Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. П. Войденов. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Вóйденов Василий Петрович (20.03.1852, г. Инсар Пензенской губ.-15.09.1904, Москва), духовный композитор, регент, педагог-теоретик. Как сына диакона его определили в ДУ, затем в Пензенскую ДС. В 1873 г., не доучившись в семинарии 1 год, В. поступил в Московскую консерваторию по специальности «фагот» (игра на духовом инструменте освобождала от платы за обучение), но его интересовала теория музыки и композиция. В 1873-1879 гг. он прослушал курс теории музыки у профессоров П. И. Чайковского , Н. А. Губерта, свящ. Д. В. Разумовского и С. И. Танеева , но не сдавал экзамена по специальности и диплом не получил. Аттестат на право обучения певчих простому церковному пению и регентскую деятельность выдан В. в янв. 1879 г. директором Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметевым . До осени 1882 г. руководил хором Н. А. Смирнова. С марта 1880 г. в течение 24 лет В. преподавал церковное пение в МДС (был также регентом семинарского хора). За труды в 1897 г. он был удостоен ордена св. Станислава 3-й степени. В. также работал в общедоступных хоровых классах при Русском хоровом об-ве (1881-1884), в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва (с 1883) преподавал сольфеджио, с 1898 г. состоял в звании ординарного профессора. В 1890 г. художественный совет уч-ща выдал В. аттестат 1-й степени на звание свободного художника. В 1898 г. В. вошел в состав Наблюдательного совета при Московском Синодальном уч-ще церковного пения на должность заведующего частными духовно-певч. хорами Москвы. Помимо инспектирования хоров он рецензировал присылаемые из Святейшего Синода неизданные духовно-муз. сочинения. В последние годы жизни являлся членом Музыкально-этнографической комиссии. Композиторское наследие В. в области духовной музыки включает 12 сочинений и переложений для смешанного хора, изданных П. Юргенсоном в 2 тетрадях 1-5, 6-12) и отдельными номерами в 1885 и 1888 гг., а также 11 евангельских стихир, напечатанных в качестве приложения к ж. «Церковные ведомости» за 1905 г., в рукописи остались 8 антифонов для смешанного хора (в наст. время не обнаружены). Большая часть сочинений В. написана в 80-х гг. Современники отмечали, что они оригинальны по строению и характеру музыки, простота и естественность гармонии не исключают муз. изящества, но порой заметны нек-рая суховатость, преобладание учености.

