Замечательно, что и свидетельство о Крестителе (XVIII. 5. 2. §§ 116–119. Niese IV. 161–162) занимает у Иосифа только 18 строк. Как бы то ни было, но такая краткость свидетельства Иосифа о Христе и христианах, уже имевших всемирную известность и распространявшихся по всем концам мира в то время, когда Иосиф кончал свою Археологию (13-й год царствования Домициана и 56-й год от рождения Иосифа=93–94 Хр. Antiq. XX. 12. §§ 267 – 268 Niese IV. 320), вызывает невольное недоумение. Оно усиливается полным отсутствием у Иосифа речи о христианах там, где она естественно ожидается и требуется, т. е. в сообщениях о сектах иудейских – фарисеях, саддукеях и ессеях, особенно в Antiq. XIII. 5. 9–10. 6. XVIII. 1. 2–6; Bell. II. 8. 2–14; Vita 2 и др. Молчание это тем удивительнее, что наш историк находит нужным упоминать даже о таких, сравнительно менее значительных, явлениях, как Матфий (Antiq. XVII. 6. 2 sq. Bell. 1, 23. 3 sq.), Иуда Галилеянин (Antiq. XVIII. 1. 6 Bell. II. 8. 1 др.), Февда (Antiq. XX. 5. 1) и под. Ссылки на антимессианские воззрения историка, его политиканство пред Римом и под. конечно не могут иметь серьезного значения и ничего не объясняют. В ответ на это недоумение можем поставить другой вопрос: почему Новый Завет и раввинская литература, зная фарисеев и саддукеев, ничего не говорят о столь известной и пользовавшейся всеобщим уважением секте ессеев, кои не только жили около Мертвого Моря, но и постоянно путешествовали по Палестине, имея себе повсюду пристанище у своих 4 единомышленников? Из соединения этих двух вопросов можно получить вероятный ответ на поставленное недоумение. По учению, жизни и влиянию ессеи описываются у Иосифа и Филона весьма сходными с христианством чертами и потому весьма раннее соединение их с христианами является делом совершенно естественным. Таким образом для новозаветных писателей они были уже христианами, и иудейско-раввинская литература не отличает их от назареев и минимов. Напротив, Иосиф Флавий, среди постоянного политиканства и интриг, как видно, мало следивший за движением новой веры, легко мог смешивать христиан с ессеями и считать их одною сектою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Таким образом, во второй половине XVII века в России было положено начало сложному и противоречивому взаимодействию богослужебного пения и музыкального искусства, чем было обусловлено появление церковной музыки. Эта новая историческая ипостась «богословия в звуках», на наш взгляд в той или иной степени связана с феноменом авторского соединения относительной субъективностью музыкального прочтения канонических текстов композиторами, отходом от принципов монодийности и упорядоченности мелодической структуры, а также привнесением в вокально-хоровое звучание стиля инструментальной музыки. Примеры – авторские сочинения второй половины композиторов XVII – начала XVIII веков Н. Дилецкого, В. Титова, итальянских композиторов, работавших в России во второй половине XVIII века – Б. Галуппи, Д. Сарти и их учеников – М. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, С. Давыдова и др., а также сочинения композиторов последующих эпох. В подобных сочинениях музыкальная сторона нередко становится самодовлеющей, и таким образом пение теряет непосредственную связь с богослужением, в известной степени становясь его репертурно-концертным сопровождением или иллюстрацией. В этом смысле очень характерно высказывание одного из апологетов многоголосного пения рубежа XIX–XX веков прот. Сергия Протопопова о том, что современный песнотворец (!), в отличие от византийцев вправе только музыкально иллюстрировать (выделено мной – А. К.) текст (124). Таким образом, церковная музыка все более сближается с внехрамовым искусством. Наряду с упомянутым термином «церковная музыка», нередко