С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) церковью располагалось древлехранилище братства святого Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы Богородице-Рождественского монастыря: два серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевропейских мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), два серебряных дискоса начала XVII в. - вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), пять напрестольных крестов XVII в. - вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. князя И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением святого Александра Невского, вышитым золотом и серебром, - вклад 1612/13 г. Прасковьи Соловой, второй супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского середины XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А.П. Бутурлиной, - ее поминальный вклад в монастырь 1710 г. (ныне в ГРМ). В северной линии ограды Богородице-Рождественского монастыря над святыми вратами находилась шатровая церковь во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывшим Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская церковь была упразднена. В 1694-1695 гг. при больничных кельях на южной стороне монастыря была построена церковь во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в середине XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, так как на плане монастыря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице Богородице-Рождественского монастыря хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

С. 48-57); на иконе из московского Сретенского монастыря (сер. XVII в., ЦМиАР) - на обеих в предстоянии образу Божией Матери «Знамение»; на иконах той же иконографии, но в молении Спасу Еммануилу в облачном сегменте (2-я пол. XVII в., ГММК) или Св. Троице (новозаветной) (2-я пол. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен); поздний вариант иконографии представлен, напр., на иконе из фамильной часовни-усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых, находилась над могилой М. Ю. Лермонтова (1-я пол. XIX в., Музей-заповедник «Тарханы»). Иногда программа икон, связанных с царственными особами, расширялась, как, напр., на иконе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с избранными святыми» (2-я пол. XVII в., СИХМ) - фигуры прп. Алексия и М. Е., подчеркивая парность одинаковым жестом сложенных крестообразно на груди рук, показаны в 1-м ряду, они фланкируют образы 5 святых; на иконе «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Св. Троице (новозаветной)» (2-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ) и на сходной с ней по программе иконке из черного глинистого сланца (ГРМ. ДР/КАМ 126) - вверху Св. Троица (ветхозаветная), в среднем ряду - 3-фигурный Деисус, в состав к-рого введен свт. Алексий, в нижнем - М. Е., прп. Алексий и прп. Сергий Радонежский (см.: Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в слав. рецензии визант. культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 116 - предложена датировка после сер. XV в.). Вместе с творцом Покаянного канона свт. Андреем Критским М. Е. представлена на иконах, создаваемых в т. ч. как аналойные образы 1-й седмицы и четверга 5-й седмицы Великого поста: напр., на иконе из Воскресенского Кириллова Новоезерского монастыря на о-ве Красном (2-я пол. XVII в., ЧерМо, см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 62. Ил. 64) - предстоят образу Божией Матери «Знамение». Образы свт. Андрея Критского и М. Е. есть на иконе, написанной Симоном Ушаковым для деревянной соборной Успенской ц.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

XVII в. из ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме вместе с Московскими святителями изображены апостолы Петр и Павел. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМ) святители П., Алексий, Иона, с одной стороны, и Модест, Антипа и Власий - с другой, молятся образу Божией Матери «Знамение»; на правой створке складня «Деисус» нач. XVII в. (из коллекции Л. К. Зубалова, ГРМ) святители П. и Алексий предстают вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом; на столбике царских врат (1643, Троицкий собор, ТСЛ) - вместе с Византийскими и Московскими святителями и ветхозаветными праведниками. В ряду избранных святых П. представлен, напр., на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ; вместе со свт. Иоанном Милостивым, вмц. Екатериной и прп. Елисаветой), на иконе 2-й пол. XVIII в. (Национальная галерея Республики Коми; вместе со свт. Василием Великим, блж. Прокопием Устюжским, мч. Евфимием (?)). Нередко в числе избранных святых П. изображен на полях икон, в т. ч. в клейме на иконе Божией Матери «Одигитрия» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе 2-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ); на складне «Праздники и избранные святые» 2-й пол. XVI в. (СПГИАХМЗ); на левой створке складня «Ярославская икона Божией Матери, с праздниками и святыми» 1491 г. (из ц. прор. Илии в Сандырях (ныне в черте Коломны), ГТГ); на многочисленных иконах «Шестоднев, с избранными святыми» 1-й пол. XIX в. палехских мастеров (мастерская В. И. Хохлова, ГТГ, ЦМиАР, ГИМ, частные собрания); в композициях с тезоименитыми святыми («семейная» икона гр. А. А. Аракчеева для ц. ап. Андрея Первозванного в усадьбе Грузино, нач. XIX в., ГЭ) и др. Образ П. помещен в числе предстоящих и припадающих на иконах Божией Матери «Моление о народе», напр., посл. четв. XV в. (поновление - 1775, частное собрание); 30-40-х гг. XVI в. из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве); 2-й пол. XVI в. (ГИМ); 2-й четв.- сер. XVI в. (из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде, ВГИАХМЗ); 1-й четв. XVII в. (ГММК); на прорисях с икон XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

