Если у вас в запасе два дня, то к однодневному маршруту (см. выше) прибавьте поездку по островам севера лагуны, начиная от Торчелло по изложенной выше схеме. Начав путешествие пораньше, вы без спешки одолеете все четыре острова (Торчелло, Бурано, Мурано, Сан-Микеле) даже с остановкой в магазинах кружев на Бурано и художественного стекла на Мурано. По прибытии на  Фондаменте Нове вы окажетесь неподалеку от  храма свв. Иоанна и  Павла и  церкви и  монастыря святого Франциска. Естественно, что  последовательность мест, которые вы сможете посетить, будет зависеть и  от  времени открытия церквей, и  от местонахождения вашей гостиничной «штаб-квартиры». Если Вам нужна помощь можете обратиться в Православный Приход Святых Жен Мироносиц в Венеции . Полезные ссылки > Когда речь заходит о религиозной картине, всё, имеющее отношение к Италии, обычно принято ассоциировать с традиционным католицизмом. Венеция, конечно, земля католическая. Но религиозная ситуация в Венеции всегда была особой. Исторически Венеция занимала срединное положение между Церквями Запада и Востока. Это характерная черта местной духовной и светской культуры. Средневековое стремление к подражанию Византии — пусть первоначально в обрядах и церемониях императорского двора — сохранилось и после четвертого Крестового похода: влияние восточного христианства здесь ощущается и сегодня. Это особенно бросается в глаза в грандиозном соборе Святого Марка, где можно увидеть, к примеру, мраморный готический иконостас конца XIV века (тогда как в католических храмах обыкновенно нет иконостасов) или образ Богородицы Никопея («победоносная») XI-XII веков, перед которым в Византии императорские войска просили заступничества в преддверии битв (по иронии судьбы, точнее, по Промыслу Божьему, икона была захвачена как раз накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода). И сам собор Святого Марка был возведен под руководством византийских мастеров, по образцу константинопольского «Апостолеона» (храма 12-ти апостолов).

http://azbyka.ru/palomnik/Венеция

Европы, куда он проник из Византии. О попытке А. В. подняться на небо повествуется в различных редакциях «Романа об Александре». Иконография полета, или вознесения, А. В. была призвана выражать торжество имп. идеи, а кроме того, прославление царской и княжеской власти. А. В. изображался сидящим на колеснице или в корзине, возносимой двумя грифонами (позднее - птицами), в руках он, как правило, симметрично держал две палки с приманкой для грифонов, иногда его изображали с державой в правой руке. Эта композиция встречается на наружных рельефах соборов, на царских коронах и диадемах, на драгоценных блюдах и др. К числу наиболее известных памятников с «Вознесением А. В.» относятся: южноитал. шкатулка из слоновой кости, X в. (Музей в Дармштадте (Hessisches Landesmuseum)); фрагмент эмалевой диадемы из раскопок в Преславе, XI в. (Археологический музей. София); золотой медальон с эмалями из Пала д " Оро, XII в. (собор Сан-Марко в Венеции); рельеф в ц. Св. Софии в К-поле, XII в., рельеф на фасаде собора Сан-Марко в Венеции, XII в.; эмалевое артукидское блюдо, сер. XII в. (Тирольский музей Фердинандеума. Инсбрук); серебряное блюдо с рельефами из региона гос-в крестоносцев, ранний XIII в. (ГЭ); рельефы из мон-ря Дохиар на Афоне и ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), предположительно XIV в. Сохранилось неск. изображений «Вознесения А. В.» в памятниках Др. Руси: на золотой диадеме, украшенной эмалями, XI в.; в рельефах Успенского собора во Владимире, 1158-1161 гг., Дмитриевского собора во Владимире, 1193-1197 гг., и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском , 1230-1234 гг. Композиция «Вознесения А. В.» входила в число апотропеических (охранительных) сюжетов, ограждающих от сил зла. В соборе Сан-Марко в Венеции рельеф с «Вознесением А. В.» имеется в составе цикла, к-рый включает святых воинов и подвиги Геракла, а на рельефе из мон-ря Дохиариу по сторонам А. В. представлены 2 львиные маски. Вероятно, это отзвуки эллинистической традиции, уподоблявшей А. В. Гераклу. в) Портреты А.

