Закрыть itemscope itemtype="" > А.Солженицын и ИМКА 02.03.2018 3347 Время на чтение 9 минут В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Солженицына. В связи с этим Правительство РФ предложило ЮНЕСКО объявить 2018 год годом Солженицына. Давайте рассмотрим, откуда А.И. Солженицын черпал свои исторические конструкции, которые вошли в его публицистические и литературные труды. В октябре 1982 года в Нью-Йорке, на пресс-конференции, посвященной 20-летию журнала «Religion in Communist Dominated Areas», супруга писателя Наталья Дмитриевна Солженицына заявила, что самой лучшей помощью, которую когда-либо получали она и её супруг, была помощь, оказанная Полом Андерсоном. А спустя 30 лет, уже в Москве, на конференции, посвященной 90-летию издательства «YMCA-Press», она сказала буквально следующее: строительным материалом для их с Александром Исаевичем знаний, мировоззрения и душ являлся журнал «Вестник РСХД». Эти признания Н.Д. Солженицыной взаимосвязаны: Пол Андерсон (1894-1985) - секретарь международной протестантской (преимущественно американской) организации YMCA (Young Men " s Christian Association) , РСХД (Русское студенческое христианское движение) - отделение YMCA, созданное в среде русской эмиграции так называемой первой (послереволюционной) волны, «Вестник РСХД» - его печатный орган, выходящий в парижском издательстве «YMCA-Press» («ИМКА-Пресс»). Главой этого русскоязычного издательства был Пол Андерсон. В «ИМКА-Пресс» вышли и «Август Четырнадцатого» Солженицына (в 1971 году), и его «Архипелаг ГУЛАГ» (в 1973 году). Причем исключительные права на издания своих произведений дал этому издательству сам Солженицын. Связь ИМКА с Россией имеет давнюю историю. В начале XX века ИМКА действовала в Российской империи непосредственно, открывая свои отделения во многих университетских центрах. Петербургскому отделению ИМКА покровительствовал один из высших сановников империи - принц Ольденбургский. После Февраля 1917 года в Россию прибыли сотни представителей ИМКА. Временное правительство создало для них режим наибольшего благоприятствования.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/asol...

Собрание сочинений... Т. 14. С. 532). 154 РСХД на франц: ACER-MJO: Action chrétienne des étudiants russes – Mouvement de jeunesse orthodoxe. 155 Основной темой выступления А.В. Карташева на той конференции было восстановление государственности на фундаменте православия. (Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии: Материалы к истории Русского Студенческого Христианского Движения. Берлин – М.: YMCA-Press, 1993. С. 10–11). 156 Русское студенческое христианское движение [Электронный ресурс]//Образовательный портал «Два Града». URL: (дата обращения: 22.11.2020). 159 YMCA [Электронный ресурс]//Образовательный портал «Два Града». URL: http://dvagrada.ru/wiki/YMCA (дата обращения: 22.11.2020). 160 Доклад Миссионерского Отдела, принятый в заседании Собора 16 (29) Ноября 1921 г. III. Пропаганда антихристианских богоборных учений//Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора В Сремских Карловцах. Срем. Карловци: Српска Манастирска Шmaмnapuja, 1922. С. 77. 161 Булгаков С., прот. Смысл и оправдание христианских студенческих кружков (в ответ на анкету о целях «движения»)//Вестник РСХД. 1926. 4. С. 4–5. 162 Его краткая история описана в статье: Богословский А.Н. Вестник русского христианского движения//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 43–44. 165 Феофан, архиеп. Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви (26 ноября/9 декабря 1926 г.) [Электронный ресурс]//λγος. Православные тексты и исследования. URL: (дата обращения: 04.11.2020). 166 Аржаковский А.А. Журнал «Путь» (1925–1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев: Феникс, 2000. С. 107. 171 Пер. с англ.: Mjor K.J. Reformulating Russia: the cultural and intellectual historiography of Russian first-wave emigre writers. Leiden-Boston: Brill. 2011. P. 169–170. 172 Карташев А.В. 35 лет издательства «YMCA-Press»//Вестник РСХД. Париж – Нью-Йорк. 37. II-1955. С. 20. 173 Парахневич Е.В. Журнал «Путь» в системе эмигрантской журналистики//Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 8: Литературоведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики : Творчество и объективация. М.: Республика, 1995. С. 185. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 4. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2016. С. 7. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 125. Там же. С. 17. Бердяев Н. А. Истина и откровение : Пролегомены к критике Откровения. Санкт-Петербург : РХГИ, 1996. С. 44 – 45. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж : YMCA-Press, 1952. С. 77. Бердяев Н. А. Истина и откровение : Пролегомены к критике Откровения. Санкт-Петербург : РХГИ, 1996. С. 6.  См., например: «Когда христианство учит о Троичности Божества и об искупительной жертве Сына Божьего, оно допускает процесс в Боге, божественную трагедию. … И в нас, в нашей глубине совершается тот же процесс, который совершается на небе, процесс богорождения» (Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 132.). Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека : Опыт персоналистической метафизики. Париж : YMCA-Press, 1939. С. 97. Там же. С. 98. Там же. С. 98. Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 201.  Уже в «Философии свободы» (1911) Бердяев исповедует «церковную гносеологию» как свой «метод». Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 201. Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 190. С. 210. Бердяев Н. А. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. Париж : Современные записки, 1931. С. 181. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Путь, 1911. С. 217. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. Париж : YMCA-Press, 1951. С. 10. Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 201.