http://pravenc.ru/text/433313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЯКОВ Николай Петрович (3.12.1841, с. Никольское Новоторжского у. Тверской губ.- 24.06.1911, СПб.), прот., проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское ДУ, Тверскую ДС, обучался в СПбДА (1863-1867 гг.), после чего был назначен наставником академии. В 1868-1893 гг. преподавал древнеевр. язык в СПбДС. В 1868 г. рукоположен во иерея и определен в причт Волковско-кладбищенской ц. (с 1893 настоятель). В 1869-1894 гг. законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в С.-Петербурге. В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Историко-экзегетическое исследование Псалтири». С 1878 г. состоял членом учрежденного Святейшим Синодом при СПбДА Об-ва истолкования Свящ. Писания Ветхого Завета. В 1870-1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов. В 1890 г. возведен в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства С.-Петербургской епархии. Кроме исследования о Псалтири перу В. принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс 1-40), начатые в рамках программы, предпринятой Об-вом истолкования Свящ. Писания при СПбДА; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвященная проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета он рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (пер. с нем. СПб., 1893). В магист. дис. В. рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике 2-й пол. XIX - нач. ХХ в., где приоритетными задачами являлись защита традиц. библейских воззрений и опровержение мнений зап. либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание мн. псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. В. защищает историческую достоверность имен авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам евр. текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в LXX. Исследователь стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в евр. Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку он причислил еще 5. В работе рассматривался вопрос о др. авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до Р. Х.), к-рому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона евр. Библии - Ездры (V в. до Р. Х). В. разделял общую т. зр. дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герман V, патриарх К-польский. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. (Кавакопулос Георгий; 1835, Стамбул - 12.1920, там же), патриарх К-польский (28 янв. 1913 - 12 окт. 1918). Род. в стамбульском р-не Балат (сев. часть старого К-поля). Его отец Анестис Кавакопулос - старший портной тур. военного мин-ва, мать звали Фотини. Начальное образование он получил в школе Фанара. В 1854 г. по рекомендации патриарха Кирилла II Иерусалимского, жившего в Стамбуле, Г. был отправлен в Иерусалим в богословскую школу Св. Креста под упр. архим. Дионисия (Клеопы). 7 авг. 1856 г. архим. Дионисий был приглашен на должность профессора Афинского ун-та, и Г. отправился с ним; продолжил образование в одной из афинских гимназий. В нояб. 1857 г. архим. Дионисий вышел в отставку и в 1858 г. прибыл в Стамбул. Г. последовал за ним и вскоре окончил Великую национальную школу. В сент. 1858 г. он поступил в Халкинскую богословскую школу, к-рую окончил с отличием в 1863 г., принял монашество с именем Герман и был рукоположен во диакона. В 1863 г. патриарх Софроний III избрал Г. вратарником Великой ц., изменив этот титул на 10 месяцев на вел. экклисиарха. 22 авг. 1864 г. Г. был возведен в сан вел. архидиакона. В 1866 г., при патриархе Григории VI , Г. был избран митрополитом Коса; 10 марта 1867 г. рукоположен во пресвитера, 12 марта - во архиерея. В Патриаршество Иоакима II по личному выбору патриарха Г. был избран членом Свящ. Синода (март 1874 - февр. 1876) и получил председательство в центральном попечительстве над органами образования. 19 февр. 1876 г. Г. был перемещен на Родосскую митрополию. При Иоакиме IV вновь был избран членом Свящ. Синода (1886). После отставки Иоакима IV (14 нояб. 1886) Г., несмотря на молодость, рассматривали в качестве кандидата на патриарший престол. С этого момента на всех патриарших выборах он выступал одним из основных кандидатов, но всякий раз вычеркивался из избирательных списков Высокой Портой. Новый патриарх Дионисий V снова избрал его членом Свящ. Синода (до 1888); затем он был перемещен на Ираклийскую митрополию.

http://pravenc.ru/text/164789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛЕВО Дулево [серб. жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится у с. Куляче, близ Будвы, на высоте 450 м над уровнем моря. По преданию, мон-рь был основан в сер. XIV в. в память о воинах царя Стефана Душана , умерших здесь от чумы. Был приходом (метохом) мон-ря Дечаны , послушники Д. после пострига часто переходили в этот мон-рь. 1-е письменное упоминание о Д. относится к 1677 г., когда в мон-ре состоялся собор представителей рода Паштровичей, покровителей обители, для избрания игумена. Здесь в сер. XVII в. принял постриг буд. Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . После разрушения в 1694 г. мон-ря Тврдош часть его братии перебралась в Д., остальные поселились в мон-ре Савина , и до сер. XIX в. обители поддерживали отношения. В 1785 г., во время похода скадарского паши Махмуда Бушатли, Д. был сожжен турками, но уже на следующий год восстановлен при участии рус. послушника из соседнего мон-ря Прасквица Егора Строганова (впосл. был похоронен в Д.). Он же каменными плитами выложил тропу от Д. мимо Прасквицы к морю, к-рая стала кратчайшим путем в Цетине. Обитель кормила проходивших путников. Во время первой мировой войны австро-венг. военные ограбили Д. и увезли колокол. В годы второй мировой войны в стенах обители располагался штаб партизанского отряда «Стефан Штилянович». Д. перестал действовать в 1942 г., после смерти архим. Дионисия (Миковича), церковного писателя и историка. При землетрясении 1979 г. рухнул притвор церкви, но вскоре храм был полностью восстановлен. В нач. 90-х гг. ХХ в. игум. мон-ря Прасквица Борис (Кажинегра) возобновил Д., после 2002 г. обитель стала женской. Настоятельница - мон. Ангелина (Трифунович). Церковь в Д.- однонефное строение из тесаного камня (14,5×4,5 м), перекрытое готическим сводом над старой частью храма и полуциркулярным - над остальной. С зап. стороны примыкает удлиненная припрата с полукруглым в плане крыльцом, с вост.- полукруглая апсида. Над зап. фасадом поставлена звонница с колоколом, а на его стене расположена крестообразная розета, вписанная в профилированный прямоугольник, к-рая была выполнена, согласно надписи, в 1924 г. мастером Андреем Кулячей. Старая часть строения снаружи оштукатурена. С сев. и юж. сторон видны следы утраченных ныне пристроек. Пол церкви покрыт каменными плитами, под к-рыми находились могилы. Сохранились надгробия Егора Строганова и архим. Дионисия (Миковича). Амвон выложен красным и белым камнем в виде розетки.

