В анонимном документе, хранящемся в архиве отца Николая, говорится: «Регентом [«Белградских соловьев»] является очень талантливая госпожа Мария Васильевна Родзянко, которая не только сама обладает удивительно чистым контральто, но и дирижирует хором с большим умением и чуткостью». В 1939 году Мария с маленьким сыном переехала в Бодмин, графство Корнуолл, в дом отца А. Каннера, англиканского священника прихода Тинтагель. Ее муж сначала обосновался в Лондоне, где жил в доме друзей архимандрита Николая, князя и княгини Голицыных, и много путешествовал. Затем, в июле 1939 года Владимир поехал к жене и сыну в Корнуолл. Семья Родзянко планировала скоро вернуться в Лондон. Предполагалось, что они будут жить в пансионе в Белсайз-парк (северный Лондон), но начало Второй мировой войны перечеркнуло все планы. Теперь Мария и Владимир Родзянко решили вернуться в Белград как можно скорее. Очевидно, Мария написала хористкам и сообщила об этих планах. Это огорчило о. Николая, так как он считал, что у этой мечты мало шансов стать реальностью. 9 сентября 1939 года он довольно резко пишет Марии: «Поскольку найти деньги на железнодорожные билеты для них совершенно невозможно, и я не жду, что они смогут получить их из дома, все, по-видимому, стоит оставить как есть. Поэтому не делайте больше таких предложений. Ваши письма по этому вопросу очень их растревожили. Бесполезно предлагать им вернуться в Югославию, если у вас нет денег на железнодорожные билеты для них». Почти месяц спустя Мария ответила: «Большое вам спасибо за ваше последнее письмо. Мне очень жаль, что мои письма так сильно расстроили девушек. Но я должна сказать, что некоторые из них написали мне задолго до того, как я начала думать о том, чтобы отправиться в Югославию. Они были очень обеспокоены тем, что с ними будет. Лямина и Семенова очень хотели вернуться в Белград. Я написала вам, но вы не смогли быстро ответить мне, и я подумала, что будет нехорошо не обсудить этот вопрос с самими девушками, ведь мне казалось, что нам легко удастся получить визы, и я могла себе представить, что бы сказали мне родители девушек в этом случае. Поэтому я решила написать им и спросить, хотят ли они поехать в Югославию, есть ли у них какие-либо средства для поездки, могут ли их родители помочь им и так далее. Я никогда не советовала им ехать, а только спрашивала их и говорила, что они должны делать, если захотят уехать. Конечно, теперь очевидно, что никто из нас не может уехать, и поэтому все должно остаться так, как есть.

http://bogoslov.ru/article/6166355

В епархиальном журнале эта статья в дальнейшем также не была опубликована. После оккупации нацистами в сентябре 1939 г. Польши часть ее территории была включена в состав Третьего рейха. Находившиеся на ней православные приходы вошли в Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей. По архивным документам известно, что некоторые священники таких приходов, например, протоиерей Михаил Борецкий–настоятель церкви в г. Лодзе (окончивший в 1928 г. Православное отделение богословского факультета Варшавского университета), крестили евреев, спасая их. Владыка Серафим (Ляде) до сентября 1940 г. управлял и Православной Церковью на территории генерал-губернаторства, образованного из другой части Польши, но затем был вынужден оставить этот пост из-за враждебности генерал-губернатора Франка и украинских националистов (во главе Церкви генерал-губернаторства был поставлен прежний Первоиерарх Польской Православной Церкви митрополит Дионисий). Нацисты всячески стремились разжигать национальную рознь и в этой связи иногда передавали закрытые синагоги украинцам под православные храмы. В частности, в декабре 1941 г. подобный акт передачи произошел в Кракове 338 . К несчастью, такая политика порой приносила свои ядовитые плоды. Но помощь православным со стороны властей генерал-губернаторства осуществлялась лишь по временным тактическим соображениям и была частным эпизодом. Как уже говорилось, к Православной Церкви, как и другим христианским конфессиям, руководство нацистской Германии относилось негативно и в перспективе планировало ее ликвидацию. Православная Церковь и холокост на оккупированной территории СССР К началу Великой Отечественной войны численность евреев Советского Союза в «старых границах» (на 16 сентября 1939 г.) составила около 3 миллионов 80 тысяч человек. Осенью 1939– летом 1940 гг. к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина, Литва, Латвия и Эстония. Здесь проживало примерно 1 миллион 830 тысяч евреев. Кроме того, в 1939–1940 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

