Не имея точных данных о динамике доходов Е. в. м. в XVI-XVIII вв., по мн. признакам можно сделать вывод, что его финансовое положение в нач. XVIII в. ухудшилось в связи с общим кризисом Османской империи, терпевшей поражения в войнах с европ. гос-вами. Труднее стало содержать обитель и откупаться от бедуинов, что в свою очередь привело к осложнению отношений с кочевым окружением. Из разных источников известны осады мон-ря бедуинами в 1727-1728, 1772 гг., попытка штурма обители в 1782 г.; в реальности, несомненно, столкновений было намного больше. Проезд архиепископа в мон-рь был сопряжен с выплатой бедуинам непомерной дани. По этой причине архиепископы перестали посещать Синай, избирая своей резиденцией Джуванию или балканские подворья. Так, после приезда в 1761 г. в Е. в. м. архиеп. Кирилла монастырские ворота не открывались мн. десятилетия. Когда в 1797 г. от ветхости обвалилась часть сев. стены Е. в. м., монахам с трудом удалось удержать бедуинов от немедленного разграбления обители, но мон-рь не имел средств ни на проведение ремонта, ни на то, чтобы откупиться от бедуинов. Однако после занятия Египта войсками Наполеона Бонапарта франц. администрация, исходя из военно-стратегических соображений, оказала содействие в восстановлении стен мон-ря, к-рое было завершено в 1800 г. Из Каира были посланы 42 каменщика, необходимые материалы были доставлены на 150 верблюдах ( Eckenstein. 1921. P. 184). Одно из укреплений получило название башни ген. Ж. Б. Клебера. В 1798 г. Бонапарт даровал Е. в. м. грамоту, в к-рой гарантировал обители свое покровительство, защиту от притязаний бедуинов, освобождение от податей и неподконтрольность посторонней духовной власти. Известны разрешения, выданные франц. генералами в 1799-1801 гг. на свободный проход караванов в мон-рь. Е. в. м. посещали ученые, сопровождавшие экспедицию Бонапарта ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 287-290). К. А. Панченко XIX - нач. XXI в. Число монашествующих в Е. в. м. оставалось на протяжении XIX в. стабильным: в 1800 г. подвизалось 28 насельников, в 1816 г.- 23, в 1838 г.- 21, в 1845 г.- 25, в 1871 г.- 28, в 1890 г.- 20-30 чел. ( Он же. Синайская обитель. 1848. С. 186; Eckenstein. 1921. P. 184, 187; Burckhardt. 1992. P. 548-549). Большинство синаитов в XIX в. составляли греки с островов Эгейского м. |
В 632-634 гг. Вост. Аравия была завоевана мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. Христианство быстро пришло в упадок. Возможно, этому способствовали временный разрыв торговых связей, прекращение экспорта жемчуга, за счет к-рого существовали мон-ри. Часть христиан перешла в ислам, мон-ри были покинуты к нач. VIII в. Последние сведения о местных христианских общинах относятся к IX в. Наименование «Катар» впервые появляется в поэзии времен правления Омейядов (661-750). Из араб. географов самое раннее сообщение о К. принадлежит Ибн Хордадбеху (885), упоминавшему его среди остановочных пунктов на сухопутном пути из Басры в Оман. В X - сер. XI в. территория К. входила в состав владений карматов, наиболее радикальной ветви шиитской секты исмаилитов. После распада гос-ва карматов арав. берег стал объектом соперничества Аббасидов и султанов Омана; опустошительные войны привели к упадку региона. Географы X-XIII вв. писали, что местные жители заняты добычей жемчуга и пиратством. Редкие прибрежные поселения не представляли собой единого гос. образования. В 1320 г. К. и соседние территории были захвачены шейхом Ормуза. Кон. XV - нач. XX в. В кон. XV в. в Индийском океане появились португальцы. Укрепившись в Ормузе (1515) и ряде др. пунктов, они поставили под свой контроль акваторию Персидского зал., обложили данью торговлю и добычу жемчуга. Местные мусульм. правители искали поддержки у Османской империи. В сер. XVI в. османы распространили свою власть на Юж. Ирак, а впосл. на вост. побережье Аравии, где был образован эялет Эль-Хаса, в к-рый номинально входил и К. В течение следующих 3 столетий господство над Персидским зал. оспаривали друг у друга португальцы, голландцы, англичане, а также правители Сефевидского Ирана и Османской империи. К. оставался на периферии их военно-политических интересов, равно как и в стороне от основных торговых путей между Маскатом, Ормузом и Басрой. Даже на европ. картах вплоть до нач. XIX в. п-ов К. изображался искаженно, как небольшой выступ на арав. побережье. |
