– В таком случае нужно и нам будет спросить. Собственно, необходимости нет никакой, но дипломатическая вежливость предписывает это. Подождите с неделю; я узнаю у французского посланника и у английского, как было дело, и сообразно с тем поступлю. 22 ноября/4 декабря 1897. Суббота. Фома Танака, катехизатор в Вакаяма, пишет, что там очень сильное возбуждение против России; его называют «рококу-дорей» (русский раб), веру – «рокёо» (русской верой). Полиция не спускает глаз с него, часто расспрашивает, и все записывает; последнему Фома и рад, так как чрез это имеет возможность заявить истину. Например, увидевши икону Спасителя, полицейский, с поднятым карандашом для записывания, спрашивает: – Христианский Бог ведь иностранец? Но Фома начинает говорить о христианском Боге как о Творце, и полицейский заслушивается речью и находит ее очень интересною и зовет уже к себе более говорить о сем. У Саввы Сакурада опять десять крещений в Иокояма. Что это? Самые надежные катехизаторы бесплодны, самый последний, посланный только для опыта, плодоносит! Сила ли это в немощах (Саввы) совершаемая? Или произрастение семян, брошенных давно? Ибо там когда-то долго жил катехизатор. 23 ноября/5 декабря 1897. Воскресенье. В Церкви у нас были, в первый раз по приезде, посланник барон Розен и его жена; у меня за чаем петом очень хвалили наше пение и все богослужение. «Лучше, чем в Белграде», – говорил Розен, бывший пред сим посланником в Сербии. Василий Накараи описывает свои успехи в Сироиси; может, Бог даст, и возникнет там Церковь ; уже есть просящие крещения. Между прочим, зубной врач Сакаки совсем уже решил креститься, но спохватился, что ему наперед нужно развестись с женой, – «после-де не позволят»; и так приостановился и будет разводиться, а разводиться совсем нс следует; «жена имеет наклонность к воровству», – в этом причина развода, но законная ли? Муж может и исправить ее; она молода… Но, коли разведется, как не крестить, если попросит? Под языческим еще законом сделал то, что этот закон позволяет. – Отпусти, Господи, наши согрешения слабости и неумения убедить исполнять естественный закон любви и верности мужа и жены!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

По совету митрополита Антония саратовский епископ Гермоген вошёл в Св. Синод с опровержением доклада ревизоров. В итоге она была полностью оправдана и ещё более энергично взялась за управление вверенной ей обители. К 1917 году в монастыре проживало 96 монахинь, 264 послушницы и 33 воспитанницы детского приюта. Динамично развивалось и монастырское хозяйство. С Балашовским монастырём связана последняя страничка жизни игуменьи Митрофании (в миру баронессы Прасковьи Григорьевнв Розен) (15 ноября 1825 - 12 августа 1899), дочери генерала, героя Отечественной войны 1812 года барона Григория Владимировича Розен. В памяти потомков она осталась как устроительница общин сестёр милосердия в Санкт-Петербурге, Пскове и Москве, как влиятельная и почитаемая фигура московского духовенства, как обвиняемая в попытках мошенничества завладеть чужим имуществом будучи игуменьей Введенского Владычного монастыря в Серпухове. Но прямого личного интереса Митрофании следствие не нашло: похищенное предназначалось на поддержку монастыря и общины. Хотя суд присяжных признал её в 1874 г. виновной по основным эпизодам дела и приговорил к четырнадцатилетной ссылке в Енисейскую губернию, заменённую проживанием в монастырях Ставрополья, Полтавщины и Нижегородской губернии. Вот, как вспоминала игуменья Митрофания своё знакомство с настоятельницей Балашовского монастыря. «В 1893 году обстоятельства сложились так, что я должна была переехать в Усманский монастырь Тамбовской епархии, здесь я тоже составила летопись этого монастыря. Во время моих поездок по Рязанской дороге (имеется ввиду ж.д. - А.Е.) я совершенно случайно познакомилась с игуменьей Балашовского монастыря, матерью Марией. Мы с ней так сошлись и полюбили друг друга, что я, переехавши в Усмань, часто ездила и подолгу жила в Балашеве. В один из своих приездов туда, я заболела и очень долго пробыла в его обители. Во время моей болезни мы с матерью Марией стали друг другу, как сестры. Она мне заменила духовную сестру, настолько ее внимание и уход за мной были родственны и искренни».

