Тогда я попытался заинтересовать редакцию другой идеей – проектом создания Православного информационного центра. Отправляясь от решения задачи христианского возрождения в стране, я в нем рассматривал информационный аспект этой задачи и выдвигал программу формирования ряда компьютерных баз данных в области христианства (по агиографии, иконографии, гимнографии, экзегетике, христианской библиографии и персоналии), а также компьютерных симфоний по Священному Писанию и богослужебным книгам. Конечно, появившийся позднее интернет до некоторой степени снял остроту поиска всякой информации, но в 1990 году не существовало не только интернета, но даже полного электронного текста русской синодальной Библии! Однако и этот проект, с которым я тогда носился с разным успехом по разным организациям, 8 не произвел особого впечатления на сотрудников редакции. Мне сказали: всё это, конечно, хорошо; а вот не могли бы Вы написать статью по русским религиозно-философским обществам? Я так хотел попасть в Издательский отдел, что был заранее согласен на любую работу; а тут мне предлагают написать статью по теме, которой я действительно много занимался, изучал архивы, вел переписку с Н. А. Струве о возможности издания книги на эту тему в «YMCA-Press». И я с восторгом взялся за эту статью, которая и появилась в апрельском номере Журнала. 9 После этого я был представлен митрополиту Питириму. Тогдашний заместитель Владыки диакон Андрей Лоргус привел меня к нему. – Владыка, вот раб Божий Евгений хочет работать у нас, написал хорошую статью о Религиозно-философских обществах в предреволюционной России. – Кто Вы? Я рассказал, что по образованию я – физик, однако с давних пор интересовался вопросами сначала философскими, потом и богословскими; был в дружеских отношениях с бывшим ответственным секретарем «Журнала Московской Патриархии» Анатолием Васильевичем Ведерниковым, а также Н. П. Ивановым, которые и руководили моим самообразованием в этой области; с давних пор мечтаю попасть в такое место, где богословием можно будет заниматься официально.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Новгородцев, И. Покровский, C. Франк. Несмотря на то что на титульном листе дата 1918 г., сборник поступил в продажу в 1921 г. Главную задачу авторы сборника видели в том, чтобы дать всесторонний критический анализ большевистской революции, показать роль интеллигенции и русской литературы в ee подготовке. B «Предисловии издателя» П. Струве писал: «Сборник «Вехи», вышедший в 1909 г., был призывом и предостережением. Это предостережение, несмотря на всю вызванную им, подчас весьма яростную реакцию и полемику, явилось на самом деле лишь p o б к и м диагнозом пороков России и c л a б ы м предчувствием той моральной и политической катастрофы, которая грозно обозначилась еще в 1905 – 1907 гг. и разразилась в 1917. Историк отметит, что русское образованное общество в своем большинстве не вняло обращенному к нему предостережению, не сознавая великой опасности, надвигавшейся на культуру и государство» (Струве П. Предисловие издателя//Из глубины. Сборник статей o русской революции 1990. C, 19). Подробнее o замысле, истории создания и проблематике этого сборника см.: Полторацкий H. Сборник «Из глубины» и его значение//Из глубины. 2-e изд., YMCA-Press, 1967; Колеров M. A., Плотников H. C. Русская интеллигенция и национальная судьба//Из глубины. Сборник статей o русской революции, M., 1990. C, 5 – 16. 20 Она ведь всегда пользовалась творчеством великих писателей для утилитарно-общественной проповеди, – Имеется в виду революционно-демократическая и народническая критика XIX в., которая, по Бердяеву, просмотрела «внутренний» смысл великой русской литературы. (О6 этом же см.: Волынский A. Русские критики. Литературные очерки, Спб., 1896. C, 11 – 111.) 21 Впервые почувствовал жуткость Гоголя писатель другой школы, других истоков u другого духа – B. Розанов. – Бердяев следует за Розановым в его оценках творчества Гоголя. См.: В. В.Розанов , «Легенда o Великом Инквизиторе» Достоевского» (1891), «Пушкин и Гоголь» (1891), «Как произошел тип Акакия Акакиевича» (1894) (Розанов B. B. Несовместимые контрасты жития.