Тип 4. Композиции из кругов с дополнительными элементами, изображенными как внутри, так и вне окружности. Группа Б. Крестообразные символы. Данная группа представлена четырьмя типами: Тип 1. Кресты. Тип 2. Свастики. Тип 3. Комбинированные знаки, где основой является крест. Тип 4. Знаки в виде колеса со спицами. Перечисленные символы группы Б можно объединить на основе сравнений: крест – фигура из двух пересекающихся под углом линий С. 247], а свастика – знак в виде креста С. 157]. Свастика – это вращающийся крест С. 420]. На основании этих сравнений можно предположить косвенную связь креста, многолучевой свастики, колеса со спицами и объединить их в группу крестообразных символов. Группа В. Символы в виде звезд представлены двумя типами: Тип 1. Звезды пятиконечные. Тип 2. Комбинированные символы, где звезда является основным знаком композиции. Группа Г. Вилообразные символы представлены тремя типами: Тип 1. Клеймо в виде «гусиной лапки». Тип 2. Знак в виде двузубца, обращенного остриями в стороны, с точкой между остриями. Тип 3. Знак в виде трезубца. Группа Д. Символ «усеченный угол» представлен двумя типами: Тип 1. Усеченный угол. Тип 2. Усеченный угол с дополнительными элементами. Группа Е. Символы в виде четырехугольных фигур. Группа включает четыре типа: Тип 1. Квадраты без дополнительных элементов. Тип 2. Квадрат, крестообразно поделенный на секторы. Тип 3. Клейма, в композицию которых входит квадрат. Тип 4. Ромб с точкой в центре, заключенный в круг. Группа Ж. Лепестковые символы. Центром знака, как правило, является маленький круг или точка, но основу композиции составляют лепестки. Группа представлена двумя типами: Тип 1. Композиция в виде цветка. Тип 2. Композиция в виде круга с чешуевидными лепестками. Группа З. Символы индивидуальных начертаний. В группе выделено четыре типа: Тип 1. Символы, составленные из ломаных линий. Тип 2. Символы, подражающие арабской вязи. Тип 3. Символы, имеющие сходство с буквами. Тип 4. Знаки в виде решеток. Хронологически процесс заселения и хозяйственного освоения района Куликова поля делится на два крупных этапа: домонгольский (конец XII– первая половина XIII вв.) и золотоордынский (вторая половина XIII– третья четверть XIV вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Подобным же образом передается рассказ о Веронике в одной рукописи XI века. (Foggini, De Romano Divi Petri itinere). Отсюда видно, что обладательница портрета Иисуса Христа была та кровоточивая женщина, которая исцелена через прикосновение к одежде Иисуса Христа; портрету этому не усвояется чудесного происхождения: Вероника сама приготовила его; но он обладает чудодейственной силой исцелять тяжкие недуги, как это случилось с Тиберием. В англосаксонской рукописи XI века, принадлежащей Кембриджской библиотеке, встречаются особенные подробности, каких нет в вышеприведенных латинских рукописях. Тиберий заболел проказою. По совету Тита и Веспасиана, он посылает своего родственника Волюсиана в Иерусалим, где жила исцеленная от прикосновения к одеждам Иисуса Христа кровоточивая женщина Вероника; у нее есть часть одежды Иисуса Христа, на которой представляется Его лик. Тит слышал от иудея Нафана об убрусе Вероники и получил через него исцеление от рака. Волюсиан отыскивает в Иерусалиме Веронику с ее сокровищем; берет у нее это сокровище и, завернув его в златотканный плат, полагает в золотой ящик и запечатывает; потом