«Д. е.» употребляется весьма широко - его могут петь в конце 9-й песни канона утрени, повечерия и молебна; «Д. е.» или заменяющий его текст входит в Божественную литургию - в один из разделов анафоры ; согласно чину о панагии , оно заключает обеденную трапезу; наконец, оно предваряет отпуст в чине изобразительных (в будние дни Великого поста, когда не совершается литургия Преждеосвященных Даров, «Д. е.» поется на вечерне, объединяемой с изобразительными) и нередко звучит при чтении различных келейных правил. В конце 9-й песни канона утрени «Д. е.» появляется в Иерусалимском уставе и соответствующих ему богослужебных книгах (в древнейших сохранившихся рукописях этого устава XII в. предписаний относительно «Д. е.» не содержится). В более ранних уставах студийской традиции указание о пении «Д. е.» после 9-й песни канона отсутствует, также как и указание о пении «Величит душа Моя Господа» в начале 9-й песни. Поскольку песнь «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» объединяют общий припев (ирмос «Честнейшую херувим»), место в чине утрени (9-я песнь канона), время появления в службе (ок. XII-XIII вв.) и использование одного гласа (по нек-рым уставам эти песнопения поются на 6-й глас), можно с большой долей вероятности утверждать, что «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» были включены в чинопоследование утрени одновременно. Возможно существование связи между практикой, отмеченной в Мессинском Типиконе 1131 г., принадлежащем к зап. ветви студийской традиции, петь в конце 9-й песни канона (утрени, повечерия, службы πρεσβεα - см.: Arranz. Typicon. P. 56, 198, 207, 211, 213, 252, 296) «7 обычных ирмосов Божией Матери» и введением «Величит душа Моя Господа» и «Д. е.» в чин утрени. 6 стихов «Величит душа Моя Господа» вместе с величанием    образуют 7 стихов, а в нек-рых рукописях (напр., славянских РГАДА. Ф. 381 (Син. тип.). 46 и 48, 2-я пол. XIV в.- см.: Шугаев И., свящ. Древнерусские богослужебные сборники XIV в.: Ист.-литург. анализ: Дис./МДА. Серг. П., 1999. С. 96) сохранился цикл из различных припевов к «Величит душа Моя Господа», каждый из к-рых начинается со слов «Честнейшую херувим» и заканчивается словами «Тя величаем». Очевидно, что эти припевы написаны по подобию ирмоса «Честнейшую херувим», используемого как припев к величанию    .

