В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Фрагмент иконы «Походная церковь». Кон. XVI в. (ТОКГ) К рубежу XVI-XVII вв. в связи с многочисленными чудесами у гроба В. Б. и вниманием властей к прославлению нового святого иконы В. Б. получили широкое распространение, о чем свидетельствуют посвящения храмов, имевших соответствующие иконы в местном ряду иконостаса. В Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. упомянуты изображения В. Б.: на поле иконы Божией Матери и на складне, очевидно вложенных в обитель между 1588 и 1601 гг. (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост. З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 80, 167). С кон. XVI в. образ В. Б. часто встречается в минейных иконах на авг. (кон. XVI в., Дом-музей П. Д. Корина; 1701 г., ГТГ). Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Святые Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Икона. XVII в.? (ГИМ) Изображения В. Б. делятся на 2 основных типа. Первый - фронтальная фигура с молитвенно поднятой к груди правой рукой (или обеими руками), как на покрове 1589 г., на иконе «Походная церковь» (ТОГК) и на правой створке складня с перламутровой панагией в центре, праздниками и избранными святыми рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). При этом святой может быть представлен полностью обнаженным (покров 1589), в набедренной повязке (икона «Походная церковь») или с платком-«свитком» в левой руке, прикрывающим чресла (складень из СПГИАХМЗ). Ко второму, более распространенному типу относятся многочисленные иконы В. Б., где он в трехчетвертном повороте, с воздетыми руками молится Христу, Богоматери или Св. Троице (2 последних варианта, вероятно, связаны с посвящениями важнейших престолов собора Покрова Богородицы на Рву, Покровского и Троицкого) - иконы кон. XVI - нач. XVII в. из придела во имя В. Б. собора Покрова на Рву (ГИМ, музей «Покровский собор»), из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ), из собр. И. С. Остроухова (ГТГ), в ГРМ и др. В подобных случаях В. Б. часто изображался на фоне пейзажа и обычно не имел набедренной повязки или платка.