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Предисловие к статье «Религиозные типы»). Ни «синодальный», ни «аскетический» или «эстетический» пути в православии не могут быть удовлетворительными, – решительно настаивает мать Мария, – какими бы важными они ни считались в свое время. Некоторые из них являются просто духовно опасными. В любом случае они не должны быть канонизованы, а тем более насильственно внедрены. Ибо «мы должны в свободе делать дело церковное». И занимаясь этим делом, «мы должны четко отличать Православие от всех его украшений и одежд». «Всего более она была готова свидетельствовать о Спасителе, не заботясь о своем личном или монашеском облике в глазах других. За это свидетельство она заплатила дорогой ценой своей жертвенной жизни. Увенчано же оно было ее мученической смертью», – заканчивает свое предисловие к цитируемой публикации прот. Сергий Гаккель. Протоиерей Сергий Булгаков Православие и государство Печатается в сокращении по: Православие. Очерки учения Православной церкви. 3-е издание; YMCA-Press, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5e, 1989. C. 331–344. Булгаков Сергей Николаевич (16 июня 1871, Ливны – 13 июля 1944, Париж) – протоиерей, русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель. «Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (т. 1–2:1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике «Проблемы идеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием «От марксизма к идеализму» (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения – в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства «Пут»», где в 1911–17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный «христианский социалист»). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике «Два града» (т. 1–2:1911). В философских разработках 1910-х (монографии «Философия хозяйства», 1912, и особенно «Свет Невечерний», 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П.А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

155 После смерти мужа, сестра стала собирать материалы для его биографии. Её болезнь и скорая смерть не дали возможности закончить эту работу. Многое из собранного находится в Архиве Русской и Восточной Европейской Истории и Культуры при Колумбийском Университете в Нью–Йорке. Лица, интересующиеся этими материалами могут обращаться за сведениями в этот архив. Его адрес: 800 Butler Library. Columbia University. New York City. N.Y. 10027. 156 Обе мои сестры обладали даром предвидения и были интуитивны, они унаследовали эти черты от матери (см. На Переломе стр. 81). Так например, однажды младшая сестра гостила в Париже у родителей. Через несколько дней к ней должен был приехать из Женевы её муж. Накануне его приезда, когда она ложилась спать, её охватило стихийное чувство страха за него. Она промучилась всю ночь и рано утром поехала на вокзал. Поезд приходил в 6 часов и Густав никак не ожидал увидать жену на платформе, но в действительности он чуть не погиб в эту ночь. Он вышел прогуляться на единственной остановке поезда, тот двинулся внезапно, Густав успел вскочить на одну из подножек вагона, но дверь в него оказалась запертой. Всю ночь он был принуждён оставаться на скользких ступеньках, цепенея от холода. Поезд мчался не останавливаясь до самого Парижа. Ему удалось каким-то чудом удержаться от падения и так спасти свою жизнь. 160 Брат лечил сестру неустанно в продолжение её длительной болезни, делая все, чем современная медицина могла помочь ей, хотя сестра всегда просила не продлять её жизнь. Первое время после удара моя жена взяла на себя уход за ней, не отходя от неё днём и ночью. Ей неоднократно приводилось заменять брата тогда, когда силы сестры до известной степени восстанавливались. В последние месяцы болезни, Милица снова отдала себя умиравшей сестре. Эти страдные дни и часы ещё глубже связали их. Читать далее Источник: За рубежом : Белград-Париж-Оксфорд : (Хроника семьи Зерновых, 1921-1972)/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. - Paris : YMCA-press, Cop. 1973. - 561 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Некоторые ученые полагают, что понимание евхаристических молитв как «секретных» и потому не провозглашаемых родилось от смешения в славянских служебниках понятия «тайный» и «тáинственный», т. е. «совершающий таинство» (греч. ) и по смыслу большинства этих молитв они должны произноситься всеми участвующими в литургии. Подробный анализ проблемы дан в книге: Протоиерей Николай Балашов. «На пути к литургическому возрождению». М.: Духовная библиотека, 2001, с. 358—370. 