Ведущая роль в постепенном введении в 40-х гг. XVI в. в Церкви Англии новой формы богослужения принадлежала Т. Кранмеру (1489-1556), в 1533 г. ставшему архиепископом Кентерберийским. Кранмер, являвшийся убежденным сторонником протестант. Реформации, после опалы и казни Т. Кромвеля (ок. 1485-1540) был наиболее близким и доверенным советником кор. Генриха VIII по религ. вопросам и сохранил влияние при его преемнике кор. Эдуарде VI (1547-1553). Исполняя дипломатические поручения в континентальной Европе в нач. 30-х гг. XVI в., Кранмер имел возможность непосредственно познакомиться с различными литургическими реформами, осуществленными в европ. протестант. общинах. В частности, в 1532 г. в Нюрнберге он присутствовал на богослужениях, совершавшихся по чину, разработанному в 20-х гг. XVI в. М. Лютером (1483-1546). Значительное влияние на религиозные взгляды Кранмера оказало его знакомство с М. Буцером (1491-1551); Кранмер состоял с ним в постоянной переписке и был хорошо знаком с предложенными им вариантами реформирования богослужения. Кроме того, Кранмеру был известен англ. перевод нем. протестант. богослужебных текстов (A Simple and Religious Consultation of Us Herman by the Grace of God, Archbishop of Colone... L., 1547), подготовленных при участии Буцера и Ф. Меланхтона (1497-1560) архиеп. Кёльнским Г. фон Видом (1477-1552), который предпринял завершившуюся неудачей попытку реформирования церковной жизни в Кёльне (ср.: Cuming. 1983. P. 73). Наряду с этим Кранмер опирался и на католич. источники: при работе над новыми богослужебными текстами он использовал как традиц. богослужебные книги сарумского обряда, так и подготовленную испан. кард. Ф. де Киньонесом (ок. 1482-1540) по поручению папы Римского Климента VII новую редакцию католич. Бревиария (1-е изд.- 1535; 2-e изд., с исправлениями - 1536; см. в ст. Бревиарий ). В XIX в. исследователи обнаружили и опубликовали 2 рукописных проекта реформирования богослужения (написаны отчасти Кранмером, отчасти его секретарями), которые относятся к кон.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

