Широкий восьмерик красноярского собора завершался главой на восьмигранном барабане, грани которого были прорезаны узкими вертикальными проемами. Судя по фотоснимкам здания рубежа XIX-XX вв., ребра барабана храмовой главы были обработаны едва намеченными вертикальными волютами, поддерживавшими профилированный карниз барабана. В последней четверти XVIII века выразительные по пластике вертикальные волюты подглавных барабанов получили широкое распространение и стали характерным признаком произведений церковной архитектуры Центральной Сибири. Ребра восьмигранной шеи храмовой главы были оформлены узкими огибающими лопатками, с профилированными «капителями» упрощенной формы. Судя по рисункам А.Е. Мартынова начала XIX века, изображающим речную панораму Красноярска, первоначально высокая трехъярусная (восьмигранная в верхних ярусах) колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. Несмотря на весьма обобщенный характер, изображение Воскресенского собора дает возможность в целом представить первоначальные формы колокольни здания. На низкий четвериковый ярус колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с ярусом слухов. Как показывают фотоснимки здания рубежа XIX-XX вв. ребра восьмигранного столпа колокольни были обработаны огибающими лопатками. Видимый на этих фотоснимках, на стенах второго яруса колокольни пояс мелких ширинок имел позднее происхождение (был выполнен в процессе реконструкции здания в середине 50-х годов XIX в.). Представляется, что архитектурные формы колокольни Воскресенского собора были близки формам колоколен ряда более ранних каменных церквей Енисейска: Христорождественской церкви (1755-1758 гг., колокольня – 60-е гг. XVIII в.) девичьего монастыря, Спасского собора (1735-1756 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в., возможно первоначально имела шатровое завершение) мужского монастыря и Преображенской церкви (1747-1760 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в.) на Торгу. Пропорциональный строй колокольни Воскресенского собора с вертикально вытянутым восьмигранным ярусом, по нашему мнению, обнаруживал наибольшее сходство с колокольней енисейского Спасского собора, в свою очередь восходившей к далматовским образцам (колокольня Успенского далматовского монастыря). Таким образом, использование зодчими красноярского собора формы колокольни с шатровым завершением целиком лежало в русле архитектурной традиции, складывавшейся в 60-х годах XVIII века на территории Центральной Сибири, в отличие, например, от Западной Сибири, где шатровые колокольни исчезли из практики каменного строительства еще в 40-х годах XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=23533

единиц хранения. БАН - одна из крупнейших б-к мира. Исторически сложилась как централизованная система: в наст. время включает Центральную б-ку (БАН) и 43 специальные научные б-ки при ин-тах РАН (на правах ее отделов и секторов). БАН - член Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), сотрудничает с ЮНЕСКО и др. международными орг-циями, крупнейшими б-ками, информационными и реставрационными центрами мира. В результате пожара в февр. 1988 г. было уничтожено ок. 300 тыс. изданий, хранившихся в БАН, подмокли ок. 3 млн. экземпляров (пострадали иностранный, рус., газетный, справочный фонды). Значительная часть утраченных фондов восстановлена. БАН имеет 47 читальных залов на более чем 1100 мест, ежегодно обслуживает свыше 1,9 млн. чел. Среди редких собраний - рукописные книги V-XX вв., западноевроп. и рус. печатные книги, картографические материалы XV-XX вв. Особую ценность представляют рукописные фонды, хранящие среди прочего т. н. Финляндские отрывки XII-XV вв., списки рус. летописей (старейшие - XV в.: Ипатьевская и Радзивиловская), 3 тома Лицевого летописного свода сер. XVI в., «Пустозерский сборник» с автографами протопопа Аввакума , инока Епифания и диак. Фёдора Иванова , греч. рукописи V-XX вв.; западноевроп. рукописи X-XX вв.; рукописные карты XVIII в., масонские рукописи XIX в. Из кириллических печатных изданий нужно отметить тома «Библии русской» Ф. Скорины , издания серб. типографов XVI в. отца и сына Вуковичей , Апостол (издания 1564 и 1572) и Острожскую Библию Ивана Фёдорова , Устав О. Радишевского . В БАН хорошо представлены работы московских печатников XVI-XVII вв., а также книги церковной печати XVIII в.; имеются издания старообрядческих типографий Тушки и Белой Криницы. Среди печатной продукции петровского времени особую редкость представляет номер газеты «Ведомости», сообщающий о Полтавской победе (1709); гравированные издания «Книга Марсова» и «Куншты садов». Книги XVIII - 1-й четв. XIX в. представлены наиболее полно. Уникальными являются подносной экземпляр «Коронации императрицы Елизаветы Петровны» с раскрашенными от руки гравюрами, первый печатный каталог Академической б-ки и т.