271 Протопоп Аввакум. «Житие». Памятники литературы Древней Руси: XVII bek, кн. 2. М.: Худ. лит., 1989, с. 355. 272 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 273 Теория Большого взрыва (Big-bang model) — широко распространенное в современной науке представление о происхождении и развитии Вселенной. Согласно этой теории, произошедший около 13 миллиардов лет назад взрыв сверхплотной массы сверхвысокой температуры привел к возникновению и постоянному расширению Вселенной в пространстве и времени. 274 В еврейском оригинале (Быт 1:2) стоит словосочетание  (тóху вавóху), представляющее собой hapax legomena, т. е. выражение с совершенно непроясняемым значением. В Септуагинте (см. сноску 187) это словосочетание передано как  (в синодальном переводе, соответственно, «безвидна и пуста»), что, по-видимому, призвано описательно выразить значение «хаос». Словом «хаос» греческие переводчики не воспользовались, вероятно, желая избежать ассоциации с мифологическим персонажем Хаосом. 275 Протоиерей Сергий Булгаков. «Агнец Божий». О Богочеловечестве, ч. I. Париж: YMCA-Press, 1933, с. 143—144. 276 См. сноску 265. 277 В последнее время исследователи шумерского языка и культуры пришли к выводу, что на историю о сотворении Евы («Ева» на иврите — «живущая») из ребра Адама повлиял шумерский миф о сотворении человека. По-шумерски слова «ребро» и «жизнь» омонимичны, поэтому представление о рождении женщины из жизни мужчины могло трансформироваться в представление о рождении ее из ребра (см.: «В начале начал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Хрущева по адресу некоторых деятелей отечественной литературы и искусства на одной из его встреч с твор­ческой интеллигенцией в 1962–1963 гг. (вероятнее всего 3 марта 1963 г. в Кремле). 322 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 1//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 151–153. 323 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 2//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 154–157. 327 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 3//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 157–160. 328 Лев Шестов (наст. фам. – Шварцман Лев Исаакович; 1866–1938) – русский философ-экзистенциалист. С 1920 г. в эмиграции. 329 Речь, произнесенная Ф.М. Достоевским на заседании Общества любителей российской словесности 8 июля 1880 г. в Москве по слу­чаю открытия памятника поэту и напечатанная затем в его «Дневнике писателя на 1880 г.» под назв. «Пушкин (Очерк)» (см.: Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 136–148). 330 Шестов Л. A.C. Пушкин//Шестов Л. Умозрение и откровение: Религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи. Па­риж: YMCA-Press, 1964. С. 338. 333 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 4//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 160–163. 335 Из стихотворения Е.А. Баратынского «Когда, дитя и страсти и со­мненья...» (1844): «...Решилась ты делить его волненья/В нем таин­ство печали полюбя». 337 Из стихотворения Е.А. Баратынского «Молитва» (ок. 1843): «...И на строгий Твой рай/Силы сердцу подай...» 338 Опубл. как: Цикл бесед о религиозности русской поэзии, 5//Шмеман А., прот. Проповеди и беседы. С. 163–167. 342 Адамович Георгий Викторович (1894–1972) – русский поэт- акмеист, литературный критик, эссеист. В 1923 г. эмигрировал из СССР, жил и скончался во Франции. Сведений о парижском изд. его «Комментариев» не найдено. Вероятнее всего, речь идет об изд.: Ада­мович Г. Комментарии. Washungmon: Vucmor Каткип, Ипс., 1967. Сверка нижеслед. цитат произведена по изд.: Адамович Г. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2006. 