http://bogoslov.ru/article/6177644

 См., например: Stark K. The idea of God-Man in Nicolas Berdyaev’s existentialism. Ed. A.-T. Tymieniecka. Hannover, NH : Springer, 2009. P. 217. Здесь Бердяев, конечно, продолжатель Вл. С. Соловьева, на что и сам указывает (Бердяев Н. А. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века). Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. С. 127).  Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. Москва : Республика, 1994. С. 215.  Преемственное А. С. Хомякову представление о соборности как «онтологическом качестве Церкви» (Бердяев Н. А. Философия свободного духа : Проблематика и апология христианства. С. 209.) Бердяев тоже увязывает с антропологией, ставя в заслугу Хомякову прежде всего понимание соборности как мистического опыта (Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Париж : YMCA-Press, 1997. С. 86.) и обнаружение ее связи со свободой (Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Париж : YMCA-Press, 1997. С. 76.).  Надо заметить, что лучший способ устроения церковной жизни для Бердяева вовсе не предполагает культа равенства и утраты ею внутреннего иерархизма (не тождественного иерархической структуре церковной организации), различения даров. См., например: Бердяев Н. А. Проблема христианского государства. Современные записки. 1927. 31. С. 302. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. Париж : YMCA-Press, 1997. С. 86.  См., например: Бойко П. Е. Идея соборности в русской философии : дис. канд. филос. н. Краснодар : Кубанский государственный университет, 1999. 144 с.; Засухина В. Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX — начала XX веков : Дис. канд. филос. н. Санкт-Петербург : СПбГУ, 2000. 187 с.; Евреева О. А. Идея соборности: социально-философский анализ : дис. канд. филос. н. Москва : РГСУ, 2006. 162 с.; Лазарева А. Н. Идея соборности и свободы в русской религиозной философии. М.: Институт философии РАН, 2013. 154 с.; Голович Р. Соборность: из истории русской религиозной и социальной мысли//Социологические исследования. 2020. 5. С. 121–125.