http://pravenc.ru/text/63754.html

Вариант 11 появляется со второй половины XV в.– вероятно, заключительная стадия развития в оформлении горшков варианта 5. Отмечен в слоях, датированных второй половиной XV– началом XVI вв. (раскопки в Пафнутьев-Боровском монастыре). Тип 5 . Керамика изготовлена из тонкого теста с мелким песком (реже без видимых примесей). Обжиг, как правило, полный (излом одноцветный светлый). Орнамент по плечику сосуда в основном тычковый. Форма профиля представлена вариантом 12: венчик с валиком на внутренней стороне, край отогнут. Подобная форма – результат развития горшков с венчиками варианта 9. Датировка – XVII–XVIII вв. Тип 6. По технологическим особенностям (состав масс, формовка, обжиг, орнаментация) керамика XIX– начала XX вв. практически неотличима от посуды XVIII в. Большее значение приобретает поливная посуда. По форме венчика – вариант 13. Горшки типов 5, 6 широко представлены в культурных слоях Калуги (в том числе и в материалах из раскопок старообрядческого кладбища XVIII–XIX вв.), Боровска, современных деревень верхнеокского региона. Горшки с венчиками варианта 14 по технологическим особенностям относятся к различным типам. Этот вариант отмечен среди находок в слоях XII–XVI вв. Однако такие горшки встречаются в очень незначительном количестве: культурный слой г. Козельска – 1 %, культурный слой Пафнутьев-Боровского монастыря – 1,5 %, городище Серенек – 1 %, городище Спас-Городок – около 1 %, городище Воротынск – около 1 %. В процессе археологических работ собраны фрагменты чернолощеной керамики (кувшины, миски, кубышки, горшки). По способу лощения (сплошное небрежное и лощеный орнамент) эту посуду возможно датировать концом XVI– первой половиной XVIII вв. На днищах сосудов зафиксированы отпечатки: 1) дресвы, 2) песка крупной размерности (более 1 мм), 3) песка средней размерности (0,5–1 мм), 4) песка мелкой размерности (менее 0,5 мм), 5) выгоревшей органики, вероятно, золы. Наряду с отпечатками и прилипшими зернами на части днищ отмечены следы среза. Подавляющее большинство фрагментов днищ со следами подсыпок песка средней и мелкой размерности. Девять фрагментов днищ имеют отпечатки клейм различных очертаний (обнаружены только в раскопках 1997 г., рис. 2). Зернистость подсыпок менялась от крупных (дресва, крупный песок) к мелким (мелкоразмерный песок, зола). Мелкие подсыпки сменило непосредственное закрепление заготовки на гончарном круге. На ранних стадиях производства круговой керамики, базировавшихся на ожелезненных глинах, применялись исключительно крупноразмерные подсыпки. Переход к использованию глин с меньшим содержанием соединений железа и мелкими добавками повлек за собой и изменение размерности подсыпки: дресву и крупный песок вытеснил песок среднего размера, который затем был заменен мелкими подсыпками. Следы среза отмечены на посуде позднего времени (появление – в XV–XVI вв., широкое распространение – в XVIII–XX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алпатов С. В. «Ведомость из Ада»: Судьбы европейской сатиры в отечественных религиозных субкультурах XVIII–XX веков Известная рукописная сатира «Ведомость из ада» (варианты заглавий «Газета из ада», «Газета с того света», «Адские газеты»), введенная в научный оборот А. Н. устойчиво ассоциировалась у исследователей XIX – начала XX в. со старообрядческой Вместе с тем ряд публикаций 1870–1900-х гг., рассеянных по специальным и популярным периодическим изданиям, указывают на широкое распространение списков сатиры среди солдат, мещан и крестьян канонической вероисповедальной Однако мнение о «раскольничьем» происхождении сатиры было настолько прочным, что А. Гациский, публикуя в 1886 г. 2 нижегородских списка («городской», полученный от букиниста Д. Л. Дивеева, и «уездный», присланный сельским учителем Ф. И. поддерживает расхожую версию об иргизских корнях (вопреки отмеченному им факту, что «в среде нижегородского люда полагали, будто «Адская газета» сочинена в Сомнения в исключительно старообрядческом генезисе «Ведомости из ада», возраставшие по мере накопления свидетельств о бытовании текста в других религиозных субкультурах, получили дополнительную аргументацию в работах филологов середины XX в., указывавших на нетрадиционную для старообрядческой книжности поэтическую форму («форма сатиры – ритмическая проза – сближает ее с лубочной и рукописной литературой второй половины XVIII а также на разночтения содержательного характера (« судя по тому, что во главе грешников всюду ставятся здесь представители духовенства, можно было предположить, что сатира возникла среди старообрядцев, однако в ряде списков среди грешников находятся и Во 2-й половине XX – начале XXI в. были введены в научный оборот и систематизированы полевые находки списков и фиксации устных вариантов «Ведомостей из ада», принадлежавших как старообрядческой, так и иным религиозным субкультурам Вместе с тем ряд ранее указанных и новонайденных архивных источников нуждается в дальнейшем изучении и публикации.

