Оклад иконы «Спас Нерукотворный». 80-е гг. XIX в. Мастерская Ф. Я. Мишукова (частное собрание). (Далее - Я. Ф.) (1858-1900) стал основателем династии ювелиров. В возрасте 13-14 лет Я. Ф. поступил учеником к серебряных дел мастеру. После обучения, в 1880 г., он основал собственное дело. Был женат на Павле Александровне (в девичестве Тяпкиной, 1861-1932). У них родились 2 дочери и 3 сына - Федор (1881-1966), Алексей (1885-1929; имена обоих имеются в списке прихожан храмов старообрядческого Рогожского Богадельного дома за 1903 г.- РГБ. Ф. 246. К. 9. Д. 9), Василий (1888-1919). М. жили в Лефортово, недалеко от Рогожского кладбища, в собственном доме «близ Немецкого рынка, Госпитальный пер., 12», где была мастерская по производству серебряных изделий. В 1-й период существования мастерской (с 1880 по 1900) ее основатель на своих изделиях ставил клейма-именники - «ЯМ» и «Я. Ф. Мишуковъ». Серебряные предметы этого времени были выполнены в стиле историзма и, как правило, ориентированы на образцы русского серебряного дела XVII в. Мастерская получала много заказов от храмов Рогожского кладбища и др. старообрядческих общин. Так, в Покровском соборе на Рогожском кладбище сохранился серебряный потир, выполненный в 80-х гг. XIX в. в стиле историзма с гравированными изображениями Деисуса и креста в овальных медальонах на чаше и евангельских сцен на поддоне (см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. Кат. 130. С. 196). В 1882 г. для Покровского храма были сделаны серебряный позолоченный чеканный оклад Евангелия, а также серебряный золоченый чеканный набор для Евхаристии. Место нахождения этих предметов неизвестно, возможно, они были переплавлены в 20-х гг. XX в., во время кампании по изъятию церковных ценностей. В кон. XIX в. мастерская М. принимала участие в крупномасштабных работах по реставрации Покровского храма на Рогожском кладбище - серебрении и золочении светильников, бронзовых решеток, «возобновлении риз» ( Юхименко. 2005. С. 79-80). Из работ 1-го периода сохранились серебряные оклады на иконы: «Святые Адриан и Наталия» (80-е гг. XX в., СПГИАХМЗ); «Великомученицы Варвара, Екатерина и вмч. Антипа» (1885, СПГИАХМЗ); «Спас Вседержитель, со святыми на полях» (1885, частное собрание); «Благовещение» (украшен гравированным растительным орнаментом; 80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (кон. XIX в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (2-я пол. XIV в.- после 1443 (?), Троице-Сергиев мон-рь ?), прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), иером. Троице-Сергиева монастыря, ученик прп. Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Е. П. заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского , Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92). По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см.: Прохоров. 1988. С. 211), путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в. Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). (По предположению Б. М. Клосса , Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре 12 мая 1375; данная т. зр. не принята др. исследователями.) Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г.

http://pravenc.ru/text/190095.html

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбская икона Божией Матери. Список XVII в. Боголюбская икона Божией Матери Статья из т. V «Православной Энциклопедии» Боголюбская [Боголюбовская] икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст, (1 июля), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Боголюбскую икону Божией Матери перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия монастыря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Боголюбская икона Божией Матери поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря во Владимире. Иконография. Боголюбской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону Божией Матери с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Боголюбской иконе Божией Матери в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории русско-византийской церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

http://sedmitza.ru/text/415130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКОВ РАДОНЕЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы " Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице " . Конец XVII века (СПГИАХМЗ) Иаков посолник, Якут, Троицкий, Радонежский ( XIV в.), один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря , преподобный Память 23 октября (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых Основным источником сведений об прп. Иакове является Житие прп. Сергия Радонежского , написанное прп. Епифанием Премудрым около 1418-1419 годов. В нем сообщается, что за год до смерти первого троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них Иаков, " рекомый Якута " (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 годов, поскольку около этого времени настоятелем монастыря стал прп. Сергий Радонежский . Возможно, Иаков пришел в обитель в середине - второй половине 1340-х годов. Он скончался, по-видимому, до начала 1380-х годов, т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что Иаков исполнял в Троице-Сергиевом монастыре важную должность " посолника " : по разным вопросам братия его из обители " отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися " . Помощь Троице-Сергиев монастырь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , владевшей землями, на которых стоял монастырь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, Иаков посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж , но и Москву. В " Описании о российских святых " (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) Иаков наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре в конце XVI-XVII веков. Имя Иакова не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого содержится в пергаменном синодике киржачского Благовещенского мужского монастыря . Описание облика Иакова не встречается в иконописных подлинниках XVIII века. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в конце XIX века Иаков почитался местно . 

http://drevo-info.ru/articles/13680399.h...