Ситуация в этой группе Д. существенно изменилась к 80-м гг. XX в. Часть «свободников» купила землю, исправно платит налоги, небольшая группа, отказавшись от покупки, платит налоги, и только единицы продолжают держаться убеждения, что земля - Божия, и не платят налогов. В кон. XX - нач. XXI в. «свободники» стали принимать участие в молитвенных собраниях Союза ДОХ. Рус. язык в их среде сохранился лучше, чем у «общинников» и «независимых», т. к. большинство «свободников» не ходили в англ. школы. «Свободники» и их потомки компактно проживают в Нов. Посёлке в Крестове близ Каслгара, в поселении Гилпин близ Гранд-Форкса. Отношения между 3 группами канад. Д. сложные, но, несмотря на периоды острых конфликтов, они сохраняют общие традиции и религ. представления, имеют родственные связи. За время пребывания в Канаде Д. неоднократно предпринимали попытки вернуться в Россию. Переговоры о возвращении велись с царским правительством в 1904-1906 гг., с Временным правительством в 1917 г., с советским правительством в 20-х гг. XX в. В 20-х гг. на Украину, в Мелитопольский у., переселилась группа «независимых» Д., но в кон. десятилетия они вернулись в Канаду, т. к. не получили освобождения от воинской повинности и права иметь своих учителей. Переговоры «свободников» с советским правительством о переселении велись в 50-х гг. XX в. также безрезультатно. В нач. 90-х гг. представители Союза ДОХ ездили осматривать земли на Алтае, но камнем преткновения вновь стал вопрос о воинской повинности. В нач. XXI в. вопрос о возвращении Д. на родину не ставится. Вероучение Истоки духоборческого учения следует искать в нем. анабаптизме и в протестант. учениях, с кон. XVI в. распространившихся в Речи Посполитой . В лит-ре XIX-XX вв. было принято судить о сути духоборческого учения в первую очередь на основании «Записки, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 г. губернатору Каховскому». Однако «Записка...» составлена человеком, разделявшим масонские взгляды, и, несмотря на ряд совпадений с учением Д., содержит скорее учение рус. франк-масонов, чем Д. Духоборческое учение изложено в «псалмах», составлявшихся руководителями секты на протяжении ее существования и в совокупности представляющих «Животную книгу». «Псалмы» имели двойной смысл: тайный - для посвященных и явный - для непосвященных. Отсутствие надежных источников делает практически невозможным в полном объеме и абсолютно достоверно реконструировать учение Д., тем более что в сер. XVIII в. в нем, видимо, произошли существенные изменения. |
Начиная с Хронографа редакции 1617 г., включившего большой объем сведений из перевода польск. Хроники М. Вельского, рус. историография выступает в качестве посредника между западноевроп. и правосл. южнослав. исторической лит-рой. В полной мере это обнаружилось в XVIII в., когда на слав. Балканах получили известность восточнослав. исторические сочинения («Келейный летописец» свт. Димитрия Ростовского) и переводы переходного периода (Бароний, Орбини), оказавшие большое влияние на формирование южнослав. историографических схем (см.: Робинсон А. Н. Историография славянского возрождения и Паисий Хиландарский. М., 1963; Броджи-Беркофф Дж. «История во кратце» иеросхим. Спиридона: Опыт исслед. в контексте европейской историографии XVI в.//Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 6. С. 201-215). Со 2-м восточнослав. влиянием связано употребление болг. и серб. книжниками ранее неизвестных им систем книжной тайнописи, напр. «простой литореи» («тарабарской грамоты»), основанной па принципе взаимозамены начальных и конечных согласных букв кириллического алфавита ( Сперанский М. Н. Тайнопись в югославянских и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 18-22. (ЭСФ; Вып. 4. 