Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово защитительное 2, XX. С. 59—60.     «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно:     «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня»:     «Диавол ...был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец, и отец лжи»:    Отпуст Святых страстей.    См.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1990. С. 31—33.    Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье/Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране чудес. Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. М., 1991. С. 178.    Ин.8(см. выше прим. 126).     «И нарече Адам имя жене своей Жизнь, яко та мати всех живущих " _    Ирмос 9-й канона на Благовещение, глас 4.    Молитва 9-я, ко Пресвятей Богородице. Петра инока Студийскаго (в молитвах на сон грядущим).    Быт.3:23: И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 151. С. 158—159.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 152. С. 159.    «Бог, как я думаю и как надобно понимать, создал человека бессмертным». — Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 2, 151. С. 158.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 1, 150 С. 157.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 3, 152. С. 160.    Уставное указание «творить метания три» на каждом припеве Великого канона, ныне мало где исполняемое, означает три поклона (от греч. μετανοια — покаяние).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 165.    «В старости попускает Бог на человека болезнь, пресекая ему страсть до греха, да в такой кротости спасение получит» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 315, на Пс.89:10, со ссылкой на «Псалтирь с толкованием» Златоуста).    Симеон Новый Богослов. Главы. 110/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 129; Диадох. Главизны, 3, 67/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 300, 329; Лествица 26, 155 («Лествицу» цит. по: [Иоанн Лествичник, преподобный.] Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. М., 1997).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дела же его (Антихриста) есть дела Сатаны. И как во Христе была полнота божества телесно, так и в Антихристе будут все силы и знамения и чудеса, но всё – ложное. Ибо как божественным знамениям, творимым Моисеем, волхвы противопоставляли свои ложные знамения и как жезл Моисея поглотил жезлы их , так и истина Христова поглотит ложь Антихриста. Но его ложью будут прельщены предопределенные к погибели. И поскольку может подспудно возникнуть вопрос: для чего Бог попустил ему иметь силу, знамения и чудеса, посредством которых он может прельстить, если возможно, даже избранных Божиих , – то апостол упреждает этот вопрос, прежде чем он возникнет. Всё это, говорит он, [Антихрист] сотворит не своею силой, но попущением Божиим в отношении к Иудеям, так как они не захотели принять любви истины, то есть Духа Божия через Христа, – ибо любовь Божия излилась в сердца верующих , и сам Христос говорит: Я семь истина (Ин 14:6), о чём в псалмах написано: истина возникнет из земли (84:12). Итак, тем, которые не приняли любви и истины, чтобы, приняв Спасителя, получить спасение, Бог пошлёт не деятеля, а само действие, то есть источник заблуждения, так что они будут верить лжи, поскольку Антихрист сам лжец и отец лжи . Если бы Антихрист родился от девы и прежде Христа пришел в мир, то Иудеи могли бы иметь оправдание и говорить, что они стремились к истине, хотя и приняли ложь вместо истины. А теперь они за это будут судимы и конечно же осуждены, поскольку, призрев истину Христову, впоследствии примут ложь, то есть Антихриста. АВГУСТИН ГИППОНСКИЙ – О ГРАДЕ БОЖИЕМ, XVIII 52-53; XX 19, 23 XVIII 52. [Следует ли думать, как полагают некоторые, что после десяти гонений, которые были, не будет уже ни одного, кроме одиннадцатого, которое будет во время самого Антихриста] (1) Поэтому я не считаю основательным говорить или верить, как это казалось или кажется некоторым, будто Церковь до времени Антихриста не будет испытывать больше гонений, кроме того числа их, то есть десяти, какие уже испытывала, так что одиннадцатым и последним будет якобы гонение от Антихриста.