http://pravenc.ru/text/64334.html

В базилике Сан-Марко проходили важнейшие гос. церемонии, прежде всего инвеститура дожа. Сохранилось самое раннее описание ритуала избрания дожа Доменико Сельво (1071-1084): после избрания, разувшись, он вступил в храм и простерся на полу, воздав благодарность Богу и М. за дарованную ему честь, а затем взял с алтаря жезл - символ власти. После этого во дворце дож принял клятву верности и одарил присутствующих ( Dominicus Tinus. Relatio de electione Dominici Silvi Venetorum ducis//Testi storici veneziani (XI-XIII sec.). Padova, 1999. P. 102-104). Впоследствии во время инаугурации дож принимал у алтаря знамя (vexillum) и клялся верно служить гос-ву. Считалось, что правитель получал власть над республикой от Бога и М., поэтому его титуловали «Божией милостью дож» (Dei gratia dux); нередко дожа изображали стоящим на коленях перед М., который вручал ему знамя ( Fasoli. 1973. P. 266-267). Т. о., дож был «светским администратором... гражданского культа, в центре которого находилась фигура св. Марка» ( Muir. 1981. P. 262). В XVI в. дожа после избрания представляли народу с порфирового амвона, затем он целовал алтарь, клялся оберегать церковь М. и получал церемониальное знамя (Ibid. P. 281-288; см. также: Cessi R. L " investitura ducale//Atti dell " Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. Cl. di Scienze, Morali, Lettere ed Arti. 1968. Vol. 126. P. 251-294). Перед алтарем евангелиста совершалась инвеститура и других должностных лиц, напр. капитан-генерала: патриарх передавал дожу знамя М., лежавшее на алтаре, а тот вручал его новому полководцу; тем временем патриарх молился о даровании ему победы над врагами ( Muir. 1981. P. 258-259). На пл. Сан-Марко перед базиликой проходили торжественные празднества, которыми Венеция прославилась в эпоху Возрождения. Ежегодные церемонии, включавшие как церковные праздники, так и памятные даты исторических или легендарных событий, иногда определяются как «гражданские литургии» во главе с дожем (Ibid. P. 74). Важнейшей формой праздничного действа была процессия с участием дожа, членов сената и других должностных лиц и прелатов, а также иностранных послов, членов конгрегаций секулярных клириков, монашеских орденов, главных скуол и т.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

В верхней части арки, повторяющей форму рамы, представлены 11 ангелов. В т. н. готической короне главного фасада внешний край верхних арок украшен растительными мотивами в виде бутонов, из центра которых появляются полуфигуры пророков, иллюстрирующие Пс 91.13 («Праведник цветет как пальма…»); в навершии каждой арки помещены скульптуры 4 св. воинов. На лоджии Сан-Марко помещена квадрига из позолоченной бронзы (ныне - копия, оригинал находится в музее базилики). Квадрига стояла на к-польском ипподроме и была привезена в Венецию по желанию дожа Энрико Дандоло после взятия К-поля крестоносцами. Она была установлена на лоджии в правление дожа Реньеро Дзена (1252-1268). Т. о., Венеция желала продемонстрировать свое преемство от Др. Рима и Нов. Рима - К-поля. Это единственный сохранившийся в мире пример античной многофигурной скульптуры. Мозаичная декорация Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустикком из Торчелло в 828 г. в Александрии. Мозаика. 1215–1280 гг. Обретение мощей ап. Марка венецианцами Боном из Маламокко и Рустикком из Торчелло в 828 г. в Александрии. Мозаика. 1215–1280 гг. Мозаичная декорация базилики создавалась в течение 8 веков. Самые ранние ее части относятся к XI в. или к нач. XII в. (в нишах над главным входом из нартекса в наос базилики), самые поздние - к XIX в. (на фасаде, в люнете над главным входом; воспроизводят сюжет древней, не сохр. мозаики). В общей сложности они занимают 8 тыс. кв. м и расположены в куполах, на сводах, стенах, в интерьере базилики и снаружи в разных зонах. Обширный сюжетный репертуар мозаик Сан-Марко включает ветхозаветные и новозаветные сцены, христологический, Богородичный, апостольский циклы, житийные циклы ап. Марка, ап. Иоанна Богослова, ап. Петра, сщмч. Климента, мч. Исидора Хиосского, св. Иоанна Крестителя, св. Леонарда, аллегорические фигуры и многочисленные единоличные изображения святых. Вместе они образуют стройную программу, главная тема к-рой - воплощение Христа и дело спасения человечества.