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

Моисей Мори, катехизатор в Сакари, недавно овдовевший, просит невесту себе из Женской школы. Но ему тридцать девять лет, а в школе учительницы, имеющие выйти замуж, все шестнадцати-девятнадцати лет – не пара ему. Притом же он человек болезненный, всегда с опасностью вновь сойти с ума, имеет малого ребенка; немолодую вдову ему бы в жены. Отдал письмо его в Женскую школу, чтобы там подумали, нет ли для него подходящей вдовы из учившихся в Женской школе? Письмо прислали обратно с ответом, что не знают таковой. Напишем Моисею – пусть сам поищет себе подругу жизни между христианками. О. Павел Сибаяма, из Нагоя, пишет, что катехизатор Павел Тарасима совсем негоден для службы – всегда болен и ныне отпросился на три месяца домой для лечения. Просит о. Павел кого-либо вместо него. – Но нет никого! 10/22 ноября 1899. Среда. Посланница, баронесса Розен, прислала брошюрку, четырнадцать страниц, «Сифу Дэкон» [?] об о. Иоанне Кронштадтском , написанную епископальной миссионеркой Miss Ballard; брошюрка сия от сей Miss чрез баронессу. В своей записке баронесса извещает также, что барон Розен, полученной вечером третьего дня телеграммой, назначается посланником в Мюнхен, сюда же на его место – Извольский, ныне находящийся в Мюнхене. Новость очень неприятная; барон знает Японию, так как прежде прослужил здесь секретарем семь лет и ныне посланником уже три года; добрые отношения у России с Японией при нем были обеспечены, а после что Бог даст? Был с визитом у английского епископа Awdry. Живет в новопостроенном в японском стиле доме; стены гостиной украшены, между прочим, прекрасными ландшафтами работы Mrs Awdry. Пред домом пустое место, на котором будет воздвигнут собор, и нужно сказать, место для сей цели такое же хорошее, как наше; собор с холма будет виден на большую часть города. Возвращаясь от Awdry, заехал к посланнику. Оказывается, что перевод его состоялся совершенно неожиданно для него. Кажется, желающие орудовать в Корее устроили это, так как барон держался очень широкой политики с японцами в вопросе о Корее. Как бы вперед Корея не поссорила России с Японией! Впрочем, барон очень хвалит ум и такт Извольского и говорит, что дело будет в надежных руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Германн Рейнгольд, генерал-лейтенант французской службы † 1667; женат: 1) на NN; 2) на Анне-Маргарите д’Эппе (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 2 дочери) Вольдемар, генерал-майор французской службы (maréchal-de-camp.) † 1645; женат на девице д’Эппе Иоанн, генерал-майор французской службы (maréchal-de-camp.), убит в сражении под Ретелем 1650; женат на Жанете де Шуазёль-Бопре Иоанн, эстляндский ландмаршал, женат на Гертруде Бракель Елисавета, за Георгом-Оттоном Бергом Анна-Доротея, за Георгом Трейденом Маргарита-Елисавета, за Иоанном Будденброком Анна, 1) за Иоанном Икскулем; 2) за Бернгардом Шаренбергом Маргарита, за Фромгольдом Тизенгаузеном КОЛЕНО VIII: Генрих-Иоанн, шведский подполковник † 1712 Фабиан, шведский подполковник † 1717 Георг-Христофор, женат на Иоанне-Ренате Розен София-Агнеса, за Оттоном-Вильгельмом Бок Барон Фабиан, рождение 1625 † 1698; женат на баронессе Елисавете Кевенгюллер Оттон, рождение 1626 † 1667, подполковник лифляндский дворянской кавалерии; женат на Доротее-Марие Кальден Граф Конрад, рождение 1628 † 1715, маршал французских войск, маршал ирландских войск, кавалер французских орденов святого Духа и святого Лудовика большого креста; женат на Маие-Софие Розен Эрнест-Иоанн, эстляндский