Родился в Москве в 1973 году. В 1995 г. с отличием закончил исторический факультет Московского педагогического университета. В 1997 досрочно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIXначала ХХ вв. (исторический аспект)». В 2006 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Консервативные концепции переустройства России в контексте исторического процесса кон. XIXнач. XX вв.». С 1999 г. преподает в высшей школе. В 2000-2001 гг. старший научный сотрудник «Центра политической и экономической истории России» Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСИНП). В настоящее время (2013) заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС). Автор и соавтор более 500 опубликованных научных работ. Печатался в журналах: «Вестник архивиста», «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Исторический архив», «КЛИО. Журнал для ученых», «Ab imperio». « «Русское время. Журнал консервативной мысли», «Россия XXI», «Россия и современный мир», «Вопросы философии», «Москва», «Наш современник», «Аврора» и др. Автор книг: Консервативная концепция российской государственности (М., 1999); «Эстетический аморализм» в произведениях К.Н.Леонтьева (М., 1999); Консервативные представления о переустройстве России (конец XIXначало ХХ веков) (М., 2006); Консервативные концепции переустройства России (М., 2007), Две жизни Льва Тихомирова (М., 2011, в соавторстве с О.А. Милевским). Составитель и автор комментариев к книгам П.Н.Милюкова «История второй русской революции» (М., 2001) и С.П.Мельгунова «На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 г.» (М., 2003). Составитель, автор вступительной статьи, комментариев и примечаний к книге «Дневник Л.А. Тихомирова 1915–1917 гг.» (М., 2008). Один из составителей, авторов вступительной статьи и комментариев к книге «Тюремная одиссея Василия Шульгина: материалы следственного дела и дела заключенного» (М., 2010). Ответственный секретарь, член редакционной коллегии и редакционного совета, а также автор ряда статей энциклопедий: «Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века» (М., 2005); «Общественная мысль Русского зарубежья» (М., 2009); «Русский консерватизм середины XVIII – начала ХХ века» (М., 2010). Составитель, автор вступительной статьи и комментариев к книгам: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому» (М., 2010, в соавторстве); Леонтьев К.Н. «Избранное» (М., 2010); Победоносцев К.П. «Избранное» (М., 2010); Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность» (М., 2010); Шарапов С.Ф. «Избранное» (М., 2010).

http://ruskline.ru/author/r/repnikov_ale...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ Видение Спасителя прп. Корнилию Палеостровскому во время молитвы. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIXнач. ХХ в. (НМРК) Видение Спасителя прп. Корнилию Палеостровскому во время молитвы. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIXнач. ХХ в. (НМРК) (2-я пол. XIV - нач. XV в.), прп. (пам. 19 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Олонецкий, Палеостровский; основатель мон-ря Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Палей (Вспалье) в Онежском оз. Источники Основными источниками сведений о К. являются Служба святому, молитва и «Сказание о жизни преподобного отца Корнилия» (составители неизв.). Эти тексты, переписанные как единый корпус, представлены в 3 списках кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: ГИМ. Барс. 862, 863 (в 863 вместо Службы только тропарь и кондак К.); ИРЛИ (ПД). Северодв. 809. Еще один список кон. XVIII в. был частично опубликован в 1906 г. М. Преображенским. Отдельно в рукописях встречаются тропарь и кондак К. (РНБ. Тит. 143/1906; БАН. 33.15.179 и др.). Служба и молитва К. помещены в Минее под 19 мая (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 232-246). Можно предположить, что существовало более раннее Житие К. или по крайней мере сказание о его посмертных чудесах: об этом могут свидетельствовать сообщения о посмертных чудесах святого в молитве ему. Однако такой текст неизвестен; не исключено, что он был только в Палеостровском мон-ре и оказался утрачен в XVII в.: в 1612-1613 гг. мон-рь подвергся нападению польско-литовских интервентов, в 1687-1689 гг. здесь состоялись самосожжения старообрядцев, значительная часть монастырского архива погибла. В кон. XVIII - нач. XIX в. петрозаводский краевед послушник Палеостровского мон-ря Т. В. Баландин составил «Повесть о Палеостровском монастыре» (не изд.). Сведения о жизни