http://sedmitza.ru/lib/text/4682862/

В России Г. зародилась позже, чем в Зап. Европе. Централизация рус. гос-ва стимулировала формирование его символики в кон. XV в. (двуглавый орел был заимствован из герба Свящ. Римской империи как визуальная демонстрация претензий на имп. статус), во 2-й пол. XVI в. появились территориальные символы. Полноценные гербы возникли в кон. XVII - нач. XVIII в. под влиянием зап. (преимущественно польск.) культуры. Для развития территориальной Г. большое значение имели военные реформы имп. Петра I (от каждого полка требовалось иметь знамя с гербом того города, где он расквартирован) и реформы местного самоуправления в кон. XVIII в., «Жалованная грамота городам» 1785 г. предписывала каждому городу иметь герб. Большинство городских гербов (более 500) появилось в 70-90-х гг. XVIII в. Частные гербы появились в России в кон. XVII в., в XVIII в. они либо составлялись дворянами самостоятельно для использования в быту (чаще всего для размещения на печатях), либо разрабатывались в специальном учреждении - Герольдмейстерской конторе (создана в 1722, с 1800 - Герольдия, в 1857 учреждено Гербовое отделение Департамента герольдии сената) и выдавались в жалованных грамотах на дворянство или титулы. В 1797-1917 гг. частные гербы кодифицировались в офиц. «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (более 3100 гербов, 20 частей, из к-рых первые 10 изданы: СПб., Герб Пермской губ. Герб Пермской губ. Гербоведение зародилось в России во 2-й трети XVIII в. под влиянием зарубежного практического и научного опыта. Научный статус дисциплины признан в сер. XIX в. преимущественно в рамках археологии. Существенную роль в ее развитии сыграл труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1854; 18552; М., 19903), в к-ром излагалась археологическая концепция Г., основывавшаяся на признании самобытности и древности рус. гербов, а также на неоправданных попытках установить их связь с изображениями на древнерус. монетах и печатях. В нач. XX в. были выдвинуты культурологическая концепция Г., рассматривавшая герб как часть истории культуры (Ю. В. Арсеньев), и источниковедческая концепция Г. (В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий), в рамках к-рой разрабатывались методы изучения гербов как источников и гербовая экспертиза. Началось преподавание Г. в археологических ин-тах Москвы (Арсеньев, с 1907) и С.-Петербурга (Лукомский, с 1913). В 1913-1914 гг. в С.-Петербурге издавался ж. «Гербовед», посвященный преимущественно родовой Г. (переизд.: Гербовед, 1913-1914. М., 2003). Были кодифицированы рус. территориальные гербы (П. П. фон Винклер), опубликованы ценные источники (в т. ч. рисунки Титулярника 1672 г., Гербовник А. Т. Князева 1785 г., гербы лейб-кампанцев, «Малороссийский гербовник», составленный Лукомским и В. Л. Модзалевским, и др.); началось систематическое использование архивных материалов. В нач. XX в. Г. окончательно сформировалась в России как отрасль научного знания.