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Израиль упивался этим вином и ел эти ягоды со времен Иезавели и скорбь жестокая постигла его. Но, как мы говорили, великие пророки со времени Илии боролись против идолопоклонства, почти совершенно искоренили культ Ваала и подготовили народ к возврату к культу Единого. Несчастие страны довершило в сердцах народа возврат к Богу и истине. И те, которые пошли в плен, унесли Его в сердце своем, и те, которые оставались в стране примкнули к Пасхе Езекии. 12 . Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. 13 . Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. 14 . Вечер – и вот ужас! и прежде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разорителей наших. Последний 14-й стих в особенности ярко рисует гибель армии Сеннахерима, в одну ночь погибшей от Ангела Божия ( 4Цар. 19:35 ). Слова „наши грабители и разорители“ рисуют ярко деятельность Ассириян в Палестине. Но от частного пророчества перенесемся мыслию к всемирному пророчеству, столь величественно изображающему нашествие народа, когда он уподобляется стихийной силе, двигающейся почти бессознательно по известному направлению, как двигались в доисторические времена массы Ариев, и в исторические-Скифы перед падением Ниневии, и позже Готы, Гунны и всякие другие народы, которым приказал Бог идти. (См. выше XIII и ниже XXI о Мидянах). Но такой же бессознательной относительно силой были и Ассирияне и Вавилоняне и Персы и Греки и Римляне, исполнявшие Божии предопределения на земле. Как море, гонимое ветром, ревет и воздымает волны и грозит затопить сушу, так ревет и затопляет людская волна известную страну; но вот: Он повелел!... И вмиг утихают волны,-и рассееваются толпы в свою очередь гонимые страхом. „Вечер-вот ужас!... к утру нет его“! Ср. X, 13, XIV, с нашими примечаниями. К главам XVIII, XIX и XX В главе XVIII произносится пророчество об Ефиопии (земле Куш), в которой царствовала жреческая династия родом из Египта, и влияние которой простиралось на весь Египет, встречая только противодействие в Дельте, или нижнем Египте. Жреческая династия рушится, во-первых, потому, что ей нанесены были страшные удары Есархадоном в Египте 798 , во-вторых потому, что ее заменяет XXVI, Саитская династия, представитель которой Псамметих, своей женитьбой на принцессе наследнице жреческой династии, соединяет права завоевания Ассирии в Дельте с наследственными правами фараонов Египетских, правивших Египтом из земли Куш, т. е. Ефиопии 799 . Имя Псамметих Ефиопское и означает сын солнца 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

20 Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист. 21 . И да будет это для них уставом вечным. И кропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. 22 . И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера 192 . Глава XX. Прибытие сынов Израиля в пустыню Син; Смерть Мариамь; ропот вследствие недостатка воды. Моисей ударяет дважды жезлом в скалу и вода течет из нее. В Кадесе Моисей просит у Едома прохода через его земли; отказ Едома, смерть Аарона на горе Ор Мы говорили уже во вступлении, что отдел этот переносит нас в сороковой год после Исхода ( Чucл. XXXIII, 38 ), когда израильтяне подходят снова к границе обетованной земли. Об жизни вымиравшего поколения, как мы выше видели, не сообщается никаких сведений; самые законы данные во время продолжительного странствования, и которые записаны в отделе от главы XV, 1 до XIX, 22, имеют в виду не старое, а новое поколение, которому предназначено вступить в Палестину. (Ср. гл. XV, 2, XVIII, 12, 13, 27) (Закон о рыжей телице был вызван случаем эпидемии в пустыне, – но и он как нам известно по преданию (см. прим. 2-е гл. XIX), соблюдался и по вступлении в землю обетованную). Хотя это поколение не чуждо недостатков своих отцов, но его ропот не принимает никогда такого злобного и угрожающего характера, как предыдущие возмущения умерших в пустыне. Народ с радостью вступает в бой и одерживает победы (ниже XXI 23, 24); и между ним вспыхивает огонь поэзии; как то доказывает отрывок победной песни Израиля включенный в XXI главу (от 28–30 стиха), и которая вероятно в этой же поэтической форме была внесена «в книгу браней Господних» ( Чucл. XXI, 14 ). С главы XXI, 11 