В 1805 г. власть в К. захватил османский военачальник Мухаммад Али (правил до 1848), превративший Египет в сильную державу, фактически независимую от османов. Политические амбиции Мухаммада Али нашли отражение и в его архитектурных проектах в К.: он построил дворцы в цитадели (1814 и 1827) и квартале Шубра (1808, перестроен в 1823), возвел в цитадели монументальную мечеть (1830-1848), копировавшую стамбульскую Ени-джами, основал монетный двор (1812), типографию (1822), медицинскую школу (1827). Облик К. изменился во 2-й пол. XIX в., при наследниках Мухаммада Али. Территория города увеличивалась на север и северо-восток: сформировались районы Шубра, Эль-Аббасия (по имени Аббас-паши, правителя Египта в 1849-1854) и др. В 1856-1858 гг. железные дороги связали К. с Александрией и Суэцем. Хедив Исмаил в 1863 г. заложил дворец Абдин, куда в 1874 г. перенес свою резиденцию из цитадели. Строились дворцы в европ. стиле, прокладывались каналы. После визита в Париж в 1867 г. хедив, вдохновленный европ. архитектурой, попытался применить те же методы городской планировки при застройке К., в частности района Исмаилия. К торжествам в честь открытия Суэцкого канала (1869) было возведено здание оперы (сгорело в 1972). В нач. 70-х гг. XIX в. берега Нила соединил совр. мост; на месте снесенной средневек. застройки разбили бульвары, иностранные компании проложили в К. водопровод (1865), газовую (1873) и электрическую сети, телефонную связь (1881), подводные телеграфные кабели, связавшие К. с Лондоном и Бомбеем (1870). Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. В период брит. оккупации (с 1882) темпы строительства замедлились. Все ресурсы страны были направлены на выплату внешнего долга и развитие экспортных отраслей сельского хозяйства. Заботу об инфраструктуре гос-во передало частным компаниям, привлекавшим средства из-за рубежа. Европ. влияние в К. усилилось. Иностранные архитекторы возвели множество зданий с фасадами в итал. стиле (т. н. колониальная архитектура). Трамвайные линии (появились в 1889) способствовали развитию удаленных районов и пригородов Эз-Зейтун, Эль-Матария, Эль-Аббасия, Шубра. В пустыне к северо-востоку от К. в 1906 г. начал строиться р-н Гелиополь (Маср-эль-Гедида), спланированный на основе англ. урбанистических концепций; юж. трамвайная ветка соединила К. с Хелуаном. В 1905-1910 гг. был заселен о-в Эз-Замалик на Ниле (здесь разместились брит. офицерский клуб и виллы каирской элиты), возведены мосты между островом и обоими берегами реки, железнодорожный мост Имбаба (1891) и мост Гиза (1907).

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Тогда же началась проповедь христианства среди местных жителей, к-рая на территории совр. К. не принесла заметных результатов. К. стало крупным центром работорговли: в XVI-XIX вв. из К. ок. 1,5 млн чел. были вывезены и проданы в рабство. К нач. XIX в. К. представляло собой небольшое княжество. В 70-х гг. XIX в. в страну стали проникать французы. Первые франц. экспедиции во главе с А. Маршем, маркизом В. де Компьенем и П. Саворньяном де Бразза (итал. Брацца) в бассейн р. Конго в 1872-1878 гг. носили разведывательно-географический характер. Во время 2-й экспедиции (1879-1882) де Бразза заключил с правителем Макоко договор о строительстве франц. фактории, к-рый предусматривал переход значительной части правобережья р. Конго под контроль Франции. Договор о франц. протекторате над этими землями был ратифицирован франц. парламентом 30 нояб. 1882 г. По договору в бассейнах рек Конго и Куилу создали колонию Французское Конго, генеральным комиссаром к-рой стал де Бразза. В 1883 г. был заключен договор о протекторате с правителем королевства Лоанго, согласно которому устанавливался контроль Франции над частью побережья Атлантического океана. В 1903 г. в составе Французского Конго (с 1910 Французская Экваториальная Африка) были образованы колонии Габон и Ср. Конго. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. В 1883 г. Конгрегация Св. Духа организовала миссию для проповеди христианства в К. В 1886 г. на территории франц. К. был образован Апостольский викариат Французского Конго. После распространения проповеди в верховьях р. Конго в 1890 г. учрежден Апостольский викариат Убанги. В 1895 г. впервые конголезец был посвящен в духовный сан. Католич. миссионеры организовали 2 семинарии, к-рые до сер. 50-х гг. XX в. оставались единственными учебными заведениями, дававшими высшее образование в К. Франц. колонизаторы столкнулись с ожесточенным сопротивлением местного населения. В сев. районах они смогли закрепиться только после 2-летних военных действий. Однако и впосл. им неоднократно приходилось подавлять восстания местного населения (в 1910, 1913, 1928). Для наведения порядка колониальные власти постоянно держали на территории К. значительные вооруженные силы.

