Белый Ключ. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) «Ансамбль церкви Николая Чудотворца: XVIII — нач. ХХ вв. состоящий из: 1) Церковь Николая Чудотворца (православная приходская), 1779; (1860), 1888 гг.; 2) Здание церковно-приходской школы, кон. XIX в. расположены по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, с. Белый Ключ, ул. Волынцева, д.37. Включен в список выявленных объектов культурного наследия Распоряжением Главы администрации Ульяновской области 29.07.1999 г. Согласно «Статистическим описаниям соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии» Н. Баженова в с. Ключ Белый: «Храм деревянный, построен прихожанами в 1779 году и перестроен в 1860 г. Престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли: 1 дес. усадебной и 66 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Для священника общественный дом; для псаломщика квартира при школе. Прихожан в с. Белом Ключе в 176 дворов: 579 м. и 591 ж. Церковно- приходская школа существует с 1885 года, помещается в собственном здании. Расстояние от Симбирска 109 вер., от Карсуна 13 вер., от Карсунского волост. правл. 13 вер. Почтов. адрес – г. Карсун». Памятник истории и культуры представляет собой одноэтажное кирпичное, прямоугольное в планепод вальмовой кровлей здание. Главным фасадом ориентировано на юг, выполнено в формах эклектики. Углы здания обработаны фигурными огибающими лопатками, декорированными в верхней и нижней частях квадратными нишами. Арочные окна обрамлены перспективными профилированными наличниками, опирающимися на подоконный поясок. Карниз здания небольшого выноса по всему периметру опирается на декоративные кронштейны. Декор боковых фасадов аналогичен декору главного. Со стороны северного фасада к основному объёму примыкает одноэтажный дощатый пристрой под односкатной крышей. В настоящее время здание используется под библиотеку.

http://sobory.ru/article/?object=27745

Бережное. Церковь Параскевы Пятницы. Пятницкая церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Параскевы Пятницы - памятник деревянного зодчества в д. Бережное Столинского района Брестской области. Относится к так называемой западно-полесской школе зодчества. Построена в 1884 г. Храм отличается многоплановой объёмно-пространственной композицией. Основной объём прямоугольный в плане, с 5-гранной апсидой и боковыми пристройками. В конце 19 - начале 20 в. к церкви с западной стороны пристроена 2-ярусная колокольня. В 1988 году храм реставрирован. Туристская энциклопедия Беларуси. Мн. Беларуская Энцыклапедыя, 2007. - 648с. Большая полесская деревня, известная с 1508 года как местечко Березное, привольно расположилась на землях Столинского района. Её история неотделима от имения Старо-Бережное, которое 400 лет было родовым гнездом влиятельного волынско-полесского рода Олешей (в честь него владельцы стали именоваться Олешами-Бережновскими). Отсюда корни советского писателя Юрия Карловича Олеши (1899-1960), автора книг " Зависть " , " Ни дня без строчки " , сказки " Три толстяка " и др. произведений. Церковь Параскевы Пятницы, выстроенная в 1884 году из дерева на фундаменте церкви XVIII столетия, является украшением деревни, определяет её центр. За невысокой красивой церковной оградой, в окружении столетних деревьев уютно располагается та самая приходская церковка - памятник Полесской школы деревянного народного зодчества. Как известно из источников, храм перестраивался (возможно по ветхости) в кон. XIX - нач. ХХ вв. В 1935-36 гг. к церкви была пристроена колокольня, а после Великой Отечественной войны, в 1946-47 гг. пристроили правое крыло-придел. Это было сделано при непосредственном участии священника Якова Залуцкого и старосты Игнатия Царика. Храм тогда был приписан к Рождественскому храму деревни Дубенец. 1 января 1961 года местные коммунисты во главе с председателем колхоза им. Ленина Сагановичем Е. П. церковь разграбили, а после этого, закрыли. Культовое сооружение переоборудовали под сельский музей, который работал вплоть до 1987 года.