ландмаршал † 1697; женат на Елисавете-Гертруде Будберг Георг, шведский майор Екатерина-Елисавета, за шведским генерал-лейтенант Яковом Икскулем (в последствии бароном Мейендорф фон-Икскуль) Мария-София, за графом Розеном 58) Иоанна-Рената, за Розеном 55) Георг, полковник австрийской службы, убит на штурме Ландскроны 1677; женат: 1) на Маргарите Розен; 2) на Марие-Эвве Цурейн Маргарита, за Розеном 61) Роберт, женат на Магдалине Ассериен Иоанн, шведский полковник NN † в молодых летах Анна, за Иоахимом Берендсом КОЛЕНО IX: Беатрикса-Христина Барон Георг-Густав, рождение 1656 † 1714, российский генерал-поручик, потом австрийский фельдмаршал-лейтенант; женат: 1) на девице Функен; 2) на девице д’Эппе (от 1-го брака 2 сына и 3 дочери; от 2-го брака дочь) Барон Конрад, австрийский подполковник

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

26 января/8 февраля 1904. Понедельник. Утром перенес в архив, в библиотечном здании, из канцелярского шкапа все нужные русские бумаги. Потом разобрал книги, присланные для библиотеки посланницей, Елисаветой Алексеевной Розен, вследствие моей просьбы ей вчера вечером, чтоб книги, которые она не думает брать в Россию, прислала в библиотеку Миссии. Вместе с книгами прислала 6 икон, все новые и очень изящные. Комитет, вчера избранный: о. Петр Кано, Савва Хорие и Василий Ямада, был в Министерстве внутренних дел; самого Министра они не видали – болен; но главное начальство там уверило их, что нашей Церкви и зданиям будет охрана, как всегда; богослужение может свободно отправляться. Насчет звона – как нам угодно, это-де не их дело; можем звонить, можем и не звонить; мне – Епископу Николаю – тоже обещали охрану и сказали, что могу остаться здесь без всякого опасения; только советовали вне дома показываться с осторожностью, чтоб избежать возможных оскорблений. Из Министерства внутренних дел они пошли в Полицейское управление, и там им сказали то же самое, то есть обещали охрану и покровительство Церкви, зданиям и школе. Значит, и звон к богослужениям будет здесь, как всегда. Это гораздо лучше, чем придуманная было нами уступка, могли бы подумать, что Церковь струсила и притаилась; стало быть, есть причины на то в ней и тому подобное. Так было обрадовался я, что теперь дело решенное – я здесь остаюсь, и отправился известить посланника, что со стороны Министерства внутренних дел нет к тому никаких препятствий. Но, увы, новое препятствие! Посланник не решается оставить меня здесь, сказав: «Подумаю об этом и дам ответ завтра». Опасается, видно, чтоб меня не убили здесь, и, чтоб снять с себя всякую ответственность, хочет, должно быть, телеграммой спросить – позволяется ли мне здесь остаться? О себе сказал барон Розен, что получил телеграмму от Императора, повелевающую ему «немедленно оставить Японию со всем Посольством». Если не позволят мне остаться здесь, остановлюсь в Шанхае, чтоб быть вблизи Церкви. И чайка не улетает далеко от своего гнезда, как я могу оставить мою юную, еще не оперившуюся Церковь ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Они пообещали Давиду уступить ряд пограничных местностей, если он поможет подавить мятеж Склира. Давид действительно оказал помощь, отправив против Склира " князя князей " Гогика и Торника, " и стали они опустошать греческую страну, подвластную тирану Склиру " (Асохик. 135) (см.: Месхия. 1979, 100). 43. Аморий - город во Фригии, центр фемы Анатолики. Панкалия - долина неподалеку от Амория, у реки Галис (Скилица. 326). Совр. Хамза-Хаджи (Рэмси. 1891, 231). 