Vol. 17. (1923) John of Ephesus. Lives of the eastern saints. 1/E.W. Brooks; 2. Documents relatifs au concile de Florence. 2, (Euvres anticonciliares de Marc d’Ephese: documents 7–24/Mgr L. Petit; 3. Le synaxaire arabe Jacobite: (redaction copte). 5, Les mois de baounah, abib, mesore et jours complementaires/R. Basset; 4. Les miracles de Jesus: texte ethiopien publ. et trad. 3/S. Grebaut]; Vol. 18. (1924) Le synaxaire armenien de ter Israel: 5. Mois de kalotz/G. Bayan; 2. Le livre de Job: version copte bohairique/E. Porcher; 3. Les plus anciens monuments du christianisme ecrits sur papyrus: textes grecs ed., trad, et annotes. 2/C. Wessely; 4. John of Ephesus. Lives of eastern saints. 2/E.W. Brooks; 5. Histoire de Yahya–ibn–Sa’id d’Antioche continuateur de Sa’id–ibn–Bitriq/J. Kratchkovsky, A. Vasiliev]; Vol. 19. (1926) Le synaxaire armenien de ter Israel. 6. Mois de aratz/G. Bayan; 2. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. 3/E.W. Brooks; 3. Homelies mariales byzantines. 2/M. Jugie; 4. Logia et agrapha Domini Jesu: apud Moslemicos scriptores, asceticos praesertim, usitata/Collegit, vertit, notis instruxit Michael Asin et Palacios. Fasc. alter; 5. Le synaxaire Georgien: red. ancienne de l’union armeno–georgienne; publ. et trad, d’apres le manuscrit du Couvent Iviron du Mont Athos/N. Marr]; Vol. 20. (1929) Moufazzal Ibn Abil–Fazail. Histoire des sultans Mamlouks. Texte arabe publ. et trad, en franc./E. Blouchet; 2. Les homeliae cathedrales de Severe d’Antioche: trad, syriaque de Jacques d’Edesse. Homelies 78 a 83/M. Briere; 3. The old Georgian version of the gospel of Mark: from the Adysh Gospels with the variants of the Opiza and Tbet’ Gospels; ed. with a Latin trans./Robert R Blake; 4. Livre de la lampe des tenebres et de l’exposition (lumineuse) du service (de l’eglise), par Abu’l–Barakat connu sous le nom d’Ibn Kabar; texte arabe ed. et trad./L. Villecourt, Mgr Tisserant, G. Wiet; 5. Le synaxaire arabe Jacobite: (red. copte). 6, Additions et corrections; Tables/F. Nau; Table des matieres des tomes 11 a 20];

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140       Здесь и далее имя употреблено как насаб (часть «ибн», вероятно, была опущена при первом упоминании). 141       Монастырь под Халебом на месте подвигов преподобного Симеона Столпника Старшего († 459 г.); в настоящее время государственный музей (арабское название – Кал‘ат Сим‘ан). 147       Кулейб – христианин, секретарь Ракташа, одного из подчиненных Сейф ад-Даулы. В 975 г. сдал византийцам одну из крепостей, за что и получил титул патрикия (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘i " d d’Antioche, continuateur de Sa‘id-ibn- Bitriq. Pt. 2/Ed., trad. J. Kratchkovsky, A. Vasiliev//PO. 1932. T. 23. Fasc. 3. Pt. 2. P. 369). Патрикий – чин первого класса в византийской иерархии. 148       Кинтар – мера веса, использовавшаяся в различных странах Ближнего Востока. Арабские лексикографы определяют кинтар по-разному: то в 1200 динаров, то в 70 000, то в 80 000, то в 100 ритл золота. 151       По всей видимости, речь идет о первой группе хорасанцев, вслед за которой уже после убийства патриарха прибыли их основные силы (см. окончание главы 16). 155       В арабском тексте – kahwa, слово, которое впоследствии стало обозначать кофе, но в описываемую эпоху на арабском Востоке прилагалось к вину. 156       Очевидно, записка была прочитана Ибн Манику вслух тем, кто ее доставил, либо одним из слуг. 160        Церковь Кассиана – наименование церкви святого Петра, являвшейся в Средние века кафедральным собором Антиохии. Название восходит к древнему преданию, согласно которому апостолы Петр, Иоанн и Павел были посланы в Антиохию для проповеди и апостол Петр воскресил сына местного правителя Кассиана; благодаря чуду правитель со всем своим домом крестился, а его дворец был обращен в церковь (см.: Esbroeck М., van. La legende des apotres Pierre, Jean et Paul a Antioche//OC. 1994. Bd. 78. S. 64–85). 