используется также и понятие «духовная музыка». В определенном плане их можно считать синонимами. Однако на рубеже XX–XXI веков словосочетание «духовная музыка» используется как в узко специфическом, так и в самом широком смысле как «музыка отмеченная влиянием Духа Святаго» (Г. Свиридов). Если к церковной музыке в большинстве случаев относятся сочинения исключительно храмового предназначения, то к духовной музыке наряду с предназначаемыми для исполнения за богослужением можно отнести сочинения, хотя и написанные на богослужебный текст, но в плане музыкальной стилистики довольно далеко отстоящие от церковно певческих традиций (наиболее яркий пример – Литургия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К такой партии, по жизни, характеру и воззрениям принадлежали тогдашние влиятельнейшие члены синедриона, судившего Христа, в частности оба архиерея: экс-архиерей Анна и действительный архиерей, его зять, Каиафа. Архиерейство того времени находилось в полновластном распоряжении римских наместников Сирии. Первую роль тут играли деньги и политические интриги. Сместив Иоазара, под предлогом, что он не поладил с народом, римский наместник Квириний назначил на его место Анана или, как в евангелиях, Анну сына Сефа (Иос. Древн. XVIII, 2. 1). Продолжительное сравнительно (14 лет) архиерейство Анана в такое смутное время, при четырех быстро сменявшихся римских наместниках, уже дает нам видеть в нем незаурядного дельца и ловкого политика. Иосиф Флавий называет его «счастливейшим, ибо у него было пять сыновей, которые все стали архиереями после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место, – каковое счастье не выпадало на долю ни одного первосвященника» (XX. 9, 1). Только с переменой императора Анан был смещен новым наместником Сергием Валерием Гратом, очевидно по политической только традиции – для нового кесаря назначать новых слуг. Но с отставкой Анан не потерял своего влияния, так как его преемник Измаил, сын Фаби, пробыл архиереем очень недолгое время и на его место тем же Гратом был назначен сын Анана Елеазар, проархиерействовавший один только год (ок. 16 г. до Р.), вероятно по своей неспособности. Но и его преемник Симон сын Камифа продержался тоже один только год и был смещен, очевидно по интригам того же Анана, его зятем Каиафою (XVIII, 2, 2), при коем на место Валерия Грата прокуратором Сирии был назначен Понтий Пилат (ср. Евс. Ц. И. 1, 10). Вероятно в угоду народу, не любившему Каиафу, Вителлий сместил его, но на его место все-таки назначил (ок. 36 по Р.) второго сына Ананова Ионафа (XVIII. 4, 3), потом умерщвленного Феликсом при посредстве наемных убийц–сикариев (разбойников и хулиганов, прикрывавшихся патриотизмом) за то, что он препятствовал его политике (XX.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Архив Подлинные документы XV-XVII вв. из архива Е. м., сохранившиеся в коллекции «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, копийные книги мон-ря кон. XVII - нач. XVIII в. (РГАДА. Ф. Спасо-Евфимиева мон-ря. Оп. 1. 1, 35), подборки грамот в копиях нач. XIX в. (ГИМ. Увар. 17; РГБ. Рум. 58, 59) и др. представляют наиболее полное собрание актов по истории землевладения и хозяйства мон-ря во Владимирском, в Гороховецком, Московском, Муромском, Нижегородском, Тверском, Угличском и Юрьевском уездах за 1425 г.- 1700-е гг. Основной комплекс материалов XVII - нач. XX в. (РГАДА. Ф. 1203. 