44. Согласно Льву и Яхъе, сражение при Панкалии окончилось поражением Варды Фоки, тогда как у Скилицы (326) - неточность: он связывает с этой битвой решающую победу над Склиром войск Василия II под,, начальством Фоки. 45. Никея (совр. Изник) - старинный город, место проведения первого вселенского собора 325 г.; митрополия (Бекк. 1959, 165). По Константину Багрянородному (Фем. 25), это митрополия и центр четвертой фемы- Опсикий. 46. Атталия (совр. Анталья) - старинный город в провинции Памфилия, центр морской фемы Кивирреоты (Арвейлер. 1966, 108). 47. В немецком переводе опущены слова " - азиатский " (Лоретте. 154). 48. Скилица (291) не упоминает Варду, говоря только о Феодоре и Никифоре. Может быть, Варда - второе имя Феодора. (О Парскутинах см. примеч. 2, кн. VII.) Яхъя (Розен, 3) рассказывает, что первое поражение Склира произошло в Антиохии, где местное население, разочаровавшись в нем, провозгласило вновь царем Василия. Сторонники Склира из армян, пытавшиеся восстановить его власть, были разбиты местными жителями. 49. Решающую помощь в наборе войск из фемы с грузинским населением оказал Фоке Давид, куропалат Тао (Скилица. 326; Ластивертци. 64; см.: Адонц. 1938, 143-156; Авалихвили. 1933, 177-202). 50. Лев Диакон не называет места окончательного поражения Склира. Скилица (326) называет, но путает первую битву с последней. Склир, согласно Яхъе, потерпел поражение 21 шабана 368 г. хиджры (24 марта 979 г.). Он бежал в Диарбекир и просил помощи у эмира Адуд-ал-Даулы (Розен. 12), который затребовал Склира в Багдад (Экбатаны по Льву).

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

М.Б. Митрополит Антоний Санкт-Петербургский и Ладожский. СПб: Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, 1915. - Приложение. Письма митрополита Антония. С. 21. ГАСО. Ф. 1132, оп. 1, д. 162, л. 5 об. Ссылка на Новиков А.П. - С. 8. Епископ Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович - 1852 - 1918). С 1898 - ректор Тифлисской Духовной семинарии, подписал приказ об исключении из этого учебного заведения Иосифа Джугашвили. С 21 марта 1903 по 17 января 1912 - епископ Саратовский и Астраханский. С 8 марта 1917 - епископ Тобольский и Сибирский. 15 июня 1918 - утоплен большевиками в р. Туре. Останки захоронены в Тобольском Софийско-Успенском соборе. Канонизирован в августе 2000 Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. В 2005 - были обретены его мощи. См.: Софийско-Успенский собор. Гор. Тобольск//Православные храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск 24. 2013. - С. 31. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании//Русская старина. 1902. - С. 302. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании. - М.: Никея, 2010. - С. 74 - 75. Записки...- С. 209 - 224, 589 - 620. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь//«Балашовский край». Краеведческий альманах. Приложение к «Российскому историческому журналу». 2001. 1. С. 8 - 14. Миссионерские курсы в г. Балашове//Саратовские епархиальные ведомости, 1917 г., 2.- С. 66 - 67. Кунцевич Л.З. Миссионерские курсы для монахинь Саратовской епархии//Саратовские епархиальные ведомости, 1917 г., 6.- С. 211 - 212. Филиал ОГУ «Саратовский государственный архив» в г .Балашове. - Ф. 51. - Оп. 1. - Д. 148. - Л. 131. НА РТ. Ф. 484, оп. 67, д. 1, л. 29 - 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». Зеленецкий А.Ф. Указ. соч. - С. 133. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