162       Букв, джихад – в мусульманской традиции борьба за веру как военного, так и иного характера. В данном случае имеется в виду «священная война» против «неверных». 165 Тартус – сирийский порт к югу от Латакии. Поскольку ранее ничего не говорилось о жителях этого города, возможно, что переписчик ошибся, и вместо «Тартус» следует читать «Тарсус» (о беженцах из этого города см. в гл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Byzantinische Baudenkmäler zu Konstantinopel auf der Serai-Spitze, die Nea, das Tekfur Serai und das Zisternenproblem. Hannover, 1925; Brunoff N., Alpatoff M. Rapport sur un voyage à Constantinople//ReG. 1926. T. 39. P. 1-30, 301-322; Brown H. F. The Venetians and the venetian quartier in Constantinople to the Close of the XIIth Cent.//JHS. 1929. Vol. 40. P. 68-88; Vasiliev A. A. Harun-ibn-Yahya and His Description of Constantinople//SK. 1932. T. 5. P. 149-163; idem. Imperial Porphyry Sarcophagi in Constantinople//DOP. 1948. Vol. 4. P. 1-26; Gerland E. Byzantion und die Gründung der Stadt Konstantinopel//BNJ. 1933. Bd. 10. S. 97-105; Γεδεον Μ. Κωνσταντινοπολις//Μεγλη Ελληνικ Εγκυκλοπαδεια. Αθνα, 1933. Τ. 15. Σ. 596-626; Wiegand Th. Die Kaiserpalaste von Konstantinopel. B., 1934; Manojlovi G. Le people du Constantinople//Byz. 1936. Vol. 11. P. 617-716; Schneider A. M. Byzanz: Vorarbeiten zur Topographie und Archäologie der Stadt. B., 1936; idem. Deuteron und Melantiastor//BNJ. 1939. Bd. 15. S. 181-186; idem. Die Grabung im Westhof der Sophienkirche zu Istanbul. B., 1941; idem. Topographica//BZ. 1941. Bd. 41. S. 60-69; idem. Brände in Konstantinopel//Ibid. S. 382-403; idem. Die Bevölkerung Konstantinopels im 15. Jh.//NGWG. 1949. S. 233-244; idem. Mauern und Tore am Goldenen Horn zu Konstantinopel//Ibid. 1950. N 5. S. 65-107; idem. Die Blachernen//Oriens. Leiden, 1951. Vol. 4. N 1. P. 82-120; idem. Ελω πλις//Ibid. 1951. Vol. 6. N 1. P. 1-9; idem. Yedikule und Umgebung//Ibid. 1952. Vol. 5. N 2. P. 197-208; idem. Konstantinopel: Gesicht und Gesalt einer geschichtlichen Weltmetropole. Mainz, 1956; Sch ö enebeck H. Die griechische Stadtmauer von Byzanz//ArchAnz. 1936. P. 36-52; Martiny G. The Great Theatre, Byzantium//Antiquity. 1938. P. 89-93; Waltz P. Mélétê//Byz. 1938. Vol. 13. P. 183-192; Demangel R., Mamboury E. Le Quartier des Manganes et la première région de Constantinople. P., 1939; Faral E. La Conquête de Constantinople. P., 1939; Galant é A. Les juifs de Constantinople sous Byzance.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

181       Иоанн I Цимисхий, византийский император (969–976), пришел к власти в результате убийства Никифора Фоки. 182       Из Колонии Каппадокийской (Аксарай) или Армянской (Себинкарахисар). Согласно Яхье Антиохийскому, Феодор I был поставлен на патриаршество 23 января 970 г. (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘id... Pt. 1. P. 832). 183       Достоверно известно о посещении Антиохии Иоанном Цимисхием в 972 и 975 гг. Его прибытие в город ранее 972 г. маловероятно, поскольку первые два года его правления были заняты главным образом военной кампанией против русского князя Святослава на Дунае. Возможно, агиограф в данном случае объединил два разновременных, но типологически близких события – приезд нового патриарха и прибытие нового императора. 