20 . Записка об издании «Архива древнерусской письменности» (12 октября 1908 г. в Протоколах Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности). 21 . Молитва отцов Никейского первого вселенского собора. – «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 73–74. 22 . Отчет о поездке в Синайский монастырь св. Екатерины летом 1908 г.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 1145–1148. 23 . Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 281–306; перепечатано в кн.: F. Haase. Altchristliche Kirchengeschichte nach orientalischen Quellen. Leipzig, 1925, S. 257–269. 24 . Die «Gebote der heiligen Väter» nach dem Euchologium Sinaiticum.– «Jagic – Festschrift». Berlin, 1908, S. 591–596. 25 . Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе.-ИОРЯС, т. 14,1909, кн. 1, стр. 201–236. 26. Ответы Петра Хартофилакса (конца XI века).– «Записки имп. Академии наук, по историко-филологич. отделению», т. VIII , 14, СПб., 1909, стр. 1–19. 27 . Прохирон (о πρ?χειρος ν?μος) в новейшей русской литературе.– «Юридические записки». Ярославль, 1909, вып. I (III), стр. 102–110. 28 . Отзыв о книге свящ. Д. Ф. Стефановича «Стоглав: его происхождение, состав и значение в истории древнерусского церковного права и богослужения».– «Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909–1910 учебный год». СПб., 1910, стр. 318–324. 29 . Четвероевангелие в древнем грузинском переводе по рукописям 913 и 995 годов, под ред. В. Н. Бенешевича . Вып. I-II. СПб., 1909–1911. 30 . Обозрение трудов по славяноведению. 1908–1913. Сост. В. Н. Бенешевич , В. И. Срезневский , М. Р. Фасмер, А. А. Шахматов. Под ред. В. Н. Бенешевича. СПб.– Пг., 1909–1918; 1908–1909. Вып. 1 – 4 . – ИОРЯС, 1909, т. XIV, кн. 1 – 4 ; 1910. Вып. 1–2.– Там же, 1910, т. XV, кн. 2–3; 1911. Вып. 1–2.– Там же, 1911, т. XVI, кн. 1, 4; 1912, т. XVII, кн. 1–2; 1912. Вып. 1–3. СПб.– Пг., 1913–1914, 536 стр., 1913. Вып. 1–3. Пг. 1915–1918, 685 стр. Именные указатели к «Обозрению» за 1908–1910-е гг. печатались в ИОРЯС, 1910, т. XV, кн. 1, 4. Указатель за 1911 г. вышел отдельным изданием (Пг., 1915).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

– 7–8 за июль-август 1907 г. (с. 1128-), «Проект Саратовского епископа Гермогена об учреждении богословско-миссионерской школы», – 9 за сентябрь 1907 г. (с. 1311–1318), «Нижегородский миссионерский съезд» (есть о Лукине, о Нижегородских ярмарочных беседах – М.Б.), – 10 за октябрь 1907 г. (с. 1462–1477), Ф. Круглов «В недрах старообрядческого раскола», «Панама в небольшом масштабе» (беглые заметки наблюдения из современной жизни старообрядчества) (есть о Лукине, о ревизионной комиссии VII Ввсероссийского съезда старообрядцев – М.Б.), – 11 за ноябрь 1907 г. (с. 1591–1596), Самарский епарх. миссионер Д. Александров «К нашей полемике со старообрядцами», – 11 за ноябрь 1907 г. (с. 1629–1636), Н. Гринякин «Раскольничье гонение на Церковь » (о Преображенском кладбище – М.Б.), – 11 и 12 за ноябрь и декабрь 1907 г. (с. 1648-, с. 1739-), Старый друг «Политическое и религиозное пройдошество вождей австрийского раскола» (в т.ч. о Протоколах частного после съезда собрания…, опубликованных в «Старообрядце» – М.Б.). 1909 год – 1 за январь 1909 г. (с. 110–119), «Старообрядцы о своих вождях» (упомин. начетчик Шурашов – М.Б.), – 1 за январь 1909 г. (с. 120-), П.С.О. «Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Общий обзор существующих органов расколо-старообрядческой печати» (упомин. Мельников, Варакин, Перетрухин и др. – М.Б.), – 1 за январь 1909 г. (с. 134–139), Н.Б. «Раскол за 1908 год» (на с. 139: «…Покойный Швецов (Онисим Васильевич) был действительно выдающийся богослов-самородок…» – М.Б.), – 1 за январь 1909 г. (с. 158–168), В. Скворцов «Миссия православной Церкви в 1908 году», – 2 за февраль 1909 г. (с. 267–284), Свящ. Иоанн Полянский (Московский епархиальный миссионер) «Ответ на открытое письмо Совета старообрядческого Братства Честнаго и Животворящего Креста Господня» (по поводу условий собеседований – М.Б.), – 2 за февраль 1909 г. (с.326–329), Пастырь «Из жизни Самарской миссии», – 3 за март 1909 г. (с. 482–484), В.Г. «Деятельность бывшего Самарского Епархиального Миссионера» (о Дим. Александрове – М.Б.),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