http://pravenc.ru/text/1841888.html

В Зап. Европе «Д.» Ю. как часть визант. законодательства действовали на территории Италии лишь в 554-568 гг., последнее упоминание содержится в письме 603 г. папы св. Григория Великого. После длительного периода забвения, когда европ. народы довольствовались небольшими сборниками рим. законов, в кон. XI в. «Дигесты» заново «открыли» и начали изучать в ун-тах, постепенно адаптировали к средневек. условиям. Они стали субсидиарным источником права в Италии, Франции, Испании (на такой источник ссылались в случае пробела в законе или в праве), приобрели прямое действие в Римско-Германской (Свящ. Римской) империи и сохраняли это значение до кодификации национального права в XIX в. Значение «Д.» Ю. для права Вост. Европы и России не столь очевидно. В России они никогда не действовали непосредственно, но влияние отдельных положений «Дигест» прослеживается через визант. каноническое право (см. ст. Кормчая книга ). В нек-рых частях Российской империи действовали светские законодательные памятники, составленные под влиянием рим. права и, следов., «Д.» Ю. (напр., Шестикнижие Константина Арменопула в Бессарабии, Свод гражданских узаконений 1864 г. прибалтийских губерний, Гражданский кодекс Наполеона в Польше). Более глубоким и продолжительным оказалось влияние «Д.» Ю. как исторического памятника. Для народов Востока и Запада они остаются главным источником изучения рим. права. В Византии имп. Юстиниан запретил обращаться непосредственно к произведениям рим. юристов, мн. из к-рых уже были утрачены, и сделал изучение «Дигест» основой юридического образования (Omnem. 2-5). В Зап. Европе благодаря изучению «Дигест» произошло возрождение юриспруденции (кон. XI в.), становление науки частного права и истории рим. права (XVI в.). В обработке нем. пандектной школы XIX в. «Дигесты» оказали влияние на российскую науку гражданского права 2-й пол. XIX - нач. XX в. Изд.: Digesta Iustiniani Augusti/Rec. P. Krüger, Th. Mommsen. B., 1868-1870. 2 vol.; Рус. пер.: Дигесты Юстиниана/Пер.: И. С. Перетерский//Памятники римского права. М., 19972. С. 152-598; Дигесты Юстиниана/Под ред. Л. Л. Кофанова. М., 2002-2006. 8 т.

