Появление первых мусульман относится к XII - нач. XIII в. и связано с миграциями тюркоязычных кочевников, принявших ислам в Хорезме. В основном они относились к суннитам ханафитского мазхаба, небольшие общины шиитов появились лишь после распада СССР. Широкое распространение ислама произошло в период вхождения территории края в состав Золотой Орды, а затем в сформировавшиеся на ее основе Тюменское и Сибирское ханства. Большую роль в этом процессе сыграли проповедники из 3 суфийских тарикатов (Ясавийа, Кубравийа, Накшбандийа), что привело к сохранению значительного числа адатов и формированию синкретичной формы регионального ислама, характерной для всей Зап. Сибири. Известно, что представители мусульм. духовенства (сейиды, шейхи, муллы, кади, суфии и дервиши) находились в окружении местных ханов кон. XV-XVI в., участвуя в управлении Тюменским и Сибирским ханствами. В большинстве случаев они были выходцами из Казани, Туркестана, Бухары и Хивы. К началу заселения в XVII в. территории края русскими местные тюркоязычные группы (сибир. татары, зауральские башкиры и казахи) исповедовали ислам. По мере присоединения территории к Русскому гос-ву к кон. XVII - нач. XVIII в. большинство мусульм. групп сконцентрировалось на западе и юге К. о. (совр. Альменевский, Сафакулевский, Катайский и Звериноголовский районы). Кроме автохтонных групп здесь и по Исети и Миассу (совр. Шатровский и Шадринский районы К. о.) проживали общины ичкинских татар. С 1755 г. в связи с изменением гос. политики в населенных пунктах с доминирующим мусульм. населением началось восстановление и строительство мечетей. С 1788 г. местные мусульм. общины были подчинены Оренбургскому муфтияту (в дальнейшем Оренбургское магометанское духовное собрание). Во мн. населенных пунктах этих районов с сер. XIX в. при мечетях стали возникать медресе (крупнейший подобный образовательный центр был в с. Альменеве Челябинского у.) или (в исключительных случаях) мектебе, где преподавали араб., тюрк. и изредка персид. языки. Местными общинами руководили муллы, имевшие достаточно высокий уровень образования. Они активно занимались просвещением местного населения, а также находились на гос. службе (напр., Ф. И. Тынкачев, Г. Сабитов). Однако в деревнях сохранялись также адаты, напр. культ св. могил. В волостях Шадринского у. Пермской губ. в 1870 г. было 43 мечети. К 1906 г. их число возросло до 49, при этом по переписям мусульмане составляли ок. 10%, а в отдельных волостях образовывали доминирующее большинство. В волостях Челябинского у. Оренбургской губ. на 1916 г. было более 35 мечетей и неск. молитвенных домов, в отдельных деревнях было построено по 2 мечети.

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Самым многочисленным и «подвижным» жанром в И. являются ирмосы. В зависимости от того, как они распределяются между частями сборника, можно условно выделить 3 основных структурных типа И. ( Ясиновьский. 1982. С. 143). В 1-м типе большинство ирмосов (в т. ч. минейных и триодных) помещены в осмогласнике, и эта часть является самой объемной в книге («гласовый» тип И., по Ю. П. Ясиновскому ). Во 2-м типе И. праздничные и великопостные ирмосы помещены в минейно-триодной части по порядку дней, наряду со стихирами и др. песнопениями, что значительно расширяет эту часть («календарный» тип И.). В 3-м типе И. ирмосы исключались (полностью или частично) и из осмогласника, и из минейно-триодной части и размещались вне их отдельными циклами; при этом структура И. становилась более дробной («жанрово-тематический» тип И.