закреплена в Кодексе канонического права 1917 г. До XVII в. важным источником К. п. оставались решения Римской Роты, а также появившегося в нач. XVI в. трибунала Апостольской сигнатуры. С появлением Конгрегации Собора значимость для актуального католич. К. п. судебных решений рим. трибуналов по частным делам существенно снизилась, тем не менее отдельные сборники решений Римской Роты и т. н. частные книги ее аудиторов (Libri particulares auditorum) продолжали выпускаться и в XVIII в. (см.: Stickler. 1950. P. 338-345). После ликвидации Папской области (1870) трибуналы Папского престола прекратили свою деятельность, но были восстановлены папой Пием Х в 1908 г. в ходе общей реформы Римской курии. При папе Иннокентии XII (1691-1700) в рамках Римской курии был сформирован Гос. секретариат Папского престола; его документы стали источником К. п. в области государственно-церковных отношений и отношений Папского престола с католич. иерархией в разных странах (издания документов Гос. секретариата XVII-XIX вв. см.: Ibid. P. 354-358). Титульный лист «Кодекса канонов Вселенской Церкви», изданного К. Жюстелем (Париж, 1610) Начавшееся в XVI в. издание актов Соборов древности и средних веков дало католич. канонистам возможность выработать единое понимание статуса того или иного Собора, а также решить проблему соотнесения авторитетов Вселенского Собора и Римского понтифика как принципиальных источников К. п. Первое масштабное издание соборных актов было предпринято Ж. Мерленом (Concilia generalia. P., 1524. 2 t.), в него вошли постановления 4 Вселенских Соборов (от Никейского до Халкидонского), а также каноны Констанцского Собора и Базельского Собора , 47 поместных зап. Соборов и 69 папских декреталий. Однако в др. изданиях соборных постановлений, вышедших в XVI в. (Concilia omnia tam generalia quam particularia/Ed. P. Crabbe. Coloniae Agrippinae, 1538-1551. 3 vol.; Concilia omnia tum generalia tum provincialia atque particularia/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1567. 4 vol.), публиковались лишь акты Вселенских и поместных Соборов древности.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Первоначально «Труд...» был рассчитан на широкое распространение по всему лат. христ. миру, однако количество рукописей трактата невелико. Сохранился рабочий экземпляр трактата без предисловия и 4-й книги (Vat. lat. 7207) с 3400 редакторскими исправлениями, среди которых - вычеркивание, перефразирование и замена фрагментов текста, добавление ссылок. Фриман выделила по меньшей мере 4 почерка редакторов, но идентифицировать их не представляется возможным. В рукописи сохранились также 81 или 83 замечания на полях, выполненные тиронской скорописью (часть маргиналий могла быть утрачена из-за небрежного переплетения рукописи в XIX в., когда были обрезаны поля листов). По мнению Фриман, эти замечания могли отражать непосредственную реакцию Карла Великого на содержание трактата, прочитанного в его присутствии ( Freeman. 1971; Opus. 1998. Р. 3-4, 48-50, 583). Первые и последние листы рукописи заменены новыми, текст на которых переписан в XIV в. в цистерцианском мон-ре Мариенфельд. В XVI в. рукопись была перевезена в Рим; в 1783 г. ее владелец, кардинал-библиотекарь Франческо Саверио де Селада, передал манускрипт в Ватиканскую б-ку (к этому времени ркп. была уже в поврежденном состоянии; подробнее см.: Opus. 1998. Р. 38-50). В переплете рукописи Paris. lat. 12125 сохранился лист из манускрипта IX в. (л. 157) с фрагментом «Труда...» (Opus Caroli regis. I 12-13). Рукопись Paris. Bibl. de l " Arsenal. 663 - копия рукописи Vat. lat. 7207, выполненная в 60-х гг. IX в. для Гинкмара , архиеп. Реймсского; в 1428 г. этот манускрипт использовал Николай Кузанский. В XV в. рукопись хранилась в б-ке кафедрального собора в Лане, в XVIII в.- в собрании библиофила Жозефа Луи, барона д " Эса, и вместе с собранием в 1781 г. перешла к основателю б-ки парижского Арсенала А. Р. де Вуайе, маркизу д " Аржансону. Для восстановления текста, отсутствующего в ватиканской рукописи, и для сопоставления вариантов текста трактата эта рукопись была использована Фриман при подготовке критического издания (Opus. 1998). До XVI в. в Ватиканской б-ке хранилась еще одна рукопись трактата, о к-рой упоминается в каталогах кон. XV - нач. XVI в. По всей вероятности, эта рукопись была уничтожена вместе с др. т. н. запрещенными книгами в 1550 г. Сохранились упоминания о рукописи трактата, изготовленной для гуманиста и богослова Иоганна Фабри (1478-1541), к-рый неоднократно цитировал «Труд...» в полемике с лютеранами; по свидетельству Фабри, копия была сделана с некой рукописи, находившейся в Ватиканской б-ке. Среди книг, принадлежавших ватиканскому библиотекарю Джироламо Алеандро (1480-1542), были рукописи греч. Деяний VII Вселенского Собора и «Труда...» (судьба этой рукописи также неизв.).

