Белорусский националист, сотрудничавший с оккупационным режимом, В.У. Ластовский. Фотография. Начало XX в. (Источник: Морозова С.В., Сосно В.А., Панов С.В. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С. 133) Учебники приводит описание оккупационных порядков: «Германские власти рассматривали Белоруссию как хозяйственно и культурно отсталую часть России со своей этнографической спецификой. У немецкого командования существовала программа колонизации и германизации Белоруссии путём переселения немцев на захваченные земли. На оккупированной территории Беларуси германская военная администрация установила собственные законы, режим грабежа и насилия. Действовала жесткая система различных налогов, штрафов, принудительных работ, проводились реквизиции принудительное отчуждение имущества и продуктов для обеспечения германской армии. Население в возрасте от 16 до 60 лет платило подушный налог. У людей отбирали продукты питания, лошадей и домашний скот. Немецкие солдаты занимали дома и квартиры мирных жителей. Любая попытка сопротивления жестоко подавлялась, вплоть до смертной казни . В Германию вывозилось трудоспособное население, а также материальные ценности оборудование промышленных предприятий, сельскохозяйственные продукты, животные» В школьном образовании началась дерусификация. Немцы запретили обучение на русском языке, в начальной школе ввели обучение на белорусском, но на основе латинской графики. Обязательным стало изучение немецкого языка Разрушенная деревня в прифронтовой полосе. Фотография. 1914 – 1915 гг. (Источник: Морозова С.В., Сосно В.А., Панов С.В. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С. 132) Лагерь беженцев в Слуцке. Фотография 1915 г. (Источник: Морозова С.В., Сосно В.А., Панов С.В. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 9-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2011. С. 136) Беженцы. Фотография 1915 г. (Источник: Панов С.В., Морозова С.В., Сосно В.А. История Беларуси, конец XVIII – начало ХХ в.: учеб. пособие для 8-го кл. … Минск: Изд. центр БГУ, 2018. С. 128)

http://ruskline.ru/opp/2023/08/24/otrazh...

Герб рода Оболенских Герб рода Оболенских В XIV-XV вв. Г. достигла периода расцвета, имела высокий статус в системе социальных и культурных ценностей, широко использовалась в повседневной жизни. Началась ее правовая регламентация (XIV в.), появились первые геральдические трактаты, способствовавшие выработке особой терминологии описания гербов, а в отдельных странах - специальные геральдические учреждения (герольдии), определявшие геральдическую политику. Падение социальной и политической роли дворянства, вытеснение гербов др. эмблемами (монограммами, вензелями и т. д.) привели к кризису Г., особенно заметному с сер. XVIII в. Во время Французской революции 1789-1799 гг. (19 июня 1790) гербы были отменены и запрещены как дворянская привилегия, мн. источники и изображения уничтожены. Наполеон Бонапарт в 1808 г. восстановил гербы во Франции и попытался создать новую систему, согласно к-рой в каждый герб вводилось поле с указанием на социальное положение владельца; это правило распространялось также на иерархов Церкви. Несмотря на трудности, постепенно Г. из Европы распространилась (особенно интенсивно с XVIII в.) по Америке, Африке, Азии, Океании, став глобальным явлением. С сер. XVI в. в Европе предпринимались попытки осмыслить геральдический материал, но они не имели научного характера и привели к мелочной, надуманной регламентации правил герботворчества. Основателем зап. гербоведения стал франц. проповедник и ученый К. Ф. Менестрие (1631-1705), попытавшийся отделить вымысел от достоверных сведений. В XVIII в. было введено преподавание Г. в ун-тах (впервые в 1706 в Берлине). В XIX в. массово публиковались геральдические источники, начался выпуск периодических изданий (Der Herold (Германия) с 1869; Archives héraldiques suisses (Швейцария) с 1887), появились научные об-ва. В XX в. возникли международные орг-ции (Международная геральдическая академия (Франция), Международный институт генеалогии и геральдики (Испания) и др.), с 1928 г. регулярно проводились Международные конгрессы по Г. и генеалогии. Г. активно развивалась во 2-й пол. XX в., геральдическое знание было интегрировано в процесс изучения исторического прошлого, приоритетной стала проблема расшифровки смысла Г. как характерной черты средневек. цивилизации, применялись новые методы (вплоть до математических), развивались междисциплинарные связи, возросло количество исследований и число периодических изданий. Одновременно продолжается создание новых гербов, к-рые в наст. время доступны для каждого.

