Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским) , к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» . Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский . К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова) , Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами. Расположен на зап. берегу Охридского оз. в 10 км от г. Струга близ с. Калишта (Республика Македония). Считается, что 3 пещерных храма близ монастыря (в честь Успения Пресв. Богородицы, во имя свт. Афанасия Александрийского и св. Архангелов) и неск. келий были созданы в XIII-XV вв. монахами-отшельниками ( Снегаров. 1932. С. 431; Трайчев. 1933. С. 35-37; Кънчов. 1900. С. 79-80). Вероятно, в средневек. источниках речь идет об этом пещерном комплексе, когда сообщается, что в сер. XIV в. близ с. Радожда (соседнее с Калишта) находились владения ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде ( Снегаров. 1932. С. 425; 1964. С. 300; Грозданов. 1970. С. 339). Впосл. монашеское поселение пришло в упадок и возродилось в XVIII в. В XIX в. монастырь подчинялся греч. митрополиту Эльбасана и в нем проходили службы на греч. языке. После учреждения Болгарского Экзархата (1870) К. продолжал подчиняться К-польскому патриарху. В 1889 г. в нем проживали 2 монаха. В 1920 г. К. вошел в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а после провозглашения автокефалии Македонской Православной Церкви остался в составе последней. В сер. ХХ в. мон-рь был преобразован в жен. обитель и получил ставропигиальный статус. Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в. Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в. Монастырский комплекс состоит из 5 храмов (кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы, небольшой храм во имя св. апостолов Петра и Павла (1990) и 3 пещерные церкви), жилых и хозяйственных зданий (сер. ХХ в.). В соборном храме, возведенном в 1977 г. в неовизантийском стиле, хранится чудотворная икона Божией Матери «Црна Богородица» (Черная Богородица). Здесь 3-5 окт. 2008 г. прошел Церковно-Народный Собор Македонской Православной Церкви в честь 50-летия ее автокефалии. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНИН Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. 70-е гг. XIX в. Архит. Л. В. Даль. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. ХХ в. Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. 70-е гг. XIX в. Архит. Л. В. Даль. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. ХХ в. Кузьма (Козьма Минич; † 8(?).05.1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского (см. подробнее в ст. Смутное время ), думный дворянин (1613). Прозвище Сухорук, как и предположения о его рождении в Балахне и татар. происхождении совр. исследованиями не подтверждаются. М. был нижегородским посадским человеком из «молодших», т. е. небогатых жителей города. В авг.-окт. 1611 г. выступил с призывом к борьбе против войск польско-литов. интервентов. Предположительно 1 сент. был избран земским старостой (руководителем земской избы, органа местного городского самоуправления) Н. Новгорода. Рассказав о явлении ему во сне прп. Сергия Радонежского (в свое время благословившего св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского на битву с Мамаем), М. обратился к нижегородцам с призывом прийти на помощь «Московскому государству». Посадские люди и духовенство поддержали М., начался сбор средств на создание Второго ополчения, которое возглавил воевода кн. Пожарский. М. стал «выборным человеком» ополчения, ответственным за его казну и сбор податей. В апр. 1612 г. вошел в состав сформированного в Ярославле Земского правительства («Совета всея земли»). В авг.-окт. 1612 г. участвовал в освобождении Москвы от польско-литовских войск силами Первого и Второго ополчений, особо отличившихся в боях 24 авг. с войсками гетмана Я. К. Ходкевича, к-рые пришли на помощь осажденному польск. гарнизону в кремле. В кон. 1612 - нач. 1613 г. в освобожденной Москве М. активно участвовал в управлении Русским государством, исполняя в основном финансовые поручения. Вероятно, он не был сторонником избрания на русский престол буд. царя Михаила Феодоровича Романова, поддерживал, как и Пожарский, кандидатуру швед. принца Карла Филиппа. Тем не менее на следующий день после венчания Михаила Феодоровича на царство, 12 июля 1613 г., М. царским указом был пожалован в думные дворяне, т. е. введен в состав Боярской думы (уникальный случай дарования этого высокого чина человеку недворянского происхождения), а также получил земельные владения. Пользовался доверием Михаила Феодоровича. В 1615 г. ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время паломничества царя в Троице-Сергиев мон-рь. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 21.05.1262, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский. Сведения о святителе сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Вероятно, К. принял постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . После того как 14 марта 1227 г. настоятель обители сщмч. Митрофан был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского, К. стал игуменом мон-ря. При К. Рождественский мон-рь получил статус архимандритии , его настоятель стал главой черного духовенства Владимира-на-Клязьме. В качестве владимирского архимандрита К., по всей видимости, вместе с Владимирским еп. Митрофаном, Владимирским вел. кн. мч. Георгием (Юрием) Всеволодовичем , черным и белым духовенством и горожанами в 1230 г. участвовал в торжественной встрече во Владимире-на-Клязьме перенесенных из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия Болгарского . В сент. 1229 г. Ростовский еп. Кирилл I оставил кафедру. В нач. апр. 1230 г. ростовские князья святые Василий (Василько), Всеволод (Иоанн) и Владимир (Димитрий) Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию, чтобы он «пустил на епископство Ростову» К., «игумена и архимандрита манастыря святыя Богородица Рождества» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). В Типографской летописи кон. XV в. события, предшествовавшие поставлению К., описываются иначе. 25 февр. 1230 г. в Ростове состоялся перенос мощей свт. Леонтия Ростовского из ц. св. Иоанна Предтечи в Успенский собор, в тот же день «причетник» К. в присутствии кн. Василька Константиновича и ростовских бояр освятил собор. Затем К. вернулся во Владимир-на-Клязьме, 14 апр. 1230 г. был отпущен вел. князем в Ростов, где его встретили княжеская семья, бояре, духовенство и горожане (Там же. Т. 24. С. 92). Летом 1230 г. во Владимир-на-Клязьме прибыли Киевский митр. Кирилл I(II) , Черниговский еп. Порфирий II, игум. киевского Спасо-Преображенского монастыря на Берестове Петр Акерович и «ин муж». К. не назван в летописи среди представителей черного духовенства, встречавших митрополита (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 455-456). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. 1. Б. в. Томской епархии было учреждено Святейшим Синодом РПЦ 2 янв. 1880 г. по ходатайству Томского еп. Петра (Екатериновского) , желавшего, чтобы Алтайская духовная миссия имела начальника в сане епископа. 7 февр. 1880 г. на Б. в. указом Святейшего Синода был назначен начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) , 16 марта 1880 г. в Томске хиротонисанный во епископа Бийского. В 1883 г. еп. Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в с. Улала (совр. г. Горно-Алтайск) в Бийск, где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское уч-ще (с 27 марта 1890 имело статус ДУ, размещалось в нижнем этаже архиерейского дома), архив и б-ку Алтайской миссии (в 1886 пожар уничтожил б-ку и значительную часть архива). Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. 6 авг. 1883 г. еп. Владимир был назначен на Томскую кафедру. 12 февр. 1884 г. во епископа Бийского был хиротонисан свт. Макарий (Невский) , 26 мая 1891 г. переведенный на Томскую кафедру. 18 авг. 1891 г. состоялась хиротония во епископа Бийского Владимира (Сеньковского) , 12 июня 1893 г. назначенного во Владикавказскую епархию. Хиротонии 4 последующих Бийских епископов: Мефодия (Герасимова) - 2 июня 1894 г., Сергия (Петрова) - 12 февр. 1899 г., Макария (Павлова) - 18 марта 1901 г., Иннокентия (Соколова) - 3 апр. 1905 г.,- возглавлял Томский еп. (с 1906 архиепископ) свт. Макарий (Невский). Каждому из епископов после хиротонии и напутственной речи свт. Макарий вручал хранившуюся в Томске святыню - жезл Черниговского архиеп. свт. Феодосия (Углицкого) . Кроме 3 миссионерских благочиний, охватывавших к 1917 г. 30 отд-ний Алтайской духовной миссии, епископам Бийским подчинялось неск. благочиний Томской епархии вокруг Бийска и миссионерские мон-ри: Тихвинский жен. (недалеко от Бийска), улалинский во имя свт. Николая Чудотворца жен. и чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж . В 1919 г. Б. в. было преобразовано в Бийскую и Алтайскую епархию . |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАГВЕ Битва царя Лалибалы с братом. Картина неизвестного художника. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Национальный музей естествознания, Париж) Битва царя Лалибалы с братом. Картина неизвестного художника. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Национальный музей естествознания, Париж) Загве [Загуэ, Загвеи; геэз , ; амхарск. ], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г., когда ей на смену пришла династия Соломонидов . Наиболее убедительна этимология родового имени З. от эфиоп. слова «за-агау» ( - тот, что из (народа) агау, агауский), к-рое стало прозвищем. Группа кушитоязычных этносов, объединенных названием агау, населяла в те времена обширные территории, расположенные к югу от Аксума , в т. ч. области Уаг (Ваг) и Ласта,- ядро владений З. Имена нек-рых царей З., такие как Марара, Та(н)та(вэ)дэм, Лалибала , имеют, судя по всему, агауское происхождение. Сведения по истории З. в эфиопских источниках крайне скудны. За исключением неск. списков имен, сохранившихся в различных версиях «Краткой хроники», о З. упоминают лишь поздние (не ранее XV в.) памятники местной агиографии, прежде всего пространные жития загвейских царей, причисленных Эфиопской Церковью к лику святых: Йэмрэханна Крэстоса , Лалибалы, Наакуто ла-Аба и Йэтбарака (изд. за исключением последнего), а также 4 жалованные грамоты, переплетенные вместе с «Золотым Евангелием» из мон-ря Дэбрэ-Либанос близ Сэнафе в Эритрее, и краткие надписи царя Лалибалы на деревянных манбарах (аналоги алтарей) монолитных церквей. Предание о приходе к власти 1-го царя З. имеет явные фольклорные черты. У последнего аксумского царя Дэл-Наода родилась дочь, к которой, согласно предсказанию, должен был перейти престол. Царь приказал бросить 3-месячное дитя в пропасть, но девочка была чудесно спасена и впосл. вышла замуж за наместника Ласты, к-рый спустя нек-рое время сверг Дэл-Наода и основал новую династию. Подчеркивается, что царь лишился престола за гордыню, противопоставив свое могущество силе Божией. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Муромский Успенский мон-рь. Картина. Кон. XIX — нач. ХХ в. Муромский Успенский мон-рь. Картина. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Петрозаводской епархии Карельской митрополии), находится в 15 км от дер. Гакукса Пудожского р-на Карелии, на вост. берегу Онежского оз., недалеко от устья р. Муромки. Считается одним из древнейших мон-рей на территории Карельской митрополии. Основан в XIV в. прп. Лазарем Муромским († 1391), мон. Высокогорского мон-ря ( Петров. 1886. С. 100-107; Будовниц. 1966. С. 113-120). Сведения о начальной истории М. У. м. содержит Житие прп. Лазаря, составленное на основе устного автобиографического рассказа святого, записанного его преемником игум. Феодосием (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 40-48). Известны 15 списков Жития, 2 пространные и краткая редакции, датируемые кон. XIV-XVII в. ( Барминская. 1989; Литвинова, Прохоров. 1988; Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 42). Возможно, Житие появилось только в XVII в., т. к. имя прп. Лазаря ранее не встречается ни в актовых материалах, ни в писцовых описаниях мон-ря, ни во владельческих записях в рукописях из обители (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 42). М. У. м. был устроен на о-ве Мурма (Мучь), к-рый, согласно Житию, новгородский посадник Иван Захарьевич Фомин продал прп. Лазарю за 100 серебряных гривен. Преподобный поставил на острове крест, «малую хижину» и небольшую часовню. Первоначально прп. Лазарь столкнулся с враждебным отношением со стороны языческих финно-угорских племен («лопяне и чюдь и страшивыя сыроядцы»), обитавших на вост. берегу Онежского оз. Язычники неоднократно избивали подвижника, поджигали его хижину, изгоняли с острова, но он скрывался в пещере на горе Тетеривице. После того как основатель мон-ря исцелил слепого сына старейшины лопарей, язычники изменили отношение к прп. Лазарю, многие из них приняли крещение. Первый храм в честь Воскрешения друга Божия прав. Лазаря преподобный построил на месте чудесного видения: Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов измеряли «вервием» место для храма, а посвящение престола было начертано «ангеловою рукою» на кресте, перед к-рым молился основатель обители. Лазаревская ц. предназначалась для погребения близ нее умерших насельников и странников. Собравшаяся братия построила еще 2 деревянные церкви: в честь Успения Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (трапезную). Обитель создавалась как общежительная; первыми монахами были старцы из Киево-Печерской лавры Иона и Евфросин, а также афонский мон. Феодосий, который «вериги тяжки на теле своем нося». Перед смертью прп. Лазарь обратился к насельникам с наставлением, назначил своим преемником священноинока Феодосия и завещал похоронить себя рядом с Лазаревским храмом. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНАФАН (Руднев Иван Наумович; 18.04.1816, с. Вязовик Ливенского у. Орловской губ.