В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и праведного. Апостол и Евангелие – дня и праведного (Евр., зач. 311; Мф., зач. 11). Задостойник Вознесения. Отпуст: «Иже во славе…». 1 «В Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он – не священномученик, а мученик… Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 216; ср.: Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997 р . Т. 3. С. 212, 185–186). Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для греческой (ср.: Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27). 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Алексию Московскому . Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/420).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Что предпочесть и чем пожертвовать? На это недоумение могло бы быть два ответа даже и в наше время. Но от ветить нужно было: печатный станок настойчиво требовал решить, наконец, этот вопрос. Выбор был сделан в пользу единства в богослужебном строе и обрядах со всею вселенской Церковию. Так стоял вопрос в Московской Руси. То же было и в Руси Западной: та же проблема – и то же решение ея, только несколькими десятилетиями раньше, – и та же реакция, которую можно было наблюдать до наших дней в сохранении обрядовых следов седой старины, рядом с основным общим богослужебно-обрядовым строем. Создание в России единоверческих храмов где богослужение совершается по старому чину, было свидетельством того, что Православная Церковь различает «старообрядчество» и «раскол»: не осуждает старых обрядов, а осуждает самочиние. Одна была невольная виновница московского раскола, это – Венеция. И потому, в заключение, остается спросить: откуда Венеция взяла свою новую редакцию греческих богослужебных текстов? С точки зрения верности Православию, эти тексты совершенно безукоризненны и чисты. Но вот что вызывает недоумение: поскольку можно опираться на сделанные в русской литургической науке описания греческих церковных рукописей, – обнаруживается и у греков такой же прорыв между рукописной и печатной книгой, какой мы наблюдаем у на нас на Руси. Особенности печатного венецианского текста не находят для себя оригинала в рукописях. Какова причина этого? Та ли, что недостаточно изучены рукописи? Та ли, что случайно оказались в руках изследователей книги более древнего происхождения и старого типа, и им не попались на глаза более новые рукописи? Или, наконец, может быть, Венеция имела свой собственный источник, откуда она взяла свои тексты, лежавший в стороне от греческого Востока? Последнее всего вероятнее, если примем во внимание, что в Южной Италии и в самой Венеции были греческие монастыри и было православное население. Как бы ни было, этот вопрос в русской историко-литургической науке до первой мировой войны не был выяснен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святитель Василий Великий восхваляется здесь как страж Православной веры, своим богомудрым учением оградивший ее от нападений еретиков и сохранивший ее для верующих во всей чистоте и целости. Наименования же святителя Василия Великого царственным священством и основанием для Церкви знаменательны тем, что на греческом языке созвучны с именем Василий: царское священство по-гречески – βασιλιον ιερατευμα, основание – βασιξ. Первое наименование святой апостол Петр усваивает и всем христианам ( 1Пет. 2, 9 ) в том смысле, что они, подобно избранному еврейскому народу, совмещают в себе и царское достоинство, как чада Царя Небесного по благодати возрождения, и священническое, как посвященные на служение Ему духовными жертвами. Но преимущественно эти достоинства, конечно, принадлежат таким великим святым, как небоявленным, славой небесной осиян ным, святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту . 85 В греческих чинах литургии не видно этого песнопения, а вместо него в некоторых из них народ отвечает на священническое благословение приветствием: на многая лета, владыко (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 67). 86 По некоторым греческим спискам, те и другие слова священник произносит вслух (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 89). 87 В некоторых греческих списках к этому присовокупляется: владыко благослови, т.е. именем Господним преподай нам молитвенное благословение перед выходом из церкви (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 68). 88 Священник Никольский в своей книге «Пособие к изучению устава» ссылается на архиерейский Чиновник, Кормчую книгу, а также на Собор во дни Константинопольского Патриарха Николая. 89 В еврейском: львы бедны и голодны, а ищущие Господа не скудны ни в каком благе (скорее львы, при могучей силе и смелости, легко достающие себе добычу, будут терпеть скудость и голод, чем ищущие Господа будут лишены от Него всякого блага). Читать далее Источник: Объяснение Божественной Литургии/Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