25136 ед. хр.) состоит из общей документации: грамот, памятей из приказов Большого дворца, Монастырского и др., указов Синода, Суздальской и Владимирской духовных консисторий, Коллегии экономии и др. Значительную часть фонда составляют хозяйственные материалы, переписка настоятелей с приказчиками и посельскими старцами в Алаторском, Владимирском, Верхнеломовском, Гороховецком, Казанском, Московском уездах (в т. ч. по подворью в Москве), Нижегородском, Пензенском, Суздальском, Тверском, Угличском, Шацком и Юрьевском уездах. Особую ценность представляют описи монастырского имущества 1610, 1660, 1758 гг. и др. Данные о внутримонастырской жизни содержатся в документах по личному составу братии, в именных и послужных списках монашествующих и бельцов, в делах о пострижении и рукоположении в сан. Информация, особенно за 1-ю пол. XVIII в., содержится в делах о состоянии приписных обителей, за XIX - нач. XX в.- в отчетах благочинного суздальских мон-рей. Положение крестьян в монастырских вотчинах зафиксировано в росписях крестьян, рекрутов и работных людей, в делах о сыске беглых. В архиве сохранились судебные дела духовенства, монашествующих, крестьян и служителей XVII-XVIII вв., имеются дела о положении заключенных в арестантском отд-нии, большое количество материала по истории строительства и о состоянии святынь, памятников архитектуры и искусства. Часть архива Е. м., хранящаяся в ГА Владимирской обл. (Ф. 578.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Ранние записи «псалмов» были сделаны в 70-х и 90-х гг. XVIII в. В 1899-1900 гг. «псалмы» были собраны и записаны В. Д. Бонч-Бруевичем . Сравнение записей XVIII и XIX вв. показывает, что более чем за 100 лет тексты не сильно изменились. Намного более существенны различия между «псалмами», бытующими у совр. Д., и записями Бонч-Бруевича. Этот факт можно объяснить особенностями воспроизводства духоборческой культуры в первую очередь вслед. социальных процессов в советском об-ве, а также из-за жизни Д. в иноязычном окружении в Канаде. В силу дробления секты контроль над чистотой учения и соответственно за правильностью заучивания «псалмов» и их толкования исчез. В кон. 80-х гг. XX в. в Гореловке - оплоте духоборчества - из 360 «псалмов» (без учета «стишков» и проч.), записанных Бонч-Бруевичем в 1900 г., читали 171 и пели 51 «псалом». В эти же годы в духоборческих селах Азербайджана, Ростовской обл. шел процесс упрощения техники исполнения «псалмов» и замены их «стишками» и даже песнями. В духоборческой колонии в Тбилиси у изголовья покойника ставили магнитофон и проигрывали кассеты с записью «псалмов», т. к. никто уже не мог их исполнить. В нач. 2000-х гг. число носителей духоборческой культуры еще более сократилось, как и число «псалмов», хранящихся в коллективной памяти секты. В Канаде до недавнего времени в культовой практике «псалмы» можно было читать и петь только на рус. языке, и это было стимулом для его изучения младшим поколением Д. Однако уже в 50-х гг. XX в. нек-рые молодежные хоры пели «псалмы» по записям. В 1978 г. «Животная книга» была переведена на англ. язык, «независимые» Д. начали ее использовать. Единственное, что удерживает Союз ДОХ от перехода на англ. язык на молитвенных собраниях, это то, что переведенные «псалмы» невозможно пропеть в традиц. стиле, хотя в Канаде все реже можно услышать их традиц. исполнение. В XVIII-XIX вв. Д. были присущи элементы тайного языка: отдельные слова и фразы, к-рые использовались как пароли. Так, пирибер - лишняя слава, лещих - с проповедью, комыки - воины и священники, корызлони - принять страсти и т. д. (ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 568. Л. 1.) В качестве пароля часто употребляли фразу: «Лик дар наш. Слово - дело, ликундар». Обрядность, фольклор

http://pravenc.ru/text/180628.html