http://pravenc.ru/text/180367.html

В древней церковной традиции к стихам песнопений, взятых из Свящ. Писания, обычно припевались короткие припевы. Для Б., согласно Часослову (Sinait. gr. 863) и более поздним памятникам, первоначальным припевом был стих: «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ). Процесс общего развития церковной гимнографии привел к значительному увеличению объема первоначальных простых припевов к стихам из Свящ. Писания и привязке их содержания к памятям церковного календаря; в результате возникли особые гимнографические жанры - такие, как канон, стихиры, и в т. ч. тропари на Б. Виды тропарей на Б. Существующие циклы тропарей на Б. можно разделить на 3 категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние - циклы воскресных тропарей на Б. (известны уже по греч. рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью к-польских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного - Пентковский, Йовчева. С. 42) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе . Праздничные тропари на Б. посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на Б. была распространена меньше, чем первые 2; праздничные тропари на Б. встречаются только в нек-рых рукописях (Минеях и Триодях) и не вошли в печатные литургические книги. Кроме Октоихов, Триодей и Миней тропари на Б. встречаются в особом типе рукописного богослужебного сборника - Макаризматарии (Μακαρισματριον букв.- Блаженник), от XII-XIV вв. до нас дошли неск. подобных рукописей (Sinait. gr. 828, XIII в., Paris. gr. 352, XIII в., Crypt. Г. α. 27 - Пентковский, Йовчева. С. 48-49; Никифорова. С. 161; Bertoni è re. P. 167); 2 такие рукописи упомянуты в завещании 1135 г. игумена одного из сицилийских мон-рей. Помимо тропарей на Б. Макаризматарии нередко содержат светильны . Структура циклов тропарей на Б. Тропари на Б. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком ). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Монастырь Осиос Мелетиос Монастырь Осиос Мелетиос Расцвет О. М. приходится на XII-XIII вв., вероятно, в это время на территории монастыря действовал скрипторий; некоторые рукописи, созданные в обители, находятся в зап. б-ках (напр., Lond. Brit. Lib. add. 28816, XII в.). В сохранившихся письмах свт. Михаила Хониата игум. О. М. Иоанникию, написанных ок. 1208-1218 гг., дается высокая оценка интеллектуальному уровню ее настоятеля и насельников, святитель в одном из писем назвал О. М. философским стойлом (φιλσοφος μνδρα) ( Μιχαλ Ακομιντου το Χονιτου. Τ σωζμενα/Εκδ. Σ. Λμπρος. Αθναι. 1880. Τ. 2. Σ. 148-149, 155-157, 272-273, 313-314, 319-320, 352-353). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. О. М. оставался под властью греков, однако ранее 1218 г. латинянам удалось взять мон-рь под свой контроль. В 1218 и 1236 гг. обители были даны папские грамоты, подтверждающие освобождение монахов О. М. от налогов (Regesta Honorii papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. P. 271; Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 66, 291. N. 42, 43, 216). По-видимому, это было необходимо из-за посягательств на мон-рь со стороны архиепископа Фив. Обитель сильно пострадала и была разграблена в 1218 г. Феодором Комнином Дукой во время его кампании по освобождению от франков Фессалоники и др. греч. регионов, но не прекратила своего существования. Иаков, насельник О. М. (впосл. митрополит Болгарии), написал поэму о разграблении монастыря Феодором Дукой (Vindob. Hist. gr. 106. Fol. 184-185, XIV в.; изд.: Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula/Ed. S. G. Mercati//Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1917. Vol. 33. P. 222-226). По мнению К. Константопулоса, разграбление О. М. произошло между 1223 и 1230 гг. ( Κωνσταντπουλος. 1924. Σ. 57), др. исследователи считают, что в 1218 г. (см., напр., TIB. 1976. Bd. 1. S. 217). Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Точное время, когда О. М. стал ставропигиальным, установить невозможно. В сигиллии К-польского патриарха Самуила от 1766 г. сказано, что обитель имела этот статус уже при патриархах Митрофане II (1440-1443) и Иоасафе I (1462-1463 или кон. 1464 - нач. 1465 или нач. 1466), а, возможно, и ранее. В свою очередь патриарх Самуил подтвердил ставропигию О. М. (Τρα πατριαρχικ σιγλλια μονν τς Αττικς. 1907. Σ. 97-100). Из сигиллия известно, что после правления патриарха Иоасафа II (1556-1565) монастырь дважды приходил в упадок (во 2-й раз - незадолго до времени издания сигиллия). Монастырские постройки требовали ремонта, и первоначальный вид О. М. был сильно изменен. В XVI в. обитель посетил известный афонский монах и богослов Пахомий Русан ; в письме он похвалил удобное расположение обители ( Μουστοξδης Α. Ελληνομνμων Σμμικτα ελληνικ σγγραμα ελληνικν. Αθναι, 1843. Σ. 673).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Еще один канон свт. Николаю «Τν ποιμνα Χριστο τν Θρεμμτων» (Пастыря Христовых чад) 1-го гласа был издан А. Коминисом по 7 спискам греч. Миней XI-XIV вв. из зап., гл. обр. южноиталийских, собраний (AHG. T. 4. P. 52). Во всех песнях использованы ирмосы свт. Андрея Критского (1-я песнь - «Δι στλου πυρς κα νεφλης» (        ) ( Σωφρνιος. Σ. 12. N 16; Σ. 13. N 16, 17; Σ. 14. N 18) и, как и в каноне на Введение, имеются троичны и богородичны. 2-я песнь и соответственно полное написание имени В. в акростихе богородичнов сохранились только в 2 рукописях (в т. ч. в самой ранней - Crypt. Δ. α. XIV, XI в.). Иногда в надписании к имени автора прибавлено прозвище «Пагуриот» (Пагариот) (Paris. gr. 13 (Colbert. 121). Fol. 157v, XIII в.), или «Монах» (Crypt. Δ. α. IV. Fol. 40, XIII в.). Однако в рукописях Ath. Laur. Θ. 32 (XVI в.) и Vat. gr. 779 (1408) этот гимн надписан именем «Андрей» (AHG. T. 4. P. 789). В Параклитике Crypt. Δ. γ. I. Fol. 16v - 20 (X в.) имя «Василий Монах» носит крестовоскресный канон 1-го плагального (5-го) гласа «Υπ νδρν παρανμων τ σταυρ προσεπγης» (Людьми беззаконными ко кресту пригвожденного) с акростихом «Υμνον, Χριστ, σο προσγω τ ναστντι» (Песнь, Христе, Тебе приношу воскресшему). В печатных Минеях содержатся также самогласен ап. и евангелисту Луке (18 окт., в греч. Минее на стиховне, в рус. Минее - седален по полиелее, без надписания) «Τ τς Σωφας λιευτικ καλμ» (      ) 4-го гласа, носящий имя В., и стихира свт. Василию Великому (1 янв., на стиховне) «Πντων τν γων νεμξω τς ρετς» (          ) 1-го гласа, надписанная именем «Василий Монах». В Стихираре S. Sepulcri. 270 (XII в.) именем «Василий Монах» надписана литийная стихира в Неделю святых отцов «Βολδας στρπτοντες θεηγορας» (      ) 1-го гласа ( Thibaut. P. 101). В рукописных Матиматариях (Doch. 379. Fol. 228, 1-я пол. XVII в., и РНБ. Греч. 126. Л. 166, 2-я пол. XV в.) творением В. названа самогласная стихира индикта (1 сент. на стиховне) «Επστη εσοδος το νιαυτο» (      ) 1-го гласа, хотя встречается и иная атрибуция: Василику - в Матиматариях (Ivir. 975, сер. XV в.; Pantel. 938, кон. XV - нач. XVI в.; и Ivir. 991, 1670); Иоанну Монаху - в печатных Минеях.