С. 177. Кат. 103). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» 1645 г. (ГМЗРК, см.: Вахрина. 2006. С. 250-253. Кат. 70), первоначально находившейся над городскими воротами Ростова, ок. сер. XVIII в. были приписаны во 2-м ряду оплечные изображения ростовских святых, в т. ч. И. На иконе избранных Ростовских чудотворцев XVII в. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) фигура И. помещена в центре, по сторонам - образы прп. Авраамия и блж. Исидора. Образ 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове представляет Ростовских святых в 2 ряда, И. в 1-м ряду крайний слева, на нижнем поле надпись: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием…» ( Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 67). Подобная икона Московских и Ростовских святых с изображением в центре свт. Николая Чудотворца (2-я пол. XVII в., происходит из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ - Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 21) включает полуфигуру И. (с волнистой, раздвоенной на конце бородой с проседью) в центре 2-го ряда вместе со свт. Филиппом Московским. Сохранились икона И. XVII в. из ростового деисусного чина (ЯХМ), хоругвь с фигурами свт. Ионы Московского и И. в молении перед образом Спаса Нерукотворного XVIII в. (на обороте - мц. Параскева, ГМЗРК), икона «Избранные святые» 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК), где И. представлен справа. Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Иаков Ростовский «Собор Ростовских святых». Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) С XVII в. были распространены изводы «Богоматерь с Младенцем и молящимися Ростовскими святыми» (напр., прориси с икон XVII в., ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 444-447), «Избранные святые перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери», где среди избранных святых преобладали Ростовские чудотворцы, в т.

http://pravenc.ru/text/200159.html

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В седмичные дни использовались эти же модели для распевания других К., которые нотируются в певческих рукописях с 1-й пол. XVII в. (напр., РНБ. 587/844, 1-я пол. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 1191, 1658-1661 гг., и др.). В старообрядческих беспоповских «Обиходах» набор стихов седмичных К. фиксируется стабильно, обычно в разделе, имеющем подзаголовок «Кафизмы певчия» (РГБ. Ф. 173/II. 80, XIX в.; МДА. 235161, нач. XIX в.; Обиходник: [Первое изд. с рукописного поморского Обихода]. М., 1911, и др.). Создание мелоса для распевания К. наиболее распространенной версии приписывается Маркеллу (Безбородому) , которого отождествляют с игуменом Новгородского Хутынского мон-ря на основании ремарки в тексте «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение, и от коего времени, и от кого пошло на оба лики пети в церкви», известном по неск. спискам XVII в. (см. опубл.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23). Однако отсутствие указаний на это имя в певческих рукописях и скупость сведений в разд. «Предисловия...» заставляют сомневаться в справедливости этой идентификации. Набор моделей для распевания утренних К. на 8 гласов сохранился лишь в одном списке - певческом сборнике СПГИАХМЗ. 274, 1619-1624 гг. В отличие от традиц. версии утренних К., распространенной в большом количестве списков, «Осмогласная Псалтирь» содержит не 6 мелодических моделей для распевания 3 «Слав» двух К., но 48, согласно количеству гласов (8). Вполне возможно, что распевщик при создании своего осмогласного цикла ориентировался на древний принцип пения К. согласно Студийскому уставу, используя формульный материал современных ему мелодических стилей. До наст. времени эта редакция К. является единственной, не имеющей аналогов в рукописях, снабженных степенными пометами, что создает известные трудности при транскрипции. Тем не менее, по мнению иером. Павла (Коротких), анализ графики позволяет говорить об использовании в их мелосе формул знаменного и путевого распевов. Появление осмогласного цикла К. в рукописи XVII в. нек-рые исследователи ( Парфентьев, Парфентьева. 2006) связывают с творчеством известного распевщика и уставщика Троице-Сергиевого мон-ря Логгина (Шишелова) , поскольку эта мелодическая версия обнаружена в рукописи, к-рая считается его автографом либо, возможно, является списком с него.