http://pravenc.ru/text/164529.html

В XVIII веке эта немецкая научная традиция отчасти уравновешивалась южнорусской (малороссийской) традицией духовной школы. Из духовной школы выходили не столько богословы, сколько латинисты, эллинисты, а впоследствии преподаватели русской словесности и истории. Наряду с французом и немцем-гувернером, семинарист является типичной фигурой домашнего учителя в дворянских семьях. Именно он вынес на своих плечах национальные элементы русского воспитания. Наряду с русскими учениками Академии, духовная школа дала и первых русских профессоров Московского университета. Из духовной же школы (Киевской Академии) вышел и первый русский философ Сковорода 6 , который, однако же, подобно Ломоносову, представляет скорее явление гениальной личности, чем продукт школы. Сковорода не был академическим философом, но свободным учителем и странствующим мудрецом в стиле Сократа. Его учение, сложившееся на основе Платона и западной мистики, соединяло теснейшим образом философию со свободным богословием и духовной жизнью. Не оставивший никакой школы, забытый и воскресший лишь в XX веке, Сковорода, как и Ломоносов, профетически предопределяет будущее направление русской философии. Личный почин в науке XVIII века выражается также в работе историков, параллельно и независимо от немцев изучавших историю России: Татищев 7 , Щербатов 8 и другие серьезные исследователи подготовили почву для блестящего художественного синтеза Карамзина. Масонский кружок Новикова 9 и его друзей в Москве много содействовал научной культуре изданием и переводом книг, выпуском материалов по русской истории и проч. Их собственные идеи имели характер мистической и моральной реакции против материализма и сенсуализма «просвещения» XVIII века. Первым университетом в России был Московский, основанный в 1755 году по мысли Ломоносова. Долгое время он был единственным, пока к нему не присоединились в начале XIX века университеты в Петербурге, в Казани (Поволжье), в Харькове, в Киеве (Украина), впоследствии в Томске (Сибирь), и в начале XX века – в Саратове. Специальные учебные заведения в немалом числе дополняли университеты: Институты Горный, Технологический и Путейский, а особенно Военно-Медицинская Академия в Петербурге, которая всегда была одним из крупных научных центров в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В общем, уровень научного образования в XVIII в. был очень низок. Пропасть же между верхним слоем и народом все возрастала. Умственная опека нашего просвещенного абсолютизма очень мало делала положительного и лишь задерживала пробуждение свободной общественной мысли. Бецкий сказал о помещиках, что они говорят: «Не хочу, чтобы философами были те, кто мне служить должны» 12 . Образование народа считалось вредным и опасным. То же самое думал Победоносцев в конце XIX в. и в начале XX в. Между тем как Петр Великий говорил, что русский народ способен к науке и умственной деятельности, как все народы. Только в XIX в. русские по-настоящему научились мыслить. Наши вольтерианцы не мыслили свободно. Ломоносов был гениальным ученым, предвосхитившим многие открытия XIX и XX вв. в физике и химии, он создал науку физической химии. Но его одиночество среди окружавшей его тьмы было трагическим. Для интересующей нас истории русского самосознания он имел мало значения. Русская литература началась с сатиры,, но ничего замечательного не дала. Масонство было у нас в XVIII в. единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно. Первые масонские ложи возникли еще в 1731– 1732 гг. Лучшие русские люди были масонами. Первоначальная русская литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью. Масон Новиков был главным деятелем русского просвещения XVIII в. 13 Эта широкая просветительная деятельность внушила опасения правительству. Екатерина II была вольтерианка и относилась враждебно к мистицизму масонства. Но потом к этому присоединились политические опасения Екатерины, которая все более склонялась к реакции и даже стала националисткой. Масонские ложи были закрыты в 1783 г. Не Екатерине подобало контролировать православие Новикова. Но на запрос Екатерины митрополит Платон ответил, что он «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков». Новиков интересовался, главным образом, нравственной и социальной стороной масонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