http://pravenc.ru/text/150683.html

(предположительно кон. XIII - 1-я пол. XIV в. или XIV-XV вв.), 1-апсидная, имеет 2 входа с зап. и юж. сторон, перекрыта крестовым сводом; освещается 2 окнами, расположенными в юж. тимпане и в алтаре. Ниши на внешних стенах храма имеют обрамления из плинфы, апсида украшена поребриком. Фрески не сохранились; возможно, храм расписан не был. Церковь во имя свт. Афанасия Великого (XII-XIII вв.) (кладбищенская) принадлежит к 4-столпным купольным постройкам типа вписанного креста с 3 апсидами. Купол и своды храма, пострадавшие от землетрясения, воссозданы во время реставрационных работ 1960-1963 гг. по образцу купола ц. во имя мч. Созонта. Арочные завершения окон и входа, украшения зап. и юж. фасадов выложены из плинфы. Фрески сохранились частично. В конхе апсиды изображена Богоматерь с Младенцем на троне; ниже - «Причащение апостолов», фрагменты изображений святителей (лик свт. Афанасия Великого). В алтаре представлены - «Введение Богоматери во храм», «Тайная вечеря», фрагменты «Вознесения Иисуса Христа». По преданию, первоначально храм был посвящен арх. Михаилу, что находит подтверждение в росписи - образ арх. Михаила и его чудеса занимают одно из центральных мест: на сев. стене - ростовые изображения арх. Михаила и вмч. Георгия, композиции «Чудо в Хонех», «Арх. Михаил с Иисусом Навином», «Падение Иерихона». Церковь во имя мч. Созонта. XII/XIII-XIV вв. (XII или XIII-XIV вв.) возведена на месте раннехрист. базилики, принадлежит к тому же типу, что и ц. свт. Афанасия. Сев. и юж. фасады украшены узорами, выложенными керамической плиткой. Ребристый купол установлен на 8-гранном барабане, окна граней к-рого чередуются с глухими нишами, обрамленными поребриком. Роспись сохранилась фрагментарно. В барабане помещены изображения ангелов, поклоняющихся Этимасии, и фриз с ростовыми фигурами пророков. В конхе центральной апсиды угадывается образ Богоматери на троне с Младенцем и 2 поклоняющихся ангела. Росписи апсиды разделены на 3 горизонтальные зоны: в верхней - «Евхаристия», ниже - Нерукотворный образ Спасителя (нижняя граница нимба совпадает с линией шеи, концы белого орнаментированного плата свободно ниспадают), по его сторонам - святители, в нижней зоне - композиция «Поклонение жертве». На стенах вимы помещены «Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Отрок Христос проповедует в храме». В диаконнике в конхе в 2 ряда изображены святители в рост.

