В последующих сюжетах он представлен на фоне палат (нередко с церковью), вместе с др. переписчиками, заполняющим свиток, беседующим с монахами («старцами-самовидцами»), указывающим на текст, молящимся; иногда показан дважды в одной композиции. Е. П. без нимба, как правило, в охристой или оливковой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, борода светлая и острая, внизу раздвоенная, облик лишен индивидуальных черт. Рукопись была скопирована в кон. XVII в., список дошел в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). Однако в нем при точном воспроизведении миниатюр предисловия отсутствует имя Е. П. ( Белоброва. 2005. С. 249). В тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. в перечне учеников прп. Сергия Радонежского о внешнем облике Е. П. сказано (без указания дня памяти): «Сед, брада пошире и короче Власиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Подобное описание содержится и в рукописи 20-х гг. XIX в. под 2 марта (РНБ. Погод. 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61). Образ Е. П. с нимбом вводился в состав композиции «Собор Радонежских святых». На иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря, Е. П. изображен в среднем ряду крайним справа, вполоборота влево, за прп. Никифором Боровским (СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он одет в красноватую рясу, коричневую мантию и зеленый параман, куколь на плечах, руки сложены в молении, волосы волнистые, борода длинная, узкая на конце, с проседью; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны Епифании дияконь». В монументальном искусстве образ Е. П., исполненный в живописной манере, встречается в храмах ТСЛ тоже в ряду изображений Радонежских чудотворцев, где подчеркивается его роль как биографа прп. Сергия. В частности, в росписи ц. Явления Божией Матери прп.

http://pravenc.ru/text/190095.html

В сер. XVIII в. близ архиерейского места в новгородском Софийском соборе находилась икона без оклада с образами Новгородских святителей Нифонта, Евфимия, М. и Ионы (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 72). В описи 1833 г. уточняется, что икона находилась на 2-м столбе и помимо святителей Новгородских на ней был образ Божией Матери «Знамение» (Опись имущества. 2003. С. 525). На иконе «Богоматерь Тихвинская, с Новгородскими святыми» 1-й четв. XIX в., вероятно «романовских писем» (из коллекции Н. П. Лихачёва, ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 221. Кат. 139), полуфигура М. помещена в медальон, обрамленный цветочной лозой; он в светлой розоватой фелони и белом клобуке, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. В кон. XIX в. была написана икона «Избранные Новгородские святители и прав. Иаков Боровичский», предназначенная для врезного чеканного креста-мощевика нач. XVIII в. (частное собрание). М.- вверху слева, в синем саккосе (редкая деталь) и белом клобуке, с Евангелием в руке, образ ориентирован на академическую традицию. Необычный иконографический вариант представлен на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в., находящейся в соборе равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 237. Ил. 204): на одном клейме М. (XIX в.), изображенный вместе со святителями Симеоном и Евфимием, облачен в схиму и архиерейскую мантию, в руке - развернутый свиток с текстом: «Услыши Б[о]же мoлehie мое…» (Пс 60. 2-3); надпись: «с. Моисей схим». В кон. XVII-XIX в. образ М. (обычно в белом клобуке, с округлой бородой, место в ряду святителей варьируется) неизменно включали в композицию «Собор Новгородских чудотворцев», в частности на иконе кон. XVII в., дополненной ликами святых и новгородскими чудотворными образами (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. XVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы). Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке). Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Иконография Н. богата и разнообразна . Формирование иконографического типа святого происходило в тверской и московской иконописной среде под влиянием особой атмосферы почитания его в Ниловой пуст., где бережно хранилась память о внешнем облике пустынника. Впервые образ Н. был представлен на «штилистовой» иконе Спасителя вместе с прп. Макарием Калязинским, прп. Ефремом Новоторжским и мц. Параскевой. Икона принадлежала царю Иоанну IV Грозному, была пожертвована им в Борисоглебский мон-рь в Торжке, до нач. ХХ в. находилась в соборе этой обители. Скорее всего она была написана в Москве царским изографом для государя, совершавшего в 60-х гг. XVI в. поездку по тверским землям (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1465. Л. 6. Записка архим. Ниловой пуст. Арсению о древней иконе Н. Сост. А. К. Жизневский, председатель Тверской УАК. 14 янв. 1871 г.). После основания Ниловой пуст., в 1595 г., пришли из Оршина Вознесенского мон-ря иноки-иконописцы Иов и Нифонт и выполнили для надгробной часовни 3 образа Н.: 1-й - ростовой (святой в монашеском одеянии); 2-й - изображение преподобного на фоне обители («остров весь написан»); 3-й - житийный. Ранние иконы преподобного не сохранились. Очевидно, они стали образцом для мастеров, создававших позднее изображения Н. В деревянном Богоявленском соборе обители еще до открытия св. мощей преподобного в 1667 г. находился ростовой образ, упомянутый в «Книге переписной Ниловой пустыни 1636 года» (составлена во время настоятельства свт. Нектария (Теляшина)): «Образ Нила-чудотворца на празелени 10 пядей» (РГБ. Ф. 200. 104. Л. 5. Переписные книги Ниловой Столобенской пуст. XVII в.). Икона считалась чудотворной, в 1-й трети XIX - нач. ХХ в. располагалась в правой части иконостаса придела Благовещения Пресв. Богородицы в Богоявленском соборе пустыни. Нагробная икона Н. послужила образцом для шитого покрова, исполненного в 40-х гг. XVII в. Он описан в «Книге переписной Ниловой пустыни 1647 года»: «На верху гробницы икона преподобного Нила-чудотворца девяти пядей, на празелени, и покрыт образ покровом темно-лазоревым атласом. А на том покрове вышит Преподобный Нил-чудотворец. И венец около главы вышит золотом. А около покрова вышиты тропарь и кондак Преподобному Нилу-чудотворцу» (Там же. Л. 47). Известен покров Н. 1663/64 г. (вклад И. М. Милославского «на многоцелебный гроб» святого, СПГИАХМЗ) на голубовато-зеленом шелке, сплошь зашитом золотым и серебряным орнаментом «на аксамитное дело». Голова Н. покрыта островерхим схимническим куколем, в правой руке свиток, над головой святого - образ Св. Троицы, на кайме вкладная надпись. У Н. широкие плечи и сравнительно мелкие черты лица: близко посаженные глаза с большими контрастными подглазиями, длинный прямой нос и средней величины светлая борода, более узкая и округлая на конце.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