349 За фразой: «Это не может быть превзойдено» следует опущенное о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Последнее дает место не только множественности точек его или атомов, но и их единству» или связности. Оно не только разделяет, но и соединяет, причем силой этой связи пространство, статическое в разделенности, динамически может быть преодолеваемо, осуществляемое как единство. Пространственный образ бытия, как и временный, имеет для себя основание в сверхпространственном духовном бытии, которое есть подлинное содержание пространственного мира. Пространство не есть просто мешок для атомов (впрочем, даже и образ мешка предполагает уже некоторую целокупность). Пространственный образ мира есть статический разрез мировой причинности в том смысле, что все пространственное бытие взаимно обусловлено или причинно связано, – не в последовательности, но в сосуществовании, свидетельствуя о миро-единстве. Как форма тварного бытия, пространственность является менее общей, чем временность, поскольку первая относится лишь к миру природному, чувственному, а вторая объемлет и явления мира духовного. 275 Это вовсе не означает Оригеновского предсуществования душ в пределах мирового времени, до или после сотворения земного мира. Здесь мы имеем не сопоставление двух времен, прежде и после, но вечности ни времени. Ср. Крупина Неопалимая, – о первородном грехе. 276 Между прочим, способность приручать животных («домашних») в человеке есть явное свидетельство об этом изначальном соотношении. Теперь человек не может приручить всех животных, которые «одичали», но все они имеют в себе к этому задаток. Примеры тому из жизни святых, с одной стороны, и укротителей зверей с другой. 278 Эта мысль об антиномии тварного я , которое одновременно есть и тварь, и самополагающееся я есть образ Первообраза и вместе с тем принадлежит самому себе, – может быть приведена в параллель (а в известной степени и в связь) со «второй антиномией» личного самосознания, о которой учит Н. Гартман (Die Ethik) и Б. П. Вышеславцев . Этика преображенного эроса, гл. 7, § 2. 281 Если «демон» Врубеля (или Лермонтова) может нас чаровать красотой, то здесь мы имеет либо религиозный подмен и самообман, имеющий источником духовную ограниченность или даже слепоту художника, или же (что более вероятно), особый характер дарования, дающий ему видеть красоту и в падении, в своеобразной светотени. Читать далее Источник: Агнец Божий [Текст]: О богочеловечестве/Прот. Сергей Булгаков. - Париж: Ymca-press, 1933. - 1 т. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Основная идея моей жизни есть идея о человеке, о его образе, о его творческой свободе и творческом предназначении. Это есть и тема книги, которую я заканчиваю. Тема о человеке есть уже тем самым тема о Боге. Это основное для меня. Тема о центральности человека, о его творческой активности не была даже по-настоящему поставлена в патриотической и схоластической мысли. Она была поставлена в Ренессансе и гуманизме. Но пришло время иначе поставить и иначе разрешить тему о человеке, чем она ставилась и разрешалась в Ренессансе и гуманизме, которые оказались в плену мира объективированного. Ныне мысль наша делается более пессимистической, более пораженной злом и страданиями мира, но это пессимизм не пассивный, не отворачивающийся от муки мира, а принимающий ее, активный и творческий. Все мои книги посвящены одной этой теме. Сейчас я пытался ее обосновать и раскрыть в опыте экзистенциальной философии. Когда-то Фейербах, находившийся в середине пути, хотел перейти от идеи Бога к идее человека. Потом Ницше, который пошел дальше, хотел перейти от идеи человека к идее сверхчеловека. Человек не только был в пути, но он почувствовал себя лишь путем, переходом. Теперь по-новому нужно понять, что переход к человеку и есть переход к Богу. Это и есть основная тема христианства. И философия человеческого существования есть христианская, богочеловеческая философия. И для нее нет ничего выше Истины, но Истина не есть объективность, Истина не есть вхождение в нас объектов, Истина предполагает активность человеческого духа, познание Истины зависит от степени общности людей, от общения в Духе. 147 Опыт философии одиночества и общения Публикуется по изданию: Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж: YMCAPress (1934). Книга вышла на французском языке (под названием «5 размышлений о существовании» – 5 meditations sur l’existence. Solitude, societe et communaute. Paris, 1936, 2-e ed. – 1966), на английском (под названием «Одиночество и общество» – Solitude and Society. London, 1938, ed. 2 – 1947), на итальянском (Milano, 1943) и испанском (Mexico, 1948) (под тем же названием, что и французское издание), на немецком языке (Darmstadt, 1951), наконец, на японском языке (1954, 1960).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

