«Учение...», несомненно, основано на византийской традиции пасхалистики, однако исследователи обнаружили влияние античной науки (в частности, пифагорейской школы о круговом движении времени, вероятно опосредованного уже христ. текстами), а также, возможно, западноевроп. влияния (М. Ф. Мурьянов обратил внимание на то, что деление часа на 5 частей встречается в трудах англ. книжников - Беды Достопочтенного, Симеона Даремского, а также Гонория Отёнского). Несомненно, на К. оказала влияние традиция т. н. семитысячников - ранних слав. текстов, в к-рых расписывалось число месяцев, недель и т. д. в 7000 лет. К семитысячникам восходят и тезисы К. о циклических обновлениях стихий. Т. Д. Славова предположила, что «Учение...» основано на некоем утраченном болг. трактате ( Славова Т. Д. «Учение за числата» (Учение, имже ведати человеку числа всех лет), приписвано на Кирик Новгородец//Медиевистични изследвания: В памет на П. Димитров. Шумен, 1996. С. 53-57), но эта гипотеза не нашла поддержки у др. исследователей, считающих труд К. в целом оригинальным. Из текста не ясно, пользовался ли К. пасхальными таблицами или какой-то иной формой записи пасхалии. Вопрос этот тем более сложен, что не сохранились столь ранние образцы древнерус. пасхалий. Сложные арифметические расчеты (у К. фигурируют числа до десятков миллионов) К., вероятно, производил при помощи абака (счетной доски). «Учение...» известно в неск. списках: РНБ. Погод. 76 (XVI в.); СПбФИИ РАН. Ф. 11. 245 (XVI в.); РНБ. Соф. 1161 (кон. XVI - нач. XVII в., отрывок); РГАДА. Мазур. 1069 (XVIII в.); РГБ. Рум. 35 (1-я четв. XIX в., писарская копия с Архивского списка). Отсутствие ранних списков почти не дает возможности судить о степени известности «Учения...» до XVI в. По гипотезе Р. А. Симонова, уже в 1138 г. появилась как самостоятельное краткое произведение выписка из «Учения...» - «Слово о поставлении небесе и земли и моря» (РНБ. Кир.-Бел. 10/1087, 1446 г.). В нем воспроизводятся данные К. о «поновлениях» земли, неба, моря и воды, всякий раз сообщается, сколько таких обновлений уже прошло от сотворения мира до 1138 г. и как получены эти данные.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

Проникновение ислама в Зап. Сибирь исследователи относят к рубежу XV и XVI вв. ( Соболев В. И. История сибирских ханств: По археол. мат-лам. Новосиб., 2008. С. 287-290). Формирование мусульм. общин в регионе связано с принятием ислама суннитского толка сибир. татарами и казахами в XVI-XVII вв.; из суннитских богословско-правовых школ в Сибири широкое распространение получил ханафитский мазхаб. Численность шиитов в регионе незначительна - его исповедуют гл. обр. проживающие в Н. о. азербайджанцы. В Сибири также известны приверженцы «немечетского» ислама, широко распространенного у чеченцев и ингушей. Распространение ислама в регионе связано с появлением добровольных и вынужденных переселенцев - тюрок-мусульман из Ср. Азии, Поволжья и с Урала, к-рые на протяжении XVII - нач. ХХ в. осваивали Сибирь. В XVIII-XIX вв. ислам исповедовали в татар. селах и казах. аулах Кулундинской и Барабинской степей, в селах чатских татар Приобья. Известно, что в Томском окр. в сер. XIX в. действовали 11 мечетей, в т. ч. мечети имелись в юртах Барабинских и Акбалыкских Чатской волости и др. Исламизация усиливалась с ростом числа переселенцев. Наряду с приверженцами ортодоксального ислама на рубеже XIX и ХХ вв. в селах Зап. Сибири (напр., в Каинском у.) появились последователи религиозно-общественного движения, возникшего на основе учения Багаутдина Ваисова. Сторонники «чистого ислама» инициировали ряд беспорядков в Казанской губ., за что были подвергнуты адм. ссылке. Движение ваисовцев имело немногочисленных сторонников среди мусульман Сибири, после 1917 г. его деятельность прекратилась. Мусульм. община в Новониколаевске оформилась в 1907 г. В 1910 г. она получила разрешение на постройку соборной мечети, открытие к-рой состоялось в 1916 г. (впосл. получила название Исторической мечети; действовала до 16 июля 1937). В февр. 1924 г. в Новониколаевске прошел съезд мусульм. духовенства Томской, Алтайской и Новониколаевской губерний. 15 июня 1927 г. в Исторической мечети открылся съезд мусульман Сибири (в это время в Сибири насчитывалось 166 мусульм. общин). Все действовавшие мечети на территории Новосибирска и Н. о. были закрыты в 30-х гг. XX в. Во время Великой Отечественной войны (в 1943) в Новосибирске была вновь зарегистрирована мусульм. община и открыт молитвенный дом на 50 чел., однако уже в 1948 г. здание было изъято. В 1950-1990 гг. мусульм. община Новосибирска сменила неск. молитвенных домов. На дек. 1959 г. мусульман в Н. о. насчитывалось более 3 тыс. чел. (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1418. Д. 58. Л. 6-8).