http://pravenc.ru/text/2463659.html

В. Баха. В кон. XIX в. под влиянием католич. цецилианского движения приобрели популярность обработки Г. в стиле Палестрины. В это же время организовывались многочисленные любительские хоры, участвовавшие в фестивалях церковного пения (Kirchengesängfeste). В 1844 г. В. Лёэ издал последование лютеран. богослужения (Agenda für christliche Gemeinden des lutheranisches Bekenntnisses), ориентированное на литургическую традицию XVI в., певч. часть издания была отредактирована Ф. Лайрицем, ранее издававшим мелодии XVI-XVII вв. и выступавшим за возрождение оригинальных ритмических версий лютеран. песнопений. На основе изданий Лайрица и др. в 1854 г. было напечатано предварительное издание основных лютеран. хоралов в их первоначальной форме (Deutsches evangelisches Kirchen-Gesangbuch), послужившее основой для составления нового офиц. сб. песнопений «Deutsches evangelisches Gesangbuch» (B., 1915). В кон. 20-х - нач. 30-х г. по образцу этого издания церквами разных нем. земель были изданы певч. сборники, в к-рых к общелютеран. корпусу песнопений были добавлены Г. местных традиций, большая часть текстов и мелодий относится к XVI-XVIII вв. После прихода к власти нацистов в 30-х гг. XX в. появились новые издания певч. книг, в текстах к-рых отсутствовали гебраизмы (Alleluia, Amen, Sabaoth) и акцентировались патриотические идеи. В послевоенное время происходил возврат к принципам издания богослужебных и певч. сборников, выработанным в 1-й трети XX в. В 1950 г. был выпущен сб. «Das evangeliche Kirchengesangbuch», отличающийся выбором традиц. Г., как и более поздний сб. «Chorgesangbuch» (1975) Р. Гёльца. В изд. Ф. Райха «Das Wochenlied» (1951) вошли основные Г. церковного года в 3- и 4-голосных обработках как из раннего репертуара, так и из репертуара композиторов XX в.- Ф. М. Байера, В. Крафта, К. Фоппеля, Ф. Зиппа. С 50-х гг. стали создаваться Г. в новом, более свободном стиле; вслед. развития международных и экуменических контактов Объединенной Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии в новое офиц.

http://pravenc.ru/text/Гимны.html

Традиционные верования Анимизм, тотемизм, шаманизм и культ предков распространены среди племен лоби, куланго, гере, гуро, дан, квени и др. Адептами традиц. культов являются ок. 6,8 млн чел. Религиозное законодательство Свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией К.-д " И. (ст. 9), запрещается любая дискриминация по религ. признаку. Все конфессии равны перед законом при условии, что они не противоречат правам др. граждан и не наносят урон общественному порядку и национальной безопасности. Конституция запрещает создание политических партий и объединений на религ. основе (ст. 13). Все религ. орг-ции подлежат обязательной гос. регистрации. История Археологические находки (т. н. неолитические мастерские по берегам рек) свидетельствуют о заселении территории К.-д " И. в каменном веке. В III-II тыс. до Р. Х. в зоне саванны, а затем в лесной зоне началось развитие земледелия; в I тыс. по Р. Х. широкое распространение получили железоделательное производство, гончарное ремесло, ткачество, добыча золота. В нач. II тыс. здесь расселились пришедшие с северо-запада народы сенуфо; основанный ими г. Конг стал одним из крупнейших в Зап. Африке центров караванной торговли. В XV-XVI вв. сенуфо были оттеснены на северо-запад мандеязычными народами (малинке, дьюла и др.), создавшими в нач. XVIII в. гос. образование с центром в Конге. В XV в. в междуречье Комоэ и Чёрной Вольты сложилось гос-во народа аброн - Боно; на западе от реки Бандама - раннегос. образование анья и бауле. Сев. часть территории К.-д " И. входила в сферу влияния гос-в Зап. Судана - Ганы, Мали и Сонгая. В кон. XV в. на побережье Гвинейского зал. стали проникать европейцы, гл. обр. португальцы, вывозившие отсюда слоновую кость, золото и рабов. Распространять христианство в К.-д " И. начали в 1637 г. франц. католич. миссионеры (капуцины), однако миссия просуществовала недолго. В 1742 г. францисканские миссионеры снова неудачно попытались основать миссию. Только в 40-х гг. XIX в. французам удалось закрепиться на побережье К.-д " И., в 80-х гг. они стали продвигаться вглубь страны. В 1887-1889 гг. Франция навязала ряд т. н. союзнических договоров правителям африкан. гос-в и вождям племен. В 1892 г. по франко-либерийской конвенции были определены границы франц. владений и Либерии (впосл. решения конвенции неоднократно пересматривались в пользу Франции), в 1893 г. по франко-брит. конвенции - границы с брит. колонией Золотой Берег.