(XIV или XV (?) в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский. Упомянут в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отец Никифор Боровский чудотворец» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 119, XVIII в.; СПбДА. А. II. 63. Л. 48, XIX в.; Мих. Q 532. Л. 232 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 54, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). В т. н. Кайдаловских святцах, известных архиеп. Сергию (Спасскому), он именовался учеником прп. Пафнутия Боровского, память святого была отмечена под 9 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568). В иконописном подлиннике XVIII в. Н. назван учеником прп. Сергия Радонежского, в статье под 19 апр. здесь говорится: «Преподобнаго Никифора игумена Катанскаго (возможно, Тутанского.- Е. Р.) монастыря ученика Сергиева» (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 39 - ЭК ИРЛИ (ПД)). Внешность святого описана следующим образом: «Надсед, брада мене Сергиевы, риза преподобническая». В др. иконописном подлиннике он назван игуменом Боровским: «О ученицех... Сергия игумена Радонежскаго... Никифор игумен Боровский»; «Сед, брада короче Власиевы, власы с ушей...» (РНБ. Тит. 3117. Л. 13, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Прот. С. К. Смирнов, Е. Е. Голубинский отождествляли Н. с прп. Никитой Боровским ( после 1421), наставником прп. Пафнутия Боровского. Это отождествление сохраняется в совр. иконографических и агиографических справочниках (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179). Изображения Н. известны, напр., на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ; Н. представлен справа в среднем регистре, в молении, одеяние монашеское, куколь лежит на плечах); в росписи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?); поновления - 1871, 1947; ростовой образ на откосе ниши южной стены, седобородый старец в клобуке, мантии и епитрахили, руки с четками на груди); на хромолитографии 1891 г., изданной к 500-летию преставления прп. Сергия Радонежского в московской мастерской М. Т. Соловьёва, с композицией в среднике Собора Радонежских чудотворцев (ГИМ; Н. под 44 в правой группе, голова не покрыта). За исключением последнего эстампа, на иконах и в монументальных циклах с Радонежскими святыми, как правило, изображен или Н., или прп. Никита Серпуховский. Единоличный поясной образ Н. выполнен мон. Иулианией (Соколовой) в 60-х гг. XX в. (сохр. фотография из альбома игум. Марка (Лозинского), иконописная школа при МДА - Алдонина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 216; Н. представлен прямолично, в клобуке, руки скрещены на груди). Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/2565442.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/787025.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иконография посвященная блгв. кн. Александру Невскому Фрагмент статьи из т. 1 «Православной энциклопедии». Москва, 2000 г. Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Я. Н. относятся к сер. XVI в. Нек-рые исследователи (Смирнова, Лаурина, Гордиенко. С. 229) отождествляют с А. Я. Н. всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (НГОМЗ), однако др. подобных изображений А. Я. Н. неизвестно. 2 варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах - появились одновременно. В иконописи до XVIII в. А. Я. Н. изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с А. Я. Н. представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика А. Я. Н. кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК) - на свитке текст: «По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ). На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского мон-ря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), А. Я. Н. представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать А. Я. Н. «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).

http://sedmitza.ru/text/714905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ Прп. Иоанникий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому Троице-Сергиевой лавры. 1842 г. (?), поновление – 1871, 1947 гг. Прп. Иоанникий Радонежский. Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому Троице-Сергиевой лавры. 1842 г. (?), поновление – 1871, 1947 гг. († XIV в. (?), Троице-Сергиев монастырь), прп. (пам. 4 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский. В поздней агиографической традиции И. считается учеником прп. Сергия Радонежского (см., напр.: Описание о российских святых. С. 79; сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Эта характеристика И. восходит к созданной в кон. XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» (СПГИАХМЗ), на которой среди учеников прп. Сергия изображен И., что отражает местное почитание И. в Троицком мон-ре. Святой представлен в полный рост, в иноческих одеждах и с нимбом. Между тем имя И. не встречается в редакциях Жития прп. Сергия Радонежского, написанных в 1-й пол.- сер. XV в. Епифанием Премудрым и Пахомием Логофетом , а также в созданном последним Житии прп. Никона Радонежского. И. не упоминается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря нач. XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12). И. не назван в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/1. МДА. 201. Л. 302-335 об.). Возможно, преподобный был одним из первых монахов, скончавшихся в Троице-Сергиевом мон-ре, т. к. ко времени прихода в обитель Епифания Премудрого (по-видимому, вскоре после 1379) об И. там мало кто помнил. Вероятно, И. был пострижен в монашество с именем в честь автора молитвы ко Св. Троице прп. Иоанникия Великого , на что указывает совпадение дня памяти И. с днем празднования прп. Иоанникию Великому - 4 нояб. ( Сергий (Спасский). С. 599). И. был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). С. 144-145; Сергий (Спасский). С. 560).

http://pravenc.ru/text/577944.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010