вместе с Вероникою отправляется в Рим к Тиберию. Тиберий с благоговением принимает образ, покланяется ему и получает исцеление от болезни. В этом рассказе заслуживает внимания, во-первых, то, что здесь речь идет об одежде Иисуса Христа, во-вторых, что на одежде этой только некоторым избранным людям представлялся лик Христа, в-третьих, что эта святыня имела чудесную силу исцеления болезней. В источниках XII, XIII и XIV вв. встречаются опять некоторые изменения и дополнения в подробностях сказания: в одних говорится, что в голове Тиберия или Веспасиана завелись черви, в других – осы в его носу, в-третьих, что Вероника поручила снять портрет с Иисуса Христа Евангелисту Луке, но когда это ему не удалось, то Спаситель обращается к Веронике и обещает прийти к ней в дом на вечерю; спустя некоторое время он действительно приходит, умывает лицо Свое водой и вытирает полотенцем, на котором отражается Его божественный лик (Сообщ. Вернера Нидеррейнскаго XII в.); в иных, – что отпечатленный лик Спасителя был с черной бородой и блестящими глазами, что Иисус Христос был представлен на плате (погребальном?) во весь рост, и этот плат возложен был на Тиверия и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Источники эпохи крестовых походов описывают М. как племя или конфедерацию племен, каждое из к-рых имело свои плато и долины. Центром их расселения была сев. оконечность хребта Ливан - Джубайль, Эль-Батрун, Бшарри. М. создали устойчиво воспроизводившуюся крестьянскую культуру, ориентированную на горные монастыри гл. обр. в верхней части долины Кадиша. Позднейший квазиисторический эпос этого народа сохранил предания о маронитских вождях, которые со своими дружинами активно участвовали в локальной политике, выступая как вассалы крестоносцев - владетелей побережья. Тесные контакты Римско-католич. Церкви с маронитскими иерархами и знатью привели к принятию М. унии с Римом (1182). В тот период М. воспринимали унию как исключительно политическое выражение лояльности; в их религ. укладе ничего не изменилось, о чем сохранились свидетельства в многочисленных донесениях папских легатов, работавших в Ливанских горах в XII-XIII вв. Поражение крестоносцев в кон. XIII в. привело к ослаблению связей М. с Западом. В маронитской среде усилилось идейное влияние яковитов, переселявшихся в Горный Ливан. Противостояние яковитской и прокатолич. партий завершилось в кон. XV в. локальной гражданской войной и изгнанием яковитских монахов из обл. Бшарри. С этого времени можно отсчитывать окончательное обращение Маронитской Церкви в унию с Римом, хотя зап. миссионерам пришлось еще неск. веков приводить догматику и культовую практику М. в соответствие с католич. представлениями. В кон. XIV - нач. XVII в. в высокогорной обл. Бшарри существовало автономное административное образование, возглавлявшееся маронитскими вождями-мукаддамами. Значительные группы М. мигрировали на Кипр, где сложился особый кипрско-маронитский диалект араб. языка (в наст. время находится на грани исчезновения); в кон. XV в. образовалась маронитская колония в Халебе (единственная городская община). В раннее Новое время усилилась интеграция Маронитской Церкви с Римско-католической Церковью. В XVI в. в Ливанских горах работали иезуитские миссии, к-рые провели ревизию монастырских библиотек, сопровождавшуюся сожжением «еретических» рукописей, и начали планомерную латинизацию обряда.