http://pravenc.ru/text/кафизмы.html

вокальный квартет под рук. И. Воронова: Альбом из 2 грампластинок. М.: Мелодия, 1989; Серегина H. С. Стихиры митр. Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 69-80; она же. Песнопения рус. святым: По мат-лам рукописной певч. книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 173, 196-201, 232-240, 422-429; Парфентьев Н. П. Древнерус. певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв. Свердловск, 1991. С. 99-102; он же. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. государей (на примере песнопений XVI-XVII вв.)// Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст.: Избр. науч. ст. Челябинск, 2005. С. 135-153; Спирина Л. М. Малоизвестная певч. рукопись XVII в. из собр. СПГИАХМЗ//ПКНО, 1995. М., 1996. С. 159-168; Копылова В. В. Царь Иван Грозный: «Канон Ангелу Грозному воеводе». «Распев на подобен»//Духовний cbim бароко: Сб. ст./Ред.: Н. О. Герасимова-Персидьска. К., 1997. С. 41-63 [муз. реконструкция канона по ирмосам]; Иоанн Васильевич Грозный, царь. Духовные песнопения и молитвословия: Тропари, кондак, стихиры, канон, молитвы, духовная грамота/Сост.: С. В. Фомин. М., 1999; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Лонгин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа (на примере стихир в честь св. Николая)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов. Челябинск, 2006. С. 15-32. Н. С. Серёгина Иконография Царь Иоанн IV молится перед Тихвинской иконой Божией Матери. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. 1678 г. (НГОМЗ) Царь Иоанн IV молится перед Тихвинской иконой Божией Матери. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. 1678 г. (НГОМЗ) В рус. средневек. искусстве уникальным примером создания идеализированных надгробных портретов иконного типа является цикл изображений московских князей в росписи 1564-1565 гг. (сохр. роспись 1652-1666 следует программе первоначальной стенописи) Архангельского собора Московского Кремля, исполненной по заказу И.

http://pravenc.ru/text/469782.html

Золотой чеканный оклад с черневыми образами Успения Пресв. Богородицы и избранных рус. преподобных на дробницах (в их числе прп. Дионисий Глушицкий) выполнен в ведущей ювелирной мастерской Москвы. В надписи на нем, как и на оригинале, использованы греч. и рус. слова для обозначения святости («оагио(с) препо(до)бны»). В иконографии списков «дионисиевского» извода встречается неск. вариантов, которые различаются деталями рисунка фигуры святого (направление взгляда - на зрителя или немного в сторону, положение рук - обеими держит свиток или правой благословляет, в левой свиток) и изображением в небесном сегменте (Господь Вседержитель или образ Божией Матери «Знамение»; на оригинале сегмента нет). Для их создания нередко использовались прориси, подобные иконному образцу кон. XVIII в. (ГИМ; см.: Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; сост.: З. П. Морозова. М., 1994. С. 14; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 294-295). Такие иконы-списки, создававшиеся преимущественно в XVII - 1-й пол. XVIII в., имеются в ГТГ, ГРМ, ЦМиАР, ГМИР, СПГИАХМЗ, АОКМ, ВГИАХМЗ, церковных и частных собраниях. В местном ряду иконостаса ц. во имя К. в Кирилловом мон-ре стояла почитаемая, украшенная окладом, камнями и пеленами «из царские дачи» копия этого извода («з живописново образа» - Опись. 1998. С. 74-75), к-рую к 1621 г. заменили новой ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 32-33). Один из немногих примеров воспроизведения «иконопортрета» большого размера - икона нач. XVII в. (КБМЗ), к-рая, судя по насыщенному монохромному колориту, была ориентирована на первообраз, покрытый потемневшей олифой. Еще более монументальной по характеру является сев. икона посл. трети XVII в. (АМИИ; была перенесена из Никольской ц. в дер. Сырья в часовню прп. Кирилла Сырьинского; см.: Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005. С. 273) с образом Божией Матери «Знамение» в сегменте, позем в виде нарисованных в прямой перспективе плит. Помимо подвесной пелены из ГРМ создавались и др. шитые реплики первообраза (строгановская пелена 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