Восточная часть корпуса келий возведена в кирпиче в 70-80-е годы XVII в. имела секционную планировку. Первая восточная секция двухкамерная - сени и камера, три остальные - трехкамерные, с сенями посредине. Сени имели два входа - со стороны монастырского подворья и со стороны внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а сени - полуциркульными с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Первоначально плоскость фасадов памятника расчленяли лопатки, отвечавшие поперечным стенам, окна были украшены ушастыми наличниками, корпус имел развитый профилированный карниз и цоколь. В 70-80-х годах XVIII в. к первоначальному объему пристроено северное крыло из кирпича, которое меньше пострадало от перестроек. Перекрытия северного корпуса плоские по деревянным балкам, фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающими Замковыми камнями и надоконными сандриками П-образного очертания, прямоугольного сечения, вплотную примыкающими к венчающему карнизу памятника. Планировка в результате приспособления здания в XIX-XX в. под хозяйственные и жилые помещения изменилась. Памятник реставрируется. Сооружение - интересный пример жилой постройки XVII-XVIII в.в. на Украине. Архиерейский дом, 1750 г. Здание много раз ремонтировалось и перестраивалось в XIX и XX в.в. В годы Великой Отечественной войны пострадало от пожара. Первоначально формы здания и его конструкции, перекрытия первого и второго этажей были сводчатые, на южном и северном фасаде были ризалиты. В XIX в. их соединили торцевые стены. Кирпичный, двухэтажный, Н-образный в плане, перекрытия плоские, железобетонные, крыша скатная, покрыта кровельной сталью. Фасады завершает профилированный карниз. Стены расчленены плоскими лопатками. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением. Развитый междуэтажный карниз опоясывает здание. Ильинские ворота, начало XVIII в. Ильинские ворота в литературе ошибочно отождествлялись со зданием типографии.

http://sobory.ru/article/?object=01652

В Средние века организация женщин в монашеские общины не стала столь заметным для русской культуры явлением, как мужские монастыри. Лишь немногие женские монастыри пользовались широкой известностью. Роль женщины как хранительницы православия резко возросла в старообрядчестве. В эпоху гонений на старую веру женщины выполняли самые различные функции, не выходившие, однако, за рамки православной традиции. В XVIII в. началась борьба государства против женского монашества, не приведшая к уничтожения потребности в женских общинах. Подъем женского монашества в XIX-XX вв. был связан и с социальными процессами, и с религиозными исканиями женщин. В монашестве женщины стремились найти способы служения миру. Несмотря на бедность, женские монастыри отличались широкой благотворительностью. Идея воссоздания чина диаконисс появилась в русской церковной жизни в разных областях: миссионерской, образовательной, монашеской. Особый вклад в укрепление диаконисской традиции был внесен св. Елизаветой Федоровной. «Женский вопрос» специально рассматривался на Поместном соборе 1917–1918 гг., и выступления по этому вопросу звучат сегодня не менее актуально, чем в начале XX в. На Поместном соборе 1917–1918 гг. была сделана и запоздалая попытка изменения бракоразводных норм. Строгие бракоразводные нормы в России XIX в. шли в разрез с секулярными тенденциями общества и были одной из причин недовольства общества церковной политикой. Введение гражданского брака и развода резко ударило по традиционной семье. Борьба с Церковью в XX в., курс на «уничтожение религиозных предрассудков» нанесли сильный ущерб всему обществу подрывом религиозных основ семейного союза. Верующая женщина и в XX в. противостояла наступлению атеистического государства, сохраняя православные традиции. На протяжении всей советской истории существовали нелегальные женские монашеские общины, женщины выполняли различные религиозные функции. Для нового этапа возрождения церковной жизни можно отметить тенденцию как к вытеснению женщин из сферы религиозной деятельности, так и актуализацию средневековых представлений о месте женщины. Рост фундаменталистских настроений идет