К 1761 г. этот престол уже не существовал, но в монастырской Сретенской ц. в 1771 г. находилась икона Черниговских чудотворцев, вероятно храмовый образ придела (Г. Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги. 1905. С. 35; Георгиевский. 1900. С. 72. Прилож. С. 7, 22, 45). Почитанием Черниговских святых в Суздале объясняются присутствие их фигур на затворах иконы Божией Матери, в 1651 г. находившейся в местном Покровском монастыре (Опись Покровского жен. монастыря в Суздале 7159/1651 г. 1903. С. 92), и создание иконы М. В. и прп. Евфросинии (очевидно, Суздальской), которая отмечена описью Троице-Сергиева монастыря 1641 г. в Успенском соборе обители (РГБ. Ф. 173. II (МДА доп.). 225 (М 7397). Копия 1922 г. с подлинной рукописи СПГИАХМЗ (инв. 289). С. 196). В искусстве XVII в. образы М. В. и Феодора представлены довольно широко. Хотя их самостоятельные изображения редки по сравнению с образами святых Владимира, Бориса и Глеба или ярославских князей, они встречаются чаще, чем образы князя-мученика Михаила Тверского, что в значительной степени объясняется пребыванием мощей Черниговских чудотворцев в столице. Фигуры Черниговских святых входят в состав ряда крупных стенописных ансамблей, принадлежащих к художественной традиции Москвы и Поволжья: они помещены на сев.-зап. столбе ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1640, поновление - 1882), где М. В. изображен в соответствии с одним из древних вариантов его иконографии - с длинной бородой (не исключено, что это неверно определенный при поновлении образ св. кн. Михаила Тверского, а черниговский князь изображен на том же столбе с бородой из коротких вьющихся прядей), и в Благовещенском приделе того же храма (М. В.- с короткой бородой, Феодор - с длинными волосами; надписи перепутаны при поновлении); вероятно, в росписи собора московского Чудова мон-ря 30-х гг. XVII в. (фрагмент с фигурой длиннобородого святого в княжеских одеждах, возможно боярина Феодора, хранится в ГИМ; Чудов и Вознесенский мон-ри Моск.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