http://pravenc.ru/text/171973.html

поселенцев за свою службу получили шляхетство и значительные привилегии, но им запрещалось иметь крепостных крестьян-христиан и жениться на христианках, что обусловило этноконфессиональную эндогамность их групп. Общины белорус. мусульман до кон. XVIII в. были самостоятельными, для разрешения спорных вопросов они обращались к муфтиям Оттоманской империи или Крыма, собственных религ. уч-щ не имели. Общины выбирали муллу и муэдзина (мязима). По обычаю все муллы и руководство общин были шляхетского происхождения («шляхта-мусульмане»). В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Б. насчитывалось более 20 мечетей. В XIX в. мусульм. общины получили возможность восстанавливать старые и возводить новые мечети, строительство осуществлялось преимущественно в Минской губ. В сер. XIX в. татары-мусульмане получили право на строительство каменных мечетей, единственная каменная мечеть была построена в Минске в 1901 г. Все вопросы, связанные с религ. жинью белорус. татар, решались в Таврическом магометанском духовном управлении в Крыму, а также в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий в С.-Петербурге. Собственного языка белорусско-литов. татары не сохранили, при богослужении и в быту пользовались белорус., польск., позже рус. языками (на араб. читался только Коран). На старобелорус. языке в XVI-XVIII вв. (араб. письмом) татары создали богатую религ., морально-этическую и фольклорную лит-ру (аль-китабы, макры, тесфиры). В нач. XX в. у белорус. татар начали возникать просветительские об-ва, быт стал приобретать более светский характер, значительное количество молодежи стало учиться в светских образовательных учреждениях, в т. ч. и военных. В наст. время на территории Б. проживает ок. 20 тыс. татар, действуют 24 мусульм. общины (19 в Гродненской обл.). Все общины входят в состав созданного в 1994 г. Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, руководящим органом к-рого является муфтиат во главе с муфтием. С 1991 г. действует культурно-просветительское белорус. объединение татар «Аль-Китаб», проводятся акции по культурно-религ.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в. Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в. В 1856 г. в Сараеве и в 1859 г. в Мостаре были открыты российские консульства, к-рые старались отстаивать интересы местного правосл. населения. Первым сараевским консулом был назначен А. Ф. Гильфердинг . В 60-х гг. благодаря усилиям российских дипломатов удалось добиться изменения порядка финансирования Церкви. Был введен налог, запрещены незаконные поборы и др. В 1872 г. в Сараеве для контроля за деятельностью митрополитов была учреждена скупщина и принят церковный устав, согласно к-рому митрополит нес перед ней ответственность за свои действия. Через российские консульства осуществлялась помощь правосл. церквам и мон-рям. В 50-70-х гг. XIX в. деньги, книги, церковная утварь и облачения из России были направлены практически во все храмы БиГ. Со 2-й пол. XIX в. наметились положительные изменения в образовании. Открылись школы в Сараеве (с 1850), Есенице, Баня-Луке, Стари-Майдане, Чайниче, Бихаче (с 1865), Мостаре, Прняворе и др. городах. На деньги, поступавшие из России, были открыты учебные заведения для подготовки священников в мон-рях Тавна и Житомислич (1857), семинария в Баня-Луке (1867-1875). В нач. 1875 г. Герцеговину охватило самое крупное восстание, вызванное увеличением налогов, к кон. года оно распространилось на всю территорию БиГ, восставшие добились значительных успехов благодаря поддержке в южнослав. землях и в России, откуда приехали многочисленные добровольцы и поступала экономическая помощь. В 1876 г. Сербия, Черногория и Болгария объявили войну Турции, к черногорскому войску присоединились герцеговинские повстанцы. В восстаниях принимало участие и католич. население. В 1877 г. в войну с Турцией вступила Россия. После окончания военных действий по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. за БиГ была признана автономия, но по решению Берлинского конгресса того же года она была оккупирована Австро-Венгрией. Под властью Австро-Венгрии Результаты Берлинского конгресса вызвали волнения среди как мусульм., так и христ.