http://sobory.ru/article/?object=33277

В Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение» 29 июня 2006 г. 15:36 29 июня в Саровском городском музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение». На открытии выставки присутствовали участники III научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», которые сегодня начинают работу в Сарове. Именно 29 июля принято считать днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области). В этот день в 1760 году был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник». Экспозиция выставки состоит из трех разделов. Первый – «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» – посвящен прп. Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь пр. Иоанна Синайского и лествица небесная» (вторая пол. XVIII в.), «Пострижение в великую схиму» (сер. XVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец XVII – нач. XVIII вв.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (XVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. XVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя». Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, – а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта. Второй раздел – «Обитель Саровской славы» – посвящен истории, архитектуре, духовным подвижникам Саровской пустыни. Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келиями и подземным храмом по образцу киевских. С самого начала в обители появилась библиотека, впоследствии ставшая одним из богатейших книжных собраний страны, в которой хранились тысячи подлинников – древние рукописи, печатные издания XIXначала ХХ вв. В центре этого раздела представлен макет Саровской обители, предоставленный музеем Федерального центра ядерных исследований, находящегося в Сарове. Специально для музея этот макет был изготовлен в бюро дизайна центра 15 лет назад.

http://patriarchia.ru/db/text/122146.htm...

В центре агрогородка Дружиловичи возвышается небольшая голубенькая деревянная церковка, которая построена в далёком 1777-м году и чудом сохранившаяся до наших дней. Первое упоминание о находившемся в этом местечке храме, относится к 1454 году. О последующих храмах, сменявших друг друга по причине ветхости, либо по вине природных катаклизмов, историки нам не сообщают. Примечательно, что новый храм, построенный в 70-х годах XVIII века, первоначально был униатским и просуществовал в качестве такого вплоть до 1839 года. В период с 1974 по 1979 год Никольская церковь в Дружиловичах была закрыта, однако по ходатайству прихожан, в июле 1979 года была освящена и возобновила свою деятельность. Первоначально здание состояло из прямоугольных в плане основного сруба и апсиды, накрытых общей двускатной крышей (вальмовой над апсидой). С двух сторон к апсиде примыкают низкие ризницы. Во 2-й пол. XIX века с запада была пристроена трёхъярусная четвериковая колокольня, в нач. ХХ века к основному срубу были прирублены боковые помещения, в результате чего план приобрёл форму креста. Над башнеподобной колокольней взметнулась к небу главка с крестом на восьмигранном барабане. Такая же главка располагается посередине крыши над основным объёмом. Стены храма горизонтально обшиты досками и прорезаны прямоугольными и крестообразными оконными проёмами. Основной объём и апсида имеют балочное перекрытие, пристройки - полуцилиндрические своды. Над входом - хоры на столбах. В храме бережно хранятся напрестольные Евангелия, датируемые 1771 и 1863 годами. Церковь Св. Николая считается одной из наиболее ранних, сохранившихся на территории Ивановского района, и представляет собой единственный в Брестской области храм со звонницей в виде башни. Такая форма была характерна для многих храмов Европы того времени. Перед храмом установлена брама. Сегодня церковь в агрогородке Дружиловичи включена в ряд туристических маршрутов, знакомящих путешественников с храмами Полесья. К тому же данный объект внесён в Список историко-культурных ценностей Беларуси, имеющих общенациональную ценность.

http://sobory.ru/article/?object=55083

Вадинск. Тихвинский Керенский (мужской) монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1844-1848 годах в монастыре к северу от Тихвинского храма был построен больничный корпус, с храмом во имя святителя и чудотворца Николая, который в 1895 году перестроили, сделав двухпрестольным. Больничный корпус занимал западную часть двухэтажного корпуса, а Никольский храм - восточную. Больница находилась на первом этаже, а под ней, в подвале, - кухня и кельи для сестер, готовивиших пищу. На втором этаже жили церковницы, сборщицы и огородницы. Церковь, построенная игуменией Анастасией 1-й имела два престола: внизу - во имя святителя и чудотворца Николая, а вверху, на хорах, справа, - во имя мученика Иоанна Воина. Оба престола были освящены в 1895 году. После революции монастырь был закрыт. В 1970 году в процессе приспособления здания, где размещался Никольский храм, под нужды производственного предприятия, оно сильно пострадало. Западная часть больничного корпуса была полностью утрачена. Сейчас здание восстанавливается. Оно имеет вытянутый по оси восток-запад прямоугольный объем с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны. С сайта: http://pravoslavie58region.ru По левую руку от главного храма святой обители - Свято-Тихвинского храма возвышается заметная церковь Николая Чудотворца с большими окнами, выстроенная из красного кирпича в 1844 - 1848-х годах в настоятельстве игумении Тихвинской общины, Анастасии, на собранную по сборным книгам сумму. В 1895 году Никольский храм перестроили, сделав двухпрестольным. Церковь стала иметь два престола: внизу - во имя святителя и чудотворца Николая, а вверху, справа - во имя мученика Иоанна Воина. Оба престола были освящены в том же году. В кон. XIX - нач ХХ века это был монастырский больничный храм, так как с западной стороны к основному объёму был пристроен двухэтажный больничный корпус. В 1930-е годы, после закрытия монастыря в 1927 году, больничный корпус был приспособлен для нужд разместившихся на территории бывшей обители детского дома, школы для беспризорников и других соответствующих организаций. Есть сведения, что в советское время больничный корпус, примыкавший к храму с западной части, был разобран на кирпич.