б) Интересные сведения дают нам в этом плане речи Демосфена, оратора, политика и государственного человека, который не представляет себе личность вне гражданских обязанностей или вне системы законодательства, вне исполнения общественного долга. У Демосфена мы находим всего лишь несколько мест, где упоминается тело, то есть человек, только со стороны физического здоровья (II 21; XXI 69, 165, 223; XXIV 160; XXIII 3; XILIII 65; XLIX 13; XLV 81). Все остальные тексты, независимо от того, раб это или свободный, говорят у Демосфена о теле. Тело гражданина можно оскорблять (XXI 7, II, 18, 25, 75, 106), причем у законов много средств, с помощью которых оскорбляется тело (XX 179), особенно когда наносится оскорбление и самой личности – телу и ее общественным обязанностям, например хорегии (XXI 26). Тело можно отправить в тюрьму (XXI 53), убить (XXIV 10 – убито три тысячи тел свободных), взять в плен (XX 77 – взято три тысячи пленных), обесчестить, совершив беззаконие (XLI 12). Но вместе с тем тело подвергается опасности (XVI 12), особенно ради государства (L 59). Гражданин оказывает своим телом расположение родине (XXI 145), служит ей телом и имуществом (oysia, X 28). Тела исполняют государственные обязанности (XXI 166), вступают в должность триэрархов (XIV 20), с них взимают налоги (XXII 54), если они платежеспособны (XIV 18), тела собираются в симмории, чтобы снарядить флот (XIV 17, 18), наполняют собой корабли (IX 40). За эллинов надо сражаться, используя все средства: тела, то есть людей, воинов, деньги, города, землю (Epist. IV 9); на войне всегда идут в ход тела, то есть солдаты, деньги, корабли (XII 2); необходимы для борьбы " тела " , то есть люди, деньги, союзники (LX 18). Афиняне тратили людей и средства (chrëmata) ради всей Греции (XVIII 66), будучи владыками тел (то есть людей) и городов (XVIII 100), в то время как никто из греков не помогал борьбе афинян ни телами (людьми), ни деньгами (XVIII 20); и родные тела (то есть погибшие) при Херонее (IX 24) не предпочли свое смертное тело, самих себя, свою жизнь бессмертной славе (LX 27). Демосфен говорит презрительно об Андротионе как о продажном теле (hetairëcotos), которому законы запрещают войти в храм (XXII 73). Он иронически именует Фениппа " полезным и почтенным " по его телу (XLII 20) и его имуществу (oysiai, XLII 25), так как тот разорял скромных граждан, зарабатывавших трудами своего тела (XLII 20). Тело, то есть человек, может давать лживые показания (XLIV 22), а проданная женщина иначе и не именуется Демосфеном, как только " тело " . За нее платят тридцать мин (LIX 29), она работает своим телом (ergadzetai, 20), заботясь ежедневно о наших телах (о нас самих, 122), торгует телом (22, 108), продает его (49), и тело ее еще в детстве становится объектом продажи и купли (19). Впрочем, здесь возможно и более элементарное толкование söma как буквально физического тела продажной женщины.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