http://pravenc.ru/text/2577869.html

и Далматова мон-ря от пугачевцев в 1774 г. Соловецкий мон-рь, не согласившись с решением церковной и гос. власти о реформировании обрядов, неск. лет (1668-1676) держал оборону во время нападения стрелецких отрядов. Вплоть до XIX в. известны случаи успешных действий против интервентов при опоре на монастырские укрепления. В период Крымской войны (1853-1856) К. Соловецкого мон-ря выдержала бомбардировку с кораблей англ. флота и помешала в проведении диверсий и высадке десанта на Русском Севере. Эти монастыри считались «государевыми крепостями», их укрепляли за гос. счет, размещали в них военные гарнизоны, делали запасы продовольствия, фуража и т. п. Такие мон-ри являлись опорой в системе обороны: они были достаточно автономны и могли в нужный момент заместить гос. управление на тех территориях, для которых связь с центром была затруднена, или когда центральное (царское) правительство теряло власть над страной. Наиболее известные мон-ри, такие как Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, приобрели вид сказочных городов с высокими каменными стенами и башнями, многочисленными церквами и кельями, напоминая снаружи маленькие дворцы. Лучший образец «декоративной монастырской крепости» кон. XVII в.- московский Новодевичий мон-рь, основанный в 1524 г. по обету вел. кн. Василия III, к-рый стал придворной обителью для женщин из царствующего дома. Монастырские кирпичные стены построены в 80-х гг. XVII в., главные ворота скорее парадные, чем крепостные, с 3 проездами и большой надвратной церковью; верхние части башен имеют вид т. н. корон. Лит.: Атлас крепостей Рос. Империи: [Карты]. Б. м., Глаголев А. Г. Кр. обозрение древних рус. зданий и др. отеч. памятников. СПб., 1838. Ч. 1: О рус. крепостях; Раппопорт П. А. Очерки по истории рус. военного зодчества X-XIII вв. М.; Л., 1956. (МИА; 52); Косточкин В. В. Оборонительные системы рус. крепостей XIV - нач. XVI в.//Сов. арх. 1957. 1. С. 133-142; он же. Рус. оборонное зодчество кон. XIII - нач. XVI в. М., 1962; Беляев Л. А. Крепости и вооружение Вост. Европы. М., 2005. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)