15 бил. А. Константин X Дука. Характер правления. Сельджуки и успехи Алп-Арслана. Половцы. Роман IV Диоген. Италия. Роберт Гвискар. Неблагоприятный оборот дел на Востоке Манцикерт. Свержение Романа. Михаии VII Дука Парапинак. Характер правления. Пселл. Восстание болгар. Дела на востоке. Алексей Комнин, Никифор Вриенний. Никифор III Вотаниат. Столкновение с Гвискаром. Воцарение Алексея I Комнина (118–128). B. Организация сухопутной армии и разведочной службы. Военно-административная реформа Льва Исавра. Ее положительные стороны. Римские наемники в армии (59–62). C. Иоанн Малала. Личность. Сочинение. Его источники, конструкция, состав; влияние Малалы; некоторые стороны вопроса (77–84). 16 бил. А. Алексей I Комнин. Система титулов. Борьба с норманнами. Венеция. Смерть Гвискара. Восстание богомилов. Попытки унии с Западом. Урбан II. Первый крестовый поход (его ход и исход, отношение к Византии). Боэмунд. Новая война с сельджуками. Церковная политика. Вопрос о престолонаследии. Иоанн II Комнин. Характеристика. Морские дела. Венеция. Успехи в борьбе с сельджуками. Мадьяры. Печенеги. Конец Иоанна (129–138). Б. Солдаты и граждане. Аграрный вопрос и крестьяне: законодательство Льва Исавра, Романа Лекапина, Константина Порфирородного и Никифора II Фоки (62–65). С. Иоанн Антиохийский; его отношение к Малале. Пасхальная хроника. Георгий Синкелл: его личность; хроника; ее источники (84–91). 17 бил. А. Мануил I. Западное влияние. 2-й Крестовый поход. Сельджуки и Иерусалимское королевство. Мадьяры и Сербы. Стефан Неманя. Отношение к Норманнам. Рожер. Погром в Греции. Вильгельм I. Венеция. Отношение к Фридриху Барбароссе. Алексей II. Латинофильство правительства. Андроник Комнин. Его характеристика. Национальное восстание против латинян. Андроник I – император. Исаак Ангел. Гибель Андроника I (138–150). B. Аграрная политика Василия Болгаробойцы. Феодализм. Приход франков. Архонты (55–67). C. Феофан Исповедник . Влияние Феофана. Продолжение Феофана. Патриарх Никифор; его два сочинения (91–99).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Война была вызвана захватом генуэзской кампанией Хиоса, монопольным господством Генуи в Черноморье, захватом венецианских кораблей в крымской Кафе, особенно цветущей и сильной в XIV в. генуэзской колонии. В поисках союзников Венеция обратилась в Кантакузину. Последний был осторожен и предпочитал нейтралитет ввиду сербской опасности. Но он не рассчитал, что ослабевшая империя будет втянута в войну помимо его воли. Война началась поражением генуэзского флота у Евбеи; но Виньозо Хиосский вместе с компаньонами по «Магоне» отомстил, разрушив венецианскую Халкиду, тоже на Евбее (1350). Венеция заключает союз с Пизою и с Петром IV Арагонским «для разрушения и окончательного истребления» Генуи и посылает флот под начальством знаменитого Николо Пизано в воды Константинополя. Едва не захватив Галату, Пизано опять предложил Кантакузину союз, обещая субсидию на постройку флота, но Кантакузин опять не решился, и венецианцы в знак разрыва увезли из Константинополя своего баила. Отказавшись от выгодных предложений Венеции и от случая разрушить Галату, Кантакузин не привлек к себе и генуэзцев, наоборот, те начали метать камни в столицу и вынудили Кантакузина объявить им войну и заключить союз с Венецией, но уже без прежних выгодных условий. В это время к нему пришла грозная весть о соглашении между молодым императором Иоанном Палеологом, оставленным в Салониках, и Душаном Сербским (1351). За помощь против Кантакузина Душан требовал все области, оставшиеся у империи к западу от Фракии, кроме Мореи и островов. Подкупленная Душаном свита молодого царя была готова продать сербам все приобретения Палеологов и Кантакузина. Был предрешен брак Иоанна с сестрой жены Душана, болгарской царевной, а дочери Кантакузина, молодой царице Елене, готовился развод и ссылка в Сербию в качестве заложницы. Душан стоял уже под стенами Салоник, в соучастии подозревалась и Венеция. Это был тягчайший удар для Кантакузина. Начав войну с Галатой, он не мог оставить столицы. Но и помимо того ему был известен перевес Душана в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