    Джон Мотт (1865—1955) — американский протестантский миссионер и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира (1946), один из зачинателей современного экуменического движения и инициаторов создания Всемирного Совета Церквей. «Он был воплощением экуменического духа, символом, который послужил примером и стимулом для многих… Без пионерского труда д-ра Мотта Всемирный Совет Церквей — говоря по-человечески — не мог был возникнуть» (Журнал Московской Патриархии. 1965. 11. С. 53). Будучи студентом одного из американских университетов, Мотт возглавил в 1885 году один из первых христианских союзов студентов, а в 1895 году — Всемирную христианскую студенческую ассоциацию. Его детищами являются Христианское студенческое движение, Международный миссионерский совет (1921) и основанное им в Праге издательство YMCA-press (1921). В созданном в 1948 году Всемирном Совете Церквей Мотт был избран почетным президентом. Добивался участия России в экуменическом движении, поскольку «считал, что без участия Православной Церкви экуменизм неизбежно сведется к панпротестантскому движению» (Там же). Письмо 21. Митринович пишет из Лондона монаху Каллистрату в ...    Мира тебе и здравия от Господа.    Если хочешь услышать обо мне — душа моя в полном покое, а телесное здоровье удовлетворительное, твоими молитвами, дорогой мой Каллистрат.    Из письма доктора Ефима я узнал, что и ты состоишь в комитете по встрече гостей из Индии. Я удивился, что ты в Белграде. Ты всегда говорил, что хочешь не выходить из Святой Горы до самой смерти. Несомненно, ты должен был сделать это «по послушанию», по заповеди своих старцев. Только смотри, как можно скорее беги в блаженный мир Святой Горы, ибо великая буря гнева Божия носится над грешной Европой. Эта буря не пощадит и вас, святогорцев, но вы легче ее перенесете, чем остальной мир.    Я уже отвечал доктору Ефиму, что не собираюсь туда приезжать. Я полагаю, что из Лондона могу сделать для Индии и Сербии больше, чем из другого места. Я упражняюсь в том, чтобы любить весь мир, по рецепту, какой ты дал мне в своей святогорской келии, но Индию и Сербию я люблю без упражнений и усилий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Ebd. S. 16 Ebd. S. 20. Ebd. S. 23. Ebd. S. 24. Ор. cit., S. 87–88. Ор. cit. S. 160. Ebd. S. 193. Неясно, что имеется в виду: в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина немало снов, есть и «кошмарные» (например, в «Скрежете зубовном»), но указанного А. Позовым названия не находится. С другой стороны, в известной пьесе А.Н. Островского «Пучина» (1865) нет никаких снов. См. Иез. 36:25 . Брюссель, 1960, с. 53. См.: Мф. 6:6 . «Как счастлив я, когда могу покинуть…» — черновой набросок 1826 г. «К Наталье» (1813). Поэма «Родрик, последний из Готов» написана Робертом Соути (1774–1843) в 1814 г. Пушкинский «Родрик» («Родриг») 1835 года — не столько перевод, сколько произведение по мотивам английской поэмы, лирический смысл которого верно ощущается автором книги. Сергей фон Штейн. «Пушкин-мистик», Рига, 1931, с. 8. В 1821 г., вдали от родственников, этот шаг поэта был обусловлен и другими влияниями. Неясно, какой «рассказ» имеется в виду; до нас дошла лишь скупая запись в Дневнике 1821 года: «4 мая был я принят в масоны». Речь идет о книге В. В. Гиппиуса «Пушкин и христианство» (Пб.. 1915) и статье Е. Кислицыной «К вопросу об отношении Пушкина к религии», которая вошла в «Пушкинский сборник памяти профессора Венгерова» (М. Пг., 1922); последнее сочинение С. Л. Франк охарактеризовал как «ученическую, добросовестную, но весьма поверхностную работу» ( Франк С. Л. Этюды о Пушкине. Париж, YMCA-Press, 1987. С. 9) «Этюды о Пушкине», 1957. «D. grosse Brockhaus», Bd. 10. Арфа царя Давида в русской поэзии», Брюссель, 1960, с. 38–44. Там же. В письме к А. И. Тургеневу, которое датируется второй половиной июня 1818 г., К. Н. Батюшков упомянул о «маленьком Пушкине, которому Аполлон дал чуткое ухо» («Русский Архив», 1867, 1. С. 1517). Т. е. «Родрик» (1835); см. примеч. 136. A Bremond, op. cit., Ss. 85–89. Op. cim. Op. cim. «Герой» (1830). Op. cim. «Solange Dichter leben. Puschkin Studien», herausgegeben von A.Lutier, 1949. S. 72–73. «Untersuchungen uber Puschkins Verhaltniss zur Sprache», 1952, S. 27–31.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010