http://pravenc.ru/text/2459013.html

В визант. эпоху церковная жизнь Г. отмечена присутствием ее епископов на Соборах в Селевкии (359) и Халкидоне (451). Согласно сообщению Георгия Кипрского (VI в.), Г. являлась 7-м городом пров. Аравия ( Georgii Cyprii Descriptio orbis romani. N 1063/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 54). В 746 г. Г. была разрушена землетрясением и залита селевым потоком, превратившим ее в своего рода «иорданские Помпеи», сохраняющие древний облик лучше др. античных городов Палестины и Заиорданья. Г. уверенно отождествляется с совр. г. Джараш в Иордании (40 км севернее Аммана) по созвучию имен, по данным эпиграфики (зафиксировано ок. 150 надписей) и обильных нумизматических находок и по упоминаниям в источниках: Иосиф Флавий помещает Г. на вост. границе Переи ( Ios. Flav. De bell. III 3. 3), еп. Кесарийский Евсевий - рядом с Амманом ( Euseb. Onomast. 102. 19), определяя ее местоположение рядом с горой Галаад (idem. 64. 2) в Перее (idem. 94. 26-27). После араб. завоевания Джараш стал одним из адм. центров в округе Урдун. По мере упадка города он со 2-й пол. X в. исчезает из перечней провинциальных центров. В нач. XII в. атабек Дамаска возвел здесь крепость, взятую крестоносцами в 1121 г. Арабский географ Якут (1-я пол. XIII в.) и позднейшие авторы описывали Джараш как нагромождение развалин. Тем не менее какое-то незначительное поселение в этом районе существовало, оно фигурирует в османских налоговых реестрах XVI в. (без упоминания о проживании там христиан). Впосл. под давлением бедуинов Джараш был покинут жителями, путешественники нач. XIX в. описывают его как необитаемый. Постоянное население снова появилось там только в 1878 г., когда на территории города были размещены мусульманские переселенцы с Кавказа. Форум и колоннада в Герасе Форум и колоннада в Герасе Руины Г.- важный объект археологии христианской . Это прекрасно сохранившийся образец процветающего города рим. провинции на Ближ. Востоке. Остатки колоннадных улиц, языческих храмов, христ. церквей, столпы к-рых, увенчанные капителями, высились на месте Г. в XVIII-XIX вв., служили точкой притяжения мн. экспедиций, изучавших Палестину и Иорданию.

