Важным событием в формировании идеологии РПЦЗ стали решения, принятые на Архиерейском Соборе 1939 г. Этот Собор в настоящее время практически забыт даже историками. С одной стороны, Собор, в котором участвовало всего пять-шесть человек, не мог претендовать на ключевое место в жизни православия, тем более что административными вопросами Собор почти не занимался. И все же оставлять его без внимания было бы неправильно. Причина тому – достаточно важное политическое решение, которое при определенных условиях могло серьезно повлиять на жизнь русской эмиграции. Постановление касалось сплочения диаспоры пред лицом мировой войны. Как уже говорилось выше, к концу 1930-х гг. Зарубежная Церковь говорила о монархии как условии спасения России от большевизма. При этом руководство РПЦЗ не спешило с признанием монархического лидера, не без оснований опасаясь, что таковое приведет к конфликтам внутри Церкви. Однако после смерти Кирилла Владимировича (1938) острота политического противостояния снизилась. Тем более что его сын, Владимир Кириллович, не был запятнан поддержкой Февральской революции и не объявлял себя царем, взяв на себя лишь главенство над императорским домом. К тому же Владимир Кириллович в то время еще не вступил в морганатический брак. Таким образом, в 1939 г. эта кандидатура, в принципе, могла примирить монархический лагерь. Наконец, как видно из соборных документов, предчувствие будущего военного столкновения Германии с Советским государством витало в воздухе и вселяло надежды на скорое падение коммунистического режима. «Провидение, – заявил в частности Собор, видимо, взвешивает на весах Своей правды судьбы всего мира и тесно связанный с ними жребий нашего многострадального Отечества. Уповаем, что долгим подвигом страдании и терпения наша Родина искупила свое спасение, которое ныне действительно приближается к ней». 269 Наверное, именно этим объясняется желание главы РПЦЗ поддержать Владимира Кирилловича в качестве лидера будущей России. В рождественском послании 1939 г. митрополит Анастасий прямо сказал, что глава императорского дома должен стать «живым символом» народного единства. 270 Свою поддержку митрополит выразил и в личном письме Владимиру Кирилловичу. 271 Свою линию первоиерарх Зарубежной Церкви продолжил и впоследствии. На Соборе 1939 г. митрополит Анастасий заявил, что в связи с поддержкой монархическим лагерем Владимира Кирилловича нет необходимости иметь еще один объединяющий центр в виде Архиерейского Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1929 г. Все ее повороты связаны с именем Nuя XII — в прошлом государственного секретаря Ватикана Эудженио Пачелли, ставшего папой Римским весной 1939 г . Он возлагал большие надежды на Б.  Муссолини и считал, что глава итальянского фашизма, так же как и святой престол, не заинтересован в крупном военном конфликте, чреватом катастрофой для западноевропейского мира. Исходя из своих внешнеполитических приоритетов Пий XII выбрал тактику “умиротворения” нацистской Германии. В первые же дни своего понтификата он письменно заверил Гитлера, что сделает все, дабы установить взаимосогласие между Церковью и государством для блага обеих сторон. А в Германии в это время планомерно осуществлялась политика подчинения Католической Церкви нацистскому государству, лишения ее организационной самостоятельности. Прекратили свое существование все светские католические организации и почти все частные католические школы. Правительственным указом 1 марта 1939 г . ограничивалась деятельность католических издательств. 10 июля Ватикан передал в Берлин обширное послание, в котором перечислялись гонения на Католическую Церковь в Германии. Глава Католической Церкви внимательно следил и за конфликтом между Германией и Польшей — пока что на дипломатическом уровне. Папа советовал польскому правительству соблюдать осторожность и не делать заявлений, последствия которых могут оказаться непредсказуемыми. В конце августа 1939 г . Ватикан рекомендовал Польше пойти на уступки в вопросе о немецких национальных меньшинствах, проживающих на польских территориях, и — как последнее средство, предупреждающее вооруженный конфликт, — предлагал полякам согласиться с территориальными претензиями Германии. Это положение Ватикана было передано в МИД Польши 31 августа. Получение ответа Ватиканом совпало с началом Второй мировой войны. Первая, программная энциклика Nuя XII, касающаяся вопросов войны и мира, “Summi pontificatus”, была опубликована 27 октября 1939 г . Однако в ней, как и позже, в рождественском послании 1939 г ., отсутствовали решительные обвинения в адрес Германии.