http://sobory.ru/article/?object=05390

Из сохранившихся документов известно, что существовавший по крайней мере с XVII века (1609) деревянный Покровский храм был летним. Зимой богослужения проходили в располагавшейся рядом церкви святителя Николая Чудотворца, которая пережила пожары 1754 и 1761 гг. Стояли себе мирно эти две деревянные церковки в Ростове аж вплоть до 1795 года, покуда не случился пожар, возникший во время грозы. Стоит сказать, что некоторую церковную утварь и иконы прихожане успели спасти из объятых пламенем храмов. Набожные купцы Ростова решили построить взамен сгоревших храмов, один, но уже, каменный дом Божий. Обратились с просьбой в консисторию, после получили положительный ответ и проект утверждённого храма. Тут же были заготовлены стройматериалы, сделан фундамент, наняты рабочие... Строительство каменного храма началось в тот же год (1795), которое закончилось Великим освящением храма Покрова Пресвятой Богородицы в 1803 году. Незабыли и про Никольский, зимний храм, стоявший по соседству. Его посвящение было перенесено в придел новой церкви. Другой придел был посвящён апостолам Петру и Павлу. Церковь была выстроена с пятью вызолоченными главками и красивой трёхъярусной колокольней со шпилем на центральной улице Ростова - Покровской (ныне Ленинской) улице. Как уже было сказано, некоторые иконы из обоих храмов были спасены и перенесены в новую церковь. Покровская приходская церковь считалась одной из богатых в Ростове. В середине XIX века между её прихожанами, почётными купцами города, А. А. Титовым и М. М. Плешановым шло настоящее соперничество - эти именитые ростовские граждане старались превзойти друг друга в щедрости по благоукрашению Покровского храма. В конце XVIII - нач. ХХ столетия Покровская церковь занимала главенствующее положение в юго-западной части Ростова. Святынями этой церкви были храмовые образа Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, входившие в число наиболее почитаемых икон Ростова Великого. В настоящее время они экспонируются в древнерусском отделе музея-заповедника " Ростовский кремль " .

http://sobory.ru/article/?object=00605

Кесова Гора. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Грачи Карта и ближайшие объекты Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Святителя Николая, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Источник: сайт Тверской епархии  В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 г. В 1779 г. на месте Никольской была поставлена ветхая церковь, перевезённая из с. Дёмшино и первоначально предназначавшаяся для растопки в Кашинский Клобуков монастырь. Каменный трёхпрестольный храм построен вместо неё на средства прихожан. Холодный придел - Святителя Николая. Тёплые приделы в трапезной: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (вторая половина XIX в.). Основной объём имеет кубическую форму, трапезная – в одной связи с ярусной колокольней. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., вновь открыта в 1943 г. Храм ремонтировался в конце 1940-х годов, в 1966-1967 годах, в 1975 году и  1999 году. По материалам официального сайта Тверской епархии Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовный центр поселения. На Кесовогорской земле в нач. ХХ века проходили богослужения в 31-м храме и функционировали 11 часовен. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте, будь это берег реки, либо на возвышенности, либо в перспективе улицы. Церкви Кесовой Горы - Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Преображения и Николая Чудотворца не были исключением. Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населённый пункт, в котором находилось помещичье имение или усадьба. В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли. Кесова гора - вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей этого села. Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, произведённого на небольшом заводике. Сам населённый пункт - ныне посёлок городского типа Кесова гора - образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в источниках под 1238 годом. В XVI-XVII вв. Кесовогорские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 году Екатерина II передала их в образованный Кашинский уезд. С конца XVIII века Кесова Гора получила известность как крупный торовый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок и еженедельных базаров. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли. В 1898 году через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашиным.