http://pravenc.ru/text/164513.html

Распространению почитания Г. Л. в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский мон-рь в 1-й четв. XIV в. вошел в державу Неманичей. Управляющий этой областью вел. воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор мон-ря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Г. Л. в серб. землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV-XVII вв. В наст. время мощи Г. Л. находятся в Лесновском мон-ре ( Култови лица. С. 33), частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII-XIX вв., находящиеся в музее мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. С. 87-88; кат. 23, 24). Посвящения храмов Г. Л. до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митр. Михаила, до XIX в. ничего неизвестно, память Г. Л. не указана в восточнослав. месяцесловах. Агиография Краткое житие Г. Л. содержится в 2 пергаменных южнослав. списках Пролога редакции Константина , еп. Мокисийского: САНУ. 53, 1330 г. (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском мон-ре), среднеболг. извод. Л. 115-115 об.; НБС. Рс 705, 1-я пол. XIV в., серб. извод (Пролог Ковачевича). Л. 87 об. Тексты практически не отличаются. Наиболее вероятное время создания краткого жития - 2-я четв. XIII в. Пространное житие Г. Л. дошло в неск. списках не ранее 1347 г. (напр.: НБКМ. 988. Л. 32-39 об.), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова (см.: Стоянов М. , Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 143-144). Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой ок. 1626 г. Датировка этого жития, дошедшего в позднем списке, затруднительна, но скорее всего оно написано не ранее рубежа XVI-XVII вв. Типологически принадлежит к группе т. н. народных житий болгаро-македон. св. отшельников ( Иоаким Осоговский , Иоанн Рильский, Прохор Пшинский ), старшее из к-рых (Иоанна) датируется XI-XII вв. Сюжет с убийством Маврагана при содействии Г. Л. («святой убийца», собственноручно вершивший суд над грешниками) имеет ряд аналогий в балканской агиографии XIII-XIV вв. (напр., чудо св. Димитрия Солунского о царе Калояне, св. Саввы Сербского о болгарине Стрезе, св. кор. Стефана Дечанского о чельнике Ивое и воеводе Юнце) и скорее всего навеян 2 первыми образцами, к-рые в отличие от него повествуют о конкретных исторических личностях. Текст памятника изобилует новоболг. (македон.) формами, к-рые трудно отнести только на счет переписчика XIX в. Известие жития, что «патриархъ Болгарски во гратъ Терново убояся сожжение ради, прыиде и взем мощи преподобнаго, принесе и положи и въ Тапезицъ у Святых Апостол», возможно, написано после случившегося незадолго до этого сожжения турками мощей св. Саввы Сербского (1594). Гимнография

http://pravenc.ru/text/161373.html

Таблица частотности использования выражения «Николай Чудотворец» в греческой христианской литературе Византии Жития и служба свт. Николаю Житие и чудеса свт. Николая Мирликийского VII-XI вв. Многократно Декабрьская служба свт. Николаю (6 декабря) Византийские и поствизантийские авторы (по хронологии) VIII-IX в. X-XI в. Филагаф Неофит Затворник, прп. XII-XIII в. Георгий Пахимер XIII-XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул XIII-XIV в. Кириак Анконский Дамаскин Студит, иером. Франциск Скуф XVII в. Житие и чудеса св. Никона XI-XVII в. Монастырские акты и типиконы Акты Констамонита XI-XVI в. Акты монастыря Иоанна Предтечи XIV-XVIII в. Акты Ивирона X-XIX в. Акты Дионисиата XI-XVI в. Акты Кутлумуша XI-XIX в. Акты Лавры IX-XV в. Акты Ксиропотама X-XVI в. Акты Ватопеда X-XIV в. Акты Хиландара XI-XIV в. Акты монастыря Лембиотиссы XII-XIII в. Монастырские типиконы V-XV в. Астрологические тексты Из таблицы видно, что эпитет «чудотворец» по преимуществу используется в текстах II тысячелетия. В конце I тысячелетия эпитет используется только один раз в «Хронографии» Феофана Исповедника . Чаще всего этот эпитет встречается в богатой житийной традиции святителя, а также у прп. Неофита Затворника (шесть раз). Но какова более древняя история данного термина? В античной литературе он используется дважды в качестве характеристики женщин, занимавшихся постановкой театральных или цирковых представлений 50 . «Древние называли делающих такие (театральные эффекты) чудотворцами за отличное [театральное] зрелище» 51 . Данный смысл сохраняется и в эпоху средней Византии – в корпусе поэта Георгия Писидийского 52 . В IV в. свт. Григорий Нисский написал «Житие святого Григория Чудотворца » 53 , известного святого III в. 54 , составившего, в свою очередь, благодарственную речь великому христианскому мыслителю Оригену . Появление в IV в., уже на христианской почве, эпитета «Чудотворец» как свойственного святым не случайно – он возникает в период максимального синтеза античной и библейской традиции в каппадокийской среде, под влиянием аллегорезы Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