http://pravenc.ru/text/180570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. [фламанд. Gevaert] Франсуа Огюст (31.07.1828, Хёйсе, близ Ауденарде - 24.12.1908, Брюссель), бельг. музыковед, композитор и педагог. Начал заниматься музыкой под рук. родственника, органиста Ж. Б. Христианса. В 13 лет поступил в консерваторию г. Гента, в класс Де Сомера (фортепиано). Спустя 2 года стал преподавать фортепиано, впосл. служил органистом в иезуитском колледже в Генте. В 1847 г. победил на конкурсе Об-ва изящных искусств г. Гента (кантата «Бельгия») и выиграл бельг. большую Римскую премию (кантата «Король Лир»). В 1849-1852 гг. Г. путешествовал по Франции, Германии, Италии и Испании; впечатления о состоянии музыки в Испании и Италии Г. опубликовал в бюллетене Бельгийской королевской академии наук, лит-ры и изящных искусств. Следующие 15 лет Г. провел в Париже. С 1867 г. до начала франко-прусской войны был муз. руководителем театра «Опера-комик». Затем переехал в Брюссель, где возглавил консерваторию. Под его руководством, продлившимся почти 40 лет, Брюссельская консерватория стала одним из самых значительных муз. учебных заведений Европы. Благодаря его деятельному участию были введены новые учебные курсы, а преподавательский состав пополнился знаменитыми музыкантами, среди к-рых был Э. Изаи. Среди муз. сочинений Г.- оперы, произведения для оркестра, кантаты, вокальная хоровая и церковная музыка. Большим авторитетом пользуются его педагогические труды. Так, «Новый трактат по инструментовке» (Nouveau traité d " instrumentation (P. e. a., 1885) был переведен на нем., англ., португ. и рус. (П. И. Чайковским) языки. Исторические труды Г., также издававшиеся в переводах на европ. языки, посвящены в основном музыке античности и раннего средневековья. Его «История и теория античной музыки» долгое время считалась одной из самых важных работ по этой теме. В трактате «Истоки богослужебного пения латинской церкви» Г. уточнил время реорганизации рим. богослужебного пения: он полагал, что реформа была проведена одним из предшественников папы Григория Великого. Эта теория вызвала у современников, особенно у монахов-бенедиктинцев, множество возражений.