1)). Старший образец использования «простой литореи» в южнослав. книжности (примененный в сочетании с др. системами) - в Минее Праздничной 1-й трети XVI в. из церкви в с. Ропотове (Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 82-83, 87-88). Относительной легкости перехода текстов к юж. славянам способствовала не в малой степени болгаризированная (в меньшей степени сербизированная) орфография восточнослав. рукописей XVI в. (как великорус., так и украинско-белорус.), сложившаяся в результате 2-го южнослав. влияния. Во многих случаях она могла восприниматься болг. и серб. писцами как архаический вариант их собственной. Встречающиеся жалобы южнослав. читателей и переписчиков XVI-XVII вв. на непонятность языка рус. книг (см.: Ангелов. 1972. С. 95, 135; Загребин. 2006. С. 276-277) относятся обычно к древним текстам. Заметное воздействие на церковнослав. язык болг. и серб. изводов оказала «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого) (в ее первоначальном виде и в московской редакции 40-х гг. XVII в.). Сочинение представлено на слав. юге как экземплярами изданий, так и значительным числом рукописных копий XVII - нач. XIX в. Параллельно этот процесс наблюдается и у славян-католиков (в последнем случае инициатива исходила от папской курии): в XVII-XVIII вв. церковнослав. язык хорват. богослужебных книг был реформирован по образцу украинско-белорус. униат. изданий. |
Начало собранию египетского отдела положила коллекция Слоуна из 250 памятников: статуэток, ушебти (погребальных фигурок), бронзовых и глиняных изделий, скарабеев. Коллекция была расширена за счет даров др. собирателей. В нач. XIX в. пополнение собрания связано с военной неудачей наполеоновского похода в Египет. По условиям договора о капитуляции французы вынуждены были в 1801 г. отдать англичанам многие из собранных в долине Нила сокровищ (напр., т. н. Розеттский камень, надпись на к-ром послужила ключом к дешифровке в 1822 г. Ж. Ф. Шампольоном древнеегип. иероглифов). Тогда же собрание обогатилось 2 обелисками из Дельты, статуей Руи из Карнакского храма и различными саркофагами. Для памятников из долины Нила, Греции и Рима в 1807 г. была открыта «галерея древностей». В нач. XIX в. история многих из них была связана с именами брит. консула в Египте Г. Солта и работавшего по его заказам авантюриста Дж. Бельцони. В основном это были памятники монументальной скульптуры эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до Р. Х.). Событием стала доставка в Лондон 7-тонного гранитного бюста Рамсеса II, т. н. молодого Мемнона, подаренного музею Солтом и И. Л. Буркхардтом . Бельцони переправил также из Карнакского храма статую царя Мернептаха и 6 гранитных скульптур, изображающих сидящую богиню Сахмет. После смерти Солта в Б. м. попали монументальные памятники из его коллекции, собранной в Фивах: гранитные статуи Тутмоса III, божеств Монту и Хатхор, колоссальный бюст из красного гранита, приписываемый Тутмосу III или Аменхотепу II, статуя Аменхотепа III и головы от его колоссов. Из скальной гробницы Рамсеса I, или Сети I, происходят деревянные фигуры царей и богов (все эпохи Нового царства). В 1839 г. музей приобрел более 50 папирусов и 107 стел у собирателя древностей Дж. Анастази, составившие, как и купленные у Солта и герц. Белмора стелы, значительный корпус источников по периодам Среднего и Нового царств. В сер. XIX в. была приобретена коллекция герц. де Блака. Пополнение осуществлялось и за счет дарений: от У. Гамильтона в музей поступила найденная на о-ве Элефантина статуя Рамсеса II, кор. Виктория пожертвовала алебастровый бюст одного из Птолемеев. К 1861 г. собрание было разделено на 3 отдела: вост. древностей, Греции и Рима, монет и медалей. |