мы видим Израиля уже на равнинах Моавитских, т. е. с восточной стороны Иордана и Мертвого Моря, а из стихов 41–48 главы XXXIII по сравнению с стихом 4-м главы XXI, мы видим, что все события заключающиеся в главах XX и XXI, происходили во время движения народа от Кадеса на юг в обход гор Сеира, или Едома, до равнин Моавитских и далее до Иордана, откуда отправлены были войска еще далее в Галаад и Вассан на север. У подошвы гор Аварима или Фасги (сравни Второз. III, 17; XXXII, 49 и XXXIV, 1) мы находим стан Израилев и здесь же великий вождь его, после величественного прощального слова восходит на гору Нево, чтобы умереть перед лицом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. (Вт. XVIII 18, 19). В числе других пророчеств мы укажем также на исполнившееся над самою Палестиною проклятие, которое соделало из этой страны, обильно орошенной прежде водами и украшенной богатой растительностью, ту пустыню, которую она представляет ныне (Вт. XXVIII 23–24). Наконец, мы не можем не обратить здесь внимания на слова песни Моисея, которая проводит, что и язычники примкнут к церкви Божией: Веселитесь язычники с народом Его (Вт. XXXII, 43). Вот почему блаженный Иероним и мог сказать. Secunda lex et evangelicae legis praeparatio, говоря о Второзаконии, в котором в таинственной дали уже рисуется Образ Мессии и создание вселенской Церкви, призывающей к себе все народы земли. Во Второзаконии мы встретим много мест приуготовляющих уже будущее нравственное развитие, полнота которого достигается только в учении Христа Спасителя. Так Израилю проповедуется милосердие к Левиту и пришельцу, и сироте, и вдове (Вт. XIV, 29) и прощение долгов в седьмой год брату своему израильтянину (XV, 2), и предупреждается народ от скупости и корыстолюбия, закрывающего сердце дабы не помочь ближнему (XV, 9), и повелевается народу предлагать врагам своим мир и только тогда вступать в бой, когда мир будет отвергнут (Вт. XX, 10–12); и запрещается народу в неприятельской земле рубить и портить плодовые деревья (XX, 19) и опустошать окрестности. В своем месте мы остановимся на этих законах, здесь же мы только присовокупим, что книгой Второзакония торжественно заканчивается тот величественный памятник древности, не имеющий себе подобного, который называется Пятикнижием, и который Господь дал человеку, как путеводную нить в жизни его, доколе не воплотилось самое Слово Божие. Глава I. Моисей говорит народу и напоминает ему: обетования, избрание начальников и судей по коленам, посылку соглядатаев, ропот народа, приговор, произнесенный над старым поколением, и поражение при Хорме 1 . Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ибо царствуют с Ним те, которые исполняют, что говорит апостол: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. III:1-2). О таких же в другом месте он говорит: «Наше же жительство — на небесах» (Филип. III:20). Царствуют, наконец, с Ним те, которые так принадлежат к Его царству, что сами составляют царство Его. Но каким образом составляют царство Христово те, которые, чтобы не говорить о других, хотя и находятся в нем, пока в конце века не соберутся от него все соблазны, однако ищут в нем своего, а не того, что Христово?    Об этом воинствующем царстве, в котором еще идет борьба с врагом и сражение с пороками, а иногда повелевают и пороками смирившимися, пока не достигнут того полного мира царства, в котором будет царствование без врага, и об этом первом воскресении, которое совершается ныне, упомянутая выше книга говорит следующее. Сказав, что диявол связан на тысячу лет и потом освободится на короткое время, и вкратце упомянув вслед за тем, что в течение этих тысячи лет будет делать церковь или что будет в ней делаться, книга говорит: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Апок. XX:4). Эта речь не о последнем суде; нужно разуметь те престолы председателей и тех самых председателей, которыми Церковь управляется в настоящее время. Под данным же судом ничего лучшего нельзя разуметь, кроме сказанного: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. XVIII:18). Почему и апостол говорит: «Что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?» (I Кор. V:12). «И души, — продолжает, — обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие» (Апок. XX:4); подразумевается то, о чем она скажет после — о воцарении с Иисусом на тысячу лет; души разумеются мучеников, не получившие еще обратно своих тел. Ибо души благочестивых умерших не отделяются от Церкви, которая и в настоящее время представляет собой царствие Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями» — Лк. XXII, 52—53. 