http://pravenc.ru/text/153243.html

В XVI-XVII вв. на К. по-прежнему нападали сильные соседи: Сиам и Дайвьет, поглотивший давнего соперника Тьямпу. Ведутся войны и с лаосскими княжествами. В 1593 г. сиамцы захватили камбоджийскую столицу Ловек, тысячи кхмеров были угнаны в Сиам, на четверть века К. стала вассальной сиамской территорией. В сер. XVI в. в К. появились европейцы. Вначале в Ловеке поселились неск. португ. торговцев, затем появились католич. миссионеры из ордена доминиканцев . Португ. и испан. советники кхмерского короля попытались воспользоваться тяжелым положением страны и подчинить ее Испании. Из Манилы в Пномпень была направлена военная экспедиция, в К. прибыло также большое число католич. миссионеров. В 1599 г. вспыхнуло массовое восстание кхмеров против иноземных захватчиков. Были изгнаны испан. миссионеры и солдаты. В 1618 г. кхмеры вынудили сиамский гарнизон покинуть Ловек, и в последовавшей многолетней войне они отстояли свою независимость. Однако внутри страны усилились феодальные усобицы. В борьбе за власть кхмерские феодалы пытались прибегнуть к помощи соседних гос-в и иностранных наемников. Иноземные войска грабили и разоряли страну. В XVII в. Дайвьет неоднократно вторгался в К. и возводил на камбоджийский престол своих ставленников. В 1674 г. вьетнамцы разделили К. на 2 зависимых гос-ва, отторгнув от нее левобережье, а впосл. дельту Меконга. XVIII-XIX вв. В нач. XVIII в. К. была вновь объединена, однако борьба феодальных кланов, опиравшихся на сиамские или вьет. войска, продолжалась. Постепенно страна попала в зависимость от сильных соседей, и ее территория превратилась в поле длительного вьетнамо-сиамского противостояния, продолжавшегося с 1-й пол. XVIII до 2-й пол. XIX в. В 1834 г., воспользовавшись династическими распрями камбоджийской элиты, Вьетнам (до 1804 Дайвьет) оккупировал страну. Угроза окончательной потери независимости и национальной культуры объединила кхмеров, которые, получив поддержку Сиама, подняли восстание и сумели изгнать вьетнамцев из страны. Тем не менее по соглашению 1845 г. К. вновь оказалась «под совместной защитой» Сиама и Вьетнама. Попытки короля-реформатора Анг Дуонга (1841-1860) модернизировать страну с целью укрепления центральной власти и национального суверенитета успехов не принесли из-за обструкционистской политики правящей верхушки, выступавшей против любых изменений, к-рые ограничивали их власть и привилегии. После смерти короля и вступления на трон его сына Нородома (1860-1904), во внешней политике ориентировавшегося на Францию, вновь начались внутренние смуты и мятежи. Колониальный период

http://pravenc.ru/text/1320197.html

Книги Б. на венг. язык переводили еще францисканцы во 2-й пол. XIV в., но их труды до нас не дошли. Первыми сохранившимися памятниками венг. библейских переводов являются рукописные фрагменты сер. XV - 1-й четв. XVI в. Наиболее значительными среди них являются отрывки т. н. гуситской Б.- перевод большей части ВЗ и всего НЗ, выполненный в 30-50-х гг. XV в. венг. гуситами Б. Уйлаки и Т. Печи. Первые печатные издания библейских книг содержат переводы венг. гуманистов, находившихся под влиянием Эразма Роттердамского. Это Послания ап. Павла в переводе Б. Комьяти (Краков, 1533), НЗ в переводе Г. Пешти (Вена, 1536). НЗ в переводе Я. Сильвестера (Шарвар, 1541) является первой печатной книгой Венгрии. Во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. библейскими переводами в основном занимались протестанты. Особенно значительна переводческая и издательская деятельность трансильванского реформатора Г. Хельтаи, к-рый вместе со своими сотрудниками И. Дюлаи и П. Ю. Мелиусом в 1552-1565 гг. осуществил и издал в Коложваре (ныне Клуж-Напока, Румыния) и Дебрецене переводы НЗ и большинства книг ВЗ. К трудам этого кружка примыкает и перевод НЗ, выполненный Т. Феледьхази (Дебрецен, 1586). Первый полный перевод Б. сделал Г. Карой (Вижой, 1590). Этот труд, неоднократно впосл. пересматривавшийся и переиздававшийся, стал основным библейским текстом для всех венг. протестантов вплоть до наст. времени. Своего рода ответом на него стал изданный в 1626 г. в Вене католич. перевод всей Б., выполненный Д. Кальди, в предисловии к к-рому содержится прямое предостережение против чтения перевода «раскольника». Труд Кальди пересматривался в 30-х гг. XIX в., последняя редакция вышла в 1927-1934 гг. В 1972 г. был издан новый комментированный перевод Б. с учетом Иерусалимской Библии. Со 2-й пол. XIX в. пересматривается и перевод протестант. Б., в 1975 г. в свет вышел формально основанный на тексте Кароя, но фактически новый перевод. НЗ переводился и отдельно с католич. стороны Г. Бекешем и П. Даллошем (Рим, 1955), с протестант.- Л. Равасом (Будапешт, 1971).