http://pravenc.ru/text/164537.html

Были приняты законодательные меры, чтобы не допустить их в сферу сельского хозяйства. Часть инд. общины также занимала заметное место в экономике и торговле Малайи, а индийцы и китайцы составляли большинство рабочего класса колонии. При британской колониальной администрации Малайя превратилась в поставщика каучука и олова, что сделало ее экономику зависимой от метрополии и внешних рынков. Северный Калимантан в X - кон. XIX в. В вост. части совр. М., на о-ве Калимантан, не позднее X в. сформировалось княжество Бруней (известно также под названием Пони). В кон. XIV - нач. XV в. его правитель Аванг Алак Бетатар принял ислам и стал султаном Брунея под именем Мухаммад-шах. В нач. XVI в. захват португальцами Малакки способствовал возвышению султаната, к-рый распространил свою власть на всем Калимантане, включая Саравак и Сабах. В отличие от гос-в Малаккского п-ова Брунею удавалось сохранять независимость от европ. держав до сер. XIX в. В 1839 г. на Калимантан прибыл британский авантюрист Дж. Брук, к-рый, снарядив частный военный корабль, оказал султану помощь в борьбе с пиратами и в подавлении восстания в Сараваке. В благодарность за услугу султан в 1841 г. даровал Бруку право на управление этой территорией. В 1863 г. брит. власти признали Саравак независимым гос-вом под властью Брука, основавшего династию «белых раджей». В 1881 г. образовалась Британская компания Сев. Борнео, распространившая свою власть на сев. часть слабеющего Брунея (Сев. Борнео, или Сабах). В 1888 г. над Сабахом и Сараваком был установлен брит. протекторат. В колониальную эпоху в Сабахе получило развитие плантационное хозяйство (табак, каучук), велись лесозаготовки; в Сараваке добывали нефть. Японская оккупация Британской Малайи и Северного Калимантана После вступления Японии во вторую мировую войну Малайя стала одним из первых объектов япон. экспансии в Юго-Вост. Азии. 8 дек. 1941 г. япон. войска высадились в княжестве Келантан на северо-востоке полуострова и начали продвижение на юг. 19 янв. 1942 г. почти без боев были захвачены Саравак и Сабах. Захват Малайи завершился капитуляцией Сингапура 15 февр. 1942 г. Оккупация Малайи, которая должна была стать частью Японской империи, продолжалась 3,5 года. Малайские лидеры поддержали идею независимости Малайи в рамках Вел. Индонезии и формирование вспомогательных воинских частей ПЕТА (Добровольческая армия защитников отечества) из индонезийцев и малайцев. Одновременно среди инд. населения велась вербовка в т. н. Индийскую национальную армию.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Протестант. коллегии (в т. ч. кальвинистские) были известны своими хорами, благодаря к-рым на протяжении XVIII в. сохранялась традиция венг. народного пения, послужившая основой для песен XIX в. Протестантом Яношем Апацаи Чере был опубликован краткий трактат по теории музыки в составе его «Венгерской энциклопедии» (Утрехт, 1655р). В В. имели хождение 4-голосные обработки Женевской Псалтири франц. композитора К. Гудимеля (1565). Хор при коллегии в Дебрецене был организован математиком Дёрдем Мароти, автором 2 музыкально-теоретических трактатов, напечатанных в качестве приложений к изданиям Псалтири (1740; 1743). Мароти также опубликовал Псалтирь Гудимеля с венг. подтекстовкой А. Сенци Мольнара (1743; 17744). Руководители хоров в Дебрецене и Шарошпатаке составляли Мелодиариумы (хоровые сборники), в состав к-рых во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. был включен венг. муз. фольклорный материал, сохранившийся только благодаря этим источникам. Несмотря на начавшееся в этот период в столице возрождение национальной венг. муз. культуры, церковная музыка, как и др. наиболее развитые сферы муз. деятельности, оставалась в руках иностранцев. Благодаря более тесным связям с западноевроп. муз. миром в XIX в. мн. венг. музыканты (Й. Бём, Ф. Лист, С. Хеллер, Г. Рихтер и др.) уезжали за рубеж для обучения, не удовлетворяясь местным уровнем преподавания. Ведущая роль в муз. жизни В. перешла от аристократических домов к театрам и муз. обществам, разделившимся по национальному признаку: в Пожони и Темешваре действовали нем. муз. коллективы, а в Коложваре и Кашше - венгерские. Среди значимых муз. событий 1-й пол. XIX в. следует отметить концертное исполнение в 1835 г. в соборе г. Пожонь нем. музыкантами «Торжественной мессы» Л. ван Бетховена. Церковные сочинения создавал Дёрдь Арнольд, композитор и регент хора в Сабадке (ныне Суботица, Сербия), составивший также сборник южнослав. песен и муз. энциклопедию (1826). Из произведений Листа на его родине в его присутствии состоялись премьеры «Торжественной мессы» (1856), «Легенды о св. Елизавете» (1865; включен материал церковного осмогласия и фольклорные мотивы), «Венгерской коронационной мессы» (1867; здесь использована тема марша Ракоци). В «Хоральной мессе» и во 2-й редакции «Четырехголосной мессы» Лист использовал темы из григорианского пения и полифонии XVI в.; эти произведения в свою очередь оказали влияние на венг. композиторов XX в.: З. Кодаи, А. Хармата, Л. Бардоша. В 1873 г. в В. состоялось торжественное исполнение оратории Листа «Христос» в честь 50-летия первого публичного концерта этого композитора.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «LUX MUNDI» [Лат. «свет миру»], сборник из 12 статей англ. теологов, изданный в 1889 г. под ред. Ч. Гора , оказавший значительное влияние на богословие и церковную жизнь Великобритании кон. XIX - нач. XX в. Цель издания, указанная в предисловии,- «приведение христианского исповедания веры в правильное соотношение с современным развитием естественнонаучных, исторических и критических взглядов и с современными политическими и этическими проблемами». Издание «L. M.» было подготовлено членами трактарианского и Оксфордского движений . Но «L. M.» стал своеобразным продолжением сб. «Essays and Reviews» (L., 1860), в к-ром отстаивалось право на свободу исследований в области богословия и высказывалось требование историко-критического подхода к изучению Библии. По инициативе приверженцев Высокой Церкви , к либеральному крылу к-рой принадлежали авторы «L. M.», была проделана большая издательская работа, напр. выпуск в свет в 1841-1863 гг. 95 томов «Library of Anglo-Catholic Theology», также повлиявшая на развитие англ. богословия 2-й пол. XIX - нач. XX в. Авторы сборника, большинство из к-рых были оксфордскими теологами, полагали, что католицизм и протестантизм дополняют друг друга, однако необходимо избегать «излишнего следования ритуалам»; отличительной чертой англиканства является традиционализм, поэтому необходимо возвращение к теологии ранней церкви и к классической англиканской теологии XVI-XVII вв.; положение Церкви требовало соединения ее принципов с научными достижениями (теорией эволюции, философскими течениями - экзистенциализмом, позитивизмом и др.). В «L. M.» авторы попытались соединить божественный авторитет Свящ. Писания с критическим взглядом на библейские тексты. Центральной богословской проблемой сборника стало Боговоплощение, что отличало авторов труда от последователей Низкой и Широкой Церквей, хотя в целом «L. M.» объединил тех, кто придерживались примирительной либеральной позиции.