http://pravenc.ru/text/150789.html

1896. Примеч. 7 на с. 4). В предстоянии Св. Троице изображены святые 3 поколений семьи Романовых по муж. линии на иконе из ризницы Троице-Сергиевой лавры - «Мч. Феодор Пергийский, прп. Михаил Малеин и прп. Алексий, человек Божий» (1-я пол. XVII в.; СПГИАХМЗ). Редкий вариант подбора святых царской семьи - с образами небесных покровителей царя и царевен Ирины Михайловны, Анны Михайловны и Татианы Михайловны - представлен на иконе «Святые Анна, Михаил Малеин, Ирина и Татиана в молении Божией Матери «Знамение»» (2-я пол. (?) XVII в.; СПГИАХМЗ). Предстоящим перед образом Феодоровской Божией Матери вместе со святителем и мч. Феодором М. М. изображен в центральном клейме на иконе «Усекновение главы св Иоанна Предтечи, с житием» (1-я треть XVII в., Поволжье, Кострома (?), коллекция В. А. Бондаренко; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 24. С. 246-256). В описи Образной палаты 1669 г. упоминаются 2 иконы с одним составом святых: «Образ преподобные Евдокеи, да Михаила Малеина, да Алексея, человека Божия, да царевны Ирины, оклад и венцы чеканные» ( Успенский. 1902. С. 12, 13). В монументальной живописи 1-й пол. XVII в. образ М. М., государева ангела, входит в циклы программного характера, где изобразительными средствами подчеркивались права преемственного наследования новой династии на царствование. Основой композиционных схем таких росписей стало сопоставление изображений святых князей, родоначальников династии Рюриковичей, с образами св. покровителей первых Романовых, указывающее на родственную связь правящих домов. В 1640 г. были созданы росписи ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина; поновлены в 1882) с приделом во имя М. М. На сев.-зап. столбе в верхнем ярусе помещены фигуры равноап. кн. Владимира (на зап. грани), равноап. кнг. Ольги (на сев. грани) и св. кн. Бориса (на юж. грани), выше, в медальонах,- полуфигуры М. М. (над св. кн. Борисом) и св. Евдокии (на вост. грани). На сев. грани юго-зап. столба, напротив М. М., над св. кн. Глебом, прп. Алексий, человек Божий,- тезоименитый святой наследника престола.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Троицы, Божией Матери «Знамение»), где П. представлен слева: икона XVI в. (СПГИАХМЗ); прориси с икон XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 342-345. 170, 171), иконы кон. XVI - нач. XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АОКМ; П.- в центре), 1-й трети XVII в. (строгановский мастер, ГИМ), 1-й пол.- сер. XVII в. (ЦМиАР), XVII в. (ПЗИХМЗ), XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; шитые пелены 50-60-х гг. XVII в., 1639 г. и ок. 1639 г. (вклад А. С. и Д. А. Строгановых в Благовещенский собор в Сольвычегодске; СИХМ); пелена «Святители Московские, с избранными святыми» кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVII в. (вклад Г. Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор) (НИАМЗ); иконы 1744-1745 гг. работы Е. И. Грека (из ц. прп. Сергия Радонежского, впосл. «всей артиллерии» собор, в С.-Петербурге, ГРМ; в руках П. жезл и Евангелие), ок. 1796 г. (РГИАХМЗ), из иконостаса 1815 г. в старообрядческой часовне в Хвалынске (ГРМ) , XIX в. (ГЭ). После перенесения в Москву мощей свт. Филиппа (Колычева) в 1652 г. появились иконы 4 святителей Московских, представленных прямолично, в рост, П. обычно изображен крайним слева. Известны, напр., иконы 2-й пол. XVII в. из Макариева Троицкого мон-ря в Калязине (ЦМиАР), сер.- 3-й четв. XVII в. (частное собрание), сер.- 3-й четв. XVII в. (ЦМиАР; все святители в архиерейских шапках), XVIII в. (СГИАПМЗ), посл. трети XVIII в. (ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге), 1-й трети XIX в. из ц. Св. Троицы на московском Пятницком кладбище, 1865 г. письма К. Ф. Соколова (частное собрание; вверху Спас Нерукотворный), 1899 г. письма И. В. Брягина, В. И. Шитова (ГРМ), кон. XVIII - нач. XIX в. и нач. XX в. (ГЭ), иконные образцы XVII-XIX вв. С 60-х гг. XVII в. возобладали более сложные выразительные композиции молитвенного предстояния святых Иисусу Христу и Пресв. Богородице, П. изображен, как правило, в 1-м ряду слева, напр. на иконах 80-90-х гг. XVII в. мастера круга Оружейной палаты (Собрание рус. икон при Фонде ап. Андрея Первозванного), 2-й четв.- сер.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Подобную форму имеют 3 золотые цаты, изготовленные западноевроп. и рус. ювелирами по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного в кремлевских мастерских в сер. XVI в. для иконы «Св. Троица» в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ). Ту же форму имеют цаты с крестообразными подвесками, украшенными сканым орнаментом с эмалью, работы строгановских серебряников кон. XVI - нач. XVII в. С оборотной стороны под цаты, подвижно крепившиеся на колечках к венцам икон, в XVI-XVII вв. подкладывали «подушечки участковые», вероятно сделанные из ткани с целью сохранности живописной поверхности. Звезды («репьи») нередко украшали венцы. На рус. иконах Божией Матери и на их О., как правило, присутствовали 3 звезды - на челе и на плечах Пресв. Девы, показывающие «нетленное Ее девство». Звезды, обычно в виде 4-лепестковой цветочной розетки с остроконечными лепестками, лучами, иногда с камнем, закрепленным в центре, изготавливали в XIV-XVI вв. в техниках скани, басмы, чеканки. Напр., подобная звезда есть на венце Богомладенца на визант. О. иконы «Богоматерь Перивлепта» XIV в. (СПГИАХМЗ); отдельно хранится звезда с О. Боголюбской иконы Божией Матери (XIV в., ГММК, см.: Там же. С. 226. Ил. 61, 89); сканые звезды с крепящимися в центре камнями в кастах украшают серебряный венец 1-й пол. XVI в. Владимирской иконы Божией Матери (ГММК, см.: Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом мон-ре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 137. Ил. на с. 139). Басменные и расцвеченные эмалью сканые крестовидные звезды украшают венцы и цаты строгановских икон кон. XVI - нач. XVII в. Убрус (очелье) обычно закрепляли над живописным ликом Богоматери. Подобные детали О., составляющие единое целое с др. фрагментами драгоценного убора древнерус. Богородичных икон, именовались также «убрусцем», «очелейцем», «почелком», «почельем» и др. Под ликами Богоматери и Младенца закрепляли ожерельица, украшенные жемчугом и камнями. Такие детали, вероятно, имеют аналогии в деталях рус. народного жен. костюма. Риза закрывала центральную часть изображения Богоматери и Младенца, Спасителя и чтимых святых. Металлические или шитые жемчугом ризы оставляли прорезные открытые участки с изображениями ликов, шеи, кистей рук и ног. Нередко ризы изготавливали позже, чем остальные части О.: серебряные чеканный венец с высокой коруной и свет списка Владимирской иконы Божией Матери (ныне в храме Христа Спасителя) были сделаны московскими царскими мастерами в 60-х гг. XVI в., а чеканная серебряная риза - в 1722 г. ( Игошев В. В. Исслед. и атрибуция драгоценного оклада иконы-списка «Богоматерь Владимирская»//Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб., 2009. 21. С. 30-36; Преображенский А. С. Атрибуционные заметки о нек-рых иконах XVI в. из российских и зарубежных собраний//ДРИ. М., 2017. [Вып.:] Визант. мир: региональные традиции в художественной культуре и проблемы их изучения: К юбилею Э. С. Смирновой. С. 336-340). Приклад