http://pravenc.ru/text/161820.html

Починки. Церковь Алексия, Человека Божия при Духовном училище. Училищная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Духовное училище в с. Починки Нижегородсклй губ. было построено в 1908–1910 годах Березенской площади. Просторное четырехэтажное каменное здание из красного кирпича. Там стали учиться около 200 детей (из книги В. П. Илюшечкина). Руководил строительством училища по рассказам долгожителей выходец из крестьян села Байково Петр Круглов. При Духовном училище имелась своя домовая церковь имени святого Алексия, Человека Божия. Стены церкви были расписаны ликами святых. В 1915 году нештатным дьяконом церкви служил Гавриил Иванович Засыпкин, о чем свидетельствуют записи в церковных метрическиз книгах. Это Духовное училище называли также «новым», поскольку старое двухэтажное здание Починковского Духовного училища, построенное в сер. XIX века, к нач. ХХ века стало тесным. Это «старое» училищное здание также сохранилось до наших дней. В настоящее время в нём размещается детский сад 2 (современный адрес - пл. Ленина, 75). В советские годы в здании «нового» Духовного училища была образована единая, трудовая школа 1-ой и 2-ой ступени, а в 1922 году открыто педагогическое училище, которое позднее стали называть педтехникумом. Также в здании Духовного училища в 1918–1919 году был организован детский сад 1 (при УОТНАРОБе), первым директором которого была Евдокия Александровна Болдова. В 1922 году в педучилище были открыты курсы политпросвета. В 1929 году в бывшем здании Духовного училища располагалась также школа-девятилетка (возможно, по рассказам очевидцев, с 1927-го года). В 1932–1933 году педагогами педучилища были Александр Матвеевич Петелин (математика), Иван Петрович Садовский (русский язык), Лопато (немецкий язык), а также Зюзин и Житухин. Кто-то из двух последних был одновременно заведующим РОНО. В 1934 году педтехникум готовил: учителей, воспитателей детских садов и политработников или, как их называли, избачей (они должны были рассказывать крестьянам о преимуществах советской власти). В 1934–1935 году директором пед-техникума являлся Михаил Павлович Астафьев, затем до 1946 года — Оприц, с 1946 года по 1951 год — Матвей Захарович Кушин.

http://sobory.ru/article/?object=58750

Хлябово. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы (новая). Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2013 и 2014. Адрес: Россия, Московская область, Мытищинский городской округ, деревня Хлябово Координаты: 56.125194, 37.549301 Проезд:От Савёловского вокзала Москвы электропоездом до пл. Трудовая, далее пешком на восток 2 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Хлябово расположена в северной части Мытищинского городского округа, стоящее на холмах Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу реки Черная Грязь (бассейн реки Волги), близ Волжско-Клязьминского водораздела. В XIX - нач. ХХ веках деревня Хлябово находилась Марфинской волости Московского уезда, в которой проживало 168 чел. (1899 г.). Первые сведения о Хлябове находятся межевой грамоте 1504 года, в которой записано, что село Хлябово было вотчиной митрополичьего боярского сына Игнатия Михайловича Чертова. В селе была церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а по соседству, отделённый от села Хлябовским овражком, впадавшим в р. Чёрная Грязь, находился монастырь Воскресения Христова, принадлежащий этому же селу. В 1511 году московский боярин Фёдор Никитич Бутурлин купил у И.М. Чертова и его детей Степана и Михаила их вотчину - село Хлябово с церковью Рождества Пресвятой Богородицы и монастырем Воскресения Христова и со всем тем, что к тому селу принадлежало. За всё боярин Ф.Н. Бутурлин уплатил 350 рублей, «а купил себе и своим детям впрок без выкупа». Под купчей грамотой стояли подписи Федора Ивановича Шолохова, Ивана Васильевича Лыскова да и сыновей Чертова - Афанасия, Алексея и Тучко Микулипа. Но так как И.М. Чертов был митрополичий боярский сын, то без разрешения митрополита не имел права осуществлять продажу. А боярин Бутурлин купил у него вотчину без ведома митрополита Московского и всея Руси Варлаама. Поэтому митрополит Варлаам, в свою очередь, пожаловался на боярина Н.Ф. Бутурлина Государю и великому князю московскому Василию III. Государь подверг боярина Бутурлина опале, а село Хлябово с деревнями и с монастырём передал в ведение митрополита Московского Варлаама. Таким образом, село Хлябово стало митрополичьем селом.