http://pravenc.ru/text/2561078.html

Новые религиозные движения представлены Бахаи религией , появившейся после 1970 г. В 2000 г. насчитывалось 57 бахаистских общин, ок. 340 верующих. Традиционные верования больше всего распространены в густонаселенной зап. части страны среди племен баньюн, бижаго, папел, баланте, бассари. Хотя количество приверженцев традиц. культов постепенно сокращается из-за активной миссионерской деятельности мусульман и христиан, они по-прежнему являются самой многочисленной религ. группой в стране (45,2% - 2000). Центральное место принадлежит культу предков. История Территорию совр. Г.-Б. населяли предки этносов папел, мандьяк, фульбе, мандинка, бижагоши др. В IX-XIII вв. территория Г.-Б. входила в состав раннегос. образования Гана. В XIII-XV вв. данная территория находилась в сфере влияния гос-ва Мали, с нач. XV в.- гос-ва Сонгай. В 1446 г. корабли португ. экспедиции Н. Триштана достигли устья р. Жеба. В XVI-XVII вв. португ. работорговцы создали здесь ряд опорных баз (Фарин, Кашеу, Бисау и др.); сотни тысяч невольников были вывезены отсюда в Юж. Америку и Вест-Индию. Особенно широко процветала работорговля в XVIII в. Однако европейцам, пытавшимся подчинить местное население, не удавалось проникнуть внутрь страны из-за активного сопротивления племен. В 1879 г. Г.-Б. была отделена от о-вов Кабо-Верде и стала колонией во главе с собственным губернатором. По франко-португ. договору 1886 г. Франция получила территорию совр. Гвинеи, а Португалия сохранила за собой территорию совр. Г.-Б. До нач. XIX в. португальцы контролировали лишь отдельные пункты на побережье и островах; полный контроль над внутренними районами установлен только в 1916 г., когда португальцам удалось сломить сопротивление местного населения. В связи с начавшимся разделом Африки в посл. четв. XIX в. Г.-Б. стала объектом соперничества между Францией и Великобританией. Противоречия между ними позволили Португалии сохранить контроль над территорией Г.-Б. Границы были установлены франко-португ. договором 1886 г. и окончательно демаркированы совместной комиссией в 1902-1905 гг.