В 1772 г. оба песнопения Г. н. были опубликованы в московском синодальном Обиходе с редакторскими исправлениями: отсутствует «Слава:» перед тропарем «Единородный Сыне» (осталось «И ныне:»), исключено неск. мелизматических оборотов. Это издание стало источником для дальнейшего распространения Г. н., судя по уточнениям в рукописях: «герасимовская с обихода печатнаго» и подобным (НБУВ ИР. Ф. 1. 5357 [Харьков?]. Л. 240, 1-я четв. XIX в.). В кон. XVIII - нач. XIX в. встречается и определение «невское», что говорит о продолжавшемся копировании Г. н. из рукописей (Там же. Ф. 1. 5586. Л. 292), поскольку это указание отсутствует в тексте синодального Обихода. С Г. н., так же как и с др. новейшими напевами и гармонизациями того времени, связано стилевое обновление репертуара Александро-Невского мон-ря. От песнопений традиц. знаменного распева (на те же тексты) Г. н. наследует четкое деление на строки и силлабический стиль, однако появляются черты нового муз. направления: в мелодике песнопений Г. н. есть признаки тонально-гармонической системы, звуковысотный диапазон напевов расширяется, в распевы отдельных слов (согласно смыслу) включены мелизматические обороты («юбиляции»), в песнопении «Тебе Бога хвалим» орнаментированы целые фразы. В рукописях отмечены варианты Г. н., что свидетельствует о его активном бытовании и частичном изменении при исполнении в различных обителях. Начальная попевка тропаря «Единородный Сыне» имеет выразительный мелодический рельеф, по к-рому Г. н. легко узнается. Характерным признаком этого песнопения является свойственный укр. традиции распев префикса в слове «вочеловечивыйся», сохраненный почти во всех источниках (кроме синодального Обихода) и отличающийся от принятой в песнопениях знаменного распева XVI-XVIII вв. словоформы «вчеловечившийся». В XVIII в. Г. н. исполнялся, вероятно, на 2 голоса в терцию (не исключено, что и в 3-, 4-голосном изложении), хотя в укр. Ирмологионах в виде 2-голосия не зафиксирован. Мелодические варианты песнопения «Тебе Бога хвалим» в синодальном Обиходе и в Ирмологионе Головни 1752 г. могут сочетаться между собой соответственно как ведущий голос и его терцовая дублировка, но в орнаментальных оборотах мелодии перекрещиваются. Для песнопения «Единородный Сыне» большинство источников содержит т. н. основной голос, 2-голосие изложено в печатном сборнике Придворной певческой капеллы нач. XIX в. (Пение Божественной Литургии. Л. 24-25). |
«На реце вавилонстей» из Поморского сборника духовных стихов. Л. 261. Кон. XIX в. (частное собрание) «На реце вавилонстей» из Поморского сборника духовных стихов. Л. 261. Кон. XIX в. (частное собрание) В сер. XVI в. в рукописной традиции из разных гимнографических источников сложился основной корпус нотированных покаянных стихов, составивший отдельный раздел певч. сборников. Он представлял собой подборку покаянных стихов из 8 подразделов, соответствующих числу гласов. Этот цикл, варьировавшийся по составу, к кон. XVI - нач. XVII в. обрел жанровую стабильность, определяемую заголовком: «Покаянны на осмь гласов, слезны и умиленны, чтобы душа пришла на покаяние избыти муки вечныя и внити в царство небесное». В кон. XVI - 1-й трети XVII в. в рукописях скриптория Строгановых (имеющих владельческие записи) появился новый корпус нотированных покаянных стихов. Если 1-й, исторически сложившийся корпус стихов, как в целом, так и в каждом отдельном тексте и напеве, имеет свою эволюцию, то 2-й возник одномоментно именно как осмогласный цикл покаянных песнопений, по-видимому авторского происхождения. Он посвящен различным сюжетам на покаянно-исповедальную тему, имеет выраженный лирический тон, личностную окраску переживания, развитые напевы мелизматического типа. Обе редакции покаянных стихов существовали порознь, а в 3-й четв. XVII в. были объединены в рукописи мон. Саввина Сторожевского мон-ря Александра Мезенца (РГАДА. Ф. 188. 