http://sobory.ru/article/?object=58690

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Китаевская пустынь — православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве). Действовал в XVIII — начале XX веков; восстановлен в 1990-е годы. Содержание История [ править править код ] 16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.). Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»). Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты Евгений (Болховитинов, †1837) и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях). Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIXнач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей. Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Корба. Часовня иконы Божией Матери " Знамение " . Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:Между 1750 и 1800. Адрес: Респ.Карелия, Медвежьегорский р-н, Большой Климецкий остров, ур.Корба Координаты: 62.0296, 35.240425 Проезд:От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Сенная Губа, от пристани пешком на север, огибая слева залив 7 км, или на лодке по озеру 4 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Знаменская часовня в деревне Корба (ныне урочище) расположена в северной части Большого Климецкого острова, на его западном берегу, в еловой роще. Построена в сер. XVIII в. Первоначально это была простая клетская постройка. В пер. пол. XIX в. к часовне были пристроены сени со звонницей, а в кон. XIX - нач. ХХ в. часовня обшивается тёсом и делаются дополнительные оконные проёмы. В 1962 г. были произведены реставрационные работы под руководством архитектора А. В. Ополовникова. По материалам музея-заповедника " Кижи " . Часовня Знамения Богородицы в заонежской деревне Корба (Медвежьегорский район Республики Карелия) имеет длительную историю изучения, но единого мнения о ее строительной истории не сложилось. Авторами предпринята попытка определить даты возведения часовни и ее реконструкций с помощью метода комплексной хронологической атрибуции памятников деревянного зодчества, включающего архитектурные и дендрохронологические исследования. Время возведения часовни определялось на основании натурных обследований и типологического анализа памятника с применением архитектурно-археологической шкалы для датировки церквей и часовен Карелии. Учтены данные о времени написания икон «иконного щита» с храмовой иконой Знамения Богородицы, потолка-«неба», поздних икон 1940-х годов. Выявлены два строительных периода часовни: возведение молитвенного помещения и пониженного притвора в первый из них (вторая половина XVIII века) и пристройка сеней с надстроенной над их западной частью колокольней во второй (вторая половина XVIII первая половина XIX века).

http://sobory.ru/article/?object=18941

Москва, 22 октября, Благовест-инфо. Процесс беатификации немецкого католика Фридриха Йозефа Гааза, известного в Москве первой половины XIX в. как «святой доктор Федор Петрович», теперь будет происходить в России. Об этом сообщил настоятель прихода св. вмч. Екатерины для немецко-говорящих католиков Москвы о. Вильфред Велинг. Выступая 20 октября на вечере в Культурном центре «Покровские ворота» после просмотра фильма «Доктор Гааз: «Спешите делать добро», священник рассказал непростую историю подготовки беатификации немецкого подвижника, который большую часть жизни посвятил страждущим в России. О. Вильфред не сомневается, что если бы доктор Гааз (1780-1853) был православным, он давно бы уже был канонизирован в России. Здесь хорошо известно его беззаветное милосердное служение бедным, больным, тюремным сидельцам, его подвиг бескорыстной любви. О «святом докторе» в России знали и помнили многие в XIX –нач. ХХ вв.; в годы советской власти по понятным причинам его имя было основательно забыто. Память о его праведной жизни стала возвращаться в 1990-е гг.; на Западе поиском материалов о докторе Гаазе занимался русский писатель Лев Копелев, автор книги «Спешите делать добро», а в России – профессор Юлий Шрейдер. В 1994 г., в связи со 140-летием со дня смерти доктора Гааза, группа российских католиков обратилась к своему архиепископу с предложением открыть процесс беатификации (причисления к лику блаженных – первой ступени канонизации) «святого доктора». Однако тогда в России еще не было возможности начать это процесс, отметил о. Вильфред, и российские католики решили обратиться на родину Фридриха Гааза, выходца из города Бад Мюнстерайфель. Таким образом, подготовка беатификации началась в Германии, в Кельнской епархии, где в течение 10 лет было собрано множество архивных документов и свидетельств. Тем временем, трудами православных и католиков, о жизни доктора Гааза узнавало все больше людей в России и в мире, а в 2007 г. Папа Римский Бенедикт XVI впервые назвал доктора Гааза святым и призвал следовать его «святому примеру».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010