http://pravenc.ru/text/2562392.html

Ист.: Annalista Saxo, a. 1082/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 6. P. 720-721; Chronica ecclesiae Rosenfeldensis seu Hassefeldensis//Monumenta inedita rerum Germanicarum, praecipue Bremensium/Ed. J. Vogt. Bremen, 1740. T. 1. P. 125; Frutolfi Chronicon, a. 1089// Frutolfs und Ekkehards Chroniken und die anonyme Kaiserchronik/Hrsg. F.-J. Schmale, I. Schmale-Ott. Darmstadt, 1972. P. 104. (AQDGM; 15); Liber de unitate ecclesiae conservanda. 26, 35/Ed. I. Schmale-Ott//Quellen zur Investiturstreit. Darmstadt, 1984. P. 486, 528. (AQDGM; 12b); Annales Corbeienses, a. 1094/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 3. P. 7; Annales St. Disibodi, a. 1093/Ed. G. Waitz//MGH. SS. T. 17. P. 14; Bernoldi Chronicon, a. 1094-1095/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 5. P. 457-458, 462; Deusdedit cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos. 12/Ed. E. Sackur//MGH. Lib. T. 2. P. 330; Gerhohi praepositi Reichersbergensis De investigatione antichristi. I 17/Ed. E. Sackur//MGH. Lib. T. 3. P. 324; Alberto. Annales Stadenses/Ed. I. M. Lappenberg//MGH. SS. T. 16. P. 316-317; Donizone, presbytero. Vita Mathildis celeberrimae principis Italiae carmine scripta a Donizone presbytero, qui in arce Canusina vixit. 8/Ed. L. Simeoni. Bologna, 1931-1940. P. 80. Лит.: Krug Ph. Eupraxia// i dem. Forschungen in der älteren Geschichte Russlands. St.-Pb., 1848. Bd. 2. S. 579-618; Lorenz H. Bertha und Praxedis, die beiden Gemahlinnen Heinrichs IV. Halle, 1911; Шайтан М. Э. Германия и Киев в XI в.//ЛЗАК. 1927. Т. 1(34). С. 14-19; Розанов С. П. Евпраксия-Адельгейда Всеволодовна (1071-1109)//Изв. АН СССР. Отд-ние обществ. наук. Л., 1929. 8. С. 617-646; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси: XI-XIII вв. СПб., 1992. С. 26-28, 60; Назаренко А. В. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 539-558; он же. Западноевропейские источники//Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 20032. С. 373-378; он же. Владимир Мономах и Вельфы в кон. XI в.//Средневек. Русь. М., 2007. Вып. 7. С. 71-119; R ü ss H. Eupraxia-Adelheid: Eine biogr. Annäherung//JGO. 2006. Bd. 54/4. S. 481-518. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича

http://pravenc.ru/text/187272.html

Состав Требника следующий: I) Л. 1 об. – 14: чины рукоположений (игумена, чтеца и певца, иподиакона (« оуподькона»), диакона, пресвитера (« провутера»), епископа). II) Л. 14–79 об.: монашеские чины (постриг в малую схиму; постриг в великую схиму; чин монашеского отпевания, к которому примыкает молитва над умершим младенцем (л. 79 об. – 80 об.)). III) Л. 80 об. – 95: чины различных торжеств (чин ежегодного празднования дня освящения храма; чин новолетия 1 сентября; чин Крестовоздвижения 14 сентября; чин освящения храма). IV) Л. 95 – 105 об.: чины исповеди и причащения умирающих. Такой состав Требника достаточно необычен. Сочетание в нем двух групп чинов, относящихся к архиерейскому богослужению (чины рукоположений и чины различных торжеств (совершение последних, впрочем, не было исключительной прерогативой архиерея)), с группой монашеских чинов и отсутствие в нем таких характерных для Требника последований, как чины Крещения или Венчания, указывают на то, что рукопись, вероятно, была переписана для монастыря, в котором часто служил (и, в том числе, рукополагал) архиерей, и служила дополнением к Служебникам и Требникам более обыденного состава. Чины рукоположений занимают первую часть Требника РНБ. Соф. Их текст представляет перевод той редакции византийских чинов хиротоний, которая близка к классической константинопольской редакции X–XI вв. и которая, согласно А.И. Неселовскому, встречается в кодексе Paris. Reg. XIV в. и в свитке XIII в. из собрания А.