http://pravenc.ru/text/209473.html

В 1430 г. Мурад II окончательно завоевал Фессалонику. Вид на Яницу. Гравюра. XIX в. Вид на Яницу. Гравюра. XIX в. Все покоренные турками европ. территории вошли в бейлербейство Румелия, к-рое делилось на санджаки. Македонские земли были разделены между 3 санджаками - Паша (с центром в Эдирне (Адрианополе), а с нач. XVI в.- в Софии), Кюстендил и Охрид. Санджак Паша, наибольший из них, включал окрестности совр. городов Эдирне, Елхово, горный массив Родопы, побережье Эгейского м., низовья Струмы (южнее гор Беласица) и Вардара, а также течение Альякмонаса до гор Грамос и Олимп. Санджак Кюстендил охватывал территории вокруг Кюстендила, течения верхней и средней Струмы, а также часть Северо-Восточной М. В санджак Охрид входили окрестности Охрида и юж. часть совр. Албании. В сер. XVI в. из санджака Паша были выделены 2 санджака с центрами в Фессалонике (Селанике) и Скопье (Ускюбе). В период османского владычества в М. произошли демографические изменения, хотя и не столь значительные, как, напр., в Болгарии. Первоначально они были связаны с продажей в рабство части населения. Согласно поздневизант. историку Лаонику Халкокондилу, после битвы при Черномене 1371 г. султан Баязид I вторгся в М. и «поработил жителей всех городов, которые занял» ( Chalcocond. Hist. 1843. P. 415). Большая часть их была переселена или продана в рабство на рынках Средиземноморья - от Крита до Испании. О выселении славян свидетельствуют летописные записи 1467 г.: 1-я относится к охридчанам, 2-я - к жителям Скопье, к-рых переселили в крепость Конюх (близ Эльбасана), построенную султаном Мехмедом II ( Записи. Т. 1. С. 102). По мере продвижения османского завоевания основывались тур. военные центры. Эвренос-бей построил на пути из Фессалоники в Эдессу город, названный Энидже-и-Вардар (ныне Яница), где остались жить его воины. Поселившиеся в Велесе турки стали называть город Кёпрюлю. Рядом с Прилепом было основано военное поселение, куда впосл. переместился центр города. В долине р. Места, близ разрушенного Никополя, был построен г.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Однако через нек-рое время усилилось религ. и адм. давление на мусульман, что привело к крупному восстанию мавров в Андалусии (1501). В следующем году им было предписано либо принять крещение, либо покинуть владения «католических королей». Т. о., политическая унификация была продолжена унификацией религиозной, которая затронула также иудеев. Эдиктом, подписанным вскоре после взятия Гранады (в марте 1492), иудеи изгонялись из владений И. и Фердинанда. В числе причин изгнания указывалось дурное влияние иудеев на своих бывш. единоверцев, крещеных евреев (маранов). В кон. 70-х гг. XV в. И. и Фердинанд обратились в Рим с просьбой ввести в Кастилии инквизицию , чтобы следить за чистотой веры маранов, а впосл. и крещеных мусульман (морисков). Первый трибунал инквизиции был утвержден в 1480 г. В Испании этот церковный институт оказался под контролем королевской власти и функционировал до нач. XIX в. Внешняя экспансия простерлась дальше - в Сев. Африку, куда еще с 70-х гг. XV вв. устраивали вылазки испан. пираты. При И. пиратские экспедиции негласно поддерживались короной, а с нач. XVI в., уже после смерти И., устраивались и офиц. походы. В 1492 г. И. согласилась финансировать проект Христофора Колумба, собиравшегося проложить короткий путь в Индию, все открытые им земли должны были войти в состав владений испан. короны. Систематическая колонизация Нового Света началась позднее, но уже в 1503 г. И. создала в Севилье Торговую палату (Casa de contratación), прообраз буд. Верховного совета по делам Индий (учрежден в 1511; новый материк до XVIII в. в Испании продолжали называть «Индиями»), центрального органа управления колониями. В 1494 г. был подписан Тордесильясский договор с Португалией, согласно которому испан. и португ. сферы заморской экспансии разделялись демаркационной линией, проходившей в 370 лигах к западу от о-вов Зелёного Мыса. Этот договор заложил основы колониальной политики Пиренейских стран и утвердил исключительные права Испании и Португалии на господство в Новом Свете, Азии и Африке. Др. страны не признали условий договора, а в отношениях между Испанией и Португалией он действовал до 2-й пол. XVIII в. И. покровительствовала культуре и искусству, собрала богатейшую б-ку. Хронисты, публицисты и поэты воспевали королеву, превознося ее нравственные достоинства и гос. ум, свершения и набожность. В придворной поэзии, равно как и в изобразительном искусстве, было принято отождествлять И. c ветхозаветными героинями (Есфирью и Деворой), с античными богинями (Минервой и Дианой) и с Девой Марией. Несмотря на то что И. считалась современниками могущественнее Фердинанда, в политической риторике она придерживалась традиц. этикета (образ дамы при рыцаре и покорной набожной супруги при своем господине-муже). В годы ее правления были созданы шедевры испан. зодчества XV в.; распространенный тогда в архитектуре «испано-фламандский стиль» получил известность как «исабелино». Вместе с мужем похоронена в Королевской капелле в Гранаде.