283. Ahlstrom G. Who Were the Israelites? Winona Lake, 1986. 284 . Albright W. Abram the Hebrew: A New Archaeological Interpretation//BASOR. 1961, 163. P. 36–54. 285 . Albright W. A Hebrew Letter from the Twelfth Century B.C.//BASOR. 1939, 73. P. 9–13. 286 . Albright W. An Aramaean Magical Text in Hebrew from the Seventh Century B.C.//BASOR. 1939, 76. P. 5–11. 287.Albright W. A Reexamination of the Lachish Letters//BASOR. 1939, 73. P. 16–21. 288 . Albright W. A Votive Stele Erected by Ben-Haddad I of Damascus to the God Melcarth//BASOR. 1942, 87. P. 23–29. 289 . Albright W. From the Stone Age to Christianity. 2nd ed. Garden City, 1957. 290 . Albright W. New Light on Early Recensions of the Hebrew Bible//BASOR. 1955, 140. P. 27–33. 291 . Albright W. The Archaeology of Palestine. Harmond-sworth, 1960. 292 . Albright W. The Biblical Period from Abraham to Ezrä A Historical Survey. [N.Y.], 1963. 293 . Albright W. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945, 99. P. 16–22. 294 . Albright W. The Excavation of Tell Beit Mirsim, Ï The Pottery of the First Three Campaigns//AASOR. 1932. V. 12. 295 . Albright W. TheGezer Calendar//BASOR. 1943, 92. P. 16–26. 296 . Albright W. The Impact of Archaeology on Biblical Research-1966//New Directions in Biblical Archaeology/Eds.: D. Freedman, J. Greenfield. Garden City, 1971. P. 1–16. 297 . Albright W. The Israelite Conquest of Canaan in the Light of Archaeology//BASOR. 1939, 74. P. 11–23. 298 . Albright W. The Old Testament and the Archaeology of Palestine//The Old Testament and Modern Study: A Generation of Discovery and Research/Ed.: H. Rowley. Oxford, 1951. P. 1–26. 299 . Albright W. The Present State of Syro-Palestinian Archaeology//The Haverford Symposium on Archaeology and the Bible/Ed.: E. Grant. New Haven, 1938. P. 1–46. 300 . Albright W. The Role of the Canaanites in the History of Civilisation//The Bible and the Ancient Near East. N.Y., 1960. P. 328–362. 301 . Albright W. The Smaller Beth-Shan Stele of Sethos I (1309–1290 B.C.)//BASOR. 1952, 125. P. 24–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В августе 1939 года отца Николая вызвали в Загорское отделение НКВД, и один из сотрудников стал расспрашивать его о знакомых, о том, где ему приходится бывать, о налогах, которые приходится платить. В конце разговора он предложил священнику дать подписку, что тот обязуется сообщать в НКВД о тех лицах, которые настроены контрреволюционно. Отец Николай поначалу категорически отказался от этого предложения, но после долгих уговоров и угроз согласился сообщать обо всех контрреволюционно настроенных лицах под данным ему сотрудником НКВД прозвищем «Схимник». Однако память о старце и молитва дяди не оставили его. Выйдя из здания НКВД, он до глубины души осознал пагубность принятого им предложения. Неделю отвел себе отец Николай пожить на свободе, а затем, собрав всё необходимое для тюрьмы, явился к сотруднику НКВД и заявил, что сообщать о лицах, контрреволюционно настроенных, — противно его убеждениям, и этого он делать не будет. Но его тогда не арестовали. 21 октября 1939 года протоиерей Федор Казанский сообщил сотруднику НКВД, что «Беневоленский... внушает своим почитателям, чтобы они, несмотря на все запрещения советской власти, соблюдали церковные праздники. И действительно, все преданные ему колхозники и колхозницы соблюдают все церковные праздники... И этим... приносят весьма существенный вред государству и своевременному собиранию урожая... Все это известно со слов колхозников и колхозниц — духовных чад Беневоленского, список коих при сем прилагаю...». Чувствуя, что обстановка сгущается и может привести к его аресту, отец Николай все чаще стал задумываться над тем, как избавиться от столь опасного соседства. В 1939 году арестовали одного из священников Ильинского храма, и отец Николай решил проситься туда. Придя к настоятелю, он попросил взять его к себе в причт, назвав и причину, что считает для себя небезопасным служить с осведомителем, еще не зная тогда, что таков же и тот, с кем он говорит. С октября 1939 года отец Николай стал служить в Ильинской церкви. Протоиерей Федор Казанский, однако, не оставлял его своим вниманием и стал захаживать к нему домой. И приходилось его принимать и отвечать на досужие вопросы.