http://pravenc.ru/text/164529.html

Серебряными и золотыми пластинами оковывали патриаршие деревянные посохи, символы власти. В нояб. 1627 г. такой О. на посох патриарха Филарета (Романова) изготавливали патриаршие жалованные мастера В. и И. Васильевы; в окт. 1630 г. мастер В. Васильев оковывал серебром детали нового патриаршего посоха, из пальмового дерева, включавшего золоченый верх с крестом, 4 яблока, 9 трубок и наконечник ( Троицкий. 1914. С. 40-41). О. XVIII - нач. XX в. На серебряных О. рус. икон Нового времени, как правило, отпечатаны клейма: города, пробирного мастера, владельца ювелирной мастерской, фабрики или торгового дома, а также - именник (личное клеймо) мастера, позволяющие точно датировать эти произведения и, кроме того, связать их с определенным художественным центром, мастерской. На О. в XVIII-XIX вв. делали надписи. Начиная с XVIII в. на иконах перестали делать ковчег, поэтому изменилась форма О., нарушилась его структура. С этого времени О. изготавливали из больших тонких серебряных пластин прямоугольной формы с накладными венцами и с просечными открытыми участками для иконописных ликов и рук. Слитки металла прокатывали в тонкие серебряные и золотые пластины на механических вальцах, что позволяло получить листы для цельнометаллических О. на храмовые иконы, напрестольные Евангелия и др. В XVIII - нач. XX в. наряду с ручными приемами широко применялись технологические операции, связанные с машинным производством: штамповка, вальцевание, гальванопластика, гильоширование и др. О. 1-й пол. XVIII в., как правило, декорированы растительным орнаментом, характерным для произведений предыдущего столетия, в сочетании с барочными мотивами - чеканными связками плодов, травами, ягодами и цветами. Часто отсутствует четкая граница между полями и светом иконы, а размеры металлических венцов не совпадают с размерами и формой иконописных нимбов. На серебряных О. икон 1-й трети XIX в. в стиле русского классицизма находят отражение эстетические идеалы античной классики. Поля, венцы и свет украшали чеканным или гравированным растительным орнаментом.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

При строительных работах был обнаружен клад серебряных монет XV-XVI вв. Москвы, Твери, Новгорода и Пскова (831 экз.). К той же зоне относятся остатки Георгиевского монастыря при дороге на Дмитров, где обширные раскопки к северу от собора (разрушен в 30-х гг. XX в.) не показали, что территория была освоена в XV - нач. XVI в. (что ожидалось на основании документов), был обнаружен только некрополь XVII в. и остатки церкви XVIII в. (при строительстве на месте собора в 50-х гг. XX в. Гиршберг собрал прекрасную коллекцию надгробий того же времени, не ранее XVI в.). Далее к востоку вдоль р. Неглинной охранные раскопки велись вокруг зданий Большого театра, где открыты разрозненные находки разных эпох и остатки церковного кладбища XVII-XVIII вв. на ул. Петровке (перед ЦУМом). Удаленные от р. Неглинной участки Белого города, менее заселенные в древности, изучены хуже, но стационарные раскопки во дворах Тверского бульвара (1995) позволили изучить характер почв на разных этапах освоения, дали сведения о палеорельефе и планировке внутри кварталов. К этим данным об археологии Белого города тесно примыкают сведения о соседних со стеной участках: разрушенном Страстном мон-ре (археологические данные скудны) и начале ул. Арбат, где в ходе больших работ 90-х гг. XX в. был отмечен мощный (до 7 м) слой Стрелецкой слободы XVI-XVIII вв. Земляной город На мысу при впадении в р. Москву р. Яузы, на левом берегу, у ц. вмч. Никиты, выдающиеся знатоки Москвы (Забелин и др.) предполагали нахождение одного из возможных мест легендарного поселения - с. Кучкова. Но при строительстве высотного здания на Котельнической наб. эта гипотеза не подтвердилась: заселение участка восходит к XV в., хотя отдельные находки XII-XIV вв. здесь были обнаружены. Производственные комплексы Гончарной слободы, изучение к-рой начал А. В. Филиппов и продолжил Рабинович, после многолетнего перерыва вновь дали образцы горнов для обжига керамики и исключительно яркие примеры продукции (поливные плиты с рельефными изображениями фантастических существ). Раскопки на границе Гончарной слободы с Земляным городом (1993-1994) точнее обрисовали планировку района в конце средневековья. В 90-х гг. XX в.- 10-х гг. XXI в. открылись перспективы исследований Замоскворечья, до кон. ХХ в. практически не затронутого археологами. Здесь получены новые данные по церковной археологии, особенно в зоне Воскресенской ц. в Кадашах и ц. Черниговских чудотворцев, сведения о быте военных и ремесленных слободских улиц XVI-XVII вв. (районы Б. Ордынки, Казачьих, Толмачёвских и Кадашевских переулков), на прибрежной полосе Софийской наб. собрано большое количество великокняжеских свинцовых пломб кон. XIV в. и сделаны др. важные находки. Средневековые пригороды М. Прорись надгробной плиты Каспара Эльферфельдта. 70-е гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