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Московском Кремле, на Вознесенской пл. у Спасских (Фроловских) ворот. До 1817 г. именовался Стародевичьим. История Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIXнач. ХХ в. Прп. Евфросиния Московская на фоне Вознесенского мон-ря. Литография. Кон. XIXнач. ХХ в. Согласно агиографической традиции, историки XIX в. полагали, что М. В. м. основан до 1407 г. вел. кнг. Московской св. Евдокией Димитриевной (в монашестве Евфросинией), вдовой вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского. Главными источниками сведений о жизни вел. княгини являются завещание вел. кн. Димитрия и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», сохранившееся в составе «Книги степенной» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.) (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания...» использовал летописные известия и устные монастырские предания о вел. кнг. Евдокии. Считалось, что на месте М. В. м. прежде был дворец вел. кн. Димитрия Иоанновича, т. е. вел. княгиня пожертвовала под обитель собственную землю ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1877. Вып. 1. С. 55). Подчеркивалось, что основанный княгиней мон-рь «ныне есть Девический общежительный мон-рь» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 408, 410). Исследователи XX в. не имели единого мнения о времени возникновения М. В. м.: В. П. Выголов и Л. А. Беляев предполагали дату ок. 1407 г. ( Выголов. 1988. С. 43-44; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XIII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994. С. 195), В. А. Кучкин считал, что мон-рь основан до 1386 г., а вел. кнг. Евдокия Димитриевна «только превратила» мон-рь «в женский и заложила там каменный храм» ( Кучкин В. А. [Рец. на кн.:] Беляев Л. А. Древние мон-ри…//ВИ. 1996. 2. С. 163.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРОЙ МОСКВЫ («Старая Москва»), краеведческое об-во, общественная орг-ция, основная цель которой - изучение и сохранение исторического наследия Москвы и Московского края. Основана в 1909 г. при Имп. Московском археологическом об-ве (ИМАО), действовала до нач. 30-х гг. ХХ в., возобновлена в февр. 1990 г. Комиссия издавала сборники «Старая Москва» (1912-1914. Вып. 1-2), участвовала в выпуске сборников: «Московский краевед» (1927-1930. Вып. 1-13), «Труды Общества изучения Московской губернии (области)» (1928-1930. Вып. 1-8), «Старая Москва: Статьи по истории Москвы в XVII-XIX вв.» (М., 1929. Сб. 1) и др. К. и. с. М. была основана 14 дек. 1909 г. при МАО, объединявшем ценителей московской старины. Председателем стала графиня П. С. Уварова - археолог, председатель МАО, основанного ее мужем - гр. А. С. Уваровым , сыном гр. С. С. Уварова . Комиссия ставила своей основной целью изучение прошлого Москвы и ее пригородных местностей, исследование их роста и развития, а именно: собирание материалов по топографии, истории, археологии, изучение памятников архитектуры, иконописи, а также прикладного искусства. В должности председателя комиссии до 1930 г. состояли: графиня Уварова (1909-1917), Э. В. Готье-Дюфайе (1917-1918), А. М. Васнецов (1918-1923), П. Н. Миллер (1923-1930); с 1930 г. Васнецов занял должность почетного председателя. Заседания комиссии до 1919 г. проходили в здании МАО - палатах Аверкия Кириллова (Москва, Берсеневская наб., 20). Графиня П. С. Уварова. Фотография. Нач. ХХ в. Графиня П. С. Уварова. Фотография. Нач. ХХ в. До 1917 г. вышло 2 сборника трудов комиссии под названием «Старая Москва» (1912, 1914). Материалы сборников открыли много ценного в истории города, его архитектуры и быта. В предисловии к 1-му изданию трудов говорилось, что комиссия приняла на себя заботы о сохранении существующих памятников бытовой старины и о собирании таковых путем пожертвования для Музея старой Москвы (предполагалось собрать все предметы домашнего и общественного обихода прежней московской жизни, портреты выдающихся деятелей города, старинные и новые виды различных уголков Москвы и т. п.), чтобы наглядно знакомить посетителей музея с бытовой историей предков, «ибо «Старая Москва - наша прародина», и детальной обработки заслуживает не только ее история, но и быт. «Мы ничем иным не воздадим так полного своего уважения к памяти предков, как правдивым выяснением всех сторон их жизни, на основании вещественных и письменных памятников»,- говорилось во вступительной статье (Старая Москва. М., 1912. Вып. 1). Впосл. в комиссию для Музея старой Москвы известные коллекционеры передали много ценных собраний. К 1912 г. музей уже располагал коллекцией редких старинных вещей и книг.