http://foma.ru/zvuki-molitvyi-v-tagansko...

Уже в письме, направленном русскими писателями в защиту Е. Ю. Кузьминой–Караваевой во время суда над ней, было сказано, что она не только поэт, но и " мыслитель, философ, первая из русских женщин окончила Духовную академию и прочилась в ректоры предполагавшейся женской Духовной академии " . Конечно, здесь было " легкое преувеличение " и некоторая " неточность " , обусловленная остротой момента. Тем не менее, после выхода в 1992 г. в Париже двухтомника избранных статей матери Марии (Скобцовой) стало ясно, что она действительно была одним из самых глубоких и оригинальных русских религиозных мыслителей ХХ века. К сожалению, именно эта сторона личности матери Марии не была отражена в книге о. Сергия Гаккеля " Мать Мария " , ставшей главным источником сведений о ней. В результате получился односторонний портрет, представляющий ее лишь как поэта–любителя и церковного деятеля, а не как религиозного мыслителя. Мать Мария, впрочем, никогда не была профессиональным философом или богословом, хотя ее религиозно–философское образование было лучшим из того, что русская женщина могла получить в то время . Она не оставила какого-то систематически изложенного богословского или философского учения, но и несистематический философ, а тем более религиозный мыслитель, может играть важную роль в истории мысли. В эмиграции мать Мария входила в круг таких русских мыслителей, как о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Георгий Федотов, Константин Мочульский, Василий Зеньковский и другие деятели русского религиозно–философского Возрождения. Место матери Марии в этом кругу было особенным. Ее религиозно–философское, равно как и художественное творчество, рождалось в непосредственной связи с проблемами " жизненно важными для нее " . Конечно, " парижское богословие " , его определенные " родовые черты " сказались на матери Марии. Тем не менее, как мы постараемся показать, она по–своему решала многие из тех теоретических проблем, которые ставились в русской религиозно–философской мысли. В своих статьях мать Мария обсуждает такие темы, как русская мессианская идея (статьи " Наша эпоха " , " Мыслители " , " Российское мессианское призвание " (1927–1931 гг.?), богословие творчества ( " Рождение и творение " (1931), " Истоки творчества " (1934)), мариология ( " Святая земля " (1927), " Почитание Богоматери " , " О подражании Богоматери " (1939)), проблемы монашества и аскетизма (более 10 статей периода полемики с о. Киприаном (Керном) (1936–1939 гг.)), христианство и вопросы политики и идеологии ( " Религия и демократия " , " Расизм и религия " (1938), " Четыре портрета " (1939), " Прозрение в войне " (1939)), культуро- и историософия ( " В поисках синтеза " (1929), " Размышления о судьбах Европы и Азии " (1941)). Кроме того ей принадлежат небольшие книги о Ф. Достоевском, Вл. Соловьеве и А. Хомякове, опубликованные в 1929 г. Религиозно–философская мысль матери Марии в очень емкой форме содержится и в ее поэзии, но об этом речь еще предстоит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Как сообщает «Седмица.Ru», «латвийское государство должно Латвийской Православной Церкви 700 000 латов (около 1,5 млн. долларов) за концертный зал «Ave Sol», в котором ранее располагался православный собор свв. Петра и Павла». Подробнее об этом – в статье на сайте Информационно-развлекательного портала Даугавпилса . «Очень нервную реакцию властей вызвало возвращение православной церкви ее имущества - Петропавловского храма, который был превращен в концертный зал «Аве сол». Сенат отозвал решение Окружного суда о возврате храма, начались споры. Противники возврата здания церкви