Архив Пн «Богословские портреты». Беседа с протоиереем Павлом Хондзинским 5 июля 2021 г. 14:16 Декан богословского факультета  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский рассказал о ключевых аспектах своей новой книги «Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи». В монографии представлены двенадцать «портретов», каждый из которых соединяет в себе характеристику наследия одного из святых отцов Русской Церкви XVIII — нач. ХХ вв. и элементы его интеллектуальной биографии в историческом, духовном и идейном контексте. — Отец Павел, Вы часто, особенно в программных текстах, ссылаетесь на отца Георгия Флоровского. Кроме того, в своих размышлениях Вы отталкиваетесь от фразы, что быть христианином — это значит быть эллином. Почему для Вас так важно проговаривать этот тезис? — Отец Георгий был замечательным мыслителем, патрологом и для русского богословия XX века, конечно, является знаковой фигурой. Своей идеей неопатристического синтеза он сформулировал отчасти провокативную концепцию, которая заставляет так или иначе все время с ней соотноситься, соглашаясь или не соглашаясь. У него самого, как кажется, рамки того же эллинизма постоянно расширялись — так, в эллинисты он включил со временем и блж. Августина, и Фому Аквинского. Вообще же, он реагировал, очевидно, таким образом на идею Гарнака об эллинизации христианства. Весь XX век так или иначе ее подтверждает или опровергает. — Сейчас часто можно встретить, особенно в западных исследованиях, идею о том, что зачинателем неопатристического синтеза был святитель Филарет. Эту идею углубляют, ссылаясь на историю XIX века, включая в нее проекты по изданию святых отцов и т.д. Скажите, пожалуйста, сам отец Георгий Флоровский как-то видел эти дореволюционные корни своего мышления или считал себя «первооткрывателем»? — Конечно, к святителю Филарету он относился с большим пиететом, и можно проследить, как с течением времени он постепенно от него что-то воспринимал. Но однозначный ответ на некоторые вопросы у Флоровского трудно найти. С одной стороны, у него получается, что эллинизм рано или поздно должен был закончиться, а вместе с эллинизмом должен был закончиться и век святых отцов. Но с другой стороны, мы не можем ставить границы для века святых отцов. Можно, конечно, всю христианскую цивилизацию считать эллинистической, но тогда это уже настолько широкое понимание эллинизма, что оно просто теряет всякий смысл, даже концептуальный.

http://patriarchia.ru/db/text/5825814.ht...

Выставка приуроченная к 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества пройдет в Москве Москва, 29 мая 2012 г. Икона из перламутра «Петр и Февронья», Вифлеем, нач. ХХ в. C 5 по 14 июня в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет выставка «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока» - первое крупномасштабное международное событие, организованное Императорским Православным Палестинским Обществом , Правительством Москвы, Министерством иностранных дел РФ и Министерством культуры РФ. Поддержку предстоящему мероприятию оказали Администрация Президента РФ, Совет Федерации ФСРФ и другие организации. Выставка приурочена к 130-летнию ИППО, которое с момента основания в 1882 году ведет плодотворную деятельность, направленную на укрепление сотрудничества со странами библейского региона, а также оказывает содействие совместным усилиям российского государства, научной общественности и Русской Православной Церкви в деле сохранения исторического и культурного наследия Русской Палестины. Основой предстоящего мероприятия станут презентации стран региона – Государства Палестины, Израиля, Сирии, Иордании, Ливана и Египта. В программе запланированы тематические круглые столы с участием послов стран-участниц выставки, представителей других дипломатических миссий, представителей научных и общественных организаций, а также встречи с культурологами, историками и экспертами регионов. Каждая страна организует собственную программу в рамках отдельного дня: 6 июня - Программа Государства Палестина 7 июня - Программа Сирийской Арабской Республики 8 июня - Программа Государства Израиль 9 июня - Программа Иорданского Хашимитского королевства. 10 июня - Программа Ливанской Республики 11 июня - Программа Арабской Республики Египет Посетителям выставки будет представлена масштабная экспозиция артефактов, картин, гравюр и предметов культа, имеющих историческую и художественную ценность, фотографии, многие из которых датированы XIX веком, отображающие аутентичные памятники истории и архитектуры, места религиозного поклонения и природу региона. В рамках презентаций состоятся тематические концерты национальных оркестров и показы документальных фильмов.

