письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399), на эмалевой иконе 1866 г. (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 иконах XIX в. (с поновлениями XX в.) и на пяднице кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) изображены 3 юных святых (прав. братья справа и блж. Иаков Боровичский слева?), видимо с поздними ошибочными подписями имен на нимбах. «Старинный» образ такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и с Новгородскими святыми (И. и Иоанн в верхнем ряду) находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). В иконописи XX в. изображения братьев встречаются, напр., в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239),- святые обращены друг к другу; на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; между братьями - св. Иаков Боровичский). Ист.: Сказание о святых отроках Иоанне и Иакове, Менюшских чудотворцах, почивающих в ц. во имя св. Живоначальной Троицы в с. Менюши, Новгородской губ. и уезда/Ред.: И. Токмаков. М., 18952; Моисеев С. В. Архиерейская служба в Менюше//София. Новгород, 1996. 3(13). С. 3; Традиционный фольклор Новгородской обл.: Сказки, легенды, предания, былички, заговоры (по записям 1963-1999 г.)/Изд. подгот.: М. Н. Власова, В. И. Жекулина; [публ. подгот.: А. А. Панченко, С. А. Штырков]. СПб., 2001. С. 160. 160 («Иван и Яков»; коммент.: Там же. С. 427-428). Лит.: Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 101-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Никольский Ф. Из с. Менюш, Новгородского уезда//Новгородские ЕВ. 1895. 21. С. 1214-1224; Зверинский. Т. 2. С. 372-373; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Levin E. Dvoeverie and Popular Religion//Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia/Ed. S. K. Batalden. DeKalb (Ill.), 1993. P. 41-42; Панченко А. А. Иван и Яков - странные святые из болотного края (религ. практики совр. новгородской деревни)//Религ. практика совр. России. М., 2006. P. 211-235; Святые Новгородской земли, или История святости Сев. Руси в лицах, X-XVIII вв. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1160-1165, 1315; Терешкина Д. Б. Новгородская житийная лит-ра: Учеб. пособие. Вел. Новгород, 2006. С. 49-50. Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 351. А. А. Романова, Ю. Б. Комарова

http://pravenc.ru/text/200323.html

Платона (Левшина) перестроенный собор был освящен с оставлением прежнего антиминса и обращен в городской храм. В 40-х гг. XIX в. и в 1857 г. были разобраны колокольня и Знаменская ц., возведена новая шатровая колокольня в формах XVII в. с элементами московского барокко. В XX в. богослужения в Рождество-Богородицком храме прерывались на краткое время. Мн. священнослужители храма приняли мученическую кончину в 30-х гг.: священномученики Николай Виноградов , Александр Зверев , Димитрий Розанов , священники Павел Андреев ( 16 нояб. 1937), Сергий Кудрявцев ( 14 марта 1938), мон. Иоанн (Лисицин; 8 дек. 1937). В храме хранился выполненный из липы запрестольный крест 1544 г. (в наст. время в СПГИАХМЗ). В XVI в. в него были вставлены 26 костяных пластин с миниатюрами, к XX в. большая их часть утеряна, а в пустующие «киотцы», вероятно в XIX в., помещены изображения святых, написанные маслом. В 90-х гг. XX в. на стене у входа в церковь выложен мозаичный образ прп. Иосифа Волоцкого, близ храма установлены памятные кресты «основателям и настоятелям» мон-ря, а также памятные плиты прихожанам храма - «братьям и сестрам нашей Отчизны, отдавшим свои жизни в борьбе со злом» в годы Великой Отечественной войны. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ед. хр. 471. Л. 2-2 об.; ГНИМА. Р. V. 3534; Р V/1. 7138; РГВИА. ВУА. Ед. хр. 21528. Ч. 1. Л. 9; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 430. Ед. хр. 9; Оп. 438. Ед. хр. 763; Ф. 207-1. Оп. 1. Т. 2. 638. Связка 11; Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 68. Л. 172-172 об. Ист.: ДАИ. Т. 12. 57; СГГД. Т. 1. 131, 132, 151, 200; Житие и пребывание вкратце прп. отца нашего игум. Иосифа, града Волока Ламскаго//ВМЧ. Сент. 1-13. С. 453-499; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. Прил. 23. С. 19; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 345; ОДДС. Т. 4. 246, 343; Т. 7. 318; Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891. С. 51; ДДГ. 87, 88, 98. С. 350, 353, 407; Послания Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/155102.html