I. Традиция преподавания классических языков до 1917 г. 1. Древние языки в XVIII в. Одной из самых сильных сторон духовного образования новоустроенной Академии стала его трехчастная иерархическая схема, согласно которой учащиеся должны были сначала изучить филологические дисциплины, затем философские и лишь на третьем, самом высшем, уровне заняться изучением богословия 5 . Данная схема достаточно ясно была прописана уже в Духовном регламенте Петра I 6 . Филологическая подготовка включала в себя систематические занятия грамматикой, пиитикой и риторикой, в результате чего ученики могли не только читать оригинальные тексты, но и самостоятельно составлять их для публичного произнесения. Грамматика уже в младших классах приводила учащихся к чтению серьезных авторов эпохи золотого века латинской литературы; «пиитика» научала их восприятию наиболее сложного поэтического текста; а риторика приобщала традиции античного образования: во второй половине XVIII в. на уроках риторики ученики читали Цицерона, Лактанция и блж. Иеронима , а также речи митрополита Платона (Левшина) и М. В. Ломоносова 7 . В результате в последнем богословском классе они способны были заниматься изучением Священного Писания , творений отцов и постановлений Соборов по греческому подлиннику или, по крайней мере, по их латинскому переводу. Весь XVIII и начало XIX в. – это время доминирования в школьном обиходе латинского языка, грамматику которого успевали преподать уже в духовных училищах. Впоследствии знание латыни еще отшлифовывалось за счет постоянного слушания лекций на латинском языке и общения. Однако и преподавание греческого языка во второй половине XVIII в. трудами, прежде всего, митрополита Платона было существенно улучшено 8 . В конце XVIII в. греческий язык становится отдельной дисциплиной, занимающей полноценное место в учебном плане 9 . Еще в 1778 г. по Именному указу в семинариях было усилено преподавание греческого языка и принято «за правило – через три года замещать вакантные места на церковной службе преимущественно знающими этот язык» 10 . В 1784 г. Св. Синод повелел углубленно изучать в академиях и семинариях греческий язык, сразу же оказавшийся в привилегированном положении: «Из числа языков греческий предпочтительнее другим в оных преподаваем быть долженствует...» – и предоставил особые права «знатокам оного» 11 . С 1798 г. по определению Св. Синода этот язык стал обязательным для всех студентов академий 12 . 2. Базовые курсы древних языков в училищах и семинариях по реформам духовного образования XIX в. – начала XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Синтезом синхронических и диахронических исследований И. должна была стать «История русского языка», где ученый предполагал нарисовать картину развития рус. языка от времени распада праслав. единства до XX в. И. подверг критике сложившуюся в рус. языкознании традицию разграничения 2 историко-лингвистических дисциплин - исторической грамматики, изучающей развитие живой рус. речи в ее диалектном многообразии, и истории рус. лит. языка, объектом к-рой является нормализованный язык. И. утверждал необходимость создания обобщающего исследования, к-рое всесторонне осветит историю рус. языка. Ученый предложил собственную периодизацию, выделив 3 основных этапа развития рус. языка: общевосточнославянский (до кон. XIV в.), среднерусский (XV-XVII вв.) и новорусский (с XVIII в.). И. призывал отказаться от термина «древнерусский», которым традиционно обозначался период XI-XVII вв. «Geschichte der russischen Sprache» (История русского языка) (Hdlb., 1980-1983. 2 t.) должна была выйти в 2 томах. 1-й том был подготовлен автором; из 2-го тома написаны главы 13-17, глава 18 - о языке XVIII в.- осталась неоконченной. Оба тома были изданы после смерти И. Результаты работы И. над обобщающей историей рус. языка были также представлены в его статьях 60-70-х гг. ХХ в., посвященных как общеметодологической проблематике, так и отдельным языковым явлениям. Эти статьи во многом полемически заострены. И. настаивал на необходимости пересмотреть сложившиеся взгляды на характер взаимного влияния русского и церковнослав. языков в разные эпохи, на историю рус. языка, ее периодизацию, методы ее исследования (Какова специфика литературного двуязычия в истории славянских народов?//ВЯ. 1958. 3. С. 42-45; К вопросу о периодизации истории русского языка//Вопросы теории и истории языка: Сб. в честь проф. Б. А. Ларина. Л., 1963. С. 149-158; Два пособия по исторической грамматике русского языка//ВЯ. 1965. 4. С. 129-130; Mythen und Tatsachen über die Entstehung der russischen Literatursprache. W., 1975). Согласно И., рус. лит. язык появился в кон. XVIII - нач. XIX в., до этого времени в качестве письменного языка функционировал церковнославянский. Церковнослав. языку ученый отказывал в статусе литературного, считая, что термин «литературный язык» не может быть применим ни к одному из типов письменного языка в России до XVIII в. Языковую ситуацию в России в XI-XVII вв. И. определял как ситуацию двуязычия или диглоссии (эти термины в его работах употребляются как синонимы), т. е. сосуществования 2 языков - русского (разговорного) и церковнославянского (письменного). В петровское время двуязычие было прервано, и со 2-й пол. XVIII в. на основе синтеза русской разговорной и церковнославянской книжной традиций в дворянской среде по моделям франц. языка формировалась норма рус. лит. языка (Vorgeschichte und Entstehung der modernen russischen Literatursprache//ZSP. 1974. Bd. 37. N 2. S. 235-274).