http://pravenc.ru/text/161795.html

Нижегородской губ., где в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. совместно с И. Г. Усовым (впосл. еп. Нижегородский Иннокентий ) организовал типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий (на титульных листах выпускавшихся здесь книг было обозначено: «Яссы, типография Б. Н. П...къ», аббревиатура расшифровывается: «Бог нам помощник»). В этот период А. издал гектографическим способом ряд богослужебных книг, к-рые стремился максимально приблизить к совр. ему старообрядческой богослужебной практике, стараясь осмыслить как разночтения в старопечатных книгах, так и расхождения в богослужебных обычаях разных старообрядческих общин. При редактировании текстов А. пользовался не только книгами времени первых 5 Московских Патриархов, но и юго-западнорус. правосл. изданиями XVI - нач. XVII в., что объясняет появление в исправленных А. чинопоследованиях непривычных для великорус. извода церковнослав. языка 1-й пол. XVII в. речевых оборотов. В Безводном был издан составленный А. «Краткий практический устав» (1888; Уральск, 19082, впосл. неоднократно переиздавался, последнее изд.: М., 2001р), по-видимому, в 80-90-х гг. XIX в. были гектографически изданы «Чиноприемник и чин св. Крещения», «Чин исповеди», поныне употребляемые старообрядческой Церковью (типографским способом опубликованы в Уральске в 1908-1910). В сент. 1890 г., во время поездки по Черниговской губ., А. подвергся тюремному заключению за «явное оказательство раскола», освобожден под денежный залог в апр. следующего года. 21 окт. 1897 г. А. был рукоположен во епископа Уральского и Оренбургского (для старообрядцев, проживавших на Юж. Урале и в прилегающих областях). В 1898 г. в течение неск. месяцев исполнял обязанности местоблюстителя Московской архиепископской кафедры, после того как старообрядческий Московский архиеп. Савватий (Лёвшин) , давший властям подписку «не именоваться архиепископом Московским», был собором старообрядческих епископов уволен на покой как отказавшийся от сана. А. восстановил проведение старообрядческих соборов, в окт.

http://pravenc.ru/text/76256.html

аланов, но все же во время византийско-хазар. войны в 913-914 гг. аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме визант. армии. Но уже ок. 932 г. аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали визант. священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X в. в результате похода дружины рус. кн. Святослава в 965 г. В XIII в. Сев. Кавказ, в т. ч. территория И., был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды. В кон. XIV в. Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья И., в район совр. селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В нач. XV в. ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во 2-й пол. XVI в. в результате похода кабард. кн. Темрюка (дек. 1562), поддержанного ногайскими мурзами и рус. царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу,- шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В нач. XVII в. ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до 1-й пол. XIX в. В XIX в. общества слились в единый ингуш. народ и определилась территория их совр. расселения. Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) Сражение войск кн. Святослава с войсками Хазарского каганата в 965 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 34) В XVII в. некоторые из равнинных ингушских обществ были признаны нейтральной зоной между Российской и Османской империями. С 40-х гг. XVIII в. начались контакты ингушей с администрацией российских пограничных крепостей (Кизляр, Моздок и др.), некоторые ингушские роды приняли российское подданство, подписав присягу на верность Российской империи. По Кючюк-Кайнарджийскому миру 1774 г. территория расселения ингушских обществ вошла в состав Российской империи. Для освоения новых земель и управления ими с 1774 г. строилась Азовско-Моздокская (Кавказская) укрепленная линия, сюда российское правительство стало переселять жителей из центральных губерний (наибольшее количество людей было переселено на Терек в 1880-1890). 22 авг. (3 сент.) 1810 г. был подписан «Поручительный акт», по к-рому еще ряд ингуш. родов, живших в Тарской долине, принял российское подданство, обязавшись охранять район Военно-Грузинской дороги и оказывать военную помощь Российской империи в регионе. Им было предоставлено право пользоваться землями вдоль правого берега р. Терек. В 1810 г. близ аула Назрань была возведена российская крепость.

http://pravenc.ru/text/389549.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010