Город, задуманный как Нов. Рим и названный в честь императора К-полем, на многие столетия стал символом богатства и могущества В. и., ее блеска и великолепия. Большой дворец императоров, многочисленные храмы, в т. ч. собор Св. Софии, резиденции аристократов, занимавшие целый квартал, украшали город. Уже Константин Великий начал свозить сюда из разных культурных центров древности памятники искусства. К-поль был превращен в музей под открытым небом. Обелиск егип. фараона Тутмоса III, завершавшаяся золотым треножником змеиная колонна из Дельф, сооруженная в честь победы при Платеях, рим. волчица, квадрига Лисиппа, увезенная после 4-го крестового похода в Венецию и находящаяся ныне в музее собора Сан-Марко, были установлены на к-польском ипподроме. К-поль играл определяющую роль в политической истории империи. В отличие от мн. европ. гос-в, менявших резиденции правительства, К-поль с 476 г. был единственной столицей империи и оставался ею до падения империи. Время существования В. и. соответствует сроку жизни К-поля - от 11 мая 330 г., когда произошло освящение новой столицы («день рождения Города» был для византийцев одним из главных праздников), до 29 мая 1453 г.- дня завоевания ее турками. Квадрига Лисиппа (музей собора Сан-Марко. Венеция) Квадрига Лисиппа (музей собора Сан-Марко. Венеция) Если Рим, древняя столица империи, был городом сената, то новая столица формировалась как город императора. Константин стремился дать постоянное пристанище своему двору и имперской администрации (до этого они переезжали вслед за императором из города в город) и пространственно отделил служилую аристократию от старинной рим. родовитой знати. Чтобы уравнять их статус, вместо старого сенаторского cursus honorum был утвержден новый тип карьеры сенатора: через службу в гос. аппарате и при дворе императора. Византийская империя в IV-VI вв. Византийская империя в IV-VI вв. В отличие от Рима К-поль был личной имп. резиденцией, городом Константина, неразрывно связанным с основателем и его наследниками.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Зап. происхождения и живописное распятие из ц. Санта-Мария Глориоза деи фрари (хотя исполнено мастером из В.); его тип и характер живописи схожи с памятниками центр. Италии (умбрийско-тосканская школа) и связаны с жизнью ордена св. Франциска. Обретение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко) Обретение мощей ап. Марка. Фрагмент Пала Фериале. 1345 г. Худож. П. Венециано (Музей собора Сан-Марко) В XIV в. живопись В. по-прежнему ориентируется на Восток (на «греков»), пренебрегая достижениями запада, в т. ч. Джотто. Только нек-рые произведения демонстрируют знание о пост-джоттовском искусстве, напр. «Снятие с Креста» и «Положение во Гроб» из капеллы св. Причастия в ц. Апостолов; миниатюры рукописей (антифонариев), заказанных для Сан-Марко в 1318 г. Этот период определяет развитие худож. Паоло Венециано, самого значительного из мастеров В. XIV в., в его творчестве визант. иконографические типы и техника письма сочетаются с готическим рисунком и колоритом, напр. Пала фериале (будничный алтарь Сан-Марко, 1345), созданный им вместе с сыновьями по заказу дожа А. Дандоло. Дворец дожей. Внутренний двор. Арка Фоскари (слева). 1440–1445 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Дворец дожей. Внутренний двор. Арка Фоскари (слева). 1440–1445 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Расцвет искусства готики в Зап. Европе совпал со временем политического могущества и торговых успехов В., к этому периоду относится целый ряд ее важнейших архитектурных ансамблей. Принцип свободного рисунка, характерный для готики, в сочетании с многоцветием окружающей среды (цвет воды, камней, кирпича) усилил значение фасадов церквей и дворцов В. Отказываясь от архитектонической силы визант. аркад, мастера готики придали фасадам образ деликатной вуали, разделяющей публичную и частную жизнь. Развитие готики в В. имело неск. этапов: ранний, с использованием венето-визант. округлой арки (дворцы Лоредан и Фарсетти), превратившейся в стрельчатую поначалу во внешних очертаниях арки (фасады дворца Виттури на площади Санта-Мария Формоза, XIII в.), а затем и полностью.