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) (Мирошниченко [Мирошин] Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?), Полтавская губ.- 9.01. 1902, Киев), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Святой Троицы монастыря . Род. в семье мещан. В детстве мальчику трижды являлся ап. Иоанн Богослов, к-рый водил его по «небесным обителям», показывал «новую землю» и «новое небо». В юные годы Иван решил посвятить жизнь служению Богу. Он оставил отчий дом, странствовал, посетил неск. обителей. Ок. 8 лет прожил в Саровской пуст. , находился в духовном общении с прп. Серафимом Саровским . В 1836 г. поступил послушником в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пуст. Брянского у. Орловской губ., 4 марта 1838 г. был зачислен в обитель, 19 дек. 1843 г. пострижен в монашество, 20 июня 1845 г. рукоположен во диакона. В пустыни И. трижды сподобился явления Божией Матери и Ее благословения на основание нового мон-ря на берегу Днепра. Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона (Мирошниченко). Прижизненный портрет. Кон. XIX в. Худож. Г. Вигуров (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Вскоре И. отправился в Киев; с 3 авг. 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в Слупском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, с 1856 г.- в киевском Братском в честь Богоявления монастыре , с 6 сент. 1857 г.- в киевском во имя вмц. Екатерины мон-ре, где 29 июля 1858 г. был рукоположен во иерея. В 1860 г. И. переселился в киевский Выдубицкий монастырь , стал известен как старец, принимал паломников, кротко терпел непонимание казначея и некоторых насельников. Вместе со своим келейником И. часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Свято-Троицкого мон-ря. Именно здесь ему вновь явилась Богородица в «неисповедимом свете»: 1 марта 1861 г.- с 33 святыми, 9 марта 1862 г.- в сопровождении 12 апостолов, равноапостольных Константина и Елены, кн. Владимира и кнг. Ольги, блгв. кн. Александра Невского, святых Бориса и Глеба.

http://pravenc.ru/text/578266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ИНКЕРМАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. Вид на Инкерманский мон-рь. Фтография. 2007 г. (Симферопольской и Крымской епархии), находится на территории г. Инкермана, на правом берегу р. Чёрной (юго-запад Крыма). Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневек. период в зап. части Монастырской скалы, наземные постройки (2-я пол. XIX - 1-я пол. ХХ в.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории г. Инкермана), не входившие в средние века в комплекс монастыря: древний мон-рь Св. Софии (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (ц. вмч. Димитрия Солунского), собор во имя свт. Николая Чудотворца и др. постройки на территории крепости Каламита. И. м. и другие средневековые комплексы Инкермана В Инкерманской долине сконцентрировано большое количество средневековых скальных христ. памятников, научное исследование которых началось в XIX в. А. Л. Бертье-Делагард провел детальное обследование пещерных мон-рей Инкерманской долины, результаты к-рого опубликованы в фундаментальном труде «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма» (1886). В 20-х гг. ХХ в. В. Чепелев опубликовал подробное описание Храма с крещальней (1927). В 1937 г. археологической экспедицией были расчищены и обмерены неск. инкерманских пещерных комплексов, в т. ч. мон-ри сщмч. Климента и Св. Софии, ц. мч. Евграфия, Храм с крещальней и храм Вознесения Господня. Материалы этой экспедиции, а также данные Бертье-Делагарда легли в основу инкерманского раздела «Материалов» Н. И. Репникова. В 90-х гг. ХХ в. изучением пещерных церквей Таврики, и в т. ч. Инкерманской долины, занимались крымские историки Ю. М. Могаричев, итоговой работой которого стала монография «Пещерные церкви Таврики» с подробным описанием памятников, публикацией планов и обширной библиографией ( Могаричев. 1997), и В. Ф. Филиппенко, обобщивший результаты своих многолетних исследований в кн. «Каламита-Инкерман: Крепость и монастырь» (1997). В нач. XXI в. общий обзор пещерных памятников Инкермана был сделан киевскими археологами ( Бобровский. 2001; Бобровский, Чуева. 2004). В 2005 г. Т. А. Бобровский и Е. Е. Чуева открыли на Загайтанской скале уникальный пещерный комплекс XIII в. с храмом, расписанным фресками, исследование которого продолжается ( Бобровский, Чуева. 2007). В этот же период московские ученые, исходя из архитектурно-литургических критериев, уточнили датировки некоторых пещерных храмов Инкермана ( Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).