А. Дмитриевского 14 . В Требнике содержатся чины поставлений игумена, чтеца и певца, иподиакона, диакона, священника и епископа, то есть те чины, что составляли обычный набор византийских чинов поставлений уже в доиконоборческую эпоху (однако в Требнике нет распространенного в Евхологиях до XI–XII вв. чина поставления диакониссы, а сам набор чинов не начинается, как в ранних рукописях Евхология, а заканчивается чином хиротонии епископа). По сравнению с более поздними, представленная в Требнике редакция текста чинов сохраняет такие особенности, как: причащение новопоставленным диаконом народа; преподание новопоставленному иерею Св. Хлеба не после, а до освящения (для того, чтобы новопоставленный иерей впервые сам освятил Дары); предстоятельство новопоставленного епископа во время литургии; использование возгласа «Достоин!» (слав. перевод греч. ξιος) 15 только в чине поставления епископа и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Как дальнейшее развитие десятин,—десятой части доходов с известных имений или, вместо того, известных имений, отдаваемых во владение и полную собственность церковным властям и учреждением,—очень в древней Руси является пожалование князьями епископиям, монастырям и церквам поземельных владений, населенных и ненаселенных. Пожалование юридически переносило судебно-гражданские права жалующих собственников в их владениях на те власти и учреждения, которым владения жаловались. Князья, так сказать, формально переводили на церковные власти и учреждения свои права в вечное В следствие такого пожалования церковные учреждения и власти становились в пожалованных имениях отчинниками или, впоследствии, помещиками со всеми правами, какие принадлежали прежним владельцам, или даже с особенными разнообразными привилегиями против общих прав владельцев,—привилегиями, которые предоставлялись представителями державной государственной власти. Пожалование населенных ненаселенных имений церковным учреждениям и властям закреплялось особыми жалованными или тарханными, данными (вкладными) и духовными грамотами, как юридическими официальными актами. Грамоты скреплялись подписью жалующих и лиц, приближенных служилых к князю, иногда и подписью тех, которым жаловались они, a иногда «ради крепости в будущие времена заносились в «головные книги» константинопольские патриархии «на вечное и непорушимое Нет сомнения, что с конца XI века церковные учреждения получали уже в пожалование населенные и Об этом говорят летописи. От XII века сохранилось несколько и жалованных грамот, в которых ясно предоставлены судебно-гражданские права церковным В XIII и XIV веках в период монгольского ига, в следствие несчастного политического состояния нашего отечества жалованные и вкладные грамоты на населенные земли раздавались духовным властям и учреждениям с особенною щедростию не только князями, но и частными Судебно-гражданские права церкви в ее владениях подтверждались ханскими взаимными договорами князей между и В XV, XVI и вв. продолжалось увеличение населенной и ненаселенной поземельной собственности церковных властей и учреждений разными средствами, но всегда имеющими юридические основания своего времени. В в., по свидетельству иностранца Коллинса, посетившего Россию при Алексее Михайловиче, почти две трети государства принадлежали по свидетельству Котошихина в его время за патриархом числилось больше 7000 дворов, за архиереями до 28,000 и за монастырями до 83,000,— всего за церковными властями и учреждениями до 118,000 По «Росписи 170 года.» (1662 г.) за 476 монастырями крестьянских и бобыльских дворов было 87,907 установились судебно-гражданские права церковных учреждений на владельческих основаниях и сложился особый гражданский юридический быт в церковных владениях, отличный от быта в других владениях и землях, принадлежавших иным собственникам.