http://pravenc.ru/text/150247.html

30–40-е гг. XI в. М. мон-ря Осиос Лукас, собора Св. Софии в Киеве и мон-ря Неа-Мони на Хиосе, занимающие значительные поверхности стен и сводов в этих храмах, принадлежат к «аскетическому направлению», возникшему в кон. V - нач. VI в. и получившему наибольшее распространение в визант. живописи во 2-й четв. XI в. Они были выполнены разными мастерами, и при сходстве общих установок на создание строгих, отрешенных, глубоко сосредоточенных образов отличаются оттенками образного строя и нюансами построения форм. Так, в Осиос Лукас образы более светлые, радостные, словно демонстрирующие итог духовного восхождения, а не трудный путь аскезы, яркие цвета усиливают представление о мощи пронизывающего все поверхности света. В соборе Св. Софии в Киеве изображения подчеркнуто суровые, формы наиболее схематичные и абстрактные, цветовая гамма приглушеннее; особенно акцентирована связь мозаичных композиций с литургией, обозначены темы апостольского служения, христ. просвещения, принадлежности Руси к числу гос-в, пребывающих в лоне Вселенской Церкви ( Сарабьянов, Попова. 2017. С. 392, 480-481). Важнейшая роль отведена образам святых, по сравнению с визант. храмами той эпохи в киевском соборе их больше. В Неа-Мони изображения мягче, гармоничнее, колористическое решение богаче, трактовка каждого образа более индивидуальна, тоньше эмоциональные и психологические градации (Там же. С. 433). Если мон-ри Осиос Лукас и Неа-Мони были построены и получили свое мозаичное убранство при поддержке визант. императоров, то украшение М. обширных поверхностей интерьера собора Св. Софии в Киеве, очевидно, свидетельствует о стремлении князей подражать василевсам, сделать свой главный храм столь же великолепным, как собор Св. Софии в К-поле. Архангел. Мозаика в конхе апсиды капеллы Дзен собора Сан-Марко, Венеция. Нач. XII в. Архангел. Мозаика в конхе апсиды капеллы Дзен собора Сан-Марко, Венеция. Нач. XII в. Аскетическое направление получило продолжение в М., созданных во 2-й пол. XI - нач. XII в. визант.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Другие, близкие к СПб 216, псалтыри: а) Синод. Библиот. гр. 356 (X в.), б) СПб гр. 214 (XI в.), царевича Константина, сына Еммануила VIII (слово καθισμα не находится перед Пс. 1 , а после Пс. 8 , указывая место, где полагается сидение, пока исполняется «седален», между тем как псалмы читались стоя («статья» – στασι? – statio). в) СПб гр. 663 (XII в.), где нет самого слова «кафисма», но после каждых трех «слав» читается Трисвятое и Отче наш, что указывает, что Псалтырь читалась вне служб. 2) – Современный Часослов 133 См. историческое введение к Часослову: «La priere des Heures» (Молитва часов), Chevetogne, 1975: общее и частичные предисловия отца Николая Эгендэра (N. Egender); см. Каратаев, «Библиографические заметки о старославянских печатных изданиях», СПб, 1872. Часослов является в разных объемах: 2 . Малый Часослов,  содержащий: а) Все суточные службы (часы, вечерня, повечерие и т. д.), б) Тропари и кондаки праздников и наиболее чтимых святых, в) Некоторые каноны и акафисты г) Молитвы на разные случаи. Рукописи: Афон, Ватопеди 1248 (XI в.); см. А. Никольский , Описание слав. рукописей. в архиве Синода, 1, NN 127, 128, 130. Издания: Москва, 1901, 1961. 3 . Большой Часослов  (Иерейский Молитвослов): а) Все суточные службы с иерейскими молитвами и диаконскими ектениями (из Служебника), б) Полный календарь с тропарями и кондаками каждого дня, в) Каноны и акафисты, г) Пасхалия и прочее. Славянские издания: Краков, 1491 (Часословец); Венеция, 1493; Москва, 1913; Рим, 1950 и др. Греческие издания: Каллиергис, Венеция, 1509; Да Сабио, Венеция, 1523; Варфоломея Кутлумусия с благословением Константинопольск. патриарх., Венеция, 1832; кард. Питра, Рим, 1876, Константинополь, 1900. 4 . «Псалтырь с восследованием»  (Следованная Псалтырь): а) Полная Псалтырь с песнями, с указаниями для келейного чтения, б) Все суточные службы и т. д., как Большой Часослов.. Рукописи: Синод. Библ. 431 (см. Описание., III, 1, 537). Издания: Краков, 1491 (16 изданий до 1600 г.); Москва 1906. 5 . Анфологий  (A­ νθολγιον) 134