http://pravenc.ru/text/293824.html

В 1804 г. М. вернулся в Москву. Университетский куратор М. Н. Муравьёв (1757-1807), осуществлявший масштабную программу преобразований в системе высшего образования, поставил перед ним задачу обновления курса классической филологии. Как и во время 1-го пребывания в Москве, М. совмещал педагогическую деятельность в гимназиях и ун-те с научной работой. До его кончины в 1811 г. из печати вышли неск. учебных пособий: «Eclogae ex variis scriptoribus Graecis cum locupletissimis animadversionibus» (1805); «Lectiones Graecae… in usum juventutis. Graece et Latine» (1806); «Conciones et Orationes ex Historicis Latinis» (1807) и др., а также ряд исследовательских трудов. М. был похоронен в Москве на кладбище Немецкой слободы (ныне Введенское; в наст. время его могила утрачена). В некрологе, составленном гр. С. С. Уваровым (впосл. президент Императорской АН и министр народного просвещения), научная деятельность М. названа беспримерной. Архив и б-ка М. были приобретены СПбДА по инициативе ее ректора архим. свт. Филарета (Дроздова) (впосл. митрополит Московский) и при непосредственном участии обер-прокурора Синода кн. А. Н. Голицына академической б-кой СПбДА. С 1919 г. рукописная часть архива хранится в отделе рукописей РНБ. Библиография М. включает 83 наименования опубликованых трудов (полный список см.: Тюрина. 2012. С. 210-216). Сохранилось обширное эпистолярное наследие М. (изд. и рус. пер.: Там же. С. 264-353). Арх.: РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА; ГИМ. Син. греч.; РГАДА. Ф. 1607. Дрезденские рукописные книги; Leiden. Univ. RUH 28, BPL 338, BPL 339. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Словарь светских писателей соотечественников и чужестранцев, писавших в России. М., 1845. Т. 2. С. 43-49; Биогр. словарь профессоров и преподавателей Имп. Моск. ун-та. М., 1855. Т. 2. С. 26-48; Родосский А. С. Каталог книг печатных и рукописных б-ки покойного проф. Маттеи, купленных Комиссией духовных училищ для б-ки СПбДА//ХЧ. 1884. Прил. 9/10. С. 1-32; 11/12. С. 33-64; Владимир (Филантропов). Описание. 1894. Ч. 1; Белокуров С. А. О б-ке моск. государей в XVI ст. М., 1898; Gebhardt O., von. Christian Friedrich Matthaei und seine Sammlung griechischer Handschriften. Lpz., 1898; Док-ты и мат-лы по истории Моск. ун-та 2-й пол. XVIII в./Подгот. к печ.: Н. А. Пенчко. М., 1963. Т. 3; Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. М., 1996; Фонкич Б. Л. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003; он же. Греч. рукописи собр. Х. Ф. Маттеи в РГАДА//Памяти Лукичева: Сб. ст. по истории и источниковедению. М., 2006. C. 787-792; Тюрина Г. А. Из истории изучения греч. рукописей в Европе в XVIII - нач. XIX в.: Христиан Фридрих Маттеи, 1744-1811. М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010