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Положение во гроб. Воздух. 2-я пол. XVII в. (РИАМЗ) и покровцов не существовал до XVII в. и появился в опубликованном в 1641 г. в Киеве Требнике митр. Петра (Могилы); образцом для свт. Петра послужили чинопоследования лат. ритуала. В совр. рус. изданиях Требника приводится тот же чин, что и в Требнике митр. Петра, состоящий из одной молитвы и окропления покровцов св. водой (Требник малый. Ч. 2. С. 419-420). В греч., как и в древнерус., практике особый чин освящения В. неизвестен. Изображения на В. Полагают, что традиция вышитых изображений на В. появляется в Византии в эпоху династии Палеологов, в XIII-XV вв. ( Johnstone. P. 10), но к самым ранним из сохранившихся «больших воздухов», вероятнее всего, следует отнести В. «Распятие с предстоящими» из Новгорода (XII в., ГИМ. 128×188 см - Ефимова Л. В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII в. в собр. Исторического музея//Рус. искусство XI-XVII вв. М., 1986. С. 128-135) и визант. В. «Положение во гроб» из собора Сан-Марко (XII в., музей собора Сан-Марко, Венеция). Согласно типологии, предложенной Ю. Бойчевой, относящей к В. также и малые покровцы для покрытия потира или дискоса ( Бойчева. С. 13), существуют 2 принципа декорации В.: иллюстративный, указывающий на евхаристическую службу, и символический, обусловленный различными толкованиями В. Иллюстративный принцип представлен в памятниках сюжетами: «Причащение апостолов» (ГИМ; РИАМЗ), «Агнец Божий» и др. Символический поясняет догмат о Воплощении и Искупительной Жертве Христа: «Распятие Христово» (в среднике, 51×52 см. XV в., ГРМ) с поясными фигурами 4 евангелистов и 8 апостолов на каймах; «Распятие» (XVII в., ГММК), «Снятие с креста» - вклад валашского господаря Нягое Басараба и его жены Деспины в монастырский храм Успения Богоматери в Куртя-де-Арджеш (1517-1519, ГММК. 161×207,5 см) и «Положение во гроб». В свою очередь Л. Миркович разделяет иконографию погребаемого Христа в декорации В. на 2 варианта: «гимнографический» (иконография определяется песнопениями Великой субботы) и «литургический» (иконография определяется чином литургии; уместнее было бы определение «литургийный») ( Миркович. 2004). Этой типологии следует и О. Дроздова, чья работа является наиболее полным на сегодняшний день исследованием иконографии В. и плащаниц с образом «Положение во гроб» и близкими к нему ( Дроздова. 2005).

http://pravenc.ru/text/155094.html

барон Ган Александр Адольфович Мойка, 10, кв. Кейслер 13 .XI Приняты на Совете 18.XI Лихарева Софья Алексеевна Каменноостровский проспект, д. 56, кв. 9 Полянская Зинаида Иммануиловна Гатчинская ул., д. 31, кв. 38 3 .XI Принята на заседании Совета 18.Х1 И. Книжник Гатчинская ул., д. 31, кв. 38 3 .XINpuhяm на заседании Совета 18.Х1. Уехал из Петрограда. Согласно письму И. Книжника 19 (1916) И. Книжник Карякина Александра Иосифовна Петроградская сторона, Большой проспект, д. 54 3 .XI Принята на заседании Совета 18.XI И. Книжник Котылева Ольга Иммануиловна Боровая ул., д. 24, кв. 6 13 .XI Принята на заседании Совета 18.XI И. Книжник Черносвитова Надежда Кирилловна, слушательница Высших женских курсов Шпалерная ул., д. 32, кв. 14 21 октября. Принята на заседании Совета 18.XI А.В. Карташев Личная записка Гейнрихсдорф Анна Яковлевна, слушательница Высших женских курсов Васильевский остров, 8 линия, д. 39, кв. 12 21 октября. Принята на заседании Совета 18.XI А.В. Карташев Личная записка Пиленкова Елена Ивановна Гоголя ул., д., 5 кв. 16 Принята на заседании Совета 18.XI А.В. Карташев через И.Д. Холопова и А.С. Записка Вилькорейская Тамара Альбертовна Невский прт., д. 119, кв. 9 Принята на заседании Совета 9.XII В.В. Гиппиус Записка Артобалевский Александр Федорович, управляющий по делам Совета Всероссийского Попечительского общества о пленных славянах Большая Зеленина ул., д. 22б Заседание Совета 9.XII Визитная карточка Воскресенская Александра Константиновна Фонтанка, д. 62, кв. С.К. Воскресенского Заседание Совета 9.XII В.В. Успенский Записка кн. Оболенская Мария Васильевна Стремянная ул., д. 13 Заседание Совета 9.XII А.П. Никифорова Титов Иван Васильевич, член Государственной Думы Николаевская ул., 26 27 .XI.1915, заседание Совета 9.ХП А.В. Карташев Записка Суворовский пр., д. 47, кв. 38. Постоянный адрес: здесь, I Пехотный запасной батальон 18 .XI.1915, заседание Совета 9.XII Вонштейн Борис Давидович, инженер Каменностровский прт., д. 9, кв. 67 26 .XI, заседание Совета 9.XII