http://pravenc.ru/text/2458891.html

Ок. 1594-1607 гг. подлинные книги М. Л. по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы и по распоряжению канцлера ВКЛ Л. И. Сапеги были скопированы. Их подлинники за редким исключением до наст. времени не сохранились. В нач. XVII в. произошло разделение книг М. Л. на канцлерские и подканцлерские. Причиной этого деления стало то обстоятельство, что в 1615 г., после смерти подканцлера ВКЛ Г. Войны, книги М. Л., к-рые он вел, впервые не были переданы в состав канцлерских книг. М. Л. сильно пострадала в период освободительной войны укр. и белорус. народов в 1648-1654 гг. и русско-польской войны 1654-1667 гг. По-видимому, в это время, как полагают мн. исследователи, погибло большинство подлинных книг М. Л., созданных в XVI в., сильно пострадали и были безвозвратно утрачены мн. документы, касающиеся истории населения и духовных корпораций, находившихся в Ср. Поднепровье (прежде всего в Киевской и Северской землях). Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. это обстоятельство привело к росту числа фальсифицированных документов, к-рые предъявлялись как подлинные в гос. учреждения на территории как Речи Посполитой, так и России. В сер. 40-х гг. XVIII в. книги М. Л. были перевезены из Вильно в Варшаву. В 1747-1751 гг. в ходе их ревизии по приказу канцлера ВКЛ кн. Я. Ф. Сапеги и подканцлера кн. М. Ф. Чарторыйского польск. архивистами был закреплен и упорядочен состав М. Л. путем деления документов и их нумерации на «большую метрику» (канцлерские книги со сплошной нумерацией араб. цифрами) и «малую метрику» (подканцелярские книги, обозначаемые буквами лат. алфавита). В 70-80-х гг. XVIII в. 62 наиболее ранние книги М. Л. были заново скопированы латиницей и собраны в 29 томов (т. н. Варшавская копия). В кон. 1792 г., согласно универсалам Генеральной конфедерации, которая поддерживала Тарговицкую конфедерацию и проводила политику возвращения ВКЛ его гос. учреждений, значительная часть М. Л. после многолетних протестов литов. шляхты оказалась в Вильно. Однако уже в июле 1794 г. почти все документы были возвращены в Варшаву как в более безопасное место.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

М. с древнейших времен до кон. XIX в. Во II в. до Р. Х. на юж. побережье Андаманского м. под инд. влиянием сложились первые на территории совр. М. политические образования - города-государства монов. В I тыс. по Р. Х. на севере и в центральной части М. образовались гос-ва народа пью Шрикшетра и Аракан. Их жители занимались ирригационным земледелием, исповедовали буддизм и брахманизм, сочетавшиеся с анимистическими верованиями. Проникновение инд. верований отмечено в М. с нач. I тыс. по Р. Х. Сохранились надписи V в., содержащие отрывки из палийских Абхидхамма-питаки и Виная-питаки, свидетельствующие о проникновении на территорию М. буддийской школы тхеравада (палийская разновидность хинаяны). Есть свидетельства о хинаянской же школе сарвастивада и о почитании бодхисатв махаяны, в частности Авалокитешвары . В 832 г. войска гос-ва Наньчжао (на территории совр. пров. Юньнань, КНР) разгромили Шрикшетру. В то же время началась миграция предков совр. бирманцев с территорий Зап. Китая в долину р. Иравади. Вытеснив монов и пью, к IX в. они осели в районе Чаусхе (Центральная М.) и в 849 г. (по др. данным - в 850) основали г. Паган, а в 1044 г.- царство Паган. Первый правитель Пагана Аноратха покорил Аракан, в 1057 г. завоевал царство монов Татон (на юге совр. М.). Аноратха сделал гос. религией буддизм хинаяны, строил храмы, укреплял торговые и культурные связи М. с Бенгалией, Шри-Ланкой. В стране распространилась письменность на языках пали, монском и пью, а затем на бирманском, достигли расцвета искусство и архитектура. В нач. XIII в. начался постепенный распад Пагана. В 1283 г. в битве под Каунгсином монг. войска разбили последнего правителя Пагана Наратихапатея. Португ. авантюрист Ф. де Бриту-и-Никоте. Неизв. художник. Ок. 1900 г. (Музей португальского декоративного искусства, Лиссабон) Португ. авантюрист Ф. де Бриту-и-Никоте. Неизв. художник. Ок. 1900 г. (Музей португальского декоративного искусства, Лиссабон) После распада Паганской державы Аракан вновь стал самостоятельным, в центральных и северных районах М. был основан ряд независимых княжеств (Мьинсайн, Пинья, Сагайн, Ава). В 1287 г. на юге М. обрело независимость монское княжество Пегу (Хантавади), находившееся прежде под управлением Пагана. С XIV в. началось возвышение княжества Ава, вступившего с Пегу в борьбу за гегемонию в М. и контроль над водными коммуникациями и торговлей по р. Иравади. Княжество Тауннгу в 1539 г. захватило Пегу. Правители Тауннгу приняли титул правителей Пегу. В 1555 г. Пегу захватило Аву и др. княжества шанов, а затем тайские гос-ва Аюттхая и Чиангмай. В кон. XVI в. началось ослабление Пегу. В 1599 г. войска Аракана захватили г. Пегу.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