http://pravoslavie.ru/5468.html

Революционные события помешали достроить и освятить храм. 27 мая 1925 г. общество верующих «тихоновцев» заключило договор на пользование зданием церкви. Как был освящен храм и когда, не указано, но в 1933 г. эта церковь названа Сергиевской. Церковь оставалась недостроенной, богослужения проводились на первом этаже. 22 ноября 1930 г. техническая комиссия осмотрев здание церкви установила, что оно требует ремонта, второй этаж к использованию непригоден, община же верующих немногочисленна и «произвести ремонт здания церкви своими силами не в состоянии». Президиум Крайисполкома постановил 31 января 1931 г. церковь закрыть. 21 февраля решение о закрытии было объявлено церковному совету, и верующие обжаловали закрытие своей церкви во ВЦИК. ВЦИК рассматривал жалобу верующих более года (вероятно, из-за огромного количества дел подобного рода). По закону, до постановления ВЦИК выселять общину было нельзя, и 13 мая 1932 г. Краевая комиссия по культам при Президиуме Нижкрайисполкома постановила: «Новокладбищенскую церковь оставить в пользовании верующих». На 3 апреля 1934 г. (как следует из анкеты священника общины Никольского К.Ф.) Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь. Обновленческая община просуществовала в Новокладбищенской церкви до 1939 г. Они взяли благоустроенный первый этаж и довели его до безобразного состояния: не поддерживали здание «ни ремонтом, ни топкой», с 1937 г. отказались платить земельные и другие налоги. По свидетельству представителей Покровской общины, к июлю 1939 г. обновленческой общины «как будто бы не существует», службы никакой нет, живет один сторож, вероятно, священник, который проводит случайные требы (панихиды на могилах и крестины) и больше ничего». Тем не менее обновленцы требовали перевести их с первого, уже сырого и разрушенного этажа на второй, восстановленный к этому времени и благоустроенный Покровской общиной. Горсовет всерьез собирался «уплотнять» «тихоновскую» Покровскую общину еретиками. После жалобы Покровской общины на несправедливость такого решения райсовет 27 апреля 1939 г. провел проверку, которая установила «...полную бесхозяйственность со стороны церковного совета» обновленцев. 10 мая 1939 г. Президиум Ждановского райсовета постановил закрыть «подвальную церковь обновленческой общины на Новом кладбище» (22 августа 1939 г. обновленцы должны были передать свое имущество в райфинотдел, а здание со сторожкой – под Промкомбинат). Что касается Покровской общины, то она перешла из закрытой в 1935 г. Покровской церкви на ул. Свердлова (Б. Покровская) в недостроенный и полуразрушенный второй этаж Кладбищенской церкви. К 4 февраля 1936 г. община восстановила помещение, и в марте 1936 г. начала богослужение в новом храме.

http://sobory.ru/article/?object=01803

Но есть еще серьезное основание нам задуматься о ложности сергианского пути – это размышление над тем, как развивается наша церковная жизнь в 90-е, в 2000-е годы. Ибо очень многие вопиющие язвы нашей церковной жизни обусловлены именно непреодоленным сергианским наследием. Но, даст Бог , мы об этом поговорим дальше, потому что тогда еще этот образ сергианства как такового только еще мелькал в посланиях наших епископов-новомучеников, тогда еще суть того, что чувствовали они, многим была не ясна. Да и сам митрополит Сергий был жив и, в общем, тоже мог считаться страдальцем. Он вступал во Вторую мировую войну в 1939 году в тяжелейшем состоянии. Его политика не спасла даже тех, кто поверил ему и пошел за ним по пути компромиссов, Церковь находилась на грани уничтожения. И сам он, почти совсем оглохший и разбитый болезнью Паркинсона, все более прогрессирующей, был уже неспособен противостоять побеждающему богоборческому государству. И вот тут началась Вторая мировая война, в сентября 1939 года. И ситуация стала, совсем неожиданно для всех, меняться. Но об этом мы уже поговорим в следующий раз. Часть 5 1939 год стал годом, когда можно было подвести определенного рода итоги всей предшествующей деятельности митрополита Сергия (Страгородского) . Прежде всего, он сам должен был для себя подводить итоги, исходя из того, что для него та политика компромиссов, на которую он пошел, и трудно давалась ему самому, и оставалась для него, наверняка, не безусловно ясной. Результаты, на мой взгляд, и на ваш взгляд, наверняка, да и на его собственный взгляд были плачевны. В 1939 году на территории СССР, в границах, я повторяю, 1939 года, из 67 тысяч 108 церквей и часовен оставалось триста пятьдесят действующих. Эта