947). Эта редакция мелоса и текста по сравнению с предшествующими редакциями покаянных стихов представляется наиболее репрезентативной в истории жанра. С кон. XVII в. Д. с. распространяются среди старообрядцев разных согласий, для к-рых они стали поэтическим воплощением их мировоззрения и истории - от взятия Соловецкого мон-ря в 1676 г. до тюремных заточений в 30-40-х гг. XX в. Покаянные стихи на 8 гласов в старообрядческой среде, где уже не было «грамотных петь по крюкам», выполняли дидактическую функцию: запоминая их, певцы овладевали литургическим пением. В поздних старообрядческих Д. с. соединялись и варьировались различные сюжеты покаянных стихов и Д. с. в фольклорной обработке. Старообрядцы сохранили в своей традиции мн. общерус. эпические стихи. Многочисленные записи Д. с., сделанные носителями традиции, в большинстве случаев старообрядцами, собраны в архивах России (РГБ, РНБ, БАН и др.) и датируются XVIII - кон. XX в. Фонозаписи, выполненные фольклористами, частично опубликованы, частично хранятся в рукописных архивах и фонотеках, напр. в Фонограмм-архиве Отдела народно-поэтического творчества ИРЛИ РАН, в архивах Московской, С.-Петербургской, Новосибирской консерваторий и др. В среде христиан РПЦ с кон. XVIII в. до наст. времени большее распространение получили т. н. новые стихи (канты, псальмы). Определение жанра: особенности поэтического и музыкального стилей |
Иудаизм исповедуют немногочисленные общины (ашкеназов), насчитывающие ок. 1,5 тыс. чел. Новые религиозные движения представлены адептами бахаизма (см. Бахаи религия ), общим числом 163 тыс. чел., к-рые объединены в Национальную духовную ассамблею Бахаи. Значительную активность развивают псевдоиндуистские НРД, такие как Брахма Кумарис, Об-во сознания Кришны, Об-во приверженцев Сатья Сай Бабы, Об-во Вишва Хинду Паришад, насчитывающие в совокупности от 5 до 10 тыс. чел. Распространение христианства Археологические находки, найденные в З., свидетельствуют о том, что данная территория была заселена с древнейших времен. В разных частях страны были обнаружены останки древнего человека и каменные инструменты. В кон. I тыс. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. территория совр. З. была заселена говорившими на языках банту мигрантами-земледельцами с севера и отчасти пришедшими с юга нгони. Следы перехода от каменных орудий труда к металлическим относятся к первым векам по Р. Х., к VI в. в центральной и зап. частях совр. З. земледельцы обрабатывали медь и железо. Приблизительно к X-XI вв. медные слитки изготавливались в зап. части совр. пров. Коппербелт, что говорит о повсеместной торговле медью, которую использовали в качестве валюты. В нач. II тыс. животноводство стало интенсивно распространяться в южной части совр. З., жители плато Тонга (Батока) занимались хлопкопрядением и гончарным делом. Произошло первое знакомство местного населения с исламом, оказавшее влияние на укрепление связей с араб. купцами, к-рые преимущественно торговали золотом и др. ценными металлами. Приблизительно к XIV в. относятся первые признаки становления классового общества. С кон. XVI в. шел процесс возникновения удельных племенных союзов и раннегос. образований: на юго-западе, в верхнем течении реки Замбези,- Лози (Баротсе, известное с 60-х гг. XIX в. как Баротселенд); на юго-востоке - Марави; на северо-востоке - Казембе; в нижнем течении р. Луапула - Лунда. Первые попытки распространения христианства на территориях в верхнем течении Замбези были предприняты в кон. XVI в., когда нек-рые из португ. католич. священников, прибывших на вост. берег Африки для служения капелланами в португ. гарнизонах на территории совр. Мозамбика, ушли в глубь континента для проповеди католичества среди местного населения. С 1577 г. на этих территориях основывали миссии доминиканцы, а с 1607 г.- иезуиты. Однако деятельность ордена иезуитов была запрещена, а общая политическая обстановка не способствовала успеху проповеди. |