или позднее; свидетельства грузинских источников ему также остались неизвестными, поэтому к наст. времени результаты его анализа в значительной степени утратили актуальность. Опубликованные Мерсье тексты, произвольно скомпилированные и дополненные, легли в основу издания Л. а. И. И. Фундулисом ( Θουντολης. 1977), переработкой которого является издание А. Панотиса ( Παντης . 1986), в наст. время имеющее в Элладской Церкви статус фактически официального. Здесь квазиаутентичный текст литургии, основанный на устаревшем по описанным выше причинам издании Мерсье, сопровождается произвольными уставными указаниями, восходящими к публикациям Дионисия (Латаса) и Хризостома (Пападопулоса). В слав. мире аналогичный статус получил церковнославянский перевод Л. а. И., сделанный И. А. Гарднером (в момент публикации Л. а. И.- еп. РПЦЗ Филипп; впосл. женился и оставил сан) на основе все тех же изданий Дионисия (Латаса) и Хризостома (Пападопулоса), а также личных наблюдений Гарднера, сделанных в 1936 г. при совершении литургии патриархом Иерусалимским Тимофеем ( Brakmann, Chronz. 2013. S. 89, 107). Т. н. Гарднеровский чин Л. а. И., основанный на произвольных реконструкциях греч. иерархов кон. XIX - нач. XX в. на базе текстов в редакции Палеокаппы (так что он не соответствует древним аутентичным греч. рукописям литургии) и не учитывающий даже славянские переводы XVI-XVII вв. (опубл. еще Сырку и потому вполне доступные), был впервые издан в серии статей в ж. «Святая Земля» за 1937 г. 1-5, 7, 8), а затем в виде кн. «Божественная литургия св. апостола Иакова, брата Божия и первого иерарха Иерусалимского» (Владимирова, 1938), переизданной с минимальной правкой в 1970 г. в Риме для нужд униат. славяноязычного духовенства, а в кон. XX - нач. XXI в. широко разошелся в копиях и перенаборах. Итак, все ныне употребляемые в церковной богослужебной практике издания греч. Л. а. И. и ее слав. перевода в той или иной мере ошибочны и довольно далеко отстоят от текстов древнейших рукописей, которые ждут своего исследователя. Последнее критическое издание греч. Л. а. И. на материале новых синайских находок, а также рукописей, опубликованных Мерсье и др. учеными прошлого, было осуществлено А. Казамьясом ( Καζαμας . 2006). Ученый привлек также материал некоторых грузинских списков Л. а. И., но лишь в ограниченном объеме, поэтому издание при всех его достоинствах не дает полной картины развития аутентичного текста Л. а. И. в древности.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