45 Кекелидзе К. С. 166; Евтихий. С. 52; Медников Н.А. Т. 2. С. 278, 285, 287, 288, 290, 329–330; Todt K.-P. P. 184–185. 48 Медников Н.А. Т. 1. С. 775, Т. 2. С. 285; Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. С. 654; Todt K.-P. P. 178–179. 51 Лопарев Х.М. Т. XVII. С. 76, сл.; Житие Романа Нового; Мученичество шестидесяти новых святых мучеников. 53 Житие Антония/Раваха; Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового; Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. XIX. С. 45; Сказание о мученичестве святых отцов в лавре преп. Саввы. С. 47. 62 Феофан. 6267 г. Данный пассаж явно заимствован Феофаном из мелькитской сирийской хроники 780 г. 86 См. библиографию по этим персоналиям: Griffith S. The Monks of Palestine. P. 22–23; Бойко К.А. С. 53–60; Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109; Панченко К.А. Коста ибн Лука. С. 162. 89 Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109–120; Панченко К.А. Восприятие исторического процесса. С. 82–86. 93 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 19. С. 23, 29–30; Медников Н.А. Т. 2 (1). С. 288–9; Феофан. 6255 г. 94 Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях. 95 Bernard the Wise. P. 26; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 293; Дмитриевский А.А. Типиконы. С. 63–64. 96 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 17. С. 215; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 291 105 Розен В.Р. С. 110–122; Мец А. С. 17; Runciman S. T. 1. P. 30–31; Большаков О.Г. Византия и халифат. С. 364–365. 107 Медников Н.А. Т. 1. С. 821–824.; Т. 2. С. 335–336, 338–342, 343–346; Панченко К.А. Антиохийский патриарх Христофор. С. 223–227. 108 Розен В.Р. С. 32–33, 40–41, 240–259, 309–331; Медников Н.А. Т. 1. С. 825–838; Runciman S. T. 1. P. 31–34; Письмо Цимисхия. С. 96–100. 119 Знаковой фигурой в истории позднего Фатимидского халифата является везир Бадр аль-Джамали, фактический правитель государства в конце XI века. Гулям армянского происхождения, едва ли искренне принявший ислам, он опирался на войска из армянских наемников, многие из которых оставались христианами. Бадр с подчеркнутым уважением обращался с коптскими патриархами. В то же время церковь была жестко подчинена интересам государства. Христиане и иудеи платили джизью неукоснительно. Везир диктовал резолюции собору коптских епископов, употребляя при этом библейскую терминологию, подобно христианским императорам эпохи Вселенских соборов (Brett M. Al-Karaza al-Marqusiya. P. 50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3/15 июля 1899. Суббота. Послесоборные хлопоты: расчеты, кому сколько послать на дорогу по случаю перевода на другое место; женатым посылается и на жену, на детей, на перевозку имущества; по железным дорогам велел (священникам также) по третьему классу; выдача жалованья и дорожных отправляющимся на службу, кончившим курс и прочим. Из Нагасаки от консула пришло известие, что 10/22 числа пароход Добровольного флота «Москва» зайдет в Нагасаки, по пути в Одессу, значит – к тому времени Феодору Янсену нужно быть в Нагасаки для отправления в Санкт-Петербургскую Семинарию. Из России от сына Осипа Антоновича Гошкевича, бывшего Хакодатского консула, получил книгу, произведение Осипа Антоновича «О корнях японского языка». Видно, что дело мастера, хоть и небольшое. За всенощной пел уже хор причетников с Дмитрием Константиновичем Львовским, отличным тенором и регентом, во главе, за роспуском школ на каникулы. После пискотни и крика девчонок удивительно мягко и приятно звучит этот хор, хотя к концу каникул и он надоест и захочется опять звенящих и оживляющих звуков. После всенощной, как обычно, исповедь священников пришедших на Собор. 