187       Употреблено слово tarrsh, которое, согласно словарю Р. Дози, обозначает породу дуба, не дающую плодов (см.: Dozy R. Supplement aux dictionnaires arabes. Leyde, 1881. T. 2. P. 36). Поскольку в словаре оно приводится также в сирийской графике, это, очевидно, диалектное название местного растения. 188       Об этом монастыре сохранилось несколько упоминаний. В рукописи 143 из собрания Баламандского монастыря в Ливане (1645), содержащей арабский перевод гомилий преподобного Феодора Студита , отмечено, что он выполнен Харитоном, игуменом этой обители, посвященной Пресвятой Богородице; в XIII в. ее насельник монах Макарий переписал арабскую Псалтирь (рукопись Sin. Arab. 63); обитель упоминают и латинские источники эпохи крестоносцев (см.: Cahen С. La Syrie du nord a l’epoque des croisades et laprincipaute franque d’Antioche. Paris, 1940. P. 324 (note 9); Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е au XX е siecle. Louvain; Paris, 1983. Vol. 3. T. 1. P. 308–309). 190       Вероятно, речь идет о той ризнице, которая была разграблена после убийства патриарха Христофора (см. гл. 16). 201       Сопоставляя эту фразу со словами преподобного Иоанна Дамаскина (см. наст. изд. с. 30, сн. 2), можно предположить, что патриарх призывал своих пасомых быть готовыми принять мученичество за исповедание Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

      Император Никифор Фока был убит в результате придворного заговора в ночь с 10 на 11 декабря 969 г., через полтора месяца после взятия Антиохии. Относительно его осведомленности и вообще отношения к этому последнему крупному событию его царствования в источниках имеются расхождения. По свидетельству Льва Диакона, Антиохия «была взята в точном соответствии с приказами, которые были даны оставленному для ее покорения войску... Когда до василевса дошла весть об этом, он обрадовался и воздал благодарственные молитвы Богу» (Лев Диакон. История. С. 46). На первый взгляд с этим согласуется свидетельство Яхьи Антиохийского: «После взятия Антиохии Михаил аль-Бурджи и Исхак ибн Бахрам отправились к императору Никифору, чтобы обрадовать его приятной вестью о взятии города. Он поблагодарил их за это и одарил своими милостями» (Histoire de Yahya-ibn-Sa‘id... Pt. 1. P. 825). Однако мелькитский историк тут же добавляет: «Потом он рассердился на них, с болью переживая пожар, бывший в городе, и его захват таким способом. Они же возненавидели его» и вскоре согласились участвовать в его убийстве (Ibid. Р. 829). С этим добавлением согласуется в свою очередь повествование Иоанна Скилицы. Он пишет о существовавшем тогда поверье: император умрет вслед за взятием Антиохии. Никифор якобы знал о нем и поэтому не велел Вурце предпринимать активные действия против города, но тот ослушался и подвергся опале (см.: Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum. P. 271, 273). С другой стороны, мотивы императора могли быть чисто политические, если согласиться с тем, что «Никифор... хотел длинный ряд собственных успехов в борьбе против арабов Крита, Киликии и Сирии увенчать капитуляцией Антиохии, которую, он надеялся, сможет принять лично во время своей следующей сирийской кампании» (Todt К.-Р. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit (969–1084)//BZ. Bd. 94(1). S. 239– 267, здесь: S. 239). Во всяком случае, бесспорно, что столь быстрое покорение города не входило в его планы. А противоречащее этому свидетельство Льва Диакона является одним из ярких мест, выявляющих тенденциозный в отношении Никифора характер его «Истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью 975 г. на обратном пути в К-поль И. Ц. заболел и вскоре после возвращения умер; возможно, был отравлен по приказу одного из своих противников, Василия Нофа. Был похоронен в храме Христа Халкита. После смерти И. Ц., гражданской войны (976-989) и политической нестабильности византийцы надолго отказались от завоеваний на Востоке, удерживая лишь Киликию и Сев. Сирию с Антиохией. С 976 г. на Балканах начался мятеж болг. знати под предводительством братьев Комитопулов, к-рый привел к возрождению Болгарского царства и длительному противостоянию Византии и Болгарии в кон. X - нач. XI в. Ист.: Leo Diac. Hist.; Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 413; Zonara. Epit. hist. 1869. Vol. 2. P. 494-497, 501, 518-538; Кучук-Иоаннесов Х. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III//ВВ. 1903. Т. 10. С. 93-101; Yahya-ibn-Sa " ï d d " Antioche. Histoire/Ed. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1957. P. 827-833. (PO; T. 18. Fasc. 5); Idem. Turnhout, 1988. P. 350-351, 353-358, 368-369. (PO; T. 23. Fasc. 3); Scyl. Hist.; Armenia and the Crusades: 10th to 12th Cent.: The Chronicle of Matthew of Edessa/Ed. E. Dostourian. Lanham, 1993. P. 20-34; ПВЛ. 1999. C. 33-35. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902; Анастасиевич Д. Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских//SK. 1929. T. 3. C. 1-4; D ö lger F. Die Chronologie des grossen Feldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen//BZ. 1932. Bd. 32. S. 275-292; idem. Wer war Theophano?//Hist. Jb. 1942/1949. Bd. 62/69. S. 646-658; Gr é goire H. La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes//Byz. 1937. Vol. 12. P. 267-276; Ostrogorsky G. Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Brux., 1956. P. 11-19; idem. Geschichte. S. 243-247; Mango C. A. The Brazen House: A Study of the Vestibule of the Imperial Palace. Kopenhagen, 1959. P. 149-169; RegImp, N 725-754; Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries: A.

http://pravenc.ru/text/469752.html

605 . Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики раннего христианства. – М., 1990. 606 . Распространенное проложное житие князя Владимира//Чтения Исторического общества Нестора-летописца. – 1888. – Т 2. – отд. 2. – С. 30–32. 607 . Рассуждения о голых договорах: Текст, пер., коммент. Е. Э. Липшиц//Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии IX-XI вв. – Л.: Наука, 1981. – С. 195–228. 608 . Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники/Ред.-сост. Л. М. Лидов. – М., 2006. 609 . Речения святых отцов: О трезвении//ЖМП. – 1990. – 10. – С. 45. 610 . Речь Флавиана, Патриарха Антиохийского, к греческому императору Феодосию, просительная к помилованию города Антиохии. – М., 1804. 611 . Робер де Клари. Завоевание Константинополя/Пер., ст., коммент. М. А. Заборова. – М.: Наука, 1986. – 176 с. 612 . Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/Записки императорской Академии Наук. – СПб., 1883. – Т. 44. Приложение 1. – Х, 447 с. [Рец.: Успенский Ф. И.//ЖМНП. – 1884. – 4. – С. 282–319]. 613 . Роман Сладкопевец . Песни на Страстную седмицу. – М., 1901. – 126 с. 614 . Русские и иностранные источники о «крещении Руси»//«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. – М., 1988. – С. 270–306. 615 . Руфина пресвитера Жизнь пустынных отцов. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. – XLIV, 120 с. 616 . Ряшко Л. С. Никифор Влеммид. «Царская стстуя»//ВВ. – 2003. – Т 62 (87). – С. 283–321. 617 . Саргсян Т. Э. Армянские жития святых епископов Херсонеса//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2010. – Вып. 4. – С. 202–224. 618 . Саргсян Т. Э. Житие Стефана Сурожского в армянских манускриптах//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 2008. – Вып. 3. – С. 282–298. 