и медный ковш) и Александровским садом (где открыли следы царской аптеки XVII в. с многочисленными склянками для лекарств) в ХХ в., после сноса зданий Охотного ряда, заняла огромная Манежная пл. со зданием Манежа XIX в. Вся эта площадь была вскрыта при строительстве торгового центра в 90-х гг. XX в. и во время перестройки сгоревшего Манежа в 2000-х гг. При этом изучались развалины усадеб XVII-XVIII вв., известных по документам, части Воскресенского моста через р. Неглинную (остатки устоев 30-х гг. XVIII в. (кирпично-каменные) и 1603 г. (белокаменные)), деревянные мостовые и бутовые конструкции плотины XVI-XVII вв., следы Моисеевского мон-ря, существовавшего с рубежа XVI и XVII вв. до кон. XVIII в. Подстилающие его городские слои датированы периодом до нач. XVII в., а время постройки мон-ря датировано по остаткам кладки храма XVII в. и более чем 600 погребениям с нательными крестами (медный сплав, резное дерево, янтарь, кость), облачениями с вышивкой и кожаной обувью, а также сосудами для елеопомазания. Заселение склона за р. Неглинной началось не ранее рубежа XV и XVI вв. (слои с красной и белой грубой керамикой), но узкая полоса вдоль реки и в районе моста, перекрытая илом прудов кон. XV - нач. XVI в., дала много находок XII-XIV вв.: керамику курганного типа, стеклянные браслеты, книжную застежку с изображением дракона - свидетельств раннего освоения начального участка дороги в Тверь. Археологические раскопки на Манежной пл. Пролет Воскресенского моста. Фотография. 1995 г. Археологические раскопки на Манежной пл. Пролет Воскресенского моста. Фотография. 1995 г. Манежная пл. и прилегающие участки охранных исследований 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. образуют в Занеглименье обширную зону, куда входит и трасса древней Волоцкой дороги (ныне Б. Никитская ул.). Вдоль нее на протяжении 500 м изучены (1990-1993) жилые, хозяйственные и производственные сооружения, среди находок - парадный топорик XV в. (инкрустация золотой нитью), перстень с печатью (изображение барса), металлический подсвечник (фигура льва) европейского производства (XIV-XV вв.).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Таким проектом и предназначено быть обсуждаемой книге. XIX. Действительно, эта книга есть зрелый плод долговременной работы ее автора, – «результат всей сознательной половины его жизни – около четверти столетия» 302 . Исследуемые здесь предметы неоднократно пересмотрены, так что изложение содержательно в каждой своей строке и образует сплав плотный и твердый, – полную противоположность наскоро, по самому существу дела, сымпровизированному футуризму. И насколько футуризм – имею в виду кубо-футуристов – ярко показателен для русской мысли, настолько же исследование Линцбаха – словно из другого мира: это, конечно, характерный образчик французской мысли, и притом не современной, а мысли XVIII века. Как и «идеологам» XVIII века, Линцбаху чужда мысль об органическом развитии: есть лишь идея прогресса, движимого рациональными проектами. Самая идея организма подменена у него, как и у мыслителей XVIII века, представлением о механизме. Все условно, существует не по природной необходимости вещей, но по какому-то общественному соглашению. Но соглашение это, хотя и произвольное, неудачно, ибо мало рационально: как и французы XVIII века, Линцбах всем недоволен, ему все хотелось бы переделать, переставить, подстричь, со всем расправиться по-свойски. Себе не веришь, читая эту книгу: как могло случиться, что после эволюционизма и историзма, после экономического материализма, после философии воли и бессознательного могла возникнуть такая несвоевременная выдумка, как «философский язык» Линцбаха. Но нам-то – он находка. Постараемся же, возможно кратко, обозреть эту книгу. XX. Автор ее исходит из предпосылки, считаемой им за самоочевидную, хотя языковедам она представляется доселе нерешенной и, быть может, по существу нерешимой, – а именно, что предки наши «изобрели существующие языки» 303 , что язык искусствен – и даже более всех других искусств. С этой предпосылки он начинает; она же подразумевается на каждой странице его труда. Правда, далее, в последнем из параграфов своей книги, он несколько смягчает эту предпосылку; из животного происхождения человека, – в каковое г. Линцбах верит без какой-либо критики, – следует, что и зачатки языка и разума всегда были у живых организмов и что, следовательно, самый вопрос, как человек мог «приобрести язык и разум, упраздняется вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Завершена фундаментальная книжная серия " Библиотека литературы Древней Руси " 27 июня 2020 События 20-й том завершает фундаментальную книжную серию «Библиотека литературы Древней Руси», начатую в 1997 г., подготовленную в Пушкинском Доме под редакцией Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева и Н. В. Понырко. В истории освоения древнерусского письменного наследия она стала первой, столь обширной издательской серией. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу их на современный русский язык, комментариям «Библиотека литературы Древней Руси» представила практически все богатство древнерусской литературы, в её историческом развитии – с XI в. вплоть до наших дней, включая произведения, создававшиеся на протяжении XVIII–XX вв.  Завершающий том, содержание которого объединено понятием «древнерусская литература после Древней Руси», включает тот комплекс литературных памятников, создававшихся в России XVIII– ХХ вв. вплоть до наших дней, который в новейшие времена продолжал сохранять господствующий стиль древнерусской литературы и приверженность к ее основным мотивам, сюжетам и жанрам. Такая тематика последнего тома книжной серии представляет собой абсолютную новацию на фоне существующих отечественных и зарубежных изданий. В 20-м томе «Библиотеки» представлены произведения, создававшиеся на протяжении XVIII–XX вв. в самых разных слоях русского общества (среди крестьян, духовенства, представителей столичного дворянства), и прослежены их прямые связи с древнерусскими литературными традициями. Здесь опубликован ряд памятников житийного жанра (включая дневниковые записи посмертных Чудес местночтимого святого); паломнические Путешествия в Святую землю различных жителей российской «глубинки», написанные в традиции древнерусских «Хожений; популярные произведения, создававшиеся в рамках жанра Видений; памятники литургической гимнографии.   Циолковский Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6165532