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другие, близкие к СПб 216, псалтыри: а) Синод. Библиот. гр. 356 (X в.), б) СПб гр. 214 (XI в.), царевича Константина, сына Еммануила VIII (слово καθισμα не находится перед Пс. 1, а после Пс. 8, указывая место, где полагается сидение, пока исполняется «седален», между тем как псалмы читались стоя («статья» — στασι? — statio). в) СПб гр. 663 (XII в.), где нет самого слова «кафисма», но после каждых трех «слав» читается Трисвятое и Отче наш, что указывает, что Псалтырь читалась вне служб. См. историческое введение к Часослову: «La priere des Heures» (Молитва часов), Chevetogne, 1975: общее и частичные предисловия отца Николая Эгендэра (N. Egender); см. Каратаев, «Библиографические заметки о старославянских печатных изданиях», СПб, 1872. Часослов является в разных объемах: 2. Малый Часослов, содержащий: а) Все суточные службы (часы, вечерня, повечерие и т. д.), б) Тропари и кондаки праздников и наиболее чтимых святых, в) Некоторые каноны и акафисты г) Молитвы на разные случаи. Рукописи: Афон, Ватопеди 1248 (XI в.); см. А. Никольский, Описание слав. рукописей. в архиве Синода, 1, NN 127, 128, 130. Издания: Москва, 1901, 1961. 3. Большой Часослов (Иерейский Молитвослов): а) Все суточные службы с иерейскими молитвами и диаконскими ектениями (из Служебника), б) Полный календарь с тропарями и кондаками каждого дня, в) Каноны и акафисты, г) Пасхалия и прочее. Славянские издания: Краков, 1491 (Часословец); Венеция, 1493; Москва, 1913; Рим, 1950 и др. Греческие издания: Каллиергис, Венеция, 1509; Да Сабио, Венеция, 1523; Варфоломея Кутлумусия с благословением Константинопольск. патриарх., Венеция, 1832; кард. Питра, Рим, 1876, Константинополь, 1900. 4. " Псалтырь с восследованием " (Следованная Псалтырь): а) Полная Псалтырь с песнями, с указаниями для келейного чтения, б) Все суточные службы и т. д., как Большой Часослов.. Рукописи: Синод. Библ. 431 (см. Описание., III, 1, 537). Издания: Краков, 1491 (16 изданий до 1600 г.); Москва 1906. выбранный материал из Минеи, Триоди и Октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Вот ладно, как муж приказал, так жена и сделала: сидит да горючими слезами заливается. Приходит мужик в горницу, она его и спрашивает: «Тебе что?» – «За должком к Марку Богатому», – отвечает бедный. «Ну, мужичок, Марко Богатый приказал долго жить; сейчас только помер». – «Царство ему небесное! Позволь, хозяйка, за мою копеечку послужу ему – хоть грешное тело обмою». С этим словом ухватил чугун с горячей водою и давай Марка Богатого кипятком ошпаривать. Марко еле терпит, морщится да ногами дрыгает. «Дрыгай не дрыгай, а копейку подай!» – говорит бедный. Обмыл, снарядил как надо. «Ну, хозяйка, покупай гроб да вели в церковь выносить; я стану над ним псалтырь читать». Положили Марка Богатого в гроб и вынесли в церковь; а мужик стал над ним псалтырь читать. Наступила темная ночь. Вдруг открывается окно и лезут в церковь воры-разбойники; мужик за алтарь спрятался. Воры влезли и начали меж собой добычу делить; все поделили, остается золотая сабля – всякий к себе тащит, никто не уступает. Бедный как выскочит, как закричит: «Что вы спорите? Кто мертвецу голову отрубит, того и сабля будет!» Марко Богатый вскочил сам не свой. Воры испугались, побросали свою казну и кинулись бежать. «Ну, мужичок, – говорит Марко, – давай деньги делить». Разделили поровну; много досталось и тому и другому. «Что ж копеечку?» – спрашивает бедный. «Эх, брат, сам видишь – мелких нет!» Так-таки и не отдал Марко Богатый копеечки. Народные анекдоты Старуха-мать ругала мальчишку, чтоб он не ходил на реку купаться: «Ну, курвин сын, смотри, коль утонешь, так и домой не ходи!» Раз зимою ехали по Волге-реке извозчики. Одна лошадь заартачилась и бросилась с дороги в сторону; извозчик тотчас погнался за нею и только хотел ударить кнутом, как она попала в майну и пошла под лед со всем возом. «Ну, моли Бога, что ушла, – закричал мужик, – а то я бы нахлестал тебе бока-то!» Поехал молодой мужик на промыслы, а жена пошла его провожать; прошла с версту и заплакала. «Не плачь, жена, я скоро приеду». – «Да разве я о том плачу? У меня ноги озябли!»