цифра приблизительная, может быть, их было чуть меньше, вряд ли – чуть больше. Больше данных нет, но, во всяком случае, речь идет о трех сотнях из 67 тысяч. Из 64 правящих когда-то архиереев оставалось четверо архиереев, включая самого митрополита Сергия, а также прошедших с ним все этапы его политики митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) и самого близкого в то время иерарха, о котором я скажу несколько слов отдельно, митрополита Сергия (Воскресенского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и западнобелорус. областях униат. приходы были упразднены после Львовского Собора 1946 г. Настоятель сохранившегося прихода в Костомлотах иезуит восточного обряда Иоанн Чорнок в 1940 г., после немецкой оккупации края, добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, свящ. Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в латинский обряд. Прилуцкий сумел доказать польским властям необходимость сохранения своей общины - единственной в Римско-католической Церкви, придерживавшейся «византийско-славянского» обряда. Приход в наст. время, как и прежде, окормляют монахи ордена мариан (в 1998-2007 в Костомлотах действовал мон-рь ордена). Духовенство этого прихода окормляет Николаевский храм в с. Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006) и Николаевский храм в с. Хородло Хрубешувского повята (униат. богослужения совершаются с 2006). При храме в Костомлотах имеется санктуарий во имя св. мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г. Арх.: ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2853, Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 4419. Ист.: Pamitnik Piskiej konf. kapacskiej w sprawie unji kocielnej. Pisk, 1931-1937. 6 t.; Elenchus ecclesiarum et venerabilis cleri saecularis et regularis dioecesis Luceoriensis pro A. D. 1938. uck, 1938; Catalogus ecclesiarum et cleri archidioecesis Vilnensis pro A. D. 1939. Vilnae, 1939; Spis kocioów i duchowiestwa diecezji Piskiej, 1939. Pisk, 1939. Лит.: Николаев К. Н. Вост. обряд. П., 1950; Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939//Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Neounia//Historia Kocioa w Polsce. Pozna; Warsz., 1979. t. 2. cz. 2. s. 80-87; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (archi)diecezji Wileskiej//Studia Teologiczne. Biaystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Papierzy ska-Turek M. Sprawa ukraiska w Drugiej Rzeczypospolitej, 1922-1926. Kraków, 1979; eadem. Akcja neounijna i kontrowersje wokó rozumienia polskiej racji stanu//Studia religioznawcze.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Весной 1933 г. последовала очередная волна репрессий. На этот раз были арестованы Могилёвский еп. Феодосий (Ващинский) и Слуцкий еп.-автокефалист Николай (Шеметилло), а также обновленцы: Витебский «архиепископ» Михаил Постников, Мстиславский «архиепископ» Досифей (Степанов) и Слуцкий «епископ» Савватий (Зосимович). В 1929-1933 гг. к различным срокам заключения (а часто и расстрелам) были приговорены сотни священников и тыс. мирян, после 1933 г. количество действовавших правосл. храмов в Вост. Б. исчислялось неск. десятками. В 1935 г. была арестована группа духовенства, объединявшаяся вокруг Минского архиеп. Феофана (Семеняко). В 1935 г. был арестован обновленческий «митрополит» Даниил Громовенко, на его месте в Минск прибыл «митрополит» Петр Блинов , до 1938 г. он служил в Александро-Невском храме города. Последняя волна арестов духовенства и мирян в Вост. Б. пришлась на 1937-1938 гг., подавляющее большинство людей, арестованных в те годы, было расстреляно. Тогда погибли Могилёвский архиеп. св. Павлин (Крошечкин) и сменивший его на этой кафедре еп. Александр (Раевский) , в нояб. 1937 г. был расстрелян еп. Филарет (Раменский). Летом 1939 г. в Вост. Б. власти закрыли последний официально действовавший правосл. храм, находившийся в Бобруйске. За исключением 2 катакомбных церквей (в Могилёве и в Гомеле) в Вост. Б. с лета 1939 до лета 1941 г. правосл. богослужения нигде не совершались. В окт. 1939 г., после нападения Германии на Польшу, в соответствии с секретным приложением к пакту о ненападении между СССР и Германией западнобелорус. земли, находившиеся под властью Польши, были воссоединены с вост. и вошли в состав БССР. В пределах БССР оказались 3 епархии, ранее принадлежавшие Православной автокефальной Церкви в Польше: Виленская, Гродненская и Полесская, в к-рых действовали ок. 800 храмов и 5 мон-рей. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому).