http://sedmitza.ru/lib/text/439421/

Князья, так сказать, формально переводили на церковные власти и учреждения свои права в вечное владение 30 . Вследствие такого пожалования церковные учреждения и власти становились в пожалованных имениях отчинниками или, впоследствии, помещиками со всеми правами, какие принадлежали прежним владельцам, или даже с особенными разнообразными привилегиями против общих прав владельцев, – привилегиями, которые предоставлялись представителям державной государственной власти. Пожалование населенных ненаселенных имений церковным учреждениям и властям закреплялось особыми жалованными или тарханными, данными (вкладными) и духовными грамотами, как юридическими официальными актами. Грамоты скреплялись подписью жалующих и лиц, приближенных служилых к князю, иногда и подписью тех, которым жаловались они, а иногда «ради крепости в будущие времена заносились в «головные книги«» Константинопольской патриархии «на вечное и непорушимое воспоминание» 31 . Нет сомнения, что с конца XI века церковные учреждения получали уже в пожалование населенные имения – «села 32 и волости» 33 . Об этом говорят летописи. От XII века сохранилось несколько и жалованных грамот, в которых ясно предоставлены судебно-гражданские права церковным учреждениям 34 . В XIII и XIV веках в период монгольского ига, вследствие несчастного политического состояния нашего отечества жалованные и вкладные грамоты на населенный земли раздавались духовным властям и учреждениям с особенной щедростью не только князьями, но и частными владельцами – отчинниками 35 . Судебно-гражданские права церкви в ее владениях подтверждались ханскими ярлыками 36 , взаимными договорами князей между собой 37 и духовенством 38 . В XV, XVI и XVII вв. продолжалось увеличение населенной и ненаселенной поземельной собственности церковных властей и учреждений разными средствами, но всегда имеющими юридические основания своего времени. В XVII в., по свидетельству иностранца Коллинса, посетившего Россию при Алексее Михайловиче, почти две трети государства принадлежали церкви 39 ; по свидетельству Котошихина в его время за патриархом числилось больше 7000 дворов, за архиереями до 28,000 и за монастырями до 83,000, – всего за церковными властями и учреждениями до 118,000 дворов 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Далее боннский профессор пишет, что уже в наше время превосходный греческий филолог и новатор народного языка E. Kriaras взялся за создание словаря народной литературы, два или три тома которого уже увидели свет [ix] . После начала этой работы стало очевидно, что существуют большие пробелы (относительно количества проработанных текстов) как в отдельных изданиях H. G. Liddell, G. W. H. Lampe и E. Kriaras, так и во всех этих работах вместе взятых. По мнению ученого, эти пробелы будут восполнены новым средневековым лексиконом, который по своем завершении станет незаменимым инструментом византийских исследований [x] . В качестве базовых это издание использует лексиконы H. G. Liddell и G. W. H. Lampe, что дает ему возможность не учитывать повторяющиеся слова. Основной акцент в этом лексиконе делается на тексты, написанные с IX по нач. XIII столетия, а народные тексты XIIXIV столетий, которые вполне объяснены E. Kriaras, не учитываются. Вся масса материалов в этом лексиконе укомплектована с помощью TLG [xi] . Это дает возможность учесть наиболее старопечатную лексику, благодаря чему были исправлены многие недостатки в лексиконе H. G. Liddell, и главным образом в работе G. W. H. Lampe. Особое внимание уделяется ранней агиографии (IV-VIII вв.), которая в сжатом виде была прокомментирована в Patristic Lexicon . Дополнительный материал из манускриптов (по большей части парижских) был заимствован из неопубликованного собрания Emmanuel Miller. В случае, когда слово встречается очень часто, количество сносок ограничено ранними периодами, особенно если оно согласуется с TLG. В конце каждой словарной статьи (леммы) специальные сноски отсылают читателя к другим словарям, которые наиболее удачно подобраны авторами для специалистов. Все дополнения и исправления, которые были внесены в процессе скрупулезной редактуры, были учтены авторским коллективом. Очевидно, что этот процесс не может быть завершен до тех пор, пока не доведен до конца весь проект. Таким образом, в этом издании осуществляется процесс, совершенно отличный от того, который имел место в работе E. Kriaras.