- Там же). Жанрово-тематический тип структуры наиболее часто встречается в ранних И. (кон. XVI - нач. XVII в.). В них в виде отдельных циклов могли размещаться также розники , различные группы песнопений Октоиха и др., что увеличивало общее количество частей в И. до 6-8 (таковы преимущественно ранние белорусские И.), в чем очевидно сходство с ранними певческими сборниками Московской Руси. На протяжении XVII в. количество частей в И. уменьшилось, типичным для большинства украинских И. стало 4-частное строение («гласовое» или «календарное»). Одновременно с типом структуры в XVII в. изменилась и последовательность частей в И., что хорошо видно по местоположению обиходной части: в ранних И. она расположена чаще всего в середине или ближе к концу сборника (это свойство унаследовал Львовский печатный И. 1700 г.), тогда как в поздних она открывает книгу (Львовский печатный И. 1709 г.). Типичным началом украинского И. в XVII-XVIII вв. является разд. «Всенощное бдение». Помимо 3 основных структурных типов И., существовало 2 дополнительных, связанных с визант. традицией певч. книжности. К 4-му, «греческому» типу, в котором ирмосы излагались по канонам, а не по песням канонов ( Ясиновський. 1993. С. 53), относится примерно 30 (ок. 3%) сохранившихся укр. книг XVII - нач. XIX в. (напр.: НБУВ ИР. Ф. I. 1743; ХНБ. 819515-819516 и др.). Иную, весьма самобытную структуру (5-й тип) имеют 3 списка из Манявского скита, развивающие традицию мон-рей Молдавии и Валахии и воспроизводящие тип визант. Аколуфии через посредство балкано-слав. Аколуитиков ( Тончева. 1981. С. 143; Ясиновський. 1993. С. 53). Песнопения в них идут по порядку суточного круга: вечерня (запевы «Господи, воззвах», догматики, богородичны, вечерние стихиры на избранные праздники, подобны), утреня («Бог Господь» с тропарями, блаженны, стихи полиелея, «припелы» на избранные праздники, тропари и др. песнопения Великого поста, катавасия - 9-я песнь праздничных канонов), литургия. Бытование

http://pravenc.ru/text/674075.html

XIII в. большинство князьков (в частности, в Умм-эль-Кайвайне, Эль-Фуджайре и Джульфаре - неподалеку от совр. Рас-эль-Хаймы) покорились могущественной морской державе со столицей в Ормузе, а в сер. XIII в. восточноарав. берега подверглись вторжениям монг. ильханов Хулагуидов. Влияние Османской империи , проникшее сюда в нач. XVI в., не выходило за рамки весьма условного подданства, пока к сер. века португальцы не закрепились как на Бахрейне, так и по обеим сторонам Ормузского прол., в частности в Джульфаре. Вплоть до сер. XVII в. Португалия боролась с османами, подстрекая против них араб. племена, а после изгнания османов в соперничество включились Англия, Нидерланды, Франция и Иран. В кон. XVII в. династия Ярубидов объединила Вост. Аравию с африкан. побережьем Индийского океана. Небывалый расцвет корсарства, к-рое местные вожди рассматривали наряду с каботажными перевозками как законный способ добывания средств к существованию, принес этим краям среди европейцев славу Пиратского берега. В 1727 г. на Мусандам переселилось крупное объединение кавасим, к-рое, подчинив местные роды и захватив близлежащие острова, осело и создало собственное шейхство. Его правящий дом Аль Касими руководил морским разбоем из Рас-эль-Хаймы и Шарджи, периодически захватывая юго-зап. берега Ирана. К 1780 г. его флот, насчитывавший до неск. сот парусников, практически парализовал торговлю в Ормузском прол. Против него были уже бессильны и оманцы, до кон. XVIII в. успешно противодействовавшие проникновению сюда брит. и франц. Ост-Индских компаний (ОИК), которые также соперничали между собой. В 1761 г. шейх Дияб ибн Иса из рода фалахи основал на прибрежном о-ве Абу-Даби поселение, ставшее местопребыванием его потомков - дома Аль Нахайян. В 1793 г. род фаласи во главе с шейхом Убайдом ибн Саидом переселился в бухту Дубай, создав шейхство, к-рым с 1833 г. правил дом Аль Мактум. К нач. XIX в. вместе с новыми федерациями номадов на Пиратском берегу утвердилось и ваххабитское учение, а в 1800-1803 гг.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Со 2-й пол. XI в. население на территории М. сократилось, что связано с возрастанием роли кочевников - печенегов и половцев, а с 1241 г.