http://bogoslov.ru/article/6177644

Сведения о конце жизни сына Цветаевой Георгия Сергеевича Эфрона (1925–1944), дошедшие до Ахматовой, не верны: он не служил в штрафном батальоне, а был смертельно ранен в боях под Полоцком. «Символ величия России». Впервые: Ахматова А. Стихотворения/Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. Paris: YMCA-Press. (Избранная поэзия). Есенин и революция. Статья написана в 1974 г. Впервые: Вестник. 1995. III. 172. К столетию со дня рождения Сергея Есенина в номере также опубликованы: Анкета «Вестника», на которую ответили Ю.Кублановский, С.Липкин, С.Хомутов, И.Лиснянская, и статья А.Н.Богословского «Пояснения к фотографии». Судьба Мандельштама. Впервые: Мандельштам О. Стихотворения/Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. 3-е изд. Paris: YMCA-Press. (Избранная поэзия). Мечтатель-ясновидец. Впервые: Блок А. Стихотворения/Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. Paris: YMCA-Press, 1993. (Избранная поэзия). Прославление русской поэзии. Впервые: Русская мысль. 1987. 29 окт. Марина Цветаева и Вандея. Впервые: Вестник. 1993. II-III. 168. Вандее посвящены также материалы: «Слово А.Солженицына при открытии памятника Вандейскому восстанию», «Речь Алена Дэко», «Речь Фалиппа де Вилье», «А.Солженицын в Вандее», опубликованные в том же номере. См. также: ИМКА-Пресс и «Дни Вандеи» на Тамбовщине//Вестник. 1994. III. 170. Христианское мировоззрение Мандельштама. Впервые: Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. NY: Эрмитаж, 1994. Запись доклада, прочитанного в Лондоне на симпозиуме, посвященном 100-летию со дня рождения Мандельштама. Роман-загадка. Переработанный вариант послесловия к «Роману с кокаином» (М.: Худож. лит., 1990) и статьи «Спор вокруг В.Набокова и «Романа с кокаином»» (Вестник. 1986. I. 146.) Еще об авторстве «Романа с кокаином». Впервые: Вестник. 1995. III. 172. О «Романе с кокаином» см. также следующие работы Н.А.Струве: «К разгадке одной литературной тайны» (Вестник. 1985. 144 и 1986. 146), «Nabokov est-il l’auteur de Roman avec cocaine?» (Cahiers de l’émigration russe. 2. Institut d’Etudes Slaves. Paris, 1993. P. 51–55).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 . Рец. На кн.: Tretjakewitstch L. Bishop Michel d’Herbigny, S. J., and Russia.A Pre-Ecumenical Approach to Christian Unity//Das Östliche Christentum. 1990.Bd. 39. 317 p.//SVTQ. 1992. Vol. 36. 3. Р. 303–306. IV. Предисловия и послесловия к монографиям и критическим изданиям 79 . Préface//Lossky V. Vision de Dieu. Neuchâtel: Éd. du Patriarchat O_Ecuménique,1962. P. 7–9. Английский перевод: • Preface//Lossky V. Vision of God. Bedfordshirë The Faith Press, 1963. P. 5–6. (2nd ed. – Bedfordshire, 1973; 3 rd ed. – Crestwood, NY: SVS Press, 1983). Русский перевод: • Предисловие к книге В. Н. Лосского «Боговидение»/Пер. с фр. В. А. Рещиковой//БТ. 1972. Сб. 8. С. 231–232. В отдельном издании: • Предисловие//Лосский В. Н. Боговидение. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995. С. 3–4. 80 . Foreword//Fedotov G. P. The Russian Religious Mind. Vol. II: The Middle Ages – the Thirteenth to the Fifteenth Centuries. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1966. P. VI-XIV. 81 . Предварительная заметка [к статье Тейяра де Шардена «Феномен христианства " ]//ВРСХД. 1969. 95–96. С. 32. 82 . Introduction//Troitskij I. E. Arsenij i Arsenity. London: Variorum Reprints, 1973. P. I-VI. (Byzantine Series; Vol. 13). Рец.: Erikson J. H.//SVTQ. 1973. Vol. 17. P. 251–252. 83 . Послесловие//Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви (1917–1945). Paris: YMCA-Press, 1977. С. 613–625. (2-е репр. изд. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви; Кн. 15)). 84 . Preface//Gregory of Nyssa. The Life of Moses/Transl., introd. and notes by A. J. Malherbe, E. Ferguson. New York: Paulist Press, 1978. P. XI-XIV. 85 . Introduction//Soloviev A. Byzance et la formation de l’Etat russë Recueild’études. London: Variorum Reprints, 1979. (Collected Studies Series; Vol. 92). 86 . Foreword//Staniloae D. Theology and the Church/Transl. by R. Barringer. Crestwood, NY: SVS Press. 1980. P. 7–9. 87 . «Пути русского богословия» о. Г. Флоровского [предисловие к переизданию книги]//ВРХД. 1980. 