http://sobory.ru/article/?object=06089

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ ( 21.03.1613), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), игум. Соловецкого мон-ря . Сведения об А. сообщает «Верное и краткое исчисление, сколь можно собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (РНБ. Сол. 1195/1366; 1-я четв. XIX в.), сохранилась также переписка А. со швед. воеводами и письмо швед. кор. Карлу IX. А. был настоятелем мон-ря в Смутное время - в 1605-1613 гг. Кор. Карл IX, поддержки к-рого в борьбе с поляками просил царь Василий Шуйский , неоднократно обращался через своих воевод к А. с целью узнать, готов ли мон-рь принять помощь и впустить швед. войска на Русь ( Досифей. С. 97-107, 114-115, 120-121). Любой ответ шведам означал предательство, поэтому А. не отвечал на многочисленные послания. В 1610 г. царь Василий был низложен и увезен в Польшу, в августе того же года царем стал королевич Владислав. 12 марта 1611 г. А. писал швед. королю, войска к-рого захватили Новгород, что ни он в Поморье, ни вся Русская земля не желают иметь дела с иноземцами, но выберут себе царя из «прироженных бояр Московскаго государства». В 1612 г. швед. суда окружили беломорские о-ва Кузова, но, простояв лето, так и не решились напасть на обитель и покинули Белое м. А. сообщил об этом в Москву, откуда прибыли военные отряды под командованием воеводы М. В. Лихарева и стрелецкого головы Е. Д. Беседново, от них А. узнал об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова . Шведы продолжали требовать от А. сдачи Сумского острога, А. ответил отказом. Мудрая осторожность А. спасла не только Соловецкий мон-рь, но и все рус. Поморье от иностранной интервенции, а Москву от нападения с севера. Для монахов Соловецкого мон-ря А. был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». 41 год он подвизался в иноческом чине, погребен под Спасо-Преображенским собором обители. Над местом погребения А. впосл. устроили раку. Была ли местная канонизация А.- неизвестно, он упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), причем в нек-рых списках указана дата преставления - 17 авг. (РНБ. Q. I. 603. Л. 68.), «Верное исчисление» его называет «отцом преподобным». В нач. ХХ в. сведения об А. внесены в «Архангельский патерик», в мон-ре в это время память А. чтилась панихидами. Местное прославление святого совершилось в связи с установлением в 1993 г. Собора Соловецких святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II .

http://pravenc.ru/text/115868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРИНСКИЙ Андрей Александрович (30.04.1859, Царское Село - 17.10.1930, Париж), граф, филолог, общественный деятель, крупный помещик и промышленник, автор духовно-муз. сочинений. Представитель известного графского рода, сын генеалога Александра Алексеевича Бобринского (1823-1903), праправнук имп. Екатерины II. Имел придворное звание камергера. В 1880 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, с 1887 г. занимал ряд постов в Мин-ве народного просвещения (в 1906-1907 попечитель С.-Петербургского учебного округа) и с 1888 г.- в Гос. совете (сотрудник канцелярии, с 1893 г. помощник статс-секретаря по отд-нию промышленности, науки и торговли, в 1909-1915 гг. член Гос. совета по выборам от землевладельцев киевской губ.). В 10-х гг. ХХ в. был председателем Всероссийского союза сахарозаводчиков и одновременно членом Совета съезда представителей промышленности и торговли. После революции 1917 г. жил в Париже, участвовал в работе различных эмигрантских орг-ций, в частности Русского Красного Креста. Б.- автор ряда статей в ЖМНП, Записках романо-германского отд-ния Филологического об-ва, «Русском вестнике» и 2 работ - «Jeu d " amour: Франц. гадальная книга XV в.» (СПб., 1886) и «Из эпохи зарождения христианства: Свидетельства нехрист. писателей I и II вв. о Господе нашем Иисусе Христе и христианах» (П., 1929. М., 1995Р). В кон. 80-х гг. XIX в. опубликовал в С.-Петербурге 12 романсов на стихи рус. поэтов, во 2-й пол. 90-х - нач. 1900-х гг.- ряд духовно-муз. сочинений для смешанного хора: «Ныне силы небесныя» (1895), «Милость мира и Достойно есть» 1 (1895), «Милость мира и Достойно есть» 2 (1896), «Херувимская» 1 в 2 редакциях (1897 и 1900), «Херувимская» 2 (1900 и 1902 - 2 самостоятельных произведения), «Херувимская» 3 в 2 редакциях (1897 и 1900). В духовно-муз. сочинениях Б. преобладает светское начало, они отличаются изысканным колоритом и красивой гармонией, обилием модуляций и задержаний; фактура сочинений весьма сложная, с элементами полифонии, но не перегруженная.

http://pravenc.ru/text/149419.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010