- монголов. С сер. XIII в. на территории М. установилась власть Золотой Орды. В XIV в. развитие городских поселений (Лозово (Лозова), Ст. Орхей, Костешты (Костешть)) связывают с градостроительной политикой ханов Золотой Орды. По археологическим находкам г. Ст. Орхей или г. Костешты ассоциируют с ханской резиденцией Шехр-аль-Джедид. В XII-XIII вв. под влиянием юж. славян к северу от Дуная начала распространяться слав. письменность. Молдавское княжество в XIV - нач. XIX в. (Подробнее см. в ст. Молдавское княжество ). В IX-XIV вв. в Карпато-Дунайско-Днестровском регионе возникают политико-территориальные формирования, называющиеся «цэрь» (от лат. terra - «земля»), воеводствами, княжествами и т. д. Возникнув сначала в Трансильвании в IX-X вв., они переросли затем в более крупные объединения. К югу от Карпат возникло Валашское княжество во главе с Басарабом I (1324-1352). В XIII-XIV вв. в связи с продвижением Венгерского королевства на восток усилилась миграция к востоку от Карпат в Днестро-Карпатские земли. В 40-х гг. XIV в. в долине р. Молдова в ходе борьбы с Золотой Ордой была создана пограничная марка Венгерского королевства с центром в г. Байя (в источниках - Civitas Moldavie). Во главе марки находился Драгош Водэ, имя к-рого зафиксировано летописцами на основании легенд. В 1359 г. здесь произошло антивенг. восстание, временно подавленное венг. войсками. В 1362-1363 гг. во главе антивенгерского движения стал воевода Богдан, прибывший из-за Карпат, из обл. Марамуреш. В 1365 г. Венгрия де-факто признала Молдавское княжество независимым гос-вом. В период правления господаря Петру I Мушата (1375-1391) Молдавское княжество распространило свою власть вплоть до берегов Чёрного м., в т. ч. и на территорию совр. М., находившейся до этого во власти монголо-татар. С кон. XIV в. северо-дунайским землям грозила экспансия Османской империи. Господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) отказался выплачивать дань Порте и одержал ряд побед над османами, однако ок. 1487 г. вынужден был возобновить уплату дани Османской империи. В 1538 г. Молдавское княжество перешло под османский сюзеренитет, сохранив внутреннюю автономию. В XVI-XVII вв. в борьбе за независимость от Османской империи оно стремилось опереться на Венгрию и Речь Посполиту, с нач. XVIII в.- на Россию.

http://pravenc.ru/text/Молдавия.html

Согласно переписи, в К. насчитывается 4,3 млн мусульман, однако мусульм. источники утверждают, что количество исповедующих ислам гораздо больше. Активную миссионерскую деятельность ведут представители псевдоислам. секты ахмадия, имеющей 2 миссионерских центра на территории К. и центр в Найроби, координирующий деятельность секты на территории всей Вост. Африки. Иудаизм исповедует немногочисленная община евреев-ашкеназов. Ее история восходит к нач. XX в., когда в рамках реализации программы 6-го сионистского конгресса по переселению евреев в Вост. Африку ряд евр. семей оказались на территории К.; в основном евр. переселенцы прибыли в страну после второй мировой войны. В наст. время евреи проживают только в Найроби, где действует единственная в стране синагога. Община в Найроби (ок. 400 чел.) является культурно-религ. центром еврейства в Вост. Африке. Индуизм на территории совр. К. начал распространяться с XVI в. в результате развития торговых связей между Индией (в первую очередь между землями совр. шт. Гуджарат и исторической обл. Марвар) и Вост. Африкой. Вторая, наиболее значительная волна переселенцев из Индии стала следствием политики английских колониальных властей, использовавших рабочих индийцев на строительстве железной дороги, связавшей К. с Угандой в кон. XIX-XX в. В настоящее время инд. диаспоры, в к-рых говорят на разных языках (хинди, гуджарати, малаялам), а также исповедующие индуизм диаспоры с о-вов Маврикий и Шри-Ланка рассредоточены по всей стране, большинство из них сохраняют связи с Индией. Верующие индуисты объединены в Индуистский совет Кении. Индуистское право в сфере брака и развода кодифицировано в К. в Законе об индуистских браке и разводе, составленном по образцу Закона об индуистском браке Индии. По данным переписи населения 2009 г., в К. в общей сложности 53,3 тыс. чел. исповедуют индуизм. Буддизм Первые буддисты в К. появились в 90-х гг. XX в., в нач. 10-х гг. XXI в. их было ок. 3 тыс. чел. Значительное число разрозненных буддийских организаций различных школ (тхеравады и махаяны) действуют в крупных городах, в первую очередь в Найроби.