619 . Саркисян Г Мовсесе Хоренаци. История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни/Пер. с древнеарм.//Литературная Армения. – Ереван, 1990. – 6. – С. 85–108. 620 . Сборник документов по социально-экономической истории Византии/Отв. ред. Е. А. Косминский. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 сент. 1647 г. одновременно с освящением Преображенского собора в Н. П. м. из Хлынова (ныне Киров) был принесен чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, а на историческую родину отправили копию. В 1670 г. монастырская икона была передана в полк кн. Ю. А. Долгорукова (подавлявший восстание С. Т. Разина), позднее была возвращена в обитель и находилась в местном ряду иконостаса (Выходы государей. 1844. С. 170; Снегирёв. 1863. С. 31-33; Кудрявцев. 1886; по наблюдению Качурина, не выявлена, см.: Качурин. 1997. С. 69, 73). Кроме того, в день освящения собора царь Алексей Михайлович пожаловал Н. П. м. «окладных два ста образов пядниц» (Вкладная книга. 1883. С. 24). 6 июля 1648 г. государь передал в монастырь 42 иконы «греческого письма», к-рые в свою очередь ранее были поднесены ему священнослужителями др. Поместных Православных Церквей ( Снегирёв. 1863. С. V-VIII; в 1779 большая их часть за ветхостью была исключена из описи). 9 сент. того же года царь Алексей Михайлович пожаловал мон-рю еще 100 пядничных икон (Вкладная книга. 1883. С. 24; Качурин. 1997. С. 69). Из запрестольных икон Преображенского собора историки XIX в. называли 2 Богородичные «греческого пошиба» - Писидскую и Владимирскую, путевую икону царицы-инокини Марфы «Умиление» ( Снегирёв. 1863. С. 34; О вкладе инокиней Марфой иконы этого сюжета см.: Вкладная книга. 1883. С. 20-21). Во 2-й пол. XIX в. в приделе прп. Саввы Освященного в Хлебодарной палате был устроен иконостас по рис. Ф. Г. Солнцева; составлявшие его иконы были исполнены царскими изографами в XVII в. ( Снегирёв. 1863. С. 50-51). Иконостас при престоле прп. Саввы, по-видимому, сохранялся и после перемещения престола в нижний ярус Покровского храма в 1907 г. (см.: Дмитриев. 1909. С. 52-54). Древние иконы находились и в иконостасах Спасского и Никольского приделов больничной ц. свт. Николая Чудотворца ( Снегирёв. 1863. С. 54; о построении 5-ярусного иконостаса в этом храме боярином кн. Я. К. Черкасским см.: Вкладная книга. 1883. С. 30-31; краткое описание на нач. ХХ в. см.: Дмитриев. 1909. С. 55-56).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

574 Мюллер Л. Рассказ «Повести временных лет» о крещении Владимира//Он же . Понять Россию. М., 2000. С. 60–70. 579 Гиппиус А. А. Рекоша дружина Игореви. К лингво-текстологической стратификации Начальной летописи//Russian Linguistics. 2001. 25. Р. 159–161, 176, note 26, 165–166; Он же . История и структура оригинального древнерусского текста (XI–XIV вв.): комплексный анализ и реконструкция. Автореф. дис.... д. филол. н. М., 2006. С. 25–26. 580 А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев полагали, что первичным был агиографический рассказ об Ольге, Л. Мюллер считает таким дружинное предание о сватовстве императора: Шахматов А. А. Указ. соч. С. 108–118; Лихачев Д. С. «Повесть временных лет»//Повесть временных лет. М., Л., 1950. Т. 2. С. 306–307; Мюллер Л. Рассказ «Повести временных лет» 955 г. о крещении Ольги//Он же . Понять Россию. М., 2000. С. 46–49. 581 Regel W. Op. cit.; Шрайнер П. Указ, соч. С. 156–157; Бибиков М. В. Указ, соч. С. 64. Текст см.: Кузенков П. В. Указ. соч. С. 140–149; Иванов С.А. Указ соч. С. 216–217, 233–234. 583 Повествование о путешествии послов сильно сокращено; в рассказе о пребывании в Константинополе есть уникальная подробность: посольство провело там восемь дней. Текст «осовременен»: мужи стали слугами, дружина превратилась в бояр. См.: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 11. 