и проводили до дому княжескаго» (П. собр. р. лет. 2. 4 (228); Татищ. 3. 212 (294)); 2) о Вячеславе Владимировиче: «Вниде в Киев, и людем с митрополитом сретшим его, и посадиша и на столе прадеда своего Ярослава... и благослови его пресвященный Михаил, митрополит Киевский...» (1. 134; 4. 6; 5. 158 (228); Никон. 2. 77 (241)); 3) о Всеволоде Ольговиче: «Вниде в Киев и посажен бысть в Киеве на великое княжество пресвященным митрополитом Михаилом» (Никон. 2. 78 (241)); 4) об Изяславе Мстиславиче: «И выидоша противу ему множество народа, игумени с черноризьцы и попове всего города Киева в ризах, и приеха к святой Софьи, и поклонися св. Богородици, и седе на столе деда своего» (П. собр. р. лет. 2. 24 (228)); 5) о Всеволоде–Гаврииле: «Егда приеха ко Пскову, священноиноки, и священники, и все множество народа сретоша его честно, с кресты и, многолетствовше, посадиша его на столе» (5. 8 (228)). Совокупив все эти частные сказания, мы и составили общее понятие об образе вступления наших древних князей на престол. Достоверность этого предания подтверждается тем, что оно сохранилось не только в наших летописях, хотя и поздних, и других памятниках письменности, но и в греческих, по свидетельству греческих иерархов XVI в., а отчасти и тем, что доныне хранятся в Москве царские регалии греческого изделия, известные под именем Мономаховых (Карамз. 2. 153. Прим. 220. Изд. 2-е (148); Оболенск. Соборн. грамота духовенства православной Восточной Церкви, утвержд. сан царя за великим князем Иоанном Васильевичем IV. Москв., 1850. С. 4 (265)). Разноречия касаются имен архипастырей, приходивших из Греции для венчания нашего князя (см. там же), и, главное, имени императора, присылавшего их к нам вместе с царскими регалиями. По одним сказаниям, это был Константин Мономах (Степ, кн. 1. 247 (156); Карамз. 2. Прим. 220 (148)), скончавшийся в 1054 г., когда, следовательно, нашему Владимиру Всеволодовичу было только около двух лет (П. собр. р. лет. 1. 69, 129 (228)); по другим, это был Алексей Комнин, царствовавший в Греции в то время, когда Владимир Всеволодович занимал уже великокняжеский престол (П.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

У казатель мест Св. Писания и предметов, объясняемых в Словах и речах высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского Источник I. Указатель мест Священного Писания 286, 287 250, 251 318, 319 293, слд. 507, 508 379, 380 144, 146 258, 259 492, 494 479, 482, 483 429, 430 339, 340 143, 144 297–301 118, 119 151, 152 380, 381 308, 309 213, 214 498, 499 459, 460 129, 130 121–123 115–117 425, 426 453–455 227, 228 449, 450 413–416 85 и сл. 235 и сл. 558–560 421, 422 36, 184 341, 342 II. Алфавитный указатель предметов А АВГУСТИН. Его свидетельство o силе молитвы за усопших. II, 305. АВРААМ. Образец доблести семейственной. III, 97. Образец долготерпения. I, 352–354. Пример Авраама, пожертвовавшего Богу сыном, научает нас жертвовать для Христа всякою собственностию. 240, 241. АЛЕКСИЙ (св.). Отверз очи Тайдулы. II, 6. Сверял c Греческим текстом Славянский перевод Св. Евангелия и исправлял оный. 76. Важность сих исправлений для последующей борьбы с раскольниками. 77. Евангелие, исправленное им, сохраняется доселе в обличение раскольников. 77. Случай к открытию мощей св. Алексия. I. 212. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ . Замечание его о дне Рождества Христова. III, 309. АНГЕЛЫ. Учение разума о бытии Ангелов. II, 217, 218. Ветхозаветные свидетельства о бытии Ангелов и явлениях их человеку. 218–220. Свидетельства новозаветные. 221. Блаженство их в лицезрении Господа. I, 136. Каким образом распространяется Божественный свет между чинами Ангельскими. II, 371. Почему в Ветхом Завете не было особого установления о почитании Ангелов? 216. Для чего в Церкви Христианской установлено почитание их? II, 216, 217. Праздник в честь Ангелов, установленный Церковию, доказывает общение их с нами. 225, 226. Бытие Ангелов-хранителей человека. 228. Действия их относительно к человекам. 229. Действия на душу человеков. 222, 223. Служение их человекам. 226. Ангелы-хранители детей. 228, 230, 231, III, 144. Влияние их на жизнь младенцев. III, 567. Ангелы-хранители возрастных. II, 228, 229. Ангелы-хранители частей и сил стихийного мира, также народов и царств. 227, 228. Ангелы-хранители удаляются от грешников. 223, 231. Почему должно просить у Бога Ангела-хранителя, когда Ангелы назначены уже Богом на сие служение? 229–231. Как Апостол Павел изображает отношения Ангелов к человекам? 226. Учение о том св. Иоанна Дамаскина . 227. Иногда не примечаем служения нам Ангелов. 222, 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1141 Полн. собр. р. лет. 1. 89 (228). Банное строение мы не колеблемся, вслед за митрополитом Евгением (Опис. Киево-Соф. собор. 72–73 (115)), понимать в буквальном смысле, не видя никакого побуждения отступать от него. Бани, без сомнения, у нас были и прежде митрополита Ефрема, но были ли бани каменные, а главное, были ли бани безмездные, устроенные при безмездных больницах для всего народа, как объясняют это позднейшие летописи (П. собр. р. лет. 9.116 (228))? Мнение же Болтина и Карамзина (2. Прим. 160 (148)), будто под банным строением надобно разуметь крестильницу (ралпсгфюу), издревле устроявшуюся при церквах, нам кажется очень искусственным и не имеющим никакого основания. Спрашиваем: 1) не странно ли, что наш летописец простое греческое название baptisterion – крещальня вздумал заменить другим, переносным и обоюдным названием – «банное строение»? 2) Откуда известно, что у нас до митрополита Ефрема не устроялись при некоторых церквах крещальни? Напротив, не без основания допускают, что она была при киевском Софийском соборе, устроенном по образцу византийского, имевшего при себе крещальню, и даже указывают доныне сохранившуюся древнюю пристройку к киевскому собору, которая видна на правой стороне его и внутри имеет (совершенно сообразно с назначением крещальни) фресковые изображения: к востоку – крещения Христова, а к южной стороне – 40 мучеников, в Севастийском озере стоящих и крестившихся в нем огненным Крещением (Опис. Киево-Соф. собора по обновлении его в 1843–1853 гг. Киев, 1854. С. 12 (115)). 1142 Никон, лет. 1. 192 (241); 2. 11, 17 (в П. собр. р. лет. 9. 116, 125, 128 (228)); Степ. кн. 1. 229 (156). На создание Ефремом церкви в Суздале есть намек и в древней летописи (1. 108, 189 (228)). О городе Милитине означенные летописи именно выражаются: «Такоже и в Милитине в своем граде устрой и по иным своим градом митропольским», и тем заставляют предполагать, что Милитин существовал в России, как и другие города, принадлежавшие русскому митрополиту. Не был ли этот Милитин то же, что Малотин, упоминаемый неподалеку от Переяславля (П. собр. р. лет. 1. 134 (228))? А некоторые подумали, будто означенные летописи говорят здесь о городе Милитине, находившемся в Малой Армении (Карамз. 