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Патриаршими бератами и др. султанскими грамотами неоднократно провозглашались также запреты принуждать силой кого-либо из христиан к принятию ислама. Такой отказ от исламского прозелитизма был необходимой составляющей политики религ. толерантности в империи. На повседневном уровне всегда существовало определенное отчуждение между мусульманами и христианами, но оно сравнительно редко переходило в прямую враждебность и насилие. Некоторые султаны могли проявлять неприязнь и ненависть к христианам. Так, ок. 1520 г. султан Селим I изъявил желание обратить в ислам всех своих подданных-христиан или по крайней мере отнять у них все церкви. Однако эта инициатива была вскоре погашена адм. сопротивлением как великого везира, так и патриарха Феолипта I, к-рый сумел представить 3 свидетелей того, что в 1453 г. Мехмед II обещал христианам сохранение их храмов. В целом благодаря толерантной политике османов, несмотря на сложную историю взаимоотношений религ. общин, в XV-XIX вв. на традиц. канонических территориях КПЦ не произошло кардинальных перемен в соотношении христ. и мусульм. населения. И в позднее средневековье, и в Новое время относительное большинство населения М. Азии (Анатолии) составляли турки-мусульмане при сохранении значительного количества греков и армян в регионах зап. и сев. побережья Анатолии, в Каппадокии и М. Армении. Постепенно численность мусульман в этом регионе увеличивалась, но до нач. XX в. этот процесс происходил весьма медленно. На Балканах (в Румелии) до нач. XX в. большинство населения составляли христиане и все они считались представителями миллета во главе с патриархом КПЦ. В османский период наиболее богатыми епархиями КПЦ стали именно Балканы, и здесь происходил процесс постепенного укрепления позиций греч. клира и епископата за счет вытеснения национальных слав. Церквей. В сер. XVI в., на пике могущества Османской империи, положение Порты казалось столь устойчивым, что правительство могло позволить себе поддерживать отдельные национальные христ. общины на окраинах империи и тем самым даже обострять их противоречия засилью греков.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

мон. Масудом и его племянником Якубом из сел. Барталла ( Monneret de Villard. 1940. P. 81-87; Snelders. 2010). Христианские селения в окрестностях М. являлись важными очагами восточно- и западносир. культуры. Их значение особенно возросло после XIII в., когда церковные структуры на Ближ. Востоке переживали кризис, а численность христиан-сирийцев существенно сократилась. В М. и окрестных селениях жили сиро-яковитские мафрианы, в Алкоше - католикосы Церкви Востока; из этого селения происходит значительная часть восточносир. рукописей XVI-XIX вв. Как правило, в христ. селениях было 2-3 церкви, в их окрестностях располагались несторианские или сиро-яковитские мон-ри. Сведения об истории селений неполны, однако, судя по отрывочным данным, в них проживало большое количество клириков. Так, в Алкоше в 1508 г. жили 24 ученых священника; во время эпидемии 1828 г. там умерли 27 священников и 17 диаконов; в 1879 г. в селении насчитывалось 3 халдейские церкви и 12 священников ( Wilmshurst. 2000. P. 241, 253). С XVII в. селения посещали католич. миссионеры. Наибольших успехов они достигли среди несториан (напр., к 1767 все население Батнаи (200 семей) принадлежало к Халдейской Церкви - Ibid. P. 232), но и мн. яковиты под их влиянием присоединились к Сирийской католической Церкви. К нач. XX в. христиане-халдеи в основном жили на севере от М., сиро-яковиты и сиро-католики - в вост. части равнины. Впосл. численность христиан в регионе сократилась из-за курдских восстаний, ирано-иракской войны (1980-1988) и др. конфликтов. Некоторые христ. селения были уничтожены во время операции «Аль-Анфаль» (1986-1989), направленной против ирак. курдов. Мн. сир. христиане переселились в Багдад, Басру и др. города; в нач. XXI в. увеличился поток эмигрантов из Ирака по причинам дестабилизации положения в стране и террора ислам. экстремистов. В 2014-2017 гг. мн. селения в окрестностях М. находились под контролем боевиков ИГ, к-рые притесняли христиан и разоряли церкви. В сел. Барталла (ок. 20 км к востоку от М.) большинство жителей были яковитами.