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Перрон. там же, стр. 302. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 70. Спб. 1856 г. 392 Перрон, там же, стр. 299–300. Римск. катих. стр. 337. В некоторых случаях при мирономазании бывают у латин и восприемники. Перрон. там же, стр. 302. 395 Тертуллиан. О крещен, гл. 6. 7: твор. ч. 2, стр. 11–12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр; 281. Венеция, 1728 г. Геннад. массил. О церковн. догмат. гл. 21: прибавл. к 8 том. твор. бл. Августина стр. 74. Антверпен, 1700 г. 396 Постап. апостол. кн. 7, гл. 43–44: твор. муж. апостол. врем. т. 1, стр. 384–385. Амстердам, 1724 г. 397 Св. Кирилл. иерусал. Тайновод. слов. 3, чл. 3–4: твор. стр. 365. Москва, 1855 г. Св. Ефрем. сирин. Прибавл. к твор. св. отц. на 1849 г. стр. 123. II вселенск. собор. прав. 7 и VI bceлehck. собор. прав. 95: книг. правил, стр. 40. 104. Спб. 1843 г. 398 Ассеман. Собран. литург. т. 3, стр. 83–84. 111–112. Иосиф., армянск. архиеписк. Чин. миропомаз. у армян. Спб. 1799 г. 400 Тертуллиан. О крещен. гл. 7 и 8: твор. ч. 2, стр. 12–13. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Януарию и Юбаиану. твор. стр. 269 в 281. Венеция, 1728 г. Св. Кирил. иерус. Тайновод. Слов. 3: твор. стр. 366–367. Москва, 1855 г. Св. Амврос. медиол. О таинств. кн. 3, гл. 2: твор. ч. 1, л. 234 на обор., изд. 1516 г. 401 Из творений отцев и писателей западной церкви, живших до седьмого века, видно, что в их время при совершении Миропомазания читалась молитва (Тертуллиан. О Крещении гл. 7: твор. ч. 2, стр. 12. Спб. 1849 г. Св. Киприан. Письм. к Юбаиану: твор. стр. 281. Венеция, 1728 г. Бл. Иероним. Разговор. прот. люцифериан: твор. т. 4, ч. 2, стр. 295. Париж, 1706 г.). Но какая именно была молитва сия, отцы и писатели эти не говорят. В первый раз встречается она в требнике св. Григория двоеслова (Твор. т. 3, стр. 73. Париж, 1705 г.), а потом и у других писателей западных, но в весьма разнообразном виде. Амалар. О служб. церковн. гл. 27. Александр. галенск. Сущн. богослов. ч. 4, вопр. 9, чл. 1. Кстати заметим здесь, что латинские писатели несправедливо поступают, когда с уничижением отзываются о словах, употребляемых при Миропомазании по чину Церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский († 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: " Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством " . Иконописный подлинник Новгород. XV. Святители Афанасий, Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Византия. X. Избранные святые (фрагмент). Икона. Византия. X в. 34,5 х 25,2. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет. Византия. XII. Распятие с избранными святыми на полях. (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае. Сербия. 1209. Свт. Василий. Фреска. Сербия (Студеница). 1209 г. Константинополь. Ок. 1316-1321. Свт. Василий. Фреска. Константинополь (Хора). Около 1316-1321 г. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Свт. Василий Великий с житием. Икона. Русь. Начало XVII в. 119 х 82. Из Покровской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Венеция (?). 1683. Свт. Василий Великий. Эммануил Тзане Мпуниалис, иерей 1683. Икона. Венеция (?). 1683 г. Собрание Музея икон. Венеция.

http://patriarchia.ru/db/text/909470.htm...