http://pravenc.ru/text/2578241.html

шитье, история и современность/Изд. златошвейной мастерской при Успенском подворье Оптиной пуст. СПб., 2007. Вып. 7. С. 68-75). Е. западноевроп. работы с изображениями апостолов и святителей принадлежала патриарху Московскому Никону (2-я четв. XVII в., ИАХМНИ). После XV в. центральный образ Христа на иордани часто исключают. Единственным новым типом иконографии в XVI в. стало изображение на Е. Акафиста Богородице, впрочем не получившее впосл. распространения. Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) Епитрахиль. 1913-1914 гг. (ГММК) В позднем средневековье, как это было и прежде, художественный облик Е. согласовывался с др. богослужебными одеждами. В XVII в. лицевые Е. были поднесены в комплекте облачений Г. Д. Строгановым в дар митр. Ростовскому Ионе (Сысоевичу), вложены им в Софийский собор Вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 75). В Новое время предпочитали изготовлять комплекты церковных одежд, единые по материалу украшения,- Е. из «жемчужной ризницы» Троице-Сергиевой лавры ( Зарицкая О. И. «Жемчужная ризница» 1767-1771 гг. из ТСЛ//СПГИАХМЗ: Сообщ. ТСЛ, 2000. М., 2000. С. 301-328); из тканей одного типа - Е. в составе дара Соловецкому мон-рю имп. Александра II (1859; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 230. С. 133). Фрагменты декорации обветшавших облачений переносили на новую основу: в описи Коломны 1577 г. среди риз из Бобренёва в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря указана Е. из камки с золотым шитьем, с 4 жемчужными крестами на серебряных цатах, 5-й крест «с жемчуги на ожерелье. А та потрахель ветха, и те кресты сняты, положены на новую потрахель» (Города России. 2002. С. 63). Таковы и Е. посл. четв. XVII в. (СПГИАХМЗ) с дробницами новгородской работы кон. XIV - нач. XV в.; Е. 1700 г., украшенная перенесенными с др. предметов поясными фигурами апостолов Петра и Павла кон. XVI в. в верхней части и ростовыми образами святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа на полотнищах (ГММК).