и., зафиксированные в монастырских вкладных книгах и описях (СПГИАХМЗ). Ко дню первого общерус. празднования К. и. (22 окт. 1649) известным ростовским иконописцем свящ. Тимофеем Ростовцем исполнена, возможно, по царскому заказу большая К. и. (91,5×77,5 см) (ГМЗРК) ( Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. Кат. 71. С. 254. Ил. на с. 255). На редкой иконе-двухряднице ок. 1650 г. К. и. изображена в верхнем ряду, к ней как к общерус. святыне в молении обращены свт. Петр, митр. Московский, и прп. Сергий Радонежский; в нижнем ряду - святые, соименные членам семьи царя Алексея Михайловича (ЦМиАР; Чугреева. «Семейная» икона. 2000. Ил. на с. 266-268; Она же. Русская Одигитрия. 2004. Ил. на с. 50-51). В 1-й пол.- сер. XVII в. многочисленные К. и. создавались в крупных художественных центрах ( Грязнова Н. А. Сокровища Ярославля: Рус. декоративно-прикладное искусство XIII-XIX вв. в собр. ЯИАМЗ. М., 2009. Кат. 26, 138. Ил. на с. 57-60, 265-266); Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Кат. М., 2009. Т. 1. Кат. 100. Ил. на с. 535; Т. 2. Кат. 195. Ил. на с. 463). Царскими мастерами Оружейной палаты Московского Кремля с сер. XVII в. К. и. писались в традиции «живоподобия». Подписная К. и. Симона Ушакова 1676 (?) г. была вложена в киоте 1694 г. стряпчим В. С. Горским в Иосифов Волоколамский монастырь, что следует из надписи на внутренней стороне киота (ГЭ) ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 9. С. 15-16. Ил. на с. 83-84; Чугреева. 2012. С. 285-296). В 70-80-х гг. XVII в. одним из лучших царских мастеров исполнена К. и. из Вознесенского мон-ря Московского Кремля, прославившаяся чудотворениями и украшенная в 1717 г. схим. Иоанной (Барятинской) драгоценным окладом, в накладной ковчежец к-рого на левом поле вложены частицы Ризы и волос Богородицы (ГММК; Чугреева. Чудотворная икона. 2000. Ил. на вкл. между с. 352 и 353; Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2005. Кат.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Известен оклад Евангелия 1716 г., центральные изображения на к-ром окружают подобного типа дробницы, в т. ч. с образом Н. (XVII в., НГОМЗ). Сохраняются и схемы, разработанные в искусстве сер. XVI в., когда Н. изображается без шапки, напр. на палице из Софийского собора (XVII в., НГОМЗ), где Н. в паре с прп. Антонием Римлянином припадает к подножию престола Спасителя; его возраст подчеркнут лишь шитой линией усов, а связь с новгородским Софийским собором отражена в иконографии самого Спасителя: Он указывает перстом на страницу открытого Евангелия, как это было характерно для извода древней храмовой иконы, известной как «Спас царя Мануила» («Златая риза»). Н. как святителя можно часто встретить в различных вариантах Собора Новгородских святых. Полуфигура Н. в составе чина святителей, вселенских и русских (Ростовских, Московских, Новгородских, Суздальских),- на подольнике лицевой стороны саккоса патриарха Никона (1653, ГММК; Маясова. 2004. Кат. 108), фигура в рост в составе Новгородских святителей - на подольнике лицевого саккоса митр. Лаврентия II Казанского (1666-1667, НМРТ). С короткими темными волосами как средовек Н. изображен на иконе избранных святых (преимущественно новгородских), молящихся избранным иконам (также восходящих к святыням и престолам Новгорода) из Богословской ц. с. Слотина (близ Сергиева Посада), написанной мастером кон. XVII в., знакомым с творчеством иконописцев Московской Оружейной палаты (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альб.-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26. С. 17-18). С ярко выраженными чертами старческого облика, но также без бороды и в святительских облачениях, фелони и шапке с белой опушкой, он изображен в 1-м ряду, по правую руку от свт. Николая Чудотворца, среди святых, молящихся образу Божией Матери «Знамение» и Деисусу на иконе из собр. Н. П. Кондакова (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ, см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образы Богоматери в произведениях из собр.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010