586 Древнерусские княжеские... С. 69–70. Ср.: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 63, 70. 588 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 339–356, 435–450. Адемар пишет и о крещении остальных русов греческим епископом. 591 Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.; Киев. 2005. С. 249–287, 504–523. 592 Яхъя называет Романа «сыном Самуила» и отдельно пишет о Комитопуле, «гуляме Романа», болгарского царя. Полагают, что у болгарских царей обязательно было ветхозаветное имя: у Петра – Самуил, у Романа – Симеон. См.: Розен В. Р. Указ. соч. С. 28, 34, 228–331; Ioannis Scylitzae Op. cit. P. 346. 594 Марков А. В. Как звали первых святых мучеников на Руси?//Сб. Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1909. Т. 18. С. 436–439; Рожнецкий С. Как назывался первый русский святой мученик?//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Вып. 4. С. 94–98; Шахматов А. А. Как назывался... С. 261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1159 Первым епископом был в Смоленске Мануил грек (Собр. р. лет. 1. 139; 2. 14 (228); Никон. 2. 72 (241); Татищ. 2. 253 (294); Дополн. к Акт. истор. 1. 4 (106)). 1164 В 1089 г. при освящении печерской церкви епископы считаются после митрополита в таком порядке: Белгородский, Ростовский, Черниговский, Юрьевский; в 1091 г. при перенесении мощей преподобного Феодосия Печерского в таком: Переяславский, Владимирский, Черниговский, Юрьевский; в 1115 г. при перенесении мощей святых мучеников Бориса и Глеба в таком: Черниговский, Переяславский, Белгородский, Юрьевский (П. собр. р. лет. 1. 89, 90; 2. 6 (228)). 1165 П. собр. р. лет. 1. 65; 3. 121,122,179, 211, 212; 5.139 (228). В чем состояла клевета Дудика на епископа Луку – неизвестно, но клеветнику в наказание отрезали часть носа и отсекли обе руки, после чего он убежал к немцам (там же). 1166 Об обретении мощей епископа Луки говорится в обширном житии преподобного Никиты, епископа Новгородского (рукоп. сборн. моей библ. 14. Л. 178–179 (32)). Здесь, между прочим, читаем: «Обретоша гроб шестью деками каменными соделан, на верхней же каменной деке воображение бе честнаго креста... и отверсти его повеле (архиепископ) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор Великия церкве и положи я в епископских гробех одесную страну Великия церкве, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же по памятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». 1167 См.: «О Никите затворнице» в рукописных печерских Патериках; также Полн. собр. р. лет. 1.109; 2. 3,122,179, 213 (228). 1168 Еще в 1-й половине XIII в. черноризец Поликарп писал о Никите: «За многую же его добродетель поставлен быть епископом Новуграду, иже и мьнога чудеса створи: помолився, дождь сведе и пожар града угаси, и ныне со святыми чтут блаженнаго Никиту» (рукоп. Патерик). 1169 Житие святого Никиты нам известно в четырех видах: 1) житие, написанное черноризцем Поликарпом в послании его к архимандриту Акиндину, в XIII в.; 2) житие, написанное неизвестным в XVI–XVII вв., повествующее и об обретении мощей преподобного Никиты и о последующих чудесах его (рукоп. моей библ. 14. Л. 165–197 (32)); 3) житие, написанное игуменом Даниловой обители Иоасафом (в рукоп. моей библиотеки 64. Л. 1 (27)); 4) краткое житие, написанное неизвестным и встречающееся в рукоп. сбор. моей библ. 51. Л. 74 (29) и в печатном Прологе под 31 генваря (234). Для церковной истории могут иметь значение только два первых жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010