4/16 июля 1899. Воскресенье. Литургия в сослужении шести священников. Посланник Розен приезжал по поводу назначенной завтра панихиды по Цесаревиче Георгии. Не то, что Хитрово, – этот не просил «поскорей», не говорил, «стульев у нас в Церкви нет», когда служили панихиду по Царе Александре III; Розен же – «как бы поскорей»! Уверил я его, что дольше двадцати минут не будет, тем более что и хора большого теперь нет. «И Евангелие поскорей?» – «Его совсем не будет». – «А что же? Апостол?» – «И Апостола на панихиде не полагается». – Успокоился несколько барон сими новыми для него сведениями. Насчет же стульев успокоительного сообщения барону сделать не мог. Вечером, в девятом часу, визит нанес bishop Awdry, тоже по поводу завтрашней панихиды; как видно, не хочется ему быть на ней, а не сделать любезность нельзя; я уверил его, что барон не будет в претензии, если бишопу завтра что-либо помешает быть на панихиде; об участии же бишопа к нашему трауру, явленое сим визитом, я барону скажу, и он останется доволен сим. Проговорили мы с ним до половины десятого. Оказывается, что дело проповеди, и особенно школьное дело, и у них не более блестяще, чем у нас; школьное-то еще у нас получше – учеников больше. – Спрашивал, не буду ли я в претензии, если он пошлет проповедника на остров Хацидзёосима, – «Отнюдь нет!» – Прежде наш год жил там без плода, пусть теперь ихний поживет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

1997. С. 95, 189. Рис. 8). Развитие городов К. и Т. е. в 1-й пол. XIX в. способствовало тому, что их церковные постройки возводили преимущественно в стиле позднего классицизма, как, напр., в Елабуге ( Попадюк С. С. Елабуга: история планировки и застройки по архивным мат-лам//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: XIII-XIX вв. М., 2000. С. 41). Воскресенский собор в Казани. 1890 г. Архит. Г. В. Розен. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Воскресенский собор в Казани. 1890 г. Архит. Г. В. Розен. Фотография. 20-е гг. ХХ в. С ростом инженерных возможностей в церковном зодчестве получил распространение стиль эклектики. Различные декоративные мотивы обозначали определенный тип зданий. Одним из ярких проектов в стиле романтической готики стал проект перестройки кафедрального Благовещенского собора в теплый (1841, проект Ф. И. Петонди). Здание было расширено: на месте старого теплого собора с севера устроен придел Рождества Христова, на месте ризницы с юга - придел во имя святых Бориса и Глеба, зап. крыльцо превращено в крытую паперть-трапезную, огромный двусветный зал с хорами и лестницами в угловых частях здания; с 1832 г. в нижнем ярусе колокольни существовал придел во имя свт. Гурия, Казанского чудотворца, в подвальном этаже собора - храм Всех святых (с 1896) ( Айдарова-Волкова. 1997. С. 90; Фролов. 2005. С. 8). Признаками воссозданной старины в духе эклектических тенденций стали высокие окна с килевидными завершениями, схожие очертания были приданы закомарам новой трапезной. Подобными же готическими формами украсили др. храмы, заменившие здания существовавших не одно столетие церквей: свт. Николая Чудотворца (Николо-Вешняковская) (1849-1853, не сохр.), новую 4-ярусную колокольню Спасо-Преображенского монастыря по подобию Раифской колокольни (1862, не сохр.); Покровскую ц. (1868-1874, архит. П. Е. Аникин, не сохр.; Фролов. 2005. С. 11, 57, 61). Церковь свт. Николая Чудотворца (Николо-Гостиная) (1864-1870), по преданию, была связана со священнослужением буд. патриарха Ермогена.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010