132. С. 42–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В первую очередь, необходимо указать, что оказавшиеся в Берлине ведущие мыслители России привезли сюда свои наработки революционных лет и выпустили здесь в свет многие свои труды, целый ряд из которых стали классикой русской мысли. Н.А.Бердяевым в Берлине были опубликованы книги: «Философия неравенства» (1923), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Новое средневековье» (1924). Последняя работа – небольшой культурологический этюд, ставший одной из первых попыток европейской философии творчески осмыслить свежепережитый опыт мировых катаклизмов, наметив новую глобальную модель или парадигму исторического процесса. Бердяев толковал этот опыт как свидетельство конца эпохи Нового времени и перехода к новой эпохе, типологически родственной Средним векам; его анализ сосредоточивался на проблемах глобализации, констатировал беспрецедентное усиление интеграции Востока и Запада и предсказывал России ключевую роль в наступающей эпохе. Этюд вызвал самый широкий интерес, был переведен на многие языки и послужил началом мировой известности автора. Целую серию книг выпустил и Л.П.Карсавин: «Философия истории» (1923), «Джордано Бруно» (1923), «Диалоги» (1923), «О сомнении, науке и вере» (1925), «О началах» (1925). Прежде он был известен как историк западного Средневековья, и эта серия, в которой первая и последняя из названных книг были капитальными монографиями, впервые представила его как философа и автора самостоятельной метафизической системы. Ряд книг опубликовал и С.Л.Франк: «Живое знание» (1923), «Религия и наука» (1924), «Крушение кумиров» (1924), «Основы марксизма» (1926), «Смысл жизни» (1926). Но в его творческой биографии период русского Берлина не стал критически важным; главные произведения его зрелой мысли были им созданы позднее. Отметим, что три последние книги из перечисленных вышли в свет в Париже, в издательстве YMCA-Press, в числе первых философских публикаций этого издательства. Деятельность YMCA-Press – лишь одна из сторон тесного сотрудничества между общественными и, в первую очередь, церковными силами диаспоры и крупной международной протестантской организацией YMCA (Young Men Christian Association, Христианская Ассоциация Молодых Людей).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Крупнейшим европейским русскоязычным издательством, специализировавшимся на религиозной печати, было YMCA-Press. Издательство находилось под эгидой международного Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), что и отражалось в его названии (от англ. Young Men " s Christian Association, YMCA – «Ассоциация молодых христиан»). Британский христианский союз молодых людей существовал с середины XIX века и к началу ХХ века стал организацией с обширной сетью самостоятельных государственных представительств. Американский ХСМЛ вел работу в России с конца XIX века. Работа с русскоязычным населением за пределами России велась в странах Европы среди военнопленных. В Швейцарии в 1917–1918 годах начало работу издательство «Жизнь и Книга», созданное при финансовой поддержке ХСМЛ. Оно специализировалось на издании книг широкой тематики, способствовавших становлению духовно, физически и интеллектуально совершенного человека. «Жизнь и Книга» стало частью работы ХСМЛ, выпускавшего в кооперации с различными предприятиями русскоязычную литературу. Именно оно послужило основой издательства YMCA-Press, начавшего работу в 1921 году в Праге. Расширение читательской аудитории за счет эмиграции из России заставило более серьезно смотреть на издательскую деятельность. Был создан фонд русской литературы в 250 тыс. долларов с. 361], который стал стартовым капиталом для издательств, последовательно возникших в Праге, Берлине и окончательно обосновавшихся в Париже в 1924 году. В Чехии было создано Русское студенческое христианское движение (РСХД), появился их первый журнал – «Духовный мир студенчества: Вестник русского христианского студенческого движения в Европе». В 1925 году для поддержки связи между русскими студенческими кружками в Париже начал издаваться «Вестник РСХД». Первый номер журнала, отпечатанный на ротаторе, вышел тиражом 300 экземпляров. В октябре 1926 года он выпускался уже типографским способом в 1000 экземпляров. В 1929 году тираж «Вестника» составил 1500 экземпляров, что считалось невероятным успехом, учитывая, что число подписчиков охватило десятки стран с. 7].