в разрез с реальностью и становится причиной семейных конфликтов. Дискуссии о поиске форм женского служения в церкви вновь становится актуальным. Для православной традиции важным остается западноевропейский опыт женского служения, а для христианского европейского мира особое значение имеет стойкость, проявленная православными женщинами в сохранении своей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ислам является 2-й по числу последователей религией в Н. после христианства. По данным на 2012 г., в стране ок. 825 тыс. мусульман. Большинство из них - сунниты из Турции, Марокко, Индонезии и Суринама. Ок. 11% - шииты из Ирака, Афганистана и Ирана. Ок. 1,5 тыс. чел. являются сторонниками псевдоислам. секты ахмадийя. Также есть представители коранизма. Мусульм. население сосредоточено гл. обр. в крупных городах (Амстердам, Гаага, Роттердам, Утрехт). Распространение ислама на совр. территории Н. предположительно относят к XVI в., когда купцы-мусульмане из Османской империи стали прибывать в крупные торговые города Голландии и Фландрии. Во время войны за независимость Северные Н. стремились заключить союзы с врагами Испании, в т. ч. с исповедующими ислам странами (Марокко, Османская империя, Персия), и поэтому оказывали поддержку мусульманам. В 1604 г. при осаде Слёйса Мориц Оранский освободил ок. 1,4 тыс. тур. рабов, находившихся в плену у испан. армии, и способствовал их переправке на родину. Ок. 1610 г. в Амстердаме была открыта мечеть для переселявшихся из Испании в Османскую империю морисков, продолжавших тайно исповедовать ислам. На протяжении XVII в. в крупных торговых городах Северных Н. проживали небольшие группы турецких и персидских купцов. Однако к нач. XVIII в. с утратой Соединёнными провинциями главенствующей позиции в мировой торговле они покинули страну. С нач. XX в. в Н. стали прибывать мусульмане из нидерланд. колоний, гл. обр. из Индонезии. В метрополию переселялись студенты, моряки, люди, работавшие в сфере услуг. В 1932 г. была создана Исламская ассоциация (Perkoempoelan Islam), объединявшая мусульман-индонезийцев в Н. и защищавшая их интересы. По ее инициативе в том же году в Гааге открыто мусульм. кладбище, в 1935 г.- молитвенный дом. В кон. 30-х гг. XX в. ассоциация объединяла ок. 300 чел. Вслед. войны за независимость в Индонезии (1945-1949) численность ассоциации увеличилась. В 1947 г. прибывшие в Н. первые миссионеры движения ахмадийя открыли мечеть. В 1953 г. они подготовили перевод Корана на нидерланд. язык (в 2005 был издан новый комментированный перевод Корана, подготовленный движением ахмадийя). В 60-х - нач. 70-х гг. XX в. в страну разрешили въезд гастарбайтеров, гл. обр. из Турции и Марокко, а также из Туниса и Алжира. В 1973 г. офиц. рабочая иммиграция в Н. прекратилась, но число мусульман продолжало увеличиваться в результате процесса воссоединения семей. В сер. 70-х гг. в Н. переселялись мусульмане из Суринама, обретшего в 1975 г. независимость. В 80-х и особенно в нач. 90-х гг. XX в. мусульмане прибывали в Н. в качестве беженцев, гл. обр. из Афганистана, Боснии, Ирана, Ирака, Пакистана, Сомали. Число мусульман непрерывно увеличивалось вплоть до 2004 г., достигнув 944 тыс. чел. К 2008 г. их количество сократилось до 825 тыс. чел. В 2010 г. в стране насчитывалось 453 мечети. Буддизм