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Для народного поэта Марко – не какой-то «сверхчеловек» и не «герой ради геройства». Наш народ никогда не создавал культа геройства как такового, культа голой силы – какого бы то ни было «сверхчеловека». Поэтому для сербов идеал воплощали не Марко Королевич или Старина Новак, т.е. герои и гайдуки, а были для них идеалом страдальцы за правду и веру – Святители, Мученики и подвижники во имя Христа Бога. Ибо «лучше лишиться головы, чем принять грех на свою душу». Потому и сербская народная поэзия насквозь проникнута христианским духом, причем именно православным церковным духом. «Народная песня без Церкви и вне Церкви не могла бы и появиться, и дело здесь в духовной связи народа с Церковью, а не в какой-либо социальной или экономической обусловленности» (Марко Маркович). Вот чем именно обусловлено то, что сербские народные песни проникнуты – еще более, нежели героизмом – духом человечности, христианской гуманности и богообразности. Вот что о сербском понимании человечности и геройства свидетельствовал Марко Милянов, известный сербский герой нового времени (сам себя он считал сербом), который лично был последовательным сторонником и защитником такого христианского человечности и геройства. Он считал, что геройство – победить другого, тогда как человечность – победить себя ради другого. Человечность заключается в добродетели терпеливости и самообладания, в жертвовании себя «за общую и Божию правду». О двух своих героях Марко Милянов говорит: «Они много героических воспоминаний в народе оставили, причем не о диком и зверском геройстве (определения очень показательны – А.Е.), а о смиренном, полном набожности и великодушия». Своему же племяннику М. Милянов оставил завет не скрывать пороков своего племени, как и доброделей, а также всегда указывать на то, что «должно чинить полезное для народного развития и Божией правды», ибо как раз это является настоящей добродетельностью и «Божиим благом, которое нам душу и сердце радует». «Дворцов не имеем, но церквами и монастырями засеяны»

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Иероним в полемической «Апологии против книг Руфина» ( Hieron. Adv. Rufin. II 17// Saint J é r ô me. Apologie contre Rufin/Éd. P. Lardet. P., 1983. P. 144. (SC; 303)). Вскоре в Риме укрепилось представление о К. как о мученике. В послании африкан. епископам (417) св. Зосима , еп. Римский, пытался подкрепить оправдание Целестия ссылкой на авторитет К.; святой отстаивал учение ап. Петра и «веру, которую он усвоил и проповедовал, освятил мученичеством» (ut fidem, quam didicerat ac docuerat, etiam martyrio consecraret - Jaff é . RPR. N 329; Epistulae imperatorum pontificum aliorum... Avellana quae dicitur collectio/Ed. O. Guenther. W., 1895. T. 1. P. 99-100). В полемическом трактате о божественном предопределении, написанном, вероятно, в Риме в годы понтификата Сикста III (432-440) или немного позднее, говорится о «святом Клименте, Римском епископе и достойнейшем мученике Христа» (Christi dignissimus martyr - Praedestinatus. I 14//PL. 53. Col. 591). К. назван мучеником в постановлениях Собора галльских епископов, состоявшегося в нояб. 442 г. в Вазионе (ныне Везон-ла-Ромен, Франция) (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 98. (CCSL; 148)). Важнейший агиографический текст, связанный с почитанием К.- Мученичество, известное в лат. (BHL, N 1848) и греч. версиях. До XX в. лат. версия считалась переводом греч. оригинала, поэтому исследователи почти не уделяли ей внимания. Однако после исследования П. Франки де Кавальери ( Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 3-17; Delehaye. 1936. P. 101) лат. версия была признана оригинальной, греч. текст - переводом. Сщмч. Климент совершает богослужение, Сисиний и Феодора. Мозаика капеллы сщмч. Климента в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон. XI в. Сщмч. Климент совершает богослужение, Сисиний и Феодора. Мозаика капеллы сщмч. Климента в соборе Сан-Марко, Венеция. Кон. XI в. Лат. Мученичество сохранилось более чем в 70 рукописях, среди самых ранних - St. Gallen. Stiftsbibl. 2 (2-я пол. VIII в.); в ней к избранным книгам Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