http://bogoslov.ru/article/6191992

Моя персоналистическая метафизика, объясняющая все виды зла ссылкою на простое старомодное понятие эгоизма и содержащее в себе учение о перевоплощении, вызывает к себе некоторое отталкивание у русских филосфоов в Париже. От. Василий Зеньковский, например, в своей «Истории русской философии» приводит из моей книги «Бог и мировое зло» цитату о том, что деятель, который начал с жизни электрона, потом, пройдя через ряд перевоплощений, может развиться настолько, что станет человеком. Далее он говорит: «Совершенно не понимаю, зачем Лосскому понадобилась вся эта фантастика» (П т., стр. 205). От. Василий, как и все философы XIX и XX века, не знает, что таково именно мнение Лейбница, необходимое в метафизике персонализма. Лейбниц однажды пил в обществе кофе и сказал, что в проглоченном кофе, может быть, есть несколько монад, которые со временем станут людьми. Отсюда понятно, что печатание моих книг в Париже давалось мне нелегко. В YMCA-PRESS была напечатана «Свобода воли» в 1927 г., а следующая за нею книга «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие, как основа ценностей» печаталась в 1931 г. в YMCA на мои средства, как издание автора. «Типы мировоззрений» напечатало издательство «Современные Записки». Книга «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» была напечатана в 1938 г. в Шанхае издательством YMCA в соединении с дальневосточным «Словом» на средства, собранные по подписке (три тысячи франков). Организатором Комитета для подписки был Николай Васильевич Тесленко. После смерти священника Штротманна в Прагу был прислан католик восточного обряда, словак от. Иван Келльнер. Это был очень привлекательный человек, любивший Россию и русскую культуру. Иван Иванович Лапшин и я были с ним в живом дружеском общении. Летом 1940 г., когда мы жили в Збраславе, он приехал к нам и, беседуя о философских вопросах, спросил у меня о гносеологии Канта и трансцендентально–логическом идеализме. Я прочитал ему лекцию о психологизме и логицизме в теории знания. От. Келльнер понял, что от меня можно получить сведения, которых нельзя вычитать из книг. Вскоре он уехал в Словакию, так как нацисты, старавшиеся не допускать сближения различных славянских народностей друг с другом, настояли на удалении его из Чехии. В Братиславе от. Келльнер стал расхваливать меня, как философа. Профессор философии Братиславского университета чех был уже в 1939 г. арестован нацистами и отправлен в концентрационный лагерь. Там этот сильный, здоровый человек года через два умер. Таким образом кафедра философии была не занята и лекции по философии были поручены профессору психологии, который тяготился ими. Отец Келльнер стал советовать пригласить меня на кафедру философии. Этим предложением заинтересовался профессор философии права Раец. Он был знаком с властями Словацкого государства и с самим президентом Словакии Тиссо. После года хлопот ему удалось добиться того, что президент утвердил приглашение мое на кафедру философии. Глава девятая. В Братиславе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

Н.Плотников. Европейская трибуна русской философии: Der russische Gedanke (1929–1938)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1999 год. С. 337.   11 Н.О.Лосский. Воспоминания. Жизнь и философский путь. München. Wilhelm Fink Verlag. 1968. С. 222. 12 Там же. С.224. 13 В.В.Зеньковский. Зарождение РСХД в эмиграции (Из истории русских религиозных течений в эмиграции)//Вестник РХД. 1993, С.20. 14 Там же. С. 21. 15 Братство святой Софии: документы (1918–1927)//Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. Отв. ред. М.А.Колеров. СПб., изд. Алетейя, 1997. С.110. 16 М.Колеров. Сергей Николаевич Булгаков//Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклоп. биогр. словарь. М., РОССПЭН, 1997. С.116. 17 Из числа первых философских событий в русском Париже можно назвать, напр., лекции Карташева «Религиозно-философские движения в начале ХХ столетия», Струве «Исторический смысл русской революции», ряд лекций Шестова. См.: La vie culturelle de l’émigration russe en France. Chronique (1920–1930). Établie par M.Beyssac. Paris, Presses Univ. de France, 1971. Pp. 10,12,13. 18 Н.А.Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. YMCA-Press, Париж, 1949. С.283. 19 Позднее эти лекции были изданы: A.Kojève. Introduction à la lecture de Hegel. P.1947, расш. изд. 1962 и др. Из других книг Кожева наиболее важны: Essai d’une histoire raisonnée de la philosophie paienne. T.1-3. P.1968-1973. Le Concept, le Temps et le Discours. Essai d’une mise à jour du Systeme du Savoir hegelien. P. 1990. 20 E.Roudinesco. Jacques Lacan. Columbia University Press, NY, 1997. P.102. 21 П.Н.Савицкий. Комментарии к материалам Евразийского движения. Цит. по: К истории Евразийства. 1922–1924 гг. Публ. Е.Кривошеевой//Российский Архив. 1994, т.5. С.502. 22 Н.М.Зернов, в кн.: За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых, 1921–1972). YMCA-Press, Париж, 1973. С.161–162. [Далее как «Хроника Зерновых»]. 23 Н.О.Лосский. Цит.соч. С.227. 24 Там же. С.249. 25

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010