265 «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» — Лк. XXIII, 28. 266 «Какое еще нужно нам свидетельство?» — Лк. XXII, 71. 267 Сцена отречения Петра — Лк. XX, 60—62. 268 «Не ведают, что творят» — Лк. XXIII, 34. 269 «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» — Лк. XXII, 43. 270 Он дал Своей матери нового сына — перед казнью Иисус сказал Марии, указывая на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой» (Ин. XIX, 26). 271 Мудрость мира его обратилась в безумие — Кор. I, 20. 272 Лифостротон — каменный помост перед домом римского наместника в Иерусалиме (Ин. XIX, 13), место судилища над Христом. 273 «Умыть руки» — в переносном смысле снять с себя ответственность; восходит к библейской легенде: Понтий Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, но народ потребовал казни. Умыв руки, Пилат переложил ответственность за смерть Христа на иудеев и выдал Его на распятие (Мф. XVIII, 24). 274 Бог на небе и все хорошо — цитата из поэмы Р. Браунинга «Пиппа проходит». 275 Душа язычества требовала, чтобы один Человек умер за народ. — По обычаю, на праздник Пасхи отпускали одного узника. Пилат предложил отпустить Христа, но народ предпочел разбойника Варавву (Мф. XXVI, 26). 276 Саддукеи — религиозная группировка в Иудее II в. до н. э. — I в. н. э., высшее жречество, «мудрецы». 277 Бог оставил Бога — на кресте Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. XXVII, 46). 278 Извещая о чьей-либо смерти, римляне говорили: «он отжил». 279 Господь-Садовник гулял по саду — Мария Магдалина, не узнав воскресшего Христа, обратилась к нему как к садовнику (Ин. XX, 15). Ср. также — Бт. III, 8. 280 Симона, первого из апостолов, Христос нарек Петром (по-гречески — «камень»), сказав: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. XVI, 18). Святому Петру поручены ключи от врат рая. Говоря, что Петр более похож на трость, чем на камень, Честертон намекает на его отречение. 281 Эбиониты — христианская секта I—II вв., требовавшая перед крещением вступления в «закон Моисеев» через обрезание и соблюдения, наряду с христианскими, и иудаистских обрядов. 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

326 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жены его сердце его ( 3Цар.11:1–3 ). 329 Об историческом значении этого договора свидетельствует хотя бы тот факт, что его копия хранится в настоящее время в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке как символ стремления разных народов к развитию плодотворного мирного сотрудничества. 332 В научной литературе (особенно в XIX в.) также встречается параллельный ему термин «арийцы», однако в XX столетии он был политически скомпрометирован использованием в качестве символа нацистской идеологемы Третьего рейха и потому сегодня в научной литературе почти полностью вытеснен синонимами – «арии», «индоевропейцы». 334 По другому варианту периодизации: Древнее царство (XVIII–XVI вв. до н. э.); Среднее царство (XV в. до н. э.); Новое царство (XIV–XIII вв. до н. э.). 335 Подробнее о «народах моря» см. в гл. XIV. Религия и культура Восточного Средиземноморья и в гл. XV. Религия и культура Эгейского мира в III–II тысячелетиях до н. э. Крито-микенская цивилизация. 336 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 33. (Пер. прот. О.К.) 337 Анхесенпаатон (Анхесенамун) – третья дочь фараона Эхнатона. Вышла замуж за своего брата Тутанхамона, который скончался в юном возрасте. 340 Bryce Trevor R. The World of the Neo-Hittite Kingdoms. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 13. (Пер. прот. О.К.) 341 В связи с этим уместно отметить некоторую условность научного термина «хетты» применительно к индоевропейским народам-завоевателям. Термин необходим для того, чтобы отличать культуру пришедшего в Анатолию индоевропейского народа от культуры хаттов – исконного населения Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