апеллируют к договору 1939 года. Якобы в этом документе церковь отказалась от своей собственности в обмен на денежную компенсацию. В распоряжении «Часа» оказался тот самый договор. И из него следует, что латвийское государство должно Православной Церкви 700000 латов. И этот долг оно, похоже, не собирается возвращать». Однако, «суть договора, подписанного в 1939 году, проста: Церковь отказывается от части своей недвижимости в пользу государства, а государство в свою очередь обещает за это солидную денежную компенсацию. Речь идет ни много ни мало - о миллионе латов. Причем не нынешних, лососево-муравьиных, а тех самых, довоенных... «Час» внимательно изучил договор. В нем ни одним словом здание Петропавловского храма, что по ул. Цитаделес, 7, не упоминается. А ведь именно на основании этого документа Сенат Верховного суда отозвал решение Рижского окружного суда о возврате Петропавловского храма Латвийской Православной Церкви. Таким образом, «дело Ave Sol» выходит на новый виток разбирательств. А еще договор раскрывает немало других пикантных подробностей: с момента его подписания прошло уже 65 лет, но Латвия, оказывается, по сей день не выполнила взятые на себя в этом документе обязательства». По мнению протоиерея Латвийской Православной Церкви о. Александра Наглы, у властей в диалоге с Церковью подчас и морально-нравственные критерии отсутствуют: «Прискорбно видеть, как отдельные наделенные властью чиновники пытаются представить Православную Церковь отказывающейся от Дома Божиего в обмен на деньги! Для верующего человека невыносима одна только мысль, что такое возможно. Между тем проводится целенаправленная кампания по внедрению этой идеи в сознание людей, а в качестве рычага используются средства массовой информации. В этих же целях и договор 1939 года как бы «случайно» отыскался. Что ж, теперь для полноты картины им осталось только доказать, что возмутительный факт «продажи» храма Церковью действительно имел место! Уважая государство, понимая его проблемы, Церковь никогда не выносила вопрос о долге в 700 тысяч латов на всеобщее обсуждение. Но раз уж с нами начали разговор в подобном тоне, раз уж извлекли договор 1939 года из-под сукна и используют в казуистических целях, самое время вспомнить старую добрую мудрость про то, что долг платежом красен».

http://pravoslavie.ru/4915.html

Дух же обновленчества по-прежнему продолжал витать над Валаамом. Злоба финских новостильников по отношению к защитникам старого стиля порой превышала уже всякую меру. Так, тот же архимандрит Серафим (Иванов) сообщал в 1930 году: «...был съезд на Валааме «живоцерковного» [то есть новостильноновопасхального. – Авт.] духовенства. На этом съезде горячо обсуждался вопрос... какие новые меры принять против монахов- старостильников. Сколь было велико озлобление «живцов”, видно из того, что одним мирянином было сделано громогласно предложение: посадить всех непокорных новому стилю монахов в барку, вывезти на середину Ладожского озера и там потопить. Этот совет, однако, никто не решился поддержать. Но удивительная и страшная кара Божия постигла нечестивого мирянина. Еще не успел разъехаться с Валаама сей «живоцерковный” съезд, спустя несколько дней после своего выступления шел он под хмельком по мосту, оступился, упал в воду и утонул, и даже тела, несмотря на все поиски, не могли найти. Этот факт заставил содрогнуться и задуматься многих монахов, по немощи принявших новый стиль...» Даже и гораздо позже, в конце 1939 года, старостильная братия просила епископа Германа снять наложенное на них незаконное запрещение, но им в этом вновь было отказано. И потому не приходится удивляться тому, что в конце концов наступило