http://pravoslavie.ru/53873.html

Зинаково, урочище. Неизвестная часовня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:приблизительно 1890 - 1910. Ссылки:   Адрес: Россия, Костромская область, Чухломской район, урочище Зинаково Координаты: 59.090915, 42.862885 Проезд: автодорогой через Галич, Чухлому; после Чухломы направо по указателю на Судай. При въезде в Судай перед мостом через Возигу налево на объездную Судая, затем через 1 км ещё раз налево. Следовать прямо через Климовское, Ефимовское, Полтораново; в Измайлове повернуть направо. Далее не сворачивая через ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда автодорогой через Галич, Чухлому; после Чухломы направо по указателю на Судай. При въезде в Судай перед мостом через Возигу налево на объездную Судая, затем через 1 км ещё раз налево. Следовать прямо через Климовское, Ефимовское, Полтораново; в Измайлове повернуть направо. Далее не сворачивая через Княжево, Душкино, Торманово (ориентир - церковь у дороги справа); через 3,2 км после Куливертова свернуть с главной дороги налево. От поворота до часовни - 3 км, из них первый в сухую погоду на любом внедорожнике, последние два - чередование лесной дороги с сильной колейностью и ветхих деревянных гатей, пеший подход в общем случае быстрее и безопаснее. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В деревне Зинаково часовня была построена в кон. XIX - нач. ХХ вв. Часовня приписана к храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Торманово, входила в Тормановский приход. От часовни до храма около 7 км. Деревня Зинаково перестала существовать в 1983 году. Часовня стояла в середине деревни, деревня дважды горела, но чудесным образом огонь не тронул часовню. Сейчас часовня стоит в гордом одиночестве. Посвящение часовни неизвестно. Но местные жители вспоминают, что престольным праздником в деревенской часовни был Петров день (12 июля).

http://sobory.ru/article/?object=51170

Петропавловский храм (Петропавловское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский храм села Птровское – это кирпичная церковь, построенная в 1802. Двусветный четверик, завершенный пятиглавием, с обширной четырехстолпной двусветной трапезной, расширенной в кон. XIX - нач. ХХ вв. и четырехъярусной колокольней. Приделы Введенский и Тихона Амафунтского. Закрыта не ранее конца 1930-х. Содержание История [ править править код ] 12 марта 1779 г. Екатерина II подписала указ об отпуске на построение собора в Петровске «из экономических сборов» восьми тысяч рублей. К 1782 году на строительство было истрачено 7760 рублей 70 копеек с полтиной. Авторство проекта собора приписывалось губернскому архитектору Ивану (Эвану) Михайловичу Левенгагену, однако документально это предположение пока не подтверждено. Контракт на строительство заключил подрядчик Савельев. Строительство началось в 1780 году, в августе 1783 года собор «освидетельствован» ключарем Ростовского Успенского собора иереем Владимиром и освящен 10 сентября 1783 года архимандритом Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря Авраамом. Главный соборный храм св. первоверховных апостолов Петра и Павла, каменный, одноглавый в связи с колокольней, находится на площади в центре города. Его стройный силуэт влечет к себе издалека, на него ориентированы главные улицы Петровска. Треугольник фронтона, завершающий компактный по объему четверик, зрительно облегчает переход к высокому и широкому восьмерику, на которой покоится глухой барабан с круглой главкой. Едва намеченные пилястры портика со стилизованными капителями напоминают фигурные ниши, в которых утоплены окна. Подобная декорация четверика, круглые окна второго света и пучки пилястр на углах барабана восьмерика являются отголосками стиля барокко, оставившего заметный след в этом классическом памятнике. Наибольшая трапезная, равная по объему апсиде храма, и стройная трехъярусная колокольня с рустованной нижней частью завершают гармоничную композицию Петропавловского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