хранящихся в Г., содержится древний репертуар, сложившийся до стилистических изменений, обычно связываемых с именем прп. Иоанна Кукузеля (рубеж XIII и XIV вв.). Согласно описанию Л. Тардо , в б-ке мон-ря хранится ок. 50 певч. рукописей, фрагментов и палимпсестов, в числе к-рых встречаются все типы визант. нотированных богослужебных книг: Евангелиарии, Апостолы и Профетологии с экфонетической нотацией, Минеи, Октоихи, Ирмологии, Кондакари, Стихирари, Триоди, Пентикостарии, Анфологии с ранневизант. и средневизант. нотациями. В Г. хранится значительное число рукописей итало-греч. происхождения, среди к-рых 3 приписывается основателю мон-ря - прп. Нилу Младшему (Crypt. Β. α. XIX, B. α. XX, B. β. I (nunc gr. 215-217)). 5 из 12 Миней (Crypt. . α. I-XII (nunc gr. 362-373)), созданных в нач. XII в. игум. Нилом II, содержат ранневизант. нотацию (только для нек-рых песнопений). Сохранились следующие рукописи со средневизант. нотацией, созданные в Г.: Ирмологий 1281 г. (Crypt. Ε. ϒ. II (nunc gr. 88), письма чтеца Феофилакта), Стихирарь кон. XIII в. (Crypt. Ε. α. II), Триодь XIII-XIV вв. (Crypt. Ε. α. V (nunc gr. 246)). Многие из этих рукописей происходят из Италии, напр. Crypt. Γ. ϒ. V (nunc gr. 344, 1224 г., выполненная иером. Софронием в мон-ре Спасителя в Мессине) и Crypt. Ε. β. I (nunc gr. 319, XIV в., письма иером. Нифона), в к-рой объединены 2 сборника: Асматикон (для хора) и Псалтикон (для солиста). Эти списки относятся к группе источников, содержащих мелодии, к-рые записаны средневизант. нотацией, и имеют ряд стилистических особенностей, подтверждающих гипотезу О. Странка о существовании особой итало-греч. певч. традиции (см.: Strunk. 1977). Неск. певч. рукописей, выполненных в Г. либо хранившихся ранее в ее б-ке, ныне находятся в др. итал. или в зарубежных собраниях, напр. Кондакарь 1288-1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64, письма иером. Симеона) и Октоих 1318 г. (Vat. gr. 1562, письма мон. Нифона) со средневизант. нотацией. В то же время в Г. хранятся манускрипты из более не существующих итало-греч. мон-рей, таких как Санта-Мария Одигитрия в Россано (обл. Калабрия) и прор. Илии и прмч. Анастасия Персиянина в Карбоне (обл. Базиликата). Из последней обители происходит неск. древних рукописей, в т. ч. 5 томов Минеи сер. XI в. с ранневизант. нотацией (Crypt. . α. XIII-XVII (nunc gr. 373-377)), содержащих более 40 стихир, не вошедших в стандартную версию Стихираря (στιχηρ πκρυφα) и, как правило, записанных с помощью более архаической версии куаленской нотации, чем остальные гимны в той же рукописи. В Г. хранится также Евхологий нач. XII в. (Crypt. Γ. β. XXXV) с нотированными кондаком Великой пятницы и вечерней Пятидесятницы, изложенной согласно чину собора Св. Софии в К-поле.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Луккского, ок. 1083), в своде кард. Деусдедита (между 1083 и 1087), «Collectio Britannica» (ок. 1090, Рим - Lond. Brit. Mus. Add. 8873). Если до 1159 г. известно ок. 10,5 тыс. папских посланий, то начиная с понтификата Александра III (1159-1181) их количество резко возросло, к нач. XIII в. насчитывалось ок. 7 тыс. новых Д. Д. содержали папскую интерпретацию тех или иных правовых вопросов и отражали изменения, происшедшие в XII-XIII вв. в церковном судопроизводстве и управлении под влиянием реформ папского суда и куриального делопроизводства, а также рецепции рим. права в связи с расцветом ун-тов, выделением канонического права (после появления Декрета Грациана ) как самостоятельной области знания, увеличением количества юристов среди священнослужителей, судей, служащих церковных курий и канцелярий. Для ознакомления с позицией Папского престола по актуальным в то время вопросам права канонисты в ун-тах и правовых школах с 60-х гг. XII в. стали собирать папские Д. в сборники и использовать их в преподавании канонического права. В сочинениях декреталистов (канонистов, изучавших декретальные своды) кон. XII-XIII в. было сформулировано каноническое учение о папских Д., разработана их типология. Опираясь на тезис о папе как о верховном законодателе и судье в католич. Церкви, канонисты разработали концепцию, согласно к-рой общие положения папских грамот, изданных по частному поводу, а также нормы права, к-рые можно вывести на их основе, обладали силой общецерковных законов. Во 2-й пол. XII-XIII в. завершается формирование основных типов Д. 1. «Консультации» - Д., изданные в ответ на вопросы (consulmamiones) местных церковных судей, обращенные в папскую курию по сложным проблемам канонического права, догматике, церковной дисциплине, отношениям со светскими властями; нек-рые Д. XII-XIV вв. содержат ответы папы сразу на неск. вопросов (см., напр.: Liber Extra. X 1. 29. 27) и напоминают сборники «Quaestiones» (жанр юридической лит-ры, запись вопросов и развернутых ответов на университетских диспутах).