2. Прим. 160 (148)), и заключили, будто митрополит Ефрем родился в этом армянском городе и был грек, хотя в летописях нет о том ни слова (Опис. Киево-Соф. соб. 72 (115)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(см. стр. 161); в примечании к ним я с некоторой подробностью раскрыл их значение и старался обратить на них особое внимание духовенства. 238 В этой книжке и было напечатано «Мнение митр. Новгородского Димитрия (Сеченова) о Единоверии и о клятвах собора 1667 г., с предисловием от редакции» (см. Брат. Сл. 1883 г. стр. 221). 239 О непрекращении ветхозаветной жертвы во время плена вавилонского (см. Брат. Сл. 1883 г. стр. 165). 240 В, 4-й книжке Братского Слова за 1883 г. я напечатал статью об освобожденных в 1881 г. «суздальских заточниках Аркадии, Кононе и Геннадии», к которой присоединил, заимствованное из записной моей книжки, описание поездки в Суздальский монастырь, совершенной мною вместе с о. Павлом в 1870 году именно для посещения этих заточников. 241 Имеется в виду напечатанное в 4-й книжке Братского Слова за 1883 г. примечание мое к статье о Федосеевском соборе (см. стр. 210–212). 243 Статья эта, с помещенным в ней посланием, явилась, действительно, в 5-й кн. Братского Слова за 1883 г. (см. стр. 251–262). Она задела раскольников за живое и заставила их при посредстве мирволивших расколу газет, поднять старое дело о пяти вопросах, поданных ими Пафнутию и якобы представленных в Синод, – стали печатать жалобы и упреки, что Синод. доселе не дает им ответа. Потом выступил на помощь раскольникам Верховский с своими ответами на вопросы новинковских старообрядцев. Все это, как увидим, доставило нам не мало хлопот. 247 Вопросы, поданные Пафнутию еще в 1874 году, теперь были напечатаны в Современных Известиях с письмом «из старообрядческого мира», содержавшим жалобы и протест старообрядцев, что на их вопросы, так давно поданные и якобы представленные в Синод, доселе не дано ответа, тогда как их самих будто бы даже «насильно притягивают» к ответам на разные вопросы. Редактор Современных Известий так же выражал удивление, что на вопросы доселе не отвечено. 248 Разумеется «Краткая беседа со старообрядцем об уставе утрени и вечерни, напечатанная в 7-й кн. Братского Слова 1883 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Парфений Попов 1854–1860 Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864 Виталий Вертоградов 1865–1866 Алексий Новоселов 1867–1868 Платон Троепольский 1868–1876 Петр Екатериновский 1876–1883 Владимир Петров 1883–1886 Исаакий Положенский 1886–1891 Макарий Невский 1891   с 1894 года еп. Томский и Барнаульский Бийское викариатство Учреждено в 1879 году. Кафедра в Бийске. Епископы: Владимир Петров 1880–1883 Макарий Невский 1884–1891 Владимир Синьковский 1891–1893 Мефодий Герасимов 1894 Тульская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Туле. Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803 Амвросий Протасов 1804–1816 Симеон Крылов-Платонов 1816–1818 Авраамий Шумилин 1818–1821 Дамаскин Россов 1821–1850 Димитрий Муретов 1851–1857 Алексий Ржаницын 1857–1860 Никандр Покровский 1860–1893 с 1873 года архиепископ Ириней Орда 1893 Каширское викариатство Учреждено в 1893 году. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893 Туркестанская Учреждена в 1871 году. Кафедра в Верном. Епископы Туркестанские и Ташкентские: СофронийСокольский 1871–1877 с 1877 года архиепископ Александр Кульчицкий 1877–1883 Неофит Наводчиков 1883–1892 Григорий Полетаев 1892 Уфимская Учреждена в 1859 году. 77 Кафедра в Уфе. Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860 Филарет Малышевский 1860–1869 Петр Екатериновский 1869–1876 Никанор Бровкович 1876–1883 Дионисий Хитров 1883 Финляндская Учреждена в 1892 году. Кафедра в Выборге. Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892 Харьковская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Харькове. Епископы Слободско-Украинские и Харьковские: Христофор Сулима 1799–1813 Аполлос Терешкович 1813–1817 Павел Саббатовский 1817–1826 Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832 Иннокентий Александров 1832–1835 Епископы и архиепископы Харьковские и Ахтырские: 78 Мелетий Леонтович, архиеп. 1835–1840 Смарагд Крыжановский, архиеп. 1840–1841 Иннокентий Борисов 1842–1848 с 1845 года архиепископ Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848 Филарет Гумилевский 1848–1859 с 1857 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Рец. на:] Правила и практика церкви относительно присоединения неправославных христиан. Историко-каноническое исследование преподавателя костромской дух. семинарии магистра богословия священника А. Серафимова. Изд. 2-е, испр. и доп. Кострома, 1882//Там же. Т. 3. Сентябрь. С. 161–166. Подпись в конце текста: N. Подпись в содержании: Η. П. Отчет (...) (об участии в работе V АС в Тифлисе)//ЖЗСДА за 1881/2 уч. г. 1882. С. 93–94. Отчет датирован 15 ноября 1881 г.; представлен на заседании Совета СПбДА 30 ноября 1881 г. [Отзыв на:] Сочинение студента Княжинского Алексея «Домашний и семейный быт древних христиан»//Там же. С. 50–51. Отзыв от 22 сентября 1881 г. [Отзыв на:] Сочинение студента Миловидова Феодора «Отношение ветхозаветного богослужения к новозаветному»//Там же. С. 77. [Отзыв на:] Сочинение студента Добровольского Василия «Происхождение и история епископских облачений»//Там же. С. 196–197. [Отзыв на:] Сочинение студента Косухина Александра «Критический обзор статей, относящихся к христианской иконографии, в рукописях Софийской библиотеки»//Там же. С. 197–198. [Отзыв на:] Сочинение студента Надеждина Александра «Археология обрядов елеосвящения»//Там же. С. 202. [Отзыв на:] Сочинение студента Новикова Василия «Литургия преждеосвященных даров по рукописям софийской и кирилловской библиотек»//Там же. С. 204–205. [Отзыв на:] Сочинение студента Смелкова Павла «История чинопоследования освящения храмов»//Там же. С. 207–208. 1883 Новое церковно-археологическое открытие//ЦВс. 1883. 15 янв. 3, часть неофиц. С. 9–10. 330 Подпись: Η. П. Чин коронования Государей в его истории//Там же. 7, 14, 21 мая. 19, 20, 21, часть неофиц. С. 3–5, 4–5, 6–9. То же (отдельное издание). [СПб., 1883]. 32 с. Ипатьевская лицевая псалтирь 1591 года//ХЧ. 1883. Ч. 2. 11–12. С. 594–628. То же (отдельный оттиск). [СПб.], 1883. 36 с. [Библиографическая заметка:] Указатель для обозрения московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы. Составлен Саввою, архиепископом тверским. Издание пятое (пересмотренное и дополненное), с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательнейших предметов патриаршей ризницы. М., 1883//ЦВс. 1883. 13 авг. 33, часть неофиц. С. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Епископ Неофит (Следников)]. Молитвенник к Богу усердный. Сергиев Посад, 1916. Там же. С. 35. Удостоен звания студента семинарии постановлением Педагогического собрания Правления семинарии от 9 ноября 1898 г. (Книга для записи бумаг, исходящих из правления семинарии за 1898 г.//ГАВО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 2640. Л. 80.) М. Иеромонах Крестовой церкви Симеон (некролог)//ВЕВ. 1903. 7. С. 182-184. См. также: Николай Следников. Иеромонах Симеон – сотрудник Вологодской миссии//ВЕВ. 1903. 8-9. С. 228-231; 10. С. 287-291; М.С. В чём сила пастырского влияния? Памяти иеромонаха Симеона//ВЕВ. 1906 С. 342-347; Венок на могилу иеромонах о. Симеона. Вологда, 1903; Н. К. Дружеская беседа об о. Симеоне//Церковное слово. 1909. 124. С. 378-382; 125. С. 397-400. Н. К. Дружеская беседа об о. Симеоне//Церковное слово. 1909. 124. С. 382; ВЕВ. 1912. С. 51. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. С. 137-228. Письма Николая Кулакова к архиепископу Никону (Рождественскому)//ОР РГБ. Ф.765. К.9. Ед. хр. 45. Клировая ведомость Афанасиевской церкви за 1912 г.//ГАВО Ф.1063. Оп. 1. Д. 2. Л. 3. об-4. ВЕВ. 1908. 18. ВЕВ. 1911. 14. Николай Следников. Иеромонах Симеон – сотрудник Вологодской миссии//ВЕВ. 1903. 8-9. С. 228-231; 10. С. 287-291. М. Иеромонах Крестовой церкви Симеон (некролог)//ВЕВ. 1903. 7. С. 182-184; М.С. В чём сила пастырского влияния? Памяти иеромонаха Симеона//ВЕВ. 1906 С. 342-347; Венок на могилу иеромонах о. Симеона. Вологда, 1903; М. Святитель Димитрий Ростовский вразумитель глаголемых старообрядцев при жизни и по преставлении. Церковное слово. 1909. 154. С. 850-854. Известна статья Николая Следникова «Сторонник ли старообрядческого раскола Сильвестр Медведев?» (Православный путеводитель. 1907. Т. 1. С. 49-52). Вологда, 1903. См. сайт Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856–1918) окончил МДА в 1882 г. С 27 июля 1882 г. преподаватель русского и церковнославянского языков в Вологодском духовном училище, с 8 октября 1887 г. преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии. С 3 сентября 1888 г. преподаватель церковнославянского и русского языков в Вологодском епархиальном училище. С 25 марта 1900 г. священник Вологодского Успенского женского монастыря. С 16 марта 1901 г. инспектор Вологодской семинарии (ВЕВ. 1905. 21. С. 309). «…С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь…» (Письмо В. К. Лебедева епископу Иоанну (Поммеру)//История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. С. 96-97).

http://bogoslov.ru/article/6172655

Но такой датировке на первый взгляд противоречит рассказ Льва Диакона: даже если отказаться от старой привязки " огненных столбов " к апрелю 989 г. (см. выше), все равно наш историк явно сближает это явление с кометой, точно датируемой летом 989 г. Значит, русские взяли Херсон в 989г.? А ведь в 988 г. они были союзниками Василия II. Высказывалось предположение, что ромеи не выполнили уславий договора, и Владимир захватил Херсон, чтобы принудить их к этому. Напротив, А. Поппе (1978) считает, что город отложился от империи и князь действовал против него как союзник Василия. Н. М. Богданова, однако, справедливо замечает, что употребленный Львом оборот " " не означает предзнаменования: появление столбов " указывало на уже свершившийся захват " и, стало быть, сообщение Льва не противоречит другим источникам (Богданова. 1986, 44-46). 71. Веррия, совр. Верия, мощная крепость; суффрагант-епископия (Бвкк. 1959, 137). Ее взятие датировалось второй половиной 989 г. (Златарский. 1918, 681), но по указанным выше соображениям должно быть отнесено к более раннему времени. Византийцы вновь овладели ею лишь в 1001 г. (Скилица. 344). 72 День св. Димитрия - наиболее популярного военного святого в Византии ив Болгарии - отмечается церковью 26 октября (Синаксарь. 163-165). Скилица (331) относит землетрясение к октябрю 15 индикта 6495 г., т. е. к 986 г. Нужно думать. Лев Диакон, современник события, особенно приверженный тому, чтобы устанавливать тесную связь между бедствиями и астрономическими явлениями, заслуживает большего доверия. К тому же Яхъя (Розен. 26) относит землетрясение к четырнадцатому году правления Василия (это 989 г.) и к 379 г. хиджры (также 989 г.). Это землетрясение упоминается и у поэта Иоанна Геометра, и у армянского историка Асохика, и у латинских хронистов. О характере разрушений в куполе св. Софии см.: Эмерсон, Найс. 1943. 73. Данное место особенно важно для определения даты написания труда Льва Диакона. Шестой год после землетрясения - 995-й. Однако Яхъя (Розен. 26-27), хронология которого заслуживает доверия, относит это событие к восемнадцатому году правления Василия, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010