http://pravenc.ru/text/389605.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в Минске. Основан в 1872 г. как первоклассный необщежительный. Располагался в зданиях бывшего жен. бенедиктинского мон-ря, закрытого в 1871 г. К XIX в. в бенедиктинской обители находились 2-башенный костел (1633), обращенный алтарем на юг, и пристроенный к зап. стороне нартекса кляштор, представлявший собой небольшой корпус, а также хозяйственные постройки ( Слюнькова. 2002. С. 188). Указом Синода в М. м. были переведены сестры Свято-Троицкого мон-ря (упразднен в 1872) с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. и пинского Варваринского мон-ря. После 1872 г. башни костела были разобраны, к нему пристроена шатровая колокольня, над центральным нефом возведен барабан с большим куполом и 4 малыми куполами по бокам. 2 февр. 1874 г. в бывшем костеле был освящен престол в честь Преображения Господня с небольшим приделом на хорах во имя вмц. Варвары (1876). Иконостас для Преображенского собора пожертвовала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889). В 1892-1899 гг. собор был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. 1899 г. освящен Минским и Туровским еп. Михаилом (Темнорусовым) . Среди чтимых святынь в храме находились копия Толгской иконы Божией Матери, присланная из Ярославля, и частица мощей (кость руки) вмц. Варвары. В М. м. помимо каменного корпуса, в к-ром проживали настоятельница и сестры, имелись 3 деревянных флигеля. К кон. XIX в. на месте обветшавшего флигеля был построен одноэтажный каменный трапезный корпус, в 1894 г. вместо деревянной ограды - каменная. После открытия М. м. возглавляла бывшая настоятельница пинского Варваринского мон-ря Назарета (Томашевская). С 1874 г. игуменией М. м. была Михаила (Максимова; † 1891), из дворян Тульской губ., постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря; с 1882 г.- Аполлинария (Сергеева), из дворян Тверской губ.; с 1884 г.- Елисавета (Шутеева; † 1891); с 1892 г.- Корнилия (Кубенская), из дворян Вологодской губ. До 80-х гг. XIX в. в М. м. сестры из Вольнянского монастыря конфликтовали с насельницами, переехавшими из Варваринской обители, из-за чего игумении Михаила и Аполлинария были вынуждены удалиться на покой. К нач. XX в. в мон-ре проживали 32 монахини и 62 послушницы, к 1908 г.- 20 монахинь и 50 послушниц. Насельницы занимались подготовкой к крещению и переходу в Православие из старообрядчества женщин; мон-рь бесплатно предоставлял им жилье и питание. При М. м. действовали детский приют и школа грамоты, в к-рой обучались 12 девочек на монастырском содержании. Обучение длилось 4 года. Богатая монастырская б-ка была открыта для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2563288.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН († 10.02.1540), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии), основатель и игумен Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (ныне Котласский р-н Архангельской обл.). Источники Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIXнач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Прп. Лонгин Коряжемский. Икона. Кон. XIXнач. ХХ в. (ц. свт. Стефана Великопермского, Вел. Устюг) Основным источником сведений о святом является «Сказание о зачале великого чюдотворца Николы Коряжемского монастыря и о началнике игумене Логине, како прииде на усть реки Коряжемки и нача здати обитель сию во имя великаго светителя и чюдотворца Николы архиепископа Мирикийских и о преставлении преподобнаго отца нашего игумена началника Логина и о чюдесех его». Ранний список (ВОКМ. 2151. Л. 21-57, 70-е гг. XVII в.; опубл.: Власов. 