С IX в. в строительстве В. все сильнее ощущаются визант. влияния, напр. при сооружении членами семьи Патричако ц. Сан-Теодоро и ц. Сан-Марко в 1-й пол. IX в., главных городских центров у моста Риво Альто (Риальто) и дворца. Ц. Сан-Теодоро (после возведения собора Сан-Марко в XI в. оказалась внутри его) имела в плане греч. крест и была посвящена мч. Феодору Тирону, одному из небесных покровителей визант. армии, ц. Сан-Марко посвящена евангелисту и ученику ап. Петра. почитание 2 святых в В. стало традицией: переработанные не позднее XII-XIII вв. античные статуи для 2 колонн на Пьяцетте представляли собой св. Феодора и св. Марка. Церковь Сан-Дзаккариа. Архитекторы А. Гамбелло, М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Сан-Дзаккариа. Архитекторы А. Гамбелло, М. Кодусси. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Сан-Барнаба. Вид с зап. стороны. Архит. Л. Боскетти. Фотография. Кон. ХХ в. Перестройка собора Санта-Мария на о-ве Торчелло начиная с 1008 г., расширенного еп. Орсо Орсеоло, открыла период новаторства в архитектуре В., явилась одним из ранних примеров моды на мозаику и резные украшения из камня в искусстве Зап. Европы, воспринятые из Византии через В. похожим образом были украшены церкви на Мурано и Эквило, в самой В.- церкви Сан-Сальваторе, Сан-Дзаккария, Сан-Лоренцо и Сан-Мартино, многие не сохранились или были перестроены, уже в XV в. М. Корнаро сожалел о дюжине церквей, «украшенных и устланных мозаиками», погибших в сев. районах области В. О проявлении новых качеств в архитектуре В. XI в. свидетельствует апсида ц. Санти-Мария э Донато на о-ве Мурано (2-е посвящение связано с реликвиями св. Донатуса, принесенными с греч. о-ва Кефалиния дожем Д. Микьелем (между 1118-1130)). мраморные вставки в кирпичную кладку, профилированные арки преобразили небольшую романскую базилику, колокольня, более высокая, чем у др. церквей, символизировала значение В. По контрасту с массивной колокольней в Аквилее круглые колокольни В. и ее области, похожие на памятники Равенны, иногда украшенные лоджиями и камнем из Истрии, были построены в Каорле (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Сохранилось Житие М. (BHL, N 5293-5294a; фрагмент изд.: Spicilegium Romanum. R., 1840. T. 4. P. 298-300), автор которого называет себя Иоанном, кардиналом рим. ц. Сан-Марко. Текст был составлен скорее всего в XI в. (см.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 888-889). Вероятно, самая ранняя рукопись - легендарий из аббатства Фарфа (Roma. Bibl. Nazionale. Farf. 32. Fol. 92r - 95r, кон. XI в.). Известна также эпитома Жития (BHL, N 5295-5295; старейшая рукопись - легендарий из мон-ря Сан-Феличе-ди-Нарко, кон. XII в.; см.: Gaiffier B., de. Les Légendiers de Spolète//AnBoll. 1956. T. 74. P. 313-348). Бóльшая часть сведений, изложенных в Житии, восходит к Liber Pontificalis; сообщается также, что М. до избрания на Папский престол был диаконом и прославился добродетелями. Упоминается о строительстве ц. Сан-Марко при папе Григории IV и о том, что в этом храме совершались чудеса. В Житии использована переписка М. со свт. Афанасием Александрийским, включенная в состав Лжеисидоровых декреталий ; по просьбе Афанасия М. послал ему текст постановлений Никейского Собора, т. к. экземпляр Александрийского епископа сожгли ариане (Decretales pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. P. 451-454). Возможно, в IX в. мощи М. были перенесены из разрушавшейся базилики на Ардеатинской дороге в городскую ц. Сан-Марко (см.: Novembri. 2004. P. 6-8). Однако при папе Григории VII (1073-1085) было обнаружено захоронение, идентифицированное как могила М. Об этом сообщается в сказании о перенесении мощей святого (BHL, N 5296; изд.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 898-903), к-рое сохранилось в рукописи XII в. (Vat. lat. 1196. Fol. 152r - 156v). Некие люди, искавшие на заброшенных рим. кладбищах и в катакомбах мощи святых, обрели могилу М., опознанную благодаря надгробной надписи. Они предложили каноникам ц. Сан-Марко выкупить у них святыню, но те отказались, т. к. мощи М. уже хранились в церкви. Тогда обретенные мощи были проданы слугам некой благородной немки, жены итальянского аристократа Теобальда, к-рые прибыли в Рим в поисках реликвий.

http://pravenc.ru/text/2562198.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010