112 См. также патриаршее послание Неофита VII (август 1802 г.): «Тогда мы решили послать ее переводчикам на святоименную Гору, чтобы они за наш счет ее переписали и исправили, что мы и сделали, намереваясь издать эту книгу типографским способом опять же на наши средства. Но между тем из-за отречения от Вселенского престола мы лишились столь душеполезной мзды, и потому преподобнейшие отцы Святой Горы и многие другие, живущие за ее пределами, издали книгу на пожертвования» (см. в настоящем издании: т. 1, с. 148). См. также: Βος κα πολιτεα... Νικοδμου μοναχο... Σ. 25. 117 Можно было бы предположить, что лаврские отцы дали прп. Никодиму такой совет потому, что знали о происшествии, в результате которого были утеряны писания свт. Григория Паламы . Однако этот случай произошел в 1796 г., при отсылке писаний свт. Григория в Вену, т. е. год спустя после того, как лавриоты сделали свое предложение прп. Никодиму. См.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Τ Πηδλιον κα λλαι κδσεις. Σ. 482. 118 См. в настоящем издании: т. 1, с. 156–157. В первом издании «Пидалиона» (1800 г.) есть список жертвователей на издание. Среди них, помимо святогорцев, перечислены и архиереи (Неофит VII, Григорий V Константинопольский, Иерофей Эврипский, Никифор Феотокис , Макарий Нотара). См.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Τ Πηδλιον κα λλαι κδσεις. Σ. 378–380. 119 Слова из послания патриарха Неофита (см. в настоящем издании: т. 1, с. 147). Дорофей Вулисма в своей докладной записке встал на защиту перевода канонов на язык людей неученых («полуварваров»). См.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Τ Πηδλιον και λλαι κδσεις. Σ. 250–252 ξ.; Idem. εσηγητικ κθεσις το Δωροθου Βουλησμ περ το Πηδαλου. Σ. 345–346 ξ. 120 Митрополит Эврипский Иерофей (1782–1799), родом с Наксоса, впоследствии ставший митрополитом Яннинским (1799–1810), был очень деятельным архиереем. Его усердием были изданы труды прп. Никодима: «Руководство о хранении чувств» (Вена, 1801); «Христианское благонравие» (Венеция, 1803); «Эксомологитарион» (Венеция, 1804); «Толкование на семь Соборных посланий» (Венеция, 1806). См.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. Τ Πηδλιον κα λλαι κδσεις. Σ. 425.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Высота подъема сводов в центральном нефе составляет 45 м, что на 3 м меньше, чем в недостроенном соборе в Бове. Собор, в процессе длительного строительства приобретший множество разновременных и разностилевых включений (особенно хорошо они заметны на его главном фасаде), не имел подражаний и остался уникальным памятником. Десятилетием позже закладки собора герц. Джан Галеаццо Висконти начал строительство ансамбля картузианского монастыря под Павией. Церковь-санктуарий Мадонна-делле-Грацие (1396-1560, Марко Солари, Гуинифорте Солари, Джованни Антонио Амадео; братья Мантегацца, Дольчебуоно, Бенедетто Бриоско, Кристофоро Ломбардо, Галеаццо Алесси) должна была стать усыпальницей Висконти. Она состоит из 3 нефов и обширного центрического хора; центральный неф к 1465 г. был перекрыт крестовыми нервюрными сводами. Значительная часть храма завершалась в период, когда приемы ломбардской архитектуры все больше впитывали ренессансные мотивы, сохраняя, однако, приверженность к дробному и линеарному декору и многосоставному способу организации пространства, характерным для готики. Фасад собора Сан-Марко в Венеции. XII–XVI вв. 5. В XII-XV вв. фасад собора Сан-Марко в Венеции (IX в., реконструкция XI в.; фасад XII-XVI вв.) принял окончательный облик: верхний ярус его обширного нартекса, охватывающего с 3 сторон зап. рукав креста, приобрел готические килевидные завершения закомар и пинакли между ними. В XIV в. в Венеции возводится неск. церквей с готическим декором. Монастырская ц. Сант-Альвизе (нач. XIV в.- 1388) имеет гладкий фасад с треугольным завершением с круглым окном над порталом, которое окончено килем с 2 плоскими декоративными пинаклями по бокам. Аркатура, бегущая по верхнему ярусу фасада (отголосок романской традиции), выделена стрельчатыми очертаниями. Храм имеет неф с плоским перекрытием. В интерьере, над входом, сохранился один из наиболее ранних образцов подвесных хоров, предназначенных для монахинь. Церковь Санто-Стефано (1294-1325; портал 1438-1442) представляет собой вариант «упрощенной готики» ( Fanzoni, Di Stefano.