К наиболее ранним памятникам с образом Н. принадлежит цикл из 38 миниатюр в лицевом Житии нач. XVII в. из б-ки гр. Ф. А. Толстого (РНБ. Q. I. 329). Рукопись создана неизвестным иноком в Троицкой Герасимовой пуст. в Вологде. Каждая миниатюра исполнена темперой на отдельном листе, имеет расширенное описание сюжета. Цикл содержит и традиц. сюжеты, и самобытные композиции: «Чудо о рыболове», «Прп. Нил принимает рыбу», «Чудо о дровосеке», «Прп. Нил сделал гроб, приходил к нему плакать». Вначале Н. представлен младенцем, затем юношей, молодым иноком; на о-ве Столбном - в зрелом возрасте, в его темно-русых волосах и бороде заметна первая седина, и, наконец, старцем в схиме, с крупными выразительными чертами лица, с окладистой седой бородой. На иллюстрации к «Чуду об образе прп. Нила» подписаны имена иноков-иконописцев - старца Иова и его ученика Нифонта. Во 2-й пол. XIX в. появились хромолитографии с сюжетами Жития Н., многие из них, как и иконы, имели 52 клейма (РГБ, СПГИАХМЗ, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Эстампы печатались в мастерской Троице-Сергиевой лавры, в московской мастерской И. А. Морозова (70-80-е гг. XIX в., нач. XX в.). Редкий по иконографии образ Н. с 12 праздниками кон. XVII в. (из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ) выполнен провинциальным иконописцем скорее всего для к.-л. сельской церкви на Севере или в Верхневолжье. Вместо традиц. образа Воскресения Христова в среднике представлен Н. на фоне мон-ря - икона свидетельствует об особом почитании Н. в крестьянской среде. Необычные образы «Преставление прп. Нила Столобенского» (ТОКГ, музей «Наследие прп. Нила») созданы в 1882 г. Ф. Ф. Пуклиным, в 1883 г.- А. Н. Шумихиным. Образцом для мастеров послужили клейма житийных икон, где в интерьере кельи изображено тело Н., повисшее на крюках, вбитых в стену. Сохранился образ преподобного, молящегося пред иконой Богоматери с Младенцем в интерьере кельи (в книге на аналое текст: Пс 50. 1), созданный в 1910 г. (музей «Наследие прп. Нила»). Изредка встречаются поясные или ростовые фронтальные изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Кроме единоличных икон существует ряд икон с изображением Собора Радонежских святых, в состав которых входит образ М. Г. Еще в Буслаевском иконописном подлиннике кон. XVII - нач. XVIII в. под 21 янв. приведена память М. Г.- «Радонежского чюдотворца» (РНБ. Q.XIII.11. Л. 80-81 об.). Самая ранняя икона этого типа - «Прп. Сергий Радонежский, с учениками в молении Св. Троице» (вклад Анны Шереметевой в Троице-Сергиеву лавру, после 1674, СПГИАХМЗ) с пластинчатым серебряным окладом. На иконе ученики прп. Сергия расположены в 3 ряда в молении иконе Св. Троицы, расположенной в центре верхнего поля. В каждом ряду по 2 группы учеников, стоящие друг напротив друга. Изображение М. Г. находится в нижнем ряду, он представлен крайним справа, за фигурой прп. Елисея Радонежского. Фигура дана в рост, в 3/4-ном развороте влево, взгляд М. Г. обращен вверх, руки протянуты вперед в жесте моления; широкая борода доходит до груди. На святом зеленый подрясник и длинная коричневая мантия с желтой разделкой, схима, на голове - камилавка. На иконе «Радонежские чудотворцы», созданной попечением «старца Антония Болотникова» (2-я пол. XVII в., ризница Троице-Сергиевой лавры), 6 святых, изображенных на голубом фоне, разделены на 2 стоящие друг напротив друга группы в молении к благословляющему Христу в облачном сегменте вверху. М. Г.- старец с круглой формы седой бородой до груди - представлен в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду, за прп. Михеем Радонежским; на нем подрясник цвета золотистой охры и длинная коричневая мантия, на голове черная камилавка, левая рука в жесте моления, в правой руке держит свернутый свиток. На иконе Радонежских святых кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. прор. Илии в Сергиевом Посаде в верхней части, на облаках,- деисусная композиция, ниже, на фоне голубого неба, представлены 8 святых, разделенных на 2 группы, М. Г. изображен 1-м в верхнем ряду в правой группе. На нем черные монашеские одежды, на голове черная камилавка, правая рука приложена к груди, в опущенной левой держит свернутый свиток. Белая седая борода доходит до груди, из-под камилавки выбиваются седые локоны волос. На иконе «Святые ученики прп. Сергия Радонежского» кон. XIX - нач. XX в. из Троице-Сергиевой лавры преподобные изображены на золотом фоне в 2 группы, по 4 ряда в каждой. М. Г. представлен в рост в 3/4-ном повороте влево в нижнем ряду правой группы, между прп. Дионисием Радонежским и свт. Серапионом, архиеп. Новгородским. У него коричневая широкая борода до груди. Левой рукой М. Г. указывает на икону Св. Троицы, к-рую держат стоящие в центре преподобные Сергий и Никон Радонежские.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Митр[ополит] Ермоген в Повести называет обретённую икону образом " Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия " и отмечает необычность её " перевода " . Я[вленная] К[азанская] и[кона] отличается от традиц[ионных] поясных икон Божией Матери " Одигитрия " типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери " Одигитрия " со стоящим Младенцем Христом (Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 143 - 144). На нек[ото]рых рус[ских] иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображён стоящим (ГИМ). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII - XIV вв. известны в храмах Италии. Н.П. Кондаков в заметках к неизданному тому " Лицевого иконописного подлинника " , посвящённому иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итал[ьянских] образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. 96. Л. 73, 91). Это отмечалось исследователями и позднее (Пуцко В.Г. Ренессансные схемы рус[ских] икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н.П. Кондаков, 1844 - 1925: Личность, науч[ое] наследие, архив. СПб., 2001. С. 97, 98; Чугреева. [Об иконографии. иконы Богоматери Казанской//Искусство Древней Руси и Византии: Итоги исследований 2002 г./ЦМиАР. Москва.] 2003. С. 53). На Руси иконографические изводы зап[адного] христ[ианского] искусства, имевшие влияние на рус[скую] иконопись, получали содержание, обусловленное правосл[авной] догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону относится к новгородской культуре и датируется кон[цом] XVI - нач[алом] XVII в. (СПГИАХМЗ) (Декоративно-прикладное искусство Вел[икого] Новгорода: Худож[ественный] металл XVI - XVII вв./Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М[осква], 2008. Кат. 327. С. 547). " Греческий " тип ликов Я[вленной] К[азанской] и[коны] характерен для московской и новгородской иконописи сер[едины] - 2-й пол[овины] XVI в.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