Важным аспектом поднятой проблемы является взаимосвязь монастырского хозяйства с традициями крестьянского судостроения Поморья. На территории архипелага не строились крупные морские суда, братия покупала их готовыми либо делала заказ на строительство. Представляется, что этот аспект может быть в будущем расширен. Длительные связи монастыря с крестьянами-корабелами и судовладельцами, строившими или передававшими вкладом суда, было условием формирования тесных взаимоотношений между сторонами. Возможно, это раскроет один из путей формирования братии Соловецкой обители. Расцвет соловецкого флота прервался на рубеже XVII и XVIII вв., что было вызвано переходом от традиций поморского судостроения к западноевропейскому, сокращением монастырского хозяйства под воздействием государственных преобразований. Тем не менее флот продолжал фунуционировать, не только выполняя важные функции в поддержании монастырского хозяйства, но и обеспечивая связь обители с материком, перевозки паломников и др. В XIX в. морское хозяйство модернизировалось: был простроен новый док, обновлена флотилия, со второй половины века стали закупать пароходы. Отдельные аспекты рассматриваемых разделов носят дискуссионный характер. Так, заметное внимание уделяется вопросу о значении поморских крестов, ставившихся на берегах Белого и Баренцева морей, архипелагах Новая Земля и Шпицберген. Исследователи утилитарно подошлик вопросу о их назначении, видя в них только объекты навигации. Отчасти с такой интерпретацией можно согласиться. Косвенно на навигационное значение указывает упоминание крестов в поморских лоциях XVIII – начала XX в. Но сводить эти объекты промысловой культуры Русского Севера только к значению навигационных знаков было бы неверно. Этому противоречат надписи, вырезанные на некоторых крестах, содержавшие не только обращение к Богу, но и имена их строителей. Известны и скопления поморских крестов в одном месте, зафиксированные в изобразительных и нарративных материалах XVIII – начала XX в. С практической точки зрения неясно, в чем состояла необходимость размещения такого количества «навигационных знаков». Полагаю, что ближе к истине трактовка поморских крестов, представленная в работах В. Ф. Старкова, П. А. Филина и Н. Н. Фризина и ряда других авторов . Они предлагают рассматривать кресты как полисемантичные объекты, имеющие культовое, мемориальное, навигационное значение.

http://sedmitza.ru/lib/text/10393095/

Среди наиболее важных находок Н.Н. Покровского — извлеченный из сарая алтайского села рукописный сборник XVI в. с единственным полным списком материалов об известном русском философе, филологе и богослове Максиме Греке (исследован, откомментирован и издан Н.Н. Покровским в Москве в 1971 г.). Эти материалы позволили через 4 века очистить имя Максима Грека от политических и догматических обвинений, стоивших ему 20 лет заточения; на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1988 г. Максим Грек был причислен к лику святых. В 1974 г. в Новосибирске ученый выпустил труд, посвященный проблемам урало-сибирского старообрядчества XVIII в., в те годы еще и «неудобный» в цензурно-идеологическом плане по причине «религиозной тематики» (по этой работе им защищена докторская диссертация). В 1990-е гг. по его инициативе возникли две новые серии (помимо начатой в 1975 г. серии «Археография и источниковедение Сибири»), посвященные публикации актуальных для науки и общества исторических материалов — одна сибирская, другая — общероссийская. Это «История Сибири. Первоисточники» и «Архивы Кремля». В первой (вып. IV, 1994 г.) выходят источники по истории Тобольского архиерейского дома XVII в. в сопровождении обширного научного изыскания (в соавторстве с Е.К. Ромодановской) и подготовленные им и его учениками к изданию, откомментированные и исследованные новые источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVIII–XX вв. (вып. IX, 1999 г.). Во второй серии, посвященной ранее недоступным, недавно рассекреченным документам советской истории, Н.Н. Покровскому (в соавторстве с молодым ученым С.Г. Петровым) принадлежит фундаментальное двухтомное исследование-публикация документов Политбюро 1922–1925 гг., раскрывающих механизмы политики уничтожения Русской Православной Церкви (М., 1997, 1998). Вышедшая в 2002 г. в Москве монография о староверах-часовенных востока России (в соавторстве с Н.Д. Зольниковой) подводит определенный итог десятилетиям экспедиционных и архивных разысканий, теоретическому осмыслению истории сибирского старообрядчества, его менталитета и мировоззрения в целом, однако не ставит точку в этих исследованиях. В 1999 и 2005 гг. вышли из печати подготовленные им и его учениками два тома «Духовной литературы староверов востока России XVIII-XX вв.», подготовлен и третий. В 2007 и 2008 гг. вышли два тома «Степенной книги царского родословия», важнейшего памятника русской культуры и литературы XVI в., подготовленные под ред. Н.Н. Покровского и при его решающем участии.

http://drevo-info.ru/news/16040.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010