http://pravenc.ru/text/190057.html

214). К. и. помещались в рамы с клеймами Акафиста Богородице, напр. Каргопольская Казанская икона. На большой (126×89 см) раме кон. XVIII в. с 37 клеймами и изображениями 32 икон Божией Матери на боковых полях, написанной палехскими мастерами (Иконопись Палеха из собр. МПИ/Сост.: Л. П. Князева и др. М., 1994. 44. С. 147. Ил. на с. 52-53), 25 клейм Акафиста совмещены с 12 клеймами Повести митр. Ермогена, расположенными в центральной части рамы вверху и внизу от средника с К. и. На К. и. письма Григория Белоусова (1785, ГТГ) в 20 клеймах помещены праздники, в нижнем ряду в центре - Боголюбская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и избранные святые. К. и. XVI - нач. XX в. в музейных и частных собраниях Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Казанская икона Божией Матери. 80–90-е гг. XVI в. (МП) Списки явленной К. и. в XVI в. были распространены, но ныне встречаются достаточно редко. Один из них, 80-90-х гг. XVI в., передан в 2002 г. в дар РПЦ МП московским коллекционером С. Н. Воробьёвым ( Чугреева. «Державная Заступница». 2003. Ил. 3 на с. 7). К. и. кон. XVI в. в окладе рубежа XVI и XVII вв. была вложена в 1645 г. в Троице-Сергиев монастырь стольником А. Л. Плещеевым (СПГИАХМЗ) ( Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 150. С. 104. Ил. 150 между с. 40 и 41), она находилась в алтаре Никоновского придела Троицкого собора. Др. К. и., датируемая XVI в. (СПГИАХМЗ) (Там же. Кат. 215. С. 129), стояла «на тябле» над местным рядом (в пядничном ряду) иконостаса Троицкого собора, слева от царских врат ( Чугреева. О почитании Казанской иконы. 2008. С. 70). К. и. нач.- 1-й трети XVII в. имеют размер пядниц и воспроизводят иконографию явленной К. и. Многие из них относятся к культуре Москвы, напр. икона, созданная по заказу кн. И. И. Шуйского, приближающаяся по размеру (28,7×24,2 см) к явленной К. и. (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб., 1995. 146. С. 231 с ил.). Эти иконы имеют разные фоны: золотые, розоватые с притенениями (Святые образы: Рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

XVIII в. (из Дмитрова, ЦМиАР; святители на фоне Успенского собора), XVIII в. (ГМЗРК), сер. XIX в. палехского мастера (ГИМ) и др. После канонизации сщмч. Ермогена (1913) появились изображения 5 Московских святителей. Как покровитель Московского государства П. обычно изображается вместе со свт. Алексием, напр. в молении на створке складня с образом Божией Матери Петровской в среднике (XVI в., СПГИАХМЗ). С XVI в. П. и свт. Алексия начали соотносить с образом свт. Николая Чудотворца: напр., по сторонам от него Московские митрополиты изображены на нижнем поле Владимирской иконы Божией Матери, с 12 праздниками и святителями на полях (ок. 1514, из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); на шитой пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (ГИМ; П. в среднике, со святителями Николаем Чудотворцем и Алексием Московским); на иконе кон. XVI в. (из собрания Г. А. Покровского, ЦМиАР; П. и свт. Николай предстоят перед образом Спаса Еммануила). Святители П., Алексий, Иона и Николай Чудотворец изображены в клеймах выносного запрестольного креста, вероятно происходящего из ц. Ризоположения Московского Кремля (20-е гг. XVII в., ГММК). Издревле существовала традиция соотнесения на одной иконе или в храмовой росписи Ростовских и Московских святителей, как на иконе-таблетке 2-й четв. XV в. из ТСЛ или на ростовской иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); вместе со свт. Леонтием Ростовским и прп. Феодосием Киево-Печерским П. изображен на 2 иконах-таблетках: 2-й пол. XVI в. (из собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, ГВСМЗ) и кон. XV - нач. XVI в. (из новгородского Софийского собора, ГТГ) ; нередко изображение дополнялось также образами блгв. князей (ростовская икона «Избранные святые» 2-й пол. XVI в., ЦАК МДА). На иконе письма Ф. Е. Зубова из местного ряда иконостаса придела Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (ок. 1660, ЯИАМЗ) образу Божией Матери «Знамение» молятся святители Московские, свт. Леонтий Ростовский и свт. Стефан Сурожский. На аналогичной по композиции иконе кон.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

