней девочке на берегу реки в одном из гротов якобы несколько раз являлась Богородица (т. н. «Лурдская Мадонна»), повелевшая построить на этом месте храм. 383

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

150        Через всю свою жизнь пронес Владыка почитание Царственных Мучеников. Вот как, например, описывает харбинская газета «Заря» празднование 20-летия пребывания архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора в сане епископа 19 октября (1 ноября) 1936 г.: «...Владыка совершил в храме Дома Милосердия всенощную и по окончании её панихиду по Императоре Николае II, Августейшем Покровителе Камчатского Братства Наследнике Алексее Николаевиче, всей Царской Семье, почившим архипастырям, принимавшим участие в хиротонии – митрополите Евсевии, епископе Павле, и о. Иоанне Кронштадтском по случаю дня его Ангела [прп. Иоанна Рыльского]. Юбилейное торжество началось... Литургией, которую совершал высокий юбиляр в сослужении с причтом и городским духовенством. Владыка был в облачении, пожалованной ему [Императором. Николаем П] в день хиротонии» (Заря. Харбин. 2.11.1936. 297. С. 5). 151        Архиепископ Нафанаил (Львов , 17/30.8.1906–26.10/8.11.1985) – родился в Москве. Учился в Петербургской гимназии, Бугурусланском и Томском реальных училищах. Окончил Харбинское реальное училище (1922). Рабочий на КВЖД (1922–1929). Учился на вечерних богословских курсах (1928–1939), а впоследствии на богословском факультете Свято-Владимирского института. Принял монашеский постриг (1929). Рукоположен во иеромонаха (1929). Законоучитель в детском приюте при Доме Милосердия в Харбине. Игумен (1933). Редактор в Харбине журнала «Православный голос» (1934–1937). В качестве секретаря и келейника владыки Нестора предпринял ряд миссионерских путешествий. Жил среди христиан Южной Индии (1935–1936). Архимандрит (1936). Начальник Православной миссии на Цейлоне (1937–1939). Вступил в братство преп. Иова Почаевского в Ладомировой на Карпатах в Словакии (1939). Помощник настоятеля монастыря преп. Иова. Редактор журналов «Православная Русь» (1939–1945) и «Детство во Христе» (1939–1944). Настоятель Воскресенского собора в Берлине (1945). Хиротонисан в епископа Брюссельского и Западноевропейского (1946). Находился в Англии (1951), Тунисе (1952). Преподавал Ветхий и Новый Завет в монастыре преп. Иова (1953–1956). Окормлял приходы в Маннгейме и Берлине (с 1954). Настоятель монастыря преп. Иова в Мюнхене (1966). Временно управлял Австрийской епархией (1971). Епископ Венский и Австрийский (1976). Возведён в сан архиепископа (1981). Скончался в обители преп. Иова. Погребён на русском кладбище в Висбадене.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во время первой мировой войны нем. администрация 19 мая 1917 г. принудила еп. Софрония переселиться в монастырь Кея, затем в скит Пештера-Яломичоарей и в мон-рь Кэлдэрушани. Освобожденный 7 мая 1918 г., он уехал в Яссы, где подал в отставку и жил в Бухаресте до кончины (6 сент. 1923). Немецкая администрация дала разрешение на приезд в Рымник еп. Мелетия (Добреску), к-рый ведал делами епархии до конца войны. 3 июля 1918 г. на Рымникскую кафедру был избран еп. Анфим (Петреску), бывш. приходской священник из Крайовы. Его интронизация состоялась в сент. 1918 г., однако 6 нояб. правительство аннулировало все решения ясского парламента, в т. ч. и назначение еп. Мелетия; он подал в отставку и продолжал управлять епархией. После него († 6 сент. 1919) кафедрой управляли еп. Алексий (Шербан; 1919-1920) и еп. Варфоломей (Стэнеску; 1920-1921). 24 апр. 1921 г. еп. Варфоломей стал правящим Рымникским архиереем, развил активную миссионерскую, культурную и филантропическую деятельность, возглавлял работу ассоциации священников «Renaterea» (Возрождение) и одноименного журнала. 1 нояб. 1938 г. удалился на покой, епископией управлял еп. Ириней (Михэлческу). Митрополия Олтении, Рымника и Северина Румынской Православной Церкви (1939-1949) 1 нояб. 1939 г. Рымникская епископия была упразднена, на ее каноническом пространстве была создана митрополия Олтении, Рымника и Северина с кафедрой в Крайове, главном городе Олтении. В юрисдикцию митрополии была включена соседняя Арджешская епископия. Предстоятелем стал митр. Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945), до этого занимавший Хушскую кафедру (1934-1939), автор трудов о христ. этике, предназначенных для широких масс. Известен как организатор системы социальной помощи. Упразднение Рымникской епископии вызвало недовольство клира и паствы, 20 апр. 1945 г. митр. Нифонт был отправлен на покой, 11 марта 1948 г. епископия была восстановлена ( P curariu. IBOR. 2008. Vol. 3. P. 380-381). Современная митрополия О. м. была образована 25 марта 1949 г. согласно «Уставу об организации и деятельности Румынской Православной Церкви», принятому Синодом 19-20 окт. 1948 г. в соответствии с законом от 4 авг. «Об общем режиме культов». В ее юрисдикцию вошли образованная 24 мая 1947 г. Крайовская архиепископия и Рымникская и Арджешская епископия. Митрополию возглавил Фирмилиан (Марин; 1949 - 29 окт. 1972), архиепископ Крайовский (с 28 дек. 1947). Затем кафедрой управляли митр. Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977; в 1986-2007 патриарх Румынский); митр. Нестор (Ворническу; 23 апр. 1978 - 17 мая 2000; † 17 мая 2002), уроженец Бессарабии, автор мн. трудов по святоотеческому богословию и церковной истории, д-р богословия, почетный член Румынской академии; митр. Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), д-р богословия, ныне митрополит Молдовы и Буковины. 27 июля 2008 г. О. м. возглавил митр. Ириней (Попа; род. 16 нояб. 1957). С 1939 г. кафедральным собором О. м. является ц. вмч. Димитрия Солунского в Крайове (1889-1933). Архиереи

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Суббота 3/16 сентября 1939. «Возрождение» посвящает целую страницу памяти К. Коровина. Похоронили его торжественно в четверг в храме Св. Николая в Бийанкуре. Отпевал о. Александр Чекан. Василий Васильевич [Зеньковский] арестован в первый день мобилизации, но никто не знает почему. О. Михаил 190 не был допущен к нему, когда он посещал Sante 191 , разрешили только дать 100 франков. Василий Васильевич пишет отчаянное письмо о спасении. Видимо, его привлекли за его брата и племянника. Арестован и Сергей Игнатьев 192 за сношения с братом в России. Воскресенье 4/17 сентября 1939. Наше положение очень трудное, так как французы совсем сбиты с толку из-за смешения «бело- руссов», которых идет защищать Сталин, и белых русских, живущих во Франции. Погибло Кэнси 193 . Оно закрылось, а учительницы даже официально не были об этом извещены. Жалко, что исчезло хорошее русское дело, просуществовав 12 лет. Вторник 6/19 сентября 1939. На Подворье 10 студентов, но из-за отсутствия денег открыть занятия нельзя. Суббота 24 сентября/7 октября 1939. Так как на епархиальном совете был поднят вопрос о прекращении ассигновок на школы и просвещение и Владыка выразил сомнение, существуют ли школы в этом году, написал в защиту школ письмо Митрополиту. В этом году школьное дело требует особой поддержки. Много детей эвакуировано, и провинциальные школы полны. Лагеря-колонии остаются в провинции и организуют у себя занятия. Получаю сообщения уже со всех сторон, а тут хотят лишить меня 1 000 в триместр на 40 школ! Воскресенье 25 сентября/8 октября 1939. С вокзала Сент-Женевьев прошли пешком в дом, пили чай и закусывали у о. Александра [Калашникова] 194 , так как не успел пообедать, а только захватил с Подворья пирожки. Подъем колоколов прошел неудачно. Была приставлена лестница, которая сломалась, а канат, которым тянули большой колокол, оборвался. К счастью, он упал, задев несильно только одного рабочего. Когда толпа разошлась, колокол подняли с другой стороны. Настроение у местного населения плохое. Говорят, что нечего торжествовать, а если русские устраивают торжество, то это потому, что Сталин взял русские области у Польши. Я думаю, что по теперешним временам большого праздника устраивать нельзя, а только чин освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Trevisan. V. 1–2. Torino, Soc. ed. Internaz., 1939. XXXVI, 409 p.; 587 p. Cammelli, G. ed. Demetrius Cydones: Correspondance. Paris, 1930. Leonis Magni Epistulae contra Eutychis haeresim. Pars prima: Epistulae quae Chalcedonensi Concilio praemittuntur (aa. 449–451). Ad Codicum fidem recensuit C. Silva – Tarouca. De clausularum ratione praefatus est F. di Capua. Romae, apud aedes Univ. Gregorianae, 1934. 