и вполне закономерное наказание Божие за отступничество части валаамцев от святоотеческих канонов Его Церкви: в 1939 году грянуло большевистское нашествие, в результате которого весь разоренный монастырь (сначала духовно, а теперь и материально) оказался вынужденным перебраться во внутреннюю Финляндии, покинув родные Валаамские острова. Новый Валаам. принятие отцом Тимоном схимы. Тайные монахини- духовные чада старца В конце 1939 – начале 1940 года Валаамский монастырь в связи с войной был эвакуирован. Эвакуация проходила в несколько этапов, начавшись 15–20 декабря 1939 года (когда из обители были принудительно вывезены лишь те, кто не имел финского гражданства) и продолжившись до первых чисел февраля 1940 года, поскольку остальные должны были заботиться об эвакуации сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергию 1937, 10 октября Расстрел патриаршего Местоблюстителя сщмч. Петра 1938, август II Собор Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах 1939, 23 августа Советско-германский пакт о ненападении 1939, 30 ноября – 1940, 12 марта Советско-финская война 1939–1940 Присоединение к СССР Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии     1939–1940 Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии 1941, 22 июня – 1945, 9 мая Великая Отечественная война 1943, 4 сентября Встреча И. В. Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием, а также митр. Алексием и Николаем в Кремле   1943, 8 октября Образование Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР 1941, 22 июня Послание митр. Сергия о защите Отечества 1943, 8 сентября Архиерейский Собор и избрание Святейшего Патриарха Сергия 1943, сентябрь Возобновление издания «Журнала Московской Патриархии» 1943, 10 ноября Возобновление канонического общения Русской и Грузинской Православных Церквей 1944, 15 мая Кончина Святейшего Патриарха Сергия 1944, 15 мая – 1945, 4 февраля Местоблюститель патриаршего престола митр. Ленинградский Алексий 1944, июнь Возобновление духовного образования в Русской Православной Церкви 1945, 31 января – 2 феввраля Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I   1945, 8 августа – 2 сентября Война СССР с Японией 1946 Начало холодной войны 1945, 4 февраля Интронизация Святейшего Патриарха Алексия I 1946, 8–9 марта Львовский Собор – воссоединение униатов Галиции с Русской Православной Церковью 1948, 22 июня Дарование автокефалии Польской Православной Церкви 1948, июль Празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Совещание глав и представителей поместных православных Церквей 1949, 28 августа Воссоединение закарпатских униатов с Православной Церковью в Ужгороде 1951, 23 ноября Дарование автокефалии Чехословацкой Православной Церкви 1953, 5 марта Смерть И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

монашества на Закарпатье//Там же. 1957. 5. С. 61-65; Ванат I. Нариси hobimhьoï icmopiï ykpaïhцib Cxiдhoï Словаччини (1918-1938). Братислава; Npяшib, 1979. Кн. 1; Maroчiй П. Р. Формування haцiohaльhoï caмocbiдoмocmi: Niдkapnamcьka Русь (1848-1948). Ужгород, 1994; Пагиря В. Mohacmupi Закарпаття (1360-1939). Мукачево, 1994; Бенько Н. Miжkohфeciйhi biдhocuhu на Зakapnammi в noлimuчhux noдiяx 1938-1939 рр.//Наук. зб. Закарпатського музею. Ужгород, 1996. Вип. 2. С. 103-119; Naлihчak М. М. Дepжabho-цepkobhi biдhocuhu на Зakapnammi та в Cxiдhiй Cлobaччuhi в 20 - сер. 30-х pokib ХХ ст. Ужгород, 1996; Пащенко В. О. Православ " я в hobimhiй icmopiï Украïни. Полтава, 1997. Ч. 1; Хланта О. Православна церква на Зakapnammi у ckлaдi Угорщини (березень 1939 - жовтень 1944 р.)//Укр. зeмлi в роки Другоï cbimoboï biйhu: Наук.