Пн портрети». з Павлом Хондзинським 5 липня 2021 р. 14:16 Декан богословского факультета  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский рассказал о ключевых аспектах своей новой книги «Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи». В монографии представлены двенадцать «портретов», каждый из которых соединяет в себе характеристику наследия одного из святых отцов Русской Церкви XVIII — нач. ХХ вв. и элементы его интеллектуальной биографии в историческом, духовном и идейном контексте. — Отец Павел, Вы часто, особенно в программных текстах, ссылаетесь на отца Георгия Флоровского. Кроме того, в своих размышлениях Вы отталкиваетесь от фразы, что быть христианином — это значит быть эллином. Почему для Вас так важно проговаривать этот тезис? — Отец Георгий был замечательным мыслителем, патрологом и для русского богословия XX века, конечно, является знаковой фигурой. Своей идеей неопатристического синтеза он сформулировал отчасти провокативную концепцию, которая заставляет так или иначе все время с ней соотноситься, соглашаясь или не соглашаясь. У него самого, как кажется, рамки того же эллинизма постоянно расширялись — так, в эллинисты он включил со временем и блж. Августина, и Фому Аквинского. Вообще же, он реагировал, очевидно, таким образом на идею Гарнака об эллинизации христианства. Весь XX век так или иначе ее подтверждает или опровергает. — Сейчас часто можно встретить, особенно в западных исследованиях, идею о том, что зачинателем неопатристического синтеза был святитель Филарет. Эту идею углубляют, ссылаясь на историю XIX века, включая в нее проекты по изданию святых отцов и т.д. Скажите, пожалуйста, сам отец Георгий Флоровский как-то видел эти дореволюционные корни своего мышления или считал себя «первооткрывателем»? — Конечно, к святителю Филарету он относился с большим пиететом, и можно проследить, как с течением времени он постепенно от него что-то воспринимал. Но однозначный ответ на некоторые вопросы у Флоровского трудно найти. С одной стороны, у него получается, что эллинизм рано или поздно должен был закончиться, а вместе с эллинизмом должен был закончиться и век святых отцов. Но с другой стороны, мы не можем ставить границы для века святых отцов. Можно, конечно, всю христианскую цивилизацию считать эллинистической, но тогда это уже настолько широкое понимание эллинизма, что оно просто теряет всякий смысл, даже концептуальный.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5825816...

Проблемы, связанные с изучением сакральных текстов, обсудили участники конференции в Москве 19 июня 2006 г. 10:38 Широкий спектр проблем, связанных с изучением сакральных текстов, стал предметом обсуждения на заседании секции «Сакральные тексты и сакральная коммуникация», проходившей в рамках международной научной конференции «Проблема текста в гуманитарных исследованиях». Научный форум состоялся 16-17 июня на филологическом факультете МГУ им.Ломоносова. Координировал работу секции заведующий кафедрой религиоведения профессор  И.Н. Яблоков. С докладом «Исповедальный поступок в культуре России» выступила Галина Худякова. Она сосредоточилась главным образом на  «мировоззренческой исповедальности» русской литературы XIXнач.ХХ вв. Исследовательница различает понятия «раскаяния» и «покаяния»: первое является как бы ступенью ко второму, которое, в свою очередь, непременно проявляется в поступке. Так, по словам Г.Худяковой, Н.В.Гоголь сначала почувствовал раскаяние «за вред, нанесенный России» самим фактом написания «Мертвых душ». Покаяние же писателя выразилось в сожжении им второго тома поэмы, считает автор доклада. В докладе под названием названием «Морфогенетический поворот в социологической теории сакрального как усиление теоретической основы анализа текстов» молодой ученый Дмитрий Куракин предложил исследовать дихотомии «сакральное-профанное» и «чистое-скверное» в исследовательских программах сакральных систем. Оказалось, что первая пара понятий является первичной и «смыслопорождающей»; на ней «основывается социологический порядок». В качестве иллюстрации была приведена ситуация Великой Французской революции: «новому утверждающемуся социологическому порядку необходимо было осквернение как мощный ресурс высвобождения символических ресурсов», что и было достигнуто через практику гильотинирования (в частности, окропления толпы королевской кровью, что воспроизводило архаичный земледельческий ритуал). Ксения Колкунова обратилась к необычной теме: она взялась за исследование сакральных текстов «нового религиозного» движения — преслитеранства. Движение, обожествляющее поп-идола Элвиса Пресли, было создано в США в 1988 г. Теперь общины почитателей «божественного Элвиса» распространены не только  в США, но и в Европе; они организованы по модели церковных приходов. «Сакральные» тексты квазирелигии также сконструированы на основе традиционных (преимущественно христианских) сакральных текстов, что и проанализировала докладчица. На конференции прозвучали и другие доклады, посвященные текстам новых религиозных движений.