Наиболее известны работы Б. по культуре итал. Возрождения. Он считал Ренессанс эпохой, к-рая повлияла на развитие европ. стран. Ренессанс резко выделил Италию XIV - нач. XVI в. из ряда стран христ. мира. Именно здесь характерные черты эпохи, указанные Б.- открытие мира и человека, стремление подражать античности и изучать ее и т. д.,- нашли свое концентрированное выражение. Он пытался понять культуру того времени, изучая религ. жизнь общества, всевозможные суеверия и предрассудки, феномен упадка веры. Исследователь подчеркивал контраст между Возрождением и средневековьем в Италии, но не отрицал значения средневек. мировоззрения. В работе «История Возрождения в Италии» он впервые ввел термин «проторенессанс» для обозначения тенденций формирования новой эстетики в рамках еще средневек. культуры. Исследуя итал. архитектуру XIV-XVI вв., Б. провел сравнительный стилистический анализ памятников, позволивший проследить их развитие и установить более точные датировки. Идеи Б. были тесно связаны с нараставшей в кон. XIX в. тревогой европ. интеллектуальных кругов за будущее цивилизации и оказали большое влияние на развитие философии истории в Европе в кон. XIX - XX в. Они также нашли отражение в изданных после его смерти курсах лекций «История греческой культуры» и «Рассмотрение всеобщей истории искусства». Кризис и упадок, свидетелем к-рого считал себя Б., с его т. зр., начался еще в постренессансное время и во многом отразился в стиле барокко. Уже при подготовке 2-го изд. «Руководства по истории живописи» Куглера (1847) Б. отошел от романтического тезиса о равенстве греч. и «германского» (готического) искусства («органическое», «исконное» и есть истинно классическое искусство). Распространение секуляризованного взгляда на мир привело к появлению нового индивидуального художественного сознания и развитию автономизации искусства: напр., в Микеланджело Б. видел прототип совр. художника, к-рый с трудом удерживал баланс между собственным мировоззрением и всеобщими ценностями. В барокко процесс автономизации превратил искусство в средство для исследования личности художника и его проблем в искусстве, а не окружающего мира.

http://pravenc.ru/text/153667.html

На аналоях в храмах размещались чудотворные иконы, нередко списки известных в правосл. мире образов, иконы местночтимых святых. Отдельную группу составляли иконы-помянники с именами, поминавшимися священником во время проскомидии, как правило с изображением Деисуса. В ряде церквей хранились комплекты икон (в т. ч. двухсторонних), к-рые выносились для поклонения в соответствующие праздники. Часто стены храмов украшались иконами, подаренными частными лицами. В среде иконописцев популярность приобрели рукописные руководства для художников - Ерминии. Они состояли из технической и иконографической частей, соединяя визант. традиции палеологовского возрождения и наследие критских живописцев XVI в., в творчестве к-рых были синтезированы приемы средневек. балканского и итал. искусства XVI в. Нек-рые из этих книг представляли собой списки Ерминии афонского мастера Дионисия из Фурны, др. являлись компиляциями различных источников, нередко с авторскими добавлениями, была хорошо известна Ерминия Христофора Жефаровича. В XVIII в. завершилось многовековое развитие искусства изготовления рукописных книг; одна из последних богато украшенных рукописей - сборник, созданный в 1796 г. свящ. Пунчо из с. Мокреш, в к-ром он поместил 2 автопортрета (София. НБКМ. 693). Реликварий с изображением архиеп. Дионисия К-польского. 1820 г. Реликварий с изображением архиеп. Дионисия К-польского. 1820 г. В кон. XVIII - нач. XIX в. нек-рые крупные мон-ри (Рильский, Бачковский) по примеру Афона стали заказывать за границей эстампы с панорамами мон-рей, предназначенные для паломников. Постепенно было налажено местное производство гравюр, напр. эстампов с изображением Троянского мон-ря работы Леонтия Руса и его ученика, мон. Филофея. В 30-х гг. XIX в. мон. Исаия основал в Рильском мон-ре мастерскую по изготовлению эстампов; первое время использовались привозные формы, но постепенно графика полностью стала создаваться в мон-ре; в производстве были заняты как приглашенные мастера, так и монахи. В 1866 г. мон. Каллистрат организовал в обители типографию.

http://pravenc.ru/text/149669.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010