2011. С. 26-51) является автографом еп. Вятского и Великопермского Александра († 17 дек. 1678), рукопись принадлежала б-ке Коряжемского мон-ря. Поздний список (НМРК. 4117, нач. XIX в.) создан иноком Александрова Невского мон-ря Иннокентием, до 1924 г. хранился в б-ке Троицко-Стефано-Ульяновского мон-ря (опубл.: Сказание о зачале Николо-Коряжемского мон-ря. 2013. С. 475-482). Фрагмент «Сказания...» (рассказ о перенесении мощей Л.), текстуально близкий к списку НМРК. 4117, воспроизведен в «Доношении из Архангелогородской епархии» с рапортом наместника Коряжемского мон-ря иером. Илариона, присланном в Синод в 1746 г. в качестве ответа на указ от 7 дек. 1744 г. имп. Елизаветы Петровны «о мощах несвидетельствованных святых» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25 (1746 г.). Д. 723 (а)). Создание «Сказания...» исследователи относят ко 2-й пол. XVII в. и связывают с пребыванием в Коряжемском мон-ре еп. Вятского Александра, который был пострижеником обители, а в 1643-1651 гг. стал ее игуменом; в 1674-1678 гг. он проживал в мон-ре на покое после оставления епископской кафедры ( Власов. 2011. С. 10-14). Автор «Сказания...» излагает краткие данные о жизни Л. и 7 посмертных чудес, последнее из к-рых датируется 1678 г. Рассказ об устроении Коряжемской обители зафиксирован также в летописце г. Сольвычегодска (РНБ. Q.I. 835. Л. 31 об.- 39 об., сер. XVIII в.) и в «Истории города Соли Вычегодской древних и нынешних времен», составленной в 1789 г. чиновником городского магистрата и 1-м историком г. Сольвычегодска А. И. Соскиным (1761-1822) (РНБ. Q.IV. 403. Л. 167-182).

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1682-1689 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1682-1689 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Вязники Владимирской обл. Первоначально муж., основан указом царя Михаила Феодоровича в 1640/41 г. на зап. окраине Вязниковской слободы. В 1764 г. В. м. был отнесен к сверхштатным, оставлен «на своем пропитании», 22 апр. 1916 г. обращен в женский. Первоначально в В. м. находились деревянные 3-шатровый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Михаила Малеина и св. Алексия, человека Божия (40-е гг. XVII в.), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (ок. 1652-1657) и «колокольница» на столпах. Вместо пострадавшего от пожара (ок. 1656/57) храма был построен и в 1677 г. освящен новый деревянный Благовещенский собор. Обветшавшие к кон. XVII в. деревянные храмы были разобраны и в 1682-1688 гг. на их месте был построен и в 1689 г. освящен каменный собор с верхней ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и нижней - во имя Трех святителей (1699): высокий 2-светный четверик, увенчанный 5-главием, на подклете, с сильно выступающими 3-частной апсидой верхней и алтарным помещением нижней церкви. Четверик завершается ярусом закомар (росписи к-рых, зафиксированные фотографией нач. XX в., утрачены), опирающихся на карниз. Углы четверика отмечены пилястрами на уровне 1-го и сдвоенными колонками на уровне 2-го ярусов. Фасад храма и верхние части апсид украшены декоративными орнаментальными поясами, выложенными из кирпичей, барабаны глав - аркатурными поясками. Окна оформлены наличниками с килевидными кокошниками или углублены в небольшие арки. С зап. стороны храма расположена крытая паперть с шатровой колокольней (80-е гг. XVII в.) с севера и зданиями хлебной и келий (нач. XVIII в.) с юга. Под галереей-папертью находились 3 «палатки каменные порожние», в к-рых в кон. XVIII - нач. XIX в. располагалось Вязниковское духовное правление, а с 1892 г. церковноприходская школа, где обучались ок. 40 мальчиков. В подклете помещалась трапезная, а с 1773 г.- придел во имя сщмч. Антипы, еп. Пергамского.

http://pravenc.ru/text/161157.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010