http://patriarchia.ru/db/text/120257.htm...

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь) — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Сокольники города Москвы. Главная святыня храма - икона Божией Матери " Иверская " . Содержание История [ править править код ] Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П.Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским. Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем. Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Бахрушинской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. XIXнач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Чита (храмы) Материал из Азбука паломники Казанский кафедральный собор (Чита) [ править править код ] Кафедральный собор расположен в Чите в районе Привокзальной площади на территории бывшего стадиона «Труд» (ранее Атаманская площадь). Является главным храмом Забайкальской митрополии. Под главным алтарем храма в цокольной части расположен крестильный храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Также в цоколе, под основным храмом, находятся конференц-зал, музейная экспозиция истории православия в Забайкалье, библиотека, классы Воскресной школы. Собор выполнен в русско-византийском архитектурном стиле по образцу владимиро-суздальских храмов в бело-голубых тонах и является пятикупольным, трехпрестольным храмом с пристроенной колокольней. В настоящее время Казанский кафедральный собор является самым большим храмом в Сибири и на Дальнем Востоке. Высота колокольни до креста равняется 60м, высота главного купола до креста – 47м. Вместимость собора – 2500 человек. Святыни : В соборе пребывает рака со святыми мощами Преподобного Варлаама Чикойского, а также иконы с частицами святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Иннокентия Иркутского, Блаженной Матроны Московской и др. Адрес : Россия, г. Чита, ул. Бутина, 6 Подробнее... Спасо-Преображенский храм (Чита) [ править править код ] Спасо-Преображенский храм был освящен в 1995 г. на месте Свято-Иннокентиевской церкви Миссионерского училища, действовавшего в к. XIX - нач. ХХ вв. Сейчас Спасо-Преображенский храм продолжает традиции Миссионерского училища – при храме действует Православная гимназия во имя святителя Иннокентия Иркутского. В 2013-2015 году в храме проводился капитальный ремонт. 15 августа 2015 года Митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир совершил Великое Освящение храма. Адрес : Россия, г. Чита, ул. Чайковского, 12 Телефон : +7 (3022) 32-48-42 Подробнее... Иоанно-Рождественский храм (Чита) [ править править код ] Иоанно-Предтеченский храм был заложен на станции Чита (другое название Чита-поселок, Дальний вокзал) 16 сентября 1898 года. Средства были выделены железнодорожным ведомством.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита_(храмы)

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ [груз. - () ] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли , Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Образование и географическое положение Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони) ). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIXнач. ХХ в. После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. ( Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Соколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» ( Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову) , и др. монастырские записи ( Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16). 1434-1920 гг. Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIXнач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIXнач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52).

http://pravenc.ru/text/2561264.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010