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Качественно новым было направление в рус. Д., к-рое разрабатывал в нач. XX в. А. С. Лаппо-Данилевский. Вместо статичных «сводных текстов» он предложил изучать динамику формуляра грамот определенной разновидности, показав это на примере служилых кабал (1909). Такая методика позволяла установить зависимость изменений формуляра от места и времени его употребления. Лаппо-Данилевский больше др. рус. дипломатистов учитывал опыт зап. Д., но чаще он придерживался юридического метода Фиккера, чем палеографического подхода Зиккеля. В его делении актов на «удостоверительные» и «осведомительные» проявилось нечто подобное нем. Urkunden и Akten. Лаппо-Данилевский создал школу исследователей частных актов, к-рые по-новому разрабатывали методологию Д. и расширяли ее тематику (в частности, был поставлен вопрос о начале рус. нотариата). В «Очерке русской дипломатики частных актов» (1920) Лаппо-Данилевский обратился к категории общего источниковедения, применил анализ (внешняя и внутренняя критика), синтез и др. методы исследования. В кон. XIX - нач. XX в. курсы Д. читали в археологических ин-тах Москвы (Н. Н. Ардашев) и С.-Петербурга (Н. П. Лихачёв). В развитии советской Д. 1917-1941 гг. значительную роль сыграли ученики Лаппо-Данилевского. Было продолжено изучение актов холопской зависимости (полных грамот) и поставлен вопрос о начале рус. частного акта (С. Н. Валк), намечены пути исследования истории складывания частных канцелярий и архивов в XVI-XVIII вв. (А. А. Введенский о делопроизводстве у Строгановых), подвергнут тщательному дипломатически-палеографическому анализу ряд сомнительных и подложных актов (А. И. Андреев, Валк, Н. С. Чаев, Введенский). Наряду с этим вводился в научный оборот большой массив поземельных частных актов, жалованных и послушных грамот, хотя они изучались не столько дипломатически, сколько как источник по истории социально-экономических отношений и генеалогии служилого сословия (С. Б. Веселовский, И. И. Полосин, И. И. Смирнов). А. И. Яковлев впервые в историографии произвел классификацию и составил список кабальных и записных книг старых крепостей - важнейших сборников актов на холопов (1938).

http://pravenc.ru/text/178525.html

Для этого вместо цефаутного ключа К. н. на 3-й линейке выставляли совр. «скрипичный» (G) с 2 бемолями при нем, что позволяло сохранить тоново-полутоновые отношения между звуками и, следов., оставить нотный текст без изменения. Обращаясь к читателю, Полотнюк дает следующее методическое указание, акцентируя легкость прочтения «переводного» варианта с круглой нотацией: «...кто же не знае нот музычных, только ирмологийни, тому выстарчить слидуюча всказовка: нехай не звертае уваги на ключи [скрипичные] и умещену при них сигнатуру (бемоли), а читае ноты пусля правила читаня нот ирмологийных» (...тому, кто не знает музыкальных нот, а [знает] только ирмолойные, достаточно следующего указания: пусть не обращает внимания на [скрипичные] ключи и сигнатуру при ключах (бемоли), а читает ноты согласно правилу чтения нот ирмолойных (т. е. как в альтовом ключе.- Е. Ш.)) (Там же). В таком же «переводе» на круглую ноту вышли в нач. ХХ в. мн. др. сборники. В изложении итал. нотацией вышли в 1910 и 1915 гг. певч. издания Киево-Печерской лавры, которым предшествовал рукописный «перевод» Ирмологиона 1865-1873 гг. на круглую ноту, выполненный по требованию экклисиарха архим. Валентина для того, чтобы с этого экземпляра можно было делать 4-голосные переложения (см.: Иадор (Ткаченко), архим. История киево-печерского лаврского распева//РМГ. 1907. Стб. 101). В этом случае наглядна связь между переходом в Киево-Печерской лавре к традиции 4-голосного пения и заменой в лаврских нотах квадратного графического вида линейной нотации круглым, более удобным для записи хорового многоголосия. Кроме круглой нотации, вытеснившей квадратную К. н., с XIX в. на Зап. Украине использовалась совр. рим. певч. нотация с ромбовидной формой всех нотных головок (средневек. рим. нотация была квадратной). От поздней К. н. она унаследовала четкую ритмическую субординацию 4 видов длительностей, «альтовый» ключ и сдвоенный знак целой (см.: Castro. 