http://pravenc.ru/text/674866.html

Особняк Саввы Морозова в Москве признают памятником культурного наследия 20 февраля, 2014. Новостная служба Статус памятника будет присвоен строениям, возведенным в XVIII-XIX веках, а также в начале XX века 20 февраля, ПРАВМИР. Статус памятника будет присвоен строениям, возведенным в XVIII-XIX веках, а также в начале XX века, сообщает ИТАР-ТАСС.  Московские власти приняли решение о присвоении статуса памятника еще десяти историческим зданиям в Центральном административном округе. Как сообщил руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, речь идет о строениях, возведенных в XVIII-XIX веках, а также в начале XX века. «Эти здания будут включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения», — сказал Кибовский. По его словам, в частности, объектами культурного наследия регионального значения станут корпус Института инвалидов, ансамбль Миусского трамвайного депо, Московское промышленное училище в память 25-летия царствования Александра II, особняк Саввы Морозова и главный дом городской усадьбы купцов Сушкиных. Кроме того, в единый государственный реестр объектов культурного наследия будут включены главный дом городской усадьбы Чернышовых, доходный дом Ф. С. Рахманова, главный дом городской усадьбы Кононовых, хирургическая лечебница и доходный дом доктора медицины С. М. Руднева и доходный дом А. Р. Ледницкого. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июля, 2019 23 октября, 2018 12 сентября, 2018 15 марта, 2016 25 апреля, 2014 10 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/osobnyak-savvy-morozov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010