http://pravenc.ru/text/171626.html

М. Эммануэль считает, что эти росписи выполнены одновременно или немного ранее фресок нартекса (Ibid. P. 249), где в композиции «Страшный Суд» также присутствует изображение 70 апостолов. Второй аргумент - сходная стилистическая трактовка фронтально стоящих святых в нижней зоне нартекса (образы мучеников Артемия и Никиты похожи на изображение Христа в сцене «Уверение ап. Фомы» в наосе). Нижней хронологической границей фресок наоса нужно считать 1474 г., когда были выполнены росписи ц. арх. Михаила в дер. Педулас, в неск. километрах южнее Калопанайотиса, где фигура Богоматери «Влахернитиссы» с кадящими архангелами воспроизводит соответствующий образ из апсиды наоса И. Л. м. (Ibid. P. 249-250). В сев. боковой апсиде наоса помещена икона прп. Иоанна Лампадиста со сценами жития (XIII и XVI вв.). В 1731 г. был расширен юж. вход в кафоликон, в результате чего были утрачены фрески на юж. стене. Низкий иконостас - древнейший из сохранившихся на Кипре иконостасов. Папагеоргиу датирует его XIV-XV вв. ( Papageorgiou. 2008. P. 53), Стилиану - кон. XV в. ( Stylianou. 1997. P. 304), И. А. Илиадис - кон. XIII - нач. XIV в. Он украшен орнаментом, включающим как гербы Лузиньянов и др. знатных франц. фамилий, так и изображения двуглавых орлов. В местном ряду находятся икона арх. Михаила (XIII в.) и чтимый образ сщмч. Ираклидия, написанный в 1543 г. по заказу свящ. Георгия. Церковь прп. Иоанна Лампадиста XII в. была полностью перестроена в XIV и XVII-XVIII вв. (Г. Дер Партог приводит точную дату - 1731) или, по мнению Илиадиса, ранее 2-й пол. XVI в. (на основании фрески 1-й пол. XVI в. с изображением прп. Иоанна Лампадиста на сев. стене церкви); при перестройке были почти полностью разобраны сев. и юж. стены. От первоначальной постройки осталась только небольшая часть сев. стены: сев.-вост. столп и идущая от него на восток узкая арка, сохранившая фрагменты 2 слоев живописи XII в. Из-за плохой сохранности трудно установить сюжет росписей. Предполагают, что здесь было изображено погребение прп. Иоанна Лампадиста ( Papageorgiou. 2008. P. 36). Иконостас датируется XVII - нач. XVIII в., царские врата - XVI в., деисусный ряд состоит из икон 1772, 1775 и 1782 гг., праздничный - из икон XVI в. (Ibid. P. 53). Честная глава святого в серебряном ковчеге (1641) помещена в нише в стене, отделяющей ц. Иоанна Лампадиста от Латинской капеллы. На стене вокруг этой ниши имеется неск. надписей, в т. ч. В. Г. Григоровича-Барского , посетившего И. Л. м. в 1735 г., и известного критского живописца Иоанна Корнароса.

http://pravenc.ru/text/577896.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010