41–50). Для окончательного убеждения недовольных в том, что Аарон с своим потомством избран во священство самим Богом, Господь совершил великое чудо: жезл Ааронов, положенный во святое святых вместе с другими двенадцатью жезлами начальников от всех других колен, в одну ночь «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (гл. XVII). В тоже время Господь подтвердил Аарону, чтобы он с своими сыновьями строго исполняли свои обязанности и не допускали небрежности и неисправности при священнодействиях, а также не допускали ко святилищу и жертвеннику прочих левитов и посторонних, чтобы «не умереть и им, и вам», – сказал Господь: подтвердил Господь также права священников на известные части от жертвенных приношений, на все приносимое к жертвернику и на все заклятое, и права левитов на десятину от всех прибытков Израильтяне, (гл. XVIII). Наконец для очищения от трупного осквернения, чему подверглись очень многие, почти все взрослые Израильтяне, в это страшное время, когда 14.700 человек были мгновенно поражены от Бога, Господь дал «устав закона» о жертве рыжей телицы, пепел которой должен служить к приготовлению очистительной воды (гл. XIX). в) Путешествие от Чермного моря до стана у горы Фасги в земле Моавитской (гл. XX и XXI). – Печальное тридцати-осьми-летнее скитание Евреев вокруг гор Сеирских и пребывание у Чермного моря, куда повелел Господь идти из Кадес-Варни, Моисей проходит молчанием (см. Вт.2:1–3 и Чис.33:36 ). В начале уже сорокового года странствования Евреи пришли в пустыню Син, которая на юге Ханаана и составляет часть пустыни Фаран, и остановились, опять у Кадеса. Здесь умерла Мариам. Здесь же по случаю недостатка воды Израильтяне старого поколения опять роптали на Моисея и Аарона, вспоминая нераскаянно страшные события первого стояния у Кадеса: «о! если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Бог повелел Моисею и Аарону известь воду из скалы при торжественном собрании народа. Но при совершении этого чуда согрешили и святые братья, постоянно смущаемые и раздражаемые упорным во зле и неблагодарным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

XVII. Видишь, что купец товар свой везет или пересылает с чужой стороны в отечество свое и дом свой. Этот случай учит тебя «не собирать себе сокровищ на земле», в мире этом, где странствуешь, «где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», но пересылать сокровище свое в отечество небесное, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19-20). Итак, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Куда будешь сокровище свое пересылать, туда и дух твой, мысль твоя, желание твое, старание и попечение твое всегда клониться и стремиться будет. Сокровище же христианское, которое в отечество небесное пересылается, — добродетели христианские: вера, любовь, терпение, кротость, целомудрие, милосердие и прочее. XVIII. Когда находишься в чужой стране или в дороге, опасаешься всяких напастей от злых людей. Этот случай подает такое рассуждение, что также или намного больше должны мы, идущие по пути мира сего, опасаться козней дьявольских, которые, как разбойники на путешествующих, а тем более обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают. К этой осторожности и старанию увещевает нас Петр, святой апостол Христов: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Петр 5:8-9). XIX. Видишь птицу сидящую, и по сторонам осматривающуюся, и опасающуюся, как бы ее кто не поймал или не подстрелил. Этот пример учит тебя тоже подобным образом осматриваться в мире сем, опасаясь сетей дьявольских и стрел его. Стрелы же этого врага нашего: гордость, зависть, сребролюбие, лихоимство, злоба, нечистота и прочее. Эти стрелы мечет он в нас и уязвляет неосторожных. XX. Видишь корабль, на море волнующийся и бедствующий. От этого разумей, что так и жизнь наша в море мира сего бедствует и многоразличными напастями, как волнами, обуревается. А этим научишься часто и усердно молиться и воздыхать к премудрому Управителю Христу, чтобы не дал твоему кораблику в волнах бедствий утонуть, но наставил бы, как достичь тихого и безопасного пристанища вечной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010