А. С. Преображенский отметил стилистическое родство иконы с др. пядницей, повторяющей извод чтимой софийской иконы «Предста Царица…» - подарка архиеп. Новгородского Леонида (1571-1575) царевичу Иоанну Иоанновичу и его жене Евдокии Сабуровой, что свидетельствует о создании иконы с образом Е. в новгородской мастерской и, возможно, о том, что икона также принадлежала Сабуровой, постриженной в Покровском мон-ре с именем Александра. На принадлежность иконы с образом Е. к личным «молениям» кого-то из женщин правящей семьи, по мнению исследователя, указывает и текст монастырской описи 1597 г., согласно к-рому образ сходного описания располагался вблизи погребения вел. кнж. Александры, дочери Иоанна III. Из той же описи известно, что в мон-ре была еще одна икона с образом Е. Примечателен сам факт появления фигуры молящегося Е. на копиях-пядницах чтимых софийских икон, для к-рых более характерны изображения святителей, погребенных в Софии,- епископов Никиты и Иоанна, почитавшихся заступниками и покровителями кафедры и ее собора. Собор Новгородских святых. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (СПГИАХМЗ) Собор Новгородских святых. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (СПГИАХМЗ) Памятники, созданные после канонизации Е. за пределами Новгородской епархии, свидетельствуют о неустойчивости его иконографии или слабой осведомленности мастеров. На иконе-таблетке 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 69) из комплекта, вероятно, предназначавшегося для суздальского кафедрального собора в честь Рождества Богородицы, изображению Св. Троицы Ветхозаветной соответствуют на обороте образы Новгородских святителей Никиты, Иоанна и Е. В отличие от древнейших изображений Ростовских и Московских святителей Е. представлен без белого клобука. Возможно, Е. изображен так по аналогии с расположенными рядом фигурами святителей Никиты и Иоанна (тоже без клобуков), уподобляется своим предшественникам на Новгородской кафедре. Не исключено и то, что иконописец просто не располагал сведениями об иконографии Е.

http://pravenc.ru/text/187753.html

Андрея Рублёва из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ). Венцы декорированы чеканным орнаментом и разноцветной эмалью по чеканному рельефу, негранеными драгоценными камнями и жемчугом. Аналогичные венцы встречаются на др. окладах икон работы царских мастеров XVI-XVII вв. Коруны на таких венцах имеют от 3 до 9 зубцов. Во 2-й пол. XVII в. в Ярославле чеканные коруны по форме приближались к равностороннему треугольнику. «Городки» делали с остроконечным килевидной формы верхом, завершения «городков» украшали разноцветными камнями-бусинами или жемчугом. В это же время на коруне появились Деисус, изображения херувимов, серафимов, а по краям - парных фигур летящих ангелов. Поверх коруны располагались парные килеобразные узорчатые дуги, закручивающиеся внизу и сходящиеся вверху в центре коруны. Цата - особый элемент, характерный для Руси и неизвестный в Византии или на Западе. Ее происхождение Стерлигова связывает с древними типами украшений, которые уже в домонг. Руси были обычными приношениями иконе: с гривнами и монистами ( Стерлигова. 2000. С. 153-156). В XIV в. и, вероятно, ранее появились украшенные сканым орнаментом и камнями серповидные гривны с 3 круглыми подвижными подвесками (лунницами), сделанные специально для приклада к иконе,- напр., серебряная цата XIV в. из частного собрания ( Игошев В. В. Худож. металл XII-XIV вв. из собр. К. Воронина//Собрание К. Воронина: Иконы. Худож. металл: XIII-XVI вв.: Кат./ЦМиАР М., 2017. С. 74-77, 152-153). Форма и технология изготовления этой цаты характерны для драгоценного убора русских икон XIV в.; подвески, напоминающие квадрифолии, крепятся к ней на шарнирах, декорированы камнями и закрепленными в конусообразных гладких гнездах стеклами, а также скаными завитками. Аналогичная цата XIV в. с 3 подвесками украшает икону «Богоматерь Умиление» (ГММК, см.: Стерлигова. 2000. С. 188-190), сходные по форме цаты ранее крепились к О. Боголюбской (ГММК) и Владимирской икон Божией Матери (СПГИАХМЗ, см.: Там же. С. 210-211, 219-220).

http://pravenc.ru/text/2578241.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010