- 18.10.1906, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Сын священника. Находился в родстве с В. В. Розановым . Окончил Орловскую ДС (1839) и Киевскую ДА (1843 - действительный студент; удостоен степени старшего кандидата богословия 29 сент. 1845). 30 нояб. 1843 г. определен по прошению учителем лат. языка в низшем отделении 2-го Белгородского ДУ; с 1 сент. 1844 г. учитель греч. языка в высшем отделении 1-го Белгородского уч-ща, с 1 дек.- лат. языка в высшем отделении 2-го Белгородского уч-ща, инспектор классов. С 15 июля 1846 г. учитель лат. языка высшего отделения Курского ДУ. 21 сент. 1846 г. перемещен преподавателем гражданской истории в Орловскую ДС; одновременно с 23 дек. 1852 по 23 янв. 1854 г. исполнял должность инспектора семинарии. Овдовел, 30 сент. 1853 г. принял монашеский постриг, 3 окт. того же года был рукоположен во иерея, 18 марта 1855 г. причислен к соборным иеромонахам Донского московского монастыря . 6 мая того же года назначен инспектором Орловской ДС, одновременно с 31 авг. преподавал в ней богословские науки и историю рус. раскола (по миссионерскому классу, безвозмездно). 5 окт. 1860 г. определен ректором и учителем богословских наук Вологодской ДС с возведением в сан архимандрита и получением должности настоятеля Димитриева Прилуцкого монастыря . Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Кон. XIX – нач. ХХ в. (РГИА) Ионафан (Руднев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Фотография. Кон. XIX – нач. ХХ в. (РГИА) 31 марта 1864 г. И. был назначен ректором и наставником на кафедре богословия Олонецкой ДС с сохранением степени настоятеля второклассного мон-ря. С 3 июня служил в Олонецкой духовной консистории, с 23 июля назначен цензором проповедей. Принимал участие в работе комитетов по устройству нового кафедрального собора в г. Петрозаводске и по ремонту зданий, занимаемых семинарией. Летом 1865 г. произвел ревизию Каргопольского ДУ. При этом архиеп. Олонецкий Аркадий (Фёдоров) поручил И. подробно ознакомиться с состоянием духовного девичьего уч-ща, основанного в 1858 г. в каргопольском Успенском жен. мон-ре, и представить соображения по его усовершенствованию. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА Святители Константин, митр. Киевский, и Лука, еп. Новгородский. Клеймо иконы «Собор Русских святителей». Кон. XIX — нач. ХХ в. Фотография. 2008 г. (С.-Петербургский Князь-Владимирский собор) Святители Константин, митр. Киевский, и Лука, еп. Новгородский. Клеймо иконы «Собор Русских святителей». Кон. XIX — нач. ХХ в. Фотография. 2008 г. (С.-Петербургский Князь-Владимирский собор) (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059). После кончины свт. Иоакима Корсунянина († 1030) Новгородскую кафедру неск. лет занимал его ученик Ефрем, к-рый, по всей видимости, так и не был хиротонисан, в т. ч., возможно, из-за временного отсутствия на Руси митрополита; напрямую об этом говорится только в позднейшем новгородском летописании XVII в.: «...сей, поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися» (НовгорЛет. С. 179-180). В пространной редакции перечня Новгородских владык, в ранней части, восходящей, вполне вероятно, к тексту кон. XI в. ( Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 131-133; Гимон. 2012. С. 612-613), говорится, что Ефрем был «в него (Иоакима.- М. П.) место» (НПЛ. С. 473); это может являться указанием на местоблюстительство. В 1030 г. в Новгороде св. блгв. кн. Киевский Ярослав (Георгий) Владимирович организовал школу, действовавшую при епископии (летописец, говоря о Ефреме, замечает, что он «нас учяше» - Там же) и предназначенную скорее всего для подготовки местных кадров духовенства. Кн. Ярослав Владимирович предпочел видеть на Новгородской кафедре не преемника Иоакима, а своего кандидата. В 1035/36 г., прибыв на север Руси, он «посади сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту» (ПВЛ. С. 66; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 150; ср.: Там же. Т. 42. С. 63 («Жиряту»); в Ипатьевской летописи поставление Л. ошибочно отнесено к 1034 г.: Там же. Т. 2. Стб. 138). Как «Лука Жидята» Л. фигурирует в пространном списке Новгородских владык, где отмечается, что он «бысть епископом лет 23» (НПЛ. С. 473). Хиротонию Л. в Киеве возглавил наиболее вероятно митр. Феопемпт , упоминаемый в раннем летописании под 1039 г., но прибывший на Русь, возможно, неск. годами ранее (по мнению А. С. Хорошева , «Лука был поставлен собором русских епископов по предложению Ярослава»,- видимо, имеется в виду, что без участия митрополита-грека - Хорошев. 1980. С. 18). |
| |