1881. P. 45 et al.). Но по сравнению с К. н. общий вид нотного текста кардинально изменился. Нота целой длительности рим. нотации распространилась в 2 графических вариантах - прежнем, вертикального строения (ромб над ромбом), и «новом», горизонтальном (ромб за ромбом встык). Последний знак в отличие от первого позволял безошибочно определить высоту звука. Название «знамения», использовавшееся для традиц. К. н., на Зап. Украине перешло и на ромбовидную нотацию (см., напр.: Ирмологион. Львов, 1904. Л. 4, 4 об., 5), что подчеркивало ее церковнопевч. предназначение. Основными памятниками К. н. являются восточнослав. рукописные и печатные певч. книги и музыкально-теоретические источники кон. XVI - нач. ХХ в., к к-рым в наст. время возрастает интерес исследователей. Для ознакомления с местными особенностями К. н. важнейшее значение имеют факсимильные издания укр. Ирмологионов ( Тончева. 1981; Яcihobcьkuй, Луцка. 2008) и факсимиле, помещенные в научных изданиях ( Ясиновський. 1996; Шевчук. Киïвська homaцiя. 2008 и др.).

http://pravenc.ru/text/1684531.html

Опустошительные нашествия и междоусобные войны кочевников на территории А. сопровождались разрушением городов, истреблением людей, бегством сумевших уцелеть армян в страны Вост. Средиземноморья и Европы. Кочевники были заинтересованы в расширении пастбищ, что неизбежно вело к сокращению земледельческих угодий. Крайне неблагоприятные условия сложились в тот период для арм. культуры, особенно зодчества. Культурные центры с трудом удавалось сохранить только в нек-рых богословских школах при мон-рях. Армения в X - XI вв. В XVI-XVII вв. А. стала объектом кровопролитной борьбы между Сефевидским Ираном и Османской империей. В 1555 г. в малоазийском г. Амасии противники заключили мир, по к-рому зап. часть А., включая Васпуракан, отошла под власть османов, а вост.- к Ирану. В 1578 г. османские войска вновь вторглись в Закавказье и завоевали большую его часть. Иран. шах Аббас I, не имея возможности сопротивляться туркам, заключил с ними мир (1590), по к-рому все Закавказье отходило к Турции. Однако в 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Турции, Аббас вернул Тебриз, а в 1604 г. взял Ереван. Турки предприняли контрнаступление, и тогда шах начал массовую депортацию арм. населения в Иран. Отступая, Аббас проводил тактику выжженной земли: по его приказу были разрушены мн. города и села А., свыше 300 тыс. ее жителей, преимущественно ремесленников и молодых женщин, насильственно выселены в Иран. Одним из уничтоженных в нач. XVII в. городов был крупный торговый центр Джуга (Джульфа) на берегу Аракса, жители к-рого были переселены в окрестности Исфахана, где был позднее основан г. Нор-Джуга (Нов. Джульфа). Заброшенные арм. деревни занимали кочевые племена, переходившие к оседлому или полуоседлому образу жизни. Военные действия между Турцией и Ираном продолжались с перерывами до 1639 г., когда в Стамбуле был подписан мирный договор, по к-рому возобновлялись условия раздела Закавказья 1555 г., в основном сохранявшиеся до нач. XIX в. Зап. А. в составе Османской империи была поделена на области-вилайеты - Эрзерумский, Карсский, Баязетский, Себастийский, Ванский и Диярбакырский, к-рые в свою очередь делились на более мелкие адм. единицы - санджаки. В иран. Вост. А. были созданы ханства: Ереванское, Нахичеванское, Карабахское, к-рые делились на магалы. Во главе адм. единиц стояли паши (у османов) и ханы (в Иране), имевшие неограниченную власть.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010