Перечислим важнейшие труды такого характера. 1) На Востоке . В греческой церкви Месяцесловы, напр. Месяцеслов императора Василия (изд. кардиналом Аннибалом Альбани, Урбино 1727, и др.), сохранили прежнюю близкую к календарям форму, тогда как Минеи (месячники) включают в себя кроме подробных житий святых, расположенных по месяцам, службы и песнопения в честь их. О Минеях упоминает уже Феодор Студит , говоря, что жития святых наполняют двенадцать томов (Ер. 2 ad Plat., ed. Sirmoud., I, 181). Громадный житийный материал, накопившийся с первых столетий, был использован Симеоном Метафрастом , сановником византийскаго двора (X в.), переработан в нравоучительном духе и украшен вымыслами его богатой фантазии. Агиологические труды его, изданные у Миня (Ser. Gr. t. CXIV—CXVI), послужили самым распространенным первоисточником для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Из переработок его труда отметим «Новый рай» критского монаха Агапия Ландоса (изд. в Венеции в 1641 году). Средину между Месяцесловами и Минеями занимают Синаксари или Прологи. Слово синаксарь — собрание, сборник, указывает на то, что христиане в великие праздники и дни особенно чтимых святых собирались в храмы. Эти дни и означались в Евагелиях, Апостолах и других богослужебных книгах, но потом сюда вошли и краткие жизнеописания святых. Тогда как Синаксари ближе подходят к Месяцесловам и иногда даже отождествляются с ними, Анфологии включая в себя литургический материал, стоят ближе к Минеям. Таков напр. Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме в 1598 г. Из новейшей греческой литературы по агиологии следует отметить труды Никодима Святогорца (в 1819): «Новый сборник», Венеция 1803, 1862, «Новый Мартиролог», Венеция 1799, «Синаксарист», Венеция 1819, Конст. 1842, Закино и Афины 1869; монаха Агапия: «Рай» — 1863, «Новый Рай» — из Метафраста, «Сборник», 1869, «Благовремение», 1865; «Новый луг», изд. по определению синода греческой церкви; «Великий синаксарист», составленный К. Дукакисом на основании вышеуказанных сочинений; «Жития святых» Трифона Евангелида, 1895, и «Византийский праздникослов» М. Гедеона, 1896.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

Любим армянами был и жанр агиографии: сохранилось множество древних и более поздних переводов житийной литературы, некоторые сочинения переводились даже дважды, причем сохранились оба варианта перевода. Из древних переводов отметим, например, «Житие Павла Пустынника» и «Житие блаженного отшельника Антония Египетского, послание Афанасия» [Жития святых отцов и их политика к переводу древних книг. Т. 1–2. Венеция, 1855 (на арм. яз.)], «Историю восточных мучеников» Маруты и «Слово о восточных мучениках», где повествуется о мучениках, пострадавших во время гонений на христиан в дни Шапуха II (310–379) в Персии. Перевод двух последних текстов принадлежит Абрааму Зенакаци, о нем упоминают Егише и Лазар Парпеци. Впоследствии подобного рода сочинения были объединены в сборники «Жития святых» или «Жития отцов», «Сборники избранных речей» ( Чарынтйрк) [Сборник речей. Венеция, 1822 (на арм. яз.)], «Четьи Минеи» (Айсмавурк). Наряду с переводными материалами в эти сборники включены оригинальные произведения об армянских святых – например, житие св. Алексея (Алексианоса), известное как «История сына римского царя, которого звали Божьим человеком» [Жития святых отцов. Т. 1. Венеция, 1855. С. 138 сл. (на арм. яз.)], или «Житие блаженного аввы Марка и кончина его» (Там же. С. 188 сл.). 199 История жизни и смерти блаженного мужа, святого вардапета Маштоца, нашего переводчика, (написанная) учеником его, вардапетом Корюном/Текст со сличениями рукописей, переводом, введением и примечаниями М. Абегяна. Ер., 1941 (на арм. яз.); Корюн. Житие Маштоца/Пер. Ш.В. Смбатяна, К.А. Мелик–Огаджаняна. Ер., 1962; Gorioun. Biographie du Bienheureux et saint docteur Mesrob/Trad, pour la premiere fois en fran9ais par J.–B. Emine/Collection des historiens anciens et modemes de FArmenie. T. II. Paris, 1869. P. 1–16; Goriun’s Lebensschreibung des heil. Mesrop/Aus dem armenischen Urtexte zum ersten Male tibers. und aus armenischen schriftstellem erlautert von Dr. B. Welte. Tubingen, 1841; Miiller E Gazar Pharpetshi und Koriun/Wiener Zeitschrift f. d. Kunde d. Morgenlandes. 1891 (5). S. 36–38; Coriun. The Life of Maschtots/Trans. Bedros Norechad. New York, 1964; Бюзандаци H. Вардапет Корюн и его переводы. Тифлис, 1900 (на арм. яз.); Ачарян Р. Источники по истории Месропа и изобретение алфавита. Париж, 1907; Thorossian Н. Histoire de la litterature armenienne. Paris, 1951.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010