1789 2. Ч. 9. С. 254). Далеко не все имевшиеся на колокольнях и звонницах колокола использовались в З. Причинами их бездействия могли быть не только какие-то неисправности или нехватка звонарей, но также избыточность колоколов, что особенно часто имело место на крупных колокольнях, преимущественно в столицах, при богатых храмах и мон-рях. Говорить о количественных закономерностях колокольных наборов сложно в силу чрезвычайного их многообразия и нестабильности. Более стабильным количество колоколов становится к кон. XIX - нач. XX в., когда происходила нек-рая унификация З. В этот период оптимальное число больших колоколов составляло от 1 до 3, средних - от 2 до 6 (реже 8-9), численность малых обычно была кратна 2 либо 3. На колокольнях приходских храмов общее число колоколов колебалось от 5-7 до 9-10 (редко больше), а на крупных соборных и монастырских колокольнях - от 9 до неск. десятков. Несмотря на значительную условность этих цифр, оптимальное количество колоколов, используемых в З., является отражением стилевых закономерностей их региональных традиций. Эволюция З. всегда находилась в прямой зависимости от количественных и качественных изменений в колокольных наборах. Исторически их развитие происходило от небольших одиночных колоколов, имевшихся при церквах в ранний период (XI-XIV вв.), к небольшим ансамблям (XV - нач. XVI в.). Постепенное увеличение количества колоколов на звонницах и наращивание их веса, в особенности благовестников, в XVI-XVII вв. привели к формированию крупных многосоставных колокольных наборов. Также с течением времени изменялись техника звукоизвлечения, способы размещения колоколов, системы управления ими, что непременно отражалось на характере функционирования колокольного ансамбля и муз. специфике З. Способы З. В рус. правосл. традиции сложилось 3 способа З.: раскачивание колокола (очепный З.); удар в стенку колокола висящим внутри его языком, т. н. язычный З.; удар с наружной (реже внутренней) стороны молотком или специальным ударником. Последний способ в основном применялся для механического З. |
В 1472 г. португ. мореплаватели достигли зал. Бенин. В кон. XV в. здесь появились англ., дат., франц. и нем. торговцы, вывозившие пряности, ядра пальмового ореха и слоновую кость. В XVII в. в южных районах совр. Н. больших масштабов достигла работорговля. Активными поставщиками рабов для европейцев выступали Бенин и Ойо, последний занимал доминирующее положение среди гос-в йоруба с XVI в. В вост. части побережья работорговля стимулировала возникновение новых гос. образований (Бонни, Нов. Калабар, Окрика), обменивавших рабов из внутренних районов на европ. товары (металлические изделия, инструменты, ткани, соль и т. п.). В верховьях р. Кросс для торговли с европейцами был создан союз городов, известный под названием Ст. Калабар. Важными поставщиками рабов были аро - одна из групп народа игбо. Жрецы-аро, имея влияние на авторитетного среди всех игбо оракула Аро-Чукву, установили контроль над торговлей с европейцами. В XVIII в. работорговля стала основой экономики мн. гос-в и об-в Юж. и Центр. Н. Африканцы совершали регулярные набеги на соседей, а пленников продавали европейцам. Среди европ. стран Великобритания заняла ведущую позицию в покупке рабов на западноафриканском побережье. Крупнейшим гос-вом лесной части Зап. Африки в тот период стала держава Ойо, в результате продолжительных йоруба-дагомейских войн окончательно подчинившая Дагомею (1730). Однако к нач. XIX в. вслед. внутренних междоусобиц и военных поражений держава Ойо постепенно пришла в упадок. Аналогичная ситуация наблюдалась в Бенине, где с нач. XVIII в. вслед. расширения работорговли обострилась внутриполитическая обстановка и вспыхнули междоусобные войны. Влияние работорговли на гос-ва Среднего пояса Н. заметно проявилось в XVIII в. В Игале, установившей тесные связи с Бенином и Нупе еще в XVI в., торговля рабами в XVIII в. стала основой экономики. В середине этого столетия правители Нупе приняли ислам. В 1796 г. в результате междоусобиц Нупе распалось на западную (с центром в г. Раба) и восточную (г. Гбара) части, затем в результате набегов работорговцев - на 7 фактически независимых эмиратов. |
| |