http://bogoslov.ru/article/423989

Северокавк. Алания занимала значительное пространство, простираясь от границ Дагестана до Азовского м. Вдоль Главного Кавказского хребта она граничила с областями кавк. племен, с сев. же стороны границы были неустойчивы и подвижны. Здесь, в предкавказских степях, сменив гуннов, господствовали хазары , а вслед за ними - половцы . На северо-западе аланы с X в. время от времени входили в соприкосновение со слав. племенами. Часть аланских племен селилась в бассейне Дона, имеются сведения о многочисленных автономных поселениях алан в Крыму и Сев. Причерноморье. Не смешиваясь с местным населением, они сохраняли свой язык, культуру и обычаи. В древних и средневек. персо-, арабо-, армяно- и грекоязычных источниках ираноязычные племена Кавказа назывались «аланами»; в рус. летописях они именованы «асами» («ясами»); в памятниках груз. письменности - «осами» или «овсами». В IV-XIII вв. аланы представляли значительную военную силу. Великие державы того времени - Византия, Иран, Арабский халифат и Хазария - соперничали за влияние в Алании; аланские дружины участвовали в военных предприятиях на широких просторах Евразии - от Британии до Китая. В эпоху ирано-визант. войн (VI - нач. VII в.) произошло разделение Кавказа на зоны влияния между Византией и Сасанидским Ираном. В дальнейшем особенности культуры Сев. Кавказа в Вост. (верховья Терека) и Зап. (верховья Кубани и Лабы) Аланиях формировались различными путями и имели разные результаты. На северо-востоке Кавказа Иран привил культуру монументального каменного строительства, получившую здесь творческое развитие и дошедшую до наст. времени в памятниках позднего средневековья (архитектура башенных селений). Араб. нашествие в VIII в. нанесло Вост. Алании существенный ущерб, но в период господства хазар, данниками к-рых стали вост. аланы, экономика и культура региона были восстановлены. До XII в. вост. аланы были язычниками; в эпоху св. груз. царицы Тамары здесь велась интенсивная христианизация, но все же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения. В кон. XIV в. сокрушительное вторжение Тимура привело к рассеянию значительной части алан, в то время как оставшиеся представители этого народа приняли участие в процессе этногенеза народов Сев. Кавказа, в частности совр. осетин.

http://pravenc.ru/text/64006.html

Под правой чуть приподнятой ногой Христа на энколпии сохранилась клепка круглой формы, включенная в композицию изображения, поскольку внешняя часть шляпки соответствует изгибу стопы Христа. Материал клепки соответствует материалу энколпия. С обратной стороны клепки сохранилась незначительная часть (ок. 0,5 см 2 ) другой створки энколпия. Похожая иконка-энколпий имеется в собрании Центрального музея им. Андрея Рублева и опубликована в труде С. В. Гнутовой, Е. Я. Зотовой С. 51] под 58. Эта иконка датирована XIV веком. В фонды музея она попала из коллекции Крашениникова, и поэтому ее происхождение неизвестно. По литью авторы относят ее к новгородскому производству. Полная аналогия данной иконки с такими же верхними и нижними ушками хранится в частном собрании И. А. Солдатенкова и датируется концом XIII– началом XIV вв. С. 371, кат. 93]. И в первом и во втором случаях лицевые створки идентичны с сюжетами «Рождество Христово» и имеют по одному ушку сверху и снизу. Анализ изображений лицевых створок позволяет говорить, что даже такая небольшая сохранившаяся площадь (0,5 см 2 ) изображения рассматриваемого энколпия полностью соответствует приведенным аналогам. Вскоре после приобретения рассматриваемой иконки от частных лиц поступила аналогичная лицевая створка с сюжетом «Рождество Христово», происходящая из Алексинского района Тульской области. Это позволяет сделать вывод о неединичном случае поступления иконок-энколпиев с такими сюжетами в заокские земли в XIII–XIV вв. Только дополнительные химико-физические анализы могут разрешить вопрос о происхождении этих иконок: с одной формы или одного прототипа. Но, безусловно, хронологически они не выходят за рамки XIV в. Место обнаружения рассматриваемой находки расположено на левом берегу р. Непрядвы при впадении ее в р. Дон на территории д. Задонщина (Милославщина). Археологические разведки, проводившиеся М. И. Гоняным в этом районе, выявили одно поселение XII–XIV вв. Учитывая, что место находки известно с точностью до 50 м, целесообразно провести археологические исследования для выяснения наличия или отсутствия здесь культурного слоя XII– XIV вв., чтобы точно определить, является эта находка случайной или она относится к культурному слою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010