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Резные фигуры пророков на внутренней поверхности арки и изображение орла, символа воскресения, в ее навершии подчеркивают символическое значение входа. На юж. фасаде находятся рельефы вторичного использования (почти все привезены из К-поля), среди которых - порфировая скульптурная группа тетрархов на углу сокровищницы Сан-Марко, и т. н. акританские столпы, к-рые, согласно последним данным, происходят из Византии, а не из Акры, как считалось ранее. Рельефы на зап. фасаде Сан-Марко можно объединить в 3 группы. В 1-ю входят панели из проконнесского мрамора, помещенные на фасаде Сан-Марко в XIII в. и образующие 3 пары ( Tigler. Cat. delle sculture… P. 225-227). По сторонам главного входа в базилику - образы св. воинов, великомучеников Георгия (XIII в.) и Димитрия Солунского (XI-XII вв.), сидящих на походных креслах, с полуобнаженными мечами в руках. Симметрично по сторонам от них представлены Богоматерь (XIII в.) и арх. Гавриил (?), составляющие сцену «Благовещение»; они напоминают не только о тайне Боговоплощения, но и о дне основания Венеции (25 марта 421). На 2 боковых панелях - изображения подвигов Геракла (слева «Охота на немейского льва», V в.; справа рельеф позднего XIII в., в к-ром объединены 2 сюжета: «Охота на керинейскую лань» и «Геракл, убивающий лернейскую гидру»). Хотя рельефы принадлежат к языческим изображениям, они получили в средневек. искусстве новое христ. содержание: изображение Геракла воспринималось как аллегорический образ Христа - разрушителя зла, а сам мифологический сюжет - как аллегория спасения ( Niero. 1993. P. 125-148). Тетрархи. Скульптурная группа фасада. Нач. IV в. Тетрархи. Скульптурная группа фасада. Нач. IV в. Вторую группу образуют скульптуры на 3 перспективных арках главного портала, созданные ок. сер. XIII в. венецианскими мастерами, принадлежавшими к визант. школе, но открытыми влиянию французских и североитал. художников. Выделяются скульптурные изображения 2-й арки с персонификациями месяцев и зодиакальными знаками (на внутренней части арки) и 17 жен.

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Почитание святителя Николая в Венеции Как было сказано, Святитель Николай был одним из покровителей венецианской республики. В одной из бесед церковный историк Венеции монсиньор Антонио Ниеро высказал уверенность, что собор Святого Марка после окончательной реконструкции в 1097 году хотели посвятить не святому Марку, а Святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением его обоим святым. Одним из видимых доказательств этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора Сан Марко рядом с мозаикой, изображающей апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Однако мощи положили в церкви Святителя Николая на Лидо согласно обету, данному самими участниками похода. Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей. Конечно, венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города - церкви Святителя Николая - и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми. Неподалеку от Венеции в направлении Падуи на берегу реки Брента расположен небольшой городишко под названием Мира. Интересна народная легенда, связанная с именем города: моряки, вернувшиеся с товаром из далеких стран, после молитвы у мощей Святителя, отправлялись вверх по течению Бренты, чтобы доставить товар в Падую. После дневного пути они ночевали в деревушке, где устроили часовню, посвященную Мирликийскому чудотворцу. Со временем эта деревушка стала называться Мира в честь Святителя Николая. Сейчас это городок в провинции Венеция, являющийся, кстати, побратимом подмосковного Ступино. Бенедиктинский монастырь на Лидо после положения честных мощей святых Николая Чудотворца, святого Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) и священномученика Феодора стал одним из центров духовной жизни города. В течение последующих лет правителями и состоятельными гражданами жертвовались в дар монастырю церкви, землевладения и денежные вклады, что указывает на глубокое почитание Святителя Николая в Венеции

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010