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Камчатские земли были присоединены к России в 1708-1731 гг., входили в Якутский у. Сибирской губ., население Камчатки в этот период не превышало 25 тыс. чел. Освоение сев.-вост. земель Российской империи продолжилось в XVIII в. военными и географическими экспедициями, во время которых были построены крепости: Нижнекамчатский (1703) и Большерецкий (нач. XVIII в.) остроги и др. Освоение новых земель нередко сопровождалось конфликтами с местными народами, эксплуатацией коренных жителей. С 1731 г. территория К. к. входила в Охотское приморское управление в составе Сибирской (с 1764 Иркутская) губ. В XIX - нач. XX в. на камчатских землях трижды (1803-1812, 1849-1856, 1909-1922) создавалась отдельная Камчатская обл., в остальное время они входили в состав Иркутской губ. и Приморской обл. В 1912 г. в Камчатской обл. постоянно жило ок. 35 тыс. чел., в адм. центре Камчатки - Петропавловске насчитывалось ок. 500 жителей, менее 150 зданий. Советская власть на территории К. к. установилась в 1922 г., тогда же была образована Камчатская губ., вошедшая в 1926 г. в Дальневосточный край. В 1932-2007 гг. существовала Камчатская обл., из к-рой в 1993 г. был выделен самостоятельный субъект РФ - Корякский АО, в 2007 г. Камчатская обл. и Корякский АО объединились в К. к. Во 2-й пол. XX в. население Камчатки быстро росло: в 1959 г. здесь жило более 220 тыс. чел., в 1989 г.- 466 тыс. чел., с нач. 90-х гг. XX в. идет отток населения из региона. Религия К 1 мая 2011 г. в К. к. были зарегистрированы 53 религ. орг-ции: 35 общин РПЦ (принадлежат к Петропавловской и Камчатской епархии ; имеются также незарегистрированные общины), община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ), римско-католич. приход, 2 прихода баптистов (имеются также 4 незарегистрированных группы), неск. общин др. протестант. деноминаций (действуют также незарегистрированные группы), 3 группы Иеговы свидетелей (и столько же незарегистрированных общин). Немногочисленны в регионе приверженцы буддизма, ислама, иудаизма, новых религ.

http://pravenc.ru/text/1470165.html

«Святые, стяжавшие внутренний мир, по данным агиографической литературы, почти всегда становились миротворцами как в частной, так и в политической жизни древней Руси. Мир, как внутренний, так и внешне достигался ими в результате отказа от борьбы за власть, богатство, защиту своей чести — т. е. от мирских благ во имя благ небесных. Русские святые, бережно сохраняя заветы древних отцов, в личном подвиге достигали мирного устроения души. Своей жизнью они свидетельствовали о том, что только отказавшись от эгоистических устремлений, от жизни “по стихиям мира сего”, утверждая себя в любви к Богу и ближнему, человек может победить зло — не сразить его мечом, но вобрать его в себя и усилием веры и любви растворить, не выпустить на волю и тем самым увеличить сумму добра в этом мире». Оглавление: Брок П. Введение Глава I. Истоки Щапов Я. Н. Идеи мира в русском летописании XI-XIII веков Малахова Н. П. Идеи мира в русской агиографической литературе Ягодовский А. П. Идеал мира в литургической практике Русской Православной церкви Глава II. Эволюция идей мира в XVII-XIX вв. Пушкарев Л. Н. Думы о мире в русском фольклоре и в общественной мысли XVII-XVIII вв. Рудницкая Е. Л. Идея мира в русской общественной мысли XIX века Бори П. Ч. Развитие идеи ненасилия: «непротивление» у Льва Толстого Ломунов К. Н. Апостол ненасилия Глава III. Противники войны по мотивам совести в Российской Империи Брок П. Русские сектанты-пацифисты и военная служба 1874-1914 гг. Иникова С. А. История пацифистского движения в секте духоборцев (XVIII-XX вв.) Тарасов К. Канадские духоборы как миротворцы Клиппенштейн Л. Отказ от военной службы по мотивам совести в меннонитских общинах царской России Хайнц Д. Адвентисты Седьмого Дня и отказ от участия в военных действиях в Российской Империи Глава IV. Международные аспекты российского миротворчества на рубеже XIX и XX веков Илюхина Р. М.,Сдвижков Д. А. Российский пацифизм и западное миротворчество в начале XX в. Данген П. ван ден И. Блох и Я. Новиков — российские миротворцы на рубеже столетий

http://blog.predanie.ru/article/apokalip...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010