Вместе преподобные Сергий и Н. изображались и в произведениях иконописи: на писанной «повелением» царя Алексия Михайловича иконе 1671 г. из местного ряда иконостаса Троицкого собора лавры (крайняя слева; серебряная пластина с надписью хранится в СПГИАХМЗ); на большом храмовом образе 3-й четв. XVII в. (собрание Ф. Р. Комарова, см.: Большая рус. икона: 300 икон из колл. Ф. Комарова. М., 2014. С. 52-53. Кат. 12) между фигурами преподобных, возносящих молитвы Св. Троице в небесах, находится условный вид белокаменной Троицкой обители. На фоне пейзажа Радонежские игумены представлены на иконе кон. XVIII в. из Федоровского мон-ря Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ). Вероятно, для 1-й из икон предназначалась пелена того же извода 70-х гг. XVII в. (СПГИАХМЗ; упоминается в ризнице с 1701). На пелене (кон. XVII в. (?), СПГИАХМЗ) святые склонились друг к другу, протянув вперед руки. В молении Св. Троице прп. Сергий и Н. предстоят на миниатюре из Синодика 1679/80 г. (СПГИАХМЗ). Их фигуры расположены симметрично и в др. изводах, напр., на индитии «Предста Царица одесную Тебе», вышитой по испанскому бархату в 1601/02 г. в мастерской царевны Ксении Годуновой, они молятся на коленях у ног Иисуса Христа Великого Архиерея (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова, СПГИАХМЗ). В ризнице Троицкого мон-ря хранились 2 небольшие парные иконы прп. Сергия и Н. в молении Пресв. Богородице с Младенцем в небесном сегменте (30-40-е гг. XVII в., СПГИАХМЗ; образ Н. поновлен в кон. XIX в.). В XVI в. получил распространение появившийся ранее извод «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому», где вместо прп. Михея показан Н. (чаще с нимбом, в руке - свиток) как преемник троицкого игумена. По Житию, Н. не присутствовал при этом чудесном «посещении», однако во время его настоятельства стало исполняться обетование, данное Пресв. Богородицей прп. Сергию. В отличие от «исторического» варианта, точно следующего тексту Жития, Н. писали преимущественно стоящим за спиной наставника, а не в земном поклоне, как прп. Михея. К этой группе памятников относится такое значимое произведение, как икона-складень 1588 г. (с образами арх. Михаила и ангела-хранителя, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца на створках) - работа келаря Евстафия (Головкина) , находившаяся в иконостасе Троицкого собора над юж. дверями (СПГИАХМЗ; написана на доске от гроба святого). Копия этой иконы нач. XX в. работы лаврских мастеров хранится в собрании ЦАК МДА («Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 210-211). Н. представлен на створке складня с этим сюжетом сер. XVI в. (из собрания П. И. Щукина, ГИМ), на московской иконе кон. XVI в. с избранными святителями на полях (ГИМ) и др.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Богатство и разнообразие памятников свидетельствует об устойчивом почитании святого с древности до наст. времени. Возможно, на нек-рых изображениях воспроизводили хранившиеся в Троицком соборе подлинные реликвии Н.: фелонь, панагию и кадило (СПГИАХМЗ), богослужебные сосуды (ТСЛ), Служебник и Евангелие (РГБ, ГИМ). Одним из самых ранних памятников с образом Н., вероятно, является фрагмент походного иконостаса XV в. (остатки надписи с именем можно предположительно прочитать как «НИ[К]», из собрания П. С. Уваровой, ГИМ; см.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 104. Кат. 75). Ранними образцами единоличной иконографии Н. являются шитые покровы на его раку. Относительно портретным характером отличается покров 1586 г., вложенный в мон-рь «повелением» царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой (СПГИАХМЗ). Святой представлен в небольшом повороте влево, его фигура сдвинута в правую часть композиции, над ней вышит образ Св. Троицы. На Н. традиц. монашеские одежды (светло-оливковая ряса, коричневая мантия, синяя схима с лежащим на плечах куколем); руки перед грудью: правая - с 2-перстным сложением пальцев, в левой - свиток, расположенный почти вертикально. Лик с правильными мелкими чертами (глаза карие), высокий лоб с залысинами, широкие скулы, впалые щеки, борода округлая средней величины, на темени, судя по шелку телесного цвета,- тонзура (гуменцо). Покров шит в кремлевских мастерских по синей камке шелковыми, золотными и серебряными нитями, украшен жемчугом и драгоценными