89 p. (Textus et documenta in usura exercitationum et praelectionum academicarum; series theologica, 15). Des hl. Bischofs Cyrill von Jerusalem Reden der Einweihung. (Mystagogische Katechesen). Aus d. Griech. übertr. und eingeleitet. A. Winterswyl. Freiburg- i. Br., Herder, 1939. 57 S. (Zeugen des Wortes, 12). Cyrillus (Kyrillos v. Skythopolis). [Werke]. Hrsg. v. Ed. Schwartz Leipzig, Hinrichs, 1939. 415 S. (Texte u. Untersuchng. z. Gesch. d. altchristl. Lit. Reihe 4, Bd. 4, 2). Johannes von Lykopolis. Ein Dialog über die Seele und die Affekte des Menschen. Hrsg. von S. Dedering. Upsala, Almquist & Wiskells, 1936. XXXIV, 93 S. Jeanle Solitaire (Pseudo-Jean de Lycopolis). Dialogue sur lâme et les passions de l’homme. Trad, du syriaque sur I’edition de Sven Dedering par J. Hausherr. Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1939, 106 p. Le commentaire de Théodore de Mopsueste sur les Psaumes (I–LXXX). ed. par Devreesse. Città del Vaticano, 1939. XXXI, 572 p. Epiphanius. Ancoratus und Panarion. Hrsg. im. Auftr. d. Kirchenväter-Komm. d. Preuss. Akad. d. Wiss. von Karl Holl. Bd. 3. Hälfte 1–2. Panarion haer. De fide. Leipzig, Hinrichs, 1931–1933. 272 S.; 273–526, XI S. (Die griech. christl. Schriftsteller. Bd. 37; Bd. 37, 2.) Eusebius Pamphilus von Cäsarea [Eusebius Caesariensis Episcopus]. Ausgewählte Schriften. Bd. 2. Kirchengeschichte. Aus d. Griech. übers. von Ph. Haeuser. München, Kösel & Pustet, 1932. 501 S. (Bibl. d. Kirchenväter. Reihe 2. Bd. I). Eusebius. Ecclesiastical history and the Martyrs of Palestine translated by H. J. Lawlor and J. E. L. Oulton. Vol. II. London, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1939 г. Бучис покинул Литву, новым главой Литовско-русской миссии был назначен свящ. Михаил Недточин. В 1940 г. миссия была упразднена, храм в Каунасе закрыт. В янв. 1942 г. при Каунасской римско-католической семинарии был основан ин-т «Руссикум» (по аналогии с рим. коллегиумом «Руссикум») для подготовки пропагандистов унии на оккупированных территориях СССР. Деятельность ин-та почти не имела результатов. Арх.: Wyznania na terenid województwa Wileskiego: Rys historyczny oraz stan obecny poszczególnonych kosciolów, potraktowany monograficznie. Wilno, 1937//ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725. Ист.: Баслык Я., прот. Biлehckaя ceмihapыя: (Ycnaмihы сьвятара пра жыццё 20-я гг.: Урывак)/Пер. з рус.: А. Мн., 1997. 5. С. 77-83; Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к РПЦ в свете архивных мат-лов 1935-1945 гг.: (Сб. док-тов). М., 2003; Sopo ko M. ycie religijne w Metropolii Wileskiej, 1939-1945: (Przygotowal do druku ks. T. Krahel)//Rocznik Teologii Katolickiej Uniwersytetu w Biaymstoku. 2008. N 7. S. 293-308. Лит.: Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939//Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (Archi)diecezji Wileskiej//Studia Teologiczne. Biaystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Гайгалайте А. И. Клерикализм в Литве в 1917-1940 гг.: АДД. Вильнюс, 1971; Аничас И. Ю. Католический клерикализм в Литве в 1940-1952 гг.: АДД. Вильнюс, 1972; Лаукайтите Р. В. Политич. положение и соц. деятельность монашества в Литве в 1919-1940 гг.: АКД. Вильнюс, 1988; она же. Вопрос об автокефалии правосл. Церкви в Литве в 1928-1940 гг.//Церковь в истории России. М., 2003. Сб. 5. С. 362-372; Odziemkowski J. Geneza i poczatki neounii w Polsce (1923-1924)//Odpowiedzialno i Czyn. Warsz., 1988. N 2. S. 76-87; Дabiдзюk М. Справа бeлapyciзaцыi Царквы святле naлimыki noльckix улад 1918-1939//Бeлapycki каляндар. Беласток, 1990. С. 67-92; ycie religijne w Polsce pod okupacja 1939-1945: metropolie wileska i lwowska, zakony/red.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010