На верхнем и нижнем полях - медальоны с резными изображениями Софии Премудрости Божией, с полуфигурами ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца (вверху), преподобных Антония Римлянина, Евфимия и Арсения (внизу); на боковых полях - прямоугольные накладки с резными фигурами свт. Льва и архидиак. сщмч. Лаврентия. На левой створке представлены сюжеты: пророчество прп. Михаила Клопского о поставлении Е., встреча Е. в Вел. Новгороде, погребение Е.; на правой створке - пострижение Е., поставление в архиепископы, беседа Е. с прп. Арсением. В центре образ святителя в изводе, близком по иконографии к иконам свт. Николая Зарайского,- с разведенными в стороны благословляющей десницей и Евангелием на левой руке; одежды покрыты тончайшими и сложными орнаментами, на поземе - 2 букета в кувшинах, цветы и травы. Стилистика произведения выдержана в традициях иконописания 1-й пол. XVII в., в частности царских и строгановских изографов, что особенно проявляется в сложной по рисунку архитектуре строений и в очертаниях горок. В составе Собора Новгородских святых образ Е. присутствует на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» (1726 и 1728) письма свящ. Георгия Алексеева (ГИМ, ГТГ), на иконах «Чудотворные иконы и Новгородские святые» кон. XVII - нач. XVIII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26) - слева во 2-м ряду; 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) и на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619), также на иконе «Новгородские чудотворцы, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; надпись на нимбе: «С. Evфuмiй арх: но(в) вяж»), на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем св.

http://pravenc.ru/text/187753.html

По мнению В. И. Антоновой и Н. Е. Мнёвой, М. вместе с преподобными Онуфрием Великим и Афанасием Афонским изображен на одной из 2-сторонних икон-«полотенец» («таблеток» сер. XVI в. из собрания Мараевых, ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 444. С. 80), однако неясно, насколько эти данные соответствуют действительности. Согласно поздней надписи, святой (с необычной для его изображений узкой длинной бородой) представлен на юж. грани сев.-вост. столба собора Спасского мон-ря в Ярославле (1563-1564), но идентификация образа, принадлежащая поновителям, может быть ошибочной. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, под записью) М. вместе с прп. Никоном Радонежским (?) изображен в арке между наосом и центральной апсидой в числе поясных фигур молящихся рус. святых (в основном преподобных), обращенных к престолу. На иконе «Походная церковь» из храма Св. Троицы («Белая Троица») в Твери (посл. треть или кон. XVI в., очевидно, после 1588, ТОКМ), имитирующей структуру иконостаса с образами преподобных на алтарной преграде, М. представлен в нижнем регистре между преподобными Димитрием Прилуцким и Кириллом Белозерским ( Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. Табл. 169). Еще один образ преподобного среди избранных святых сохранился на 3-створчатом складне рубежа XVI и XVII вв. с перламутровой панагией, со сценами Шестоднева, с евангелистами и со святыми из Троице-Сергиевой лавры (СПГИАХМЗ; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 333. С. 175-176; Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альб.-кат./Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 13). М. изображен на правой створке вместе с мучениками Димитрием и Феодором, 3 Московскими святителями, со свт. Леонтием Ростовским, с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Александром Свирским и блж. Василием Московским. Последние 3 образа, как и образы Св. Троицы и Радонежских святых в среднике складня, свидетельствуют о том, что этот памятник продолжает традицию изображения М.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010