камнями. На полях воспроизведен тропарь Н. Это произведение воспринималось как протограф, на что указывает иконографически точное повторение покрова на бордовой камке в 1633 г. в кремлевской царицыной мастерской (вклад царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, СПГИАХМЗ). Два др. покрова Н. XVI в. и 1612 г. имеют подобную иконографию (на одном схима святого немного сдвинута вправо, на полях - тропарь и кондак); на покрове XVII в. жест правой руки святого изменен на именословие (все - в СПГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Более редкий тип изображения коленопреклоненного Н. в этой композиции сохранился, напр. в среднике пелены 1524/25 г. со Св. Троицей, избранными праздниками и святыми (вклад в Троице-Сергиев мон-рь вел. кн. Василия III Иоанновича и вел. кнг. Соломонии Сабуровой, СПГИАХМЗ). Хотя надпись определенно указывает на Н., в остальном он походит на прп. Михея (средовек с короткой русой бородой). Во мн. случаях, когда подписи имен отсутствуют или утрачены, различить композиции с Н. или прп. Михеем можно только предположительно (за исключением того, что изображения Н. в куколе в этом изводе не выявлены). В XVII-XIX вв. извод с изображением Н. в композиции «Сергиева видения» стал основной темой подносных и «раздаточных» образов: иконы кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ, СПГИАХМЗ, частные собрания). Н. лишь ненамного моложе своего учителя; его борода короче, с обильной проседью. Иногда на иконе изображены оба ученика прп. Сергия: на створке резного складня 1-й пол. XVII в., вложенного в Троицкий мон-рь иноком Василием (Аврамовым) (СПГИАХМЗ); на поволжской иконе-пяднице кон. XVII в. (Музей русской иконы, Москва); на большой иконе посл. четв. XVII в. (собрание И. В. Возякова, см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 90, 327. Кат. 61); на небольшом образе кон. XVIII - нач. XIX в. (из собрания Успенских, ГЭ); в клейме на житийной иконе 1-й четв. XVIII в. из с. Васильевского Старицкого р-на Тверской обл. (ЦМиАР); в клейме в среднике житийной иконы кон. XVIII в. из ц. вмч. Георгия в урочище Ст. Георгий Галичского р-на Костромской обл. (КГОИАМХЗ) и др. В составе клейм на житийных иконах прп. Сергия Радонежского «троицкого» круга, восходящих к образу с 19 клеймами посл. четв. XV в. письма Дионисия из местного ряда иконостаса Троицкого собора, Н. с нимбом (на списках иногда без него) представлен в композициях «Обретение мощей прп. Сергия Радонежского» и «Исцеление Симеона Антонова» (в клейме с явлением Божией Матери прп. Сергию преклоняет колени прп. Михей; в др. клеймах фигура Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Курицка Новгородской обл. (1-я четв. XVII в., частное собрание; см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Кат. выст./ЦМиАР. М., 2007. С. 30, 163. Кат. 14); на иконе Божией Матери «Знамение», с Деисусом и избранными святыми (кон. XVII - нач. XVIII в., ГРМ); на иконе Божией Матери «Знамение», с Новгородскими святыми и изображением новгородского Детинца (кон. XVII - нач. XVIII в. (?) с поновлениями XIX в., происходит из новгородской ц. арх. Михаила на Торговой стороне, НГОМЗ); на иконе «Избранные святые в молении перед Ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 328-329. Кат. 104); на иконе «Избранные святые» в московском окладе 80-х гг. XVIII в. (СПГИАХМЗ); на 9-частном образе «Избранные праздники, образы Богоматери и святые» посл. трети XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.: Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из коллекции И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 160, 333. Кат. 122); на образе Божией Матери «Тихвинская», с Новгородскими святыми (1-я пол. XIX в., ГРМ). В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» И. представлен на иконе «Новгородские святые и чудотворные иконы» кон. XVII в. (СПГИАХМЗ); на аналогичном образе 1721 г. расширенного извода из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54); на 2 иконах «Новгородские чудотворцы» письма свящ. Григория Алексеева - 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); на иконе «Новгородские и избранные святые, с Ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ); на иконе «Новгородские чудотворцы» 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126); на эмалевом образе 1866 г. в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт. Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ); на нескольких иконах кон. XIX в. с поновлениями XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Загорске: Науч. отчет 1949-1952 гг. Машинопись. М., 1955), напротив преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского (М. единственный из предстоящих ¾ в островерхом куколе). В стенописи ц. в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?; поновления - 1871, 1947) ростовой образ М. в поздней лаврской иконографии выделен в соответствии с посвящением храма и находится в нише на юж. стене (по сторонам от святого - преподобные Сергий и Никон). В ряду учеников прп. Сергия М. написан (тоже в куколе, руки на груди, в левой - четки) лаврскими мастерами в академической манере на оконном откосе юж. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966). В посл. трети XVII в. появились первые изображения Собора Радонежских чудотворцев, где М. отводилось, как правило, сравнительно почетное место. Наиболее ранний известный пример этого времени - образ в окладе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ). Фигура М. в молении помещена в нижнем регистре справа, между преподобными Иаковом и Елисеем; он в схиме, куколь лежит на плечах, в волосах и средней величины бороде проседь; на дробнице оклада надпись:«Прп(д)бны(и) мuxeui». Сокращенный вариант композиции - на иконе «Радонежские чудотворцы» 1702 г. («моление старца Антониа Болотникова», СПГИАХМЗ). М. представлен напротив прп. Сергия в центре 1-го ряда справа, в молении, в округлом монашеском куколе с воскрылиями, борода с проседью, до середины груди. Очевидно, на основе гравюры И. Ф. Зубова 1725 г. создана икона «Вид Троице-Сергиевой лавры, с Радонежскими святыми и 16 клеймами праздников» 3-й четв. XVIII в. (частное собрание), после того как обитель получила статус лавры: в среднике над монастырем в облаках написаны 6 полуфигур небесных покровителей обители, в т. ч. 2-й слева М. по облику уподоблен прп. Никону, с непокрытой головой, седые волосы разделены на прямой пробор. Тогда же сложился тип образа Радонежских чудотворцев, мощи к-рых почивают в Троицкой обители, с прп. Сергием в центре, как на небольшой «раздаточной» иконе кон. XVIII - нач. XIX в., выполненной в слободе Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (частное собрание; М. вверху слева, напротив - прп. Максим Грек), или на профессиональном по исполнению образе сер. XIX в., к-рый связывают с мастерской Малышева (Ильинская ц. в Сергиевом Посаде). К этому же типу относится икона 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) - М. в клобуке изображен немного в глубине между преподобными Сергием и Никоном; литография «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» с цензурным разрешением от 10 апр. 1845 г. (ГИМ - лист с раскраской, СПГИАХМЗ - цензорский экземпляр), называемая в документах «угодники лавры» (образ М.- в левой группе).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

среди братии не выделена). В сцене с явлением Симеону Антонову Радонежских игуменов Н. нередко изображен за прп. Сергием с иконой в руке. К этой группе относятся иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящая из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском монастыре на Устье (ГМЗРК); 2-й пол. XVI в. (?) из старообрядческой ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке в Москве (ГИМ); ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре в Костроме (КГОИАХМЗ); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконах из надвратного храма, Борисоглебского и Ипатиевского мон-рей в клеймах «Принесение даров Константинопольского патриарха Филофея» и «Исцеление ослепшего греческого епископа» за спиной прп. Сергия стоит монах с нимбом, вероятно, Н. В др. житийных циклах помимо указанных сюжетов встречается клеймо «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», напр. на иконе с 12 клеймами сер. - 2-й пол. XVII в. (ГИМ) и на иконе с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. (ЧерМО). Судя по наличию нимба, Н. (иногда в фелони) изображали также в композиции «Преставление прп. Сергия» и «Погребение прп. Сергия» (роспись 1459-1463 гг. в ц. прп. Сергия Радонежского Новгородского кремля, НГОМЗ; икона с 17 клеймами предположительно письма Феодосия, сына Дионисия, из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; вологодская икона с 12 клеймами, 1-я треть XVI в., собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и др. Особый сюжет из Жития Н.- явление ему прп. Сергия со святителями Петром и Алексием, митрополитами Московскими, перед нашествием Едигея - был написан на «древней» иконе в серебряном окладе, находившейся на сев.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