-метод. зб. Ужгород, 1998. С. 164-170; Вегеш М. Peлiriя i церква в Kapnamcьkiй Ykpaïhi//Icm. школа проф. В. Задорожного: Наук. зб. Ужгород, 1999. Вип. 1. С. 164-178; Гавриил (Кризина), игум. Православная церковь в Закарпатье: Век XX. К., 1999; Данко О. Православна церква на Зakapnammi//Закарпаття niд Угорщиною 1938-1944 рр. Н.-Й.; Чikaro; Ужгород, 1999. С. 165-181; он же. Niдnopядkybahhя Mykaчibcьkoï правосл. юpucдukцiï Московського nampiapxamy//Возз " Мат-ли мiжhap. науковоï конф., присвяченоï 55-piччю возз " Закарпатськоï Украïни з Украïною (26 червня 2000 р. Ужгород). Ужгород, 2001. С. 140-145; он же. Спроба ykpaïhiзaцiï Правосл. церкви на Зakapnammi у kihцi 1930-х pokib//Наук. зб. Закарпатського музею. 2002. Вип. 5. С. 35-39; Хланта О., Oфiцuhcьkuй Р. Про один iз закарпатоукраïнських eniзoдib мiжhapoдho-peлiriйhoro контексту: (Дiяльhicmь Михайла Попова, aдмihicmpamopa Mykaчibcьkoï правосл. у 1938-1944 роках)//Украïна на мiжhapoдhiй apehi у ХХ ст.: Наук.-метод. зб. Ужгород, 2000. С. 61-84; Марьина В. В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина, 1939-1945 гг.: Докум. очерк. М., 2003; Пап С. Icmopiя Закарпаття. Ibaho-Фpahkibcьk, 2003. Т.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Готтберг Ганс, группенфюрер СС, генеральный комиссар. В 1939–1940 начальник службы по делам поселенцев в Праге, в 1941–1943 фюрер полиции и СС в Минске, в 1943–1944 генеральный комиссар Белоруссии. В 1945 погиб в бою с советскими войсками. Григорий (Граббе Георгий Павлович, 08.04.1902 – 07.10.1995), епископ. Граф, в 1923–1926 обучался на богословском факультете Белградского университета. С 12.08.1931 управляющий Синодальной канцелярией РПЦЗ в Югославии. 12.06.1944 в Германии рукоположен в сан иерея. С 1950 проживал в США, в 1960 возведен в сан протопресвитера. С 05.06.1967 заведующий отделом внешних сношений РПЦЗ. 12.05.1979 хиротонисан во еп. Манхсттенского. С 1986 на покое, скончался в США. Даниил (Юзьвюк Николай Порфириевич, 02.10.880 – 27.08.1965), архиепископ. Окончил духовную семинарию, в 1925–1939 преподавал в Виленской духовной семинарии, с 1939 секретарь митрополита Литовского и Вилснского Елевферия. В 1942 хиротонисан во еп. Ковенского. С 29.04.1944 временно управляющий Литовской епархией и экзархатом Латвии и Эстонии в сане архиепископа. В дальнейшем эвакуировался на территорию Чехословакии. С 30.12.1945 архиеп. Пинский и Брестский, в 1950–1954 находился в заключении. С 1956 на покое в различных монастырях. Дионисий (Валелинский Константин Николаевич, 04.05.1876– 15.03.1960), митрополит. В 1900 окончил Казанскую духовную академию. 21.04.1913 хиротонисан во еп. Кременецкого. В 1919 эмигрировал из России, с 1922 в сане архиепископа. 27.02Л923 избран митр. Варшавским, главой неканоничной автокефальной Польской православной церкви. В сентябре 1939 арестован гестапо. С сентября 1940 по 1945 возглавлял Православную Церковь Генерал-губернаторства. 25.08.1948 обратился с покаянным письмом о принятии в каноническое общение с Московской Патриархией. Принят в сане митрополита, но не признан главой Польской Церкви. Пребывал на покое. Скончался в г. Лодзи. Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович, 10.04.1868 – 08.08.1946), митрополит. В 1892 окончил Московскую духовную академию. В 1903 хиротонисан во еп. Люблинского, с 14.05.1914 архиеп. Житомирский. 19.01.1920 эмигрировал из России в Югославию. С 21.04.1921 по 10.06.1930 управлял Западно-Европейским экзархатом Московской Патриархии. В 1930 перешел в юрисдикцию Константинопольского патриарха, продолжая возглавлять экзархат. 02.09.1945 воссоединился с Русской Церковью, оставлен экзархом Западной Европы. Скончался в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010