http://pravenc.ru/text/77856.html

Под влиянием нацистской Германии изменилась национальная политика Муссолини, ранее критиковавшего расистские и антисемит. положения герм. национал-социализма. Осенью 1938 г. в И. был издан ряд «расовых законов», вводивших запрет на обучение евр. детей в гос. школах, брак между итальянцами и евреями, переезд евреев в И. из др. стран (евреи, приехавшие в И. после 1919, лишались итал. подданства). Декретом от 29 июня 1939 г. евреям запрещалось занимать гос. должности, работать в нек-рых профессиях. Папа Пий XI выступил против «расовых законов», указав на их противоречие конкордату 1929 г., в т. ч. положениям о смешанных церковных браках между католиками и иудеями, а также о евреях, принявших крещение в католич. Церкви. По поручению папы амер. иезуит пресв. Дж. Лафарж подготовил текст энциклики «Humani generis unitas», осуждавшей нацистскую расовую теорию и антисемитизм, однако смерть папы Пия XI (10 февр. 1939) помешала ее выпуску. Римский папа Пий XII (со 2 марта 1939) воздержался от публикации энциклики, стремясь наладить дипломатические контакты с Германией, дабы предотвратить войну в Европе. Заключение союза с Германией сопровождалось снижением популярности Муссолини в И. С началом второй мировой войны (1 сент. 1939) И. отказалась поддержать Германию, объявив себя «невоюющей стороной» (non belligeranza). Позиция И. определялась сомнениями в возможности Германии противостоять коалиции европ. держав, а также устаревшей материально-технической базой итал. армии, ее слабой военной подготовкой, недостатком вооружений и боеприпасов. Против участия И. в войне выступали кор. Виктор Эммануил III, мн. итал. военачальники. Папский престол заявил о позиции строгого нейтралитета и развернул дипломатическую деятельность между воюющими странами. 20 окт. папа Римский Пий XII выпустил 1-ю энциклику «Summi pontificatus», в к-рой осудил оккупацию Польши и призвал к прекращению войны в Европе. По поручению папы его секретарь пресв. Дж. Б. Монтини (впосл. папа Римский Павел VI ) организовал при Римской курии бюро сбора информации о военнопленных и беженцах, к-рое действовало во время войны и оказывало помощь в нахождении людей. В нач. 1940 г. католич. Церковь в И. провела неделю молитв о мире, что способствовало усилению антивоенных настроений в итал. обществе. Папа присоединился к переговорам Великобритании, США и Франции с Муссолини и 24 апр. направил ему письмо, в к-ром призывал сохранять нейтралитет И. и не вступать в войну. Однако 18 марта 1940 г. на встрече с Муссолини Гитлер потребовал, чтобы И. вступила в войну на стороне Германии.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

ОС 3, 5 (1930). S. 1−14; Vaccari A. Propaggini del Diatessaron in Occidente. Bi 12 (1931). P. 326−354; Kraeling C. H. A Greek Fragm. entof Tatian " s Diatessaron from Dura. London, 1935; Baumstark Л. Das griechische Diatessaron – Fragment von Dura Europos. ОС 3, 10 (1935). S. 244−251; Plooy D, Phillips С. Α., Barnouw A. J. The Liège Diatessaron edited. Amsterdam, 1929−1935; Marmardji A. S. Diatessaron de Tatian. Texte Arabe. Beyrouth, 1935; Casey R. R. The Arm enian Marcionitesandthe Diatessaron. Jorn. Bibl. Lit. 57 (1938). P. 185−194; Todesco V., Vaccari A., Vatasso M. Il Diatessaron in volgare italiano. Città del Vaticano, 1938; Baumstark A. Der Tatiantext von Le. 24:13. OC 3, 14 (1939). S. 19−37; Idem. Zwei italienische Diatessaron-Texte. Ibid. S. 225−342; Merk A. Tatian in italienischem Gewand. Bi 20 (1939). S. 294−305; Peters С. Danielplioij und die Diatessaron forsch ung. NTT 28 (1939). S. 233−341; Beston Α. F. L. The Arabic Version of Tatian " s Diatessaron. JRAS (1939). P. 608−610; Peters С. Ein neues Fragm en des griechischen Diatessaron? B 21 (1940). S. 51−55; Idem. Zum Problem der Stilistik in Tatians Diatessaron. OCP 6 (1940). P. 508−517; Williams С S. С. Tatian and the Text of Mark and Matthew. JTS 43 (1942). P. 37−42; Peters С. Die Entstehung der griechischen Diatessaron-übersetzung und ihr Nachhall in byzantinischer Kirchenpoesie. OCP 8 (1942). S. 468−476; Idem. Der Diatessarontext von Mt 2:9 und die westsächsische Evangelienversion. Bi 23 (1942). S. 323−332; Idem. Neue Funde und Forschungen zum Diatessaronproblem. Ibid. S. 68−77; Messina G. Un Diatessaron persiano del sec. XIII tradotto dal siriaco. Bi 23 ( 1942). P. 268−305; 24 (1943). P. 59−106; Metziger B. M. Recently published Greek Papyri of the New Testament. Bibl. Archaeologist 10 (1947). P. 42−44; Lyonnet S. Les Origines de la version arménienne etle Diatessaron. Rome, 1950; Messina G. Diatessaron Persiano. Roma, 1951; Vööbus A. Studies in the History of the Gospel Text in Syriac. CSCO. VOL 128 (Subsidia 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