стене над ракой-надгробием Н. (фотографию раки с сенью и иконой см.: Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия. 1904. С. 222; икона под записью - в СПГИАХМЗ; см.: Овчинникова Е. С. Новый памятник станковой живописи XV в. круга Рублева//Древнерус. искусство XV - нач. XVI в.: Сб. ст. М., 1963. С. 108, 110; Спирина. 1995. С. 135-136). Этот редкий сюжет воспроизведен с подробной надписью на одной из пристолпных икон в Успенском соборе лавры (1881-1882, иконописец М. А. Рогожкин). К келейному образу прп. Сергия Радонежского - иконе Божией Матери «Одигитрия» (XIV в. (?), ТСЛ) - восходят ранние изображения Н. на полях икон. Древний первообраз был дополнен в XVI в. изображениями на полях прп. Сергия, Онуфрия Великого и Н. Полуфигура последнего на нижнем поле (правая рука возле груди, в левой - свиток) с нимбом и надписью «Никонъ» воспроизводится, в частности, на шитой пелене-реплике с образом Божией Матери «Одигитрия» (кон. XVI в., СПГИАХМЗ). Преподобные Сергий и Н. предстоят по сторонам центрального образа (резная перламутровая раковина в оправе) на 3-створчатом складне с праздниками седмицы и избранными святыми (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ). На левом поле, в нижней части, «двоица» преподобных вышита на пелене «Избранные святые» (1-я треть XVI в., ГИМ; Н. заметно моложе прп. Сергия). На Страстной иконе Божией Матери (нач. XVIII в., ГМИИРТ) Радонежские первоигумены показаны молящимися коленопреклоненно на фоне, справа от фигуры Младенца. Их полуфигуры в клеймах соседствуют на оплечье фелони 1624 г., вышитой в светлице Е. Н. Строгановой (вклад Строгановых в ризницу ТСЛ, СПГИАХМЗ). Сохранилось мало деисусных икон с изображением Н., хотя к Троицкому монастырю были приписаны обители и храмы. Один из примеров - среднерус. икона 1-й пол. XVII в. из частного Музея русской иконы в Москве. Образ Н. в молении Божией Матери на престоле посл. трети XVII в. установлен в местном ряду иконостаса Успенского собора лавры (напротив - образ прп. Сергия в молении Св. Троице). «Повесть о прп.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Т. Шелковникова и Д. И. Трегубова (1850, ГИМ), тоновые литографии, изданные в мастерской Троице-Сергиевой лавры в 1861 и 1865 гг., в т. ч. И. И. Старченкова по рис. И. С. Болдырева (СПГИАХМЗ, ГИМ). Получил распространение сюжет обретения мощей прп. Сергия Радонежского: фигура Н. в богослужебной фелони, стоящего у ног обретенного тела, выделена рисованным нимбом (1866, раскрашенная литография ТСЛ, РГБ). На основе подобного эстампа написана икона посл. трети XIX в., где Н. изображен без нимба (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 164-169. Кат. 29). На литографии 1851 г. работы М. Гадалова и тоновой литографии 1865 г. по рис. Н. Мономахова представлено чудо во время осады лавры в 1608 г.: прп. Сергий и Н. обходят обитель и освящают ее стены (ГИМ, СПГИАХМЗ). Рака с мощами прп. Никона Радонежского и икона «Видение прп. Никоном Богоматери с предстоящими святителями Московскими Петром и Алексием и прп. Сергием Радонежским. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) Рака с мощами прп. Никона Радонежского и икона «Видение прп. Никоном Богоматери с предстоящими святителями Московскими Петром и Алексием и прп. Сергием Радонежским. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) Образы Н. встречаются в памятниках декоративно-прикладного искусства, в основном связанных с Троице-Сергиевой лаврой, напр., на резных деревянных наперсных крестах XVI-XVII вв., на позолоченных дробницах с гравированными изображениями (покров на гробницу царевича Федора Годунова, 1-я четв. XVII в.), на панагии 1747 - 50-х гг. XVIII в. (все - в СПГИАХМЗ). На эмалевых панагиях и иконах писали и «Сергиево видение» (Ризница Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 2014. Т. 2. С. 153), и 2 преподобных в небесах над видом лавры (ГИМ); иногда преподобные Сергий, Н. и Михей изображались втроем, напр., в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010