167 См.: Доклад Епархиального Совета Епархиальному Собранию. Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1936. 1011. С. 24. 169 ГА РФ. Ф. 6343. Οп. 1. Д. 137. Л. 1 об. См. также: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1936. 7. С. 99. 170 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1938. 7. С. 103. 172 ГА РФ. Ф. 6343. Οп. 1. Д. 22. Л. 3 об. См. также: Хиротония архимандрита Василия во епископа Венского. Церковная жизнь. 1939. 12. С. 15; Патриаршее служение в русской Белградской церкви и хиротония Епископа Василия. Хлеб Небесный. 1939. 3. С. 59. 174 См.: Закон о недвижимом имуществе Русской Православной Церкви в Германии от 25 февраля 1938 года. Церковная жизнь. 1938. 7. С. 102103. 176 См.: Освящение Берлинского собора. Церковная жизнь. 1938. 56. С. 9396; Злонамеренность или недомыслие? Утренняя заря. 1938. 1011. С. 8485; Немецкая печать об освящении русского православного собора в Берлине. Церковная жизнь. 1938. 7. С. 110. 178 См.: От канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Православная Русь. 1947. 12. С. 2. 179 Антоний (Синькевич), архим. Письмо игум. Никону 28.09.1945. Архив РДМ. Д. 225-н «Архимандрит Никон». 181 Грамота Патриарха Антиохийского Председателю Архиерейского Синода. Церковная жизнь. 1939. 7. С. 101; Грамота Архиепископа всей Эллады Председателю Архиерейского Синода. Там же. С. 102. 183 Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке: В 2 ч. Ч. 2. Нью-Йорк, 1945. С. 34. Цит. по: Васса (Ларина), инокиня. «Русскость Русской Зарубежной Церкви в аспекте церковной икономии. Благодатный огонь. 2004. 12. С. 26. 188 Серафим (Лукьянов), митр. Письмо неизвестному лицу в Брюссель. 10.10.1945. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). Κ. I. 190 С м .: Граббе Ю. Письмо в редакцию из канцелярии Св. Синода. Православная Русь. 1940. 4. С. 56. 197 См.: Назначение Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинск[ого] и Германского, членом Св. Синода Русской Православной Церкви заграницей. Православная Русь. 1942. 1920. С. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И даже в текстах таких постановлений пленумов ЦК, как «Об улучшении работы комсомола в деревне», «О работе организаций ВЛКСМ в связи с решениями XVIII съезда ВКП(б)», «О работе комсомола в начальной и средней школе» никаких указаний комитетам комсомола по части активизации антирелигиозной работы вообще не было 248 . Опыт 1930-х гг. показал, что даже в самых неблагоприятных для Церкви условиях, при полной монополии антирелигиозной печати, успехи воинствующего атеизма, несмотря на всемерную помощь со стороны правительства, оказались чрезвычайно скромными. В то же время к 1939 г. Русская Православная Церковь как организационная структура в результате жесточайших гонений и открытого террора была практически разгромлена. Из примерно 37 тыс. православных храмов всех течений, действовавших на начало 1930 г., в 1938 г. оставалось формально незакрытыми 8302 (в том числе 3903 на Украине и 3617 в РСФСР). Однако реально из них действовала лишь небольшая часть, так как следствием массовых репрессий стала острая нехватка духовенства. Так, уже в 1936 г. на Украине из 4487 незакрытых молитвенных зданий действовало лишь 1116 249 . К сожалению, сохранившиеся в архивах учетные сведения, отражающие динамику сокращения численности религиозных объединений в конце 1930-х – начале 1940-х гг., отрывочны и приблизительны. Отсутствуют и данные о количестве православных приходов и священнослужителей в 1939 г. Известно лишь, что летом 1939 г. в Патриаршей Церкви осталось только четыре правящих архиерея – Патриарший Местоблюститель митрополит Московский Сергий (Страгородской) , митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) 250 , архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) , управлявший Новгородской и Псковской епархиями, архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), с 1937 г. занимавший должность управляющего делами Московской Патриархии. Каждый из них был по-своему выдающимся церковным деятелем, обладавшим большими организаторскими и дипломатическими способностями. Все они в тот или иной период могли претендовать на вакантный пост Патриарха Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010